икона богородицы деисусная о чем молятся в чем помогает
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.
Иные материалы по теме «Иконы»:
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Поиск по сайту
Рубрики
Московский Патриархат
Новости Югорской Епархии
Социальный отдел Епархии
Каталог православных ресурсов сети интернет
Мы ВКонтакте
Мы в Одноклассниках
Воскресная школа
Икона дня
Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Пе́рсянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обре́тение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V).
Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937).
Икон Божией Матери «Зна́мение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской151 (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).
Утр. –Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.Лит. –2_Сол., 277 зач., III, 6–18.Лк., 95 зач., XIX, 12–28.Богородицы (под зачало):Евр., 320 зач., IX, 1–7.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.Вмч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Ин., 50 зач., XV, 1–7.
«Знамение» Богородицы 10 декабря: о чем просят у иконы и что нельзя делать в этот день
Память иконы Богородицы «Знамение» Православная Церковь празднует в пятницу, 10 декабря 2021 года. «Знамение» Пресвятой Девы относится к самым почитаемым образам в православии.
На Руси иконы Божией Матери «Знамение» появились в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В тот год объединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли к Великому Новгороду. Шансов на отражение атаки у новгородцев было немного, поэтому они стали молиться Господу о том, чтобы Он не оставил их без заступничества.
В третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал необычный голос, повелевший ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, стоявшие за стеной рати пустили в крестный ход множество стрел, одна из которых вонзилась в лик Богородицы на иконе. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого знамения свыше нападавших внезапно объял необъяснимый ужас, при этом они стали бить друг друга. Видя это, новгородцы устремились в атаку и разбили осаждавшие их рати.
В память об этом событии и чудесного заступничества Богородицы, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери.
Чудотворная икона после явления знамения 186 лет находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее в Новгороде построили храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Помимо новгородской иконы, в России известны многочисленные списки с нее, пишет Foma.ru.
У иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы православные молятся чаще всего.
Она помогает:
в нахождении мира и покоя;
в примирении враждующих;
в предотвращении междоусобных войн;
в исцелении различных болезней (первым делом, глазных);
в исцелении от жутких недугов (к примеру, холеры);
в предотвращении стихийных бедствий, пожаров;
защитится от врагов;
не стать жертвой злоумышленников;
в избавлении от завистливых людей.
У образа Богородицы православные просят о мире в семье, счастье и благополучии, о здоровье детей, сообщает pronedra.ru.
Верующие люди ходят в церковь на молебен, зажигают свечи в доме рядом с образом Богоматери, особенно если имеется икона «Знамение».
На Знамение не разрешалось заниматься тяжелым физическим трудом, а также следовало отложить на следующий день домашние дела, поэтому женщины в этот день не стирали, не шили, не вязали и не пряли.
Рыбалка 10 декабря считалась бессмысленной, потому что все рыбы к Знамению, по народным поверьям, должны были попрятаться в омуты. Однако было принято ходить в лес, искать рога лосей, которые в этот период их сбрасывали.
Также в этот день люди традиционно присматриваются и прислушиваются к знакам, которые появляются в их жизни. Считается, что именно 10 декабря эти знаки становятся более явными. Они предупреждают, защищают и отводят беду.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если мы внимательно посмотрим на иконостасы различных храмов, то заметим некоторые закономерности. Т. е. иконостасы формируются не просто так, по желанию художника или настоятеля, а по определенным правилам. Когда в иконостасе присутствует несколько рядов, то, скорее всего, будет и ряд деисусный (третий снизу). Также деисусный чин (вместо привычных серафимов) иногда изображают на куколях московских Патриархов.
Термин «Деисус» русскоговорящему человеку, особенно верующему, поначалу будет немного «резать» ухо. Мы ведь привыкли, что приставка де- означает отрицательное действие, а имя Иисус сразу ассоциируем с нашим Спасителем. В итоге получаем вроде как некое антихристианское понятие. Что это? На самом деле не более чем игра слов, не имеющая отношения к истинному положению вещей. «Деисус» – греческое слово (в оригинале звучит как δέησις («Деисис»)) и означает прошение или моление. Чаще всего данный термин употребляется в отношении иконописных образов, где перед Христом в молельном жесте (положении) предстательствуют Богородица, Иоанн Креститель, а также избранные святые, которых захотел изобразить иконописец.
История
Наименование «Деисус» («Деисис») появилось в Византии и изначально применялось по отношению к вотивным иконам. Что такое вотивная икона? Это икона, которая писалась по заказу человека, давшего какой-либо обет, или в благодарность за исполненное прошение. Исходя из данного определения, несложно догадаться, что в таком случае рядом со Христом изображались не только Богоматерь и Иоанн Креститель, но чаще именно те святые, к которым в своих молитвах обращался и обращается заказчик.
В XI веке мы видим, что Деисис уже воспринимается как определенный, отдельный тип иконы. Об этом упоминает византийский историк Михаил Атталиат в своем Диатаксисе – специальном документе, регламентирующем внешнюю (обрядовую) строну совершения Литургии. Он пишет, что икона Деисис устанавливалась в центре темплона, или тябла – специальной поперечины из дерева или камня, к которой крепятся образы иконостаса.
Деисис в самой распространенной, так называемой сокращенной иконографической схеме, представляющей, как уже упоминалось, изображение Христа с предстоящими Богородицей и Предтечей, наибольшее распространение получает в послеиконоборческий период. Многофигурная икона Деисис появляется в Х веке: известен Лимбургский образ, на котором изображены также Архангелы Михаил и Гавриил. В Софийском соборе в Новгороде XII веком датируется 7-фигурный Деисис, где добавлены образы апостолов Петра и Павла. Примерно в этот же период появляется так называемый апостольский Деисис с предстоящими перед Христом двенадцатью учениками. Изначально он изображался на стенах, как, например, в монастыре влкмц. Екатерины на Синае, а затем постепенно, особенно в русской традиции, выделился в отдельный ряд иконостаса.
Идейное содержание
Во многом на формирование идейного содержания образа Деисис повлияла литургическая традиция Церкви. Центральной фигурой всегда является Спаситель как Царь, к Которому возносится благодарственная молитва Евхаристии. Именно поэтому в данном образе никогда не изображается крест. Искупительная жертва уже совершена, впереди нас ждет Страшный суд – и вся Церковь, как Небесная, так и земная, обращена к Христу в просьбе о добром ответе.
Также в основу образа Деисис легла молитва, читаемая во время совершения литии на вечерне, ведь, как мы помним, в ней мы прибегаем к заступничеству и Богородицы, и Иоанна Предтечи, и Небесных Сил, и апостолов, и прочих многих святых, просиявших в различных чинах.
Деисис (Деисус) – один из многих богатых иконографических образов, в котором запечатлена глубина смыслов. Это богословие красок, необходимое не только для внимательной и собранной молитвы, но и для размышления на вечные темы.