игрища у казаков что это

Шермиции (традиционные игры донских казаков)

Содержание

Этимология и похожие праздники

Доказательством западного заимствования этого слова может служить варшавская летопись Йоахима Ерлича, где под 1648 приводится «Пісня про пана миколая потоцького, коронного гетьмана, і про хмельницького», где есть такие слова: «Луком, стрелами, порохом, кулями і мечем шермуєш».

С другой стороны, этимология этого слова, возможно, имеет славянское происхождение. Так, во множестве былин киевского цикла встречается слово «шурмовать», что означает «ударить, бросать, разорять», «шурматить, шурмовать (копьем) — орудовать», запись былин проводилась на русском Севере. «Шурмует и винтует» на коне Илья Муромец, что означает джигитует и наездничает. «Как и еду ле я с вами в стольно Киев-град, Я грометь, шурмовать да стольно Киев-град». (былина Илья Муромец и Калин-царь).

«А правой рукой копьём шурматит» (Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муромцем).

Это слово созвучно с шермувати — орудовать (оружием), шермицерія — фехтование, схватка, стічка, сшибка, шермір — фехтующий, шермірство — фехтование на украинском языке.

В Белгородской свадебной песне есть строки: «Не шурмуйте, бояре, Обаполо двора коньми». В сборнике старинных русских пословиц Симони есть поговорка: «Конем воевать, а копьем шурмовать». Слово шермиции часто встречается в допросных листах Пугачева, где оно используется в смысле «военных столкновений», «небольшого боя», «стычки».

Из традиционных праздников народов, живущих возле донских казаков, наиболее близкими являются черкесcкие игрища, в массе своей совпадающие по структуре, видам состязаний с домашними играми и шермициями донцов, отдалено близок татарский праздник сабантуй, с которым его роднит конные скачки и борьба, татарские названия места проведения состязаний (майдан), но функционально шермиции не были связаны с земледельческими культами, поскольку казаки начали заниматься земледелием в XVIII в..

Происхождение шермиций

В XVII в. донцы присягнули на верность Московскому царю, а в начале XVIII века Земля Донских казаков потеряла самостоятельность, и управлялась царскими наместниками. В 1835 году донские казаки были превращены в полупривилегированное сословие Российской империи и послужили костяком для формирования других казачьих войск России. Сословные рамки произвели изменения в обрядах инициаций, вклинились в военно-траурную обрядность, обычаи связанные с кругом. Под воздействием сословных предписаний этническая культура (в воинском аспекте) становилась выхолощенной, превращалась в смотры, военные парады. Казарменный дух входил в быт казаков, регламентировал их жизнь, подчинял букве устава.

В сложных природных и социально-исторических условиях постоянных боевых действий, поисков добычи, барымтой, борьбой за рыбные промыслы и за сохранение религиозной идентичности в сообществе донских казаков выработались механизмы подготовки воинов, которые ритуально закрепились, а позже составили основу т. н. «домашних игр». Они служили важной частью воинских инициаций, станичных праздников, основой военно-траурной обрядности. Основу этих игр составляли скачки на лошадях, джигитовка и рубка, воинские упражнения, как в конном, так и пешем виде. Многие из этих упражнений перекочевали в детские и юношеские игры и соревнования.

Воинские инициации в казачьей культуре

В традиционном обществе ритуальные формы поведения выполняли различные функции, к которым можно отнести передачу культурного опыта, формирование необходимых социуму образцов поведения, формирование картины мира и др.. В воинских культурах состязание занимает доминирующее положение, поскольку оно формирует воинственный тип личности, готовый на схватку, на состязание за право первенства, отвечающий требованиям и ожиданиям того коллектива, частью которого он является.

Подобные состязательные практики воспитывали в казачьих сообществах человека, носителя определенных культурных ценностей, которые можно обозначить как воинский (рыцарский) этос. Вырабатывались правила поведения на войне, которые закреплялись в обычаях, адатах и даже приказах войсковой канцелярии в более поздний период.

Шермиции на современном этапе

Ради достижения целей консолидации казачьего народа на основе традиции предков, обретения им национального самосознания был воскрешен институт праздничных шермиций. Они проводятся на Дону в станице Старочеркасской с 2009 года. По сути шермиции сегодня стали этноспортом [10] всех казаков России. В шермициях принимают участие казаки разных общин со всей России, а также с ближнего и дальнего зарубежья. Помимо донцов, приезжают казаки с Кубани, Урала, Терека.

В 2010 году Региональной общественной организацией «Федерация казачьих воинских искусств «Задонщина» в Минспорта Ростовской области были поданы необходимые документы для включения шермиций в Реестр национальных видов спорта, как национального вида спорта Ростовской области, что и было сделано. Шермиции были признаны на уровне Ростовской области национальным видом спорта донских казаков.

В качестве дисциплин были включены — рубка мишеней в пешем строю (как шашкой, так и шашкой с кинжалом), фланкировка шашкой, фехтование на шашках и фехтование на пиках.

Расширяется формат национальных казачьих игр. В рамках шермиций проводятся состязания по традиционному казачьему кулачному бою, поединки сопровождались исполнением народных наигрышей на гармошке, проводится соревнование по народной поясной борьбе «на ломка».

Дисциплины шермиций

Дисциплина «рубка мишеней в пешем строю»

— исторически сложившаяся у донских казаков форма проведения состязаний в рубке шашкой. Подобные состязания проводились в качестве подготовительных упражнений к рубке верхом на коне. Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определённого количества баллов за фиксированный промежуток времени.

Дисциплина «фехтование на шашках»

— исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки (в играх и при обучении настоящая шашка заменялась палкой или удары наносились плашмя, или клинки оборачивались острой стороной назад и бой велся обухом шашки. В ст. Цимлянской в подобных играх «в шашки», были запрещены колющие удары.). Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой.

Дисциплина «фехтование на пиках»

Дисциплина «борьба на ломка»

Дисциплина «кулачный бой (кулáчки)»

«Джигитовка и скачки»

джигитовка на коне и скачки также внесены в шермиции как отдельная дисциплина, но из-за дороговизны перевозки и содержания лошадей остаются в ближайшей перспективе. Традиционные же шермиции не обходились без конных состязаний, без стрельбы с коня, без скачки «на мишень», без фланкировки шашкой и пикой верхом, что для современных казаков, живущих в городских и полу городских условиях, или даже в условиях сельской местности, где не у всякого есть конь, остается недостижимой роскошью.

Источник

Забавы донских казаков – шермиции

игрища у казаков что это. Смотреть фото игрища у казаков что это. Смотреть картинку игрища у казаков что это. Картинка про игрища у казаков что это. Фото игрища у казаков что этоВ тех немногих информационных источниках, результатах различных исследований, содержащих какие-либо упоминания о зарождении физической культуры на Дону, системном проведении мероприятий и становлении традиций с элементами спорта (в нынешнем понимании), практически не упоминаются люди еще полтысячи лет назад заселившие донские просторы, ставшие в конце концов этнической общностью. Да, конечно, говорю о казаках. Ведь именно в недрах донского казачества зародились ростки будущего специфического регионального спортивного движения.

Столько времени говорю о казачьих боевых и соревновательных умениях, а «шермиции» ни разу упомянуты не были. Так что же это такое? И слово-то не русское, хотя и в этимологии слова «казак» русское тоже не присутствует.

Старинные казачьи соревнования по военно-прикладным видам упражнений и подготовки, некоторые из которых дали начало спортивным дисциплинам, и сегодня популярны на Дону. Существуют Федерация казачьих воинских искусств «Шермиции» и Общероссийская федерация исконных забав и этнического спорта России. С 2009 года шермиции проводятся в донской станице Старочеркасской.

Четыре года назад региональной общественной организацией «Федерация казачьих воинских искусств «Задонщина» были поданы в министерство спорта Ростовской области необходимые документы для включения шермиций в реестр национальных видов спорта в качестве национального вида спорта Ростовской области. Что и было сделано.

28 сентяря 2013 года в ст. Романовской Волгодонского района Ростовской области состоялись шермиции, посвященные 400-летию основания станницы.

Программа праздничных соревнований состояла из 10 видов:

И это ещё не всё о роли донского казачества в зарождении и развитии спортивной жизни на Дону.

Источник

Разгуляться на празднике да потешиться (досуг казаков Верхнего Дона)

игрища у казаков что это. Смотреть фото игрища у казаков что это. Смотреть картинку игрища у казаков что это. Картинка про игрища у казаков что это. Фото игрища у казаков что это

Разгуляться на празднике да потешиться

(досуг казаков Верхнего Дона).

Нигде так ярко и выпукло не проявляются обычаи любого народа, как в праздники. Так было и на Верхнем Дону. Лишь наступал праздничный день, уже с утра на узких и тесных улицах донской столицы толпился празднично разодетый люд.

(87 лет) рассказывает: «Тяжко работали, но и отдыхать, веселиться умели вдосталь, от души». Действительно, казаки развлекались от души, по-детски самозабвенно, будь то праздник или станичная ярмарка, скачки, посиделки, катания на санях.

Одну их христославных детских песенок он спел:

«Я маленький хлопчик принесу Богу снопчик.
В дудочку играю, Христа забавляю.
А вы люди знайте, копеечку дайте
И курочку, петушка и пшенички два мешка».

Хозяева одаривали христославцев конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога — мы корову за рога.
Не дашь кишку—мы свинью за виску.
Не дашь блинка — мы хозяина в пинка.

Донской историк отмечал, «христославить» ходили и старики, разными компаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям станицы. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был заплатить.

А вот, что рассказала ( 1918 г. р.): «Бывало, как стукнить двянадцать ночи, маманя нас подымаить и говорить: «Одевайтися, болюшки, пора христославить!» И всягда с нами батяня ходил, потому, как, одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и кричим: «Хозяева, пуститя похристославить!» и они нас в дом зовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девки сюды, а ребята чуть дальше, на святой угол перякрестимся и поем хозяевам, «христославим».

Пасха. Сегодня у нас есть возможность окунуться в атмосферу пасхального празднования начала XX века. Обратимся к воспоминаниям старожилов станицы Казанской: Ольги Осиповны Колычевой, Клавдии Алексеевна и Стефана Власовича Сафроновых, краеведа Абакумова Георгия Николаевича.

Троица. На 50-й день после Пасхи наступал праздник Троица. В каждом курене полы устилали чабрецом, в кувшинах цветы, у окон березовые ветки.

В районном музее нахожу воспоминания Колычевой Ольги Осиповны: «На лугу у Дона мы устраивали пиршество: выносили таганки. Складывались – кто по 2-3 яйца, кто масло, кто смалец и жарили яичницу. А затем шли в березник с песней «завивать венки». Сделаем венок и в Дон бросаем. По венку смотрели, в какой стороне суженый». В нашей станице было традиционным празднование Троицы на живописном берегу реки Дон. На поляне устраивали гуляние молодёжи. Собираются с угощениями. Посередине поляны – берёзка, возле неё водятся хороводы и ей, приносят угощение «Мы к тебе пришли, берёзка!». Проводят под хороводную песню завивание берёзки – плетут из веток косички и завязывают цветные ленты. Когда гуляние заканчивается, березку «развивают».

Мы описали три годовых праздника (т. е. праздников, бывающих раз в году): Зимние Святки, Пасху и Троицу. Совокупностью повествований создаётся собирательный образ каждого из этих праздников. Каждый из них выглядит в рассказах старожилов, в литературных источниках как явление уникальное, неповторимое, в котором на фоне некоторых общих для всех праздников традиционных форм общения, обычаев выделяются особые, присущие только ему обряды, забавы, увеселения.

Но все же настоящих алкоголиков в станице было мало. Старики поговаривали «Пить ни с того ни с сего, без всякого повода казаку стыдно».

Посиделки, ярмарки, народный театр…

У станой избы каждый день казаки собирались на разговоры. Собирались в круг, вязали сети, вентери (рыболовные орудия типа ловушек), тенеты (сети для ловли зверей и птиц). Во время работы слушали рассказы пожилых станичников об их походах, сражениях и победах. Молодые люди восхищались рассказами, просили еще что-нибудь рассказать. На таких сборах казаки пели казачьи песни. Песен было множество. Среди наиболее любимых «Ой ты, наш батюшка тихий Дон!», «Поехал казак на чужбину далёко …», «Ой, да разродимая, моя сторонка …», «Как на речке было, братцы, на Камышинке …» и многие другие. Молодые девушки собирались на посиделки вечером. Щелкали семечки, гутарили, танцевали краковяк, гопак, польку простую, польку с каблучком и обязательно пели песни. Побывали мы в гостях у Евдокии Александровны Козыревой (проживающей в ст. Мешковской, 30 км. от Казанской) – хранительнице песен, быта и культуры казаков. Дом с маленькими оконцами, утонувший в зелени сада. Переступив порог, попали в мир казачьей донской старины и открыли для себя нечто неразгаданное, непознанное. Еще от порога услышали треск горящего бурьяна в русской печи и тихую протяжную песню.

Старые традиции были живучи, однако жизнь не стояла на месте, новое входило в станичный быт.

Казак имел право прийти на игрища в 18 лет, а девушек выводили в свет в 16 лет. К 16-летию девушка шила себе бальное платье и дюжину вышитых с личными вензелями платочков, которые после каждого танца она дарила кавалерам, тем самым, давая понять, что за ней можно ухаживать.

Играли на различных инструментах, но любимым была гармошка. Имелась и скрипка. Когда у Малеева появился граммофон, казаки и казачки толпами ходили смотреть на чудо техники, слушали неведомые до того мелодии». Старожилы рассказывают, что практиковались чтения вслух. «Читки» устраивали студенты, которые приезжали на каникулы. Читали «Ниву» и «Донские войсковые ведомости», которые выписывали купцы Староверов и Малеев. Но большой популярностью пользовался казачий народный театр. В репертуаре театра разыгрывались драмы «Ермак», «Степан Разин», воплотившие в себе представления об отваге, мужестве любимых казачьих героев.

По выходным и праздничным дням казаки обязательно посещали церковь (православными были 87% казаков). Гордостью прихожан был певчий хор. Первый дебют хора имел необычный успех. Казаки были растроганы гармонией, ими до селе неслыханной, что многие умилились до глубины души, многие чуть не плакали, а у многих, по их выражению, мурашки бегали по коже! (Газета «Искра» № 17, 1997 год)

Надо отметить и ярмарки. «Целыми семьями уезжали из хуторов в этот день в станицу. На цепку накинут дверь без замка. И поехали – на ярмарку» ( «Старые Вешки», стр.415).

Ярмарки были праздничными, веселыми, с каруселями, конфетами, джигитовкой и др. развлечениями. Во время ярмарок разыгрывались казачьи драмы. Зрители тесно окружали «сцену», имея возможность увидеть и услышать происходящее. Затем старики собирались в чайной у Кислицына. (Здание чайной сохранилось, в настоящее время здесь находится кафе «Аида».) Здесь они обсуждали всевозможные новости, происшествия, события.

Иногда собравшись, играли в кремешки, в лапту. В большом толковом словаре донского казачества я нашла следующие пояснения этой игры, записанные со слов старых казаков: «Играли в лапто. Меч – ента лапто. Ф поддавачки играли. Адни лавють, а другиеи бьють лаптушкой – дощечка завостриная. (стр.258)

Детские игры играли не маловажную роль в воспитании казачат. Они были ориентированы на физическую подготовку казачат к жизни, включали элементы бега, разновидности метания, прыжки. В них дети приобретали ловкость, быстроту, прыгучесть, меткость.

Девочки по-прежнему играют в куклы, но современные куклы отличаются технологией изготовления.

Культура каждого народа имеет свои традиции. В их состав входят праздники, верование, игры, обряды. В данной исследовательской работе мы рассказали о значимых праздниках казаков на примере жителей станицы Казанской Верхнедонского района Ростовской области, записали традиционные казачьи игры.

1. «Народная устная поэзия Дона», Издательство Ростовского университета, 1963

2. «Донская станица в старину», «КСС», Ростов/Д, 2005

3. Большой толковый словарь донского казачества словари», 2003

4. И. Тимощенков «Общественный быт и народные обычаи станицы Казанской» Труды Областного Войска Донского статистического комитета, выпуск второй, Новочеркасск. 1874 год

5. Газета «Искра» № 17, 1997 год

6. «Старые Вешки» Ростов/Д, 1991

7. «Детские казачьи игры и забавы», Ставрополь, 1993.

Источник

Быт донских казаков

При внешней простоте и скудости запасов, казаки поражали окружающих своим богатством: преданностью воинскому братству, законам равенства и справедливости, удивительным гостеприимством, готовностью поделиться с первым встречным, даже с чужаком по крови и вере.

Казачье звание обязывало каждого из них с двойной ответственностью подходить к формированию характера, укрощать свои недостойные желания, не пускать наружу эмоции, лишние слова, постоянно думать о главном и не растрачивать свою силу попусту. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

игрища у казаков что это. Смотреть фото игрища у казаков что это. Смотреть картинку игрища у казаков что это. Картинка про игрища у казаков что это. Фото игрища у казаков что это

Жизнь, полная опасностей, сформировала у казаков сильный характер, личную неуст- рашимость и выносливость, вырабатывала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество

Жизнь, полная опасностей, сформировала у казаков сильный характер, личную неустрашимость и выносливость, вырабатывала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество.

Представления о быте донских казаков XVI-XVII вв. носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны. От конца 16-го века (1593 г.) дошла до нас русская «Роспись от Воронежа Доном-рекою от Азова, до Чёрного моря, сколько вёрст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, как живут в городках». В ней перечислен 31 городок, приведены скупые данные о жителях, хозяйстве, военных действиях, управлении. Места для проживания выбирались «по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание», т.е. для рыболовства и охоты. Выгодные с точки зрения защиты от неприятельских набегов, крутые или, напротив, низкие берега рек, возвышенности, окружённые болотами, речные острова. Естественной защитой чаще всего были вода( реки, протоки, отрезающие станицу или хутор от степи), топкие места. Станицы окружались деревянно-земляной стеной (полисад – частокол, тын, который образовывался землёй) или плетнями в два ряда, между которыми засыпалась и утрамбовывалась земля. Из станиц были сделаны подкопы ( для внезапных подрывных действий).

В центре станицы находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. Одно из строений было станичным куренём, где находилось станичное правление – орган исполнительной власти населённых пунктов Войска Донского. У донского казачества было административно-территориальное деление: хутор, станица, округ, войско. По свидетельству адмирала К.Крюйса. городки делились на две части: имевшие зимние жилища (отапливаемые) и летние. Многие исследователи утверждают, что после пятилетнего пребывания в Азове (1637-1642 г.г) донские казаки приступили к широкомасштабному строительству городов с каменными домами. Число каменных и домов на каменном цоколе в пределах одного укреплённого города выросло к концу 17 века от 200 куреней, что соответствовало числу жителей (от 100 по росписи 16 века) до 300, на Донце почти 400 в конце 17-го века.

Донские казаки отличались преданностью и неподкупностью. Во время легендарного Азовского осадного сидения донские казаки, обороняя крепость, на предложение турок сдать позиции за большие деньги ответили: «Не дорого нам серебро и злато, дорога нам слава вечная».

Другие вины – оскорбление обществу, возмущение, злодейское убийство и междоусобное воровство, наказывали при наличии двух свидетелей, приговором Совета стариков, который являлся мировым судьёй, чаще смертью. Менее виновных сажали в воду, били плетьми под якорем за «продерзости» при станичных куренях), а также сажали в колодку (на ноги надевали деревянные колодки).

Основные занятия донских казаков в XVI-XVII вв. – «промыслы в ловле зверей и рыбы, а также походы за добычей вне границ. Отправляясь в походы, донские казаки одевались в «ветошь», т.е. в ветхое платье.

Обучали письму и грамоте донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и свои светские учителя. Центрами распространения книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своём, на Дону были рукописными.

В первой половине XVII века появляются оригинальные литературные произведения – «Казацкие повести». В 1623 году в Сибири литератором, донским казаком, составлены «Написания» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642-м – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». В начале XVII века (1619-1620 гг.) впервые для английского путешественника Р. Джемса донские казаки сделали записи воинских песен. Так уже в начале XVII века донское казачество заявило Европе, что у него есть своя культура, наука, традиции, обычаи, народные промыслы, танцы, песни, поэзия и литература.

К концу XVII века территория Донского казачьего войска простиралась от устья Хопра до устья Аксая и даже начинала вклиниваться в пределы Екатеринославских, Воронежских и Саратовских земель. На Дону уже существовало более 50 казачьих городков, число которых продолжало расти. Появились мазанки, деревянные дома, церкви и другие строения.

игрища у казаков что это. Смотреть фото игрища у казаков что это. Смотреть картинку игрища у казаков что это. Картинка про игрища у казаков что это. Фото игрища у казаков что это

Официально донские казаки стали нести службу с 1584 года, получая жалование от государя деньгами, серебряной посудой и в виде припасов: хлеба, пороха, селитры, свинца и сукна.

Дух донских казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определённой поддержке и внимании. А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание.

промыслы и занятия 4

Для всех донских казаков коневодство было основным направлением хозяйственной деятельности. Каждая станица содержала конский табун. Коней разводили для себя и на продажу. Этот промысел высоко ценился на Донской земле. Донские породы лошадей известны резвостью и легкостью в беге. Помимо донских казаков официальными поставщиками лошадей для российской кавалерии были терские, сибирские, черноморские и забайкальские казаки.

Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали рыбой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана. Известные казачьи фамилии держали свои рыбоспетные заводы.

Третьим донским промыслом было виноградарство и виноделие. Каждая семья имела в своем саду до 400 кустов винограда и в среднем ежегодно собирала до трех пудов ягод. Многие казачьи атаманы имели в личном пользовании до 8 виноградников. Донские вина (цимлянское, раздорское) высоко ценились в Москве и Петербурге.

игрища у казаков что это. Смотреть фото игрища у казаков что это. Смотреть картинку игрища у казаков что это. Картинка про игрища у казаков что это. Фото игрища у казаков что это

Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали ры- бой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана

Дон всегда был славен огородничеством и садоводством. Донская бахча поставляла на российский рынок сладкую тыкву, арбузы и дыни. Арбузное варенье (нардек) и повидло из тыквы — традиционное лакомство на Донской земле. В 1840 году донские казаки познако мились с картофелем. Вскоре на Дону появляются заводы по производству крахмала и спирта. Донские казаки бесплатно поставляли на императорский стол рыбу и икру, ягоды и фрукты, виноград и вино. И в XXI веке казаки не утратили своего умения сохранять свежесть виноградной грозди до нового сбора. Занимались донские казаки и пчеловодством. Донские меды: липовый, из боярышника, разнотравье и майский — сохраняли здоровье казака круглый год. Славен Дон и изготовлением плетеной мебели, ваз и посуды из камыша, бересты и ивового прута. лозы. Этот казачий промысел имеет более чем семи вековую историю. Казачки издавна занимались бисероплетением. Особо использовались вышитые полоски для украшения головных уборов, одежды и мебели.

Возле другого рундука на богатом персидском ковре располагались для душевной беседы жены донских старшин. Пленные татарки и турчанки (ясырки), жившие в казачьих семьях на правах младших членов, родственников, прислуживали старшинским женам, разливая в серебряные чары сладкий мед и с поклоном подавая его. Казачки степенно, без торопливости, вкушали мед, хвалили дедовскую старину и, слегка захмелев, пели душевные песни о подвигах своих дедов, отцов и мужей.

Почти проходящим мимо них казаков старшинские жены с поклоном приглашали: «Подойди, родненький, к нам!» и потчевали их медом. Весьма польщенные вниманием знатных дам, казаки, обычно, кланялись и клали на поднос горсть монет. Проводившие таким образом время старшинские жены любили изъяснятся в разговорах между собой по-татарски, перенимая знания этого языка у ясырок. Разговор на татарском языке был в большой моде у черкасских казачек.

Женщины-казачки должны были с почтением относится к мужчинам, уступать им во многих бытовых ситуациях. Если, например, на узком мостике, каких множество имелось в Черкасске, встречались женщина и мужчина-казак, то слабая половина в любом случаи должна была уступить казаку место, даже если при этом ей приходилось спрыгивать с моста.

Компании мальчишек и юношей выходили на игрища за город, к палисаду и крепостным стенам. Здесь ставилась самодельная цель, и казачата, одни с луками, другие с ружьями, соревновались в меткости стрельбы. Наиболее натренированные могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, поставленную на ребро. После стрельб обычно устраивали потешные бои.

Свободное время казаки любили проводить в так называемых станичных избах, которых в Черкасске в это время насчитывалось девять, и стояли они на берегу Дона не далеко друг от друга. Казаки из двух-трех станичных изб на одинаковом расстояние от каждого стаяли на воде деревянный поплавок с мишенью. По условному знаку специально выбранного распорядителя-судьи начиналась стрельба по этой цели. Победители одерживали казаки того станичного куреня, которым удавалось потопить цель. Проигравшие угощали победителей тройным касильчатым медом и пили сами за здоровье победителей.

Компании стариков любили собираться на Преображенском кладбище, где были похоронены многие выдающиеся донцы. Среди славных могил в неторопливой беседе опорожнялись ендовы крепкого меда, и поминальная богатырская песня тихо и мерно лилась среди кладбищенской тишины.

Но особенно любили черкасские казаки песню о батюшке Тихом Доне, о ясных соколах – донских казаках, ушедших в далекие и опасные походы. После каждой песни старые воины со слезами на глазах восклицали: «Да, заслужили наши казаки вечную память!».

игрища у казаков что это. Смотреть фото игрища у казаков что это. Смотреть картинку игрища у казаков что это. Картинка про игрища у казаков что это. Фото игрища у казаков что это

Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту пору Дон. Сотни казаков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула

После охоты и скачек, состязаний в стрельбе донцы садились за праздничные столы. Ели в ту пору вкусно и обильно. Сначала подавали круглики – пироги с рубленным мясом и перепелками. Затем поочередно следовали восемьдесят блюд: студень, сек – разварная филейная говядина, лизни (языки), приправленные солеными огурцами; блюда из поросенка, гуся, индейки, подаваемые на красочных подносах. Затем подавались внушительные части дикой свиньи в разваре, следом шел лебедь, соленый журавль и другие закуски.

После холодных блюд подавали горячие щи, похлебку из курицы, сваренной с «сарацинским пшеном» и изюмом, суп из баранины, приправленный морковью, «шурубарки» (ушки), борщ со свининой, суп из дикой утки и другие не менее аппетитные блюда. Затем следовало жаркое: гусь, индейка, поросенок с начинкой, целый ягненок с чесноком, часть дикой козы, дрофа, дикие утки, кулики и другая дичь. Далее подавали блинцы, лапшевник, кашник, молочную кашу и, наконец, уре-кашу: кашу из простого пшена, приправленную сюзьмой (кислым молоком).

По казачьим обычаям, чтобы не обидеть хозяина, каждый из гостей должен был непременно отведать каждого блюда. Перед каждым новым блюдом следовал тост. Первый тост провозглашал хозяин, потом пили за здоровья атамана, всех гостей и родственников.

Одежда донских казаков и казачек отличалась своеобразием. Что касается мужской одежды, то, как отмечал в своих показаниях в Москве станичный атаман Савва Кочет в 1706 году, «мы носим платья по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском платье старинного покроя и мы не какого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья ни кто из нас не носит и охоты к нему вовсе не имеет». Если уточнить эти слова атамана, то на казаках первой половины восемнадцатого века можно было видеть лазоревые атласные кафтаны с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем. Другие одевались в бархатные полукафтаны без рукавов; темно-гвоздичные зипуны из сукна, опущенные голубой камкой с шелковой нашивкой. Третьи надевали парчовые кафтаны с золотыми турецкими пуговицами, с серебряными с позолотой застежками. У всех казаков имелись шелковые турецкие кушаки. На ногах носили сапоги, обычно желтого цвета, на голове – кунью шапку с бархатным верхом.

К началу XIX столетия одежда казаков унифицировалась. По описанию француза де Романо, побывавшего и некоторое время пожившего на Дону, «все донцы носили синий мундир одинакового покроя, так что на улице не сразу отличишь отставного генерала от казака, если оба в национальных казачьих шапках».

Главной частью женской одежды бал кубилек, сшитый из порчи и имевший форму татарского кафтана. Он спускался ниже колен, но высоко от пят. Кубилеки застегивались на груди рядом серебряных с позолотой пуговиц. Имелся еще один ряд пуговиц, гораздо больших по величине, золотых или низанных из жемчуга. Под кубилеком были рубаха и шаровары, доходившие до самых туфель, сшитых из сафьяна. Казачки подпоясывались поясами, украшенными камнями и драгоценными металлами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *