инклюзивное искусство что это
Инклюзивное искусство: как дети с инвалидностью реализуют себя в культурных проектах
Посмотрите, как они милы
Для Беларуси проекты в области инклюзивного искусства перестают быть чем–то из ряда вон выходящим. Недавно новой премьерой порадовал Семейный инклюзив–театр «i» (СИТi–театр), на счету которого уже два спектакля с участием как здоровых детей, так и ребят с расстройствами аутистического спектра. Вслед за музыкальным спектаклем «Флейта–чарадзейка» появился мюзикл «Чыгунка» по пьесе Кастуся Жибуля, мальчика с аутизмом. Сказка, кстати, интересная, реплики остроумные, а у самого маленького драматурга одна из центральных ролей. Продюсер Леонид Динерштейн, когда–то взявшийся помочь руководителю театра Ирине Пушкаревой с постановкой «Флейты–чарадзейкi», внезапно обнаружил, что в инклюзивное искусство ушел с головой:
— Выход на сцену для ребят с аутизмом — уже огромная победа, пусть даже их изначально выводят за руку мамы. Премьера «Чыгункi» прошла успешно, дети просто расцвели, они довольны. И Кастусь, по сказке которого поставили пьесу; и Макс Логун, который увидел принты со своими рисунками на костюмах; и Никита Линьков, который сочинял музыку. Не важно, кто из них с диагнозом, а кто нет, они дружат и трудятся вместе. И новых детей мы всегда готовы принять, мы их ждем в театре «i».
Кстати, спектакль «Чыгунка» ребята на днях показали на Детской железной дороге им. К.Заслонова. Это первый в мире случай театральной постановки на действующем объекте транспорта.
Еще один крупный инклюзивный проект — Республиканский музыкальный благотворительный фестиваль «Мы вместе» — вывел на сцену более 60 юных музыкантов, в том числе инвалидов по зрению из разных уголков Беларуси. Впервые в этом году соорганизатором стал Международный благотворительный фонд Юрия Розума в СНГ и ЕС, занимающийся поддержкой одаренных музыкантов. Заместитель председателя правления Анастасия Лебедева настроена серьезно — Конвенция ООН о правах инвалидов прямо говорит о том, что все должны иметь равные возможности для творческого развития:
— Суть фестиваля — объединение творчески одаренных детей и молодежи посредством музыкального искусства, несмотря на тяжелые обстоятельства жизни и проблемы со здоровьем. Для фонда инклюзивное направление не профильное, но могу сказать, что среди детей с инвалидностью очень много ярких и талантливых, более того, в концерте принимают участие наши стипендиаты — ребята, действительно обладающие музыкальным даром. Инвалидность не только не препятствует развитию способностей, на сцене она чаще всего просто не видна.
По тому, как общаются между собой юные артисты, видно: дети не делят себя на больных и здоровых. Общение без барьеров — пожалуй, главная цель инклюзивных проектов. Увы, не все способны принять людей, в чем–то отличающихся от себя, и тем более признать за ними право на творчество. Однако мы уже делаем первые шаги в нужном направлении, и эти шаги звучат достаточно уверенно. И Рената Литвинова, обидевшая одноногого брейкдансера, все–таки не права: люди с инвалидностью выходят на сцену не потому, что хотят особого отношения, а потому, что могут делать свое дело ничуть не хуже других, а бывает, что и лучше.
Ассоциация деятелей инклюзивного искусства «АСДИИСК»
Одной из главных задач, которую ставит перед собой АСДИИСК является создание консолидированной экспертной оценки в области инклюзивных практик в сфере искусства.
Показать полностью.
Прежде всего мы занимаемся различными видами театрального, музыкального, танцевального и иного сценического искусства. Но готовы принимать и рассматривать и другие направления инклюзивного творчества.
Под инклюзивным искусством мы понимаем не только искусство людей с особенностями развития, но и любые иные виды искусства, в которых участвуют различные нетипические творческие коллективы, например,: пожилые люди; люди, находящиеся в заключении; подростки, находящиеся в группе риска и т.п. Но речь идет не собственно об арт-терапии, которая не подразумевает в конечном счете создание произведений искусства, а именно о целенаправленной творческой деятельности, имеющей своей целью создание произведения искусства.
Мы готовы делиться своими знаниями и вступать во заимодействие со всеми, кого интересует данная тематика. В добрый путь!
Инклюзивное искусство
Распространяется на все направления искусства «особенных» людей (живопись, музыку, театральные спектакли, вокальные выступления, поэзию, прозу и т. д.)
Создан для поддержки и защиты больных или имеющих инвалидность художников и актёров, не способных создавать полноценное искусство.
Сейчас инклюзивное искусство пытаются активно развивать, этим занимаются общественные организации, в том числе «АСДИИСК» — ассоциация инклюзивного искусства, а также многие специалисты в области психологии, психотерапии и культуры. Регулярно проводятся творческие конкурсы, фестивали и выставки инклюзивного искусства.
Связанные понятия
Искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)Американский поэт и исследователь инвалидности Джим Феррис считает, что люди с ограниченными возможностями в своем литературном творчестве стремятся описывать не саму инвалидность, а своё восприятие мира. При этом, по его мнению, не бывает двух инвалидов с одинаковым опытом и восприятием мира, из чего проистекает.
Единое произведение искусства (нем. Gesamtkunstwerk ) — всеобъемлющее (универсальное) произведение искусства, объединяющее различные виды искусства в рамках единого художественного объекта. Для обозначения Гезамткунстверк используются понятия «универсальное произведение искусства», «идеальное произведение искусства», «единое произведение искусства», «тотальное произведение искусства», «синтетическое произведение искусства». В качестве основы Гезамткунстверк использует концепцию возвышенного, что.
5 творческих инклюзивных проектов, которые вдохновляют
Инклюзивный кинотеатральный проект «Взаимодействие»
Проект Маргариты Ребецкой, Юлии Сапоновой и Олеси Овчинниковой рассказывает о возможностях людей с синдромом Дауна при помощи спектаклей и фильмов. Эти проекты помогают особенным актерам раскрыть свои творческие способности, познакомиться с новыми людьми и почувствовать себя полноценной частью общества. Для зрителей общение с актерами «Взаимодействия» — хорошая возможность ближе узнать людей с синдромом Дауна и преодолеть предубеждения и ограничения, которые часто возникают при столкновении с незнакомым или необычным.
Некоммерческая организация «Я тебя слышу»
Все началось с того, что в семьях Аллы Маллабиу и Зои Бойцевой родились дети с нарушениями слуха. Паника и шок от осознания этого факта со временем сменились четким пониманием, что родителей с такими детьми много и они часто сталкиваются с проблемой их образования. Так Алла и Зоя придумали образовательный проект « Я тебя слышу». Он помогает детям чувствовать себя увереннее в обществе, а родителям — правильно реагировать на особенности своих малышей. «Я тебя слышу» выпускает сказки-приложения на жестовом языке и проводит спектакли, где родители и дети в игровой форме тренируются правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
Инклюзивные мастерские «Простые вещи»
В мастерских работают люди с расстройствами психики. Вместе с преподавателями они лепят кружки и вазы, рисуют открытки, вырезают разделочные доски и шьют дизайнерские вещи. К занятиям может присоединиться любой желающий. Здесь вместе с подопечными можно заняться творчеством и познакомиться поближе с теми, кто обычно не входит в круг общения большинства. Поддержать проект можно, также купив вещи ручной работы, изготовленные мастерами «Простых вещей».
В петербургском цирке выступают дети и подростки со сложной судьбой. Организаторы придумали этот проект, чтобы ребята находили себя не в сомнительных уличных группировках, а на сцене. Первый год новобранцы, которых определяют в группу «Тюленей», проводят на мастер-классах, тренировках и в репетиционных классах. На второй год продвинутые «Олени» сами придумывают номера, репертуар и выступают перед зрителями. И конечно, они передают свои умения и навыки младшим участникам труппы. Выступления артистов «Упсала-Цирка» можно посмотреть на собственной площадке проекта — в цирковом шатре.
Анимационная студия «Да»
В анимационной студии «Да» дети-инвалиды, дети с онкологическими заболеваниями и подопечные интернатов и кризисных детских центров создают мультфильмы, которые регулярно участвуют в российских и международных фестивалях. Преподаватели студии помогают им создавать собственные анимационные истории от и до: сначала дети придумывают сценарии, потом рисуют персонажей и в конце анимируют картинку и записывают звук. Через творчество они раскрываются для общения и чувствуют себя более полноценно в обществе.
Творчество других: как в России развивается инклюзивное искусство
Фото: Антон Ростовский
В начале зимы впервые прошел Всероссийский форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение». На заключительном показе работ в Центральном доме художников выступали новосибирские певцы, московские музыканты и хореографы, воронежские актеры театра и петербургские мультипликаторы. Корреспондент m24.ru посетил киноконцертный зал в ЦДХ, пообщался с организаторами и участниками фестиваля.
Пока гости гуляли по закрывающейся ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ, практически между строк – стендов трехсот издательств из разных стран, которые презентовали новинки и переизданные произведения, в киноконцертном зале Дома художников происходило что-то необыкновенное.
В этот вечер на фестивале показывали мультфильмы, отрывки театральных постановок, пели народные песни, танцевали вальс, румбу и играли этническую музыку. Небольшая ремарка – мультфильмы были созданы детьми и подростками с особенностями в развитии, ребятами из неблагополучных семей и детских домов, вальс танцевали, сидя в колясках, а слепые певцы выступали, не имея возможности видеть эмоции публики.
Организаторы «Вдохновения» называют происходящее социальным искусством. Когда на сцену выходят люди с ограниченными возможностями здоровья и делают что-то такое, что не всегда под силу «нормальному» человеку. Это имеет поразительный эффект и вызывает бурю эмоций, показывает лучшую сторону человеческой души: на что мы бываем способны, несмотря ни на какие преграды и обстоятельства.
В зрительном зале собираются самые благодарные зрители – никто не будет третировать актера за небольшую ошибку или оплошность, никто не станет критиковать исполнителя или танцора. Зрители умышленно обращают внимание только на положительные моменты. И это прекрасно.
Вечер начался с мультфильмов, созданных в петербургской анимационной студии «Да». Это благотворительный проект, который дает возможность детям из сложных семей или детских домов, детям с особенностями в развитии создать собственный мультфильм. Они самостоятельно занимаются разработкой сюжета, вырезают декорации и персонажей, снимают, монтируют – в общем, участвуют в процессе от самого начала и до конца. Картины о семье и счастье быть «нормальными», а также замечательная сатира. Например, про цаплю, которая безуспешно училась падать; про роботов, сделанных из коробок, которые вынуждены по приказу громкоговорителей ходить по улице в шапочках из фольги «ради безопасности и здоровья населения».
Короткий перерыв, ведущая зачитала приветственное послание от министра культуры Владимира Мединского, выразившего радость по случаю проведения такого знакового мероприятия в Москве и в России. Он сообщил о важности происходящего и поддержки власти в этом вопросе.
На сцене кружится в вальсе красивая пара – молодая девушка в сиреневом платье и ее кавалер – директор студии инклюзивного танца «Одухотворение» Леонид Тарасов. Девушка ослепительно улыбается. Когда они танцуют, это выглядит действительно трогательно, мило, красиво и профессионально. После очередного па танцоры кланяются и под овации покидают зал, мужчина на ногах, девушка – на коляске.
Студия «Одухотворение» занимается именно инклюзивным танцем – профессиональные танцоры и актеры занимаются в паре с людьми, имеющими какие-либо ограничения по здоровью.
Снова смена участников. Теперь к зрителям выходит Кристина Томина, она прилетела в Москву из Новосибирска как победитель гран-при конкурса «Второй шанс» и обладатель мощнейшего, звонкого и чистого голоса. Она спела несколько патриотических песен про Россию и свою малую родину.
«Миссия культурного продукта – делать людей более человечными, помогать зрителям узнать, что они стоят с такими же людьми, которые ничем не хуже их самих»
Иван Донцов, руководитель оргкомитета фестиваля
В центре внимания оказываются независимые, довольные хиппи – миролюбивые, талантливые, добрые актеры и участники театра-студия «Круг II». Уровень этой компании по-настоящему зашкаливает – в какой-то момент ты забываешь, что происходит вокруг и отдаешься волне музыки и танцев. Со сцены 24-летний музыкальный руководитель театра Иван Афонин небрежно бросает, что два года назад студия получила обычную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Ребята выступили с музыкальной постановкой «Винегрет». С помощью гитар, джамбеев, кахона, скрипок, этнических инструментов и костюмов четыре актера и пять волонтеров в течение получаса телепортировали весь киноконцертный зал в ЦДХ на просторы Южной Африки в индийскую деревню: к кельтам, к славянам, в испанские города, на побережье южной Америки.
Фото: Александр Куров
«У нас состав смешан из актеров с особенностями и волонтеров, которые приходят помогать и заниматься музыкой. На музыкальных инструментах мы учимся играть чаще всего по ходу дела. Огромный акцент мы ставим на чувство ритма и пение – это то, чем должен обладать каждый актер. Например, Паша Журавихин, десять лет назад совершенно не мог петь, не попадал в ноты, сейчас он – настоящая звезда нашего театра. Еще у нас есть слабослышащий парень – он несколько лет назад раскрылся и потрясающе начал петь. Он чувствует и улавливает какие-то тонкие моменты, если говорить канонически он не всегда попадает в ноты, но зрителя всегда трогает, потому что поет он фантастически красиво», – рассказал Иван Афонин m24.ru.
Студия существует двадцать лет, за это время команда выработала собственный подход к обучению. По словам Афонина, ребят с особенностями не приходится заставлять – достаточно дать задание и они отдаются на 100 процентов. Творчество – это продолжительный процесс, это дисциплина, это умение слушать и принимать то, что тебе говорят. А не обижаться, не смущаться – это сложная театральная работа.
«Мы видим границы и всегда даем задания, которые заставляют ребят немножко преодолевать себя. Наши актеры готовы к любым заданиям, без вопросов и какого-то стеснения. При этом бывают проекты, когда у нас играют профессиональные актеры из театров, например, выпускники МХАТ и с ними гораздо тяжелее. Им тяжелее себя преодолевать, у них больше клише, они меньше открыты к новому опыту», – заключил он.
Участник студии-театра «Круг II» Павел Журавихин присоединился к команде в 2003 году, в 2007 году он стал профессиональным актером.
«Мне очень нравится «Круг II», здесь много людей, мы с ними прошли и выступали – у меня появилось много новых друзей. В ЦДХ мы выступали в первый раз: здесь здорово, приехали актеры из разных регионов страны. Я многому научился, у нас проходят речевые тренинги, распевка, разминка. Еще занимаюсь с 2007-го года в столярной мастерской у Димы Мурашева», – поделился он с m24.ru.
Последним номером программы фестиваля стал отрывок постановки «Денискины рассказы» от воронежского Театра равных. Действие происходит в самой обыкновенной школе, где два лучших ученика опаздывают на уроки, придумывают идиотские отмазки, выдергивают страницы из дневника и участвуют в топорных инициативах классной руководительницы. Та, в свою очередь, ведет себя в лучших традициях жанра – прикрикивает, отчитывает, взывает к ответственности и называет своих подопечных исключительно по фамилии. Половина актерского состава этого представления – люди с особенностями развития.
Руководитель оргкомитета фестиваля инклюзивного творчества «Вдохновение» Иван Донцов в разговоре с m24.ru рассказал, что происходит в российском мире социального искусства.
«Фестиваль создан по инициативе Министерства культуры. Они хотели, чтобы появилось какое-то мероприятие с инклюзивным искусством. Мы являемся оператором двух социокультурных программ, которые реализуем в течение этого года по всей стране. Опираясь на то, что происходило в этом направлении последние два года, мы отобрали наиболее достойные коллективы, пригласили их участвовать. Для них мы создали программу, отличительной особенностью которой является то, что в рамках одного мероприятия на одной сцене появляются инклюзивные творческие коллективы в разных направлениях искусства», – пояснил Донцов.
«Выбор организаций, занимающихся инклюзивным искусством на данный момент небольшой. «Вдохновение» опиралось на два важных фактора: качество и региональная представленность.»
Иван Донцов, руководитель оргкомитета фестиваля
В регионах страны сложнее заниматься таким непростым направлением и им вдвойне важно, чтобы их заметили и признали. Фестиваль базировался на хореографии, музыке, театре и мультипликации.
«Мероприятие подобного формата прошло впервые, и на это обратили внимание участники. У театра, например, все уже более менее неплохо – это активно развивающееся сообщество, у танцев также есть свои мероприятия, но ничего не происходит в мультипликации. При этом, на форуме мы узнали, что в России существует огромное количество небольших студий, которые занимаются инклюзивными съемками. Но на поверхности их в разы меньше, а до нас доехала только одна. И с музыкой тоже все странно – такого направления как инклюзивное музыкальное творчество практически нет, в лучшем случае, это региональные конкурсы творческого исполнительства. Целенаправленных студий, которые занимаются с инвалидами практически нет», – развел руками собеседник m24.ru.
По ходу форума-фестиваля организаторы составили резолюцию: набор тезисов, что они ждут от всех руководителей организаций, которые занимаются инклюзивным творчеством. В планах – показать это Министерству культуры. В следующем году «Вдохновение» может стать более глобальным и массовым, к нему привлекут больше внимания, задействуют больше площадок. Организаторы планируют провести системную работу по поиску инклюзивных организаций: показать, что про них знают и помочь им стать видимыми.