именно ее сунь цзы рассматривал как настоящее искусство о чем
7 афоризмов из трактата «Искусство войны» Сунь-цзы
Сунь-цзы — выдающийся китайский стратег и мыслитель, живший предположительно в VI — V вв. до н. э. Он был автором знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». Биографические данные о нем записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Известно, что Сунь-цзы родился в царстве Ци и служил наемным полководцем у князя Хэлюю в царстве У.
«Искусство войны» — это самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. Его изучают в военных академиях и бизнес-школах по всему миру, многие выдающиеся лидеры вдохновлялись этим трудом.
Мы выбрали из него 7 цитат:
Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.
Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма.
Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют.
О мастерстве полководца судят по старательности его подчиненных.
Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.
Искусство войны Сунь Цзы: содержание и суть книги. Кто написал Искусство войны
«Искусство войны» — сочинение древнекитайского стратега Сунь Цзы, написанное предположительно в V веке до нашей эры. Книга посвящена вопросу искусства ведения как военной, так и политической жизни. Текст трактата, разбитый на 13 глав, впервые был официально издан в XI веке с комментариями и пояснениями 10 различных исследователей.
Об авторе трактата
Автором сочинения долгое время считался указанный в названии «Искусства войны» Сунь Цзы — китайский мыслитель, родившийся в VІ веке до нашей эры. Однако научные изыскания китайских и западных исследователей, появившиеся после 1972 года, говорят о том, что настоящий автор — полководец Сунь Бинь, живший в царстве Ци на век позднее философа.
Основные положения книги
К вопросу ведения войны автор подходит с позиции философии даосизма, поэтому основывается на пяти принципах:
пути как единства подчиненных и власти;
земли как необходимости учитывать географию проведения действий;
неба как прототипа удачного времени проведения;
закона как основы дисциплины;
командующего (руководства с правильными, с точки зрения Сунь Цзы, для искусства войны ориентирами на гуманность и честолюбие).
Эти принципы реализуются через соблюдение семи «расчетов» соответствия правителя и полководца требованиям, которые выводит автор в качестве ориентира, соотношения времени и места проведения боя, уровня организации стратегической линии и самоорганизованности как руководителя, так и солдат.
При этом искусство ведения военных действий Сунь Цзы видит в совокупности дипломатических переговоров, разведки, тщательного анализа и планирования.
Ценность «Искусства войны» как книги
В трактате систематизированы и обобщены основные принципы ведения боевых действий как на своей территории, так и на территории противника, типизированные ситуации, в которые может попасть войско, и советы по их разрешению. В качестве руководства «Искусство войны» применялось и применяется не только в сфере подготовки к сражениям, но и в бизнесе, спорте и юрисдикции.
Ключевым моментом, привлекающим читателей, стало изложение «бесшумной» войны, где победа обеспечивается только хитростью, а не прямыми боевыми действиями.
Именно ее сунь цзы рассматривал как настоящее искусство о чем
© Н. И. Конрад (наследник), перевод, предисловие, комментарии, 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Среди огромной и разнообразной литературы, оставленной нам старым Китаем, особое место занимает литература по военному искусству. При этом, подобно широко известным классикам философии, и эта литература имеет своих классиков: древнему конфуцианскому «Пятикнижию» и «Четверокнижию» здесь соответствует свое «Семикнижие».
Это «Семикнижие» образовалось в результате продолжавшегося много веков отбора из очень большой военной литературы тех произведений, которые постепенно приобрели авторитет в вопросах войны и военного дела. Свою окончательную форму этот отбор получил при сунской династии в последней четверти XI в. С тех пор эти произведения заняли положение общепризнанных классиков.
Этих трактатов семь, но наибольшее значение имеют два из них, поставленные на первом месте: «Сунь-цзы» и «У-цзы», названные так по именам тех древних стратегов, которым традиция приписывает авторство если не самих этих сочинений непосредственно, то, во всяком случае, тех положений, которые там высказаны. Если «Семикнижие» в целом считается «каноном военной науки» (у-цзин), то основу этого канона составляют эти два трактата. Кстати сказать, они являются и наиболее древними: историческая традиция считает, что деятельность Сунь-цзы как полководца падает на конец VI и начало V в. до н. э.; деятельность У-цзы – на начало IV в. до н. э. Репутация этих двух трактатов такова, что уже с давних пор и в Китае, и в Японии принято было считать, что вообще военное искусство старого Китая есть «военное искусство Сунь-У» (Сунь-У бин фа).
Однако недаром из этих двух трактатов на первом месте поставлен «Сунь-цзы». Этот трактат создал основы военной науки старого Китая. В конце Минской эпохи, т. е. в первой половине XVII в., Мао Юань-и говорил, что, возможно, и были трактаты по военному искусству до Сунь-цзы, но, во-первых, они до нас не дошли, а во-вторых, самое существенное, что в них имелось, вошло в состав учения Сунь-цзы; после Сунь-цзы появился ряд сочинений в этой области, но все они в конечном счете либо прямо развивают те или иные идеи Сунь-цзы, либо находятся под его влиянием. Поэтому, заключает Мао, строго говоря, вся военная наука в Китае целиком заключается в «Сунь-цзы».
Эти слова свидетельствуют прежде всего о том ореоле непререкаемого авторитета, которым было окружено имя Сунь-цзы даже в столь поздние времена, т. е. когда военная наука в Китае насчитывала уже множество сочинений. Конечно, Мао не прав: не все трактаты «Семикнижия» повторяют «Сунь-цзы» или исходят из него. Вполне оригинальными по содержанию могут быть признаны трактаты «У-цзы», «Вэй Ляо-цзы», «Сыма фа» и некоторые другие, но совершенно бесспорно, что по значению никто, даже прославленный «У-цзы», не может быть поставлен рядом с «Сунь-цзы». Под знаком «Сунь-цзы» идет вся позднейшая, по крайней мере с III в. н. э., военно-теоретическая литература старого Китая.
Эта роль «Сунь-цзы» не ограничивается одним Китаем. Совершенно такое же положение занимал трактат Сунь-цзы и в прежней Корее, и в феодальной Японии: и там это был авторитет во всех основных вопросах, касающихся войны.
Новое время не отвергло «Сунь-цзы». И в XIX и XX вв. как в Китае, так и в Японии «Сунь-цзы» изучается специалистами военного дела наравне со старыми классиками военной научно-теоретической мысли других народов.
Изучение трактата Сунь-цзы всегда составляло в этих странах необходимый элемент высшего военного образования. События же последних 20–25 лет[1] пробудили новый, еще более широкий интерес к этому памятнику. На своей родине, в Китае, трактат Сунь-цзы оказался в сфере внимания непосредственных руководителей борьбы китайского народа против своих угнетателей и иностранных захватчиков.
Нельзя, с другой стороны, пройти мимо того факта, что за последние десятилетия трактат Сунь-цзы привлекал к себе усиленное внимание и в противоположном лагере, прежде всего – среди японских реакционных военных деятелей. Свидетельством этому являются новые издания трактата, вышедшие в 1935, 1940 и 1943 гг. и рассчитанные на широкого читателя. Поскольку эта популяризация древнего памятника имела место в те годы, когда японский империализм вел (с 1931 г.) разбойничью, захватническую войну в Китае и готовился к нападению на СССР, постольку ясно, что правящие круги империалистической Японии стремились использовать многие воззрения Сунь-цзы в своих целях и превратить трактат Сунь-цзы, соответственным образом прокомментированный, в одно из средств милитаристской пропаганды.
Несомненно, в учении Сунь-цзы, обусловленном своей исторической эпохой, есть много черт, привлекавших к нему тех, кто вел захватнические войны. Военная идеология, нашедшая свое яркое выражение в трактате Сунь-цзы, являлась идеологией господствующих классов Древнего Китая и в дальнейшем прочно вошла в военно-идеологический арсенал феодальных властителей Китая и Японии. Эта военная идеология – если рассматривать ее историческую роль на протяжении многих веков – была идеологией, необходимой тем, кто вел несправедливые, захватнические, грабительские войны. Но вместе с тем это учение никогда не пережило бы настолько свой век, если бы в нем не содержались и иные черты, делающие возможным обращение к нему и тех, кто вел и ведет борьбу против захватчиков. Освободительная борьба такого характера и размаха, какая никогда еще не наблюдалась в истории Китая и которая привела к победе народно-демократических сил, свидетельствует, что ряд положений Сунь-цзы, критически освоенных применительно к иной исторической обстановке и иным целям вооруженных действий, оказался пригодным и в борьбе народа против его угнетателей. Эти стороны учения Сунь-цзы, несомненно, представляют для нас особый интерес.
Таким образом, есть все основания для перевода этого древнего сочинения по военному искусству на русский язык. Этим самым вниманию специалистов, изучающих памятники военной науки, предлагается трактат Сунь-цзы – древнейшее и в то же время одно из наиболее широко известных произведений военной литературы в Китае, Корее, Японии. Этим самым появляется своего рода военно-теоретический комментарий к военной истории указанных стран, облегчающий изучение – с точки зрения характерного для ряда стран Дальнего Востока стратегического и тактического искусства – важнейших войн и сражений, которые там велись. Ввиду же того что Сунь-цзы и в Китае, и в Японии не отброшен новой военной наукой, стремящейся извлечь из его воззрений их рациональное зерно, знание этого трактата может быть небесполезным и для понимания некоторых сторон стратегии и тактики армий этих стран не только в прошлом, но и в новое время.
Есть одна специфическая сторона этого трактата, которой он в значительной мере обязан своей широкой известностью. Многие из его общих положений всегда легко переносились из области войны в область политики и дипломатии. Поэтому трактат Сунь-цзы имеет известное значение для понимания поступков не только военных деятелей, но и политиков упомянутых стран
Дальнего Востока, и притом отнюдь не только в отдаленные исторические времена.
Трактуя Путина в прочтении Сунь-Цзы: статья пятая
Это продолжение первой статьи, вышедшей 2 февраля. Продолжаем анализировать деятельность Владимира Путина согласно «Трактату о военном искусстве» знаменитого военного стратега и военачальника Сунь-Цзы.
1. Сунь-цзы сказал: управлять массами все равно, что управлять немногими: дело в частях и в числе.
Управление войском и управление государством имеют свои особенности, но также и сходства. Правильная организация, выстроенная иерархия и структура подчинения приводят к тому, что управление как большой армией, так и государством сводится к управлению их основными «приводными ремнями», то есть соответственно Генеральным Штабом и Правительством. Оба эти института состоят из конечного, как правило, не превышающего 10-20 человек основных ответственных лиц.
Именно распределение на части, иерархическое структурирование и подчинение, основанные на определенном числе (количестве) подчиненных каждому ответственному и образуют в конечном счете ту модель управления, при которой «управлять массами все равно, что управлять немногими».
2. Вести в бой массы все равно, что вести в бой немногих: дело в форме и названии.
Когда структура управления выстроена, ее механизмы налажены, осуществление деятельности подобно простой повседневной работе, не требующей больших усилий. Но эта деятельность требует непрестанного внимания и контроля, так как усилия противника направлены на слом выстроенной большими усилиями структуры и на ликвидацию механизмов управления. Поддержание деятельности существующего образования на текущем уровне требует непрестанных забот и усилий, подобно мастерству садовода, регулярно поливающего цветы, чтобы они, во-первых, не завяли, во-вторых, росли все больше и больше.
Необходимо не только сохранять имеющийся баланс сил, статус-кво, но и постоянно искать возможности для наращивания потенциала, чтобы в дальнейшем получить стратегическое преимущество.
3. То, что делает армию при встрече с противником непобедимой, это правильный бой и маневр.
Настоящая победа достигается стратегическим перевесом сил, при которой ты силен настолько, насколько это возможно, а твой противник ослаблен настолько, насколько это возможно. Именно поэтому победа подобна тому, «как если бы ударили камнем по яйцу». Только достижение абсолютного стратегического перевеса сил способно осуществить такую победу, подобную удару камня по яйцу. Это возможно, как правило, только один раз. Ведь если ведешь войну с умным противником, второй раз он на твою удочку не клюнет. А если ведешь войну с глупцом, то выиграешь, даже не прибегая к серьезным мерам. Потому это относится только к умным противникам, с большим опытом и мастерством.
5. Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле, неисчерпаем подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну.
Невозможно победить того, чьи истинные намерения невозможно понять. Пока враг думает, что знает, каковы твои намерения, ты в это время делаешь шаги в другом направлении, и достигаешь успеха, а враг твой слабеет. И так, давая ему видеть ложные цели, ты постепенно преуспеваешь, наращивая стратегическое преимущество, а твой враг постепенно слабеет, теряя его.
6. Кончаются и снова начинаются – таковы солнце и луна; умирают и снова нарождаются – таковы времена года. Тонов не более пяти, но изменений этих пяти тонов всех и слышать невозможно; цветов не более пяти, но изменений этих пяти цветов всех и видеть невозможно; вкусов не более пяти, но изменений этих пяти вкусов всех и ощутить невозможно. Действий в сражении всего только два – правильный бой и маневр, но изменений в правильном бое к маневре всех и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга и это подобно круговращению, у которого нет конца. Кто может их исчерпать?
7. То, что позволяет быстроте бурного потока нести на себе камни, есть ее мощь. То, что позволяет быстроте хищной птицы поразить свою жертву, есть рассчитанность удара. Поэтому у того, кто хорошо сражается, мощь – стремительна, рассчитанность коротка.
Мощь – это как бы натягивание лука, рассчитанность удара – это как бы спуск стрелы.
Поэтому так важно, чтобы все сочетания были успешны.
8. Пусть все смешается и перемешается, и идет беспорядочная схватка, все равно прийти в расстройство не могут; пусть все клокочет и бурлит, и форма смята, все равно потерпеть поражение не могут.
9. Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма.
Чрезмерное перенапряжение приводит к противоположному эффекту, подобно тому, как, постепенно поднимая камень в гору, в какой-то момент не можешь противостоять его возросшей энергии, силе, направленной на спуск с горы. Постепенно сжимая пружину, рано или поздно сталкиваешься с тем, что твои усилия приводят к возникновению в пружине противоположной силы выталкивания.
Чрезмерная бюрократизация («порядок») «международных» структур колониального управления порождает беспорядок, чрезмерное увеличение военной силы, наращивание воинского контингента начинает восприниматься как трусость Всемирной Империи, чрезмерное ужесточение эксплуатации, «закручивание гаек», ухудшение жизни в колониях приводит к потере контроля, понимаемому как проявление слабости.
10. Поэтому, когда тот, кто умеет заставить противника двигаться, показывает ему форму, противник обязательно идет за ним; когда противнику что-либо дают, он обязательно берет; выгодой заставляют его двигаться, а встречают его неожиданностью.
Показав противнику, что ты собираешься предпринимать определенные действия, ты заставляешь его действовать в ответ, согласно твоей стратегии, в то время как он полагает, что действует согласно своей стратегии. Выгода в виде желаемого исхода событий, в виде той самой окончательной победы, становится для него важнее реального положения дел, знания противника и знания себя, важнее понимания наличия или отсутствия стратегического преимущества, реального понимания своей мощи, времени и обстоятельств. Более того, враг полагает, что сложившаяся ситуация наиболее благоприятно именно для его победы, что обстоятельства, время и мощь на его стороне.
Битва на Курской дуге являет собой яркий и точный пример такого рода ситуации. Германское командование полагало, что сражение именно в этом месте может привести к окончательной победе в войне. Оно обеспечило максимальный уровень секретности операции, но не смогло просчитать, что субъективные действия людей будут таковы, что, во-первых, карта может быть случайно утеряна, во-вторых, страх перед наказанием будет настолько силен, что об утере никто не доложить вышестоящему командованию. Проще говоря, индивидуально-психологические характеристики германских военных наложились на физические обстоятельства, при которых безопасный выход из ситуации состоял в предании забвению самого факта этой ситуации.
Здесь как раз сказался фактор, который упоминался ранее, в п. 9, когда чрезмерные усилия в одном направлении порождают нарастание противодействия в другом направлении. Трусость рождается из храбрости, если страх перед наказанием перевешивает выполнение требований порядка, что рождает беспорядок, который, в свою очередь, рождает слабость, ведущую к поражению в войне.
11. Поэтому тот, кто хорошо сражается, ищет все в мощи, а не требует всего от людей. Поэтому он умеет выбирать людей и ставить их соответственно их мощи.
Кто не помнит эти великие слова: «Кадры решают все» (с). Правильно подобранные собственные кадры способны вести войну к победе. Правильно подобранные кадры в лагере противника способны привести к его скорейшему ослаблению. Знание о том, у кого какие кадры имеются и на каких постах, способно способствовать победе. Возможность в нужное время сделать так, чтобы у врага хорошие кадры в нужное время бездействовали, или были заменены более худшими, способно привести к поражению противника.
Такие обстоятельства уже были в истории нашей страны. В июне 1941 г. высшие военные кадры западных военных округов не выполнили приказ, несмотря на донесения широкой разведсети, организованной Л.П. Берия, что сделало начало и первые месяцы войны таким внезапным и тяжелым.
В то же время, пленение в последующем знаменитых германских полководцев, разгром хорошо подготовленных солдат Вермахта не оставили Гитлеру хороших кадров, вынудив его пустить на войну малоподготовленные отряды, не имеющие за плечами знаний и опыта реальных тяжелых боев.
12. Тот, кто ставит людей соответственно их мощи, заставляет их идти в бой так же, как катят деревья и камни. Природа деревьев и камней такова, что когда место ровное, они лежат спокойно; когда оно покатое, они приходят в движение; когда они четырехугольны, они лежат на месте; когда они круглы, они катятся.
Расставленные на правильных местах надежные, доверенные люди в случае приказа главнокомандующего ринутся в бой подобно тому, как камни или деревья катятся с высокой горы. Они подготовлены для своего дела, подобно тому, как камни и деревья округлены, чтобы легче выполнять свою роль. Для победы в войне необходимо. чтобы каждый на своем месте действовал в соответствии с общим успехом, при котором правильная деятельность каждого приводит к правильному итоговому результату.
13. Поэтому мощь того, кто умеет заставить других идти в бой, есть мощь человека, скатывающего круглый камень с горы в тысячу саженей.
Осознать всю важность Владимира Путина как национального лидера, находящегося в самом важном месте борьбы за суверенитет, его роль в национально-освободительной борьбе всех наций, желающих быть свободными, и значение его для достижения национального суверенитета России, нужно каждому из нас.
Это необходимо в первую очередь для выживания русской нации, которой Всемирной Империей США уготована кровавая бойня, геноцид и полное вырезание, исчезновение русской цивилизации с лица Земли.
Доверие его курсу, а также активное участие каждого жизненно необходимы для нашей победы.
Этот выбор должен свершиться в душе каждого. Должен свершиться, пока еще не поздно.
Читательский разбор трактата Сунь Цзы «Искусство войны» (пост №1 пробный)
Данный разбор является исключительно личными рассуждениями относительно прочитанного, основанными на личных логических суждениях и исторических познаниях.
Любая конструктивная критика приветствуется, потому что именно она есть путь к совершенствованию навыков. Без понятия что неверно, невозможно исправить свои ошибки, так что критикуйте, но не забывайте о том что конструктивная критика являет в себе и предложение какого то своего, возможно верного суждения.
Размышления идут в общих планах посему примеры не только из китайской историографии.
Разбор идёт по книге издательства «АСТ», собственно нумеровка страниц также взята из этого издания.
Фактор 1. Достойный путь
Цель войны хоть и может иметь сугубо личный характер (для правителя или для узких кругов власть имущих лиц), но должна быть завуалирована и „упакована” в какую-либо общественную мысль или идеологию, к примеру: желание вернуть этнические территории разделенного на два государства народа, путем завоевания одного из государств другим (напр. Северная и Южная Корея в середине XXв.).
Относительно современными примерами таких идеологий могут являться некоторые диктаторские режимы начала-середины XXв.
Эти режимы пришили в свои разваленные Первой Мировой войной и её последствиями, смогли навести свой порядок, которого так не хватало.
Где-то, по заветам Муссолини, строились «тотальные государства», в других странах возвышались «диктатуры пролетариата» по Марксу и Ленину, а позже уже и по декалям сталинизма.
Понятие неба в трактате включает в себя: погодные условия до и после битвы; сезон или время года в которые происходят боевые действия; климат местности.
Примером пренебрежения сего пункта могут являться танские (от названия китайской династии Тан) подавления восстаний на землях проживания вьетов: китайские масштабные армии помимо того, что не могли сопротивляться партизанскому методу ведения войны, так и не были приспособлены к местному климату и отсутствию должной инфраструктуры для передвижения армий больших масштабов.
В понятие фактора «Земля» включены: рельеф региона; отдаленность вражеских владений от владений союзных; инфраструктура региона и в принципе её наличие.
Примером является то же подавление вьетских восстаний: крупные армии не могли передвигаться по мало цивилизованной земли со слабой инфраструктурой, ко всему прочему поросшему непролазными джунглями.
Конец 1-ой пилотной части.
И сразу с самого начала
Со старта вселяет уверенность в высоком публицистическом и философском умениях автора.
«Война – это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.»
Неувядающая классика военного искусства.
Доспех ассирийского воина нашли в китайской могиле
Археологи обнаружили самую полную и древнюю в Евразии кожаную чешуйчатую «броню»
«Ассирийские всадники в чешуйчатых доспехах. Барельеф из дворца Ашшурбанапала в Нимруде, сейчас находится в Британском музее»
Никто не может точно сказать, когда появились первые доспехи. Скорее всего, это произошло в глубоко доисторический период — желание защитить свое тело в бою или на охоте от хищника вполне естественно. Ученые предполагают, что первым доспехом была наброшенная на спину шкура животного: нечто подобное применял Геракл, а позже — германские племена.
Постепенно типы защиты менялись, доспехи становились сложнее. Развитие средств индивидуальной защиты в обществах шло по-разному. Некоторые образцы выглядят очень странно с точки зрения нашего современника: например, китайские доспехи, сделанные из прессованной бумаги. Но, несмотря на такой непривычный материал, эти доспехи, судя по источникам, выдерживали попадание стрелы, и только появление арбалетов сделало их устаревшими.
Первое тысячелетие до нашей эры — эпоха войн, а значит, время быстрого развития и импорта военных технологий. В том числе в области средств индивидуальной защиты. В могильнике Янхай на северо-западе Китая (регион вошел в его состав всего несколько веков назад) археологи обнаружили совершенно нетипичный для этой местности доспех, изготовленный из множества кожаных чешуек. Датировка с помощью радиоуглеродного метода дала довольно большой разброс — 786-543 годы до нашей эры. Доспех нашли в могиле мужчины, умершего в возрасте около 30 лет. Результаты исследования изложены в работе, опубликованной в журнале Quaternary International.
Доспех состоял более чем из пяти тысяч чешуек трех типов (слегка разной формы), соединенных между собой кожаными шнурками. По форме это жилет с недлинной юбкой, защищающий в основном переднюю часть туловища, бедра, левую сторону и нижнюю часть спины. Его можно надеть быстро и без помощи другого человека. Конструкция доспеха подходит людям разного роста, так как ширину и высоту можно регулировать с помощью лямок. Это относительно легкая, высокоэффективная защитная одежда одного размера для солдат хорошо организованной армии.
Вообще, первое установленное применение боевых колесниц относится к синташтинской культуре (4100 лет назад, степи Южного Урала и Зауралья). Но к первому тысячелетию эта практика уже распространена в Евразии, поэтому сам факт того, что умерший когда-то воевал на колеснице, нам ничего не говорит о том, кто он такой. А вот его доспех гораздо интереснее.
Дело в том, что ламеллярные (чешуйчатые) доспехи появились в Древней Месопотамии. Чешуйки изготавливали из меди, позже — из бронзы. Такая защита нужна была именно для всадников и возниц боевых колесниц, которые в бою возвышались над пехотой и были поэтому особо уязвимы, при этом считались высококвалифицированными и ценными воинами. В итоге чешуйчатые доспехи распространились широко: их находят в Египте, Ливане, Израиле, Сирии, Ираке, Армении, Малой Азии и Иране и датируют с XVIII по VII век до нашей эры.
Но и весили медные или бронзовые чешуи прилично (примерно как сплошной рыцарский доспех XV века). Кожаный ламелляр — отличное решение в такой ситуации. Проблема в том, что кожа — не самый сохранный материал. Мы знаем из источников, что такие доспехи были, но материальные свидетельства встречаются археологам крайне редко. Могильник Янхай находится в Синьцзяне, там очень сухой климат, поэтому кожа и сохранилась. На сегодня это самый полный и древний из найденных кожаных ламелляров.
При этом доспех совершенно нехарактерен для Китая любого периода. Зато практически такую защиту мы видим на барельефах Ниневии, а также на фресках в Египте, на которых изображены ассирийские воины.
Как уже сказано выше, доспех явно стандартизированный, а не сделанный по индивидуальным размерам. Такая степень стандартизации военного снаряжения в ассирийской армии появляется только после реформ Синаххериба (годы правления — 705-681 до нашей эры). Но полностью реформы завершены только при Ашшурбанапале — последнем великом царе Ассирии, правившем примерно в 669-627 годах до нашей эры.
Был ли сам владелец янхайского доспеха одним из иностранных солдат на ассирийской службе, который был экипирован ассирийским снаряжением и привез его домой, или он захватил доспех у кого-то другого — сказать сложно. Но в любом случае такая находка стала одним из редких фактических доказательств передачи военных технологий между Западом и Востоком на Евразийском континенте в начале первого тысячелетия до нашей эры.
Усыпальница Хо Цюйбина
В результате одержанных побед хуннская опасность была значительно ослаблена, была захвачена богатая добыча, отвоеванная территория Ганьсу стала плацдармом для дальнейших войн китайцев за обладание «Великим Шелковым путем», хунны были вынуждены отступить в пустыню Гоби. В этот период империя Хань применяет политику переселения бывших врагов на приграничные территории с целью использования изъявивших покорность кочевников в борьбе с внешними врагами.
Хо Цюйбин умер во время очередного похода, сражённый внезапной болезнью (скорее всего, чумой), и его кончина настолько потрясла У-ди, что тот лично замыслил воздвигнуть в память о своём любимце этот необычный погребальный памятник, который должен был, якобы, символизировать гору Цилянь, возле которой Хо Цюйбин одержал одну из самых громких своих побед (или, по другим версиям, скончался от болезни). Очевидно, во всех подобных повествованиях о генерале Хо Цюйбине история создания его погребального ансамбля и, следовательно, возникновение традиции китайской погребальной монументальной скульптуры приписывается замыслам и художественному воображению лично У-ди. Погребение Хо Цюйбина и усыпальница У-ди входят в единый погребальный комплекс “Маолин”.
Лошадь, попирающая сюнну
Скульптурная композиция, изображающая лошадь, попирающую поверженного хунна, расположена с правой стороны от дороги духов, перед могильным холмом. Скульптура высечена из светло-серого камня. Лошадь изображена стоящей, незаседланной и невзнузданной. У нее короткие ноги с крупными копытами, вытянутое туловище, короткая шея, крупная голова и длинный хвост. На теле и ногах выделена мускулатура.
Поверженный хунн изображен лежащим на спине, под животом у лошади. Хунн изображен с непропорционально большим животом, согнутыми в локтях руками и в коленях ногами. В руках у него, скорее всего, лук и стрела.
Другие изображения животных
Загадочность мемориала усугубляется и тем обстоятельством, что, судя по имеющимся археологическим материалам, в предшествовавшей ему древнекитайской погребальной обрядности отсутствовала практика исполнения надземной каменной скульптуры, и, следовательно, при создании данного ансамбля могли быть использованы чужеземные по происхождению художественные и культовые традиции (есть определенное сходство со скульптурами Ассирии, Вавилона и т.д.).
По мнению некоторых исследователей, необычность изображений скульптур вокруг мавзолея Хо Цюйбина, не находящая аналогов в предшествующем и последующем искусстве (уже были изготовлены гораздо более реалистичные «терракотовые воины» Цинь Шихуанди) можно объяснить загадками происхождения Хо Цюйбина. По мнению исследователя М.Кравцовой, мать юного генерала могла происходить из знати индоевропейского племени юэчжи (бывшего давним врагом хунну), которые бежали на территорию Хань. Значительное внимание погребению генерала уделено в статье С.Г. Кляшторного и Д.Г. Савинова, посвященной анализу пазырыкских сбруйных антропоморфных подвесных блях, которые авторы считают важным свидетельством хунно-юэчжийских войн. По их мнению, данный «убедительный иконографический материал» находит точные аналогии в облике пазырыкских антропоморфных личин. И на китайской скульптуре, и на пазырыкских бляхах у изображенных персонажей выделяются одни и те же характерные признаки монголоидности: выдающиеся скулы, низкий лоб, толстые губы, короткий приплюснутый нос, борода и торчащие вверх жестокие прямые волосы. Следовательно, погребальный памятник Хо Цюйбина мог воспроизводить усыпальницы вождей юэчжи, воспоминания о которых, равно как и подлинные юэчжиские вещи, сохранялись в этом семействе.
По другой версии, родиной Хо Цюйбина является нынешняя провинция Шаньси, куда переселяли принявших китайское подданство варваров, хунну в том числе. Значительная часть из них служила при дворе У-ди, например Цзинь Миди (сын хуннского правителя). Многолетний регент при наследника У-ди по имени Хо Гуан был сводным братом Хо Цюйбина, точное происхождение его неизвестно. Исходя из этих данных, Хо Цюйбин может предстать перед нами не как удачливый китайский юноша, а представитель эмигрантских кругов хуннской аристократии, которому без особого сопротивления покорялись хуннские войска. Хо Цюйбин и его дядя Вэй Цин вообще одни из немногих китайских полководцев, побеждавших хуннов.
М.Е. Кравцова О генерале Хо Цюйбине и истории возникновения в Китае традиции каменной монументальной скульптуры.
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Пазырыкская узда. К предыстории хунно-юэчжийских войн
Л.Н.Гумилев. Хунно-китайская война III-II вв. до н.э.
П.П. Азбелев К атрибуции изваяний с кургана Хо Цюйбина.
Ли Линжун — единственная в истории чернокожая жена китайского императора
Ли Линжун жила во время династии Восточная Цзинь (317—420). Была ли Ли Линжун африканкой, трудно сказать. В исторических записях скудно описана её жизнь, и без воспоминаний прошлого современникам тяжело разобраться в судьбе Ли Линжун.
По редким упоминаниям о чернокожей жене императора можно попробовать приподнять завесу тайны. Вот что говорится в «Истории династии Цзинь»: «Ли Линжун была высокой и чернокожей. При дворе её все называли Кунь Лунь» (эвфемизм для «иноземца с юга»).
К тому же у неё имелись несколько специфических черт, которые отсутствовали у жителей Центральной равнины Китая: она была рослая и крупная, кожа у неё чёрная, а волосы курчавые. При дворе её называли куньлуньской рабыней.
Опять же, согласно историческим записям, куньлуньские рабы происходили из мест южнее страны Лин-и. Согласно исследованию, которое проводилось последующими поколениями, под словами «южнее страны Лин-и» могла иметься в виду Индия, Ближний Восток, а ещё южнее — Чёрная Африка.
Мольбы Сыма Юя о ниспослании ему сына
Но как же Ли Линжун с такой внешностью стала наложницей императора? Расскажем всё с самого начала. В Древнем Китае при дворе у императора имелись бесчисленные жёны и наложницы. В жилах одной из них текла африканская кровь — это была героиня нашего рассказа.
Когда Сыма Юй ещё не стал императором, а был ваном [титул, равнозначный князю], Ли Линжун служила при дворе служанкой и занималась чёрной работой. В те времена у Сыма Юя до этого уже было трое сыновей, но все они рано умерли. После этого никто из наложниц из гарема императора больше никого не рожал. Сыма Юй давно уже перевалило за тридцать лет, а детей не было, и он тревожился, что нет наследника. Во дворец опять набрали много женщин. Однако пролетели годы, а сына у него так и не появилось.
Как гласит китайская пословица, «из трёх видов проявления неуважения к родителям бездетность — самое большое». Сыма Юй отчаянно хотел сына.
В то время кто-то порекомендовал ему искуснейшего гадателя-физиогномиста. Поговаривали, что этот физиогномист с одного взгляда на женщину мог определить, детей какого пола эта женщина может родить. Поэтому Сыма Юй без колебаний возжёг ароматические свечи ради рождения наследника и передал физиогномисту задачу по поводу продолжения рода.
Возвышение Ли Линжун
Физиогномист осмотрел всех наложниц Сыма Юя и осчастливленных им дворцовых служанок и признал, что ни одна из них не может родить вану сына. Но Сыма Юй не сдался и приказал ему продолжить поиски.
Физиогномист расширил диапазон поиска до всех женщин во дворце вана и в конце концов обнаружил Ли Линжун.
Он остановил свой выбор на ней. Пожилой дворцовый слуга ему сказал: «Эта женщина — куньлуньская рабыня. Её продали во дворец ещё ребёнком, и она здесь прядёт и ткёт. И никто не знает, откуда она родом».
Во внешности Ли Линжун узнавались все черты человека африканского происхождения. На взгляд современных людей, в её наружности есть своя прелесть, а в те времена китайцы считали её безобразной. Сыма Юй тяготило то, что физиогномист нашёл ему наложницу из «куньлуньских рабов». Но поскольку это касалось великого дела обретения наследника, продолжения рода, он всё-таки скрепя сердце вызвал Ли Линжун в свои покои.
Вскоре девушка забеременела. Ли Линжун рассказывала другим женщинам, что как-то во сне увидела двух драконов [древние китайцы считали их символом будущего императора], которые положили ей голову на колени, а в живот залетели солнце и луна, и она считает это добрым предзнаменованием. Сыма Юй тоже это услышал и удивился.
Спустя положенное время Ли Линжун по очереди родила двоих сыновей и одну дочь. После этого она стала пользоваться высоким авторитетом и уважением.
В первый год периода Повсеместного порядка (371 г.) 51-летний Сыма Юй вступил на престол и стал императором под именем Цзяньвэнь-ди, а Ли Линжун он пожаловал титул добродетельной супруги императора. Поскольку Сыма Юй не успел объявить её императрицей, Ли Линжун фактически осталась главной наложницей гарема.
Два года спустя Сыма Юй скончался. Престол унаследовал 10-летний Сыма Яо под именем Сяо-у-ди. Статус его матери Ли Линжун становился всё весомее вплоть до того, когда ей пожаловали титул хуантайфэй [мать императора, которая раньше не была императрицей], у которой почётный караул, одежда и украшения такие же, как у императрицы-матери.
Второй сын Ли Линжун Сыма Даоцзы 20 лет спустя написал своему старшему брату-императору письмо, в котором убеждал его пожаловать матушке титул императрицы-матери. Сыма Яо послушался совета брата, и вскоре к Ли Линжун стали обращаться «императрица-мать». После смерти Сыма Яо престол унаследовал его сын Сыма Дэцзун, который стал называть Ли императрицей-бабушкой.
Вот так «некрасивая» иноземка Ли Линжун благодаря неожиданному шансу преобразилась и стала женой императора. Она родила сына, избежала участи быть брошенной женой в сложном и переменчивом императорском гареме. Особенно благодаря тому, что её сыну и внуку посчастливилось унаследовать трон, во второй половине жизни Ли Линжун жилось всё лучше — редкое явление среди императорских жён.
Советник монгольских ханов
Кидани — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. Академик В.В. Бартольд относил киданей к «тунгусскому происхождению с примесью некоторых монгольских элементов»
Ляо или по-монгольски Хятан — государство киданей, которое занимало просторы Северо-Восточного Китая с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до мятежа чжурчжэней в 1125 году. Столицы — Шанцзин (верховная, ныне Хуэйнинфу), Ляоян (восточная), Датун (западная), Наньцзин (южная, в районе современного Пекина). Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани».
Однако потом кидани проиграли своим соседям – чжурчженям (предкам маньчжур), и те сменили их в гегемонии над северным Китаем. Род правителей Елюй утратил свой привилегированный статус, и Елюи стали чиновниками на службе чжурчженьской Золотой империи – Цзинь.
В 1212 году, после вхождения войск Чингисхана на территорию империи Цзинь, кидане присоединились к монголам.
Когда Чингисхан первый раз увидел наследника прежней киданьской династии Елюй-Чуцая (1189–1243) весной 1218 года, он был поражен: его высокий рост, длинная борода и зычный голос очень понравились монгольскому завоевателю.
Чингисхан, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев с чжурчженями, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингисхана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву в верности, служили им. Разве можно враждовать с государями, будучи их подданными?!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода») и стал выдающимся государственным деятелем Монгольской империи. Помимо политической деятельности, Елюй Чуцай известен как ученый, врач, поэт, музыкант, историк, философ, буддист и конфуцианец.
Елюй Чуцай консультировал Чингисхана, основываясь на наблюдениях за светилами, помогал выбирать время и место закладки столицы – Каракорума, начала и окончания военных кампаний, составлял монгольский календарь, писал и переводил книги, чертил карты, открывал школы и академии (истории, медицины, астрологии), оставил после себя множество рукописных творений по истории, астрологии, медицине и земледелию.
Джон Мэн охарактеризовал его так: «Дело его всей жизни – помочь Небесам, остановившим свой выбор на данном правителе, преобразовать варварство и невежество в добродетель и мудрость».
Елюй Чуцай наставлял государя: «Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно» Н.Я. Бичурин констатирует: «Елюй Чуцай имел высочайшее дарование и далеко превосходил прочих… В распоряжениях правительства можно приметить две или три десятых доли его трудов; и если бы не было тогда Елюй Чуцая, то неизвестно, что бы последовало с родом человеческим». Надо помнить, что Чингисхан и Угедэй серьезно задумывались о том, чтобы полностью истребить китайцев и заступничество Елюй Чуцая помогло изменить их планы.
К числу выдающихся новаторских идей Елюй Чуцая принадлежат:
– впервые в мире ввёл в торговый оборот бумажные деньги: «Во второй месяц (1236 г.) монголы в первый раз ввели ассигнации, названные Цзяо-чао». По представлению Елюй Чуцая, их выпущено на 10 тысяч малых слитков (на 50 тысяч унций серебра)
– разработал и внедрил в государственном масштабе подати и пошлины: сколько собирать с крестьян в зависимости от качества и количества обрабатываемых земель;
– произвёл перепись населения, по которой оказалось 1 040 000 семейств или домов (включая империю Цзинь);
– утвердил порядок развоза государственных указов по всей Империи (почтовая служба);
– широко и повсеместно привлекал к государственной службе грамотных и умных граждан;
– организовал школы для сыновей китайских и монгольских чиновников;
– учреждено Историческое общество.
Так благодаря привлечению к управлению Елюй Чуцая и других учёных монголы превратились из грабителей в правителей.
При Угедэе, сыне Чингисхана, китаец фактически управлял империей, и ему удалось отобрать у монгольских военачальников прерогативу наложения наказаний, назначения судей и сбора налогов на нужды казначейства. Его сообразительность и невозмутимое мужество нравились завоевателям-язычникам, а он знал, как на них влиять. Угедэй злоупотреблял вином, а у Елюй Чуцая был резон желать, чтобы он жил как можно дольше. Возражения никак не действовали на хана, и китаец принес ему железную вазу, в которой некоторое время хранилось вино. От вина края сосуда заржавели.
«Если вино, – сказал он, – так разъело железо, суди сам, что оно сделало с твоим кишечником».
Угедэй был потрясен этой наглядной демонстрацией и стал меньше пить, но все же пьянство стало истинной причиной его смерти.
Во 2-й половине 1230-х годов раздача Угедэем под давлением монгольской знати значительной части территории и населения Северного Китая в уделы (фэнь да) своим родичам и военной верхушке фактически подорвала систему управления, созданную Елюем Чуцаем.
В 1261 г. прах Елюй Чуцая был перезахоронен его младшим сыном Елюй Чжу (вице-канцлером хана Хубилая) на горе долголетия в парке при императорском дворце в Ханбалыке (Пекин).
В честь канцлера там был построен храм, в котором стояли мраморные статуи его и жены.
В 1751 г. по повелению императора Китая Цянь Луня (завоевавшего Джунгарию и Кашгарию) на его могиле сооружен новый храм и поставлен каменный памятник с надписью.
Англичанин Джон Мэн даёт перевод этой надписи: «Хотя мы родились в разных династиях, я уважаю его за ясность перед своим императором. Я сам император, надеюсь, мои министры берут с него пример». Несмотря на разрушение в 1860 году англо-французскими войсками Старого Летнего дворца (Юаньминъюань), этот памятник сохранился по сей день.
Правда ли, что макароны в Италию из Китая привёз Марко Поло?
Во многих источниках можно прочитать о том, что своим появлением в Италии паста обязана знаменитому венецианскому путешественнику, который познакомился с ней в Поднебесной империи. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: нет, неправда)
Вот что сообщает нам сайт центра итальянской культуры «Беллингва»: «Многие думают, что спагетти изобрели итальянцы. Однако это не совсем так! Итальянский путешественник Марко Поло в 1295 году привёз сухую и хорошо хранившуюся длинную лапшу из Китая. В своей «Книге чудес» он описывает её как одну из восточных диковин. Итальянцам это блюдо так понравилось, что сразу же началась активная творческая деятельность по придумыванию всё новых видов такой лапши. Нет сомнения, что огромное разнообразие пасты – итальянское изобретение, но мучные изделия подобного типа были известны задолго до Марко Поло у многих народов Азии и Африки».
Аналогичную информацию можно прочитать в таких изданиях, как «Новейшая книга фактов», «Кулинарная энциклопедия», «Собкор КГБ: записки разведчика и журналиста», журнал «Знание — сила», и во многих других источниках.
Паста — один из символов Италии. Сегодня существуют десятки разновидностей этого кулинарного изделия, носящих замысловатые итальянские названия, которые иностранцам очень легко перепутать — ну как отличить каватаппи от кавателли? Однако это вовсе не говорит о том, что паста была в Италии всегда. С другой стороны, упоминание Марко Поло в подобных историях сразу может вызвать недоверие. Ведь венецианец — личность полулегендарная. Существует множество теорий, авторы которых утверждают, что Марко Поло никогда не был в Китае, а свои путевые рассказы придумал по мотивам популярных легенд. Тем не менее современные исследования показывают, что венецианский купец, скорее всего, честно излагал то, что видел сам и о чём ему рассказывали в его длительных поездках. Вопрос в том, насколько правдивы были некоторые услышанные им сведения. В любом случае история с макаронами требует отдельного внимания.
Необходимо отметить, что сам Марко Поло ничего не писал и не издавал. «Книга чудес света» (также известная как «Книга о разнообразии мира») о путешествиях венецианца на Восток в 1276–1295 годах основана на его рассказах, которые услышал и записал литератор Рустикелло (Рустичиано) из Пизы, сосед Марко Поло по генуэзской тюрьме. «Путешествия» состоят из четырёх частей. Первая описывает территории Ближнего Востока и Центральной Азии, вторая — Китай и двор хана Хубилая. В третьей части говорится о приморских странах: Японии, Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и восточном побережье Африки. В четвёртой описываются некоторые войны между монголами и их северными соседями. Но даже эти пересказы дошли до нас не в оригинальном виде — известно около 150 редакций эпохальной книги.
И если попробовать найти в китайской части «Книги чудес света» сведения об изделиях, хоть немного напоминающих макароны, то ничего не выйдет. А вот в другой книге, где описывается суматранское государство Фансур (ныне территория Индонезии), сказано:
«Здесь нет ни пшеницы, ни других хлебов; люди едят рис да молоко; есть у них и то древесное [пальмовое] вино, о котором я уже говорил. Вот ещё о какой диковине нужно упомянуть: в этом царстве есть мука из дерев. Добывают её вот как: есть тут особенные, большие и толстые деревья, и полны они муки. Кора у них тонкая, а внутри одна мука; из неё они делают вкусное тесто. Много раз мы его пробовали и ели».
Это цитата из более раннего манускрипта, записанного на старофранцузском — языке межнационального общения в Южной Европе в те годы. В более позднем манускрипте, который в 1556 году издал венецианец Джованни Рамузио, есть также дополнение:
«Если удалить первую кору, тонкую, доходишь до древесины толщиною в три дюйма, а сердцевина вся наполнена мукой, как у carvolo (плод дерева, дающий мучнистое вещество. — Прим. ред.). Деревья так толсты, что их могут обхватить только два человека. Жители кладут ту муку в кадки, наполненные водой, и мешают воду палкой; тогда отруби и прочие нечистоты всплывают на поверхность, а чистая мука опускается на дно. Потом воду выливают, а чистую муку берут и делают из неё печенья и разного рода пирожки. Господин Марко много раз ел их и привёз с собой в Венецию; они по виду и по вкусу походят на ячменный хлеб».
Растение, о котором идёт речь, известно как саговая пальма. Крупа, получаемая из его ствола, довольно популярна в Азии и используется для приготовления самых разных блюд. Вот только «печенья и разного рода пирожки», о которых сообщается в манускрипте Рамузио, не очень похожи на макароны.
Откуда же тогда взялись упоминания пасты? Оказывается, если заглянуть в италоязычные издания мемуаров Марко Поло, то слово pasta встретится нам неоднократно. Дело в том, что изначально в итальянском языке оно обозначало густую кашеобразную массу, а также тесто. Поэтому вышеприведённое упоминание муки, из которой «делают вкусное тесто», – пример корректного перевода. А вот блюдо под названием «паста» Марко Поло в ранних манускриптах, как считают учёные, не упоминает, хотя в ряде английских переводов XIX века это слово передано без изменений — pasta.
Кроме того, если бы даже Марко Поло упоминал пасту как блюдо (некоторые источники также приводят слово lagana — старинное обозначение прототипа то ли лазаньи, то ли макарон тальятелле), то это означало бы, что он уже был знаком с этими кушаньями и их названиями в Италии. Тогда версия с плагиатом пасты у китайцев выглядит тем более абсурдно.
И действительно, имеется немало свидетельств распространённости макарон на Апеннинах задолго до возвращения Марко Поло из Азии. В этрусской гробнице IV века до н. э. были найдены приспособления, поразительно напоминающие те, что используются для изготовления макарон. Макароноподобное изделие описывается в кулинарной книге Аппикуса — римского повара, жившего в I веке н. э. при императоре Тиберии. Знаменитый арабский путешественник XII века аль-Идриси, рассказывая о своём посещении Италии, упоминает блюдо itriya («полоска»), которое и в наши дни используется для обозначения спагетти на сицилийском диалекте.
Дошли до нас и юридические документы. Согласно одной бумаге, датированной 2 августа 1244 года, бергамский врач Руджеро ди Брука обязуется на основании акта, составленного нотариусом Джануино де Бредоно, вылечить пациента от болезни ротовой полости. Пациент, в свою очередь, обязуется не употреблять определённые продукты, среди которых упоминается «гладкая паста». Также до нас дошло составленное 4 февраля 1279 года в Генуе завещание некоего Понцио Бастоне, который, среди прочего, оставил наследникам корзину, полную макарон (очевидно, сушёных). Таким образом, Марко Поло никак не мог познакомить жителей Апеннин с пастой или её аналогами — они уже давно были популярны на его родине. Хоть это и не отменяет того факта, что аналог макарон мог быть известен в Китае ещё до этрусков, как показывают раскопки.
Иллюстрация из трактата XIV века, изображающая два этапа изготовления пасты
Что до причин распространения легенды о Марко Поло, привозящем макароны в Европу, то, согласно одной из теорий, в этом отчасти виноват американский журнал The Macaroni Journal. В октябрьском номере (стр. 32) этого издания в 1929 году была напечатана история о моряке с корабля Марко Поло по фамилии Спагетти, который подсмотрел, как жители побережья Китая готовят диковинное для него блюдо. История была абсолютно выдуманной, но, похоже, оставила свой след в информационном поле.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Немного о событиях фильма «Восемь сотен»
Автор: Владимир Вольф.
Октябрь 1937 года. Китайская армия, проиграв битву за Шанхай, начала выводить из города свои войска. Чан Кайши в преддверии международной конференции, на которой должны были осудить японских агрессоров и принять решение о поддержке Китая, приказал оставить в одном из укрепленных пунктов 88 дивизию. Она должна была прикрывать отход основных сил и показать всему миру, что Китай способен биться до конца. Командующий отступающими китайскими войсками Гу Джутун когда-то был командиром этой дивизии. Понимая, что остающиеся по существу становятся смертниками и количество войск особой роли не играет, он решил оставить полк. Командир дивизии Сунь решил, что и этого будет много, и распорядился оставить только один усиленный батальон, в состав которого входило немалое число недавно набранных в армию крестьян. 26 октября батальон под командованием Се Цзиньюаня занял здание склада Сыхан. Склад был построен четырьмя китайскими банками для хранения денег и ценностей и имел очень толстые стены.
Се Цзиньюан, командир обороны склада Сыхан
Перед этим в складе располагался штаб 88 дивизии, и в нем осталось много продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Еще одним достоинством склада Сыхан было то, что он располагался у реки, на другом берегу которой находилась международная концессия, контролировавшаяся англичанами. Не желая ссориться с мировым сообществом и понимая, что это может привести к жертвам среди иностранцев, японцы отказались от использования корабельной артиллерии и авиации. В одном из интервью китайским журналистам занявший склад Се Цзиньюан на вопрос,сколько их, сказал, что 800 человек. Хотя на самом деле китайцев было чуть более 400.
27 октября 1937 года началась четырехдневная оборона склада Сыхан, которую позже назовут «героической». Именно этому событию посвящен китайский фильм «Восемь сотен», вышедший в 2020 году и ставший вторым по кассовым сборам в мире. Это действительно очень сильное патриотическое кино, когда начинаешь сопереживать защитникам другой страны. Несмотря на обычную для кинематографистов вольность в трактовке исторических событий, фильм стоит посмотреть.
Горящий склад Сыхан с развевающимся на нем китайским флагом
Автор: Владимир Вольф.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Правда ли, что Архимед сжёг римские корабли с помощью зеркал?
Согласно популярной исторической легенде, знаменитый древнегреческий учёный встал на защиту родных Сиракуз и создал систему зеркал, благодаря которой лучи солнца воспламеняли корпуса римских военных кораблей. Мы проверили источники этого мифа и рассказали о попытках повторить изобретение Архимеда.
(Спойлер для ЛЛ: скорее всего, это всего лишь легенда. Но многовековая история её проверок довольно занимательна)
Осада Сиракуз римской армией длилась около двух лет (214–212 годы до н. э.) и завершилась захватом древнегреческого порта. Архимед, согласно ряду источников, участвовавший в обороне родного города, был убит римским солдатом после осады.
В дошедших до нас работах античных историков времён Архимеда нет упоминания его зеркал. В трёх знаменитых описаниях штурма Сиракуз — Полибия (II век до н. э.), Тита Ливия (I век до н. э.) и Плутарха (I век н. э.) — применение огня не фигурирует вовсе. Плутарх упоминает оборонительные машины, спроектированные Архимедом, но речь у него идёт о метании камней и стрел. А вот греческий сатирик Лукиан сообщает, что Архимед «при помощи своего искусства сжёг неприятельские корабли». Ему вторит и римский врач Гален: «Говорят, и Архимед поджёг триремы врага зажигательными зеркалами». Оба автора жили во II веке н. э., когда легенда о зеркалах, по-видимому, обрела большую популярность.
Описание зеркальной конструкции сохранилось в двух вольных византийских пересказах не дошедшей до нас части «Римской истории» Диодора Сицилийского — историка I века до н. э.
1. «Архимед. самым невероятным образом сжёг римский флот. Направив особого рода зеркало на Солнце, он собрал пучки его лучей и, благодаря толщине и гладкости зеркала, сумел зажечь солнечным светом воздух так, что возникло колоссальное пламя. Он направил лучи на стоявшие на якоре корабли, и они сгорели дотла».
2. «Когда Марцелл убрал корабли на расстояние, превышающее полёт стрелы, старик соорудил особое шестиугольное зеркало; на расстоянии, пропорциональном размеру зеркала, он расположил похожие четырёхугольные зеркала, которые можно было перемещать с помощью специальных рычагов и шарниров. Зеркало он обратил к полуденному солнцу — зимнему или летнему, — и, когда пучки лучей отразились в нём, огромное пламя вспыхнуло на кораблях и с расстояния полёта стрелы превратило их в пепел».
Позднее византийский учёный VI века Анфимий из Тралл разработал и даже, согласно ряду источников, соорудил систему из 24 зажигательных зеркал. Однако нет никаких оснований считать, что зеркала Анфимия были тождественны зеркалам Архимеда, если последние вообще существовали.
В Новое время одну из первых попыток реализовать систему Анфимия предпринял немецкий математик и филолог Афанасий Кирхер. В изданном в 1646 году трактате «Великое искусство света и тени» он сообщает, что попробовал совместить отражение солнца от пяти плоских зеркал и получил значительный нагрев, хотя и недостаточный для зажигания дерева. Тут нужно уточнить, что Архимед, по мнению Кирхера, должен был применить пучок сконцентрированных лучей, якобы способных зажигать дерево на любом расстоянии.
Вот только ещё за 40 лет до публикации Кирхера известный французский математик Рене Декарт в своей «Диоптрике» доказал, что свести солнечные лучи в одну точку, также как и создать параллельный пучок жгущих лучей, невозможно.
«Зажигательное зеркало, диаметр которого меньше, чем сотая часть расстояния между ним и местом, где сосредоточиваются солнечные лучи… даже, если бы оно было отшлифовано ангелом, не может… нагреть то место больше, чем лучи, излучаемые непосредственно солнцем, — пишет Декарт. — Только люди, не слишком сведущие в оптике, убеждены в реальности многих небылиц; эти зеркала, с помощью которых Архимед якобы сжёг издали корабли, либо были чрезвычайно велики, либо, что вероятнее, вовсе не существовали».
Век спустя к этой теме обратился знаменитый естествоиспытатель Жорж-Луи Бюффон. В своём труде «Изобретение зеркал для воспламенения предметов на больших расстояниях» он рассказал о серии экспериментов, в которых ему удалось добиться определённого успеха — вплоть до поджигания еловой просмолённой доски на расстоянии 150 футов (45 м) при помощи 128 зеркал.
Опыты Бюффона, достаточно влиятельного учёного своего времени, возродили угасший было интерес к истории о зеркалах Архимеда. И вот в конце XX — начале XXI веков представители современной науки решили дать свой ответ на волнующий многие поколения вопрос.
В работе «Размышления о «горящих зеркалах Архимеда»», опубликованной в 1992 году в «Европейском физическом журнале», учёные Миллс и Клифт подсчитали: чтобы просто заставить тлеть древесину на расстоянии 50 м, потребуется 440 плоских зеркал площадью 1 м2 каждое. Однако и в этом случае тлеющее дерево можно легко потушить, окатив его солёной водой. Учёные усомнились в том, что в 214 году до н. э. на Сицилии могло быть произведено, идеально отшлифовано и эффективно использовано целых 440 зеркал, притом что это был редкий и дефицитный товар во времена Античности.
Три эскиза Леонардо да Винчи
В октябре 2005 года группа студентов Массачусетского технологического института провела эксперимент с макетом деревянного корабля на расстоянии около 100 футов (30 м). Пламя удалось вызвать с большим трудом — только после того, как небо стало безоблачным, а корабль оставался неподвижным около десяти минут. Позднее те же люди повторили эксперимент для знаменитого телешоу Mythbusters, использовав в качестве мишени деревянную рыбацкую лодку в Сан-Франциско. И снова в конце концов удалось добиться обугливания и небольшого пламени. Однако в итоге эксперимент попал в категорию «провалившиеся» по ряду причин, а именно:
И снова в конце концов удалось добиться обугливания и небольшого пламени. Однако в итоге эксперимент попал в категорию «провалившиеся» по ряду причин, а именно:
1) Сиракузы, в которых происходит действие легенды, смотрят на восток. Поэтому их жители не могли воспользоваться наиболее интенсивными полуденными лучами, вместо этого полагаясь на менее мощные утренние лучи.
2) «Зеркала Архимеда» бесполезны в хоть немного облачную погоду.
3) Скорее всего, вражеские корабли находились в движении, поэтому зеркала приходилось ежесекундно перефокусировать.
4) Ни огонь, ни зеркала ещё долго не упоминались в исторических источниках при описании битвы.
5) Для поджога судов потребовалось бы огромное по тем временам количество зеркал и вспомогательных средств.
Команда MythBusters пришла к выводу, что гораздо эффективнее было бы использовать обычные горящие стрелы или аналоги «коктейля Молотова». Необходимо отметить, что это была уже вторая попытка создателей программы подтвердить миф, однако и первая в своё время провалилась.
В 2010 году президент США Барак Обама призвал создателей шоу провести уже третий эксперимент. На этот раз 500 школьников попытались сфокусировать зеркала на парусе макета римского корабля, находившегося на расстоянии 120 м от них. Однако парус так и не смог достичь температуры 210 °C, необходимой для воспламенения. В передаче решили, что основным эффектом зеркал могло стать разве что ослепление или отвлечение экипажа корабля.
Таким образом, как большинство современных экспериментов (требующих соблюдения целого ряда условий), так и отсутствие сведений о зеркалах Архимеда в наиболее древних источниках об осаде Сиракуз говорят об одном: скорее всего, эта легенда не имеет под собой реальных оснований.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Ещё один русско-японский союз
Автор: Роман Воронов.
Лет семь назад в куче мест активно форсилась фотка девушки, якобы являвшейся дочерью русского и японки.
Девушка действительно милая, правда, никакая не полукровка, но речь сегодня не о ней. Речь о другом союзе русского и японки, гораздо более противоестественном, но реально имевшем место, да ещё и под контролем китайских товарищей.
Автор: Роман Воронов.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Мы будем с тобой торговать и тебе это понравится
Аналогия с опиумом неслучайна. Китайцы и тут оказались впереди планеты всей. В 2010 году был создан АлиЭкспресс. Создатели площадки, Алибаба групп, уже имели онлайн-площадку для оптовой торговли. Новая же платформа создавалась как розничная. Как для мелких перекупщиков, так и для торговли с частными лицами. Местные высоко оценили новый сервис. За рубеж ресурс также прорвался довольно быстро. Настолько быстро, что платформа насчитывала 800 тысяч пользователей спустя всего два года со дня основания. А спустя ещё два года, в 2014, Алишка была признана самым популярным интернет-магазином в России. На сегодняшний день Алибаба групп обеспечивает 80% всего электронного оборота Китая.
Алиэкспресс не смог бы встать на ноги, если он не был бы частью Алибабы. Это проект компании, уже имевшей статус как внутри Китая, так и во всём остальном мире. Алибаба — это гигант китайского бизнеса. Кроме онлайн-площадок у них есть собственная банковская система Alipay. Да-да, та самая, с социальным рейтингом. Но и это ещё не всё. Они занимаются логистикой, инвестициями, облачными вычислениями. У них в наличии массмедиа и развлекательные активы. Ну и оффлайн-магазины, конечно же. В общем и целом Алибаба групп включает в себя около 700 дочерних структур в КНР и ещё 520 в других странах.
Алибаба была создана 28 июня 1999 года. И уже в конце того же года нашла инвесторов в лице американского банка Goldman Sachs и японской компании SoftBank. К 2002 году компания начала выходить в плюс. На следующий год Алибаба уже создаёт собственную платёжную систему Алипэй и сайт торговли Tabao. В том же 2003 году на мировой рынок выходит eBay. Чтобы иметь преимущество, Алибаба сделали регистрацию на своих площадках (напоминаю, мы сейчас говорим о В2В) бесплатной. Это помогло. В 2005 году Yahoo! выкупает 43% акций компании. Но в 2012 году китайцы вернули их себе. В Россию же оптовик Алибабы прибыл чуть позже Алиэкспресса — в 2012 году. Именно в тот год было заключено соглашение с русскими платёжными системами для ведения торговли В2В. В апреле 2021 года Алибаба выхватила штраф в 2,79 млрд. долларов США за монопольное ведение торговли в КНР.
В 1995 году Джек отправился в Сиэтл в качестве переводчика. Там он впервые познакомился с интернетом. Не смог ничего найти про Китай через Yahoo! и понял, что надо с этим что-то делать. А, как известно, хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Собрав с помощью жены две тысячи долларов, Ма создал свою компанию по разработке веб-сайтов. И привёз в страну интернет.
Не могу не процитировать Джека Ма о дне демонстрации первого сайта:
«В день, когда мы подключились к Интернету, я пригласил к себе друзей. Мы три часа ждали, пока загрузится полстраницы. В ожидании мы выпивали, смотрели телевизор, играли в карты. Но я был так горд. Я доказал (своим гостям), что Интернет существует».
Первые три года офис располагался прямо в квартире Ма. Однако, рост был. И самого Джека смогли также заметить. В 1998 году ему предложили возглавить Китайский международный центр электронной торговли. Должность была принята. Но через год Джек Ма уже уходит с должности ради создания той самой Алибабы. Помимо самого Джека, в основании компании приняли участие 17 его друзей. Название выбрали благодаря той самой сказке про пещеру сокровищ. В 2020 году Джек Ма ушел с должности председателя совета директоров компании. Сейчас Джек Ма является председателем Китайского совета по защите природы.
Как мы все знаем, низкие цены Алиэкспресса компенсируются качеством товара. Обороты столь высоки, что процент брака и просто плохих продавцов практически не заметим. В этот раз прислали какую-то лажу, не совпадающую с фото товара. Огорчило ли это нас? Да, конечно. Будем ли мы заказывать что-то ещё? Разумеется!
Берегите и не давайте себя обмануть, Котятки! Читайте отзывы, требуйте возвраты, любите своих близких! И делитесь в комментариях своими странными покупками с Алиэкспресса!
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Улыбаемся и машем
Главные книги
«Незнайка на Луне» Носова.
xxx: Причем последняя вполне может заменить все предыдущие.
Искусство войны. Мульвийский мост: знак Христа как способ победы
Такое вот, хм. Спорное тактическое нововведение, но победителей, как известно, не судят.
Можно ли считать тактической хитростью использование символов новой религии на поле боя? Если это «заряжает» войска и вселяет неуверенность в противника, то, безусловно, да! Именно так поступил римский император Константин I Великий в борьбе со своим соперником за власть Максенцием. В битве у Мульвийского моста в 312 году н.э. Константин достиг сразу двух целей: мотивировал собственную армию и заставил пасть духом суеверного конкурента, что в итоге обеспечило победу.
Император Константин I Великий. Древнеримская скульптура.
Полевые войска Восточной Римской империи (Византии) в IV веке нашей эры: тяжелый пехотинец и кавалерист.
И здесь самое время упомянуть о христианской религии. К III-IV веку христиане, несмотря на преследования со стороны ряда императоров, стали влиятельной силой в империи. Особенно это касалось как раз инородцев, которые входили в империю, нередко получали римское гражданство, но не прониклись старым культом греко-римских богов. Именно среди тех, кого считали «людьми второго сорта», христианская проповедь имела наибольший успех. Кстати, сам Константин к христианам относился терпимо и с уважением — эту религию исповедовала, например, его мать Елена.
Решающее столкновение Константина с Максенцием произошло в Италии в непосредственной близости от Рима. Максенций, рассчитывая на численное превосходство (по оценке современного историка Стефана Одуэна-Рузо — 100 тысяч человек против 25 тысяч), не позаботился о том, чтобы защитить подступы к «вечному городу», и позволил сопернику оказаться в непосредственной близости от столицы. Впрочем, римские источники описывают правителя Запада как человека, не слишком компетентного в военном деле, к тому же — очень суеверного. И еще один интересный момент: войска Максенция, в отличие от армии Константина, в основном состояли из легионов «старого образца». Армии встретились 28 октября 312 года у Мульвийского моста, на дальнем от Рима берегу реки Тибр.
Мульвийский (Мульвиев) мост в наши дни.
Константин решил в полной мере использовать и особенности своих войск, и суеверия соперника. Перед битвой он объявил воинам, что ему приснился вещий сон: явился Христос и показал некий знак, с помощью которого будущий единовластный правитель Рима (то есть он, Константин) должен одержать победу. Этот знак солдаты нарисовали на щитах, впоследствии он появился на императорском флаге и выглядел как пересечение двух греческих букв «Хи» и «Ро» (начальные буквы слова «Христос»). Был ли на самом деле вещий сон, или Константин выдумал его — не суть важно. Гораздо интереснее, как полководец воспользовался ситуацией.
Сон Константина. С фрески Пьеро делла Франческа, XV век.
Тот самый знак «Хи-Ро» («Христос»), который Константин впервые поместил на щиты своих воинов. Впоследствии фигурировал на императорском флаге Византии.
Войска Константина, которым явно пришлось по душе идти в бой со «знаком Христа», заметно воодушевились. Был и еще один нюанс: у обоих претендентов на трон, разумеется, имелись лазутчики в противоположном лагере. Можно не сомневаться: Максенцию донесли о том, что Константин пойдет в атаку с неким неведомым символом. На это и рассчитывал Константин: мнительный и суеверный Максенций пал духом и попытался одолеть врага какой-нибудь военной хитростью, в которых он сам был не слишком силен. Он приказал разрушить часть Мульвийского моста, возможно, пытаясь показать войску, что «отступать некуда — позади Рим», но на случай отхода все-таки построил выше по течению понтонную переправу. Это оказалось ловушкой для самого претендента: когда под первым натиском воодушевленных бойцов Константина солдаты Максенция начали отходить, понтонный мост рухнул под тяжестью тысяч воинов, многие легионеры утонули в реке. Погиб и сам Максенций, пытаясь спастись вплавь на лошади от наступающих врагов.
Битва у Мульвийского моста. Картина художника Джулио Романо (XVI век).
К чести Константина, использование христианской символики не осталось сиюминутной прихотью. После его воцарения в качестве единственного императора христианство станет государственной религией Рима.
Это интересно! Похожий сюжет с вещим сном встречается в истории Средневековья. В 1278 году немецкий император Рудольф Габсбург перед битвой с чешским королём Оттокаром II у Сухих Крут объявил войскам, что ему приснилось, как немецкий орел выклевал глаза чешскому льву (животные-символы обоих государств). Солдаты восприняли сон как предзнаменование победы и разбили армию Оттокара. Причем чешский король тоже погиб в этой битве, как и Максенций в сражении с Константином.
Император Рудольф у тела короля Оттокара после битвы у Сухих Крут. Современная иллюстрация.
Искусство войны. Сунь-цзы
«Война – это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай
противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты
этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и
Про Францию, флот и эффективных менеджеров.
В XVII веке французский военный флот был одним из мощнейших в мире. К концу столетия французские адмиралы не просто оспаривали лидерство в мировом океане – после победы при Бичи-Хэд, когда англо-голландский флот был бит «всухую», французы господствовали в водах Европы. Но осенью 1690 года неожиданно умер морской министр Франции — маркиз Сеньелэ, сын Кольбера. Встал вопрос о назначении нового морского министра. По заведённому во Франции обычаю, должности передавались по наследству. Однако у Сеньелэ наследников мужского пола, увы, не было. Было две дочери и долгов на 4 миллиона ливров.
Король Людовик XIV поступил великодушно – оплатил долги своего министра и предложил главному интенданту флота Бонрепо освободившийся пост, но с условием, что тот предоставит 800 тысяч ливров на приданое дочерям Сеньелэ. Бонрепо, несмотря на то, что интендант, таких денег не имел.
Сравним: За 19 лет управления флотом семьёй Кольберов (1672-1690) на флот в общей сложности было потрачено 216 миллионов ливров. И это был лучший флот в мире!
За следующие 19 лет (1691-1709) на флот было потрачено 495 миллионов ливров, а флот был полностью дезорганизован.
Впрочем, попилы и откаты были не единственным деянием Понтшартрена. В 1691 году он предложил. распустить флот. Взамен этого он предлагал создать корпус Береговой Стражи в количестве 30 тысяч штыков для охраны собственного побережья. Бредовость этого проекта озадачила даже короля, бумага легла в архив, как некое досадное недоразумение.
После этого, Поншартрен ударился в стратегию. Он обнаружил, что военно-морской флот – штука убыточная, поскольку не приносит прямой прибыли. Ну правда, часть кораблей в боях гибнет, часть — получает повреждения, расходуются боеприпасы и провиант… А жалование матросам? Ужас!
Как заставить флот приносить доход? Очень просто. Перейти к каперским операциям, то есть – к захвату торговых судов противника. Во-первых, каперы, в основном, снаряжаются частными лицами, и государство не тратится на постройку кораблей, наём и содержание команды и т.п. Во-вторых, за выдачу каперского патента можно получить живые деньги. В-третьих, захваченные суда, приведенные в порты, продаются, а довольно большая часть от проданного поступает в казну короля и морское министерство.
То есть – хватит воевать с боевыми эскадрами противника, привлекаем к каперству регулярный флот – и источник доходов обеспечен!
Военные моряки были, разумеется, против, что-то там лепетали о стратегии и тактике, о том, что крейсерские действия – это, всего лишь, вспомогательный элемент стратегии, что корсарство развращает, поскольку там, где есть нажива — обязательно будут и нечистые на руку люди, и свои личные интересы, которые могут идти вразрез с интересами государства. Но кто их, болезных, слушал!
Людовик XIV услышал главное – есть возможность пополнить казну. А дыр в бюджете Франции с каждым годом становилось все больше, а войны всё продолжались… И король-солнце отдаёт соответствующие приказы.
Поначалу для французов всё шло не так уж плохо – английский флот держался единым кулаком, ожидая возможного удара со стороны ударного кулака французов, в то время как французские эскадры, разделившись на группы по 1-2 боевых корабля, плюс масса каперов-частников, браво потрошили английскую торговлю. Убытки англичан были колоссальными. До тех пор, пока они не осознали, что регулярного французского флота, по сути, нет. Тогда англичане организовали систему конвоев, для которых нападения одиночек были разве-что лёгкой разминкой для эскорта, выделили группы кораблей для борьбы с каперами, причём любая «антикаперская» группа была заведомо сильнее своих противников. А регулярных эскадр, которые могли бы связать боем вражеские линкоры, уже и не было. Фактически, большая часть французского флота была выловлена и выбита поодиночке, и уже к концу правления Людовика XIV остатки французского флота пребывали в жалком состоянии и в ходе войны за Испанское наследство французский флот потерял первенство на море. Навсегда. Благодаря эффективной финансовой стратегии, предложенной эффективным менеджером, заботящемся о своём потомстве.
У нас ведь сейчас всё совсем не так, и «юные дарования» с узнаваемыми фамилиями не могут стать депутатами или чиновниками очень неслабого ранга просто из-за фамилии или родственных связей?