икона о тебе радуется значение в чем помогает

О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери

O Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род. Освященный Храме и Раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,

Преподобный Иоанн Дамаскин

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно.

Икона — учили отцы — есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой и, кто

отвергает икону, тот не верит в реальность боговоплощения, т. е. человеческой природы Богочеловека.

В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на Престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ Нового Иерусалима, образ рая.

В нижней части иконы — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы.

И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым Творением» и «освященной Церковью».

Все это воплощено на одной иконе «О Тебе радуется».

Почему столько веков миллионы людей поклоняются иконам, молятся перед ними, несут к ним свои сокровенные тайны и упования, получают исцеление и утешение?

Что же такое икона — просто доска, краски, олифа?

Отец Павел Флоренский писал: «нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего».

Это внутреннее и есть суть иконы — когда благодатная сила первообраза становится присущей образу и действует через него на человека. Так писали святые отцы Церкви — Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Так чувствуют и простые люди — с открытым Богу сердцем, искренне верующие и уповающие на Господа. Недаром существует понятие «намоленные иконы».

На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение православной кафолической Восточной Церкви.

Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах, как свечи, загорались светильники Православия — храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. И Русь — единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя «Домом Пресвятой Богородицы».

Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискиллы есть живописная сцена Благовещения. А святитель Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она — предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она — слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она — начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков».

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» («Путеводительница»), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это — «Знамение» (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ Боговоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание» — в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это — Акафистный тип: так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в Акафисте и иных церковных гимнах.

Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются — «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Покровительницы.

Эта книга родилась из статей, написанных для журнала «Встреча». Семь лет в «Светоче» (разделе журнала) ежемесячно публикуются эти очерки. Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушались храмы и уничтожались святыни. В лучшем случае чудотворные иконы попадали в музеи. Многие иконы оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших свою Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Автор выражает сердечную благодарность всем, кто помогал в издании этой книги: архимандриту Тихону (Шевкунову), Н. Н. Чайковской, главному редактору журнала «Встреча» Ю. В. Куликову, ответственному секретарю журнала «Встреча» А. В. Ракову, председателю Благотворительного фонда «Попечитель» К. Ю. Курченкову, директору Благотворительного фонда «Попечитель» Н. Ф. Комаровой, Иман-Вере Аль-Мусауи, В. М. Сетдековой, Т. Л. Хоцяновой.

Источник

Икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется»

Икона Божией Матери «О Тебе радуется» — чудотворный лик, дарующий помощь просящим христианам по их молитвам. Оригинал святого изображения хранится в Третьяковской галерее, но каждый храм считает особой благодатью иметь копию этого Святого Лика.

Значение икон в христианстве

Первоначально в ранней церкви икон не было, однако, со временем вера людей начала ослабевать. Христианам требовался видимый образ, на который можно было бы концентрировать внимание во время молитвенного поклонения. Божественные лики можно сравнить с лупой, которая множество лучиков преобразует в палящий луч.

При написании Святого Лика неизвестный художник передает реальные чувствования Христа, внутренне преобразуя во внешнее, движимое силой любви Спасителя. Через благодатную силу внутреннего первообраза благодать передается Святому Лику, который потом чудодейственным образом при помазании святых сил действует на молящихся.

Важно! Христиане поклоняются не картинке, изображению, а личности, которая представлена на иконе. Этого мнения придерживается православная кафолическая Восточная Церковь.

Описание иконы

При первом взгляде на изображение Божьей Матери, сидящей на престоле с Младенцем на руках, сердце наполняется особенной, трудно передаваемой, радостью. Нет точной даты и имени художника изобразившего на полотне благодатную молитву «О тебе Радуйся!»

Имея перед глазами святое изображение и одноименную молитву, сразу находишь воплощение всего, что изложено в ней. Иоанн Дамаскин в своей благодарственной песне сказал, что в Благодатной Божьей Матери имеет радость каждое творение, ангелы и люди,

Художнику удалось передать завет Бога о радуге, изобразив ее образ в виде ангельского собора, цветущего рая и храмов, окружающих полукругом сверху святой лик Богоматери с Дитем. Это является символом всей Новой Земли, Иерусалима и райского сада.

Пречистая Дева, одетая в одежды багряного цвета, нежно обнимает Младенца, сидящего у Нее на руках. Перед Престолом, склонившись на колене, изображен сам автор молитвы «О Тебе радуется» Иоанн Дамаскин, держащий перед собой бумажный свиток, скорее всего, это молитвы верующих, которые приносятся к ногам Богородицы и Спасителя.

С правой стороны стоят женщины — мироносицы. Святые мученики полукругом располагаются у подножия Божьего трона, около них изображены образы простых людей и царей, иноков и патриархов, все равны перед Всевышним Богом.

От образа Богородицы и Младенца исходит божественный свет, дарующий радость всем, кто пришел с благодарственной молитвой. Святой лик «О Тебе Радуется» наполнен благодатной силой, переданной через преданное и наполненное Божьей славой сердце художника.

Важно! Богородица — источник христианского упования на Ее защиту и помощь. Через Богоматерь наши молитвы приносятся перед Спасителем, Иисусом Христом, Которому мы отдаем всю славу, честь, поклонение во веки веков.

История появления иконы «О тебе радуется»

Священное воззвание «О Тебе Радуется, Благодатная» легла в основу написания одноименной иконы. Трудно поверить в реальность событий, предшествующих написанию благодарственного воззвания к Богородице.

В конце восьмого века императором Львом Третьим было дано строжайшее указание запретить поклонение христианским ликам, имеющиеся фрески и иконы подлежали уничтожению. Против иконоборчества выступил Иоанн Мансур, известный в православии, как Иоанн Дамаскин, начавший рассылать послания о защите иконопочитания.

Подлый император не мог сам в открытую уничтожить жителя чужой страны, поэтому он решил пойти на лукавство. От имени Иоанна он приказал изготовить фальшивую грамоту, в которой священнослужитель якобы готовит заговор по свержению халифа и предлагает императору поддержать его. В палац халифа фальшивка и была послана.

Разгневанный халиф не желал ничего слышать, он приказал отрубить Иоанну руку, хотя до этого у властелина не было малейшего повода заподозрить иконописца в измене. Иоанну Мансуру, незаслуженно обвиненному в предательстве, на плахе отрубили руку.

Опечаленный архиепископ Дамаска не отходил от Иоанна после казни, по просьбе казненного он выпросил у халифа отрубленную руку и принес иконописцу. После ухода архиерея Иоанн сорвал все повязки, приложил отрубленную руку к ране и крепко все скрутил полотенцем, которое быстро стало набухать от крови.

Находясь в лихорадочном состоянии, Иоанн упал на колени, и, протягивая руку к имеющейся у него иконе, возопил к Богородице: «Пречистая Богородица, Ты родила Спасителя моего, взгляни на правую руку мою, которую отсекли за написание Божественных ликов Твоих. В твоем ведении все свершившееся, прошу Тебя, не медли с помощью и даруй исцеление и восстановление руке моей».

Целую ночь кричал и плакал иконописец, обливаясь слезами и держа поднятой к Иконе Божьей Матери руку, пока сон и боль не сморили его. В полудреме Иоанн почувствовал взгляд, открыв глаза, он увидел сияние, которое лилось от святого лика. Глазами, наполненными любовью и милосердием, Пречистая Матерь смотрела на пострадавшего за веру Христову.

От иконы Богородицы шел голос, Божья Матерь сказала, что Она слышит все молитвы и воззвания к Ней, которую приносятся с верой в Спасителя, утешила художника чудесной новостью об исцелении руки.

В состоянии необъяснимого блаженства Иоанн стал снимать набухшую от крови повязку, соскабливать засохшую кровь с раны, и наконец, увидел красный рубец, соединяющий руку воедино. Попробовав пошевелить пальцами, защитник иконопочитания вскричал от боли, но при этом понял, что рука работает.

Читайте о других чудесах:

Счастливый иконописец выразил свою благодарность в молитве.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Исцеленный Иоанн пообещал всей своей жизнью служить Богу, писать стихи, песни и рисовать иконы.

Кому и чем помогает чудотворная икона

Иконописцами изображено множество святых ликов, которые обладают чудотворной силой. К ним приходят со всевозможными прошениями, и только благодатный образ «О Тебе Радуется» создана для воздаяния благодарственных молитв.

Невозможно преуменьшить значение чудотворной иконы, перед которой постоянно льются благодарственные слова, наполненные признательностью. Перед святым ликом Богородицы:

Веруя в слова, произнесенные к Иоанну, люди с преклоненными коленями благодарят Богородицу за слышание молитв, покровительство и милосердие.

К кому, Царица Небесная, к кому молитвы наши обращены, когда охватывают горести и печали души и сердца наши? К Тебе, Богородица, к Тебе, Святейшая Божия Матерь, обращаюсь я, когда минуты страшные в жизни моей случаются. Когда не к кому больше прибегнуть, лишь Ты, Пресвятая Дева, помогаешь нам в тяжелое время и в трудный час. Лишь в Тебе прибежище наше, о Великая Богоматерь. Пред иконой Твоей я колени преклоняю. О, услышь слова благодарности мои за все деяния благочестивые, что свершила Ты, и за помощь Твою безмерную. Внемли словам нашим, ибо от чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Лишь Ты одна оберегаешь нас от бед, лишь Ты изгоняешь тьму из душ наших, лишь Ты прощаешь нас, грешников, и молишься за души наши, полные греха, перед Господом. Ты — Заступница наша! Спасибо Тебе, о Пречистая Дева, за то, что не отрекаешься от нас. Пусть молитвы наши благодарственные не останутся не услышанными Тобой! От чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Да восхвалим мы Имя Твое. Да прославим образ Твой. Во веки веков. Аминь.

Чтение молитвы перед ликом «О Тебе Радуется» открывает ворота Небес, где Божия Матерь всегда готова прийти на помощь в трудностях и препятствиях на жизненном пути.

Благодарность Пречистой Богородице — гарантия Ее небесного покровительства.

Источник

Икона Божией Матери “О Тебе радуется”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Икона Божией Матери «О Тебе радуется» – очень известный лик в православии. Он напоминает верующим о всесильной помощи Богородицы. Явился образ людям в 15 веке, удивив людей чудодейственной силой. Это единственный лик, который был создан для благодарственных молитв в адрес Богородицы. Если около других образов люди просят исцеления и решение проблем, то возле иконы «О Тебе радуется» люди восхваляют Деву Марию. Благодарственные речи помогают очиститься душе верующих.

История

В основу создания иконы легло воззвание «О Тебе радуется, Благодатная». История событий, повлекших создание образа, очень необычная. В ее реальность сложено поверить. В конце 8 века император Лев ІІІ издал строжайший указ, запрещавший поклонение христианским ликам. Все иконы и фрески было приказано уничтожить. Против таких деяний выступил Иоанн Дамаскин, известный своим христианскими добродетелями. Он начал рассылать людям письма о защите иконопочитания. Его активная позиция далеко не всем нравилась. Льву ІІІ его деятельность откровенню мешала.

Фото 1. Иоан Дамаскин испытал на себе божественную исцеляющую силу Божией Матери.

Архиепископ Дамаска был опечален судьбой Иоанна и не отходил от него после казни. По его просьбе он принес мужчине его отрубленную руку. Иоанн сорвал повязку и приложил руку к ране, перемотав все полотенцем. В лихорадочном состоянии иконописец протянул руку к иконе Богородицы, прося у нее исцеления. Всю ночь Иоанн кричал и молился, пока не упал от боли и изнеможения. В полусне он ощутил на себе взгляд. Открыв глаза, иконописец увидел свет, который лился от святого образа. На него смотрела Пречистая Дева. Потом Иоанн услышал голос, который сообщил ему, что Божия Матерь слышит все молитвы, идущие от искренне верующих. Богоматерь сказала иконописцу, что исцелила его руку.

В состоянии блаженства Иоанн снял окровавленное полотенце. Тут он увидел на руке красный шрам на месте соединения травмированных тканей. Иконописец попытался пошевелить пальцами и сквозь боль ощутил, что они работают. Счастливый Иоанн начал читать благодарственную молитву. После исцеления иконописец пообещал писать иконы и служить Богу. Свое обещание он сдержал.

Значение икон

Изначально в ранних храмах не было никаких образов. Люди читали молитвы отрешенно. Но со временем людская вера стала слабеть. Христианам нужен был визуальный образ, на котором можно сконцентрировать внимание во время молитв. Так появились первые образы. При написании икон художники передают реальные ощущения Христа, которым движет сила любви к людям. Через силу образа благодать передается и молящимся. Поэтому сейчас иконы являются неотъемлемой частью веры. Перед ними молятся и от них исходит исцеление. Современные храмы невозможно представить без образов.

Фото 2. Значение иконы имеет принципиальное отличие от других образов.

Очень важно понимать, что в христианской вере поклоняются не самому изображению, а определенной личности, изображенной на иконе. Такого мнения придерживаются все верующие.

Описание иконы

На иконе «О Тебе радуйся» изображена на престоле Божья Матерь с младенцем на руках. Смотря на образ, у верующих сердце наполняется радостью, которую сложно передать словами.

Иоанн Дамаскин в благодарственной молитве в честь Богоматери передал те чувства, которые переполняют верующих. По его мнению, люди, птицы и все живое испытывают благодатную радость. На заднем фоне образа изображен храм. А перед ним – престол. Богородица одета в бордовую одежду. Двумя руками она обнимает младенца, сидящего у нее на руках. Около трона стоит преподобный Иоанн, который является автором молитвы. Ее первые строки и послужили основой для названия образа. У подножия трона показаны святые мученики, окружившие Богородицу. Фигура Божией Матери изображена в светящейся сфере, в которой она спустилась с небес вместе с ангелами. Люди, находящиеся около Богородицы, прославляют ее.

Фото 3. История иконы связана с именем Иоанна Дамаскина.

Стоит сказать, что лик «О Тебе радуется» играет огромное значение для всех верующих. Ведь все христиане понимают, как важно не только молить о помощи, но и выражать свою благодарность Господу.

До наших дней не сохранилось имя и точная дата создания иконы.

Обзор и характеристика иконы

Теперь давайте изучим само изображение лика.

Задний план образа представлен храмом. А спереди от церкви наблюдаем саму Пресвятую Богородицу, восседающую на царском престоле. Голова Святой Девы укрыта багрово-красным одеянием. С помощью своих рук Богородица держит маленького Иисуса, разместившегося у неё на ногах.

икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает

Рядом с царским троном находится преподобный Иоанн, написавший ту самую молитву, первая строчка которой и подарила название для описываемого образа. В подножии трона обнаруживаем святых мучеников, окруживших Деву Марию.

икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает

Лик Богородицы окружён переливающейся сферой, спустившейся с неба совместно с ангельскими существами. Всё окружение, находящееся рядышком со Святой, всячески хвалит и славит её.

Образ «О Тебе радуется» — является весьма и весьма значимым для представителей православного христианства. Так как имеет огромное значение не просто молить о помощи, когда вам очень плохо, но также и не скупиться на проявление искреннего благодарения Всевышнему и всем святым за эту самую помощь.

Иоанн Дамаскин: историческая справка

Преподобный Иоанн Дамаскин родился в конце 7 века в Дамаске (один из городов Сирии). В историю он вошел, как гимнограф, философ и богослов. Иоанн служил при дамасском халифате. Все свое влияние он использовал во блага христианской веры. За всю свою жизнь он написал немало догматических творений. Однако известен он стал благодаря иконоборству. С его именем связана история появления иконы «Троеручица». Иоанн является автором труда «Источник знания». Кроме того, он написал ряд песнопений о Богородице, в том числе и «О тебе радуется». Его перу принадлежат каноны о Рождестве Христовом, Пасхе и Богоявлении.

Фото 4. У иконы “О Тебе радуется” принято восхвалять Богородицу.

Оставив службу на благо государства, Иоанн перешел в Палестину, где принял постриг в храме возле Иерусалима. Там он служил Богу до самой смерти. Известно, что его мощи были перевезены в Константинополь. Сейчас их частицы есть в монастыре Саввы Освященного, монастыре Иоанна Богослова и обители Георгия. День памяти Иоанна празднуется 17 декабря.

О Тебе радуется

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец, ангелы, царь Давид, Иоанн Предтеча, святые, Благоразумный разбойник

Уточняющая датировка: 17 в. Первая половина

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Источник

Богородичен и икона О Тебе радуется

Икона «О тебе радуется» начинает появляться в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Подробнее об этом Вы узнаете в нашей статье.

Чудотворные силы иконы «О тебе радуется»

«На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх.

Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз.

Иоанн очнулся в своей постели. Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна.

– Преосвященный владыка, я умоляю тебя, иди к халифу и упроси его отдать мне отрубленную руку. »

Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился:

– Владычица Пресвятая Матерь, родившая Бога Моего, вот правая моя рука, отсеченная ради Божественных икон, – при этих словах Иоанн с трогательной доверчивостью протянул руку в окровавленной повязке к иконе Богородицы, заливаясь слезами. – Ты знаешь, Владычица, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели руку мою.

Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. Так на коленях и заснул Иоанн, всхлипывая и вздрагивая во сне. Во сне он увидел, что Пресвятая Богоматерь ожила и смотрит на него с иконы светлыми и полными любви милосердными очами. «Пресвятая Владычица, Ты меня услышала?» – обрадованно воскликнул Иоанн.

«Я слышу всех моих чад, призывающих имя Мое с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне; сделай ее тростью скорописца.» Иоанн проснулся. С иконы на него с материнской любовью продолжали взирать очи Пресвятой Богородицы. Чувство какого-то неизъяснимого блаженства охватило всю душу Иоанна. Он стал осторожно разматывать полотенце. Сердце его отчаянно билось. Вот он видит отрубленную кисть руки. Она накрепко прилипла к его руке и удерживается без всякой повязки. «Неужели действительно чудо, и рука срослась?» – промелькнула у Иоанна радостная мысль. Такая радостная, что он в нее боялся поверить. Иоанн стал внимательно оглядывать руку.

Икона О тебе радуется

икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть фото икона о тебе радуется значение в чем помогает. Смотреть картинку икона о тебе радуется значение в чем помогает. Картинка про икона о тебе радуется значение в чем помогает. Фото икона о тебе радуется значение в чем помогает

Икона Богородицы «О Тебе радуется»

Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу.

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.

Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери:

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!»

«О Тебе радуется» — Валаамского двухголосного распева, исполняет хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Скачать

– Теперь, Пресвятая Богородица, – воскликнул, обращаясь к иконе, Иоанн, – я буду по слову Твоему тростью скорописца и воспою в песнях и стихах Сына Твоего и Господина нашего Иисуса Христа, воспою Твое предстательство за род человеческий, о Пресвятая Дева!»

(Фрагмент романа протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин»)

В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история.

Хотя и с определенной долей художественного вымысла, этот текст верно передает нам известные из церковного предания сведения, которые знакомы многим православным христианам в связи с историей иконы Божией Матери «Троеручица».

Знаменного распева с исоном. Исполняет хор монастыря во имя Всемилостивого Спаса, г. Екатеринбург. Скачать

Это редчайший случай, когда через толщу веков мы можем различить не просто общую историческую канву написания богослужебного текста, а яркие и выразительные подробности как бы переносящие каждого из нас на место автора вдохновенных слов. Эти детали помогают нам со всей силой пережить и прочувствовать то, что пережил и прочувствовал Иоанн Дамаскин в ошеломляющий момент невероятно близкой личной встречи с Божественным. Такая уникальная ситуация роднит текст молитвы «О Тебе радуется» с библейскими песнями от «Поим Господеви» Моисея и Мариам (Исх 15, 1-19) и «Утвердися сердце мое в Господе» Анны, матери Самуила, (1Цар 2, 1-11) до «Величит душа моя Господа» Пресвятой Богородицы (Лк 1, 46-55) и «Ныне отпущаеши» старца Симеона (Лк 2, 29-32). В словах совершенно разных людей, живших в абсолютно разные времена, кристаллизуется одно и от же – торжество и радость предстояния Живому Богу, исповедание Величества Его.

Вот почему, услышав на Литургии в великопостное воскресение пение «О Тебе радуется», мы явственно ощущаем это общее ликующее предстояние «всей твари», т.е всего, что сотворено Всевышним: звенит капель, журчат ручейки, щебечут птицы, шумит ветерок, в окна стучат капли дождя. Непостижимым образом наполняется звуками даже то, что звучать не может: солнечный свет, первые цветы, робко пробивающаяся сквозь тающий снег трава. Когда мы писали эти строки, то услышали первое в этом году «турканье» горлицы на крыше.

Греческого распева в гармонизации Н. М. Данилина (1878-1945). Исполняет хор Свято-Владимирской церкви г. Гродно, Беларусь.

Во всех библейских песнях торжество и ликование направлено на Бога, творение прославляет Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс.18; 2). Это естественно и понятно. А в молитве «О Тебе радуется» творение Божие с таким же восторженным трепетом воспевает Богородицу, что на первый взгляд может показаться странным.

В нашем обществе много людей, которые являются абстрактными теистами. В их представлении есть некая довольно неопределенная трансцендентная Сущность, называемая Богом. Некоторые из теистов даже согласны, что Ему можно покланяться, возвеличивать, прославлять. Но вот что касается кого-то другого… Иногда слышишь: «А что особенного в Деве Марии? Ну, родила она Христа, но ведь она такая, как все. » – подобные вопросы многие несут с собой в Церковь, сживаются с ними, так и не найдя на них приемлемых для себя ответов. В конце концов они становятся чем-то привычным и переходят в разряд кажущегося смирения: «Так у нас принято», хотя в глубине души не перестают нести болезненную остроту. Не менее опасно противоположное отношение, когда Богородица становится как бы самостоятельным божеством, а Ее многогочисленные иконы – пантеоном самодостаточных идолов. Если мы считаем себя православными христианами, очень важно найти «царский путь» и не уклоняться в крайности. Суть его хорошо сформулировал о. Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета»: «почитание Матери Божией связано с нашей верой в Бога и верой во Христа, пришедшего в этот мир. Но не просто связано – оно не может быть никаким образом оторвано от нашей веры во Христа, оно неотделимо от этой веры. Ни в коем случае нельзя противопоставлять наше поклонение Христу и почитание Матери Божией.»

Антифонное исполнение одноголосного греческого распева. Исполняет хор под управлением Александра Говорова «Согласие» Скачать

Задача поиска догматического «царского пути» для христиан упростилась с тех пор как в Церкви просиял святой Иоанн Дамаскин. О его замечательном поэтическом таланте свидетельствует то, что соборный разум Церкви избрал как для повседневных, так и для самых важных и торжественных Богослужений многие из его произведений. Мы редко вспоминаем, что слова, которые трогают наши сердца за каждым Богослужением, принадлежат перу этого замечательного святого. Но еще реже мы задумываемся о том, что за в высшей степени лиричным и художественным изложением стоит безукоризненное богословие. «Этот великий подвижник веры при изложении святых догматов проникает своим облагодатствованным умом в святилище Божественного Откровения, изъясняя каждый догмат Священным Писанием и озаряя его светом святого апостольского соборного Предания Вселенской Церкви. Как Богом посланная пчела, он собрал Божественный мед догматических истин разместил его в сотах своей догматической системы, чтобы вечно насыщать им души.» – пишет преподобный Иустин Попович в своей «Догматике Православной Церкви». – «Благодаря такой кропотливой работе святой Иоанн Дамаскин навсегда остался самым лучшим и самым надежным проводником каждого православного догматиста по несказанным тайнам святых догматических истин Православной Церкви.»

Знаменного распева в гармонизации диакона Сергия Трубачева (С. З. Трубачева (1919-1995)). Испоняет мужской хор Института певческой культуры «Валаам». Скачать

Молитва «О Тебе радуется» является прекрасным примером соединения поэзии с богословием в творчестве преподобного Иоанна. Она как бы объясняет саму себя. С первого взгляда бросается в глаза то, что в тексте использованы разные риторические фигуры. Молитва обрамлена фразой «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая служит своего рода рефреном. Однако ее предназначение в обоих случаях различно. В начале она вводит нас в повествование; глубинный же смысл остается до времени скрытым. Из-за того, что развитие сюжета прерывается славословием Богородицы, объяснение причин радости происходит во второй части молитвы. Таким образом богословское объяснение текста начинается со слов «Из Неяже Бог воплотися». Итак:

Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.

Бог воплотился! Давайте вдумаемся в это словосочетание, как предлагает нам святой поэт: Младенцем стал Бог, Который Существовал еще до начала времен, Который Сам сотворил время, Который существовал и существует не просто всегда, а в НАДвсегда, дольше, чем всегда – хотя такие слова и кажутся нам не имеющими смысла. Вдруг Безначальный Бог получает начало в мире, который Он Сам создал. Он рождается подобно одному из Своих творений. Но рождается не Сам по Себе, а из одного из Своих творений, из девушки, которая действительно во многих отношениях была такая же как все.

Сам Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры» (III, 12) разъясняет это так: «Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо как Родившийся от Нее — истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, — истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последок дний (Евр 1, 2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, — не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее [плоть] в Свою собственную Ипостась.»

Распева Киево-Печерской Лавры. Исполняет хор Киевской Духовной Академии и Семинарии. Скачать

Эта последняя мысль очень хорошо раскрыта у о. Георгия Чистякова: «В языческих мифологиях боги иногда спускались с Олимпа или с каких-то иных высот, где они пребывали, в дольний мир, для того чтобы побыть среди людей. Но языческие боги спускались в мир каким-то своим, особым образом, как бы присутствуя и одновременно не присутствуя в нём. А через Марию Христос родился, как рождается всякий человек. Благодаря Марии Христос стал таким, как мы все. От Марии Господь получил Свою плоть, от Марии Господь получил Свою кровь, то Тело и ту Кровь, которые Он потом нам отдал на Тайной Вечере.»

Не случайно в самом важном месте Литургии Василия Великого (по этому чину литургия совершается всего десять раз в году, пять из которых приходятся на пять первых воскресений Великого Поста) – евхаристическом каноне – Богородица воспоминается не только возгласом в конце: «Изрядно (т. е. в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» (после него в воскресные великопостные дни как раз и поется «О Тебе радуется»). Слова о ней есть и в самом сердце евхаристических молитв: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти Своей, да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем.»

С одной стороны нам становится ясно, что после Рождества Пресвятая Дева Мария уже точно не может быть такой как все. С другой стороны, если мы по-настоящему ощутили, какая невероятная пропасть разделяет Творца и творение, мы начинаем недоумевать, как вообще возможно, чтобы Невместимый Бог сотворил Свой Престол в ложеснах (т.е. в материнской утробе) женщины. От таких недоумений нас предостерегает святитель Иоанн Златоуст («Беседы на Евангелие от Матфея» IV, 3):

«Ничего больше не знаю а знаю только, что событие совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить того рождения, о котором есть тысячи свидетелей, которое за столько веков предвозвещено, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, которые с любопытством исследывают и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное? Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что родившееся есть от Духа; но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно. Мы еще многого не знаем, например: как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою? Скажи мне, как Дух устроил этот храм? Итак, и ты не разыскивай, но верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, что умолчано.» Преподобный Иустин Попович добавляет: «Неизреченные тайны Триблаженного Божества внедрились в удивительном Лице Святой Богоматери и стали Ее тайнами. Православный чувствует и знает, что эти святые тайны не могут быть постигнуты никаким умом: ни ангельским, ни человеческим; посему растроганная молитвой душа воспевает: Вся паче (т. е. за пределами) смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши Истиннаго; Того моли спастися душам нашим. (Воскресный богородичен 2-го гласа, автором которого тоже скорее всего является преподобный Иоанн Дамаскин – прим. Ю. и Е. П.)».

Греческого распева в гармонизации П. Г. Чеснокова (1877 — 1944). Исполняет Архиерейский хор Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска. Скачать

Таким образом, мы видим, что в 4-х строках приведенной выше молитвы заключен смысл, который находится за пределами нашего разумного понимания. Этот образ не вписывается в логику нашей повседневной жизни. Остается только одно: поверить или не поверить. И как вывод, своего рода резюме этих слов выступает повтор: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Но нам все еще может быть непонятно, какая связь между непостижимым Богорождением и тем, что мы все радуемся о Богородице. На помощь опять приходят богословы. «Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом. И таким образом Святая Дева мыслится и называется Богородицею не только ради (Божеского) естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы,» – пишет Иоанн Дамаскин.

В учении святителя Григория Паламы, память которого мы совершаем в это воскресение, отчетливо выражена именно эта мысль – мысль об обожении человеческой природы посредством Божественной благодати. Примечательно, что слова «благодать» и «обожение» у святого Григория обычно сопутствуют друг другу. Протоиерей Георгий Флоровский в своем труде «Святой Григорий Палама и Традиция Отцов» отмечает, что слово «обóжение» для современного уха «звучит странно и претенциозно. Да, это смелое слово. Обожение означает личную встречу. (выделение прот. Г.Ф.) Это общение человека с Богом, при котором Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования. Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека.» Но, по апостольским словам, «мы соработники у Бога» (1Кор 3, 9), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2, 17-18). Поэтому подлинное обожение, обновление невозможно без постоянного соработничества действию Божией благодати, а прежде того –желания и решимости принять ее.

И «пронизывание Божественным присутствием», и смиренная готовность ко всему вплоть до мучений и смерти, и смиренномудрое сотрудничество в течение церковной истории многообразно проявились в бесчисленном сонме святых. Но никто из них, конечно, не мог даже приблизиться к тем же качествам Пречистой Девы, Которая соединилась с Богом так тесно, как это вообще возможно для человека, навсегда став идеалом, недостижимым не только для людей, но даже для ангелов, о чем словами преподобного Космы Маиумского ежедневно напоминает нам Богослужение: «Чеснейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую сущую Богородицу Тя величаем».

Интересно, что, по словам отца Георгия Чистякова, смиренномудрие Девы Марии видно даже не из одного слова, а буквально всего лишь из пары букв известного евангельского отрывка о Благовещении: «В ответ на слова архангела Мария восклицает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1: 38). Очень обидно, что это «да будет» совершенно не передано ни в одном переводе. Дело в том, что в греческом языке кроме изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений есть ещё optativus — желательное наклонение, которого нет ни в латинском, ни в славянском, ни в английском, ни во французском, ни в каком-либо другом из более или менее употребляемых языков В греческом тексте Евангелия от Луки Мария восклицает Своё «Да будет Мне по слову твоему» именно в желательном наклонении. Она говорит не просто «Да будет», а «Да будет, как Я того радостно желаю» – γνοιτ (генойто). Какие-то две буковки, один дифтонг – суффикс -ой – абсолютно изменяют значение всего текста: не просто согласие, но согласие, исполненное радости и желания. «Да будет Мне, как Я радостно того желаю, по слову твоему». То есть уже здесь, в самом начале Евангелия от Луки, Мария делает удивительный первый шаг в Своём служении. Она многого не понимает, но, не спрашивая ни о чём, радостно принимает волю Божию.»

Через свое смиренное соработничество Богу Богородица преисполнилась благодати. «Преисполненная Духом Святым, как плодовитая маслина, она сделалась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким образом сохранив девственною душу вместе с телом, как и приличествовало той, которая имела принять в недра свои Бога, ибо Он, будучи Святым, во святых почивает. Таким образом Богородица восходит к святости и является святым и удивительным храмом Бога Вышнего» (Иоанн Дамаскин, там же, IV, 14). Именно поэтому преподобный восклицает в своем славословии Деве: «Освященный Храме, Девственная Похвало…»

Обращение «Раю Словесный» требует отдельного разъяснения. Его смысл становится ясным из одного из тропарей канона Субботы Акафиста, в котором есть такие слова: «…Одушевленный Раю, Древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся». Как в Эдемском Раю произрастало Древо Жизни, так и Дева произрастила Христа-Жизнодавца, источающего всем нам Бессмертие. Почему Иоанн написал «Словесный», а не «Одушевленный»? «Словесный», по-гречески λογικέ, означает одновременно и «разумный, рациональный, мыслящий», и буквально «словесный, связанный со словом» – в данном случае «со Словом». В отличие от Рая Эдемского, Богородица, выполняя свое поистине вселенское предназначение воплощения Слова Божия, не является какой-то искусственной конструкцией, теряющей всякий смысл вне своей основной функции. Она – живое, мыслящее, разумное существо со своей волей и суждениями. При всем космическом значении своей миссии Мария оставалась обычной девушкой, жизнь которой во многих отношениях ничем не отличалась от жизни множества женщин ее времени – имела свои мелкие радости и горести, заботы и тревоги. Она трудилась, посещала родственников, бывала на праздниках, повседневно заботилась о своем Божественном Сыне как любая другая мать.

Подобно евангельской притче о закваске (Мф 13, 33; Лк 13, 20-21) благодать, осенившая Пречистую Деву, не оставалась только на Ней. Она изливалась и изливается на все вокруг. Как говорит об этом преподобный Иустин Попович, «она есть Матерь Бога, а потому и Матерь всего Божественного, всего святого, всего небесного, всего самого лучшего. Из всего лучшего Она – наилучшая, из всего святого – самая святая, из всего чистого – чистейшая, из всего досточудного – самая досточудная. Она есть самый совершенный образец всего совершеннейшего. Ведь если через Неё Бог вошел в мір, в человека, как тогда не войдет через Неё в человека всё Божие, всё небесное, всё бессмертное, всё вечное, всё блаженное?»

Это свойство благодати современным христианам лучше всего известно по высказываниям преподобного Серафима Саровского: «Стяжайте Духа Святаго» и «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Теперь мы в полной мере можем понять смысл слов преподобного Иоанна «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», особенно если вспомним, что в греческом языке «благодать» (χρις) и «радость» (χαρ) – однокоренные слова.

Святой Иустин заключает: «Пресвятая Богоматерь – «всей вселенной крепкое заступление». Первая истинная и нетленная радость вошла в мір через Её Богорождение, поэтому в Ней и благодаря Ей радуется всякая тварь и весь человеческий род».

Молитва перед иконой Богородицы «О Тебе радуется»

Задостойник

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Вы прочитали статью Икона О Тебе радуется. Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *