и пройдут путь искупления в чем мать родила
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования Пс. 50:7
Свт. Афанасий Великий
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: и во гресех роди мя мати моя – означает, что общая всем нам матерь – Ева – первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Издавна, говорит он, с самого начала овладел грех моей природой. Уже зачатию Евы предшествовало преступление заповеди. Именно, после падения и изгнания из рая познал Адам Еву, жену свою: она зачала и родила Каина.
Итак, пророк хочет сказать, что грех, овладевши нашими прародителями, как бы проложил себе дорогу и путь по нисходящим поколениям. Все это научает нас, что действие греха не физическое, – тогда, конечно, мы были бы свободны от наказания, – но что природа заражена склонностью к падению под влиянием страстей; однако, может побеждать ум при содействии труда. Пророк не обвиняет здесь брака, как некоторые безумно предположили, поняв в этом смысле слова: «в беззакониях зачат«; но указывает на совершенное прародителями первоначальное грехопадение и говорит, что и тот источник произошел из этого же начала. Если бы они, говорит, не согрешили, то не получили бы в возмездие смерти; но будучи смертными, они были бы выше тления; свобода от тления во всяком случае соединялась бы со свободой от страстей; а при бесстрастии не было бы места греху. Но так как они согрешили, то были преданы тлению; сделавшись тленными, породили подобных себе детей; а вместе с подобием этим последним достались в удел: страсть, страх и похоть. Против них-то воюет разум, и, победивши, он торжествует, а потерпев поражение, подвергается позору. А Симмах, вместо: «родила», поставил: «зачала» или: «носила во чреве».
Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Прп. Максим Исповедник
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Что означают слова: В беззакониях я зачат, и во грехах зачала меня мать моя?
Поскольку первоначальная цель Бога была в том, чтобы мы рождались без брака и истления, а брак был введен по причине преступления заповеди, ибо Адам совершил беззаконие, то есть отверг Закон, данный ему Богом, – поэтому все, кто ведет род от Адама, зачинаются в беззакониях, подпадая под осуждение праотца. [Слова] же и во грехах зачала меня мать моя означают, что Ева, мать нас всех, первой зачала грех, пылая страстью к наслаждению. Потому и мы, подпадая под осуждение [пра]матери, говорим, что [мать] зачинает нас во грехах.
Вопросы и затруднения.
Блж. Феодорит Кирский
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Евфимий Зигабен
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Чтобы более приклонить Господа на милость и сострадание, Давид обращается к своему рождению. Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою. Итак грех породил таковое совокупление, а это совокупление – в свою очередь – тех, которые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом чадородия ради, но в существе своем и они суть порождение греха. Таким образом Давид говорит, что и он во грехе и зачат и родился. И Симмах выше употребленное слово зачат заменил словом роди. Поэтому ничего тут нет удивительного, если и сам он, Давид, имел несчастье согрешить, как бы подчиняясь необходимости природы.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Четвертую причину выводит из первороднаго греха, распространившагося на нас чрез естественное рождение: откуду сделались мы немощны и склонны ко всякому греху, а по сей причине и сожаления достойны. Но Давид не извиняется растлением естества своего, так как многие лицемеры обыкновенно употребляют сию завесу для прикрытия своея гнусности, говоря: согрешили, признаемся; но что нам делать? мы люди плотяные и от естества к порокам склонные; грешить есть дело человеческое, мы склонностям нашим противиться не можем. Таковых убежищ Давид не искал, чтоб укрыться от Божия суда: но паче увеличивая тяжесть преступления своего, производит начало от первороднаго греха, и чистосердечно признается,что он не ныне навлек на себя повинность греха, но заражен был тем от самыя утробы матерния. Сие протолковали мы о грехе первородном, последуя Еврейскому тексту, в котором читается так: в беззаконии воображен есмь, и во гресе согре мя мати моя.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Дальнейшее основание (се бо), почему Бог подаст просимое, Давид находит в том, что уже со времени зачатия его грех живет в нем и потому может быть несколько извиняем. Классическое место учения о первородном грехе.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 7–8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси
Продолжая исповедание вины своей пред Богом, Давид здесь говорит, что ему нечем оправдываться пред праведным судом Божиим, потому что он с малолетства и во всю жизнь не был свободен от греха, что он и рожден во грехе, и зачат во чреве матери с беззакониями, что ему прирождена склонность ко греху. Ты, Господи, говорит он, свят и праведен, а я грешен, я во грехе рожден и ко греху склонен от утробы матери моей, я величайший беззаконник. Ты праведен, и суд Твой справедлив и чист от нареканий, потому что Ты истину возлюбил, а я в беззаконии зачат и во гресех родила меня мать моя. Я и не думаю поэтому оправдываться чем-либо пред Тобою, особенно теперь, когда умоляю Тебя об одном помиловании, но Ты Сам, внутри меня открывая мне пророческим духом неизреченные тайны Промысла Твоего, открыл и эту тайну о наследственности первородного греха, предназначенного в совете Троичного Божества к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси. В последних словах Давид указывает на то, что ему, как пророку, сообщены откровения святой воли Божией и открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).
Объяснение священной книги псалмов.
Догмат искупления в изъяснении святых отцов
Догмат искупления останавливает внимание на первой, искупительной, стороне единого нераздельного дела спасения человека.
«Пространный катихизис» объясняет:
«От чего именно спасти человека пришел на Землю Сын Божий? — От греха, проклятия и смерти. Что такое проклятие? — Осуждение греха праведным судом Божиим…»
И тогда Бог сочетал Своё милосердие, Свою совершенную любовь к сотворённому Им человеку и Своё совершенное правосудие, Правду, искупив человечество Крестом Христовым:
«Единородный Сын Божий, не терпя зрети от диавола мучима рода человеча, пришел и спас нас» (Из молитвы чина освящения воды святых Богоявлений).
Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно сделался новым всемогущим главой людей, которых Он соединил с Собой посредством веры.
Суть Крестной жертвы Христовой – это любовь Божия к человеку, Его милосердие и Его Правда.
Св. Феофан Затворник пишет:
«Нужно всегда помнить, что Бог есть не только любовь, но и правда, и Он милует праведно, а не по произволу».
«Никакой нужды со стороны Божией не было к тому; устроено все по единой Божией благости. И мы, человечество, с своей стороны ничего не представили и не могли представить такого, чем бы заслуживалось это дивное оправдание. Беспредельно человеколюбивый Бог сжалился над нами и туне устроил для нас способ оправдания. …
Искупление — вот единственный способ оправдания! …
Бог, милуя нас в Господе, милует правдою; не по поблажке милует наперекор правде, а потому, что правда удовлетворена и открыла путь к нам милованию Божию. Видел Бог, что нет спасения, если не помощь свыше; но мы заградили ей путь своею виновностию. Что же творит благость Его? Сына Своего Единородного дает, чтоб Он безвинно понес на себе вину всех и удовлетворил правде Его. Когда же правда удовлетворена, что может препятствовать низойти помощи к нам свыше? И нисходит; но нисходит праведно, чрез удовлетворение правде вечной. И когда устроен путь сей, на всех ли без разбора изливается милость свыше? Нет, — а только на верующих. И тут, следовательно, правда. Представь веру, — и получишь восполнение всего, в чем недостаточествуешь ко спасению. Так домостроительство спасения все устроено туне, и всякий спасается туне, но все сие совершается праведно. И в сем деле беспредельной благости сияет правда Божия».
Св. Кирилл Иерусалимский говорит:
Архиепископ Филарет (Гумилевский) пишет, что примирение между Богом и человеком – это сущность искупления, в котором слились воедино правосудие и любовь Божии:
«Преимущественное дело, которое надлежало совершить Спасителю, и которого никто другой не мог совершить, было дело примирения Правосудия Божия с грешным родом человеческим».
«Что подвигло Отца Небесного, — говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), — пожертвовать Сыном Своим для людей, если не любовь к людям грешным?»
Св. Серафим (Соболев) излагая догмат искупления, указывает, что «искупительная жертва Христа …совершилась в удовлетворение Божественного правосудия».
Об этом пишут многие святые отцы. Так, святитель Афанасий Великий учит:
«Итак, надлежало не попускать, чтобы люди поглощались тлением, потому что это было бы неприлично Божией благости и не достойно ее.
Св. Филарет (Дроздов):
Милость должна сретаться с истиною. Словом: и основанием, и побуждением, и целию правосудия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос Крест Христов. Какая безконечно великая там любовь, а вместе какое безконечное великое правосудие!
Св. Иоанн Златоуст также рассматривает искупление как разрешение человека от проклятия, лежащего на нём за преступление против Правды Божией:
Итак, поскольку справедливо мы были преданы в рабство диаволу и смерти, то долженствовало, конечно, чтобы и возвращение человеческого рода в свободу и жизнь было совершено Богом по принципу правды.
… Итак, долженствовало тех, которые послушают (Его), сделать свободными от рабства диавола; поскольку же человек, испытав на себе гнев Божий (гнев же Божий заключался в том, что человек справедливо был оставлен Благим), был предан в плен диаволу, то долженствовало человека примирить с Творцом, ибо иначе и не было бы возможным освободить его от оного рабства. Следовательно была нужда в Жертве, примиряющей нас с Высочайшим Отцем и освящающей, осквернившихся общением с лукавым. Значит, была нужда в Жертве очищающей и чистой, но также была нужда и в Священнике, и то – чистом и безгрешном» (Гомилия XVI).
Святитель Серафим (Соболев):
«Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертью; умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Для сего-то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы. ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию воскресения»».
Св. Феофан Затворник объясняет две стороны спасения человечества Господом Иисусом Христом:
«Мы пали через грехопадение прародительское и попали в неисходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от сей пагубы.
Пагуба наша состоит в двух злах: во-первых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во-вторых, в повреждении и расстройстве своего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны: во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во-вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни».
Затем св. Феофан объясняет сущность искупления человечества Богочеловеком Иисусом Христом:
В «Пространном Катихизисе» сказано:
Свмч. Серафим (Чичагов) пишет:
Св. Макарий, митр. Московский также пишет:
«Чтобы спасти человека от всех этих зол, чтобы воссоединить его с Богом и соделать снова блаженным, надлежало:
— удовлетворить за грешника бесконечной правде Божией [без чего]
…и примирение, воссоединение Бога с человеком не могло бы даже начаться;
— потребить грех во всем существе человека, просветить его разум, исправить его волю, восстановить в нем образ Божий: потому что и по удовлетворении правде Божией, если бы существо человека оставалось греховным и нечистым, если бы разум его оставался во мраке и образ Божий искаженным, — общение между Богом и человеком не могло бы состояться, как между светом и тьмою (2 Кор. 6, 14)…»
Святитель Макарий подчёркивает, что в Кресте Христовом «проявилась бесконечная премудрость Божия, которая обрела способность примирить в деле искупления человека вечную правду с вечной благостью, удовлетворить той и другой и спасти погибшего.
…Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он взамен нас уплатил Своею кровию долг и вполне удовлетворил правде Божией за наши грехи, — (долг), который мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, — взамен нас исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов.
Такую умилостивительную жертву за грехи человека, вполне достаточную для удовлетворения бесконечной правде, мог обрести один только высочайше-премудрый и всемогущий Бог».
Мысль о том, что искупить человечество мог только Бог мы встречаем у многих древних святых отцов.
Св. Василий Великий говорит о крестной смерти Иисуса Христа как об умилостивительной жертве, спасительной потому, что её принёс безгрешный Богочеловек:
. всякая душа человеческая подклонилась под тяжкое иго рабства общему всех врагу и, утратив свободу, данную Творцом ее, отведена в плен грехом.
Но всякому пленнику для освобождения нужна цена искупления. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек — сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти и пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху. “Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе”, Господе нашем (Рим. 3, 23-24).
Посему “не даст Богу измены за ся” “и цену избавления души своея”. Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу “измену” за всех нас, потому что Его “предположи Бог очищение верою в крови Его” (Рим. 3, 25) (Свт. Василий Великий. Беседы на псалмы, 48).
Преп. Макарий Великий пишет:
«Человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника; потому что сам повинен греху …брат не может искупить брата своего; и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти».
Св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что Крестная Жертва Христа-Спасителя была не чем иным, как «уплатой долга» за грехи людей:
Он воспевает хвалу искупительной, очистительной Жертве Христовой:
Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит:
«И книга псалмов, открывая это, присовокупляет, что не ради Себя, но ради нас Господь страждет это, и от лица Его говорит опять в псалме восемьдесят седьмом: «на Мне утвердися ярость Твоя», и в шестьдесят восьмом: «яже не восхищах, тогда воздаях», потому что не за вину Он умер, но пострадал за нас, и на Себе понес гнев, бывший на нас за преступление заповеди, говоря через Исаию: Сей грехи наша носит (Ис. 53, 4)» (Послание к Маркеллину об истолковании псалмов, 7).
Св. Ириней Лионский:
«Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго» (Против ересей. Кн. 5, XIX, 1).
Преп. Иоанн Дамаскин:
«И с тех пор, как Сын Божий и Бог, не будучи по божеству подверженным страданию, пострадал, принявши (на Себя плоть), и уплатил наш долг излив за нас выкуп, достойный и внимания, и удивления, мы действительно стали свободными, ибо кровь Сына достаточна для того, чтобы умолить Отца, и достойна благоговения» (Три защитительных слова. 1, 21).
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
Св. Симеон Новый Богослов:
«Так как Адам подпал клятве, а через него и все люди, от него происходящие, приговор же об этом Божий никак не мог был уничтожен; то Христос бысть по нас клятва, чрез то, что повешен был на древе крестном, чтоб принести Себя в жертву Отцу Своему, как сказано, и уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством жертвы. Таким образом Бог, Который есть несравненно выше всего сотвореннаго, и невидимаго творения, воспринял естество человеческое, которое есть выше всего видимаго творения и принес его в жертву Богу и Отцу Своему”.
«Но для чего соделался таковым Христос? Для того чтобы соблюсти закон Божий и заповеди Его, и чтобы вступить в борьбу и победить диавола. То и другое совершилось в Нем само собой. Ибо если Христос есть Тот Самый Бог, Который дал заповеди и закон, то как можно было не соблюсти Ему того закона и тех заповедей, которые Сам дал? И если Он Бог, как и есть воистину, то как возможно было Ему быть обольщену или обмануту какой-либо хитростью диавола?
Диавол, правда, как слепой и бессмысленный, восстал против Него бранью. Но это попущено было для того, чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный, и чрез то получил прощение Адам согрешивший.
…В чем же это домостроительство? Одно Лицо Святой Троицы, именно Сын и Слово Божие, воплотившись, принес Себя плотию в жертву Божеству Отца и Самого Сына и Духа Святаго, чтобы благоволительно прощено было первое преступление Адама ради этого великого и страшного дела, то есть ради этой Христовой жертвы, и чтобы силой его совершалось другое новое рождение и воссоздание человека во святом крещении, в коем и очищаемся мы водой, срастворенной с Духом Святым».
Преп. Никита Стифат:
Бог – Слово, священно совершив в Себе Самом наше восстановление, Сам Себя потом принёс за нас в жертву через крест и смерть…
Говорит св. Григорий Богослов:
«Христос именуется «искуплением» (1 Кор. 1, 30) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе).
«Он продается, и за самую низкую цену — за тридцать серебренников; но искупает мир, и высокою ценою — собственною Своею кровию» (Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое).
Преподобный Ефрем Сирин:
Ты, Господи, сделался Жертвой за нас, чтобы Своею Кровию загладить нашу вину. Ты сделался ради нас Священником, чтобы кроплением Своей Крови очистить нас.
Протопресвитер Михаил Помазанский:
«Христос взял на Себя грехи всего мира, принял на Себя вину всех людей. Он есть Агнец, за мир закланный.
Господь Иисус Христос совершил дело спасения во всей его полноте. Он искупил нас, дал новые силы, возродил. Не имея личного греха, Христос принял на Себя весь удел изгнанного из рая человечества,- человечества, которому было сказано: «проклята земля за тебя,»- Он Сам стал Человеком. И как Бог, Он принес новые, благодатные силы в мир.
Земное служение Господа и все дело нашего спасения, совершенного Им, есть выражение «все превосходящей любви Христовой».
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
«Ибо любовь Христова (в слав. неточно: «Божия») объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5, 14-15)».
Св. Филарет (Дроздов) так говорил о сущности искупления:
««Бог любы есть», говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви; все действия — выражения любви. В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею… она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью, ради высочайшего блага всех своих созданий. Приближтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией…
Вот, христиане, и начало, и середина, и конец креста Христова — все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда ни прострем взор: к Востоку или Западу, к Югу или Северу, — всюду зрение упадает в неизмеримость неба: так в духовной области тайн, по всем измерениям Креста Христова, созерцание теряется в беспредельности любви Божией».
Архим. Иоанн (Крестьянкин) говорил об искуплении:
Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) (Православное догматическое богословие, т. 2) объясняет, что слова Спасителя «сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаема, во оставление грехов» (Мат. 26, 28) «заключают в себе ту мысль, что Он жертва за грехи, проливает кровь Свою с тем, чтобы грехи других оставлены были без наказания», потому, что «знакомым с ветхим заветом известно, что кровию жертв искуплялось прощение грехов (Числ.;15,;20–25. Лев.;10,;21–34.) и, как говорит апостол, без пролития крови не бывает прощения (Евр.;9,;22). Известно также, что оставить грех, на языке писания, означает не подвергать греха наказанию, оставить ненаказанным (2 Пар, 7, 14. Псал, 40, Быт.;50,;17).
Св. Филарет Черниговский далее показывает апостольское учение о примирительной крестной смерти Христовой:
«С особенной подробностью объяснено значение страданий и смерти Господа Иисуса в посланиях ап. Павла.
В посланиях к галатам апостол пишет: «не отметаю благодати Божия, аще бо законом правда, Христос убо туне умре» (2, 21). Это показывает, что наше оправдание пред Богом находится в такой связи со смертью Христовою, что если бы мы могли быть оправданы собственными делами, то Христу не нужно бы было и умирать; а если Он умер, то это значит, что смертью Его мы оправданы.
Во втором послании к коринфянам апостол объясняет свое выражение: «примирихомся Богу» (Рим.;5,;11). «Зане Бог бе во Христе мир примирил себе и не вменяя им согрешений их» (2Кор.;5,;10), По этим словам примиряющий нас с Богом есть сам Бог; примириться значит то же, что не вменить грешнику грехов его в грехи; а Тот, Кем сделано, что грехи не вменяются Богом в грехи, есть Христос Иисус. Таким образом примирительное значение смерти Христовой ни чуть не дело мысли человеческой, напротив сам Бог назначил и Сам выполнил такую цель смерти Христовой.
Такую же силу усвояют смерти Христовой апостолы Петр и Иоанн. Первый поучает: «неистленным сребром и златом избавиетеся от суетнаго жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа» (1Петр.;1,;18.;19). «Иже грехи наша Сам вознесе» на теле своем на древо (1Петр.;2,;21). … ясными словами, словами самого Иисуса Христа, апостол выражает значение смерти Христовой, как искупительной цены за грехи наши. Сверх того говорит о непорочности Агнца, давая видеть в этой непорочности основание того, почему сей Агнец был жертвою угодною Богу. Эту мысль он выражает и прямыми словами: «зане и Христос единою о гресех пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови» (3, 18).
Апостол Иоанн учит, что Иисус Христос есть ходатай – праведник, умилостивление за грехи наши (1Иоан.;2,;2), что Он положил душу Свою за нас (3, 16), явился для того, чтобы взять на себя грехи наши, тогда как в Нем нет греха (3, 5),– искупил нас кровью Своей (Апок.;5,;9), спас людей от казней за грех (1Иоан.;1,;7–10;;3,;14).
Общее заключение о силе смерти Христовой.
а) Учение о примирительной крестной смерти Христовой есть несомненное учение всего священного писания, тайна открытая Богом, а не мнение человеческое (Кол.;1,;27. 1Кор.;1,;23.;24. Евр.;9,;8.;11;;10,;7.;8).
в) Бог Отец принял эту крестную жертву, как действительно и вполне примиряющую вечное правосудие Его с грешными людьми (2Кор.;5,;10. Рим.;5,;10.;11,;18.;19.;3,;25. ;ол. 1, 18 – 22, Гал.;4,;4.;5. Еф.;5,;2).
2. Святые отцы о безгрешности Иисуса Христа
Св. Афанасий Великий:
Преподобный Максим Исповедник:
«Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и Искупление за нас» (Мистагогия, 8).
«[Бог] воспринял умную и словесную душу вместе с подобающим ей телом, то есть [воспринял] совершенного человека — без какого-либо изъяна — и соединил [его] с Собою по ипостаси Он соединил с Собой природу по ипостаси, [только если] воспринял ее именно такой, какой изначально создал» (Opusc., 15).
Св. Григорий Богослов:
«…пока я непокорен и мятежен своими страстями и тем, что отрекаюсь от Бога, до тех пор и Христос, единственно по мне, называется непокорным. А когда все будет покорено Ему (покорится же, поскольку познает Его и переменится), тогда и Он, приведя меня спасенного, исполнил Свою покорность. Ибо в этом именно, по моему, по крайней мере, рассуждению, состоит покорность Христова – в исполнении воли Отчей. Покоряет же и Сын Отцу, и Отец Сыну, поскольку Один действует, и Другой благоволит (как сказано мной прежде). И таким образом, Покоривший представляет покоренное Богу, усвояя Себе нашу покорность.
Такое же, кажется мне, значение имеют слова: «Боже, Боже мой, внемли Мне, для чего ты оставил Меня» (Пс. 21, 1)? Он не оставлен ни Отцем, ни своим Божеством, как угодно некоторым толковать, что оно боялось страдания и потому сокрылось от страдавшего. Ибо кто мог принудить Его или родиться в начале на земли, или взойти на крест? Но, как я сказал, Он в лице своем изображал нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне вновь приняты и спасены страданиями бесстрастного. Подобно сему Он усвояет Себе и наше неразумие и нашу греховность в продолжении псалма, потому что 21-й псалом явно относится к Христу» (Слово 30-е, о Богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е).
«Произошло новое соединение; потому что вознерадел я о первом. В первом же я был сподоблен Божия дыхания, а в последнем Христос восприял на Себя мою душу и все мои члены. Воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом, пока не узнал змия, и не вкушал плода и смерти, питал же душу простыми, небесными помыслами, был светлым таинником Бога и божественного. Для сего-то воссоздания пришел в естество человеческое Бог, чтоб, преоборов и победив убийцу смертию, за вкушение приняв желчь, за невоздержанность рук — гвозди, за древо — крест, за землю — возношение на крест, обратно возвести Адама к жизни и славе. » (Похвала девству).
«[Христово естество] непорочно и нескверно; потому что врачует от позора и от недостатков и скверн, произведенных повреждением; ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания» (На святую Пасху)».
Догмат шестисот тридесяти святых отец Четвертаго Вселенскаго Собора, Халкидонскаго
«Последующе Божественным отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству по всему нам подобна, кроме греха, рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго) не на два лица рассекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ отец наших».
(Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия))
«Пятый Вселенский Собор осудил лжеучение Феодора Мопсуетского, якобы Господь Иисус Христос не был изъят от внутренних искушений и борьбы страстей. Если слово Божие говорит, что Сын Божий пришел «в подобии плоти греховной» (Рим. 8, 3), то выражает мысль, что эта плоть была истинной человеческой, но не греховной, а совершенно чистой от всякого греха прародительского, так и от произвольного. Господь в Своей земной жизни был свободен от всяких греховных пожеланий, от всякого внутреннего искушения. Ибо естество Человеческое в Нем не отдельно существует, но соединено ипостасно с Божеством».
(Прот. Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие)
Преподобный Иустин (Попович):
«Рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, люди в рождении принимают как неминуемое наследство греховное состояние естества, в котором обитает грех (греч. «amartia»), который как некое живое начало действует и влечет к творению личных грехов. Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа» (Преп. Иустин (Попович). Догматика).
Св. Иоанн (Максимович):
«Св. Амвросий [Медиоланский] учит о всеобщности первородного греха, из чего исключением является один Христос. «Из всех рожденных женами нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения». (In Luc., сар. II). «Один только человек, Ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому, что рождаясь, не испытал приражения греха». (Против Иулиана, кн. 2)».
«Христос имел не греховную плоть, но хотя по природе одинаковую с нами, впрочем только подобную греховной нашей и безгрешную».
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«При рождении Христа «первородный грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской сласти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа».
3. Следствия искупления
Чтобы грешный человек получил возможность обновиться, эта спасающая нас искупительная жертва была жертвой очистительной, дарующей освящение.
Благодаря искуплению человечества для нас стало возможным богообщение, Святой Дух сошёл на апостолов, и снисходит на всех членов Христовой Церкви, освящая и обновляя человеческое естество, возрождая его для Царствия Небесного.
Св. Феофан Затворник пишет:
Святитель Григорий Богослов в слове на святую Пасху говорит, что Жертва Христова есть «очищение» не малой части вселенной, и не на малое время, но целого мира и вечное», что мы умерли со Христом, чтобы очиститься, назвал великую и священную Пасху очищением всего мира.
Св. Иоанн Дамаскин говорит:
Прот. Михаил Помазанский пишет:
«. дело искупления переходит непосредственно в дело освящения».
4. Кому была принесена Крестная Жертва?
На этот вопрос отвечают слова преп. Симеона Нового Богослова:
«В чем же это домостроительство? Одно Лицо Святой Троицы, именно Сын и Слово Божие, воплотившись, принес Себя плотию в жертву Божеству Отца и Самого Сына и Духа Святаго, чтобы благоволительно прощено было первое преступление Адама ради этого великого и страшного дела, то есть ради этой Христовой жертвы, и чтобы силой его совершалось другое новое рождение и воссоздание человека во святом крещении, в коем и очищаемся мы водой, срастворенной с Духом Святым».
Повторим уже приводившиеся слова святых отцов:
Св. Афанасий Великий:
Преп. Иоанн Дамаскин:
«И с тех пор, как Сын Божий и Бог, не будучи по божеству подверженным страданию, пострадал, принявши (на Себя плоть), и уплатил наш долг излив за нас выкуп, достойный и внимания, и удивления, мы действительно стали свободными, ибо кровь Сына достаточна для того, чтобы умолить Отца, и достойна благоговения» (Три защитительных слова. 1, 21).
Поместный собор Константинопольской Церкви 1157 года, рассматривавший этот вопрос, подтвердил древнее учение отцов и учителей Церкви, что «и в начале при Владычнем страдании, животворящая Плоть и Кровь Христова принесена не Отцу только, но и всей Святой Троице». Определение Константинопольского собора 1157 года гласит:
„. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает”.
При этом Сам Христос Спаситель одновременно был Жертвой, и Архиереем, приносящим жертву по человеческому Своему естеству, и Богом, приемлющим жертву вместе с Отцом и Святым Духом в виду единосущия по Божескому естеству с Отцом и Святым Духом. Как видно из постановления собора, такой же Жертвой по связи с Голгофской Жертвой является и евхаристическая Жертва. Мыслящих иначе собор подвергает анафеме.
Св. Григорий Богослов пишет:
«Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь, кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена Искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А, во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием».
5. Священное Писание об искуплении
Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши.
(Ис. 53, 5)
Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира.
(1 Пет. 1, 18–20)
Христос пострадал за нас. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1 Петр. 2, 21-24)
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти.
(1 Петр. 3,18)
Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
(Ин. 1, 29)
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
(1 Ин. 4, 10)
Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.
(1 Кор. 15, 3)
Бог во Христе примирил с Собою мир.
(2 Кор. 5, 19)
Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
(Евр. 9, 12)
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
(Еф. 5, 1-2)
Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
(Рим. 5, 8)
О безгрешности Иисусе Христа:
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
(Ис. 53, 9)
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
(1 Пет. 2, 22)
Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
(1 Ин. 3, 5)
Кровию Своею Христос приобрел Себе Церковь:
«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян. 20, 28)
В Церкви Бог и спасает верующих в Него, очищая нас от всякого греха:
Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха.
(1 Ин. 1, 7)