инфостиль ильяхова что это
Знакомство с информационным стилем
Многие умеют писать грамотно, но мало кто пишет хорошо. Правила знают, а получается чушь:
Наша компания является ведущим провайдером услуг по ИТ-интеграции в регионе. Мы работаем на рынке интеграционных и телекоммуникационных услуг с 2010 года. За долгие годы работы мы успешно выполнили проекты и завоевали безоговорочное доверие таких крупных клиентов как Сбербанк и завод «Северсталь».
Вот что останется, если отфильтровать бессмысленные штампы и трусливую брехню:
А вот что будет, если написать о той же компании в информационном стиле:
Строим защищенные компьютерные сети, центры обработки данных и видеосвязь для НИИ, заводов и банков.
Наша специальность — видеоконференции и видеомониторинг. Поддерживаем самую большую в России защищенную ВКС-сеть для Сбербанка. Построили первую в России полностью автоматизированную систему видеомониторинга для завода «Северсталь».
За следующие три месяца я постараюсь показать, как с помощью информационного стиля создавать интересный и честный текст с хорошей структурой и синтаксисом.
Что такое информационный стиль
Информационный стиль — это не совсем стиль. Это приемы редактирования, которые помогают очистить текст от мусора, наполнить его полезной информацией и сделать читаемым.
Текст в информационном стиле лаконичный, интересный и честный.
Лаконичный — то есть выраженный без лишних слов:
Было Производим работы по проектированию и инсталляции компьютерных сетей | Стало Строим компьютерные сети |
После удаления лишних слов текст наполняют полезной информацией. Так текст становится интересным:
Было Производим работы по проектированию и инсталляции компьютерных сетей | Стало Строим защищенные компьютерные сети для НИИ и заводов |
Чтобы текст стал честным, удаляем необъективные оценки, бахвальство и самолюбование. Вместо них — факты:
Было Мы являемся одним из национальных лидеров в сфере защищенных видеосетей | Стало Мы построили первую в России защищенную федеральную видеосеть |
Информационный стиль не стоит в одном ряду с научным, официальным, художественным и публицистическим стилем. Методы информационного стиля применимы везде: в договоре, романе, статье, рецензии, научном докладе, рекламном плакате, сценарии фильма или СМС-уведомлении.
Информационный стиль не подходит лохотронщикам, кидалам, разводилам, инфобизнесменам, любителям финансовых пирамид и СМС-диет. Если вы продаете плохой товар для лохов, информационный стиль не для вас.
Информационный стиль заставляет думать не о форме, а о содержании. Без инфостиля писатель может навалить гору пустых слов, и со стороны будет казаться, что он написал что-то умное или продающее. Но инфостиль вытравливает пустословие и обнажает суть. И тогда приходится работать над сутью:
Было Создаем эксклюзивные проекты «под ключ» | Стало Проектируем сети, поставляем и устанавливаем оборудование, внедряем программы и обучаем сотрудников |
Если вы применяете информационный стиль, вам никогда не будет стыдно за написанное.
Информационный стиль в действии
Магия информационного стиля раскрывается во время редактирования. Возьмем типичный текст о компании:
Теперь смотрите, как лишние фразы уходят без потери смысла:
Что это, Бэрримор?
Это первая статья базового курса Главреда — бесплатной еженедельной рассылки для редакторов и сочувствующих. Подпишитесь на базовый курс, чтобы получать упоротые полезные письма раз в неделю.
Как из тридцати восьми слов сделать одно
Пример сокращения текста в информационном стиле
Сильный текст о компании
Сначала чистим текст, потом наполняем его интересными мыслями
Инфостиль в рекламном тексте
Избавляемся от штампов и абстрактных формулировок, добавляем конкретики и интересных подробностей
В следующий раз
Расскажу о главном инструменте информационного стиля — стоп-словах. Это простой и безотказный способ очищать текст от шлака. Главред помогает находить стоп-слова, но только подкованные в инфостиле авторы знают, как их правильно удалять.
Информационный стиль
Электронный учебник
Представляем практическое руководство по редактуре текста в информационном стиле. Учебник предназначен для редакторов, дизайнеров, разработчиков, менеджеров и всех, кто пишет.
Учебник построен от частного к общему: от слов к предложениям, абзацам и целому тексту. Автор последовательно объясняет инструменты, с помощью которых редакторы повышают информативность, улучшают логику и считываемость текста. Затронуты темы фальши, честности и игры, репутации и полезного действия текста.
В учебнике предусмотрена теоретическая и практическая часть. В практической части читатели пробуют свои силы в редактуре и получают оценку по шкале Главреда.
Оглавление
Слово
Вводные и междометия
Предложение
Абзац
Затравка, выводы
и целостность
Текст
Фальшь, честность и игра. Тональность
Как написать
Первый год
990 ₽.
Затем 990 ₽/год.
В бюро радикально переосмыслили формат электронной книги
В бюро радикально переосмыслили формат электронной книги
Существующие «е‑буки» далеки от высоких издательских стандартов оформления, неудобны для навигации и поиска. Типографика не выдерживает критики, причём шрифты и вёрстка неконтролируемы авторами и издателями. Книги случайно разбиты на экранные страницы — сколько ни открывай, одна и та же иллюстрация может оказаться наверху, внизу или даже на следующей странице. На планшете страницы сбиваются от случайного поворота устройства.
Стало
Бюрошная экранная книга соединяет удобство прокрутки и наглядность бумажной книги. Она поделена на развороты, которые можно прокрутить от начала до конца. Текст на развороте прокручивается, когда это необходимо, а иллюстрации сохраняют положение на экране. Читателю легко запомнить место и позднее вернуться к материалу. Разворот — смысловая единица, а не результат математического деления книги на «экраны».
Пошаговая редактура
Книга демонстрирует поэтапный процесс редактуры текста в информационном стиле. Каждое действие редактора объяснено: как он рассуждает, чем руководствуется и зачем меняет каждое слово.
Наглядные примеры
Идеи книги объяснены на примерах, иллюстрирующих информативность текста, полезное действие и отношения с читателем.
Задания на редактуру
Упражнения на редактуру даются прямо в учебнике: редактируйте текст и сразу получайте результат.
Интерактивные тесты
В бумажных книгах «вопросы в конце главы» вызывают недоумение и раздражение. Электронная книга, напротив, помогает читателю сразу проверить знания на практике.
Справочник
«Информационный стиль» — настольная книга редактора. Он пользуется ей как учебным пособием и справочником во время работы:
О книге в блоге Максима Ильяхова
Редактура на каждом шагу
Каждая тема проиллюстрирована живыми примерами редактуры.
Книга для углублённого изучения
Содержание «Информационного стиля» отчасти пересекается с книгой «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, но охватывает больше тем и включает новый материал.
и полезное действие текста
Предисловие издателя
В бюро всегда писали текст. Рассказать о работе в портфолио, не опозориться с надписями на упаковке или в интерфейсе, придумать и собрать информативный плакат, представить концепт, составить гайдлайны, в конце концов, написать „совет“ о дизайне — без текста мы бы не были самими собой.
И мы никогда не отделяли текст от дизайна. Меня как дизайнера завораживала работа со смыслом. Казалось, что к тексту применимы те же инструменты, что и к дизайну — взять хотя бы приём „вынести за скобки“:
Идея „стоп‑слов“ началась с моего слайда на курсе по интерфейсам:
Так я обозначал слова‑балласт, которые ничего не добавляли к сообщению. Для повышения информативности интерфейса их следовало беспощадно удалять. Этот термин я заимствовал у поисковиков — их алгоритм не индексирует слова, которые не несут смысла.
Зимой 2008 года я увлёкся книгой Странка и Вайта — „Элементы стиля в тексте“. Бюро тогда работало над сайтами Конституции и государственных символов. Я выходил на „Театральной“, топал мимо Исторического музея и потом по брусчатке через всю Красную площадь к КПП Кремля — не отрывая глаз от Странка. Эта тоненькая книжечка произвела на меня неизгладимое впечатление. Так вкрутить мозги минимумом слов нужно уметь. Ничего похожего в применении к русскому языку я не видел.
А летом 2009‑го мне написал Максим Ильяхов:
«Я хочу работать писателем хороших текстов в Ваших проектах.
Моя страсть — совершенствовать текст, пока в нем не исчезнет все тленное. Например:
„Наш конёк — представление сложной информации в максимально доступной форме: лаконично, однозначно и без шума. При этом мы создаем современный дизайн, решающий бизнес‑задачи клиентов…“»
С Максимом мы начали работать над „Инфограммами“ — интерактивными виджетами с инфографикой. Это был первый собственный проект бюро. Мы штудировали Мильчина и зачитывались Странком. Переписывали заголовки, перестраивали таблицы, сокращали подписи. Проект оказался неработоспособен, зато мы сформулировали и отточили принципы информационного стиля текста.
Во‑первых, оказалось, что редакторские приёмы действительно близки к дизайнерским. Во‑вторых, лишний раз мы убедились, что работать над текстом и картинками по отдельности невозможно.
Стало ясно, что мы обязаны поделиться с миром своими находками и решили делать курс. Из курса по интерфейсам позаимствовали идею стоп‑слов — маркеров водянистого или манипулятивного текста. Раскрыли приёмы повышения информативности — сократить и наполнить. Структура, согласование. Синтаксис слов и картинок, идеальные члены предложения.
В то время держать редакторов в веб‑дизайнерских компаниях было не очень принято. Клиентам этого было не надо, а собственный перфекционизм дизайнеров и менеджеров редко распространялся на текст. Поэтому на успех курса я почти не рассчитывал, но знал, что мы должны его сделать.
Я сильно заблуждался. Сегодня курс Ильяхова — один из самых востребованных курсов бюро, а Максим Ильяхов — главред рунета.
Пришло время издать его книгу.
„Информационный стиль“ Максима Ильяхова — это вторая книга Издательства бюро и второй в серии учебник после „Типографики и вёрстки“.
Мы хотели сделать сдержанную, интеллигентную и универсальную книгу на все времена. Её язык — это не язык коммерческих лендингов и рассылок. Мы мечтаем, чтобы „Информационный стиль“ был полезен в качестве введения в редактуру и студенту, пишущему реферат, и учёному, оформляющему научную статью, и дизайнеру, составляющему макет, и клиенту, принимающему работу редактора. И, конечно, — автору и редактору.
„Информационный стиль“ специально написан для электронного издания. Примеры наглядно изменяются по ходу чтения. Книга объединена с сервисом „Главред“ — читатели видят сомнительные места и оценку текста в примерах и упражнениях.
Оставьте свой адрес электронной почты внизу страницы, чтобы узнать о выходе книги.
Инфостиль в копирайтинге: преимущества и как научиться правильно писать тексты
Умение писать в информационном стиле пригодится профессиональным копирайтерам, тем, кто создаёт продающий контент для своего сайта или пишет статьи в блог. Инфостиль — это универсальный инструмент, который делает текст содержательным и лаконичным одновременно. Мы расскажем об этом методе на примерах, рассмотрим точки зрения его ярых сторонников и критиков, разберём приёмы и методы.
Максим Ильяхов и инфостиль
Понятие «инфостиль» в русских умах прочно ассоциируется с Максимом Ильяховым — главным редактором Тинькоф-журнала. Он написал известную в мире копирайтеров книгу «Пиши и сокращай» в соавторстве с Людмилой Сарычевой, а в 2010 году создал сервис для улучшения текста «Главред».
Инфостиль существовал и раньше, но Ильяхов популяризировал этот жанр, поделился с широкой аудиторией редакторскими хитростями и приёмами, в книге собрал способы улучшения текста. Преподаёт курс «Информационный стиль и редактура текста» в школе редакторов.
Что такое информационный стиль текста
Ильяхов пишет об инфостиле так: «Информационный стиль — это не совсем стиль. Это приёмы редактирования, которые помогают очистить текст от мусора, наполнить его полезной информацией и сделать читаемым».
Подходит как для информационных, так и для коммерческих текстов. На первом месте стоит содержание текста, а не его форма. Базовое понятие — это «стоп-слова», то есть словесный мусор, который мешает лёгкому восприятию информации, обороты речи, которые лишены смысла или использованы не по назначению. В большинстве случаев их можно опустить или заменить более лёгкими для восприятия.
По мнению Ильяхова, текст сперва очищается от всего лишнего, а затем наполняется смыслом: интересными подробностями, фактами.
Конечный текст должен быть:
Стоп-слова делятся на 8 категорий:
Пример из книги «Пиши и сокращай»: «Кто-то говорил, что первым женским достоинством является скромность» конкретизируем «Карамзин писал, что всегда и везде первым женским достоинством была скромность».
Ценность инфостиля в том, что до читателя доходит максимально конкретная и правдивая информация. Ильяхов говорит о том, что информационный стиль не подходит для тех, кто продаёт плохой товар и стремится обмануть читателя.
Как работает инфостиль
Недаром книга Ильяхова названа «Пиши и сокращай». Ведь именно так работает его метод. После того как из текста убрали все лишнее, а «воду» заменили ценной информацией, читателю легче воспринять содержание — ничего не отвлекает от сути. Информация, поданная в простой, понятной, а главное, в краткой форме, легко усваивается. Автору не нужно писать полотна текста, чтобы убедить читателя. За него это делают факты.
Второй этап работы с текстом — это заполнение образовавшихся после удаления стоп-слов пробелов. На их место становится конкретная информация и факты.
Может сложиться впечатление, что информационный стиль подходит только для передачи информации. Это не так. Он универсален. Продающие тексты по методикам Ильяхова получаются эффективными за счёт краткости, динамики и открытости по отношению к читателю.
Вот пример продающего описания от Максима Ильяхова на сайте франшизы «Додо Пиццы».
Здесь много динамики за счёт глаголов. Они подчёркнуты в приведённом фрагменте. Также информация подтверждена конкретными цифрами. А все «громкие» заявления доказаны. За счёт этого текст звучит убедительно, правдиво.
Ильяхов предлагает заменить пустые восхваления себя вроде таких: «Мы лучшая команда профессионалов, которая предлагает уникальную продукцию по доступной цене» на перечисление конкретных достоинств данного предприятия.
Вот пример текста, который Максим посоветовал своему подписчику в качестве образца контента о компании:
Максим посоветовал убрать заезженные, абстрактные и ничем не подтверждённые формулировки. Этот метод помогает отстроится от конкурентов. Уверение о том, что «мы самые-самые», можно встретить на сайтах фирм через одну. Они не уникальны и не выделяют фирму на фоне других. А избитость усилителей заставляет сомневаться в правдивости текста.
В инфостиле приветствуется конкретика. Если фирма говорит о себе, что она «в десятке лидеров», то, скорее всего, её место 9-е или 10-е. Уточняя количество довольных пользователей, всегда можно узнать их число на определённый момент времени. Например, «в 2019 году мы подключили к скоростному интернету 1625 домов». Это звучит убедительней, чем «у нас более 30 тыс. пользователей», потому что есть конкретная цифра.
Примеры для сравнения
Лучше всего рассматривать, как работает инфостиль, на примерах из первоисточника, книги «Пиши и сокращай».
Из этого примера видно, как текст становится интересней, когда наполняется смыслом. Ничего не значащее «под ключ» заменили описанием конкретных услуг.
Это пример того, как можно лаконично и доступно передать информацию. Достаточно вычеркнуть витиеватые фразы.
А вот так предлагает Максим Ильяхов бороться с оценками. Их нужно обосновать фактами и цифрами, тогда они будут убедительными.
Чтобы читатель поверил, слова-усилители нуждаются в подтверждении фактами. Или конкретными цифрами:
В этом примере читателю видна выгода предложения.
Почему копирайтеры критикуют инфостиль
Несмотря на то, что метод Ильяхова обрёл множество поклонников, стал новым этапом в отечественном копирайтинге, найдётся немало критиков и противников инфостиля. Остроумные злопыхатели даже обозвали сервис «Главред» «Зловредом». Почему так происходит?
Во-первых, инфостиль предполагает глубокую вычитку текста, правку и редактуру, сбор полезной для читателя информации. То есть отделаться просто статьёй с общими фразами и «водой» вместо фактов не получится.
Особенные неудобства это приносит новичкам в профессии. Они ещё не умеют вычёркивать стоп-слова в процессе написания, поэтому правка для них становится особенно трудоёмкой. Надо проверять каждый материал в сервисе «Главред».
Второй момент связан с работой самого сервиса. Зачастую самые безобидные прилагательные и местоимения попадают в стоп-лист и сильно ухудшают показатель. Он обозначается цифрой внизу страницы. Многие заказчики статей требуют от исполнителей показатель 8-8,5.
Таких значений трудно сразу добиться человеку, который ещё не освоил методы информационного стиля в совершенстве. Копирайтер начинает «чистить» текст, удалять все слова, которые «не нравятся» «Главреду». И в итоге получает совершенно сухой текст, который напоминает справочник.
Сам автор «Главреда» говорит о том, что сервисом нужно пользоваться с умом. Не обязательно удалять все подчёркнутые слова. На месте убранных «мусорных» слов обязательно должна появиться полезная информация. В этом случае текст будет лаконичным и полезным, а не сухим и скучным.
В-третьих, критики руководства Ильяхова утверждают, что текст в инфостиле теряет уникальность. Автора не видно за строками, тексты Ильяхова трудно отличить от работ его лучших учеников. Особенно обезличиванием недовольны копирайтеры, которые начали работать в 90-х, когда популярны были продающие тексты, прямая реклама, с громкими словами и призывными лозунгами.
Главный аргумент против метода Ильяхова — он стирает грань между опытными профессионалами и молодыми авторами, которые успешно освоили новый метод. Трудно аргументировать свой гонорар, если цветистый авторский язык практически вышел из моды с появлением инфостиля. Многие молодые стартапы отдают предпочтение текстам в стиле учеников Максима Ильяхова. У большинства заказчиков на биржах есть требование к оценке текста «Главредом».
Конечно, противники инфостиля по-своему правы. Их аргументы оправданы. Однако нужно помнить, что инфостиль — это всего лишь метод для улучшения текста. Его нужно использовать там, где это уместно. Статья пишется прежде всего для конкретной целевой аудитории, преследует определённые цели. Если инфостиль поможет автору найти отклик читателей и достичь цели, то его можно и нужно использовать.
Всегда ли уместен инфостиль
Информационный стиль — это стиль статей в СМИ. Он прекрасно подходит для публикаций в интернете, презентации товаров и услуг. Лаконичность изложения избавляет пользователей от прочтения лишней и бесполезной информации, которой и без того переизбыток в сети.
Ильяхов ставит инфостиль в один ряд с научным, официально-деловым, публицистическим, утверждает, что методы информационного стиля применимы везде: в договоре, романе, статье, рецензии, научном докладе, рекламном плакате, сценарии фильма или смс-уведомлении.
Инфостиль делает акцент на содержании, а не на форме. Он не предусматривает использования литературных средств выразительности, уместных в художественной литературе. Поэтому для поэзии и художественных произведений такой язык не подойдёт.
Конечно, некоторые приёмы может позаимствовать даже литератор. Но всё произведение не может быть написано в информационном стиле, иначе оно потеряет красоту языка, обеднеет, лишившись средств выразительности.
Как научиться писать тексты в инфостиле
Научится писать в информационном стиле можно самостоятельно. Это не сложно, потому что в свободном доступе есть книга Ильяхова и Сарычевой «Пиши и сокращай». Это учебник, тренажёр по инфостилю с примерами. Его изучение заставляет взглянуть на свои тексты по-новому, увидеть, что можно улучшить, а что убрать.
Это не единственная книга Ильяхова об инфостиле и редактуре. Но она базовая, поэтому для первичного ознакомления рекомендуем именно её. Перед тем как взяться за учебники, подпишитесь на почтовую рассылку от «Главреда». Вы получите серию коротких уроков в виде писем.
Для тех, кто хочет серьёзно углубиться в инфостиль, освоить новую профессию, работать редактором, создана школа редакторов, в которой преподаёт Максим Ильяхов и его коллеги из «Бюро Горбунова».
По инфостилю в бюро есть курс от Ильяхова «Информационный стиль и редактура текста». На сайте «Бюро» можно найти статьи в свободном доступе и подписаться на рассылку.
Эффективный способ видеть в своих текстах стоп-слова — проверять готовые статьи сервисом «Главред». Он подчёркивает сомнительные фразы и даёт объяснение, что, возможно, не так. К советам нужно относиться критически, не удалять слепо куски текста.
Если внести правки там, где они уместны, то текст станет легче и понятней читателю. Чтобы «не пересушить» статью, помните о правиле заменять сомнительные моменты полезной информацией. После нескольких проверок в сервисе вы отметите, что начали видеть стоп-слова уже в тот момент, когда они появляются на мониторе.
Итак, мы разобрали, что из себя представляет инфостиль и как его освоить. Его достоинство в том, что изучение основ не займёт много времени. А овладеть в полной мере методом позволит постоянная практика. Руководство «Пиши и сокращай» написано доступным языком и направлено на то, чтобы улучшить качество ваших текстов.