индоктринация что это простыми словами
Значение слова «индоктринация»
В оперативной инструкции американской Программы Национальной Индустриальной Безопасности (англ. National Industrial Security Program Operating Manual) индоктринация определяется как «первичная инструкция/указание, даваемая человеку перед предоставлением ему доступа к секретной информации». Если рассматривать это понятие в религиозном контексте, то самое точное определение индоктринации будет: приготовления перед получением эзотерических знаний, доступных немногим; приготовления перед инициацией в религиозные таинства. (Сравнить гностицизм и катехизация.)
В Принстонском университете в Лаборатории по Изучению Восприятия «WordNet 2.0» определяют понятие «индоктринацию» как «обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия». Другое полезное определение данного понятия, взятое с сайта (англ. The Henry Wise Wood High School), гласит — «систематическое изучение спорных идей; пропаганда». Это определение показывает основное отличие между индоктринацией и обучением. Индоктринация учит доктрине, то есть описывает объект исходя из задаваемой им же понятийной структуры (субъективный взгляд), обучение же предлагает рассматривать что-либо бесстрастно и, в буквальном смысле, объективно.
индоктрина́ция
1. ознакомление с какой-либо теорией или доктриной, введение в них, приобщение к ним, воспитание в их духе
2. полит. целенаправленное распространение, пропаганда какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания
3. состояние человека или группы людей, возникающее как результат индоктринации [1] или [2] ◆ Его глубокая индоктринация доходила до фанатизма.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зала — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Индоктринация: что это такое и как от нее защититься?
Воспитание и образование раньше были синонимами. В 20 веке идеологическая обработка определялась как обучение основам и принципам любой науки или системы убеждений. Сегодня же данное явление носит скорее негативный окрас. Одно из самых частых обвинений в адрес ученых заключается именно в идеологической обработке и насаждении новых идей.
Что же такое индоктринация? И если она так страшна, как ее представляют, то каким образом от нее можно защититься?
Об этом поговорим в данной статье.
Что такое индоктринация?
Индоктринация (от латинского «doctrina» – учение, научная или философская теория, система, руководящий принцип) – процесс повторения и внушения идеи, убеждения или доктрины кому-либо до тех пор, пока он не воспримет их без критики или лишних вопросов [Медийная индоктринация: антропологические исследования, 2018]. Простыми словами, индоктринация – это идеологическая обработка, преследующая разные цели.
Данное явление может проявляться в разных сферах, так или иначе связанных с мышлением, состоянием и поведением человека при разных жизненных обстоятельствах.
Идеологическая обработка существовала во все времена под разными названиями, но в последнее время, в связи с заметным обострением межгосударственных отношений и повышением политической активности в обществе, ее проявления стали особенно заметны. Разновидностями этого явления в информационном пространстве практически всех современных стран являются:
Целью индоктринации может быть внедрение в массовое сознание особой идеи для формирования и укрепления групп единомышленников с целью их сплочения. Но иногда идеологическая обработка призвана противостоять чужим доктринам, защищать интересы страны или же сохранить влияние действующих лидеров [Медийная индоктринация: антропологические исследования, 2018].
Некоторых может волновать вопрос: в чем разница между индоктринацией и пропагандой? Очевидно, что последняя является одним из рычагов воздействия на сознание масс и управление их настроением. Именно с помощью пропагандистских лозунгов и призывов у заинтересованной стороны есть возможность внедрять нужные ей ценности, идеи, доктрины и взгляды. Данные методы позволяют привлечь внимание к выгодной власти идеологии и укрепить ее позиции.
Термин «индоктринация» был предложен этологами, которые специализировались на изучении проблем человеческого поведения. Известный представитель данной науки Ирениус Эйбл-Эйбесфельдт утверждал, что индоктринация выражается в принятии групповых характеристик и идентификации с ними, что, в свою очередь, способствует групповому сплочению [Развитие личности, 2006].
В соответствии с данными представлениями, индоктринация является важнейшей частью социальной адаптации человека. Ее механизмы задействованы во всех типах процессов социализации, поскольку главной целью данного процесса является стимулирование и поддержание единства социальной группы. Эти механизмы, например, лежат в основе родительского влияния на детей, включены в процессы образования, поддержание правил поведения в семье и группе [Медийная индоктринация: антропологические исследования, 2018].
Однако такой точки зрения придерживаются далеко не все ученые-этологи и специалисты по эволюционной и социальной психологии.
Ученые Джек и Линда Палмер, например, под индоктринацией общества понимают внушение и навязывание определенной точки зрения, взглядов или принципов. Они особенно подчеркивают, что речь в данном случае идет о «фанатичных или сектантских» взглядах, что носит ярко выраженный негативный окрас [Развитие личности, 2006].
Индоктринация является универсальным свойством всех человеческих обществ, однако степень идеологического воздействия на членов группы может существенно варьироваться. Поскольку практически все идеологии социального контроля основаны на человеческой способности отслеживать и насаждать групповые интересы, с помощью идеологической обработки возможно принуждение всех членов группы к идентификации с ее целями и интересами [Медийная индоктринация: антропологические исследования, 2018].
Некоторые этологи определяют данное явление как преднамеренное навязывание определенной доктрины, характеризующееся постоянным внушением, повторением, обманом и даже принуждением.
Об индоктринации можно говорить:
Некоторые теории индокринации рассматривают данное явление в негативном контексте, поскольку чаще всего оно характеризуется покушением на независимость личности и сопровождается аморальными методами воздействия на человека. Но, справедливости ради стоит отметить, что данная трактовка этого явления в полной мере не отражает всей его сути. Именно поэтому важно:
Говоря об идеологической обработке не стоит полагать, что она состоит исключительно из негативных составляющих. Так, например, маленькие дети усваивают новые идеи, которые транслируются взрослыми. С их помощью они растут, учатся мыслить и социализируются. Данное воздействие осуществляется не с помощью агрессивных методов, а в формате диалога, веселых игр и добровольного обучения.
Появление индоктринации
Процесс смены одной идеологии на другую в сознании человека является сугубо индивидуальным и отдельно изучается исследователями.
Бытует мнение, что идеологической обработке больше подвержены люди, не способные мыслить критически, не наделенные высоким интеллектом и креативностью и обладающие узким кругозором. Более того, существуют целые техники освобождения от психологического насилия (например, от влияния сект), направленные на развитие критического мышления и развитие общей эрудиции [Развитие личности, 2006].
Ученые, занимающиеся изучением социальной психологии и психологии развития, пытаются оценить наличие либо отсутствие склонности у человека к некритическому принятию чужих идей. Некоторые из них склонны предполагать, что индоктринация возникает в результате исключительно внешнего воздействия на сознание. Однако эволюционная психология говорит о том, что данное явление возникло именно в результате эволюции.
По мнению исследователей, в природе человека для выживания заложена склонность к конформизму – приспособлению к общепризнанному правильному поведению и мышлению. Некритическое восприятие чужих идей и взглядов, которое возникает у некоторых людей, является крайним его проявлением [Развитие личности, 2006].
Но стоит отметить, что данная гипотеза остается всего лишь гипотезой, поскольку имеет ряд опровергающих ее примеров. Например, ярыми сторонниками идеологии коммунизма были именитые советские профессора, имеющие не одно высшее образование и написавшие десятки трудов. Высокий интеллект, тем не менее, не мешал многим из них верить в навязанную партией идеологию.
Под воздействием индоктринации может возникнуть двойная мораль. Так, например, многие политические диссиденты отмечали, что в юношеском возрасте являлись поклонниками коммунистической идеологии, которая активно внедрялась во все слои населения. Повзрослев, они в полной мере осознали все ее минусы и начали активно с ней бороться, используя при этом те же самые методы, что и коммунистические пропагандисты.
Они стали вновь индоктринированы, но уже в обратном направлении. На психологическом уровне в их сознании ничего не поменялось, просто они в силу разных обстоятельств стали отстаивать диаметрально противоположные идеи.
Любопытным является и то, что подростки, не являвшиеся ярыми поклонниками идеологии коммунизма, чаще всего не становились в дальнейшем ее противниками и в целом мало интересовались новыми доктринами.
В наши дни можно наблюдать большое количество пенсионеров, посещающих церковь и соблюдающих все религиозные каноны. Однако многие из них во времена коммунизма были убежденными атеистами и, более того, даже могли вести антирелигиозную пропаганду.
Интересна политика двойных стандартов, вызванная индоктринацией, которую ведут диссиденты или правозащитники. Они будут отстаивать близкие им идеи и взгляды, используя при этом любые способы и средства, не обращая при этом внимания на нарушение прав человека в других ситуациях и сферах [Развитие личности, 2006].
Несмотря на то, что склонность к некритическому восприятию чужих идей абсолютно естественна для человека, она точно так же может быть для него опасна.
Главной опасностью является то, что человек, не способный критически оценивать чужие идеи, не готов самостоятельно признать факт собственной индоктринации, принимая ее за личный выбор. Оказавшись под воздействием идеологической обработки, он начинает верить, что принял данное решение самостоятельно, без чьей-либо помощи [Медийная индоктринация: антропологические исследования, 2018].
Индоктринация, активно применяемая в маркетинге, именно таким образом формирует у людей ощущение того, что решение о покупке того или иного товара или услуги не было навязано им извне. Разрешенная в свое время реклама алкогольного пива, например, транслировала в сознание людей ошибочный стереотип, что именно благодаря этому напитку встречи с друзьями пройдут в разы веселее, а любой человек автоматически станет душой компании. Эта пропаганда значительно увеличила спрос на данный вид алкоголя и увеличила его продажи в разы.
Многие люди, жившие в СССР, воспринимали веру в коммунизм, как собственный выбор, а отказ от данной идеологии – также личным мнением. Конечно, объективно оценить, меняли люди мнение, руководствуясь исключительно внутренними ощущениями или под воздействием внешней манипуляции, практически невозможно. Но данный вопрос дает повод задуматься.
Подобными инструментами пользуются и лидеры сект, которые внушают своим жертвам, что отказ от личной свободы в пользу навязанной идеологии является их осознанным и добровольным решением.
Избежать данной ловушки мышления можно лишь с помощью постоянной рефлексии и критического восприятия информации. Посмотрев на ситуацию со стороны, человек сможет трезво и объективно оценить происходящее. Этим и многим другим техникам учит наша онлайн-программа «Когнитивистика». Развивая мышление, вы страхуете себя от манипуляции вашим сознанием и навязывания чужой идеологии.
Индоктринация в образовании
Проблема идеологической обработки возникает, когда знания больше не предлагаются, а навязываются. Чем больше индоктринация употреблялась в политическом контексте, тем более негативный оттенок она приобретала [Медийная индоктринация: антропологические исследования, 2018].
Общий смысл этого понятия в основном предусматривал экстремальные ситуации: «обучение» молодых нацистов, промывание мозгов, тоталитарную пропаганду и т. п. Идеологическая обработка детей являлось одним из самых эффективных методов укрепления тоталитарного режима в стране [META, 2012].
Индоктринация всегда предполагает авторитетные отношения. В образовании педагог заведомо наделен властью и пользуется доверием у учащихся. Хорошо, если эту власть преподаватель использует во благо и своей главной задачей видит передачу знаний учащимся без навязывания своего видения на тот или иной вопрос. Но иногда данная концепция не соблюдается.
Можно говорить об индоктринации в образовании, когда педагог начинает:
Преподаватели обладают как интеллектуальным авторитетом (восприятие студентами их экспертности), так и практическим (способность, в силу своего положения, ставить оценки, обеспечивать соблюдение правил).
Как бы они ни старались, избежать данной власти они не могут, но зато могут выбирать, как к ней относиться: авторитарно навязывать свою точку зрения или же уважать мнение каждого учащегося [The Chronicle of Higher Education, 2019].
Можно ли бороться с индоктринацией в образовании?
Значит ли это, что теперь преподаватели во время занятий не должны поднимать социально значимые темы? Следует ли им раскрывать свои политические убеждения в классе? Или же следует обходить подобные острые моменты?
Дэвид Гублар, доцент кафедры английского языка и гендерных, женских и сексуальных исследований в Университете Айовы, считает, что на вопрос, как обращаться с деликатными темами в классе, нет простых ответов [The Chronicle of Higher Education, 2017].
По его мнению, преподаватели должны стремиться избегать ненадлежащего влияния на политические убеждения студентов как минимум по двум причинам:
При этом, по мнению Гублара, педагоги не должны делать вид, что, например, острых политических тем не существует в природе. Будет лучше, если они будут настолько откровенны со своими учениками, насколько это возможно.
«Дайте понять студентам: у нас есть убеждения, мы реальные люди, но мы сделаем все возможное, чтобы быть максимально объективными и оценивать вас как можно более справедливо», – говорит профессор. «В моем собственном классе я на самом деле заявляю об этих оговорках в начале семестра, чтобы подготовить почву для некоторых дискуссий, которые мы будем проводить в ходе курса. Я использую этот момент, чтобы подчеркнуть, что никоим образом не буду осуждать их убеждения» [The Chronicle of Higher Education, 2017].
Раскрытие взглядов преподавателя, однако, может повлиять на учащихся, даже если речь идет об отказе от ответственности. Некоторые могут захотеть завоевать его расположение или же подумать, что лучший способ сделать это – сказать то, с чем он согласен.
Учитывая эту реальность, возможно, лучше всего сообщить учащимся, что преподаватель не выражает свое собственное мнение по обсуждаемому вопросу, потому что хочет, чтобы они обсудили его самостоятельно. Его цель – понять, что о данном вопросе думают студенты без какого-либо навязывания мнения со стороны.
«Есть опасность, как этическая, так и педагогическая, в раскрытии наших политических убеждений в классе», – считает Гублар. «Но мы не можем позволить страху перед этой опасностью мешать нам поднимать политически острые темы или материалы. Важно, чтобы высшее образование оставалось пространством, в котором студенты могут изучать широкий спектр вопросов и точек зрения и развиваться как критически мыслящие и заинтересованные граждане. Лучший способ сохранить такое пространство – не притворяться, что у вас нет взглядов, а подчеркнуть, что эти взгляды не будут мешать вашей миссии как преподавателя, стремящегося помочь своим ученикам, чем вы можете» [The Chronicle of Higher Education, 2017].
Необходимо предоставить ученикам возможность практиковать в классе открытость. Следует регулярно предлагать им проблемы и идеи для обсуждения.
Так, например, профессор философии Университета Лойолы Мэримаунт Джейсон Бэр организует во время занятий дебаты, в ходе которых студенты как можно убедительнее аргументируют свою позицию. Подобное ролевое упражнение показывает учащимся, что их собственная точка зрения – лишь одна из многих, и что у каждого есть причины верить в то, что они делают [The Chronicle of Higher Education, 2019].
Индуктивное обучение, то есть вовлечение учащихся в решение проблем или изучение конкретных ситуаций и с просьбой вывести общие принципы из того, что они изучают, может помочь им отработать этот важнейший навык. Например, изучая историю науки, необходимо выделить те моменты, когда представления о мире изменились из-за фактов [The Chronicle of Higher Education, 2019].
Задача педагогов не заставить студентов думать, что все возможные точки зрения на проблему одинаково верны. Скорее, им важно научить их, как основывать свои выводы на аргументах и доказательствах, даже если эти доказательства противоречат их предыдущим убеждениям.
Заключение
Индоктринация – процесс некритического принятия идей, которые навязываются лидерами мнений и разделяются большей частью людей.
Иногда человек, сам того не подозревая, может стать жертвой очередной идеологической обработки или манипуляции над его сознанием. Вместо того, чтобы отчаянно доказывать всем, что это его сознательный выбор и добровольное решение, ему стоит критически оценить ситуацию и задать себе вопрос: «А что именно сподвигло меня так думать?»
Именно такой рациональный подход к любой предлагаемой информации позволяет трезво оценивать все происходящее и защитить себя от любого воздействия на свое сознание.
Желаем вам успехов в таком непростом, но интересном деле как развитие осознанности и критического мышления!
Индоктринация: что это такое?
Индоктринация — слово непонятное многим. Но знакомое каждому: все так или иначе с ним сталкивались. Что это такое, в чем суть и как применяется в образовании — обсудим в нашем материале.
Что такое индоктринация
Индоктринация простыми словами — это закладывание определенной идеи в голове человека. Индивиду внушают идеологию до тех пор, пока он не будет думать, что сам пришел к этой мысли. С латинского слово переводится как «учение». Термин придумали этологи, когда изучали проблемы человеческого поведения.
Философская теория индоктринации заключается в том, чтобы внедрить в массы какую-либо важную идею, вокруг которой образуется группа единомышленников. Они верят в эту идеологию, поддерживают и распространяют ее дальше.
Давайте рассмотрим примеры. По сути, вся реклама — это индоктринация. Через рекламные ролики и макеты людям капелька за капелькой закладывают определенные идеи: что кофе бодрит по утрам, Coca-cola — это неотъемлемая часть Рождества и т.д. Именно поэтому многие не представляют свое утро без кофе определенной марки и всегда его покупают, а на праздничном столе у нас всегда бутылка Coca-cola.
Проблемы индоктринации в образовании
Применяется индоктринация и в области обучения людей. Это бывает, когда преподаватель не обучает, а навязывает свои идеи.
Вам стоит насторожиться, если педагог:
Если вам кажется, что вами манипулируют и в вашу голову закладывают какую-то идею, скорее всего, вам не кажется. Так и есть.
Считается, что такому влиянию чаще всего поддаются люди без критического мышления и высокого интеллекта. Чтобы распознать навязывание идеологии педагогом, на мир придется смотреть шире.
К сожалению, индоктринация общества не прекратится никогда. Для политиков, брендов, СМИ это полезный инструмент, который дает свои плоды. Но давайте запомним цитату из фильма «Начало»: «Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно». И будем более избирательными к тому, что нам пытаются навязать.
Индоктринация
Индоктринация — это манипулятивный метод воспитания, прививаемый воспитателем. Индоктринация встречается в пропаганде, рекламе и так называемых политических дебатах. Существуют различные степени индоктринации, и совершенно хорошие рассуждения очень редки, если не невозможны. В настоящее время мы просто не до конца понимаем, как правильно рассуждать.
Во-первых, индоктринация не должна быть преднамеренно манипулятивной. То, что один человек считает рациональным аргументом в пользу веры (и, следовательно, неманипулятивной формой образования), на самом деле может быть иррациональным и неуважительным. Плохое образование может быть результатом благих намерений или намеренной манипуляции. Результаты в любом случае одинаковы.
Во-вторых, индоктринация имеет отношение к тому, как люди получают образование, а не к фактическому содержанию (убеждениям и выводам), одобренному педагогами. Некоторые люди думают, что индоктринация — это передача ложных убеждений (социализм, определенная религия и т.д.). Однако на самом деле индоктринация — это обучение людей с помощью иррациональных аргументов, обмана или невежества. Результатом является формирование не ложных, а иррациональных или необоснованных убеждений. Можно иметь истинные убеждения, основанные на плохих рассуждениях. Тот факт, что люди не знают разницы между хорошими и плохими рассуждениями — или оправданными и истинными убеждениями — свидетельствует о том, что людям внушают, потому что у них даже нет инструментов, позволяющих знать, что нужно для того, чтобы иметь хорошую веру.
Даже родители и педагоги, которые представляют «аргументы», скорее всего, будут внушать своим ученикам ложные истины. Родители, которые учат своего ребенка быть креационистом, не могут рационально сделать это, если не знают достаточно об эволюции, чтобы знать, что креационизм — это лучшая теория, чем эволюция. Аргументы против эволюции часто основаны на незнании оной, а не на справедливом и «милосердном» понимании.
Одна из самых мощных форм подавления доказательств наблюдается в средствах массовой информации. То, что показывают СМИ, — это утверждение о том, что важно, а то, что они игнорируют, — это утверждение о том, что не важно. Средства массовой информации оказывают влияние на наше мышление и ценности, основываясь на том, что они предпочитают разоблачать и игнорировать. Часто во время войны СМИ страны концентрируются на недостатках «врага», игнорируя свои собственные.
Индоктринация
Индоктринация (англ. indoctrination от лат. in — внутрь и doktrina — учение, теория, доктрина) — передача фундаментальных положений системы верований (см. религия и философия).
В оперативной инструкции американской Программы Национальной Индустриальной Безопасности (англ. National Industrial Security Program Operating Manual ) индоктринация определяется как «первичная инструкция/указание, даваемая человеку перед предоставлением ему доступа к секретной информации». Если рассматривать это понятие в религиозном контексте, то самое точное определение индоктринации будет: приготовления перед получением эзотерических знаний, доступных немногим; приготовления перед инициацией в религиозные таинства. (Сравнить гностицизм и катехизация.)
Содержание
Индоктринация общества
Индоктринация населения — насыщение определённым, угодным и выгодным правительству или политической организации содержанием массового сознания населения страны в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов.
Индоктринация захватывает все слои общества, зачастую обращена вовне, на зарубежные государства.
Не все из политических доктрин, внедренных с помощью политической рекламы и пропаганды в сознание населения, имеют звучные или вообще фиксированные названия. Иногда даже специально не дают им заголовка, чтобы создавать их тихо, исподволь, ненавязчиво. Но «антикоммунизм» — это доктрина, «антиамериканизм» — доктрина, «сдерживание» — это доктрина и «возможность победы в ядерной войне» — это тоже доктрина.
Процесс индоктринации населения в любом обществе невозможен без создания у населения соответствующих образов и стереотипов, без воспитания в массовом сознании своеобразной «культуры» стереотипного восприятия тех или иных политических явлений. Здесь особую роль играет политическая реклама и пропаганда.
В СССР с самого начала советской государственности и до середины 80-х годов проводилась жесткая антиимпериалистическая индоктринация населения, достигшая огромных успехов. Весь аппарат агитпропа и политреклама служили этой цели. Важной целью индоктринации является объединение различных этнических и социальных групп населения вокруг общей идеи, охватывающей их сознание полностью и становящейся руководящим принципом их деятельности.
Интересна судьба доктрины «глобальной ответственности США за охрану свободы во всем мире», принятой администрацией Дж. Кеннеди. Она и сегодня, по происшествии почти 40 лет, на вооружении внешней политики США. Слившись с идеей американского мессианизма, став прочным внутренним убеждением «средних» американцев, эта доктрина оказалась образцом живучести. Интересно, что аналогичная доктрина долгое время царила и во внешнеполитическом мышлении в СССР. Доктрина «ответственности СССР за защиту социализма и демократии в мире» была призвана объяснить населению необходимость введения войск в Венгрию в 1956 г., Чехословакию в 1968 г., участия в войне во Вьетнаме, в Анголе, в Афганистане наконец.
В связи с этим можно говорить о сигнальной функции политических доктрин. Они как бы предупреждают население о проводимом курсе политики в данный исторический момент. Доктрины сигнализируют об основных политических принципах правительства.
Ещё одной целью индоктринации является выработка конформизма среди населения. Индоктринированное население, зараженное конформизмом, становится в немалой степени податливым для дальнейших правительственных манипуляций в сфере массового сознания. Как правило, конформизм проявляется в большей степени у менее развитых и образованных групп населения, отличающихся малой информированностью и проявляющих отсутствие гибкости мышления, любознательности, самостоятельности. Группы населения с высоким уровнем конформизма показывают наиболее высокий уровень догматизма именно в политических вопросах, поскольку они наименее им знакомы и считаются привилегией знатоков-профессионалов.
Индоктринация имеет своей целью также создание таких образцов и политических установок, на базе которых формируется определённая жизненная позиция личности или группы. Политические установки личности — это не только знания и отношение к политическому объекту, но и готовность действовать в отношении его определённым образом, продиктованным индоктринацией.
После убийства Кеннеди в обществе стало преобладающим представление о потере государством суверенитета и подчинении его скрытым структурам т. н. конспирология, и отхода от позитивиского мировоззрения, к т. н. «Новому Средневековью». [источник не указан 341 день]
В сущности индоктринация является ложью и в конечном счете приводит к большому душегубству: революция во Франции, России, IМВ, IIМВ, Кампучия. [источник не указан 341 день]
Анализ
Для тех, кто упрямо ищет свободы, не может быть более неотложной задачи, чем понять механизмы и практики индоктринации. Её легко увидеть в тоталитарных обществах, и гораздо сложнее в основанной на промывании мозгов, но якобы „свободной“ системе, которой мы все принадлежим, и которой мы так часто служим, осознанно или неосознанно. |
For those who stubbornly seek freedom around the world, there can be no more urgent task than to come to understand the mechanisms and practices of indoctrination. These are easy to perceive in the totalitarian societies, much less so in the propaganda system to which we are subjected and in which all too often we serve as unwilling or unwitting instruments
Религиозная индоктринация
Исследования насилия над детьми, проведённые в Самоа, обнаружили, что «религиозная индоктринация была существенным фактором в стимулировании или, наоборот, уменьшении домашнего насилия, в зависимости от точки зрения взрослого». [5] Таким образом было выдвинуто предположение, что эффекты от религиозной индоктринации могут варьироваться от позитивных до негативных.
Религиозная индоктринация является объектом научного интереса. В готовящейся к выходу книге Цена Независимости: Эссе о Моральной Стороне Религиозной Индоктринации (англ. The Costs of Autonomy: Personal Essays on the Morality of Religious Indoctrination ) планируется провести анализ религиозной индоктринации научными методами.