игра в зернь что это

Зернь (игра)

Связанные понятия

Игра́ в сва́йку — русская народная игра, заключающаяся в попадании свайкой — заострённым железным стержнем с массивной головкой — в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых мужчин, так и среди детей.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Игра в ба́бки (в ко́зны) — старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре.

А́гогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан (за исключением царских). Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства.

Как и у каждого народа, у казахов есть множество национальных игр, одной из особенностью которых является проверка на силу и выносливость. Чаще всего такие игры имели состязательный характер.

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Пепельная средаПепе́льная среда́ в славя́нской тради́ции — народные обычаи празднования Пепельной среды славянами-католиками. Несмотря на церковные предписания о строгости первого дня поста, часто в этот день ещё продолжались мясопустные игры и развлечения (см. жирный вторник). В православии соответствует чистому понедельнику (см. Понедельник — полоскозуб).

Источник

Забытое слово. Зернь

« За тех кто трудится! За тех кому трудно!» – взволнованно звенит перед единым днем голосования надпись на баннере. Хорошо скаламбурили справедливороссы. На века! Трудности, однако, бывают временные, переходящие. И вечные. Такие как АЗАРТ.

Словарь подсказывает происхождение этого слова от фр. hasard — «случай», «риск», «игра в кости». Причём прямого эквивалента слову «азарт» во французском языке нет, и вместо него используются слова passion — «страсть», emballement — «увлечение», и другие.
Во французский язык слово hasard, в свою очередь, попало через исп. и порт. azar — «игра в кости», из араб. ;;;;;; (аль-захр) — «игральная кость».
По-арабски «азар» означает «трудный». Так арабы называли комбинацию очков, которая при бросании нескольких костей могла появиться лишь единственным способом. Например, при бросании двух костей трудным («азар») считалось появление в сумме двух или двенадцати очков.

Почему же именно «зернь»? Может быть, по внешнему виду маленьких обкатанных кубиков со стертыми от времени ребрами и вершинами.
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я, может быть, запомню. Дай мне сделать — и я пойму!» (Конфуций).
«Углы у некоторых кубиков закругляют не случайно: кубик получает слегка шарообразную форму, скольжение о поверхность стола увеличивается, он катится почти как шар (зерно!) и распределение вероятностей выпадения тех или иных чисел становится равномерным: начальное положение кубика и характер движения при броске становится пренебрежимо малым.»

Сколько раз смотрел я на кубики и метал их, играя в нарды, но когда однажды решил сделать их, чтобы скрасить затяжные трехмесячные командировки в Приозерск, столкнулся с вопросом, на какие грани наносить точки, в какой последовательности.
Конечно же, вспомнить не смог, пришлось искать готовые зары, чтобы, наконец то, УВИДЕТЬ и запомнить: «Сумма точек на противоположных гранях равна семи, 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.»

«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою. »
P.S.
По-хорошему разобрался с ЗЕРНЬЮ Филолог По (http://proza.ru/2018/02/19/2193), анализируя «Слово о полку Игоревом»:

Приятно, что не только вождь мирового пролетариата Владимир Ильич «видел то, что временем закрыто»!!

Источник

Азартные игры на Руси

Подпольные игорные дома, преследования властей и былинные шахматные партии. На кону – от мелких выигрышей до дани и территорий государств.

Игры — неотъемлемая часть истории человечества, сопровождающая людей на всём её протяжении — с первобытных времён и до сегодняшних дней. Основополагающее значение игры в общественной и культурной жизни обнаружил ещё Йохан Хёйзинга в далёком 1938 году. Его бестселлер «Homo Ludens» («Человек играющий») сохраняет свою актуальность и по сей день, в условиях активных научных изысканий в области исторической антропологии.

В Древней Руси игры имели важное культурное и общественное значение, как, впрочем, во всех государствах. Археологические подтверждения самым разнообразным видам досуга учёные находят раз за разом в результате многочисленных экспедиций. Попытаемся реконструировать те забавы, которыми жили наши предки.

Зернь — народный способ проиграть состояние

Пик популярности этой простой, но крайне азартной русской «орлянки» пришёлся на 16−17-й века, однако появилась она в нашей стране намного раньше. Её суть сводилась к незамысловатому процессу подбрасывания косточек, грани которых были окрашены в два цвета. Перед броском игроки ставили на ту или иную грань. Некоторые умельцы могли долго тренироваться для того, чтобы косточки выпадали в нужной для них комбинации.

К 16-му веку эта игра была настолько распространена и популярна, что обратила на себя внимание властей. Иван Грозный довольно жёсткими методами пресекал распространение зерни. Игрокам пришлось уйти в подполье. Теневые «игорные дома» позволяли лудоманам не опасаться преследования государства. В эпоху первых Романовых администрация стремилась искоренить эту «заразу» из войсковых частей, наказав воеводам контролировать досуг солдат и уничтожать игровой инвентарь. Однако выполнялось это с трудом.

игра в зернь что это. Смотреть фото игра в зернь что это. Смотреть картинку игра в зернь что это. Картинка про игра в зернь что это. Фото игра в зернь что это

Зернь — миниатюра из рукописи 18-го века «Cинодик». Источник: moscowsteps.com

В попытках обуздать порочное стремление населения, Москва на короткое время ввела в Сибири налог на игру в зернь и карты в 1667 году. Однако этот «откуп» длился ровно год, и по всей видимости, не привёл ни к снижению числа игроков, ни к пополнению казны.

Русская лапта. Почти крикет

Пожалуй, наиболее известный «истинно-русский» вид спорта. Её правила максимально похожи на западные аналоги: американский бейсбол и английский крикет, а появление этой забавы на Руси некоторые исследователи связывают даже с языческим периодом истории государства.

игра в зернь что это. Смотреть фото игра в зернь что это. Смотреть картинку игра в зернь что это. Картинка про игра в зернь что это. Фото игра в зернь что это

Во время археологических раскопок на территории Великого Новгорода был найден игровой инвентарь — деревянные биты и мячи, по размерам схожие с теннисными. Учёные датировали эти артефакты 14-м веком. Многие сходятся во мнении, что лапта играла важную роль в тренировке войск при обороне города. Возможно, именно эта традиция Северо-Западной Руси приглянулась Петру Великому, когда он включил эту игру в программу подготовки личного состава первых полков новой российской армии: Семёновского и Преображенского.

Кулачные бои — способ военной подготовки и приращения территории государства

Хоть история этой русской забавы лишь опосредовано связана с возможными барышами в результате выигрыша (во всяком случае, возможность такого исхода игры нельзя сбрасывать со счетов), кулачные бои, как и лапта, были одними из самых азартных праздничных занятий жителей Древней Руси.

Сходки любителей померяться «силушкой богатырской» обычно происходили во время праздников. Видов таких потасовок было великое множество: «царь горы», «стенка на стенку», «один на один», «сцепной бой» — и это только некоторые из них. Такие схватки имели и свои правила. Так, нельзя было использовать любые посторонние предметы (например, камни, которые увеличивали силу удара при удержании их в кулаке), запрещалось бить лежачих, а также хватать оппонента за одежду.

игра в зернь что это. Смотреть фото игра в зернь что это. Смотреть картинку игра в зернь что это. Картинка про игра в зернь что это. Фото игра в зернь что это

Кулачный бой на Москва-реке. Б. Кустодиев. Источник: wikipedia.org

Порой ставки на кулачных боях поражали своим размером. «Повесть временных лет» сообщает читателю о таком поединке между тмутараканским князем Мстиславом и предводителем племени касогов Редедей. Инициатором такого необычного выяснения отношений был именно Редедя. Победив в рукопашной борьбе своего визави, Мстислав лишил его жизни — по всей видимости, это было совершено по букве местных, касожских обычаев. Сражение не состоялось, а касоги стали платить князю дань.

Шахматы на Руси — былинное решение споров

О проникновении этой игры на территорию Древней Руси можно говорить довольно точно — шахматы распространяются в нашей стране примерно в VIII — IX вв. Многочисленные археологические находки в разных городах древнерусского государства позволяют говорить о том, что эта восточная забава окончательно распространяется среди населения уже к XI — XII вв. Более того — появляются мастерские по изготовлению инвентаря: досок и фигур.

Несмотря на обилие вещественных артефактов, упоминаний о шахматах в памятниках древнерусской литературы немного. В основном они носят негативный характер: русские духовные деятели, беря пример с Византии, плохо относились к этой игре, сравнивая её, помимо прочего, с уже упоминавшейся «зернью», поставив, таким образом, шахматы на один уровень с игрой в кости. Духовным лицам, замеченным за «богомерзким» занятием, грозило даже лишение сана.

Однако осуждение со стороны церкви не останавливало простой народ — шахматы смогли прочно войти в повседневную жизнь. Как же можно об этом узнать? Стоит обратиться к русскому фольклору.

Например, в былине «Михайло Потык» главный герой, по заданию киевского князя Владимира, должен каким-то образом отвести от Руси выплату дани за двенадцать лет некоему царю Вахрамею. Спор решился по результатам шахматной партии — Михайло удалось обыграть супостата и защитить русскую землю от разорения. Другой былинный эпизод — игра новгородского купца Садко с морским царём. Ну и, наконец, история о «Ставре Годиновиче», где жена взятого в плен князем Владимиром Ставра, Катерина Ивановна, обыгрывает государя и вызволяет своего возлюбленного из темницы.

Сохранились воспоминания иностранцев, посещавших Россию и отмечавших высокий уровень русских игроков. Однако они относятся уже к XVI — XVII вв., когда церковный запрет на шахматы постепенно пошёл на спад — известно, что Иван Грозный любил провести время за шахматной доской.

Уже при царе Фёдоре Иоанновиче Романове в России появляются игральные карты. Первоначально отношение к ним государство было строго отрицательным — пойманный за этим занятием грозила тяжкая кара вплоть до клеймения калёным железом и вырывания ноздрей. Ситуация поменяется при первом российском императоре — Пётр I даже открыл несколько мануфактур по производству колод, а торговля инвентарём стала прочным источником дохода казны. Шахматы станут уделом интеллектуальных слоёв населения, о зерни забудут, а лапта и кулачные бои останутся своеобразным памятником русской культуры.

Источник

Михаил Иванович Пыляев
Азартные игры в старину

Происхождение карт. – Первая колода карт. – Игра в зернь, тавлеи и шахматы в древности на Руси. – Законы и постановления против азартной игры. – Старинные карточные игры. – Шулера-иностранцы. – Преследование игроков в Екатерининское время. – «Картежные академики». – Ростовщики-менялы

Происхождение игральных карт теряется в глубокой древности – колыбель игральных карт историки относят к арабам. Существует предание, что карточная игра привезена из страны сарацинов, где именовалась наиб, другие утверждают, что карты явились к нам прямо из Индостана и занесены будто бы кочующими цыганами.

В Испании карты носят название наипест, в Италии – наиби. Слово наибы на арабском языке значит пророк. По другим сказаниям, карты дошли до нас из Китая и изобретены в Небесной империи задолго до Рождества Христова. Если карты пришли к нам из Китая, то должны сознаться, что они на пути очень изменились. Китайские карты вырезались на дощечках и разрисовывались разными красками. Во Франции карты были в употреблении уже в начале XIII века.

Карты нынешнего вида изобретены, или вернее усовершенствованы в последней половине XIV столетия. Изобретателем их называют королевского шута и живописца Жакелина Гренгонера. Последний нарисовал три колоды для забавы слабоумного короля Карла VI. Карты эти для игры не были пригодны. На картах Гренгонера, состоявших из фигур, тузов и восьмерки, королевскую корону имел только один бубновый король, изображавший короля Карла VI, все же прочие короли имели короны герцогские. Валеты изображали влиятельных в ту эпоху придворных, дамы – фрейлин королевы, а пиковая дама и в то время была при печальном интересе и имела на голове высокую шапку и над нею корону, а на ногах вместо пальцев дьявольские когти, изображала она королеву Изабеллу Баварскую. Карты были нарисованы с большим искусством. Гренгонер получил за них 1500 золотых ефимков.

Изобретенные Гренгонером карты скоро получили печальную известность, их стали употреблять для азартной игры в Париже, в отеле Нельской башни. Отель этот скоро сделался притоном разврата, мошенничества и страшной адской картежной игры. Очень понятно, что первые игральные карты там не были сделаны Гренгонером, но только по его образцу в Нюренберге и Регенсбурге художниками этих городов. Первоначальные карты служили только для азартной игры, состоявшей в следующем: на карту известной масти ставилась произвольная сумма, и если три или даже четыре карты той же масти непосредственно следовали за первою, то поставленная сумма была выиграна. В 1397 году карты были запрещены как во Франции, так и в Германии.

Самые древнейшие карты – 17 карт тарокко, называемые нартами Карла VI, и нарты тарокко-висконти, о времени появления которых можно заключить по шестой фигуре, на которой соединены гербы названного принца и Беатриче ди Тенда, на которой он женился в 1413 году и которую казнил в 1418 году.

Самая древнейшая колода карт в Париже хранится в Публичной библиотеке, она относится к 1390–1393 годам. С XV столетия распространилась карточная игра на деньги. В основании карточной игры лежала идея о сражающихся сторонах и первоначально состояла из восьми солдат (2–9 очков), валета (valet), шталмейстера, королевы, дамы и короля. Туз служил знаменем каждого отдела. Карты имели различные названия у разных народов. Во Франции королю, даме и валету давали имена исторические.

В России карты, как и шахматы, зернь и тавлеи, или шашки, были уже известны в XVI столетии. Особенно процветала в эту эпоху зернь. Зернь были небольшие косточки с белою и черною сторонами. Выигрыш определялся тем, какою стороною упадут они, будучи брошены, искусники умели бросать их так, что они падали тою стороною, какою хотелось. Эта игра, как и карты, считалась самым предосудительным препровождением времени, и в каждом наказе воеводам предписывалось наказывать тех, кто будет заниматься ею.

Костомаров говорит, что при царе Алексее Михайловиче жадность к деньгам однажды пересилила эту нравственную боязнь власти – в Сибири в 1667 году зернь и карты отданы были на откуп, но в следующем году правительство устыдилось такого поступка и опять уничтожило откуп и подвергло их преследованию. Допустить эти игры тем более считалось предосудительным, что они были любимым занятием лентяев, гуляк, негодяев, развратных людей, пристанищем которых были корчмы или кабаки, где им для игры отводили тайные кабацкие бани. Эти запрещенные игры особенно были распространены между служащими людьми. Русские распространили употребление их между инородцами Сибири – остяками, татарами и другими, – а так как русские играли лучше инородцев, то оставались всегда в выигрыше и приобретали от них дорогие меха.

Карты не были в таком большом употреблении, как зернь, но как забава были допущены даже при дворе, так при царе Михаиле Феодоровиче для забавы маленькому Алексею Михайловичу с своими сверстниками куплены были карты. Что касается шахмат, то эта игра была любимым препровождением времени царей и бояр, да и вообще русские очень любили их в старину, как и тавлеи или шашки. Однако благочестие и эти игры причисляло к такой же бесовщине, как зернь, карты и музыку.

Как игра в зернь или в кости, так и в карты у нас при царе Алексее Михайловиче строго преследовались и, наконец, совсем были запрещены (см.: ст. 15 главы 21 Уложения).

Император Петр Великий никогда сам в карты не играл и картежной игры при дворе своем нетерпел. Но есть основание предполагать, что карточные игроки в то время уже действовали. Так, по уставу Петра в армии и во флоте не дозволялось проигрывать в карты более одного рубля. Петр, впрочем, любил играть в шахматы с своим крестовым священником Хрисаноровым. За искусство выигрывать партию царь прозвал его поп Битка.

В царствование императрицы Анны Иоанновны при дворе входит в моду игра в карты, и любимцы государыни Бирон и Остерман играют на крупные суммы с иностранными послами. При дворе в это время сильно царствует разорительная игра в фаро и квинтич. При императрице Елизавете азартные игры не прекращаются: граф Алексей Разумовский почти ежедневно проигрывает большие суммы и в не трезвом виде даже поколачивает своих партнеров. Щедрый и не дороживший деньгами, он держал у себя в доме большой банк и проигрывал тем, с кем хотел поделиться деньгами. Случалось, что иные из его гостей делились с ним его капиталами без его ведома и выносили деньги полными карманами и шапками.

В петербургском обществе в это время уже существовало много игорных домов и один из них, у Вознесенья у известной Дрезденши вел свои обороты открыто.

При Петре III картежная игра не имеет уже той силы; этот государь указом воспрещает играть в фаро, квитич и в прочие всякого звания азартные игры, а только позволяет употреблять игры в знатных дворянских домах и то не на большие, но на самые малые суммы денег, и не для выигрыша, но единственно для препровождения времени, как-то: в ломбер, в кадрилию, в пикет, в контру, и в памфиль.

В царствование императрицы Екатерины II входят в моду следующие карточные игры: реет, вентэн, кучки, юрдон (самая азартная: от нее происходит имя проюрдонился), гора, макао, штос, три и три, рокамболь, тентере, алалушь и совершенно выходят из моды старинные игры, как: тресет, басет, шнипшнап-шнур, марьяж, дурачки с пар, дурачки в навалку, дурачки в две карты, ерошки или хрюшки, три листка и семь листов, носки и никитишны.

Екатерина II в Уставе благочиния (8 апреля 1782 года) запрещает играть картами или иным чем в игры, основанные единственно на случае или «газартные» и предлагает администрации следить, чтобы никто не мог: 1) дом свой или нанятой открыть днем или ночью игроками и ради запрещенной игры; 2) в доме, открытом днем или ночью, игрокам и ради запрещенной игры играть; 3) от запрещенной игры иметь единственное пропитание; 4) купцам или ремесленникам или маклерам быть, или находиться тут при запрещенной игре, или в той игре записывать, или счет держать, или замечать чем, или способствовать игре, или для той игры носить с собою, или посылать, или взаймы дать, или брать, или обещать, или иначе прямо, или стороною доставить для той игры золото или серебро, монетою или в деле, или ассигнациями, или медные деньга, или драгоценные каменья в деле, или не в деле или вещи, или иной товар, какого бы звания ни был, или вексель; 5) в игре во всякой употребить воровство – мошенничество.

Замечательно, что в законах против игр в прошлом столетии обозначаемы были поименно игры, признанные запрещенными, потом было прекращено именование их, в том, конечно, убеждении, что игроки могут и простым играм придавать свойства азартных.

Еще ранее этого указа в 1771 году указом от 13 октября, воспрещено было платить долги по карточной игре и велено отказывать в уплате денег заимодавцам, ежеле заведомо на игру давали оные. В этом указе сказано было, что «отцы и матери детей неотделенных платить за них долгов карточных неповинны» и «данные от сих последних векселя и закладные почитаются не-действительными».

Шулеров в Екатерининское время было множество, особенно этой профессией занимались разные иностранцы-авантюристы.

Во время пребывания Екатерины II в городе Могилеве и даже ранее ее приезда, за месяц этот город уподобился самой многолюдной столице, и здесь, по рассказам современников, на беспрестанных праздниках и балах кипела такая карточная игра, каковой, конечно, ни прежде, ни после в России не бывало.

Один князь Сапега проиграл тогда все свое состояние, равнявшееся многим миллионам. В это время здесь на зеленом поле отличались два далматинца, графы Зановичи. Эти искатели приключений начали свои шулерские подвиги еще в Венеции, и их портреты за разные мошеннические проделки были там повешены на виселице рукою палача.

Зановичи позднее были уличены у нас в подделке фальшивых сторублевых ассигнаций, и меньшой. Занович был схвачен в Москве у самой заставы; при нем найдено было с лишком 700 000 фальшивых ассигнаций, все сторублевого достоинства. Зановичи долго содержались в Балтийском порте, и во время нападения на этот порт шведов в 1789 году по малочисленному гарнизону братья явились защитниками последнего, где разумными советами и личною храбростью оказали большие услуги русским, за что были освобождены и высланы за границу.

Не менее такой известностью крупного шулера пользовался в Екатерининское время некто барон Жерамбо. Он ходил в каком-то фантастическом черном костюме, обшитом серебром, на груди у него была мертвая голова. Он писал латинские стихи и ездил на собаках, но, в сущности, он был шулер самый ловкий, и если кто-нибудь ему попадался в руки, то выходил проигравшимся до последней рубашки.

Но несмотря на строгие законы и запрещения, азартная игра в царствование Екатерины II велась даже при дворе, а от двора распространялась и во всех слоях общества. Энгельгардт в своих записках утверждает, что азартные игры, хотя были запрещены законом, но правительство на то смотрело сквозь пальцы.

Случалось однако, что императрица иногда и преследовала игроков. Так, письмом от 7 августа 1795 года к московскому главнокомандующему Измайлову, она предписывает: «Коллежских асессоров Иевлева и Малимонова, секунд-майора Роштейна, подпоручика Волжина и секретаря Попова за нечистую игру сослать в уездные города Вологодской и Вятской губерний под присмотр городничих и внеся притом имена их в публичные ведомости, дабы всяк обмана их остерегался». У Волжина притом было отобрано векселей, ломбардных билетов и закладных на 159 000 руб. и кроме того множество золотых и бриллиантовых вещей. Все эти богатства приказано было «яко стяжание, неправедным образом снисканное и ему не принадлежащее, отдать в Приказ общественного призрения Московской губернии на употребления полезные и богоугодные».

В том же году Бантыш-Каменский писал к князю Куракину: «У нас сильный идет о картежных академиках перебор. Ежедневно привозят их к Измайлову; действие сие в моих глазах, ибо наместник возле меня живет. Есть и дамы…»

Через несколько дней он пишет опять к Куракину «Академики картежные, видя крепкий за собой присмотр, многие по деревням скрылись».

Из рассказов современников видно, что в Екатерининское время в каждом барском доме по ночам кипел банк, и тогда уже казенный ломбард более и более наполнялся закладом крестьянских душ. Не к добру в первое время послужило дворянству это учреждение дешевого и долгосрочного кредита. Двадцать миллионов, выданные помещикам, повели еще к большему развитию роскоши и разорению дворянства. Быстры и внезапны были переходы от роскоши к разорению.

В большом свете завелись ростовщики-менялы; днем разъезжали они в каретах по домам с корзинами, наполненными разными безделками, и променивали их на чистое золото и драгоценные каменья, а вечером увивались около тех несчастливцев, которые проигрывали свои имения, давали под залог вещей деньги и выманивали у них последние средства.

У Загоскина в воспоминаниях находим описание одного из таких ростовщиков сиятельного происхождения, отставного бригадира князя Н., промотавшего четыре тысячи душ наследственного имения. Вот как описывает он место его действия на одном из московских великосветских вечеров, где в ту эпоху подобный ростовщик-торговец был необходимой принадлежностью: «Посреди комнаты стоял длинный стол, покрытый разными галантерейными вещами; золотые колечки, сережки, запонки, цепочки, булавочки и всякие другие блестящие безделушки расположены были весьма красиво во всю длину стола, покрытого красным сукном. За столом сидел старик с напудренной головой, в черном фраке и шитом разными шелками атласном камзоле. Наружность этого старика была весьма приятная и, судя по его благородной и даже несколько аристократической физиономии, трудно было отгадать, каким образом он мог попасть за этот прилавок. Да, прилавок, потому что он продал при нас двум дамам: одной – золотое колечко с бирюзой, а другой – небольшое черепаховое опахало с золотой насечкой; третья, барышня лет семнадцати, подошла к этому прилавку, вынула из ушей свои сережки и сказала:

– Вот, возьмите! Маменька позволила мне променять мои серьги. Только, воля ваша, вы много взяли придачи: право, десять рублей много!

– Ну, вот еще, много! – сказал продавец. – Да твои-то сережки и пяти рублей не стоят.

– Ах, что вы, князь! – возразила барышня. – Да я за них двадцать пять рублей заплатила…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *