импакт экономика что это

Увидеть проблему и превратить в возможность – что такое импакт-экономика?

Что такое социальное предпринимательство и какую роль в развитии импакт-экономики играют технологии?

Согласно ежегодному отчету Deloitte “Global Human Capital Trends” главной тенденцией последних лет является “social enterprise” («социальное предприятие»). Пандемия еще раз показала, что в «новой нормальности» смогут успешно существовать только те компании, которые умеют заботиться об обществе и экологии. О том, что такое импакт-экономика и социальное предпринимательство, мы поговорили с Ольгой Рябовой, одним из спикеров форума Impact Fest.

Ольга – независимый эксперт в сфере социальных инноваций и импакт-инвестор, а также член жюри и эксперт различных конкурсов и премий в области социальных инноваций, спикер международных конференций, посвященных вопросам импакт-экономики и социальных инициатив.

Про знакомство с социальным предпринимательством

После 15 лет работы в банковской сфере Ольга ушла с поста заместителя Председателя Правления Росбанка и вернулась в родной Финансовый университет при Правительстве РФ в качестве члена Ученого совета, а в 2009 году стала советником ректора и директором Института краткосрочных программ Университета.

Знакомство Ольги с социальным предпринимательством оказалось очень неожиданным. Когда она работала в Финансовом университете, коллега из «времен Росбанка» рассказала ей о том, что сотрудничает с фондом «Наше будущее», который занимается социальным предпринимательством – для Ольги это словосочетание звучало как «жареный лед». Она познакомилась с фондом, и в скором времени вместе Финансовый университет и фонд реализовали конкурс студенческих идей по социальному предпринимательству. Приятным удивлением для организаторов конкурса было то, что все пять победителей не просто представили свои идеи и получили за них деньги, а впоследствии реализовали социально-предпринимательские проекты.

Про социально ориентированный бизнес

Социальное предпринимательство «на шкале прибыли-альтруизма» находится между традиционным предпринимательством и благотворительностью. Социальные предприниматели хорошо понимают, что если проект будет существовать только на благотворительные деньги, то топливо в какой-то момент может закончиться, и проект погибнет. Поэтому они создают устойчивый механизм, который может зарабатывать деньги и одновременно решать социально значимые проблемы.

Про технологии как драйвер социального предпринимательства

Безусловно, сейчас технологии являются частью многих проектов социального предпринимательства. 2020 год перевел нас в «новую нормальность», и даже те проекты, основатели которых не видели возможностей существовать в онлайне, научились жить в сети. Например, трудовые мастерские для ментальных инвалидов, которые раньше существовали только в офлайне, теперь научились использовать дистанционное обучение.

Очень значимый проект в области социального предпринимательства связан с технологиями 3D-печати. Компания Моторика, которая сейчас является международной, началась с идеи ребят печатать протезы рук для детей на 3D-принтерах. Сейчас Илья Чех с командой производят протезы рук для детей и взрослых и продают их по всему миру, пару лет назад они презентовали инновационный протез, который управляется нейронами головного мозга.

Технологии могут быть не только объектом, но и инструментом в развитии социального предпринимательства. Например, существуют онлайн-площадки, посвященные волонтерству, где ты можешь в два клика зарегистрироваться и стать волонтером – тебе не нужно искать знакомых или контакты организации, которой нужна помощь. Еще один пример – приложения приютов для животных, в которых пользователь может перечислить деньги на корм, игрушки, одежду для подопечных, посмотреть на них в режиме реального времени и даже выбрать себе конкретное животное и помогать адресно.

Про перспективные сферы в области импакт-экономики России

В России пока мало проектов, которые связаны с ресоциализацией бывших заключенных, помогающих им уйти из привычного мира тюрьмы и стать востребованными членами общества. Также очень важны проекты по профилактике попадания молодых ребят в тюрьмы, такие проекты, которые направлены на тех, кто в раннем возрасте уже имеет приводы в полицию и стоит на учете.

Еще одно перспективное направление для социального предпринимательства – это проекты, направленные на формирование связи между поколениями и на помощь пожилым людям. Миллионы людей в России каждый год мигрируют из-за смены места работы, а старшее поколение остается в родном городе. В результате связь между младшими и старшими членами семьи теряется. Бабушки и дедушки существуют только в зуме, и дети не понимают, что такое старость, почему человек забывает что-то, медленнее говорит и двигается.

Источник

Импакт в бизнесе: как мы научились его находить и зачем искали

Делать бизнес только ради денег – это путь в никуда, поэтому компании думают о миссии, идеологии, задачах и других более человеческих ценностях. Тренд последних лет – это ориентированность бизнеса на улучшение общества. Организации, которые хотят изменить жизнь человечества к лучшему, называются импакт-компаниями. О том что такое импакт и зачем его находить и считать расскажет Михаил Палей, основатель закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и руководитель Бизнес-платформы ОНФ.

Импакт (impact) – измеримое улучшение в жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности. Основной смысл импакта в том, чтобы жизнь человека была наполнена интересом, смыслом и счастьем.

У импакта две основные задачи:

1. Решение базовых проблем людей – борьба с голодом, бедностью, болезнями, неблагоприятными климатическими условиями, разрешение конфликтов.

2. Наполнение жизни счастьем и смыслом – создание интереса, чувства радости, удовлетворённости, тепла, уюта и т.д.

За рубежом инвесторы и предприниматели уже задумались о том, чтобы ориентировать бизнес на общество и защиту окружающей среды. Компании вкладывают деньги в те проекты, у которых есть оцифрованные показатели по импакту, есть целое направление импакт-инвестирования. Создаются импакт-ассоциации, самая крупная и одна из первых – это некоммерческая организация GIIN (Global Impact Investing Network), которая объединяет основных игроков рынка импакт-инвестирования в мире. Основная доля импакт-инвестиций приходится на США и Канаду – 58%, 21% – на Северную, Западную и Южную Европу. Россия вместе с Восточной Европой и Средней Азией занимает на рынке около 1%.

Как видно из статистики, в России идея импакта пока ещё не прижилась, но этот тренд постепенно завоёвывает рынок. Но дело тут не в том, что у нас нет импакта, а в том, что мы не умеем его считать и не придаём ему должной важности в предпринимательской деятельности.

Компании должны зарабатывать деньги, зачем им думать о счастье, экологии и обществе? Ответ прост: если клиенты чувствуют себя лучше от вашего продукта, они ассоциируют положительные эмоции с вашим брендом и возвращаются снова, и бизнес растёт. Кроме пользы обществу, импакт-эффект приносит деньги. Раньше компании думали о том, чтобы их продукт нравился клиенту, решал конкретную проблему или задачу. Теперь бизнесу стоит ориентироваться на то, чтобы улучшить жизнь как можно большего количества людей. Тогда, к примеру, счастливые клиенты расскажут о продукте своим друзьям, родственникам, случайным знакомым – и в итоге бизнес от этого только выиграет. А если продукт делает счастливым не только клиента, а, к примеру, его супругу (-а), то и счастье самого клиента от этого повысится, а продажи вырастут. Таким образом, чем больше интересов разных людей мы учитываем, тем лучше бизнес-показатели. Хотя началось всё с мысли «Как мы можем улучшить жизнь в обществе». Мир меняется, и бизнес меняется вместе с ним.

Практически любой бизнес может переключиться на импакт, ведь создавая рабочие места, он уже меняет общество: закрывает базовые потребности людей и улучшает их жизнь.

Есть компании, которые созданы для импакта, а есть те, в которых импакт можно создать. Первые изначально действуют в отрасли, которая кому-то помогает. Продукт таких организаций делает людей здоровыми, кормит их, улучшает жизненные процессы или делает ещё что-то хорошее. В других же компаниях изначально импакта может не быть, но его не так сложно найти. Например, изначально был бизнес по производству стройматериалов, а потом он переориентировался и стал производить ту же самую продукцию, но из экологически чистого сырья.

Так можно выделить несколько важных критериев импакт-компании:

Улучшение общества – это не пустые красивые слова: импакт можно измерить, правда, в мире не существует единой методологии для этого. Многие пытаются посчитать импакт-эффект в деньгах, ведь это привычная и вроде бы очевидная мера, но как можно оценить стоимость человеческой жизни и положительных изменений в ней?

Мы долго работали с методологами и нашли простое решение: измерять импакт временем. В таком случае время бывает двух типов: освобождённое и заполненное. Освобождённое – это то время, на которое бизнес освободил человека от проблем. Заполненное – это время, на которое компания и её продукты наполнили жизнь человека смыслом, счастьем и интересом – время проведенное со знаком «+». Другими словами, импакт-компания решила боль человека и подарила ему чувство радости, и можно посчитать в часах, сколько времени получилось.

Спустя месяцы исследований и тестирования мы пришли к пониманию того, как помочь бизнесу найти импакт, и разработали тренинг. Он помогает предпринимателям выявлять импакт и увеличивать прибыль в долгосрочной перспективе. Тренинг дорабатывается индивидуально под сферу деятельности и особенности компании, но мы можем дать универсальные советы.

Чтобы найти импакт в своём бизнесе, нужно сделать два важных шага:

1. Поставить новые KPI.

У каждого предпринимателя есть свои KPI, которые обычно выражаются в деньгах или количестве клиентов. Мы же предлагаем совершенно новый подход: предприниматель ставит KPI по часам времени своих клиентов, освобождённого от проблем или наполненного счастьем и смыслом. Например, он ставит цель, чтобы к определённому сроку клиенты получили суммарно миллион часов радости. И начинает проектировать решения и планировать свои дальнейшие шаги для достижения именно этих KPI. После постановки KPI, выраженного во времени счастья клиентов, органически появляются и финансовые показатели. И они, в большинстве случаев, удивляют предпринимателей в позитивном смысле – именно решения, полученные через подобную постановку задачи, имеют наилучший финансовый эффект.

2. Посмотреть на бизнес через призму своей жизни.

Нужно посмотреть на бизнес с точки зрения своих жизненных ценностей и задач и действовать в том направлении, в котором именно вам хочется развиваться. Когда предприниматель горит тем, что делает, ему гораздо проще заражать этим энтузиазмом других людей. Исходя из своих интересов и приоритетов предприниматель думает о том, как достичь KPI в те самые миллион часов счастья для своих клиентов. В результате получается добиться и финансовых, и «счастливых» KPI. То есть импакт-эффект позволяет не только улучшить жизнь самого предпринимателя, его сотрудников, клиентов и их близких, но и прийти к высоким коммерческим показателям.

Источник

Что такое импакт-инвестиции. Объясняем простыми словами

Импакт-инвестиции (от англ. impact — «влияние») — инвестиции, которые направлены на социальные изменения.

Импакт-инвесторы вкладывают деньги, ориентируясь в первую очередь на то, какие положительные изменения привнесёт компания в социум, а не на предполагаемую прибыль (но прибыль при этом всё равно должна быть).

Инструменты импакт-инвестирования мало отличаются от обычных финансовых инструментов: это кредиты, займы, инвестиции в акции и облигации.

Один из самых популярных инструментов — зелёные облигации (ценные бумаги, которые финансируют проекты, направленные на улучшение экологии).

Пример употребления на «Секрете»

«SIB расшифровывается как social impact bonds — “облигации социального воздействия”. Впервые подобную инициативу запустили в Великобритании в 2010 году. В России не используют выпуск облигаций, но сохраняется подход отложенного обязательства государства. Инвестиции в социальные проекты с поддержкой государства также называют импакт-инвестициями».

(«Секрет фирмы» — об обсуждении социальных инвестиций на ВЭФ-2021.)

Ошибки в употреблении

Импакт-инвестирование нужно отличать от социально ответственного инвестирования (отказ от вложения денег в предприятия, наносящие вред обществу или окружающей среде или не соответствующие этическим принципам инвестора) и от венчурной филантропии (поддержка социальных стартапов с помощью венчурного бизнеса).

Нюансы

В некоторых странах власти целенаправленно поддерживают импакт-инвесторов. Для них:

Благодаря таким мерам импакт-инвестирование не более рискованно, чем обычное.

Практика

Крупные бизнесмены — важные фигуры рынка импакт-инвестиций. Так, Forbes оценил вклад российских предпринимателей в бизнес, направленный на социальные изменения. В рейтинг вошли:

Есть стереотип, что инвестиции могут либо приносить хороший доход, либо способствовать социальным изменениям. На самом деле это не так: исследование Morgan Stanley от 2019 года показывает, что инвестиционные портфели, компании в которых имели социальную миссию, отличаются большей доходностью и меньшей волатильностью.

Источник

Что такое импакт-бизнес и почему это — тренд новой экономики

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что это

Об эксперте: Андрей Дунаев, предприниматель, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful; со-куратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS.

Impact и социальный проект: в чем отличие?

Импакт (impact) — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Миссия импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные мировые проблемы.

Главное отличие импакт-проекта от социального предприятия в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага. Цель impact-предприятия — изменить состояние общественной сферы, сделать ее более благоприятной для социума. К примеру, если социальный проект помогает животным, то импакт-проект предложит решения, чтобы новых бездомных животных не появлялось совсем.

Иногда предприниматели используют понятие high-impact, под ним подразумевают позитивное изменение, которое можно масштабировать на большое число людей, территорию города, региона или шире.

Ставить импакт-цели могут как НКО, так и коммерческие организации. Но в реальности последним очень сложно совмещать их с интересами акционеров максимизировать прибыль. Поэтому в последнее время развивается понятие Public Benefit Corporations — коммерческих корпораций (с акционерами, возможностью привлекать инвестиции, выпускать акции, извлекать прибыль), но имеющих возможность фиксировать в уставе не только финансовые цели.

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что это

В Великобритании такие компании были впервые были упомянуты в Health and Social Care (Community Health and Standards) Act 2003, а в США регуляция этих организаций находится на уровне штатов (федеральное правительство не занимается вопросом) и активно развивалась в нескольких штатах в начале 2010-х годов.

Когда зародился тренд на бизнес-осознанность

Развитие идей корпоративной филантропии в XX веке привело к появлению Environmental, Social and Corporate Governance (ESG) –– практики ответственного развития организаций. Большой вклад в их развитие внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, в США). Оттуда во второй половине XX века вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Со временем из социально ответственного инвестирования развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое, благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризующих это термин и подход).

Движения в защиту прав и судебные процессы заставляли корпорации больше заботиться о рабочих, потребителях и окружающей среде. Инвесторы были вынуждены вкладывать в более ответственные компании ради своей репутации.

Во время бума интернет-компаний в 2000-х годах привычный образ предпринимателя начал трансформироваться в сторону человека, способного менять мир к лучшему (лозунг «make the world a better place»). Появилось поколение предпринимателей, которые публично ставили на первое место не заработок, а позитивные изменения.

Их компании оказались популярны у покупателей и, как следствие, –– финансово успешны. Известные примеры: Apple во время руководства Стива Джобса или сервис KickStarter. Основатели последнего не только создали предпринимательский краудфандинг, но и добровольно ограничили свою прибыль, договорившись с акционерами (воплотив идею Public Benefit Corporation). Опыт этих компаний заставил все больше предпринимателей создавать новые продукты и развивать компании не ради богатства, но ради изменения мира к лучшему.

Зачем компаниям нужно думать об обществе

Организации вынуждены учитывать социальные и экономические эффекты, потому что их все больше принимают во внимание покупатели и акционеры (решая сделать покупку или вложить свои деньги). На их решения влияет доступность информации об экологических и социальных катастрофах в мире. Никто не хочет быть причастен к отравлению людей водой из загрязненной заводом реки или носить футболку, сшитую руками голодного ребенка. Благодаря доступности и открытости информации корпорациям все сложнее оставаться в тени, уничтожая природу и не соблюдая права людей.

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что это

Еще одна важная причина развития социальной ответственности — это общий рост благосостояния людей в мире. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн. Если базовые потребности закрываются, то население начинает больше думать о здоровье, образовании и качестве жизни.

Это формирует запрос на добросовестных производителей, которые заботятся об экологии и социальной среде. В своих ежегодных отчетах GIIN отмечает, что социально-ответственные инвесторы в среднем имеют большую доходность от инвестиций. Это связывают с тем, что покупатели, заботясь о своем здоровье и благополучии, стараются по возможности покупать полезные продукты.

Потребители учатся лучше выбирать товары. Каждый скандал, связанный с производителями, которые намеренно изготовляли вредный продукт для большего заработка, смещает внимание людей в сторону добросовестных и открытых.

Пандемия 2020 года также заставила людей пересмотреть свои привычки в сторону осознанного потребления. Многие заметили, что им не нужно большое количество вещей, мир в целом сплотился вокруг чего-то большего, чем неконтролируемое потребление.

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что это

Современные кейсы и барьеры развития импакта

Одна из наиболее важных проблем в области импакта — его сложно и дорого измерять. Это связано с тем, что организации создают позитивные и негативные эффекты одновременно, формируя сложные связи между ними. Если говорить про импакт-предпринимательство (компании, которые смогли создать устойчивые изменения в обществе), то можно привести в пример несколько групп:

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что это

С чего начать свой путь в импакт-бизнес?

В первую очередь, нужно оценить желаемые изменения. Подробно ответьте на вопросы: для чего мы создаем технологию, продукт или компанию? Как это сделает жизнь людей лучше? Нужно хорошо понимать, как люди (в том числе непохожие на вас) принимают решения, и что для них значит «лучше». Важно изучать историю и находить изобретения и организации, которые существенно меняли мир в прошлом (и что им мешало).

Следите за теми, кто сегодня занимается действительно важными вещами: Илон Маск, Павел Дуров, Братья Либерманы, Max Roser, Джефф Безос, Отто Шармер. И отдельно за темами квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, пост-капиталистической экономики, климатических изменений, образования, освоения космоса и преодоления насилия и старения.

А чтобы лучше погрузиться в тему, можно почитать:

Источник

Тренды: импакт-экономика

Чего не хватает социальному бизнесу для развития импакт-экономики, как привлечь инвесторов и измерить импакт-эффект.

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что это

С 15 по 21 февраля проходит фестиваль импакт-экономики Impact Fest-2021. Эксперты рассказали, что отличает импакт-экономику от обычной, как инвестировать в социальный бизнес, развивать его и поддерживать.

Что такое импакт-экономика?

В сфере импакт-экономики важна не только материальная выгода, но и помощь обществу в решении той или иной проблемы.

«Импакт-экономика — это такая система, где польза для людей и благо для общества считаются такими же важными, как и финансовый результат, — доход или прибыль. Это экономика, которая решает проблемы, а не создает их», — подчеркнула Екатерина Халецкая, сооснователь и директор Impact Hub Moscow.

Все чаще при оценке эффективности работы коммерческие компании заменяют показатели возврата инвестиций на социальное воздействие. А некоммерческие организации учатся управлять этим воздействием и переводят его в том числе в деньги. Именно такая циркуляция, где все взаимосвязано, и отличает импакт-экономику от обычной.

«Импакт возникает тогда, когда все доверяют друг другу,

— заявил Александр Свинин, торговый представитель РФ в Республике Сингапур. — Когда корпорация доверяет государству, готова выстраивать свою стратегию на 10-20 лет — именно столько требуется, чтобы изменить общество в лучшую сторону. Когда жители доверяют и государству, и бизнесу, готовы разделять ценности и вкладывать личные ресурсы и время. Когда государство доверяет и тем, и другим, знает, что они будут выполнять свои обязательства — вносить вклад в развитие общества».

Например, Пеер Тешендорф, руководитель представительства Фонда имени Фридриха Эберта в России, предложил в качестве задачи, объединяющей все секторы общества и улучшающей международные отношения, выбрать борьбу с изменением климата.

Пока импакт-предпринимательством в полной мере готовы заниматься не все представители бизнеса. Однако это не означает, что они не вносят свой вклад в импакт-экономику. Многие работают волонтерами, сортируют мусор, помогают нуждающимся или приютам для животных.

Каждый сегодня, возможно, не замечая того, распространяет идеи импакта.

«Должности уже не так важны, важно, где вы сейчас находитесь. Мы можем рассказывать об этой экономике в семье, среди друзей и знакомых. И в какой-то момент эта идея, как круги по воде, распространится и дотянется до незнакомых нам людей», — говорит Екатерина Халецкая.

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что этоФото: Artem Sapegin / Unsplash

Как это работает

«Представьте, что вы купили платье и узнаете, что совсем недавно оно было сделано из пластиковых бутылок, — рассказывает Халецкая. — Послужив вам несколько лет, эта одежда может получить следующую жизнь — превратиться в ручку. И так возможно со всеми вещами, которые нас окружают. В импакт-экономике у всего должна быть продолжительная жизнь».

По словам спикеров, в такой экономике лидеры продвигают социальные ценности.

«У руководителя компании есть три стадии: я — лидер; мы — команда; я — человек, который думает, что находится вокруг меня, о тех, последствиях, которые происходят, когда я действую.

У компании тоже три стадии. Первая — корпоративная социальная ответственность, второе — разделенные ценности. Третье — когда компания зашивает общественно полезное благо в свою стратегию», — рассказала Ольга Рябова, независимый эксперт в сфере социального предпринимательства, импакт-инвестор, член Impact Hub Global Group of Advisors.

Эксперт напомнила, как в пандемию предприниматели не только спасали свой бизнес, но и поступали как альтруисты. Производители автомобилей предоставляли для врачей свои новые авто, а рестораны, производители продуктов и напитков снабжали больницы горячей едой, водой и соками.

Многие перестроились на производство санитайзеров. Большие концерны с одеждой стали производить средства защиты.

«Люди стали потрясающими инноваторами. Люди стали создавать то, что могло бы помочь. Лидерами стали не те, кто руководит компанией, а те, кто может, хочет и оказывает позитивное воздействие на то, что находится вокруг», — добавила Рябова.

LEGO без инструкции

По словам основателя и директора благотворительного магазина Charity Shop и фонда «Второе дыхание» Дарьи Алексеевой, можно подстраиваться под требования времени и оставаться преданным своим целям.

«Мы год назад шили спальные мешки для бездомных. Когда объявили карантин, людей заселили в хостелы, но там не было постельного белья и одеял. Мы очень быстро перенастроили производство и эти спальные мешки «превратили» в одеяла. Снабдили ими 1500 тысяч человек, которым в локдаун некуда было деваться».

Дарья Алексеева сравнила социальное предпринимательство с конструктором LEGO без инструкции:

«У тебя есть куча деталей и ты можешь собрать все, что угодно. Традиционные модели нам предлагают собрать конструктор по инструкции — акселератор, клиенты, маркетинг, финансовая модель — в конце предъявляешь рынку продукт. А когда ты социальный предприниматель, ты можешь брать детали и делать из них что-то интересное».

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что этоФото: Xavi Cabrera / Unsplash

Как измерять эффективность

По словам основателя Charity Shop, измерять социальное воздействие в импакт-экономике можно по-разному. Все зависит от четких целей руководства компании.

«Наша организация занимается сбором, перераспределением и переработкой одежды. Это можно измерять в сокращении парниковых газов или людях, которые получили помощь. В количестве трудоустроенных. Но основное правило — быть с собой честным. Если ты замышляешь проект как экологический, то как-то странно через несколько месяцев «переобуться» и транслировать другие ценности. Можно, конечно, менять стратегию. У нас это было минимум три раза, но в целом все равно — в чем хочешь, в том и измеряй эффективность, но иди до конца».

Инвестиции в соцпроектах

В импакт-экономике важно не только зачем, но и с кем вы хотите идти дальше, — ваши партнеры. Горизонтальные связи тут вытесняют вертикальные: чем крепче они, тем лучше результат и тем интереснее проект. Интерес создателей проекта должен подогревать интерес к нему и у окружающих, таким образом привлекать инвесторов.

«Для меня импакт и социальное предпринимательство — схожие истории. Когда ты можешь своими деньгами не только приумножить собственную прибыль, но и людям помогаешь решить глобальную проблему. Это добавляет ценности тому, что ты делаешь», — говорит Илья Зибарев, импакт-инвестор, партнер программы «Навстречу импакт-инвестициям».

По его мнению, в импакт-инвестициях есть социальная значимость.

«У вас есть миллион долларов и вы можете его инвестировать в производство нового мороженого. Но это ничего не изменит на рынке. [Вместо этого] вы вложили в бизнес, который решил какую-то проблему, например, создал новое производство колясок для людей инвалидностью. Раньше нуждающиеся тратили по 300 тысяч рублей на покупку коляски, а теперь, благодаря вам, по 150 тысяч рублей, еще и рабочие места предоставили. Создали продукт и позволили людям, которым это необходимо, в два раза дешевле их покупать».

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что этоФото: ThisisEngineering RAEng / Unsplash

Как привлечь инвесторов

Но часто стартапы остаются на уровне идей из-за того, что создатели не могут четко объяснить стратегию и уникальность проекта, утверждает Илья Зибарев.

«Нужно хорошо понимать, что ты делаешь, не бояться отвечать на вопросы инвесторов. Если даже они задают много каверзных вопросов, это еще не значит, что они не хотят в вас инвестировать, — считает эксперт. —

Нужно о себе как можно больше заявлять: в соцсетях, на разных форумах и программах. Однако не надо давить на жалость.

Если ты стал заниматься социальным предпринимательством, там все-таки должно быть предпринимательство, возврат вложенных денег».

Цели и задачи инвестора должны совпадать с основными направлениями развития проекта, подчеркнула Дарья Алексеева.

«Никакой инвестор не хочет быть просто мешком денег, — утверждает Алексеева. — Тут прежде всего человеческие факторы. Если бы он не заботился о конкретной проблеме, он бы инвестировал во что-то другое. Если инвестор в социальном бизнесе, то, конечно, у него какие-то цели. Но это не значит, что люди, помешанные на экологии, инвестируют только в экологические проекты.

Инвестора, прежде чем вступать с ним в какие-то финансовые отношения, необходимо лучше изучить, узнать, что ему нравится. Всем, кто ищет инвесторов, я бы порекомендовала просто начать общаться. Понять, что их волнует».

С другой стороны, инвестором может стать каждый, у кого есть от 100 тысяч рублей, считает Илья Зубарев. Все зависит от масштаба проекта.

«Некоторые проекты инвестируют от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Любому человеку, который хочет что-то проинвестировать, есть место. Нужны только связи, а также желание сделать больше пользы для общества, в котором ты живешь».

импакт экономика что это. Смотреть фото импакт экономика что это. Смотреть картинку импакт экономика что это. Картинка про импакт экономика что это. Фото импакт экономика что этоФото: Amelia Spink / Unsplash

Импакт-будущее

Основатель Impact Hub Джонатан Робинсон в своем выступлении спрогнозировал, что уже через 10 лет любой бизнес должен быть социальным. И главная миссия тех, кто распространяет идеи импакт-экономики, заключается в том, чтобы донести эту идею до других людей без давления или осуждения. А просто постепенно увеличивать количество сторонников.

«Ничто не дает людям столько радости и счастья, сколько осмысленность от деятельности и возможности реализовать свою мечту. Особенно если эта мечта делает мир чуточку лучше. Когда у большего числа людей будет задача осмысленности и сверхцели, все будет гораздо проще на Земле», — подытожил Джонатан Робинсон.

Impact Fest 2021 проходит c 15 по 21 февраля в формате онлайн. Планируется, что на фестивале выступят более 70 предпринимателей, инвесторов и экспертов в области социальных инноваций и импакт-решений, медиа и коммуникаций.

Ключевые темы — образование, экология, гендерное равенство и инклюзия, технологии, медиа и сообщества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *