что необходимо в кабинет косметолога
Юридические и бухгалтерские особенности личного бизнеса врача-косметолога
Косметолог с медицинским образованием может работать в профильной клинике или на себя. В последнем случае придется регистрировать бизнес. Таковы требования российского законодательства. Теоретически, врачу-косметологу доступны все организационно-правовые формы, от ИП до АО. Что выбрать? Все зависит от специфики предстоящей работы. Следующими этапами будут выбор системы налогообложения и организация бухгалтерского, налогового учета. Но обо всем по порядку.
Индивидуальный или командный игрок?
Врачу-косметологу до открытия своего бизнеса предстоит решить, как он будет работать: в команде или самостоятельно. На этом этапе важно изучить матчасть и прокачать критическое мышление. Перспектива уйти в свободное плавание, чтобы не делиться с клиникой и забирать всю чистую прибыль себе, довольно привлекательна. Но не стоит принимать импульсивных решений.
Если индивидуальный проект предпочтительнее, предстоит разобраться, как работать. Есть два варианта: ИП и юридическое лицо (ООО с единственным учредителем). Самозанятыми по закону косметологи быть не могут.
Обойтись вообще без регистрации не получится. Действующее законодательство запрещает оказывать медицинские услуги незарегистрированным субъектам хозяйствования. Обсуждать тему штрафов и юридических рисков не будем. Все и так понимают, что работа в серой зоне возможна лишь до поры.
Начнем с ИП?
Принято считать, что, работая самостоятельно, выгоднее, удобнее и проще регистрировать статус ИП. И в большинстве сфер деятельности это действительно так. Профессиональная косметология – исключение.
Начнем с того, что регистрация в последние годы предельно упростилась. И выбирать ИП только потому, что его быстрее, проще зарегистрировать, нерационально.
А теперь ключевой момент: косметология лицензируется. Оказание медицинских услуг врачом без лицензии – прямое нарушение действующего законодательства. Последствия понятны, вплоть до уголовной ответственности. При регистрации ИП лицензировать можно только деятельность самого врача, который имеет юридический статус предпринимателя. То есть лицензия на деятельность наемного персонала, если он появится, распространяться не будет.
Обсудим также финансовую составляющую. Если лицензия выдается только врачу-косметологу (он же ИП), все издержки придется оплачивать с дохода, полученного от деятельности одного специалиста. Учитывая специфику косметологии, рассчитывать на быструю окупаемость такого бизнес-проекта – более чем амбициозно. Как увеличить финансовый поток? Можно привлечь профильный персонал. Но возвращаемся к особенностям лицензирования: работать у ИП могут в таком случае только эстетисты. Их зона ответственности – уходовые процедуры. А такие, как показывает практика, в косметологии пользуются меньшим спросом, чем малоинвазивные и аппаратные методики. Соответственно, на серьезное увеличение дохода рассчитывать не стоит.
Регистрация ИП сильно ограничивает возможность расширения ассортимента услуг и развития косметологического бизнеса. Но и это еще не все. Не стоит забывать об имиджевой составляющей. Косметология привязана к брендам, и это касается не только препаратов. Бренд клиники как юридического лица всегда на ступень выше ИП. Закон рынка, ничего не поделаешь.
С ИП в косметологии сложно еще и потому, что отсутствует возможность привлечения инвестиций. Потенциальному инвестору не получится предложить долю в бизнесе. А без финансирования спектр услуг будет жестко ограничен. Закупка оборудования, расходных материалов, препаратов, уходовых линеек требует серьезных вложений.
А впрочем, решение каждый принимает сам. И выбора формы регистрации косметологического бизнеса это тоже касается. Но желающих оформить ИП и арендовать кабинет в клинике, имеющей лицензию, спешим предостеречь: такая деятельность незаконна. Лицензия не может передаваться лицензиатом другому лицу. То есть документ, полученный клиникой, на врача, арендующего в ней кабинет, не распространяется.
Разберемся в бухгалтерии
Переходим от юридической составляющей к бухгалтерской и налоговой. Начнем с режима налогообложения. Медицинские (косметологические) услуги не попадают под ЕНВ, ПСН. Соответственно, для ИП и ООО доступны всего два режима: упрощенка и ОСНО. Выбор зависит от специфики предполагаемой работы, особенностей сотрудничества с потенциальными контрагентами, поставщиками расходников, оборудования, а также взаимодействия с потребителями (физлицами, корпоративными клиентами).
Косметологический бизнес, как правило, предусматривает осуществление нескольких видов деятельности. В актуальном – оказание услуг, продажа препаратов, реализация косметических средств и т.п. Виды деятельности в целях налоговой оптимизации можно разделить, используя разные режимы налогообложения. Минимизировать риск ошибок позволит сотрудничество со специалистами. Так или иначе, но врачу-косметологу, открывающему собственный бизнес, нужен профессиональный бухгалтер. И лучше, если текущие задачи будут решаться командой экспертов. Передавая организацию бухгалтерского, налогового учета на аутсорсинг, вы экономите время, деньги и, самое главное, делегируете не только функции, но и ответственность.
Нюансы учета
В бухгалтерском учете косметолога есть несколько так называемых болевых точек. Одна из них – списание материалов (кремов, инъекционных препаратов, серумов и т.п.). Здесь не обойтись без расчета себестоимости каждой процедуры и установки норм использования расходных материалов. Последние устанавливаются в соответствии с рекомендациями производителей или другим способом. Нормы расхода прописываются в локальных нормативно-правовых актах. Метод списания закрепляется в учетной политике. Пренебрежение тем и другим неизбежно ведет к необоснованному увеличению расходов. Растут издержки, снижается чистая прибыль. Рентабельность бизнеса падает.
Все операции подтверждаются первичными документами. В случае с оприходованием материалов это счета и накладные, в случае со списанием – надлежащим образом оформленные акты. Чем больше расходных материалов и проводимых процедур, тем больше рутинных операций должен делать бухгалтер.
Что касается ведения регистров и выполнения проводок, средства автоматизации позволяют минимизировать трудозатраты. Использовать рекомендуется лицензионное ПО. Это минимизирует технические и сопутствующие риски.
Еще одной болевой точкой является налогообложение. Сложнее всего приходится косметологам, совмещающим режимы налогообложения. По каждому виду деятельности бухгалтерский, налоговый учет ведется отдельно. То же самое касается подготовки и сдачи отчетности.
Как выбрать эффективный налоговый режим с наименьшей нагрузкой из возможных? Как организовать бухучет? Как оптимизировать рутинные операции и избежать ошибок при составлении, сдаче отчетности? На эти и многие другие ваши вопросы ответит профильный аутсорсер.
Приложение. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология»
Порядок
оказания медицинской помощи по профилю «косметология»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку
2. Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
3. Оказание медицинской помощи по профилю «косметология» включает:
диагностику и коррекцию врождённых и приобретённых морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний;
информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.
4. Медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-18 к настоящему Порядку. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.
5. При первичном обращении пациента врач-косметолог:
оценивает жалобы пациента, структурную целостность и функциональную активность покровных тканей, выявляет конкретные дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции;
информирует пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дает рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводит обучение необходимым гигиеническим навыкам;
заполняет медицинскую документацию в установленном порядке;
составляет план необходимого обследования и лечения;
назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом;
выполняет медицинские процедуры, необходимые для коррекции выявленных нарушений и дефектов.
6. При повторных обращениях пациента врач-косметолог:
оценивает динамику состояния комплекса покровных тканей в процессе проводимых медицинских манипуляций и косметологической коррекции;
оценивает клиническую эффективность проводимых медицинских вмешательств и выполнение пациентом врачебных рекомендаций и назначений и при наличии медицинских показаний вносит коррективы в проводимое лечение;
выполняет медицинские процедуры и манипуляции для коррекции выявленных нарушений и дефектов;
контролирует проведение назначенных медицинских процедур средним медицинским персоналом;
в медицинской документации делает записи о состоянии пациента и динамике клинической картины.
7. В случае выявления врачом-косметологом доброкачественного новообразования кожи и (или) её придатков, его удаление осуществляется с последующим проведением патоморфологического исследования.
8. При подозрении или выявлении врачом-косметологом злокачественных новообразований кожи и (или) ее придатков пациент направляется в первичный онкологический кабинет (отделение), после чего врач-специалист первичного онкологического кабинета направляет пациента в онкологический диспансер или онкологическую больницу для уточнения диагноза и определения последующей тактики ведения пациента в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 3 декабря 2009 г. N 944н (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2009 г., регистрационный N 15605).
9. При выявлении врачом-косметологом состояний, требующих оказания медицинской помощи с использованием методов пластической и челюстно-лицевой хирургии, пациент направляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь соответствующего профиля.
10. При выявлении врачом-косметологом клинических проявлений кожных болезней, инфекций, передаваемых половым путём, инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулёза пациент направляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь соответствующего профиля.
11. При оказании медицинской помощи по профилю «косметология» врачами-косметологами и средним медицинским персоналом ведётся медицинская документация, в том числе первичная, учётная и отчётная.
Салон красоты: с чего начать?
Поздравляем: вы решили открыть свой бизнес. И даже точно решили, что это будет салон красоты. С чего начать и что вам понадобится? Как продвигать и при этом не тратить лишнего. Держите пошаговый план как открыть салон красоты с нуля и набор полезных подсказок для открытия салона красоты.
Концепция и формат салона красоты
Прежде чем бросаться в бой, вам нужно решить два важнейших вопроса: определиться с форматом заведения и его концепцией.
С форматом заведения определиться проще всего. Спросите себя, что конкретно вы хотите открыть: недорогую парикмахерскую, салон эконом-класса, студия маникюра, барбершоп или большой элитный салон красоты со всеми видами услуг, спа-салоном и косметологическими процедурами?
Выбрав формат, определяйтесь с концепцией. Например, небольшая парикмахерская эконом-класса может быть как чисто женским салоном, так и смешанным, или специализированной парикмахерской для детей.
От выбранного вами формата и концепции будет зависеть и бизнес-план салона красоты, и всё остальное: оформление и дизайн салона, его оснащение, местоположение, реклама и, конечно, затраты на всё это.
И наоборот, формат салона может зависеть и от того, в каком районе вы планируете открыть салон: в деловом центре, в престижном спальном районе или в микрорайоне с бюджетным жильём.
Как выбрать помещение для салона красоты
При выборе помещения для салона красоты тоже придется учитывать несколько факторов: местоположение, адрес, удобство для клиентов. Кроме того, есть некоторые ограничения, прописанные во всё тех же Санитарных Нормах и Правилах.
Так, например, нельзя открыть салон красоты в подвальном или полуподвальном помещении, но зато можно использовать под салон обычную квартиру. Правда, придется вывести ее из жилого фонда и оборудовать отдельным входом.
Адрес салона красоты также важен: открывать его стоит там, где концентрация целевой аудитории высока, а конкурентов — наоборот, низка. Иными словами, нет большого резона открывать парикмахерскую там, где в радиусе ста метров уже есть две.
И бессмысленно открывать мужской барбершоп в районе общежитий ткацкой фабрики, где 99% жильцов — женщины. Это, конечно, утрированные примеры, но зато они прекрасно иллюстрируют мысль.
Если вы не предоставляете каких-то особенных услуг, не имеет большого смысла стремиться открыть салон в центре города: в спальных районах у небольшой парикмахерской больше шансов раскрутиться. И наоборот, для салонов бизнес-класса, предлагающим эксклюзивные услуги, лучше искать помещения в центре населенного пункта.
В самом помещении должно быть достаточно места для работы мастеров, так, чтобы они не мешали друг другу и клиентам. СанПиН требует, чтобы на одно рабочее место мастера приходилось не менее 6-8 м2.
Мужской и женский залы рекомендуется разделять в разные помещения, отдельно обустраивая места или зал для ожидания и ресепшн.
Обязательно придется оборудовать туалет, раздевалку, место для дезинфекции инструментов и склад расходных материалов.
Исходя их этих требований, для малобюджетной парикмахерской потребуется площадь не менее 50 кв.м., а для большого салона с дополнительными услугами — от 100 кв.м. и больше.
О чем еще стоит позаботиться? О парковке и об удобном входе в салон для всех категорий людей. Это и удобные перила, и не слишком высокие ступени для клиентов в возрасте, и пандус с подъемником для людей с ограниченными возможностями. Если возле салона будет оборудована парковка хотя бы на несколько автомобилей — это будет дополнительный плюс.
Как составить бизнес-план для салона красоты?
Зачем нужен бизнес-план?
Во-первых, от того насколько глубоко и детально проработан бизнес-план, в конечном итоге зависит успех всего бизнеса. Составив бизнес план, вы точно будете знать, сколько стоит открыть салон красоты.
Во-вторых, бизнес-план понадобится для того чтобы получить кредит или ссуду в банке или другой финансовой организации. Инвестор не будет рисковать своими деньгами, если вы не предоставите ему убедительный детальный план развития своего салона со всеми необходимыми расчетами.
Что должно быть в бизнес-плане?
Что обязательно должен включать в себя хороший бизнес-план?
Финансовый план, предполагаемая прибыль, сроки выхода на безубыточность. Укажите, какими средствами вы располагаете в данный момент, какие средства вам нужно дополнительно инвестировать в салон для того чтобы он смог начать работу. Сюда же вписываются затраты подготовительного периода и затраты основного периода работы салона.
Что относится к затратам подготовительного периода?
К затратам основного периода следует отнести:
Как рекламировать салон красоты?
Рекламировать свой салон красоты и привлекать клиентов лучше начинать до его открытия. Итак, что у вас должно быть?
Реклама в интернете
Реклама в интернете сегодня — это один из самых эффективных и дешевых способах рекламы. Более 45% россиян получают информацию о товарах и услугах именно в сети интернет.
Наружная реклама
Рекомендуется размещать исключительно в том районе, где располагается ваш салон, в радиусе не более 500 м. Заранее осмотрите место расположения салона, определите места, где наружная реклама будет охватывать наибольший трафик, определите места для навигационных указателей, если вход в салон не слишком хорошо заметен.
Заранее получите разрешения на наружную рекламу и вывеску, согласуйте это в необходимых инстанциях:
Кстати, выносные штендеры, плакаты и прочая мобильная наружная реклама, которую вы планируете утром выносить и ставить возле входа в салон, а вечером убирать, может размещаться в большинстве случаев без разрешений (но это придется уточнить в Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации вашего города).
Регистрация юридического лица
Открывая такой бизнес, обязательно нужно зарегистрировать юридическое лицо: ИП или ООО. Предварительно проконсультируйтесь в налоговой инспекции или у независимого консультанта, какую форму собственности выбрать. Стоит ли вам регистрировать ООО, или можно ограничиться регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Определитесь с налоговым режимом. Учтите, что если вы планируете реализовывать в салоне товары, подлежащие обязательной маркировке, то применять упрощенную систему налогообложения (УСН) у вас не получится — работать с маркировкой разрешается только на основной системе налогообложения (ОСНО).
Код ОКВЭД для парикмахерской: 93. 02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты».
Если вы впервые регистрируете предприятие, мы приготовили для вас подробную инструкцию как зарегистрировать ИП, где просто и понятно расписали всё по шагам — от подготовки документов до начала работы.
Какие разрешения нужны для открытия салона красоты
Для открытия и нормальной работы салона красоты необходимо получить некоторые разрешения от контролирующих организаций.
Кроме того, если медицинские услуги оказывает сам индивидуальный предприниматель, он должен иметь обязательно высшее медицинское образование и стаж работы по специальности более 5 лет. Это же требование касается и медицинского персонала, который будет работать в салоне.
Вдобавок к лицензии на оказание медицинских услуг, понадобятся еще и регистрационные удостоверения на все медицинские изделия и косметологическое оборудование (само оборудование, аппараты, инструменты), которые будут использоваться для оказания этих услуг.
После получения всех разрешений и лицензий, необходимо подать уведомление в Роспотребнадзор. Можно сделать это лично или в электронном формате — через портал государственных услуг, либо отправить документы по почте. Вместе с уведомлением отправляются:
Начинать работу можно только после получения разрешения от Роспотребнадзора.
Какую кассу выбрать для салона красоты?
Салон красоты — фиксированная точка продаж, поэтому чаще всего владельцы приобретают для себя кассы, предназначенные в основном для стационарной работы: с большим дисплеем, с возможностью подключить дополнительное оборудование.
МТС Касса 12. Большой стационарный кассовый терминал с широким 12-дюймовым дисплеем, на котором очень удобно работать и чековым принтером. К кассе можно подключить дополнительное оборудование, например, терминал эквайринга D-200 или сканер штрих кодов (если вы дополнительно планируете реализовывать в салоне косметические средства). В комплекте с кассой идет фискальный накопитель на 36 месяцев.
МТС Касса 7. Эта касса относится к разряду мобильных касс, но чаще всё-таки используется владельцами как стационарный кассовый аппарат. Она компактна, и ее можно разместить на небольшой стойке ресепшн или на столике администратора. При мобильном использовании МТС Касса 7 работает до 14 часов без подзарядки, а данные в ОФД передает по мобильному интернету со специальным тарифом для онлайн-касс. К ней точно так же можно подключить дополнительное оборудование, в том числе, и по bluetooth.
МТС Касса 5. Это самая маленькая касса из модельного ряда МТС Кассы, но умеет всё то же, что и ее более крупные собратья. Она отлично подойдет для тех салонов, где мастер какое-то время работает на выезде. Её можно положить в карман или в сумку: малый вес и габариты позволяют это. Для приема платежей по карте можно подключить и использовать терминал эквайринга D200. Без подзарядки она работает до 24 часов.
МТС Касса 5 с эквайрингом. Это чуть более продвинутая версия МТС Кассы 5, которая умеет принимать платежи по картам, в том числе бесконтактно. Как и все остальные модели, оснащена встроенным чековым принтером, встроенным фотосканером 2D и может работать без подзарядки до 20 часов. Как и МТС Касса 5, идеальна не только для работы на выезде, но и как стационарная касса для маленьких салонов красоты.
Решение МТС для работы на выезде
Установите на смартфон мастера, которые выезжает к клиентам, специальное кассовое приложение МТС.
Подключите в личном кабинете МТС Кассы смартфон как кассу.
Оказав услугу, мастер получит деньги от заказчика и “пробьёт” чек на своем смартфоне в приложении.
Информация поступит в кассу, установленную в салоне.
Касса отправит копию фискального чека в ОФД, а электронный чек, в полном соответствии с законом ФЗ-54, клиенту.
Что умеет МТС Касса
Кассовая программа МТС Кассы — современное программное обеспечение, которое во многом облегчает работу кассира или администратора салона.
Она абсолютно бесплатна для пользователей, предустановлена в кассу и готова к работе сразу после активации устройства. Кроме стандартных функций (расчет сдачи, открытие, она работает с авансовыми платежами и заказами). Кассовая программа обновляется автоматически, вовремя и регулярно совершенно бесплатно.
Товароучетный сервис МТС пригодится тем, кто помимо оказания услуг, реализует в салоне косметические средства. Кроме того, с его помощью можно легко вести учет и организовывать закупку расходных материалов и косметических средств для работы салона.
Товароучетная программа МТС — это облачный сервис, который делает проще и торговлю, и складской учет. Он автоматически ведет учет товаров, собирает аналитику, документооборот, контролирует работу сотрудников. Здесь можно сформировать более более 40 аналитических отчётов, которые покажут остаток косметических средств на складе, выручку салона в определенные периоды, прибыль, средний чек, активность продаж и многое другое. Благодаря облачным технологиям владелец салона будет иметь доступ к системе из любого места.
Кстати: Если в вашем будущем салоне планируется продажа духов и туалетной воды, вам обязательно понадобится онлайн касса, которая,поддерживает работу маркированных товаров. Напомним, что обязательная маркировка парфюмерии и духов вводится на территории России с 1 октября 2020 года.
И это еще не все возможности. МТС Касса интегрирована с бухгалтерским сервисом “Мое дело”, который поможет предпринимателю верно рассчитать налоги, подготовить и сдать необходимые отчеты, напомнит о сроках их сдачи, поможет рассчитать заработную плату сотрудникам и прочие положенные по закону выплаты.
Управление бизнесом удаленно
Для владельцев бизнеса полезным будет специальное приложение “МТС Касса. Мой Бизнес”. С его помощью вы сможете удаленно контролировать все процессы, происходящие в вашем салоне:
Кроме того, вам будет доступна и вся аналитика по продажам, так как приложение интегрировано с товароучетной системой МТС. Вы будете в курсе того, что происходит в салоне 24 часа в сутки. Получить мобильное приложение можно во всех маркетах приложений.
Онлайн-касса: купить или взять в аренду?
Покупка онлайн-кассы и последующая ее регистрация — значительная трата. Поэтому для того, чтобы сэкономить средства на старте бизнеса, можно не покупать онлайн-кассу, а взять ее в аренду. За небольшую ежемесячную арендную плату вы получите полностью готовую и зарегистрированную во всех инстанциях онлайн-кассу, с круглосуточной поддержкой и регулярными обновлениями. Весомый плюс в пользу аренды кассы — горячая замена кассового аппарата в случае поломки или выхода из строя. Вместо того чтобы останавливать работу и сдавать собственную кассу в ремонт (а по опыту, такой ремонт может затянуться на пару недель) можно в этот же день получить новую, готовую к работе кассу взамен сломанной.
Контролируйте выручку прямо со своего смартфона!
Как вы видите, открытие салона красоты, как впрочем, и любой другой успешный бизнес в индустрии красоты — дело, требующее времени и средств.
Мобильное приложение “МТС Касса. Мой бизнес” поможет вам все время держать руку на пульсе бизнеса, быть в курсе происходящего 24 часа в сутки. Вся статистика и контроль за работой салона будут доступны в вашем смартфоне в любой точке земного шара.
МТС Касса делает бизнес удобнее и приятнее. Будьте с нами!
Дата публикации: 25.09.2020