инклюзивный коллектив что это значит
5 творческих инклюзивных проектов, которые вдохновляют
Инклюзивный кинотеатральный проект «Взаимодействие»
Проект Маргариты Ребецкой, Юлии Сапоновой и Олеси Овчинниковой рассказывает о возможностях людей с синдромом Дауна при помощи спектаклей и фильмов. Эти проекты помогают особенным актерам раскрыть свои творческие способности, познакомиться с новыми людьми и почувствовать себя полноценной частью общества. Для зрителей общение с актерами «Взаимодействия» — хорошая возможность ближе узнать людей с синдромом Дауна и преодолеть предубеждения и ограничения, которые часто возникают при столкновении с незнакомым или необычным.
Некоммерческая организация «Я тебя слышу»
Все началось с того, что в семьях Аллы Маллабиу и Зои Бойцевой родились дети с нарушениями слуха. Паника и шок от осознания этого факта со временем сменились четким пониманием, что родителей с такими детьми много и они часто сталкиваются с проблемой их образования. Так Алла и Зоя придумали образовательный проект « Я тебя слышу». Он помогает детям чувствовать себя увереннее в обществе, а родителям — правильно реагировать на особенности своих малышей. «Я тебя слышу» выпускает сказки-приложения на жестовом языке и проводит спектакли, где родители и дети в игровой форме тренируются правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
Инклюзивные мастерские «Простые вещи»
В мастерских работают люди с расстройствами психики. Вместе с преподавателями они лепят кружки и вазы, рисуют открытки, вырезают разделочные доски и шьют дизайнерские вещи. К занятиям может присоединиться любой желающий. Здесь вместе с подопечными можно заняться творчеством и познакомиться поближе с теми, кто обычно не входит в круг общения большинства. Поддержать проект можно, также купив вещи ручной работы, изготовленные мастерами «Простых вещей».
В петербургском цирке выступают дети и подростки со сложной судьбой. Организаторы придумали этот проект, чтобы ребята находили себя не в сомнительных уличных группировках, а на сцене. Первый год новобранцы, которых определяют в группу «Тюленей», проводят на мастер-классах, тренировках и в репетиционных классах. На второй год продвинутые «Олени» сами придумывают номера, репертуар и выступают перед зрителями. И конечно, они передают свои умения и навыки младшим участникам труппы. Выступления артистов «Упсала-Цирка» можно посмотреть на собственной площадке проекта — в цирковом шатре.
Анимационная студия «Да»
В анимационной студии «Да» дети-инвалиды, дети с онкологическими заболеваниями и подопечные интернатов и кризисных детских центров создают мультфильмы, которые регулярно участвуют в российских и международных фестивалях. Преподаватели студии помогают им создавать собственные анимационные истории от и до: сначала дети придумывают сценарии, потом рисуют персонажей и в конце анимируют картинку и записывают звук. Через творчество они раскрываются для общения и чувствуют себя более полноценно в обществе.
Все насчет жизни и бизнеса!
Автор: admin Категория: услуги
В последнее время в сфере образования часто можно слышать слова «инклюзия», «инклюзивное образование», «инклюзивная группа». Для родителей здоровых детей эти слова не имеют особого значения. Но в семьях, где есть дети-инвалиды, очень рады тому, что такие формы образования стали появляться в России и получили широкую поддержку и распространение.
Что же это такое?
Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иными словами – это реальный шанс для детей-инвалидов посещать учебные заведения: дошкольные учреждения, школы, ВУЗы наравне со здоровыми детками. Такие дети включаются в систему общего образования, а не изолируются в специальные учреждения, как это было раньше.
Первыми эту систему опробовали школы. Но теперь открываются и специализированные детские сады, где в каждой группе находятся инклюзивные дети. Есть сады, в которых открывают по одной инклюзивной группе. Но то, что даже у нескольких человек появляется возможность не сидеть дома в «заточении», а ходить и общаться с другими детьми, является большим достижением нашего образования. Количество детей в таких группах не превышает 15 человек, из них – 5-6 – дети-инвалиды. При необходимости делается техническое оснащение учреждения. Подбирается и организовывается соответствующая предметно-развивающая среда. Специалистами сада (логопед, дефектолог, психолог, тьютор…) составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого такого ребенка. И воспитатель со специалистами на основе маршрута занимаются социализацией и обучением детей. Работа ведется в комплексе и обязательным условием успешности является работа с семьей, потому что родители должны понимать и продолжать заниматься с ребенком даже вне стен дошкольного учреждения.
Для здоровых детей такое общение является колоссальным источником нравственного воспитания, они начинают понимать, что дети-инвалиды – такие же дети, как и они сами, учатся помогать им, сопереживать, защищать. А для детей с особенностями развития – нормально развивающиеся детки становятся идеалом для подражания, своеобразными учителями. Они стремятся стать такими же, делать то же и так же. И их развитие не стоит на месте, а постоянно они овладевают новыми умениями и навыками, и учатся общаться и не бояться здоровых деток, доверять им и чувствовать себя такими же, равными партнерами общения.
И — инклюзия: что такое общество равных возможностей
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое инклюзия
Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.
Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия и глобальная повестка
В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.
Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.
Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида ДОУ
Ольга Кияшко
Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида ДОУ
Консультация для воспитателей на тему: «Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида в ДОУ».
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)— процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образованиеосновывается на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Сейчас больше возможностей и, соответственно, примеров внедрения инклюзивного образования, рассмотрим перспективы развития инклюзивных форм дошкольного воспитания в регионах.
1. Инклюзивное образование в регионах находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ориентаций региональных органов управления образованием. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в регионах в значительной степени удовлетворен либо еще недостаточно сформировался.
2. Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ООП.
3. Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в региональных ДОУ является кадровый, хотя пятая часть детских садов все же испытывает недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания; до трети дошкольных учреждений не готовы реализовывать инклюзивное образование по причине недостаточной компетентности.
4. Подавляющее большинство ДОУ проводит образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотворительных организаций практически отсутствуют.
5. Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к достаточно широкому кругу категорий детей с ООП, самой обширной из которых является нозологическая группа нарушений речи различной степени тяжести (здесь накоплен наиболее значительный опыт инклюзивного воспитания, а также категория детей с РДА, ДЦП или синдромом Дауна. В наименьшей степени образовательная инклюзия на дошкольной ступени коснулась детей с умственной отсталостью иной, чем синдром Дауна, этиологии, нарушениями слуха и зрения.
6. При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты,параметры комплектования существенно различаются в различных ДОУ: наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую (около трети ДОУ) соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно высоко (1 : 4 и выше).
7. Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.
8. Нагрузка на специалистов в ДОУ, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации «особых» детей, так и по причине малого числа специалистов. Кроме того, в ДОУ практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.
9.Специалисты реализуют в отношении детей с ООП следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и консультирование родителей.
10. Менее трети детей с ООП из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступает в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования решается с учетом пожеланий родителей ребенка.
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении.
I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении.
Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса философий и принципов инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного учреждения,относятся:
1. системность развитияинклюзивного образования в регионе;
2. наличие образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной школе);
3. преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;
4. наличие в регионеструктур, оказывающих эффективную методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-центрах);
5. создание и функционирование регионального Совета поинклюзивному образованию;
6. взаимодействие с социальными партнерами.
Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные,кадровые и средовые:
1. Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК);
2. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т. п., в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;
3. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;
4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
5.Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др. ;
6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения ссоответствующими выделенными задачами;
7. Архитектурные преобразования, включая без барьерную среду;
8. Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы.
II. Основные задачи деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении.
Основными задачами деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, по развитию инклюзивного образованияможно выделить следующие:
1. Оценка особенностей и уровня развития ребенка;
2. Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;
3. Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка всреду обычных сверстников, в том числе определения необходимого специального оборудования;
4. Выбор образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику;
5. Выбор оптимального уровня (формы) включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и т. д.
6. Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ.
Таким образом, центр психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами, их заменяющими)определяет для детей дошкольного возраста:
1. Условия пребывания ребенка в образовательном учреждении:
— группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей);
— инклюзивная группа (группа комбинированного типа, потребность в сопровождении (тьютор);
2. Вид дошкольного образовательного учреждения.
3. Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т. п.);
— рекомендуемый режим занятий и консультаций;
— дополнительная помощь специалистов вне ДОУ;
— дополнительное специальное оборудование;
— срок повторного обращения к специалистам центров психолого-медико-социального сопровождения, ПМПК.
III. Основные задачи деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по развитию инклюзивной практики.
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. №127/901-6. В инклюзивном образовательном учреждении ПМПк —это объединение специалистов ОУ, реали-зующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
Содержание деятельности консилиума ОУ:
1. обсуждение специалистами особенностей развития и социальной
адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;
2. обсуждение сложившейся образовательной ситуации;
3. разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.
Таким образом, стратегия включения ребенка в некоторой степени зависит от специалистов ПМПк, определяющих необходимые условия для его успешного включения в среду обычных сверстников.
Задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) инклюзивного ОУ являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач, определенных методическими рекомендациям, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу—сопровождение всех детей группы/класса, в которые включен ребенок с ОВЗ.
В состав ПМПк ОУ входят: координатор по инклюзии (как правило, его роль выполняет старший воспитатель / завуч школы, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медсестра.
Задачи и виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения:
1. разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;
2. разработка содержательной части индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных мероприятий, способствующих адаптации включенного ребенка);
3. динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
4. моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий;
5. изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.);
6. мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников инклюзивных групп/классов;
7. координация взаимодействия всех специалистов ОУ по организации инклюзивной практики;
8. при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией. Тип отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определение направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактики определяет педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется учителем-логопедом, который определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям ребенка в рамках данного вида дошкольного образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков, оценивается воспитателем /учителем или учителем-дефектологом соответствую-щего профиля. Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивает социальный педагог.
Деятельность всех специалистов в рамках консилиума состоит из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другoгo.
Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» Слайд 1 Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.
Фотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции «Зажги синим». 2 апреля-Всемирный.
Изучение готовности сотрудников ДОУ к реализации инклюзивного образования Аннотация: В данной статье рассматривается уровень готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация «Концептуальные основы инклюзивного образования» к Условиям, необходимым, для реализации инклюзивной практики в детском саду можно отнести 1. Использование специальных образовательных программ.
Контроль организации инклюзивного образования в ДОУ В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 с. Кременкуль» Челябинской области функционируют группы компенсирующей и комбинированной.
Организация инклюзивного образования в детском саду С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными.
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.
Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.
Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ Несмотря на то, что инклюзивное образование можно охарактеризовать, как одну из парадигм государственной политики, данная система в России.