иммерсивные прогулки что это
Ролевые игры на свежем воздухе: иммерсивный туризм против массового отдыха
Из чего состоит обычная поездка за границу? Отели, местные достопримечательности, рестораны и фотографии для соцсетей. Иммерсивный туризм предлагает нечто совершенно иное – захватывающее приключение, погружение в незнакомую культуру и возможность почувствовать себя героем. Что получится в итоге – акт психотерапии или просто ролевая игра, – зависит от усердия организаторов и настроя участников. Но в любом случае это новое слово в сложившейся туриндустрии, это необычный вид отдыха, в котором успех отпуска измеряется лайками в соцсетях.
На Западе иммерсивные туры появились во второй половине 2010-х, а в Россию пришли всего год-два назад. После пандемии коронавируса их популярность, вероятно, вырастет: по мнению экспертов туротрасли, традиционный отдых по принципу all inclusive уже не будет прежним, что подтолкнет развитие индивидуальных и авторских путешествий. Правда, многим россиянам иммерсивные туры явно не по карману – на данном этапе их целевая аудитория ограничена столичной публикой. «Профиль» разобрался в особенностях и перспективах этого тренда с помощью отечественных операторов иммерсивного туризма.
Главное – не «куда», а «зачем»
Представьте, что в незнакомой стране к вам подходит мужчина в камуфляже и говорит, что вскоре вам предстоит спасти мир от неведомой угрозы. При этом действовать вы будете не один, а вместе с другими такими же избранными. Так начинается иммерсивный тур – в лучших традициях RPG-игр. Только вместо джойстика в руках у туриста настоящий лук, а вместо NPC (персонажей, управляемых компьютером) его окружают актеры.
«Иммерсивное путешествие – это возможность прожить несколько дней в параллельной реальности. Здесь элементы экстрима, перформанса, ролевой игры, квеста и путешествия сплетены в гармоничный сюжет со множеством ответвлений – сценарий меняется в соответствии с действиями игроков. Это постмодернистическое явление, где множество лоскутков соединяются в одно яркое и красивое одеяло», – говорит «Профилю» сооснователь турагентства Terra Epica Тигран Варданян.
В результате участник поездки из пассивного туриста превращается в активного исследователя. Он не просто фотографируется на фоне местных достопримечательностей, но проживает среди них яркие мгновения. Туристические группы формируются небольшие, чтобы каждый мог получить уникальный опыт, во время которого актеры взаимодействуют только с ним. Организаторы тура даже могут отозвать игрока в сторону от других участников, чтобы погрузить его в индивидуальное мини-приключение.
«Такое путешествие имеет концепцию и цель, которая трансформирует участников, позволяя им приобрести разнообразные полезные навыки. Иммерсивное путешествие – это когда главное не «куда», а «зачем», – объясняет «Профилю» директор бренда иммерсивных путешествий My Ways On Милена Перфильева.
Ролевая игра происходит без остановок: смена локаций, как и перерывы на сон и еду, встроена в общую концепцию приключения, за счет чего создается эффект погружения в альтернативную реальность. Например, во время иммерсивного тура по Армении, организуемого одним из агентств, участники ночуют в пещерном городе (в специально оборудованной зоне с предоставлением необходимого снаряжения). Также в программу входит посещение достопримечательностей: восхождение на гору Ухтасар, купание в минеральных гейзерах Джермука. Отличие от обычной поездки в том, что они не являются целью путешествия, а служат декорациями для необычного представления, где главная цель может заключаться, например, в поиске частей сердца бога Арамазда, которые разбросаны по всей Армении.
Отдельно организаторы иммерсивных туров выделяют психологический эффект подобных приключений. «Это и путешествие по неизведанным сторонам личности. Игрокам приходится преодолевать себя, сталкиваться со своими фобиями», – объясняет Тигран Варданян.
Иммерсивные путешествия позволяют получить уникальный опыт
Charton Franck / Hemis via AFP / East News
Сообщество героев-странников
Иммерсивный тур – удовольствие не из дешевых. Например, участие в вышеописанном приключении на просторах Армении обойдется примерно в 250 тысяч рублей. В стоимость включены проживание, питание и трансфер (участники проезжают более 500 км). Перелет до места проведения игры оплачивается отдельно.
Как объясняют эксперты, себестоимость подобных приключений очень высокая. Одну игру независимо от количества игроков обслуживают порядка 40 сотрудников, используется более 250 единиц реквизита. Кроме того, туроператор также страхует своих гостей, предоставляет им одежду на любую погоду, а также необходимые вещи для выживания в экстремальных условиях и поддержания гигиены.
Иммерсивные туры по городам России обойдутся дешевле – в районе 40 тысяч рублей. В их стоимость входят программа, сопровождение гидов, питание и проживание во время всего путешествия. Трансфер до места проведения и обратно участники тура оплачивают сами.
Очевидно, что такой отдых могут позволить себе не все. По данным аналитического центра НАФИ, более 100 тысяч рублей на отдых за рубежом готовы потратить всего 9% россиян, на поездку по России и того меньше – 4%. В основном россияне закладывают в бюджет поездки не более 40 тысяч рублей. При этом большинство россиян по-прежнему отдают предпочтение пляжному отдыху, чаще всего выбирая Турцию, Тунис, Грецию, Кипр.
Кроме того, немногие в принципе знают, что такое иммерсивность. Из-за новизны формата туроператорам-первопроходцам приходится объяснять клиентам, чего им стоит ожидать. Похожий формат – иммерсивные театры (или театры-променады), которые уже полюбились жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Однако все же они относятся к иной сфере и устроены несколько иначе. То же касается иммерсивных городских экскурсий.
Впрочем, все виды досуга с «моделируемой реальностью» работают с одной целевой аудиторией. Как объясняет Милена Перфильева, это в основном жители Москвы старше 25 лет с доходом выше среднего. Они путешествуют не менее трех раз в год, много работают, имеют хобби, следят за трендами и стремятся получать больше впечатлений.
Благодаря такой узкой сегментации в подобных турах часто встречаются участники со схожим мировоззрением и образом жизни. Поэтому им интересно общаться друг с другом и вместе проживать новые впечатления, а после возвращения оставаться на связи и даже сохранять дружеские отношения. В отличие от классических туров, в которых члены группы могут не взаимодействовать между собой во время поездки, иммерсивное приключение сближает.
Жизнь – игра?
Тренд на иммерсивные путешествия оформился на Западе в 2016 году, его возглавила компания Transformational Travel Collaborative (TTC). Для поддержки этого вида путешествий была организована премия Pure Transformational Travel Awards: ее вручают туроператорам, вдохновляющим путешественников на глубокие личные перемены.
Иммерсивные путешествия возникли на фоне моды на геймификацию – использование игровых принципов в неигровых целях: например, в бизнесе, обучении персонала или в туризме. По данным агентства Whistle, 91% постмиллениалов регулярно играют в игры. Так что со временем геймификация будет лишь набирать обороты.
Иммерсивные туры на Западе отличаются от тех, что проводят российские туроператоры. Если отечественные иммерсивные туры погружают человека в альтернативный мир, где участники становятся главными героями, то западные программы сконцентрированы на нашем мире и его историях. Например, они предлагают проследить за циклом жизни вещей, которые мы используем каждый день, чтобы привить человеку осознанное потребление. Или погружают путешественников в мир дикой природы, чтобы привить им желание заботиться об окружающей среде.
Отечественный рынок иммерсивного туризма начал формироваться пару лет назад и пока представлен лишь несколькими компаниями и направлениями. Terra Epica запустились осенью 2017 года и формально базируются в Армении. My Ways On открылись в январе 2019 года: начинали работать с Грузии, а сегодня развивают несколько направлений за рубежом и внутри страны.
«В России мы делаем путешествия в Карелии, Дагестане, Калмыкии, Мурманской области, на Байкале. В планах на следующий год – Алтай и путешествия в нетуристические регионы России. Также есть три зарубежных направления – Грузия, Армения, Испания, но пока они на паузе из-за закрытия границ», – говорит Перфильева.
Кстати, отношение к пандемии коронавируса у игроков рынка позитивное, несмотря на все потери. Они сосредоточились на развитии внутреннего туризма и в целом на новых проектах. «Работая в обычном режиме, у нас не было времени подумать о новых идеях. А сейчас разработали несколько маршрутов, которые сможем запустить, как только люди снова будут свободно перемещаться по миру», – надеется Варданян.
Поехать в отпуск, спасти мир: что такое иммерсивные туры и почему это не туризм
В последние годы все помешались на авторских турах: all inclusive надоел, а в самостоятельных путешествиях не всегда можно попасть в самые интересные локации. Панацеей стали авторские туры — поездки малой группой с проводником, когда можешь забраться в самые укромные, не затоптанные уголки страны. Тренд последнего времени — иммерсивные туры. В них турист становится частью масштабного многодневного спектакля, а каждое его действие влияет на финал.
В Армению я прибываю за день до начала тура, чтобы успеть пройтись по ереванским винным барам, проникнуться местным колоритом и отдохнуть. Для пущего погружения в тематику тура (что-то про древний орден, защиту мира и спасение человечества) заселяюсь в отель с антикварной меблировкой и немного скрипучими полами. До гостиницы добираюсь на такси бизнес-класса — по цене самого дешевого тарифа в Москве.
Наутро у дверей меня уже ждет комфортный микроавтобус. Заезжаем за остальными участниками приключения (их трое) и отправляемся на противоположный конец страны. С нами в машине Капитан — наш проводник и учитель, Технарь — он, что логично, отвечает за технику и Оператор — ведет фото/видеофиксацию всего происходящего. До ближайшей точки нашей поездки два часа езды, дорога извивается среди гор, справа маячит Арарат. Нас вводят в курс дела.
Когда-то давно жил могучий бог Арамазд, защищающий Армению и весь мир от зла и неприятностей. Мы — неофиты ордена Хранителей, который бережет сильнейший артефакт «Сердца Арамазда», они — Новый Тевтонский Орден (НОТ), мерзкие беспринципные люди на службе зла и хаоса, желающие лишь боли и разорений для всего человечества. Спасать этот мир, конечно, придется нам — изнеженным обитателям офисов из Москвы. В общем, «Следуй за белым кроликом, Нео».
Выясняется, что сегодня нас ждет посвящение в орден Хранителей. План такой: испиваем специального зелья из минеральных источников в Джермуке, смываем с себя все старое, даже имя (теперь я Таймураз), в гейзерах неподалеку, приносим клятву верховной жрице и становимся хранителями. Схема выглядит рабочей, но все начинает идти не по плану с самого начала.
Наше зелье разливает какой-то странный тип (то ли дурак, то ли НОТовский разведчик). Хочется ввязаться в драку, но Капитан запрещает — в 10 метрах стоят полицейские, наше рвение они вряд ли оценят.
К гейзерам мы едем на стареньком японском внедорожнике, на кочках отбивая себе все. После, на тренировке, прямо во «все» мне прилетает стрела коллеги по команде. Поделом — за пять минут до этого я, не рассчитав усилий, заехал ему тяжеленной палкой по уху.
День близится к концу, меня выбирают помощником Капитана. Получаю красивый костюм с кожаной накидкой и кулон, отключаю телефон, выбрасываю будничную суету и еду на базу Хранителей. Там ждут еще несколько упражнений на меткость и выносливость и деревенский ужин. Владелица отеля, который пару раз в месяц становится приютом для Хранителей, готовит необычайно просто и невероятно вкусно. Все с приставкой эко-: вокруг здания бегают свиньи, поодаль пасутся бараны, где-то кудахчут курицы с петухом. После заката нас ждет последнее на сегодня испытание — посвящение в орден верховной жрицей.
Утонченные черты лица освещаются вспышками молнии и всполохами огня в очаге. Мы в древнейшем мегалитическом комплексе Зорац-Карер. Перед нами разворачивается впечатляющее файер-шоу, на фоне сверкают молнии, слышны раскаты грома, а небо, кажется, вот-вот разверзнется. Гоню от себя недостойные Хранителя мысли о зонтике, но дождь, к счастью, так и не начинается. На базу возвращаемся уже за полночь. Единственное, что меня волнует — сон.
Раскрывать тайны ордена я не имею права, так что некоторые моменты придется опустить. Например, я промолчу о причинах, которые выгонят нас на улицу сразу после завтрака. Поднимаем в небо дрон и пытаемся найти в окрестностях некое установленное НОТовцами устройство, которое не дает нам спокойно жить. Враг строит помехи и исследовать местность приходится самостоятельно. На поиски устройства уходит около получаса, на поиски ключей к нему — еще около четырех. Дыхание сбивается минут через 40, ноги устают через пару часов. Самой выносливой в команде оказывается девушка Маша. Она без устали лазит по окрестным горам, периодически рапортует по рации об увиденных змеях и лихо решает головоломки. Под конец дня силы покидают и ее.
Последнее испытание на сегодня — долгая дорога в Хндзореск, пещерный город, где когда-то жили тысячи людей, а сегодня остались лишь покинутые пещеры и огромный тянущийся над пропастью подвесной мост. Всего здесь насчитывается около 400 пещер, в одной из которых нам предстоит провести ночь и, видимо, вступить в финальный бой с силами зла.
В мессенджер приходит сообщение от Маши: она освободилась от одного наручника, как-то просочилась через решетку в пещере-тюрьме, порвала рубаху и сейчас прячется где-то под кустом в ущелье — связь с реальностью начинает теряться.
Прибыв в Хндзореск, мы быстро обустраиваемся в одной из пещер (со светом!) и выдвигаемся вдвоем с Кэпом на поиски Маши. Слава технологиям: GPS в телефонах, хоть отвратно, но работает, и мы хотя бы примерно понимаем, приближаемся мы к беглянке или отдаляемся от нее.
— Давай найдем и проверим пещеру, где ее держали. Может, появятся какие-то зацепки, — говорит Кэп.
Он все еще играет, а вот мне уже не до игр. На часах девять вечера, стремительно темнеет, в Telegram Маша пишет, что у нее осталось 30% батарейки, а я понятия не имею, где ее искать. В этих местах, возможно, нет медведей и волков, но где-то снизу воют шакалы, а в траве шуршит что-то похожее на змей. Я чуть ли не срываюсь на крик, но Капитан и присоединившийся к нам Технарь ничего не замечают, будто бы терять людей в кромешной тьме в ущелье — в рамках сценария. Я истошно кричу «Маша!» и спрашиваю в мессенджере, слышит ли меня Маша. Она вроде слышит, но не может разобрать откуда.
К полуночи, на последнем издыхании батарейки, мы наконец находим беглянку. В полутора километрах от пещеры-тюрьмы, на самом дне ущелья. Как она туда спустилась и как могла бы сама выбраться — решительно не понятно.
По возвращении ужинаем и долго обсуждаем прошедший день. Когда в пещеру врываются НОТовские солдаты с «сюрпризом», мне уже все равно. «Убейте меня прямо сейчас и давайте закончим эту глупую игру, я просто хочу поспать». Враги ретируются. Сегодня я проведу первую в своей жизни ночь в пещере.
Неделю назад я впервые попробовал надеть контактные линзы. Сегодня я вставляю их у горного источника, смотрясь в камеру мобильного телефона, подпертого камешком, — такого мои глаза еще не видели. Зубы чищу под аккомпанемент Монеточки и недоуменные взгляды туристок. Здороваюсь — они предпочитают промолчать.
После завтрака в близлежащем кафе (считаю это наградой за пережитую ночь) отправляемся осматривать территорию. Находим плохочитаемую карту и понимаем, что для разгадки всей этой круговерти нам придется облазить не один десяток пещер.
Сложных пещер. Таких, входы в которые завалены валунами, таких, к которым приходится продираться через колючки и бурелом, таких, в которых ничего не видно даже с фонариком. Когда нам очень везет, находим в пещерах куски с буквами — фрагменты какого-то шифра. Чтобы собрать слово, у нас уходит пять часов. Пять часов, 20 км по трекеру и примерно 50 пещер. Но мы совсем не укладываемся в график, так что обед отменяется — спасение мира ждать не будет.
Мы знаем, что на нас нападут, но я все еще не верю в реальность происходящего. Когда ко мне подлетает уже знакомый боец с электрошокером, сомнений не остается. Это первая моя драка за последние семь лет. Я выхожу из нее победителем — с синяками на спине, разодранным коленом и локтем. Напоследок сам нечаянно бью себя шокером в ногу. Не такого я ждал, когда собирался попробовать «чего-нибудь новенького в путешествиях».
Победа. Враг повержен. Мир спасен. Брутальный Капитан оказывается милым хипстером из Еревана, жрица с бездонными абсолютно белыми глазами — красавицей Ани, поверженный мной боец НОТа — просто очень хорошим человеком.
Возвращаться в реальный мир сложно. По дороге в Ереван мозг периодически подсказывает, что за ближайшим поворотом может ждать засада, а один из команды окажется предателем (уж очень подозрительно, что НОТ так часто обходил нас буквально на шаг). Пытаюсь прийти в себя и вспомнить, что я больше не Хранитель. Очень хочется побыть спасителем мира еще немного, но дома ждет куча дел. 387 непрочитанных писем в почтовом ящике намекают, что пора вновь становиться редактором из Москвы, которого ждут тексты и дедлайны.
Коллекция эмоций, или Что такое иммерсивное путешествие
Как яркие впечатления становятся самым лучшим сувениром из поездки. Рассказываем про приключения с полным погружением для интровертов и экстравертов.
Хорошая новость для туристов, уставших от однообразия шведских столов турецкого all inclusive и перебежек от одной достопримечательности к другой, — теперь почувствовать страну можно через новый, иммерсивный подход. «Моя Планета» и Туту.ру рассказывают.
Что такое иммерсивные путешествия
Иммерсивность — действие с погружением. Участник оказывается в центре определенного сюжета, где получает почти полную свободу выражения. Такие поездки — коктейль из театральной постановки, игрового квеста и, собственно, путешествия.
© Massimo Todaro/ Shutterstock.com
Часто слово «иммерсивный» употребляется в связке со словом «театр». Иммерсивные спектакли появились в начале 2000-х: пионерами в этой отрасли стали британцы. В России самой известной постановкой такого типа можно назвать «Вернувшихся» по пьесе Ибсена «Привидения». Грань между сценой и зрительным залом, деятельностью и созерцанием здесь практически отсутствует. Действие разыгрывается в старинном особняке, на всех четырех этажах, и любой зритель может стать частью спектакля.
«Полигонки» ролевиков, вылазки толкинистов с бегающими по лесу хоббитами и эльфами, сходки реконструкторов, от средневековых турниров до Бородинского сражения, — это все тоже иммерсивные приключения.
И не забудем про тематические экскурсии. Так, в Московском метро курсирует ретропоезд, в котором воссоздана атмосфера времен НЭПа: участников из XXI века окружают женщины в винтажных платьях и горжетках и мужчины в военной форме.
Именно этим иммерсивные туры отличаются от обычных. Каждый их участник — не пассивный, а активный турист, готовый стать частью театрального представления. Очень часто иммерсивные туры представляют собой квесты, в которых участники идут к определенной цели, пробираясь сквозь хитросплетения сценария и примеряя на себя новые роли. Такие туры требуют определенной физической подготовки, находчивости и умения работать в команде там, где это необходимо. Нередко организаторы иммерсивных путешествий добавляют в свое приключение самые разные бонусы: от встречи рассвета в горах и дегустации блюд национальной кухни до кроссфита по полям в поисках необходимого артефакта или купания в термальных водах. Все это тем более интересно, если происходит в другой, неизвестной и полной древних легенд стране.
7 дней | |
8-15 человек | |
средняя | |
взрослые и дети 12+ |
Милена и Юрий живут в Грузии. Искренне полюбив гостеприимную солнечную страну, они создали необычный авторский тур, в котором объединили самые популярные туристические точки Грузии приключенческим сюжетом. И интровертам, и экстравертам будет в рамках этого путешествия одинаково комфортно.
«Грузия многогранна и разнообразна: каждый регион — отдельный мир, достойный изучения. По сюжету участники ищут пять даров Грузии. Каждый находится в отдельном историческом регионе. Чтобы его обрести, нужно будет пройти квесты, отгадать загадки, поучаствовать в мастер-классах. Инициатива приветствуется, участники могут делиться идеями и всячески проявлять себя».
Программа тура включает посещение Тбилиси, крепости Рабат в Ахалцихе, внутрискального монастыря Вардзиа, высокогорной винодельни в Аджарии, купание в термальных ваннах Боржоми, катание на лодках по Мартвильскому каньону в Имеретии и еще множество интересных приключений.
Квест-экскурсия по Тбилиси «Тбили-швили»
Крепость Нарикала
4 часа | |
3–12 человек | |
средняя | |
Детям до 10 лет бесплатно |
Еще один проект Милены и Юры — квест-экскурсия. Всего за несколько часов участники смогут познакомиться с Тбилиси максимально близко: любуясь видами с холма у крепости Нарикала, торгуясь на рынке за чурчхелу и вино, аплодируя спектаклю театра марионеток и раскрыв секрет, что же за художник подарил своей возлюбленной миллион алых роз.
«В основе экскурсии лежит разделение программы на три части: 1) квестовую, в которой туристы решают задачи и отгадывают загадки в разных форматах, определяя таким образом следующую точку маршрута; 2) нарративную, в которой гид рассказывает о самых важных и ярких моментах истории Тбилиси и Грузии; 3) интерактивную, в которой путешественники сами должны выполнять задания, совершенствовать свои знания (например, торговли или местного языка) и получать уникальный опыт. Задания и информация даются системно, поэтому к концу экскурсии путешественники имеют четкое представление об истории, культуре, менталитете, языке и известных людях Грузии, а также о современном этапе развития».
3 дня и 2 ночи | |
1–20 человек | |
высокая | |
взрослые и дети 6–7+ (оптимально от 12 лет) |
Тигран Варданян и его команда — создатели первого в мире многодневного иммерсивного приключения в Армении «Хранители. Сердце Арамазда». 600 км пути, геройская экипировка, посвящения в тайны и умопомрачительные пейзажи — это квест «Хранители». А еще это драматические повороты сюжета, яркие перформансы, неотразимые герои-проводники и экстремальные задания.
«Идея создания подобного приключения появилась еще в детстве. Я жил на юге Армении, читал книги о приключениях и очень хотел однажды попасть в ситуацию, где можно проявить себя героем. И вот однажды я приехал в родную деревню, взглянул на горы и подумал: «А почему бы и не создать такое приключение? Наверняка есть множество людей, которые тоже хотят попробовать спасти мир». Буквально на кухне в Ереване мы придумали общую концепцию тура и стали развивать свою идею. Получился уникальный проект приключения с актерами, сценарием, самими туристами-энтузиастами.
В туре можно буквально потрогать историю руками — в Зорац-Карере есть мегалиты, которые старше Стоунхенджа на 3500 лет. Места силы вплетены в сценарий, они поддерживают историю, вокруг которой строится действие тура. Одни задания потребуют проявить смекалку и сообразительность, другие — физическую силу, выносливость и реакцию. Я рекомендую вообще не готовиться к этому приключению, не читать заранее путеводители — нужно просто расслабиться. В туре много активностей, но не обязательно участвовать во всех, если вы не готовы, например, много бегать. Все построено так, что каждый сможет найти занятие для себя, не выпадая из контекста сценария. Мы изучаем людей, которые собираются поехать в тур, и подбираем ситуации под их интересы и возможности».