индийское кино что это
История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры
Киноиндустрию Индии неспроста называют Болливудом – термин родился из сложения слов «Голливуд» и «Бомбей» (ныне Мумбаи). Однако это лишь стереотип, что индийское кино снимают исключительно в столице. На самом же деле, в Мумбаи ежегодно появляются на свет лишь 20% всех индийских фильмов, еще 80% производят в других 16 регионах страны, в которых снимают фильмы более чем на 20 языках мира. Еще один распространенный миф об индийском кинематографе: в каждом фильме присутствуют песни и танцы, однако это далеко не так. Чтобы лучше разобраться в особенностях киноиндустрии Индии, «МИР 24» выяснил, как зародился и развивался Болливуд, а также чем он живет в наше время.
Фото: Кадр из фильма Месть и закон
Любовь к кино – это буквально национальная черта индусов, передаваемая из поколения в поколение. И это тоже неспроста, ведь именно в Мумбаи в 1896 году братья Люмьер сняли и показали свои первые фильмы. Через три года «неподвижный фотограф» Харишчандра Сакхарам заказал из Англии камеру и снял на нее фильм «Борцы». Картина была незамысловатой – в висящих садах Мумбаи режиссер заснял поединок, – но именно ее стали считать первой «движущейся» кинокартиной в Индии.
Однако официальное летоисчисление индийский кинематограф ведет с 1913 года, когда на широкие экраны вышел первый полнометражный художественный фильм «Раджа Харисчандра». Соответственно, режиссера этого фильма, Дадасахеда Фалке, прозвали отцом индийского кинематографа. Картину в 1914 году показали в Лондоне. Как раз тогда индийский фильм впервые в своей истории имел огромный коммерческий успех. За следующие пять лет Фалке снял еще 23 картины. Несмотря на такую интенсивность кинопроизводства, шло оно все же не так быстро, как в Голливуде. Лишь в 1920-ые стали появляться новые кинопроизводства. Здесь стоит отметить, что режиссерам типа Фалке (а еще Пейнтеру и Шантараму) в те годы приходилось работать в тяжелых условиях: в начале прошлого века Индия жила под британским флагом, поэтому туманный Альбион был главным цензором кинематографистов. Кроме того, в Лондоне индийцам приходилось конкурировать с английскими, французскими и американскими картинами.
Тогда индийские режиссеры разделились на два лагеря – малая часть все-таки пыталась противостоять суровому британскому строю и снимала реалистичные картины о настоящей жизни своей родины, эти же режиссеры старались использовать иносказательные приемы кинематографа и приблизиться к настоящему искусству.
Конечно, почти 20 лет в Индии снимали исключительно немые фильмы. Первая кинокартина со звуковой дорожкой вышла на экраны в 1931 году. Тогда жителям Бомбея представили фильм «Алам Ара». Именно эта лента заложила традицию сопровождать сюжет песнями, и снова к индусам пришел успех – тогда-то в кинематографе Индии наступила новая эпоха. Теперь киноплощадки стремились увеличить количество производимых индийских фильмов. Только за 1931 год было снято 328 кинокартин, это втрое больше, чем в 1927 году. С каждым годом обороты растут, растет и число зрителей и кинозалов. Актеры индийских фильмов становятся узнаваемыми звездами.
Фото: Википедия/общественное достояние
В 40-ые годы на развитие отечественного кинематографа в Индии очевидно повлияли национально-освободительные движения. И несмотря на то, что во время Второй мировой войны кинематограф практически никак не развивался, в 1944 году на экраны вышел фильм «Братья». Это была первая кинокартина, в которой была предпринята попытка показать противостояние рабочих с капиталистами. Теперь главными персонажами фильмов становятся герои освободительной борьбы в Китае и крестьяне. Режиссеры в своих произведениях все чаще обращаются к проблемам обездоленных и открыто говорят об острых социальных противоречиях. Благодаря фильмам «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955) актер и режиссер Радж Капур стал невероятно популярным в Советском Союзе. А песни из этих фильмов напевали в каждом столичном дворе. Именно с тех пор любовь к индийским фильмам укоренилась в сердцах наших соотечественников.
Фото: Мастюков Валентин, Коньков Александр/ТАСС
Что примечательно: в самой Индии фанатами отечественного кинопроизводства были в основном неграмотные люди. Тогда в стране их было порядка 70% населения. Язык кино был для них максимально понятен и универсален. Доступный, простой в восприятии фильм не мог не полюбиться простому человеку.
Считается, что после войны кинематограф Индии стал именно таким, каким мы его знаем сегодня. В то же время создатели кинолент поняли, какое влияние оказывают их произведения на огромные массы населения и стали транслировать через них определенные ценности. Например, осуждали проституцию и полигамию (а они были распространены в Индии тех лет).
С тех пор мифологические и исторические сюжеты в кинематографе отошли на второй план. Теперь в центре внимания всегда находился простой человек с понятными всем проблемами. Зачастую в фильмах рассказывали о судьбе героев, представителей низшего класса, об их ежедневных страданиях и мечтах. Именно середина XX века считается «золотой» эпохой индийского кинематографа – было отснято множество бессмертных хитов, которые сделали снимавшихся в них актеров мировыми знаменитостями, а затем и богачами.
Фото: Википедия/общественное достояние
В 70-ые и 80-ые годы пришла новая волна кинематографистов: молодые смелые режиссеры создавали профессиональное авторское кино. Их даже поддержал Индира Ганди, прогрессивных талантливых творцов поощряло правительство. Так в Индии появилась Национальная корпорация развития кино. А кадры для национального кино готовил киноинститут в Пуне.
Примечательно, что индийские кинематографисты плодотворно сотрудничали с коллегами из других стран. Например, в творческом союзе Индии и СССР появились на свет популярные картины «Хождение за три моря» (1957), «Черная гора» (1972), «Рикки-Тикки-Тави» и «Восход над Гангом» (1976), «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» (1979).
Сегодня индийские кинематографисты вынуждены конкурировать с американскими блокбастерами, французскими драмами и многими другими зарубежными киноновинками. Режиссеры, создающие серьезные авторские фильмы, сегодня безуспешно пытаются попасть в прокат. Национальная корпорация развития прекратила свое существование, отечественные кинематографисты больше не получают поддержку государства, а выживают лишь за счет случайных контрактов.
Тем не менее некоторые индийские фильмы все-таки пробиваются на большие экраны за пределами своей родины. Эксперты отмечают, что современные ленты не лишены национальной уникальности – они все так же красивы, многоцветны, музыкальны и лиричны. Актеры по-прежнему наивно фигурны, что делает индийское кино неподражаемым.
В чём секрет популярности индийского кино?
Болливуд — это фабрика грёз, которая расположена в одной из самых густонаселённых стран мира. В Индии ежегодно снимают около 1000 фильмов. Как известно, предложение рождает спрос — жители страны очень любят этот вид искусства. Teleprogramma.pro узнала о некоторых секретах индийского кинематографа
Болливуд — это фабрика грёз, которая расположена в одной из самых густонаселённых стран мира. В Индии ежегодно снимают около 1000 фильмов. Как известно, предложение рождает спрос — жители страны очень любят этот вид искусства. Teleprogramma.pro узнала о некоторых секретах индийского кинематографа.
Традиция
В основу сюжетов первых индийских фильмов (киноиндустрия страны ведёт свою историю с самого начала 20-го века) легли истории из «Махабхараты» — древнего эпоса. Индийские кинематографисты с самого начала определились с жанром национального кино — населению не нужны были фильмы, в которых изображалась бы жестокая реальность и правда жизни. В Индии очень любят сказки. В любом фильме, который снят в Индии, обязательно будет перевес положительных персонажей и счастливый финал. Любая картина, по сложившейся традиции, должна быть понятна каждому человеку, вне зависимости от его образования, социального положения и достатка. Индия — это одна из немногих стран, которая по-прежнему сохраняет верность нравам и вкусам коренного населения, не идёт на поводу у тех, кто насаждает массовую культуру и космополитизм. Для тех, кто снимает в Индии кино, главное — это преемственность традиции.
Музыка и танцы
Индийские танцы — это явление абсолютно уникальное. Для каждого жителя страны национальное хореографическое искусство является основным в иерархии потребностей в прекрасном. Практически ни одна индийская картина не обходится без танцевальных сцен. Примечателен тот факт, что актёры во время съёмок танцев используют 24 разных движения головы, 26 движений глаз и 6 движений глаз. Кроме того, самый простой жест, такой, как, например, вытянутая рука с открытой ладонью, может иметь около 40 различных трактовок в зависимости от ситуации. Получается, что мы многого в индийском кино просто не понимаем. Существует особая статистика, составители которой подсчитали, сколько музыкальных вставок используют в своих картинах индийские кинематографисты. Раньше режиссёры вставляли в каждую ленту около 10 танцевально-песенных сцен. Современные постановщики сократили это количество до 6. Вообще индийские киношники считают, что музыка и танцы — это единственный инструмент, который помогает передать зрителям эмоциональный аспект жизни, характерный для ситуаций, в которые попадают главные герои фильмов.
Секс в индийском кино
Как таковых эротических сцен в индийском кино никогда не было. Стоит отметить, что редки даже сцены с поцелуями. Дело в том, что изображение физической близости в индийском искусстве не приветствуется опять же на уровне сложившихся традиций. Специалисты считают, что индийские кинематографисты мастерски заменяют любовные сцены музыкальными номерами. Постановщики намеренно держат зрителя в напряжении, так как существует мнение, что в минуте ожидания откровенной сцены, эротики в несколько раз больше, чем в поцелуях и объятиях непосредственно. Изображение интимных подробностей отношений между влюблёнными в индийском кино очень часто подаётся метафорически, что называется «между строк».
Индийское кино в наши дни
Современные индийские постановщики в последние годы всё чаще отходят от сложившихся за сотню лет традиций — наряды главных героев в новых картинах становятся всё более откровенными, а знаменитых танцев, напротив, всё меньше и меньше. В Боливуде снимают в основном блокбастеры. Романтические музыкальные картины уже не так популярны в Индии. Министерство культуры страны приняло решение вывести национальный кинематограф на международный уровень. Раньше индийское кино было очень популярно в СССР. Советские зрители обожали эти фильмы, тогда как европейские и американские любители кино всегда предпочитали смотреть картины собственного производства. В Индии сейчас снимается огромное количество высокобюджетных фантастических картин и боевиков. Но всё равно эти фильмы очень специфичны — компьютерные эффекты и сцены с драками и погонями скорее веселят зрителя, чем ошеломляют своей зрелищностью.
Индийские фильмы – в чем их феномен?
Вы когда-нибудь задумывались о том, в чем же заключается феномен Болливуда? Нет, не в огромном количестве выпускаемых фильмов в год (Болливуд выпускает втрое больше картин, чем американский Голливуд). Индийские фильмы отличаются от своих собратьев, и этим отличием является невероятное сочетание красочности и доброты.
Конечно, зажигательные песни и танцы тоже привлекают своего зрителя, но ведь танцевать и петь могут актеры всего мира. Однако с такими ослепительными актерами, как Айшвария Рай, Амитабх Баччан, Радж Капур не сравнится никто – они давно и прочно поселились в сердцах миллионов зрителей, не уставая радовать нас новыми и новыми ролями.
Лихо закрученные сюжеты, мастерски поставленные эпизоды, привлекательные индийские актеры и красочные танцы – все это притягивает зрителей. Каждый фильм Болливуда всегда раскрывает в себе нечто большее, чем просто сюжет: доброту, непосредственность, преданность, романтику. При просмотре индийского фильма забываешь о том, что это фильм, и сам становишься частью сюжета, чувствую на губах привкус индийской жизни.
Однако рассказывать о прелестях фильмов Болливуда можно вечно. Лучше увидеть все своими глазами хотя бы однажды, чем слушать рассказы всю жизнь.
Индийское кино покоряет мир
Ежегодно Индия выпускает более тысячи фильмов. Это втрое больше, чем в Голливуде, и в несколько раз больше, чем в любой другой стране мира. Годовой оборот киноиндустрии Индии превышает полтора миллиарда американских долларов.
В каждом индийском фильме сочетается эмоциональное напряжение, зажигательные песни, удивительные коктейль красок – все это сливается воедино на экране, от которого невозможно оторвать глаз.
Зачастую сюжеты индийского кино не очень сложны, возможно, даже наивны, но это не мешает индийским кинолентам покорять все больше зрительских сердец. С каждым годом все больше людей проникаются чувством уважения и заинтересованности к индийскому кино, но еще несколько лет назад никто не мог и подумать, что будет возможно смотреть индийские фильмы онлайн, в любое время, а не ожидая показа кино по телевизору или выпрашивая у соседей видеокассету.
Практически все творения Болливуда доступны в онлайн-режиме. Не нужно передавать друг другу затертые диски с некачественной записью или изучать телепрограмму на месяц вперед – в любое время и в любом месте вы сможете с комфортом посмотреть любой фильм Болливуда. Никакого некачественного звука или видео – все фильмы представлены в идеальном качестве.
Чаще всего Болливуд рассказывает нам о земных ценностях – о кровной мести и неудержимой любви, в невероятной тоске и радости. Это искусство пронизано философскими нотками, которые помогают нам взглянуть на мир по-новому. Подтекст в таких фильмах искать бессмысленно – они учат нас быть собой, быть проще и не смотреть на окружающий мир сквозь маску.
Польза от индийского кино
Каждый просмотр доставляет нам не только радость и удовольствие, он обучает нас. Мы, зрители, так далеки от мира Восточных мудрецов и мистиков – все, что связано с ними, кажется необычным и невероятным.
Индийские фильмы учат нас уметь выражать свои чувства, наслаждаться их глубиной, относиться к жизни с любовью и быть проще. Каждый просмотр делает нас мудрее, а ведь мы просто получаем удовольствие от очередного шедевра Болливуда. В этом и заключается волшебство индийского кино.
Просмотрев индийское кино хоть однажды, остановиться на этом уже невозможно. В этих фильмах всегда побеждает добро, они просты и понятны, и в то же время очень притягательны. Очарование индийского фильма покоряет миллионы людей во всем мире, и этому есть причины.
Больше, чем Болливуд: история кинематографа Индии Статьи редакции
Как развивалась самая плодотворная киноиндустрия в мире.
Длинные фильмы с танцами, песнями, красивыми пейзажами и стремительными сюжетами. Даже по такому небольшому набору характеристик легко догадаться, что речь идёт об индийском кино. Узнаваемый образ настолько прочно закрепился за фильмами этой страны, что даже превратился в стереотип, а потому для многих иностранных зрителей становится сюрпризом, что танцы и песни там встречаются далеко не во всех фильмах.
Ещё один стереотип: термин Болливуд, которым часто называют киноиндустрию Индии, обозначает лишь её часть, которая находится в городе Мумбаи (бывший Бомбей).
На самом же деле, география индийского кино включает в себя 16 регионов, в которых снимают фильмы более чем на 20 языках. Во многом благодаря этому разнообразию, стране удаётся уже на протяжении многих десятилетий сохранять лидирующую позицию в мировом рейтинге по количеству выпускаемых в год фильмов.
С середины XIX и до середины XX века Индия была колонией Великобритании, и, если общие итоги этого периода достаточно спорные, то вот в вопросах кинематографа нахождение под властью англичан пошло стране на пользу. Именно благодаря им Индия одной из первых во всем мире познакомилась с изобретением братьев Люмьер: синематограф вместе с шестью плёнками, среди которых были знаменитое «Прибытие поезда» и «Выход рабочих с фабрики», привезли в Бомбей 7 июля 1896 года.
Первый кинопоказ проходил в отеле Watson и, вероятно, был организован исключительно для британской публики. Однако, некоторые историки предполагают, что на сеансе могли присутствовать и состоятельные жители Индии.
Показы фильмов в Watson повторялись в течение нескольких дней, а затем было принято решение перенести синематограф в большее помещение — в театр Novelty. Там фильмы Люмьер показывали с 21 июля по 15 августа.
Информации о том, скольким людям удалось за это время побывать на сеансах, нет, но зато точно известно, что одним из них был индийский фотограф Харисхандра Сакхарам Бхатавдекар (Harishchandra Sakharam Bhatavdekar). Он, вдохновившись увиденным, купил в Англии видеокамеру и в 1899 году снял первый индийский фильм «Рестлер» («Wrestler»).
Бхатавдекар был не единственным индийцем, вдохновившимся синематографом: параллельно с ним снимать фильмы начал фотограф из Калькутты Хиралал Сен, причём он пошёл дальше и в 1899 году организовал первую в истории Индии кинокомпанию The Royal Bioscope.
Следующий важный момент в развитии индийского кино произошел в 1910 году и начался также с просмотра фильма в кинотеатре. В этот раз вдохновение посетило фотографа и фокусника Дадасахеба Пхальке, когда он смотрел «Жизнь Христа» (1910). Библейская история, которую крутили на экране, заставила режиссёра задуматься о национальном самосознании.
Пока жизнь Христа прокручивалась перед моими глазами, я мысленно представлял богов Кришну и Рамачандру, города Гокул и Айодхью (паломнические центры). Я был словно заворожённый.
Я пошел и купил билет на следующий сеанс. Во время второго просмотра я почувствовал, как моё воображение переносится на экран. Возможно ли это? Сможем ли мы, сыны Индии, когда-нибудь увидеть на экранах нашу культуру?
Идея снять кино об индийской культуре не давала Пхальке покоя, и поэтому он всерьёз занялся воплощением своей мечты в жизнь: поехал в Лондон, купил там оборудование, прошёл обучение у профессионалов, потом создал в Индии небольшую студию, собрал съёмочную группу. Наконец, в 1913 году он выпустил на экраны первый индийский полнометражный фильм «Раджа Харишчандра».
Чуть позднее примеру Пхальке, который творил в Бомбее, последовали режиссёры из других регионов Индии. Например, в 1917 году в Бенгалии сняли фильм «Нал и Дамаянти» (Nal Damyanti), а в 1918 году в Южной Индии вышел фильм «Смерть Кичаки».
Бурное развитие интереса к кино, естественно, вызывало опасения у британского правительства: те отлично понимали, что фильмы — это инструмент для декларации идей, пропаганды и объединения народа, а это, в свою очередь, чревато восстаниями или революцией.
Из-за этого в 1918 году в стране разработали первый регулирующий документ — «Кинематографический акт Индии» (India’s Cinematograph Act). Он основывался на аналогичном законе, существовавшем в самой Великобритании, а его главной задачей было «предотвратить показ нежелательных фильмов». Этим термином обозначались ленты, в которых осуждался колониальный строй, подвергалось сомнению превосходство белых над всеми остальными, либо восхвалялось националистическое движение.
Правила эти были одинаковы как для местных, так и для иностранных фильмов, а ответственность за выдачу лицензии на прокат лежала на шерифах полиции. Первая цензура в Индии была нецентрализованна: выдать лицензию могли в городах Мадрас, Бомбей, Калькутта, Лахор и Рангун. В теории, такое разрешение действовало на всей территории страны, но на деле оно спокойно могло быть отозвано в любом из регионов по решению местного шерифа.
Появление правил и ограничений не отбило у индийцев интереса к кино, наоборот, они с большим желанием принялись снимать фильмы. И делали это по примеру Пхальке, то есть использовали в качестве основы сюжета мифологию, классические произведения или исторические события, описанные в древнеиндийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». Таким образом, фильмы помогали объединять коренное население и напомнить ему о традициях и культуре. Более того, мифологические сюжеты нередко использовались как метафора на социальную и политическую обстановку в стране.
Следующим этапом в развитии кино стало появление звука. Первый индийский фильм со звуковой дорожкой — «Свет мира» — вышел в 1931 году: он был снят в Бомбее и на самом распространённом в Индии языке — хинди. Фильм вызвал такой ажиотаж, что в день его премьеры к кинотеатру было буквально не подойти из-за скопившейся у касс толпы.
Интерес аудитории к фильму не снижался в течение многих недель, вплоть до выхода новых звуковых фильмов. А они, кстати, с освоением новой технологии, начали создаваться очень быстро и в больших количествах. Например, только за 1931 год было снято 328 фильмов. Для сравнения, в 1927 году их было всего 108.
Первые звуковые фильмы в Индии снимались на двух самых распространённых языках: хинди и урду.
Как ни странно, появление звука в кино могло помешать главной идее режиссёров того времени — объединению народа Индии — ведь в стране было (и есть до сих пор) более 20 официальных языков.
Однако выход был найден достаточно быстро: во-первых в качестве базовых были выбраны самые популярные хинди и урду, во-вторых, в фильмах их максимально упрощали — сокращали словарный запас до базовых понятий, таких как любовь, правосудие, плохой, добрый, убийство — так что понять смысл фильма мог практически каждый. Мораль в фильмах тоже была максимально проста для понимания.
Ещё одним инструментом для национального единения были элементы традиционного индийского представления — танцы и песни.
В 30-е информация о необычном самобытном кино Индии разнеслась по всему миру и привлекла в страну иностранных актёров, мечтавших построить там карьеру. Особой популярности удалось достичь австралийке Мэри Эванс, ставшей известной в Индии под псевдонимом «бесстрашная Надя».
Фишкой Эванс была её сила — она могла без труда поднять на руки мужчину и перекинуть его через всю комнату. Парадокс в том, что актриса не знала ни одного из 20 индийских языков, тем не менее, вокруг неё был создан целый фан-клуб, благодаря чему её актёрская карьера продлилась до 1959 года.
Не все в Индии были готовы подстраиваться под британское правительство и его цензуру, а потому многие режиссёры искали способы говорить о проблемах напрямую, и у кого-то это даже успешно получалось. Например, в 1937 году в прокат в Индии вышел фильм «Кунку» (Kunku), в котором рассказывалась история молодой девушки, вынужденной выйти замуж за старого вдовца — в то время практика договорных браков была распространена в Индии.
Дополнительное окно для организации протестного движения появилось во время Второй мировой войны, чем быстро воспользовались индийские деятели культуры. В 1942 году несколько из них организовали Театральную ассоциацию людей Индии (IPTA), а в 1943 году презентовали свои идеи на конференции в Бомбее. Они ставили перед собой задачу показать тот кризис, в котором находилось общество и объяснить гражданам их права.
В основном, ассоциация занималась театральными постановками, но отметилась и съёмкой одного очень важного фильма: в 1946 году при её поддержке вышла лента «Дети земли» о бенгальском голоде 1943 года, из-за которого погибли миллионы людей. Это был очень смелый фильм, один из первых в социально-релистичном направлении.
Направление развития кино в Индии резко изменилось после получения страной суверенитета в 1947 году: освобождение от британских властей и излишней цензуры привели к эпохе национального самосознания.
В это время в местном кино начали подниматься новые острые социальные темы, сценарии меньше основывались на мифологии и литературе — напротив, на экранах всё чаще появлялись картины современной Индии, а персонажи в фильмах были простыми людьми, с близкими зрителю проблемами и переживаниями.
Первое десятилетие после получения независимости было для индийского кино «золотой эрой»: именно в этот период в стране появились хорошие независимые режиссёры — Сатьяджит Рай, Радж Капур, Бимал Рой и Гуру Датт. Их фильмы многим напоминали творчество европейских авторов, они регулярно попадали на престижные кинофестивали, и именно благодаря ним о кино Индии начали говорить, как о чём-то, стоящем внимания.
Независимое кино в Индии называют «параллельным кино».
Реалистичное кино в 50-е было популярно и у зрителей в самой Индии. Развитию интереса к новому направлению поспособствовало открытие в 1952 году Международного кинофестиваля.
В тот же год новое правительство Индии выпустило свой цензурный документ «Кинематографический акт», который позднее был переквалифицирован в Центральный совет по сертификации фильмов. Его официальной целью было предотвратить развращение общества.
Обязанностью новой цензуры было выдавать фильмам лицензию на прокат и выставлять им рейтинг: U — без возрастных ограничений, UA — детям до 12 только с разрешения родителей, A — только для взрослых, S — нельзя смотреть никому, кроме специалистов, профессионально заинтересованных в фильме.
Большие качественные изменения в кинопроизводстве начались в 60-е. Одним из важнейших событий этого периода было открытие первого в Индии института кино в городе Пуна. Его основание позволило создать базу для обучения профессиональных, хороших режиссёров, операторов, сценаристов и актёров.
За годы работы институт подготовил огромное количество специалистов, а в 2018 году журнал Variety внёс его в свой список лучших кинематографических школ в мире.
В 60-е революционные настроения в обществе сменились на желание развлечений: появилось новое поколение зрителей, родившихся в уже свободной Индии и мало интересовавшихся проблемами прошлого. Чтобы удовлетворить потребности новой аудитории, студии стали снимать чисто коммерческое кино, без особой претензии на серьёзные социальные заявления.
Уже к началу 70-х в развлекательном кино появился набор стандартных элементов и сформировался новый исключительно индийский жанр — масала. Название этот тип кино получил от традиционной индийской смеси специй. При съёмке фильма-масала режиссёру необходимо, как хорошему повару, подобрать нужное количество каждого из элементов так, чтобы зритель сначала захотел на это кино прийти, а потом ушёл с сеанса довольным.
Я хочу, чтобы люди забыли о своей печали. Я хочу перенести их в мир мечты, где нет нищеты и бедных, где судьба доброжелательна, а Бог следит за своей паствой.
У фильмов жанра масала всегда было несколько важных составляющих.
Смешение жанров и сюжетных линий. В одном фильме может быть комедийная, романтическая, драматическая, криминальная и приключенческая составляющие, причём смещение с одного жанра на другой в пределах фильма может быть довольно ощутимым. В масала также часто параллельно развиваются несколько сюжетных линий и подтем.
Звёзды и герои. Важный элемент масала — главные герои, чьи образы немного гиперболизированы: герой-мужчина обязательно мужественный, храбрый и отважный, героиня-девушка — красивая и обаятельная, злодей — хитрый и подлый. Играть этих персонажей обязательно должны известные актёры, потому что многие индийцы в кино идут именно за тем, чтобы посмотреть на звёзд.
Танцы. Танец с экранов не пропадал с самого начала развития индийского кино, он в фильмах выступает и как элемент уважения к традициям, и как инструмент для рассказывания историй.
Индийский танец обязательно включает в себя четыре элемента: движения ступней, движения шеи, активная лицевая мимика и жестикуляция. Со временем танцы в масала стали меньше использоваться для пояснения происходящего, а стали скорее просто разбавлять сюжет: группа танцоров легко может возникнуть рядом с главным героем в момент между сценами, чтобы просто станцевать на радость зрителю.
Песни. Ещё один традиционный элемент индийской культуры и кино в том числе. Также как и танцы, песни в масала могут играть поясняющую роль, а могут просто развлекать аудиторию. В индийской киноиндустрии есть несколько специальных должностей, отвечающих за песни в фильмах, одна из них — закадровый исполнитель, его обязанность — петь вместо актёров на экране.
Появилась такая профессия по нескольким причинам. Самая очевидная, конечно в том, в что не каждый актёр умеет петь, но есть и ещё одна: режиссёрам необходимо было, чтобы актёры сохраняли красивое выражение лица, а при пении это не всегда возможно.
То, что сами звёзды индийского кино только открывают рот под фонограмму, ни для кого не секрет, а сама по себе профессия закадрового певца считается очень престижной, многие такие артисты имеют армии поклонников.
С появлением жанра масала число фильмов возросло, и уже в 1971 году Индия впервые стала лидером в мировом рейтинге по количеству выпускаемого в год кино. Большая часть фильмов снималась на языке хинди в городе Бомбей. После этого он получил в западной прессе прозвище Болливуд (сложение слов Бомбей и Голливуд).
Социально значимое кино в этот период не исчезло: группа режиссёров, не желающих идти на поводу у массового зрителя, объединились вместе в новое течение. Главными в нём были бенгальские режиссёры Мринал Сен и Автар Каул: в 1968 году они составили «Манифест нового кино» и сформулировали принципы, по которым индийские режиссёры нового поколения должны были снимать фильмы. Среди них: сближение искусства с жизнью, отказ от компромисса с коммерческим кино, создание недорогих фильмов с непопулярными актёрами и съёмка на натуре.
Для поддержки независимого кино в Бомбее была создана Национальная корпорация развития кино (NFDC). Её главной задачей было помогать фильмам на всех стадиях от производства до продвижения.
За первые шесть лет существования благодаря NFDC были сняты 50 фильмов. При этом большой популярности в Индии режиссёрам «параллельного кино» достичь не удалось, зато они успешно выступали на международных показах.
В 80-е в киноиндустрии Индии начался кризис, причиной которому послужило развитие телевидения и закономерное снижение спроса на кино. В попытках сохранить аудиторию киностудии стали снимать много низкосортных фильмов с низкопробным юмором, обнажёнкой и плохими экшен-сценами. Качество в этот период уступило место желанию заработать побольше, а интересные сценарии — минутным развлечениям. Особо популярным в это десятилетие стал жанр хоррора.
Авторское кино в 80-е вообще чуть не вымерло — пережить кризис жанру удалось лишь с помощью NFDC.
В конце 90-х в индийском кинематографе началась тенденция к сближению коммерческого и авторского кино. Первым фильмом этого направления стал «Предательство» (1998) Рама Гопала: он собрал много наград и впечатляющую кассу. Киностудии поняли, что зритель в Индии готов смотреть кино и на серьёзные темы, если оно хорошо снято.
Новые тенденции сыграли на руку и в вопросах международного проката: старое индийское массовое кино делалось с целью развлечь местного зрителя, а новое позволило студиям успешно продавать свой продукт за рубежом. Например, в 2010 году фильм Дева Бенегала «Дорога, фильм» был продан в международный прокат даже раньше, чем в индийский.
Сейчас Индия закрепила за собой звание самой производительной индустрии в мире: ежегодно в стране снимают до 2000 фильмов. Самой плодовитой точкой кинопроизводства в Индии до сих пор остаётся Болливуд (Мумбаи), но вот с финансовой точки зрения лучше начинает работать региональное кино.
Например, одними из главных хитов индийского проката последних лет были фильм «Бахубали: Начало» (2015) и его сиквел «Бахубали: Рождение легенды» (2017) — снимались они режиссёрами киноиндустрии Южной Индии, которая называется Телугу.
Не меньшей популярностью у местных зрителей пользуются и фильмы из Бангалора (местная индустрия называется Каннада), Ченнаи (Тамил), Кералы (Малайям).
Региональному кино отлично удаётся рассказывать истории, связанные с национальной культурой. Кино в Болливуде пытаются сделать мультикультурным, так, чтобы оно понравилось аудитории по всей Индии, но в итоге оно получается запутанным.
Кроме регионального, в Индии сейчас активно развивается нишевое, малобюджетное кино. Для поддержания этого тренда в стране специально открывают различные кинофестивали, например, в 2012 году появился Международный кинофестиваль в Ладакхе (Ladakh International Film Festival), в 2010 году — Международный квир-кинофестиваль в Мумбаи, в 2006 — Международный фестиваль документальных и короткометражных фильмов в Керале.
Организовывая небольшие фестивали, индийцы надеяться создать новую культуру просмотра кино, изменить фокус местной аудитории с фильмов со спецэффектами и знаменитостями на качественное и независимое.
Ещё одна тенденция современного индийского кино — совместная работа с международными студиями. Интерес зарубежных медиакорпораций к Индии привлекло их гибкое отношение к финансированию фильмов.
После того, как в 2001 году кино было официально признано индустрией, правительство разрешило использовать при производстве фильмов иностранные бюджеты, причём производство может быть оплачено зарубежными инвесторами на 100%. После этого свои отделения в Индии открыли Warner, Paramount, 20th Century Fox, Fox Searchlight, Sony и Disney.
При этом в киноиндустрии Индии остаются проблемы, главная из которых — онлайн-пиратство. По статистике, от подпольной реализации фильмов индийское кино ежегодно теряет около четырёх миллиардов долларов, что делает её четвертой в мировом рейтинге медиапиратства.
Нередко фильмы в Индии попадают в сеть ещё до премьеры, например, «Мохалла Асси» (Mohalla Assi), «Паанч» (Paanch) и «Что с тобой будет, Джонни?» ( Tera Kya Hoga Johnny).
Борьба с пиратством в Индии осуществляется с помощью «Закона об авторском праве», который был создан ещё в 1957 году. В 2012 в него был внесён ряд поправок, одна из которых сменила категорию пиратства как преступления с гражданского на уголовное.
Однако, как показывает статистика, даже не смотря на наметившуюся позитивную динамику, пираты всё ещё находят способы заниматься нелегальной реализацией фильмов. Правительство, в свою очередь, продолжает искать пути решения этого вопроса: прямо сейчас, например, развёрнута интернет-кампания, в которой отказаться от использования пиратского контента зрителей убеждают известные индийские актёры.
Сатьяджит Рай — самый известный индийский режиссёр и один из лучших творцов в истории мирового кино. Его фильмы вдохновляли многих культовых постановщиков: в своей любви к нему признавались Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон, Фрэнсис Коппола и Акира Куросава. Последний даже однажды сказал, что не смотреть фильмы Рая всё равно что жить в мире без Солнца и Луны.
В своих фильмах он не боялся поднимать острые темы: беднота, голод, классовое расслоение, дискриминация женщин и так далее. Кроме своей социальной значимости, работы Рая знамениты мастерским талантом режиссёра к рассказу историй и показу их на экране.
Классический пример хорошего коммерческого болливудского кино. Романтическая комедия об отношениях парня и девушки, которые сначала не смогли быть вместе из-за желания построить карьеру, а спустя десять лет встретились снова и получили второй шанс.
Это история о дружбе, веселье и принятии взрослых решений. Всё это дополняется классическими элементами индийского кино: песнями, танцами, симпатичными актёрами и красочной картинкой.
Отличная болливудская комедия о двух друзьях, которые отправляются искать своего третьего приятеля, с которым вместе учились в университете. В процессе поиска они узнают своего однокашника с другой стороны. Это фильм с множеством жизненных уроков, например, о том, как важно ценить каждый момент и как дружеская поддержка может помочь справиться с трудностями. У фильма, кстати, стопроцентный рейтинг на Rotten Tomatoes.
Индийское кино на хинди с годами всё больше отходит от образа, созданного в массовой культуре. Например, лента 2016 года «Бадхия Сингх: рождён, чтобы бежать» — серьёзный байопик без песен и танцев.
В нём рассказывается реальная история мальчика Бадхии Сингха, который в 2006 году за семь часов и две минуты пробежал расстояние от Бхубанешвара до Пури (65 километров). На тот момент ему было всего пять лет. «Бадхия Сингх» можно посмотреть на Netflix.
«Один» — психологический триллер, главный герой которого — рок-музыкант, страдающий шизофренией и пытающийся найти убийц своих родителей. В фильме есть несколько интересных сюжетных поворотов и, главное, любимая тема индийского кино – семья. «Один» относится к так называемым фильмам Толливуда — картинам, снятым на языке телугу.
Психологический триллер, снятый на языке малаялам. Сюжет рассказывает о работнике театра, впавшем в кому после принятия таинственной таблетки под называнием «Люсия». Фильм одновременно развивается по двум сценариям: один из них показан в цвете, другой — в чёрно-белой гамме.
«Люсия» был хорошо принят в самой Индии (получил много наград, в основном за музыкальное сопровождение) и за границей (стал лучшим фильмом по мнению зрителей на Лондонском фестивале индийского кино).
Ещё один неболливудский фильм, снятый на языке малаялам. Серьёзное кино об экологической катастрофе, поводом для съёмки которого послужили реальные события, случившиеся в городе Касарагод: в течение 20 лет там использовали опасный пестицид эндосульфан для обработки деревьев.
К 2011 году, когда его применение запретили в Индии, здоровью населения города был нанесён непоправимый урон. «Птица с большими крыльями» как раз рассказывает о том, к каким последствиям привело использование эндосульфана.
Отличный представитель индийского нишевого кино. Сатирическая комедия о фермерских самоубийствах — реальном бедствии, которое в Индии длится уже несколько десятилетий. «Жизнь Пипли» показывает все стороны этого феномена, а также отношение к проблеме со стороны СМИ и политиков. В 2011 году фильм был отправлен от Индии на «Оксар».
Выглядит как экранизация Just Couse.
Хех и очепятка в названии не зря. Не будет проблем с авторскими правами :]
Всегда радовал индусский монтаж с повторами самых крутых моментов, прямо во, зацени как сняли. Выгляидт очень наивно, но искренне.
наивно но исвренне
Точная характеристика всего индийского кино и сильная его сторона.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Трёх львов этому ценителю львиной гордости!
После 3 идиотов советую посмотреть Дангал чтобы оценить скилл актёра, а так же дальше прочувствовать разницу между западным обществом и их (в воспитании детей, женской доле и тд):
https://www.imdb.com/title/tt5074352/?ref_=nm_flmg_act_3
Всё прочитал. Отличный лонгрид 👍
Но ни слова про «Танцора диско» или «Зиту и Гиту»? 🙂
Я всё ждал в какой период и ответвление их классифицирет автор )
Вот только хотел написать, это ж прям классика молодости наших родителей.
«Три идиота» (3 Idiots)
Это вообще мой самый любимый фильм ever. Спасибо за статью!
Помимо перечисленного, могу очень посоветовать «ПиКей» и «Меня зовут Кхан». Годнота.
Смотрю ток фильмы с участием Аамир Хана
«Пока я жив» можно так же внести в список, «Рам и Лилу» с их сумашедшими композициями. Вообще индийское кино это действительно огроменный эмоционально-драматический пласт, помогающий выплеснуть эмоции и депрессивное настроение.
Именно как история индийского кино статья интересно написана, но вот примеры фильмов, не очень удачно выбраны в том плане что не сами фильмы плохие, а многой классики нет, в том числе нет фильмов с участием Шах-Рукх Кхана(среди его фильмов такие вещи как Каприз, Меня зовут Кхан, Дон:Главарь Мафии 1-2 части, Богатей, Фанат, Ченнайский Экспресс, и т.п.), Ритика Рошана( Кришш(кстати очень качественная и круто снятая фантастика), Мохенджо-Даро, Пиф-Паф, Огненный Путь, и т.п), оба очень крутых актера.
Так, у меня вопрос:
Кто-нибудь помнит рекламу с индийскими танцами и прилипчивой песней.
Я даже не помню что рекламировали (либо жвачку, либо оператора), но песня была прикольной.
тут вариантов множество)
Индийские танцы очень много привнесли
вот весьма крутое криминальное кино — Банды Вассейпура
https://www.imdb.com/title/tt1954470
оно правда идёт 5,5 часов, но того стоит, на мой взгляд
просто посмотрите «Меня зовут Кхан»
Режиссер говорил, что знал о чем фильм Помни, но сам не смотрел. Поэтому фильм по мотивам, но не прямая копия
и кстати да — пожалуй, самый известный фильм с Амиром Ханом: https://www.imdb.com/title/tt0986264/
Круто, спасибо. Было интересно.
Топ разбор, спасибо
От себя рекомендую фильм «Среда» (A Wednesday), режиссёра Нираджа Пандея, 2008 года.