икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии

Что написано на свитках пророков на иконе Богородицы Курская Коренная

Охотник нашел образ Божьей Матери в лесу и на том месте, где она лежала, забил родник. Такое чудо вдохновило не только нашедшего образ, но и всех жителей города, которые узнали о находке. Вскоре на этом месте была построена небольшая часовня. Событие это произошло в конце XIII века.

Появившись в контексте трагических исторических событий, икона навсегда стала для русского народа вдохновительницей и поддержкой в сложные времена. Это особенно проявилось во время освободительной войны от литовско-польских завоевателей в 1612 году и от нашествия войск Наполеона в 1812.

Образ Богородицы Курской Коренной и в своем написании напоминает о великой надежде для человека. Тип этой иконы – Оранта. Он раскрывает тайну рождения Богомладенца от Девы без участия мужеского семени, то, о чем пророчествовал пророк Исайя, который жил за 8 веков до этого события.

По обеим сторонам Богородицы изображены пророки. Справа от нее сверху вниз изображены:

• святой пророк и царь Давид;
• святой пророк Моисей;
• святой пророк Исайя;
• святой пророк Гедеон.

Слева от Богородицы сверху вниз изображены:

• святой пророк и царь Соломон;
• святой пророк Даниил;
• святой пророк Иеремия;
• святой пророк Иоиль.

В самом низу под Богоматерью изображен святой пророк Аввакум.

Все эти святые люди были пророками Божьими, которые возвещали о пришествии Иисуса Христа, Спасителя мира. Все они ждали с трепетом Его рождения и все хотели увидеть это чудо. Пророки возвещали о надежде, которую должен был принести Христос, надежде на прощение грехов, на примирение с Творцом, на жизнь вечную.
Каждый из пророков держит в руках свиток. Царь и пророк Давид держит свиток, на котором написаны слова из псалма 131: «Воскресни Господи в покой Твой».

На свитке царя и пророка Соломона, сына Давида написаны слова из книги притч: «Премудрость построила себе дом».

Со свитка пророка Моисея мы слышим: «Я видел куст несгораемый», а у пророка Даниила: «Я видел гору от нее же отсечеся камень». На свитке пророка Исайи написано: «Се дева во чреве зачнет», а Иеремия пророчествует: «Се дни грядут глаголет Господь».

На свитке пророка Гедеона написано: «Видел Тебя словно руно», у пророка Аввакума: «Бог от юга приидет, и Святый из горы», а у пророка Илии: «Ревнуя, поревновах по Господе Бозе».

Все эти тексты связаны с предстоящим событием и возвещают где прямо, а где прообразно о рождении Спасителя от Богородицы.

Так, например, Иоанн Златоуст, толкуя текст: «Премудрость построила себе дом», указывает на Сына Божьего, Который устроил для Себя дом – плоть Богородицы.

Источник

Икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии

На иконе Божией Матери «Утоли моя печали» Спаситель держит свиток. Что написано на этом свитке?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии
Утоли моя печали

На иконе Матери Божией «Утоли моя печали» Младенец Спаситель держит развернутый свиток, на котором написано: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левая рука Богоматери, приложенная к голове, символически показывает, что Пресвятая Богородица не только слышит все наши молитвы, но сопереживает наши печали.

Древняя икона Божией Матери находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. В 1640 году казаки принесли список с нее в Москву. Икона была поставлена в храме святителя Николая Чудотворца в Пупышах в Замоскворечье (церковь была разрушена в период гонений). По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века, когда от нее произошло исцеление расслабленной женщины. Будучи знатной, женщина эта имела возможность пользоваться услугами врачей, но они не смогли ей помочь. В сонном видении она услышала голос, повелевавший ей ехать в Москву: «Там на Пупышеве в храме святого Николая есть образ Божией Матери с надписью: “Утоли моя печали”; молись пред ним, и ты получишь исцеление». При этом ей был показан сам образ.

Женщина пробудилась с надеждой. Домашние привезли ее в Москву и внесли в храм святого Николая Чудотворца. Там иконы, показанной во сне, не оказалось. Сопровождавшие рассказали священнику о видении, которое было больной. Тогда он велел принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Как только икону Богоматери внесли в храм, больная, уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами от слабости, вдруг воскликнула: «Она! Она!».

После молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери и почувствовала в себе силы. Она без посторонней помощи встала на ноги и потом без поддержки вышла из храма святителя Николая. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля по новому стилю). В этот день совершается празднование в честь иконы «Утоли моя печали». В настоящее время этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы находится в храме святителя Николая Чудотворца в Кузнецах.

Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь (глас 5):

«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево».

Источник

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Празднование 3/16 мая, 17/30 августа

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии
Икона Божией Матери Свенская (Печерская). Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Источник

Тихвинская икона Божьей Матери: в чем помогает святыня, значение, история образа

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии

Образ Божьей Матери – один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная – самая совершенная женщина со времен сотворения мира.

Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными.

Эта публикация посвящена одному из самых почитаемых образов Царицы Небесной – Тихвинской иконе Божьей матери.

История обретения Тихвинской иконы Богоматери

Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса.

Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого – «Путеводительница». Как гласят предания, самая первая икона этого типа (та самая, от Луки), была перевезена в Константинополь примерно в V веке. По некоторым данным, евангелист-иконописец подарил этот образ Феофилу Антиохийскому, своему ученику и последователю. Таким образом икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме и лишь потом попала в Византию.

Икона хранилась то ли во Влахернском храме, то ли в монастыре Одигон – данные противоречивы. Но имеются сведения, что она погибла во время завоевания Константинополя турками – ее просто порубили саблями, чтобы забрать золотой оклад и драгоценные каменья.

Скорее всего, известная нам Тихвинская икона была написана гораздо позднее. Некоторые исследователи относят ее к VIII столетию, то есть, периоду духовного владычества патриарха Генриха, ярого противника иконоборчества, охватившего Византию в этот период. Якобы сам владыка сделал список с Лиддской иконы Богоматери, которая считается нерукотворной, то есть, созданной по воле Божьей без участия человека.

Сторонники движения иконоборчества считали поклонение образам признаком идолопоклонничества, что противно духу истинного христианства. В результате действий фанатиков погибли тысячи бесценных икон, скульптур, фресок, алтарей и других религиозных символов, представляющих собой выдающиеся произведения искусства того времени.

Именно с иконоборчеством, а также гордыней и многочисленными грехами византийцев и связано явление Богоматери в Тихвине. Считается, что чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и по воздуху перенесся в русский городок Тихвин, что в новгородских землях. Было это в 1383 году.

Многочисленные свидетели указывали, что икону, которую несли ангелы, видели на Руси ровно семь раз. Божья Матерь сама выбрала место на берегу реки Тихвинки, где впоследствии специально для нее был построен храм, а еще позже – основан монастырь.

Несмотря на все усилия князей и представителей духовенства, Русь оставалась преимущественно языческой. Считается, что икона Тихвинской Богоматери выбрала эти края потому, что здесь еще не слишком верили в истинного Бога.

Тихвин быстро стал центром паломничества и поклонения божественной реликвии. К иконе съезжались как простые богомольцы, исповедующие новую веру, так и вельможи, в том числе и князья.

Первый храм Богородицы в Тихвине был деревянным. Он вскоре сгорел, но чудесная икона не пострадала и получила новое пристанище – роскошный каменный храм – Тихвинский Успенский собор, который стоит и поныне.

К усилению почитания иконы приложил вельможную десницу великий князь Василий III. Он приезжал помолиться Богоматери с супругой, дабы она ниспослала княжеской чете наследника. Через два года у супругов родился сын Иван, впоследствии ставший самодержцем Иоанном Грозным. С тех пор эту икону и величают Тихвинской.

В течение многих столетий икона пребывала в Успенском храме при монастыре. Однако события 1917 года все изменили: в России начались религиозные гонения, священников расстреливали, храмы и монастыри оскверняли и разрушали, иконы уничтожали.

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедииТихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона вновь избежала печальной участи: ее передали в краеведческий музей. Из запасников музея ее извлекли во время немецкой оккупации, переправили в Псков, затем в Литву, Германию…

Словом, в середине прошлого столетия образ Тихвинской Богоматери чудесным образом оказался в США, а конкретнее – в православном храме в Чикаго.

Настоятель храма прямо указал в завещании: икона должна вернуться на родину, но только тогда, когда храм и монастырь будут восстановлены и освящены. Это произошло в 1995 году, а спустя девять лет Тихвинская Богоматерь вернулась на намоленное место.

Икону везли в Тихвин через Ригу, Москву и Санкт-Петербург, и по дороге ей воздавали почести сотни тысяч людей. В Тихвин Божью Матерь доставляли спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами.

Иконография

Как уже говорилось выше, Тихвинская Богоматерь относится к типу Одигитрия, то есть «Указующая путь» или «Путеводительница». Это поясная икона (Приснодева изображена по пояс). Она одета в багряные одежды и мафорий с тремя звездами, символизирующими непорочность.

На коленях царственной матери восседает Иисус, облаченный в златое одеяние. Одной рукой он благословляет молящихся, в другой — сжимает свиток с Евангелием. Видно, что Мать и Сын общаются, но приглашают к разговору и молящихся.

Тип Одигитрия близок к Илеусе («Умилению»), то есть иконографии, присущей, например, Владимирской Божьей Матери – та же пара, подобное облачение и повернутая к зрителю пяточка Спасителя. Однако в Одигитрии центром композиции является Христос, причем в образе отрока, да и лирики в изображениях поменьше – мать и сын изображены дистанцированными, а не прильнувшими друг к другу.

Значение образа в православии

Значение образа Богоматери в православном христианстве неимоверно огромно: как уже было сказано выше, Приснодева является заступницей Руси. В России действует более полутысячи храмов, освященных именем Марии, а число ее чудотворных икон исчисляется сотнями.

В православном церковном календаре насчитывается более десятка Богородичных праздников, причем большинство из них – непереходящие, то есть, с фиксированной датой. Помимо этого, имеется множество праздников, посвященных особо чтимым образам Богоматери.

Праздник Тихвинской иконы

День празднования Тихвинской иконы приходится на 9 июля. Это день памяти явления святого образа рыбакам на Ладожском озере – они узрели светлый лик, несомый ангелами еще до появления иконы в Тихвине.

К этому дню приурочили и возвращение чудотворного образа из Чикаго в Тихвин.

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедииПраздничная литургия

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Чудотворная икона помогает молящимся во многих сферах жизни. Ее можно просить практически обо всем:

Как защитница Святой Руси, Тихвинская Богоматерь часто обороняла наши земли от захватчиков. Считается, что она положила начало перемирию в русско-шведской войне XVII столетия. Шведам явились страшные видения, и они в страхе бежали от монастыря.

Где находится святыня

Как уже упоминалось выше, оригинал иконы сейчас находится в Тихвине (Ленинградская область), в храме Богородичного Успенского монастыря. К святыне ежегодно съезжаются десятки тысяч паломников из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо главного образа-прототипа, в России существуют сотни списков, десятки из которых почитаются как чудотворные. Только в Москве имеется не менее десятка образов Тихвинской Богоматери с подтвержденными чудодейственными свойствами.

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедииИсточник и часовня Тихвинской Богоматери близ Ильинского

Под Москвой, неподалеку от Ильинского, находится небольшая часовня и святой источник, посвященный Тихвинской Божьей Матери. Несмотря на то, что святое место расположено вдали от людных мест и наезженных дорог, к нему постоянно стекаются паломники. Это поистине сказочное место, где можно поклониться Приснодеве, попросить защиты, утолить печали, отдохнуть телом и духом, укрепиться в вере.

Согласно преданию, на этом месте была обнаружена икона Тихвинской Богоматери. Еще до революции ее нашел местный крестьянин, копавший колодец. Как только он извлек образ из земли, из-под него забил чудесный источник.

Как правильно молиться образу

Домашний иконостас обычно обустраивают на восточной стене жилища, подальше от бытовых приборов, картин и книг мирского содержания.

Образ Богоматери обычно располагают справа от иконы ее божественного отпрыска, однако если других икон нет, можно расположить его обособленно. Главное, чтобы перед образом было достаточно свободного места для коленопреклонения и молитвы.

Тексты молитв

Молиться Богородице нужно предельно сосредоточенно и серьезно. Желательно надеть чистую, аккуратную одежду, женщине – повязать платок в знак смирения и уважения перед ликом. Если таковой возможности не имеется, можно молиться и в обычной одежде, в которой вы ходите дома.

Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».

Молитва о заступничестве и утолении печалей (на все случаи жизни)

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя, разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о здоровье и благополучии детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Смотреть картинку икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Картинка про икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии. Фото икона божией матери со свитком что такое свитком в энциклопедии

Молитва о зачатии чада и благополучном родоразрешении

О, Всемилосердная, Благая и Истинная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защишение. Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

После молитвы не забудьте поклониться и осенить себя крестным знамением. Если ваши слова шли от души и сердца, Царица Небесная наверняка их услышит!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *