икебана что это такое
Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.
Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.
Что это такое
Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:
«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.
Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.
Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.
Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.
Особенности искусства
Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.
В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.
«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.
Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.
Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.
Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
Название школы переводится как «трава и луна».
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Икебана в метро Киото
Стили
Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.
Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.
Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.
По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.
Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.
Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.
Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.
Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.
В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.
Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.
Современность
В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.
Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.
Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.
Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы поучать новые интересные посты себе на почту!
Японское искусство икебана: традиции и современность
Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.
Что это такое
Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.
Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.
Искусство или философия
Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.
Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.
Символизм
В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.
Композицию имеет три символические линии:
Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.
Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.
Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.
Образный язык отдельных цветов и оттенков:
Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.
Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.
Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.
Язык цветов и растений
Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.
Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.
История зарождения искусства и его развитие
В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.
В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.
В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.
Школы и стили
Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.
Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.
Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ
Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.
Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.
Морибана
В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.
В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.
Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.
Согэцу
После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.
У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.
Материалы
Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.
Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.
Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.
Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.
Как сделать икибану своими руками
Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.
Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.
Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.
Осенний букет
Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.
Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.
Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.
Зимняя сказка
Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.
Весна-лето
Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.
Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.
Что такое икебана? Определение и значение
Как правильно пишется, ударение в слове «икебана»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Спасибо!
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова изобразитель
(существительное):
Ассоциации к слову «икебана»
Синонимы к слову «икебана»
Предложения со словом «икебана»
Сочетаемость слова «икебана»
Значение слова «икебана»
Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «икебана»
Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Предложения со словом «икебана»
Японская флористическая традиция неразрывно связана с национальным искусством икебаны
Вскоре он уже составлял икебаны
, мастерил оригами и играл на лютне.
При составлении икебаны
нужно знать некоторые правила использования сосудов для неё.
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0
Икебана — искусство изысканных
В Японии искусству составлять икебану обучали немногих. Это было делом для избранных, изысканных, утонченных людей. Этому ремеслу нельзя было научиться за несколько недель или месяцев. Это профессиональное мастерство приобреталось годами (что-то сродни обучению мастеров слова, художников). Оттачивать чутье, видение человек должен был долго и кропотливо.
Для обычных японских женщин это искусство было запретным. А вот гейши должны были владеть уникальными способностями составлять такие творения. Уметь передавать философию жизненных ситуаций, изысканно поддерживать беседу, имея букеты — это непростая наука. Однако гейши справлялись с таким положением вещей.
Что такое икебана и почему стоит ей заниматься
Икебана — это японское искусство создания композиций из сухих и живых цветов, листьев, веток и корней.
Само название состоит История Икэнобо из двух иероглифов: «икэ» — жизнь и «хана» — цветок. Чаще всего это переводится как «дать цветам новую жизнь» или «позволить цветам выразить себя».
Это хобби выбирают люди творческие, увлечённые цветами, Японией и Востоком, художники. Это искусство, в котором каждый найдёт своё: кого-то привлечёт красота растений, других — Страна восходящего солнца, её культура, третьим же будет интересно самовыражение через создание композиций.
Если вы хотите научиться делать букеты своими руками, но сомневаетесь, подойдёт ли это вам, то вот несколько аргументов в пользу икебаны.
Так, да не так!
Что такое икебана? Икебана – это действительно составление букетов из цветов, веток, травы и даже из фруктов и муляжей. То есть размаха для фантазии в этом виде искусства множество. Но что еще более важно — умение составлять букет асимметрично, умея подчеркнуть уникальность линий. Здесь нужен талант или некое художественное видение, чтобы композиция притягивала взгляд, рождала эмоциональный отклик в душе. Здесь вспомнишь и золотое правило Микеланджело, и закон соответствия формы и содержания, и количество, переходящее в качество. Тем более что в икебане предпочтительнее минимальное количество элементов. Это еще раз подчеркнет вкус и изысканность композиции. А у автора икебана покажет умение в малом выразить большое философское видение жизни.
Что такое икебана? Это, конечно, целое искусство. Создать настоящий шедевр с первого раза никому не удается (точно так же, как пойти с первого шага). Вспомните любого литератора, скульптора, художника, музыканта. У всех них на этапах становления были ранние периоды, где зарождался их будущий талант. Кто знает, кем станете вы, если начнете свои первые шаги на этом поприще?
Какие инструменты и материалы нужны для икебаны
Всё это можно найти в цветочных магазинах или заказать в интернете:
Как сделать свою первую икебану
Что понадобится
Как сделать лесную композицию
1. Возьмите основание для икебаны. Лучше всего брать сосуд из природных материалов, не слишком яркий и не вычурный. Помните, что в основе японского искусства — простота. Отлично подойдёт керамическая ваза, похожая на бетонную.
YouTube-канал ТНОМЕР
2. В Японии традиционно цветы в вазах ставят на кэндзан. Поместите его на дно сосуда. Сверху налейте воду так, чтобы она заполняла примерно половину чаши. Это обязательно для икебаны из живых растений.
YouTube-канал ТНОМЕР
3. Возьмите один ирис и подготовьте его: уберите лишние листья, подрежьте стебель секатором, если это необходимо.
YouTube-канал ТНОМЕР
4. Теперь установите ирис на иголки кэндзана. Цветок должен стоять прямо.
YouTube-канал ТНОМЕР
5. Далее точно так же расположите ещё два ириса. Не старайтесь делать это симметрично. Наоборот, в композиции должна быть асимметрия, это смотрится более естественно. В итоге выглядеть всё будет примерно так, как на картинке ниже.
YouTube-канал ТНОМЕР
6. Теперь добавьте веточки черничника. Воткните их в иголки кэндзана рядом с цветами. Секатором уберите засохшие отростки.
YouTube-канал ТНОМЕР
7. Так как ваза не плоская, а достаточно объёмная, композиции не хватает высоких элементов. Добавьте длинную веточку ивы или другого дерева. Она должна выделяться на фоне более низких растений.
YouTube-канал ТНОМЕР
8. Добавьте больше зелени: используйте для этого махровую гвоздику или очиток. Втыкайте стебли в кэндзан так, чтобы растения оказались на нижнем плане и не закрывали ирисы. Так икебана смотрится гармонично.
Подробности мастер-класса по лесной композиции в этом видео:
Виды икебаны
Есть, например, осенняя икебана (а еще зимняя, весенняя, летняя). Для осенней композиции сама природа дает свои дары: осенние листья, сухие веточки, шишки, трава-сухостой, различные ягоды — это материалы для букета.
Остроугольная композиция очень хорошо будет смотреться как из хвойных, так и из лиственных ветвей. Красоту этого времени года будут подчеркивать желтые, бурые, красные листья клена.
Другое дело – это икебана из цветов. Самая распространенная икебана. Используется для этого цветочная палитра природы (не забываем, что символизирует каждый цветок в Японии; хотя мы можем привнести исконно русские корни: ромашка — семья, чистота; василек — застенчивость, простота).
А вот в новогодней икебане (фото самых разных букетов есть в статье) отдайте предпочтение хвойным деревьям. Но для украшения можно использовать различные декоративные предметы:
Эти элементы помогут передать радостное ожидание Нового года, радушие хозяев, желание поделиться теплом души людей, живущих в доме и соприкасающихся так бережно с природой.
Искусство или философия
Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.
Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.
Символизм
В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.
Композицию имеет три символические линии:
Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.
Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.
Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.
Образный язык отдельных цветов и оттенков:
Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.
Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.
Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.
Язык цветов и растений
Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.
Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.
История зарождения искусства и его развитие
В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.
В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.
В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.
Школы и стили
Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.
Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.
Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ
Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.
Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.
Морибана
В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.
В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.
Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.
Согэцу
После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.
У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.
За дело
Самое время сделать икебану своими руками:
Теперь работа завершена и самое время определить ей место на полке, в саду, на столе, понимая, что стиль и здесь должен быть выдержан.
Материалы
Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.
Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.
Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.
Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.
Как сделать икибану своими руками
Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.
Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.
Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.
Осенний букет
Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.
Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.
Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.
Зимняя сказка
Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.
Весна-лето
Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.
Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.
В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.
Источник статьи: https://ojapan.ru/ikebana/
Давайте научимся искусству составления!
Прежде всего знайте, что составить букет нужно в трех плоскостях:
Этот треугольник — целая система взаимодействия природы и человека. Между ними всегда должна быть гармония, взаимосвязь, понимание, любовь и так далее. Создавая своими руками икебану, нужно еще чувствовать свое отношение к природе, стараясь отразить самые ее выгодные стороны. Специалисты советуют при создании работы мыслить только радостно, с каждым элементом общаться как с человеком, разговаривая с ним, слушая его ответы.
Теперь продумайте, куда вы будете помещать букет. Нужно выбрать площадку или сосуд однотонного цвета, чтобы концентрация внимания шла только на ваше творение. К тому же подставка-сосуд должна быть низкой (по тем же соображениям).