интерактивный спектакль что это такое
Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать
Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».
Английский пациент
Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.
Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.
На российской почве
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.
Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.
На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.
Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.
«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».
Прощай, молодость
То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».
Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».
Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.
Интерактивный спектакль что это такое
За последние три года мода на спектакли в особняках и городские бродилки в наушниках распространилась по всей стране. Проводим ревизию самых любопытных и неожиданных проявлений тенденции от Петербурга до Хабаровска.
Текст: Алексей Киселев, Оксана Ефременко, Максим Чуклинов, Inner Emigrant, Антон Хитров
5.12.18
Кто придумал: хореограф Мигель и продюсерские компании Journey Lab (Нью-Йорк, США) и YesBWork (Москва)
Место: особняк в Дашковом переулке, дом 5
Как это работает: классический образец иммерсивного спектакля, передающий привет знаменитому шоу «Sleep No More» команды Punchdrunk. На входе в особняк зрителям раздают маски и объясняют правила: актеров не трогать, не разговаривать, не снимать маску, не пользоваться телефонами; перемещаться по комнатам и этажам здания можно свободно. Актеры бегают всюду, мистически танцуют и периодически разыгрывают драматические сцены по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Особая отрада — само пространство: в комнатах и залах с ювелирной точностью воспроизведен европейский быт конца XIX века.
«Анна Каренина» (Казань)
Кто придумал: актриса и продюсер Диана Сафарова и фонд «Живой город»
Место: особняк Демидова (бывший ЗАГС), улица Мусы Джалиля, 7
Как это работает: почти так же, как в «Вернувшихся»: вы надеваете маску и принимаетесь шастать по комнатам и залам на двух этажах огромного здания бывшего ЗАГСа. В самом большом зале выстроен вокзал. В какой-то момент туда, дымясь, буквально въезжает поезд. Персонажи романа Льва Толстого одновременно по всему особняку занимаются своими делами согласно сюжету, много беседуют, играют в карты, едят и занимаются любовью (понарошку). Из ноу-хау — каждому герою соответствует свой запах.
«Другой город» (Петербург)
Кто придумал: режиссер Семен Александровский, Pop-up театр
Место: набережные рек и каналов Петербурга
Как это работает: на набережной Фонтанки вы надеваете наушники, предварительно выбрав маршрут: Амстердам, Париж или Венеция. Включаете плеер и следуете выданной в бумажном виде инструкции: куда идти, где притормозить, на что обратить внимание. В наушниках тем временем — звуки набережных того города, на который пал ваш выбор в начале. Поскольку звуки эти записаны на специальный бинауральный микрофон, неминуемо создается эффект присутствия одновременно в двух местах: в том, которое вы видите, и в том, которое слышите. А они, знаете ли, поразительным образом совпадают.
«Зеркало Карлоса Сантоса» (Москва)
Кто придумал: режиссер Талгат Баталов, драматург Максим Курочкин, продюсеры Евгений Кадомский и Павел Гизатулин
Место: мансардный этаж дома на Большой Дмитровке, дом 32, строение 1
Как это работает: на входе с вас возьмут расписку, что вы даете добровольное согласие примерно на все. Затем вы с другими зрителями соберетесь в уютной гостиной, где настоящий психотерапевт «настроит» вас на дальнейшее путешествие. Вы наденете маски и плащи и станете свидетелем ссоры родителей. Окажетесь за школьной партой. Или погрузитесь в офисный угар. Возможно, вас даже переедет поезд и ваше тело привезут в морг. Никто точно не скажет, что именно вы увидите в «Зеркале». Во многом потому, что спойлеры запрещены все той же распиской. Но гарантированно на выходе вас будет ждать роскошный ужин с хорошим вином, где вы сможете обсудить с авторами проекта и другими зрителями все, что пережили на этом «спектакле». И не только.
«Мария и я» (Хабаровск)
Кто придумал: режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко
Место: Хабаровский театр юного зрителя
Как это работает: специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в которых представлены тексты графического романа Мигеля Гаярдо «Мария и я». Зритель переходит из одного пространства в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом «аутизм». На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте и так далее. Каждому предлагается увидеть мир глазами особенного подростка, попутно выполняя увлекательные задания. Например, надо выбрать подходящую для Марии футболку, определить меню на вечер или покопаться в том же песке на пляже, что и она. Создатели определили постановку как спектакль-контакт — контакт с другим сознанием, его индивидуальностью, какой бы причудливой она ни казалась.
«Неявные воздействия» (Москва)
Кто придумал: режиссер Всеволод Лисовский
Место: заранее неизвестно
Как это работает: зрители встречаются с артистами в условленном месте и отправляются бродить по городу. На пути могут попадаться любые локации: улица, метро, заброшенный дом, торговый центр и так далее; все это — трибуны для актеров, исполняющих самые разные тексты от стихов Серебряного века до философских трактатов. Группу возглавляет режиссер Лисовский с флагом, на котором изображен африканский зверь трубкозуб — герб проекта. Спектакль импровизационный, маршрут не известен ни зрителям, ни артистам и ни с какими инстанциями заранее не согласован, так что охранники или полицейские могут вмешаться в любой момент.
«Remote Moscow» (Москва)
Кто придумал: театральная компания Rimini Protokoll (Берлин, Германия) и продюсер Федор Елютин (Москва)
Место: московские улицы
Как это работает: пятьдесят зрителей собираются на Миусском кладбище, каждый получает наушники. В них приятный синтезированный голос говорит, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать, о чем думать. Таким образом вся группа перемещается по Москве, наблюдая повседневную жизнь, которая благодаря дополненной аудиореальности преображается удивительным образом. К концу полуторачасового променада у каждого участника, как правило, возникает ряд вопросов типа «Так я личность или часть стада?», «Куда искусственный интеллект заведет человечество?» и «Какого черта, собственно, я все это время подчинялся какому-то несуществующему голосу?». Спектакль играется в теплое время года.
«Слушай Тобольск» (Тобольск)
Кто придумал: фестиваль «Территория», режиссер Галина Зальцман и драматург Екатерина Бондаренко
Место: улицы старого Тобольска
Как это работает: это тоже прогулка по городу в наушниках, только на этот раз главным объектом внимания становится не пространство, а время. Участники будто бы подслушивают телефонный разговор мужчины и женщины: они оба живут в Тобольске, но никак не могут встретиться. Дело в том, что они живут в разные времена. Пока они, меняя на ходу имена и даты, рассказывают свои истории, участники успевают неочевидными тропами обойти весь исторический центр города.
Кто придумал: театральная компания Ontroerend Goed (Антверпен, Бельгия), продюсерская компания «Импресарио» (Москва)
Место: универмаг «Цветной»
Как это работает: вы приходите к назначенному времени в назначенное место. В одиночестве. Вас деликатно встречают и провожают в секретную комнату, а точнее лабиринт с красными занавесами вместо стен. Там вы сами не заметите, как окажетесь в центре удивительного спектакля про вас (подробности рассказывать нельзя). В финале получасового трипа вам вручат компакт-диск; обязательно найдите возможность познакомиться с его содержимым: это самая главная часть спектакля.
«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (Москва)
Кто придумал: журналист Михаил Зыгарь и продюсер Карен Шаинян
Место: окрестности Пречистенки и Остоженки
Как это работает: фактически это экскурсия в наушниках. Другое дело, что виртуальный экскурсовод — находящийся под домашним арестом режиссер Кирилл Серебренников. Он живет в этом районе города, и два часа в день ему разрешено прогуливаться по окрестностям. На время прогулок ему надевают на ногу отслеживающий перемещения браслет, поэтому участникам тура надевают на ноги нечто подобное. Прогулка длится полтора познавательных часа: вам рассказывают про замечательных людей от Булгакова и Есенина до Кропоткина и Шехтеля, живших в разное время на этих улицах, — едва ли не все они были судимы, арестованы, изгнаны из страны или убиты. Весной 2019 года создатели спектакля намерены запустить мобильное приложение — уже для индивидуальных туров.
Интерактивные спектакли — что это?
Для полноценного развития ребенка родители стремятся показать ему мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с классическим театром, где за представлением юные зрители следят со своих мест, есть и возможность пойти на интерактивный спектакль, где можно и самому принять участие в действе.
Что дает ребенку такой интерактивный спектакль:
Понятные сюжеты. За основу спектаклей берутся сказки с участием животных. Часто это интересные зарисовки, которые знакомят детей с миром природы, с повадками птиц и зверей.
Знакомство с музыкой. Музыканты играют на живых инструментах. Ребенок может наблюдать, как скрипач водит смычком, какие звуки при этом возникают. Он соотносит звуки музыки и инструмент, учится понимать ее настроение. Классическая музыка часто соседствует с мелодиями народов всего мира.
Погружение в сказку. Ведь сказка происходит рядом, с героями сказки можно взаимодействовать — помогать, озвучивать и т.д. Можно вместе с ними проходить все испытания. Погружению в этот волшебный мир сказки помогут и пальчиковые и жестовые игры. Для превращения в героя сказки иногда ведь нужен всего лишь лёгкий платок или трещотка, всё остальное сделает детская фантазия.
Двигательная активность. Всем известно, как порою трудно усидеть здоровому ребенку на месте, а на интерактивном спектакле есть возможность и попрыгать, и потанцевать. И там эти действия не запрещены, а вплетены в само представление. Ну, а покружиться с красивым зонтиком нравится всем.
Семейная атмосфера. Родители присутствуют на представление, что всегда служит незримой поддержкой для ребенка в новом месте, а уж если мама с папой еще и участвуют, то для ребенка есть прекрасный пример, как себя надо вести на публике, как взаимодействовать с другими людьми. Такие представления — камерные, для небольшого количества людей, ребенок не испытает шока от толпы, а сможет влиться в компанию и получить удовольствие.
Интерактивный театр для самых маленьких: как и зачем развивать фантазию ребёнка?
Дарья и Наталья – профессиональные педагоги. Насколько полезно театральное искусство в общении и развитии детей, они заметили уже давно.
Несколько лет назад на одном из профессиональных фестивалей они впервые показали представление для широкой аудитории. Спектакль вызвал столько положительных отзывов у детей и их родителей, что девушки задумались о создании собственного проекта в родном Севастополе. И вот, уже четвёртый год существует театр «Сказки на подушках». Своё детище Дарья и Наталья обожают, и это передаётся их маленьким зрителям.
ДАРЬЯ ДУДОЛАДОВА, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Мы видим эти икрящиеся огоньки в глазах. Мы видим, самое главное, после спектакля наполненность детей. Мы видим, что они потом дома делают – присылают нам фотографии, как они сами вырезают, экспериментируют, пробуют. Мы видим, что это находит отклик, и как зёрнышко какое-то прорастает дальше».
В отличие от традиционного театра, спектакли «Сказок на подушке» проходят в камерной атмосфере. Благодаря множеству интерактивных элементов, дети становятся непосредственными участниками представлений и будто погружаются в сказочную историю.
ДАРЬЯ ДУДОЛАДОВА, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Нет ограничения, что это далеко: мы сидим в бархатных стульчиках и хотели бы что-то может быть потрогать… Если свои детские воспоминания вспомнить: ты сидишь, и тебе так хочется прикоснуться и хоть потрогать, как шуршит платье этой принцессы, а ты далеко».
Будучи ребёнком, Наталья сама долгое время занималась в театральной студии, так что не понаслышке знает, как многое малышу даёт причастность к творчеству. Фантазия, уверенность в себе, музыкальность, ассоциативное мышление – всё это развивается во время игр с элементами театрального искусства.
НАТАЛЬЯ БЕЛАЯ, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Для трёхлетнего ребёнка очень важно, чтобы всё вокруг него разговаривало: чайник, перчатка, башмачок, комбинезон. Мы даже когда работаем с детьми, бывает, что кто-то не хочет одеваться. Но как только его башмак начинает разговаривать и с ним взаимодействовать… И отчасти это театр: башмак оживает, и он уже готов одеваться».
Уже в 5-летнем возрасте ребёнок переходит к сюжетно-ролевых играм. В его воображении рождаются герои и целые истории. Тут особенно важным становится участие взрослых, уверяют девушки.
НАТАЛЬЯ БЕЛАЯ, создатель проекта «Сказки на подушках»: «Если вы увидели, что в вашем ребёнке вдруг зажглась искра вот этой вот игры театральной, отложите разговор, какое-то дело, просто вот как есть запускайтесь к нему в игру и поддерживайте.
Главное, верить в то, делает ребёнок, верить в то, что делает сам родитель. Для ребёнка это важно. Он это пронесёт с собой через всю-всю свою жизнь. Это будет ему помогать проживать трудные ситуации, потому что он будет помнить, что его поддержали – пусть даже в игре».
Забыть о том, что ты взрослый хотя бы на время и включиться в игру бывает не просто, но в итоге это принесёт удовольствие и радость всем, говорят Дарья и Наталья. Тем более, что для «игры в театр» нужно не так много. Декорации и героев для своих спектаклей девушки создают из доступных натуральных материалов.
В общем, стоит только оглянуться вокруг, включить фантазию, и вы получите неограниченный источник идей для игр с детьми. А малыши, будьте уверены, поддержат любую вашу затею.
София Драговоз, Александр Устич, «Севинформбюро»
Иммерсивный театр в Москве: что это и куда сходить
19 марта 2021 г.
Походы в кафе и кино уже надоели, обычные квесты в реальности уже не впечатляют, а театру чего-то не хватает? Кажется, настало время узнать больше об иммерсивном театре и попробовать этот вид развлечений 😉
Что такое иммерсивный или интерактивный театр?
Иммерсивный театр — постановки, в которых нет четкого деления на актеров и зрителей, каждый из присутствующих становится частью сюжета. Любой такой спектакль — интерактивный, так как вы можете общаться с актерами, взаимодействовать с объектами и перемещаться по локации так, как считаете нужным. Где-то вы сами проявляете инициативу и начинаете общение, а где-то взаимодействие идет со стороны актеров: они могут надеть на вас маску, завязать глаза, обнять или поманить за собой.
Иммерсивные шоу всегда подразумевают погружение или вовлечение участников в происходящее, поэтому они редко проходят в обычных зрительных залах, чаще всего для постановок выбирают бывшие заводы, огромные особняки, а иногда площадкой для спектакля становится целый город. Во многих проектах сюжетные линии разбросаны по разным локациям и вы можете перемещаться по зданию, и самостоятельно выбирать, за какой из сцен наблюдать в данный момент, в какой последовательности просмотреть их. Основной принцип, которого придерживается интерактивный театр, — свобода участника и его вовлеченность в постановку наравне с актерами, так что вы можете самостоятельно выбирать точку зрения и свой уровень участия в истории.
Это все напоминает кат-сцены из компьютерных игр или квест в реальности — вы перемещаетесь в новый мир, стараетесь прочувствовать его атмосферу, изучаете локации и персонажей, можете даже пообщаться с другими героями и получить задания.
Откуда он взялся?
Такой необычный формат появился довольно недавно — в начале XXI века. Первый иммерсивный спектакль поставила британская команда Punchdrunk в 2000 году. Но принесло популярность этому формату шоу «Sleep no more» 2009 года, где зрители надевали маски и бродили по заброшенному складу, оформленному в стилистике фильмов Хичкока. Столь странным способом режиссеры перенесли в реальность пьесу Шекспира «Макбет».
Иммерсивный театр в России
Первые иммерсивные спектакли в России появились в 2014 году, когда Юрий Квятковский поставил в Москве «Норманск» по роману «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. В проекте объединились нуар-шоу, мюзикл, RPG-игра и квест — билеты на шоу разлетались со скоростью света и купить их можно было только очень заранее.
Все это — смесь спектакля, кино и ПК-игр, но только события будут происходить не на сцене или экране и с какими-то персонажами, а с вами и в реальной жизни!
Что важно в иммерсивном спектакле?
Так как это шоу с полным погружением в атмосферу, его качество зависит от того, как сильно участники вовлекаются в происходящее и как сильно задействуются их органы чувств. Поэтому при выборе иммерсивного театра в Москве стоит обращать внимание на эти параметры:
1. Визуальная составляющая — то, как выглядит пространство, где проходит постановка; актеры, есть ли перевоплощение для игроков. Почти все известные проекты оформлены максимально красиво и атмосферно. Узнать, какая визуальная составляющая у шоу можно по фото и отзывам. Этого фактора нет только у театра «Морфеус», так как во время спектакля вам завязывают глаза, чтобы активизировать другие органы чувств.
2. Аудиальная составляющая — уровень звукового сопровождения, чем больше отзывов о том, что во время постановки были слышны даже малейшие шорохи, которые еще больше помогали поверить в происходящее, тем лучше. Например, в «Пиковой даме» на протяжении всего спектакля играет оркестр, который словно переносит вас во времена Пушкина.
4. Влияние на сюжет — как сильно вы можете повлиять на происходящее. Несмотря на интерактивность большинства спектаклей, не во всех вы можете на самом деле что-то делать и взаимодействовать с другими персонажами. Например, в «Remote Moscow» все происходит в вашем сознании во время прогулки с «аудиогидом», никаких взаимодействий с реальностью не будет, а в «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» вы можете перекинуться парой фраз с актерами, если они сами к вам обратятся, или они могут «убить» одного из зрителей, но на сам сюжет мюзикла это никак не повлияет.
А вот в шоу «Морфеус», «Картель» и «Москва 2048» каждое ваше действие влияет на сюжет.
5. Взаимодействие с актерами — чем больше у вас точек соприкосновения с актерами, общения, тактильности, тем больше вы погружаетесь в происходящее. Много общения с актерами у вас будет на шоу «Москва 2048», «Картель» и «Морфеус». Для взаимодействия по ходу сюжета вас могут выбрать актеры спектаклей «Дом 1097» или «Безликие» в постановке Мигеля.
6. Взаимодействие зрителей между собой — не во всех проектах это доступно, вы не можете обсуждать что-либо с другими участниками на спектаклях «Вернувшиеся» и «Пиковая дама», но вполне можете на «Неявных воздействиях». Совещаться и действовать сообща, чтобы продвигаться по сюжету вы сможете в проектах «Морфеус» и «Москва 2048».
7. Перемещение по локации — вы можете гулять по Москве как в «Remote Moscow» или находится в одном помещении на шоу «Совместные переживания», «Морфеус». Проходить заранее прописанный путь в постановках «На трубе», «Декалог на Сретенке». Путешествовать по всей локации в театрах «Москва 2048», «Безликие», «Вернувшиеся».