что необходимо для возникновения и развития сознания
Возникновение и развитие сознания
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной дея-тельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает разви-ваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необхо-димы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимо-действия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и разви-тия человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и свя-занное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания’ человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, пред-ставить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в рево-люцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значи-тельно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
Развитие сознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее понятие о сознании
Сознание является высшей формой умственной деятельности, которая свойственна лишь человеку и недоступна животным. С помощью сознания человек осуществляет отражение окружающей действительности, ближайшей социальной среды и собственного внутреннего мира.
Сознание имеет непосредственную связь с основными функциями мозга и на протяжении жизни человека может качественно изменяться. Процесс развития сознания заключается в улучшении работы мозга, повышении разумности и обучении осознанному отношению человека к жизни.
Сознание является субъективным продуктом человеческого развития, и в тоже время содержанием его выступают знания об окружающем мире, его связях и основных законах. А это значит, что сознание можно назвать субъективным образом объективной реальности.
Процесс развития сознания
В ходе исторического развития человечества постепенно развивалось и сознание человека. Источником его развития является необходимость в способности человека к кооперации общению и взаимодействию с другими людьми.
Такая необходимость появилась еще в первобытном обществе, в ситуации, когда у людей возникла совместная деятельность по изготовлению орудий и добыче пропитания. В процессе осуществления данных видов деятельности и для ее эффективного разрешения людям понадобилась речь, для того, чтобы они могли договориться о целях и деталях предстоящего дела.
Совместная деятельность была бы просто невозможна, если ее участники не могли бы договориться и не понимали своей роли в процессе совместной деятельности. Несомненно, стоит отметить, что у первобытного человека развивались лишь зачатки сознания и это была лишь самая начальная стадия его развития. На протяжении тысяч лет человеческое сознание походило процесс развития и совершенствование.
Нельзя говорить о том, что на современном этапе развития человечества о сознании известно абсолютно все и процесс его развития закончен. Развитие сознания незавершенный процесс, а знания о закономерностях его развития помогают познанию его особенностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы развития сознания в онтогенезе
Онтогенез – это процесс становления человеческого организма от рождения до смерти.
Научные исследования сознания в психологии разделяют процесс его развития на следующие этапы:
Еще одним не менее важным направлением совершенствования сознания человека является процесс развития мышления и речи в их тесной взаимосвязи. Человек приобретает способность к глубокому постижению сути вещей, при этом процесс развития речи способствует обозначению новых понятий и описанию явлений окружающей жизни.
Этапы качественного развития сознания
После того как процесс формирования основных функций мозга завершается, наступает период самостоятельного совершенствования человеком своего сознания с помощью волевых усилий и соответствующей сознательной деятельности. Создать четкую периодизацию данного процесса развития очень трудно в связи с тем, что лишь часть людей выбирает путь самопознания и саморазвития.
Данное развитие можно считать качественным источником которого выступают психологические факторы, влияющие на человека – мотивация и воля. Существует несколько теорий, рассматривающих этапы развития сознания, все их можно обобщить одним выводом: человек в процессе своего развития идет от ощущений физического плана к умственным факторам, а затем к духовным основам своего развития.
О том, что процесс развития является индивидуальным можно судить по тем стимулам, которые являются причинами того или иного выбора человека. Человек, обладающий низким уровнем развития сознания в процессе принятия решений руководствуется рефлексами и не способен к осознанному мышлению. Человек с высоким уровнем развития сознания осуществляет свои действия исходя из имеющихся у него истинных целей, на которые он способен смотреть непредвзято, включив внутреннего наблюдателя.
Возникновение сознания человека
Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.
Условия возникновения сознания
В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.
Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.
Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.
Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.
Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.
Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.
Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.
Причины возникновения человеческого сознания
Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.
В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе. Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения. При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.
Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом «я» и «другого» внутри нас. Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень. Внутренний оппонент или слушатель – «другой», в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.
В русском языке слава «познание» и «сознание» объединяются общим корнем – «знание». Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку. Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин «сознание» ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.
Проблема сознания в философии
Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях. Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности. Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.
Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.
Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них. Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится. Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.
Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.
Что необходимо для возникновения и развития сознания
23. Возникновение и развитие сознания
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.
Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.
Возникновение и развитие сознания.
МОДУЛЬ 3
Лекция № 4 (10)
Тема: «Сознание, его структура и функции»
1. Сущность сознания человека.
2. Возникновение и развитие сознания.
3. Сознательное и бессознательное.
4. Сознание и самосознание.
Сущность сознания.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиции. С точки зрения идеалистической позиции сознание является собственно человеческой формой психического начала бытия. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить до конца ни с материалистической, ни с идеалистической позиции.
Однако, независимо от философских позиций исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс, феноменов был бы закрыт для познания.
Психологическая характеристика сознания человека включает:
· ощущение себя познающим субъектом;
· способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
· контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими;
· способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом.
Внимание как психическое состояние сознания человека
Мысленное представление и воображение действительности, — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание, в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли. Волевые управления психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Это, прежде всего, осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, существенные характеристики предметов, событий, явлений т.е. то, что характерно именно для них и отличает от других, иногда внешне похожие на них предметов и явлений.
Особенностью человеческого сознания также является его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем.
Итак, сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в:
1. обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении;
2. конструктивно-творческом преобразовании действительности;
3. в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов;
4. в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Это отдельная проблема требует специального рассмотрения.
Возникновение и развитие сознания.
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования и история становления сознания не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей, т.е. труд. Эта деятельность предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности осознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности, как необходимое условие ее организации, каждый представляет цель в совместной деятельности.
Точно также, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становилась речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становятся средством мышления (обобщения).
Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризация, социализация).
Виды и развитие человеческой деятельности
Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самосознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека было направленно на внешний мир. Позднее появилась рефлексивная способность, т.е. осознание и того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связанно с мышлением и постепенным соединением мысли со словом. Слова языка наполняются глубинным смыслом и превращаются в понятия.
Слово — понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании современников и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно представить в историческом плане. Но, то, же самое можно утверждать и в отношении сознания человека, в ходе его онтогенетического развития, когда благодаря произведениям культуры, созданными людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это, например, в развитии сознания обозначается как исторический.
В данный момент истории сознания людей продолжается развиваться и развитие идет с определенным ускорением, вызванное ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.
Происходит также расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире.
Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах, состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения.
Неосознаваемые образы восприятия проявляются в феноменах, связанные с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.
Бессознательная память — это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направленно внимание.
Бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер. поступков. Главный интерес для психологии представляет так называемое личностное проявление бессознательного, в котором помимо желания, сознания и воли человека, оно проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблемы личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.
В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно связанно для человека с непринятыми переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, и воображением: сновидения, грезы, мечты. Содержание сновидений, по З.Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворение или вполне удовлетворение важными жизненными потребностями.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворением желаний и является символической способностью устранения нарушающих нормальный сон импульсов порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворение потребностей получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения непримиримы для человека, то они даже во сне блокируются нормами морали, так называемой цензурой. Действия цензуры искажают, запутывают содержание сновидений, делает их алогичными, непонятыми и странными. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Сознательное управление самыми сложными формами поведения, требующие постоянного контроля и внимания, включается в следующих случаях:
а) когда неожиданно возникают сложные интеллектуальные проблемы;
б) когда требуется преодолеть психическое или сопротивление;
в) когда надо найти выход из конфликтной ситуации;
г) в ситуации потенциальной угрозы.
Такие ситуации возникают практически беспрерывно, Поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Однако наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции.
Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием:
1. Бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Это бессознательные ощущения, восприятие, память, мотивы, установки.
2. Бессознательные психические явления, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в среду бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляют собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умения писать, пользоваться различными инструментами).
3. Третий тип бессознательных явлений — относится к личностным явлениям. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связаны с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Реферат на тему Личность как субъект познания
Сознание и самосознание.
Одним из важнейших вопросов при анализе проблемы самосознания является выяснение соотношения сознания и самосознания. Большинство «философов и психологов считают, что по своему происхождению это однопорядковые явления психики. Несмотря на специфику проявлений и развития, разделить их можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины — в процессах сознания Самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно моему Я, а процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.
Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ «Я»») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.
Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для самого себя.
Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С.Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я»».
Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием «Я» имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» — это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа, это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознания. «Я» предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя».
И.С.Кон также считает, что «образ «Я» — это не просто отражение в форме представления или понятия, а социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента:
1) познавательный (когнитивный) — это знание себя;
2) эмоциональный (оценка своих качеств);
3) поведенческий (практическое отношение к себе).
И.И.Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С.Коном.
Мы уже отмечали, что образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Но образ «Я» вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.
Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения, Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой).
Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать, более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Волевые процессы личности человека 2
Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.
Основные понятия и ключевые слова:
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое высказывание характеризует рефлексивную способность сознания?
А) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;
Б) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли;
В) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;
Г) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира.
2. Какое утверждение относится к такому качеству сознания как к ощущению себя познающим субъектом?
А) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;
Б) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира;
В) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;
Г) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли.
3. Что относится к такому качеству сознания как мысленное представление существующей и воображаемой действительности?
А) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли;
Б) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;
В) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира;
Г) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.
4. Какое утверждение подчеркивает тесную связь сознания с речью?
А) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;
Б) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира;
В) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;
Г) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли.
5. Какое высказывание характеризует способность сознания коммуникации?
А) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека;
Б) готовность сознания к познанию других психических явлений;
В) передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем;
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
Г) высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.
6. Какое высказывание относится к способности сознания к управлению собственной психикой и поведением?
А) готовность сознания к познанию других психических явлений;
Б) передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем;
В) высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.
Г) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека.
7. В каком утверждении дается общая характеристика сознания?
А) высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности;
Б) готовность сознания к познанию других психических явлений;
В) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека;
Г) передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем.
8. Что относится к бессознательным ощущениям?
А) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями);
Б) относятся равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения;
В) влияет на направленность и характер поступков;
Г) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание;
9. Какое высказывание относится к бессознательной памяти?
А) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями);
Б) относятся равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения;
В) влияет на направленность и характер поступков;
Г) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание.
10. Что относится к бессознательной мотивации?
А) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание;
Б) влияет на направленность и характер поступков;
В) относятся равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения;
Г) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями).
11. Какое утверждение характеризует бессознательное в личности человека?
А) влияет на направленность и характер поступков;
Б) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями);
В) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание;
Г) относятся равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения.
12. Какое утверждение относится к бессознательным психическим явлениям, которые находятся в области подсознания?
А) желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры;
Б) двигательные навыки и умения – ходьба, речь, умение писать, пользоваться инструментами;
В) факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции – ощущения, восприятие, память, мотивы, установки.
13. Какое высказывание характеризует бессознательные психические явления, которые осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного?
А) двигательные навыки и умения – ходьба, речь, умение писать, пользоваться инструментами;
Б) желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры;
В) факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции – ощущения, восприятие, память, мотивы, установки.
14. Что относится к типу личностных бессознательных явлений?
А) факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции – ощущения, восприятие, память, мотивы, установки;
Б) двигательные навыки и умения – ходьба, речь, умение писать, пользоваться инструментами;
В) желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры.
15. В каком высказывании дается определение самосознанию?
А) самосознание (когнитивный), эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование;
Б) совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности;
В) личность какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя.
16. Какое утверждение относится к понятию «образ Я»?
А) личность какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя;
Б) самосознание (когнитивный), эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование;
В) совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности.
17. В каком высказывании раскрывается структура самосознания?
А) совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности;
Б) личность какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя;
В) самосознание (когнитивный), эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование.
18. Какое утверждение относится к «реальному Я»?
А) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
Б) образ «Я» переживается как представление о себе в момент самого переживания;
В) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
Г) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;
Д) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
19. Какое высказывание характеризует «идеальное Я»?
А) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;
Б) образ «Я» переживается как представление о себе в момент самого переживания;
В) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
Г) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
Д) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
20. Что относится к определению «фантастическое Я»?
А) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;
Б) образ «Я» переживается как представление о себе в момент самого переживания;
В) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
Г) каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
Д) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
21. Что относится к определению самооценки личности?
А) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;
Б) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
В) образ «Я» переживается как представление о себе в момент самого переживания;
Г) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
Д) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
22. Какое утверждение относится к уровню притязаний личности?
А) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
Б) образ «Я» переживается как представление о себе в момент самого переживания;
В) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
Г) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
Д) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих.