игра что такое толерантность
Игры на развитие толерантности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом ребёнок передаёт свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, дети должны будут написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.
Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.
Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации.
-Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
-Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
-Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
-Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.
Упражнение «Паутина предрассудков»
Цель: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек, чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.
Ведущий предлагает кому-либо выйти в круг и сыграть роль человека, которого в чём-то обвиняют, изгоняют. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать ему. Так, пока не распутают участника.
Дискуссия: «Что значит уважать человека?»
Давайте обсудим, что нам даёт уважительное отношение друг к другу.
Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?
Каким должен быть человек, чтобы его уважали?
Как можно определить уважают вас, или делают вид, что уважают?
Правильно ли выражение «Уважай других и тебя будут уважать»? Почему?
Итак, для чего же нужно человеку уважение со стороны окружающих его людей? (Обсуждение ответов на каждый вопрос, делается вывод).
Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём поведении для того, чтобы вас уважали?
Цель: научиться принимать к сведению желания и мнение других людей, оказывать поддержку.
Столы и стулья отодвинуты в сторону, чтобы было больше места.
Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Расслабьтесь, чувствуйте себя свободно. Сейчас я предложу осуществить какое-либо действие и в ответ каждый должен крикнуть «Да-а!» И только после этого выполним то, что задумала, то есть предложено.
Каждый должен предложить что-нибудь.
Упражнение «Представление с чужих слов»
Цель: научить учащихся оценивать себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие; развивать способность детей к рефлексии.
Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.
В конце обсуждение: легко/нелегко было говорить от другого лица; удалось ли передать их точку зрения.
Итог занятия. Прощание.
-Что мы сегодня вспомнили?
Что понравилось или не понравилось?
Ваши предложения и замечания.
Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе
Два стула ставим в противоположных сторонах класса. Дети должны выстроиться в ряд между стульями, как можно быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим признакам:
-у кого светлые волосы вначале, затем темнее и заканчивая теми, у кого тёмный цвет волос;
по росту (в прямом и обратном порядке).
А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:
Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими друг на друга.
Игра «Звёздочки и созвездия»
Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.
Тема: «Жизненные ценности людей и толерантность»
Цели: выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей; Обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.
1.1.Все вы приготовили рассказы о народах, которые знаете, и их традициях. Давайте послушаем друг друга. (Выслушиваем каждого и обсуждаем).
1.2.Угадайте или предположите, в какой стране готовят эти блюда, то есть чьё это блюдо?
Пицца, спагетти, лазанья (Италия).
Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).
Хот-дог, чипсы, поп корн (США).
Галушки, борщ (Украина).
Суши, терняки (Япония).
Лягушачьи лапки, луковый суп «Оливье» (Франция).
Уха, пельмени, щи, окрошка, блины (Россия).
Сациви, шашлык (Грузия).
Сабза, плов (Узбекистан).
Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.
Итак, у всех народов есть свои традиции, все отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос.
-А как можно договориться с человеком, если не понимаешь его языка?
Верно, с помощью жестов, глаз, мимики. И, несмотря на различия во внешности, все люди испытывают одни и те же чувства: гнев, боль, зависть, радость, страх и т.п. И мы, даже не зная языка, можем понять, что чувствует человек, посмотрев ему в лицо, глаза.
Игра-разминка «Общение без слов»
Цель: повышение уровня взаимопонимания, согласованности действий в группе.
-Сейчас каждый из вас подумает и напишет на своих маленьких листочках слово, которое бы обозначало самое хорошее и важное для него (какое-либо качество, нравственную категорию и т.д.). Затем по кругу каждый рассказывает о своих записях и комментирует их.
Хорошо. Посмотрите, у кого из нас есть похожие ценности на листках, объединитесь с ним.
Вот как мы тесно переплетаемся. Все мы стремимся к миру на земле, к счастью. И все люди имеют схожие ценности, которые значимы для всех. Как вы думаете, какие ценности можно назвать общезначимыми?
Большая психологическая игра «Толерантность»
Подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.
1. Вводная часть
Цель: ознакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском- «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением- толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, что-бы оно стало привычным в обыденном языке.
2. Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
3. Основная часть
Упражнение «Что такое «толерантность»
Материалы: Определения толерантности. (Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной. (См. Приложение 1.)
Время на проведение: 20 минут.
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.
Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним. Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Что отличает каждое определение?
– сть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
– Какое определение наиболее удачно?
– Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
Упражнение «Эмблема толерантности»
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Время на проведение: 20 минут.
Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга ( для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками.
Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3-5 минут) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.
Упражнение «Пантомима толерантности»
Время на проведение: 20 минут.
Упражнение «Лукошко»
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпри- зов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Время на проведение: 15 – 20 минут.
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы,
ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этими предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность долж- на быть распространена по всему миру».
Упражнение «Черты толерантной личности»
Материалы: Бланки опросника для каждого участника. (См. Приложение 2.) Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Время на проведение: 15 – 20 минут
Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены.
Участники получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
4. Заключительная часть
Рефлексия игры.
– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
Интеллектуальная игра Что мы знаем о толерантности? (для классного часа по толерантности)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Интеллектуальная игра Что мы знаем о толерантности.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ответ Все данные определение входят в понятие «толерантность»
Подберите определение слову «толерантность» из ниже перечисленных: «Толерантность — это. »: • сотрудничество, дух партнёрства; • готовность мириться с чужим мнением; • уважение человеческого достоинства; • уважение прав других; • принятие другого таким, какой он есть; • способность поставить себя на место другого; • уважение права быть иным; • признание многообразия; • признание равенства других; • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; • отказ от доминирования, причинения вреда, насилия. Ответ
Кот в мешке Задание «Толерантный класс»
Как вы понимаете ниже перечисленные понятия? Как они относятся к идее толерантности? Нацизм Национализм Ксенофобия Дискриминация Геноцид Расизм Ответ
Когда отмечается Международный день толерантности? 4 ноября 1 июня 16 ноября Ответ
Из какого языка пришло слово «tolerantia» (что означает «терпение»), от которого произошло понятие «толерантность»? французский итальянский латинский Ответ
Международный день толерантности был объявлен ЮНЕСКО по случаю 50-летия этой международной гуманитарной организации. В каком году? в 1945 в 1995 в 2001 Ответ
Кот в мешке Задание «Принципы толерантности»
С какой исторической эпохой связано первое появление понятия «толерантности»? эпоха религиозных войн между католиками и протестантами эпохой отмена рабства в Америке с войной за независимость Америки от Англии Ответ
Назовите на каком изображении (-ях) отражены символы толерантности Ответ 1. 2. 3. 4. 5.
Как выглядит эмблема толерантности? Ответ
Выберите лозунг толерантности 1. «Никакой толерантности к интолерантности!» 2. «Один за всех, и все за одного» 3. «Мы все равны» Ответ
Кот в мешке Задание «Эмблема толерантности нашего класса»
Посмотрите на изображение. Какое слово должно выть в центре цветка. Частью чего являются качества, изображенные на лепестках? Ответ
Кот в мешке Задание «Синквейн»
Распределите качества: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность. ТОЛЕРАНТНАЯ ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ Ответ
Выберите из списка правила толерантного общения Уважай собеседника. Навязывай свое мнение. Не признавай своих ошибок. Старайся понять то, о чём говорят другие. Отстаивай своё мнение тактично. Твои интересы превыше всего. Спорь с собеседником, если он неправ. Ищи лучшие аргументы. Игнорируй замечания. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Стремись учитывать интересы других. Ответ
Назовите личность: Самый известный афроамериканский священник, борец за гражданские права афроамериканцев в середине 20 века. Ответ
Кому из перечисленных ученых Эпохи Просвещения принадлежит афоризм? «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение» Вольтер Руссо Локк Ответ
Кто из философов считал «Основа всякой мудрости – терпение» Платон Ницше Конфуций Ответ
Назовите личность С 70-х годов 20 века этот выдающийся русский ученый, физик, посвятил себя защите прав человека, защите людей, ставших жертвами политических репрессий. Менделеев Д.И. Сахаров А.Д. Королев С.П. Ответ
Кот в мешке Задания «Цитаты» Толерантность — это масло, которое смягчает трение о жизнь. Уилберт Чир В практике толерантности, твои враги лучшие учителя. Далай Лама Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц. Пир Байл
Основной документ, в котором отображены принципы толерантности? Всеобщая декларация прав человека Конвенция о правах ребенка Декларация принципов толерантности Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках Ответ
Выбранный для просмотра документ инструкция для интеллектуальной игры Что мы знаем о толерантности.docx
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ?»
познакомить учащихся с понятиями “толерантность”, “нетерпимость”с основными чертами толерантной и интолерантной личности, правилами толерантного общения;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: “ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ” с проблемными вопросами, творческими заданиями.
(Работа с презентацией)
1. Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей. (А.Г. Асмолов)
2. Самый высокий результат образования — толерантность. (Хелен Келлер)
3. Подумайте о себе и дайте другим право наслаждаться их привелегией поступать также. (Вольтер)
4. Толерантность предоставляет любому человеку право, чтобы он мог требовать того же, что и вы. (Роберт Грин)
Учитель: Прочитайте цитаты, вдумайтесь в их смысл. Что связывает эти высказывания? О чем пойдет сегодня речь? (Ответы: О толерантности)
Учитель: Итак, сегодня мы узнаем, что такое толерантность. Наше мероприятие пройдет в качестве интеллектуальной игры «Что мы знаем о толерантности».
Необходимое оборудование: Разноцветные фишки из картона. (зеленый, синий, желтый, красный)
Ученики выбирают фишку. Команды формируются по цветам. Методом жеребьевки определяем, какая команда начнет выбирать первую рубрику. (По желанию, можно выбрать капитанаов команд)
Учитель: Итак, перед вами табло с рубриками. Всего пять рубрик (понятия, факты, атрибутика, обсудим, толерантность в лицах). В каждой рубрике пять вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов. Право ответа получает команда, первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ вы получаете заявленное количество баллов и право выбрать рубрику и задание. При неправильном ответе, право ответить на этот же вопрос предоставляется другим командам. (Баллы уходят команде, правильно ответившей на вопрос). Будьте внимательны в каждой рубрике есть специальные задания «Кот в мешке». Эти задания выполняют все команды одновременно, и, соответственно, баллы может получить каждая команда, если справится с заданием. (Для оценки заданий из «Кота в мешке» можно пригласить жюри). На размышление над каждым вопросом, кроме заданий «Кот в мешке» вам дается 1 минута. Желаю удачи!
Инструкция по работе со слайдами.
На слайде 3 «Рубрики». Нажать на выбранное командой задание из рубрики. Происходит переход на слайд с нужным вопросом. После ответа команды внизу слайда нажать на слово ответ. Происходит переход к слайду с ответом. При нажатии на слайде с ответом на иконку «стрелка» происходит переход назад к «Рубрикам».
Описание заданий рубрик.
Задание 1. (10 баллов). Сравните значение понятия «толерантность» в разных языках.
Ответ: В данных определениях есть слова «терпение», «терпимость», «терпеть».
Задание 2. (20 баллов) Подберите определение слову «толерантность» из ниже перечисленных:
• сотрудничество, дух партнёрства;
• готовность мириться с чужим мнением;
• уважение человеческого достоинства;
• уважение прав других;
• принятие другого таким, какой он есть;
• способность поставить себя на место другого;
• уважение права быть иным;
• признание равенства других;
• терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
• отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.
Ответ: Все определения входят в понятие «толерантность».
(Под толерантностью в Декларации принципов толерантности понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»)
Необходимое оборудование: листы А2, фломастеры, набор картинок, вырезок из газет, журналов, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.
Каждая команда представляет результаты в классе.
Задание 4. (40 баллов). Есть ли отличие между понятиями «толерантность» и «терпимость»?
Задание 5. (50 баллов) Как вы понимаете ниже перечисленные понятия? Как они относятся к идее толерантности? (Нацизм, Национализм, Ксенофобия, Дискриминация, Геноцид, Расизм)
Ответ: Данные понятия отражают формы проявления нетерпимости
Задание 1. (10 баллов) Когда отмечается Международный день толерантности?
Задание 2. (20 баллов) Из какого языка пришло слово » tolerantia» (что означает «терпение»), от которого произошло понятие «толерантность»?
Задание 3. (30 баллов) Международный день толерантности был объявлен ЮНЕСКО по случаю 50-летия этой международной гуманитарной организации. В каком году?
Необходимое оборудование: заготовки «Декларация принципов толерантности» на листах А4, фломастеры, карандаши, маркеры.
Каждая команда представляет результаты в классе.
( Возможные ответы ) К числу этих принципов следует отнести:
умение принудить себя, не принуждая других ;
подчинение законам, традициям и обычаям;
принятие ДРУГОГО, уважение различий
поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе
уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
понимание индивидуальной неповторимости.
Задание 5. (50 баллов) С какой исторической эпохой связано первое появление понятия «толерантности»?
а) с эпохой религиозных войн между католиками и протестантами
б) эпохой отмена рабства в Америке
в) с войной за независимость Америки от Англии
Ответ : Появление понятия толерантности связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты.
Задание 1. (10 баллов) на каких изображениях можно увидеть символы толерантности?
Ответ: радужный флаг и сплетенные разноцветные руки
Задание 2. (20 баллов) Как выглядит эмблема толерантности
Ответ: земной шар с руками
Задание 3. (30 баллов) Среди тех, кто поддерживает идею толерантности есть лозунг. Какое из перечисленных высказываний может им являться?
1) «Никакой толерантности к интолерантности!».
2) «Один за всех, и все за одного!»
Ответ: «Никакой толерантности к интолерантности!».
Задание 4. « Кот в мешке «. (40 баллов) Придумайте эмблему толерантности нашего класса (Время выполнения 5-7 минут)
Необходимое оборудование: Листы А4, фломастеры, карандаши, маркеры.
Каждая команда представляет результаты в классе.
Задание 5. (50 баллов) Как называется основной документ, в котором отражены принципы толерантности
а) Всеобщая декларация прав человека
б) Конвенция о правах ребенка
в) Декларация принципов толерантности
г) Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках
Ответ: Декларация принципов толерантности (принята в 1995 году)
Задание 1. (10 баллов) На слайде изображение «Цветка толерантности». Посмотрите на изображение. Какое слово должно выть в центре цветка. Частью чего являются качества, изображенные на лепестках?
Ответ: слово «толерантность»
Ответ: Предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, особенности физического или ментального здоровья (развития), интересы, увлечения, привычки.
Среди подростков нетерпимость чаще проявляется в виде оскорблений, насмешек, выражения пренебрежения; игнорирования; угроз, запугивания, физической расправы.
Более глобальные формы нетерпимости: этноцентризм; дискриминация ; расизм; ксенофобия; национализм; фашизм; религиозное преследование; геноцид.
Необходимое оборудование: листы А4, фломастеры
(Примечание: Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
На листах у всех команд написано существительное «толерантность» (1-я строка)
2. Терпимый, снисходительный
3. Понимает, прощает, принимает
4.Как хорошо жить в таком обществе
Каждая команда представляет результаты в классе.
Задание 4. (40 баллов) А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Уважение мнения других
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Задание 5. (50 баллов) Выберите из предложенного списка правила, которые являются правилами толерантного общения.
Навязывай свое мнение.
Не признавай своих ошибок.
Старайся понять то, о чём говорят другие.
Отстаивай своё мнение тактично.
Твои интересы превыше всего.
Спорь с собеседником, если он неправ.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Ответ: Правила толерантного общения:
2.Старайся понять то, о чём говорят другие.
3.Отстаивай своё мнение тактично.
4.Ищи лучшие аргументы.
5.Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6.Стремись учитывать интересы других.
Рубрика «Толерантность в лицах»
Задание 1. (10 баллов) Назовите имя известного афроамериканского священника, который боролся за гражданские права афроамериканцев в середине 20 века.
Ответ: Мартин Лютер Кинг
Задание 2. (20 баллов) Кому из перечисленных ученых Эпохи Просвещения принадлежит афоризм? «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.
Задание 4. (40 баллов) Назовите личность: С 70-х годов 20 века этот выдающийся русский ученый, физик, посвятил себя защите прав человека, защите людей, ставших жертвами политических репрессий.
Толерантность — это масло, которое смягчает трение о жизнь. (Уилберт Чир)
В практике толерантности, твои враги лучшие учителя. (Далай Лама)
Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц. (Пир Байл)
Каждая команда представляет результаты в классе.
Подсчитывается количество баллов у каждой команды. Объявляется победитель игры.