что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Метод имеет и свои недостатки:

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Источник

Сравнительный анализ в курсовых и дипломных, научных работах: описание, основные методики, базирующиеся на сравнении, алгоритм проведения, как оформить?

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Что это такое?

Сравнительный анализ представляет собой эмпирический метод исследования, который позволяет познать особенности изучаемых явлений, процессов, объектов с помощью логики. Этот способ базируется на «антонимах», то есть определении причин и следствий, сходств и отличий, достоинств и недостатков, изменений и тенденций.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследованияНа чем основывается сравнительный анализ?

С помощью сравнительного анализа исследователь может по достоинству оценить все стороны объекта исследования. Делается это путем проведения аналогии между изучаемым «ядром» и аналогичным предметом/явлением, а в дальнейшем автор сравнивает каждый отдельный элемент или объект в целом, выявляя тем самым сходства и отличия, тенденции и отклонения.

Важно отметить, что сравнительный анализ целесообразно использовать при соблюдении конкретных условий:

Сравнительный анализ применяется практически повсеместно: как в повседневной жизни (например, при сравнении товаров между собой и выборе с учетом соотношения цена-качество, желания-возможности), так и в самых разных отраслях: научные исследования, студенческие работы, практика (определение перспектив развития, учет доходов и расходов и т.д.).

Сравнительный анализ позволяет определить актуальную проблему исследования любого плана: гуманитарный, экономический, технический юридический, медицинский, исторический и пр. Фактически данный прием является основным в проведении любого научного изыскания, эксперимента.

Методика проведения сравнительного анализа при выполнении курсовых, дипломных и научных работ

В сравнительном анализе можно выделить пять основных этапов:

Данный параметр предопределяет дальнейший план действий. Автору научного изыскания предстоит грамотно определить объект исследования и то, с чем он его будет сравнивать (назовем его «аналог»), цель сравнения (должна совпадать с целью проекта), разработать правила сравнения (признаки и характеристики).

На этой стадии необходимо тщательно подумать: что сравнивать, как это делать, для чего, притом лучше всего использовать конкретные примеры или рекомендации авторитетных ученых, специальные и проверенные методики и приемы.

Здесь исследователю предстоит доказать необходимость использования сравнительного анализа: зачем ему это нужно, обосновать последовательность действий и логику исследования, ответив на простые вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему. Такой подход сделает исследование не только планомерным, но и логичным, осознанным,

Здесь важно конкретизировать выявленные отличия и сходства закономерности. Сделать это можно путем сравнения конкретных параметров и описания полученного результата. Это и будет определенным фактом, который подчеркнет тенденцию или проблему исследования. Именно на данном этапе производится непосредственно сравнение отдельных элементов или объекта и «аналога» в целом, которое является пополнением доказательной базы курсовой, дипломной или иной работы.

Здесь автор должен понять, как и что он будет сравнивать, какой информацией располагает, какие приемы будут уместны, что послужит базой и «аналогом» для проведения анализа, какие нормы и критерии оценки будут уместны и пр.

На этой стадии исследователю предстоит грамотно оказать причину и следствие, включив в данную цепь аргументы (пункт 3). Здесь автор сумеет либо выдвинуть достойную гипотезу для решения проблемы, либо доказать/опровергнуть свое предположение. Главное – показать четкую связь между объектом исследования и выявленными аргументами, текущим положением дел.

Таким образом, сравнительный анализ при выполнении научно-исследовательских работ позволяет определить проблему, предопределить гипотезу и собрать неопровержимую доказательную базу.

В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?

Как мы уже отметили, сравнительный анализ уместен повсеместно: в обучении, трудовой деятельности, повседневной жизни и пр. С его помощью человек может наметить достойные альтернативы, выбрать оптимальный или наиболее подходящий вариант решения конкретной проблемы и пр.

Сравнительный анализ применим для оценки, как качественных характеристик (свойств, теоретических аспектов), так и количественных (которые можно измерить любым удобным способом).

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследованияСфера применения сравнительного анализа

В каждой научной области или дисциплине применение сравнительного анализа специфично. В зависимости от предмета могут разниться приемы, базы, критерии и сравнительные признаки, схемы действий.

Так, в гуманитарных, теоретических исследованиях допустимо использование следующих разновидностей анализа, основанных на сравнении:

В гуманитарных или «устных» направлениях принято сравнивать «текст», а не числа. Поэтому здесь важно проводить аналогию в рамках одной конкретной мысли (теории), в отношении определенного объекта/предмета/признака и пр. Притом выявленные недочеты или противоречия плавно перетекают в проблему исследования.

В точных науках (экономических, технических, математических и пр.) сравнительный анализ приобретает детальный характер. Он может быть:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнительный анализ может проводиться на основе простых расчетов (определение разницы, динамики) или по конкретным формулам, методикам. В этом деле главное правильно подставить необходимые данные и рассчитать показатель, а затем проанализировать результат.

Сравнительный анализ базируется на следующих способах:

Результаты сравнительного анализа призваны конкретизировать наличие отклонений или изменений в жизни объекта исследования, выявить причины и следствие, сделать исследовательскую деятельность более аргументированной, объективной и логичной.

В основу сравнительного анализа должны лечь лишь достоверные и проверенные материалы. Только в этом случае результаты аналитической мысли принесут пользу исследователю, позволят грамотно и эффективно решить актуальную проблему.

Опытные исследователи рекомендуют грамотно представлять данные для анализа и полученные итоги. Самый лучший вариант интерпретации аналитических сведений – таблицы, графики и диаграммы. Под каждым из них важно делать выводы, подчеркивающие ключевые изменения и симптоматику.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ: примеры

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Определение

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Применение

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Виды сравнительного анализа

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

Классификация

Виды анализа делятся на:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Методика исследования права

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Особенности применения методики

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Прогноз развития предприятий

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Анализ бизнеса

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

Источник

Сравнение, сравнительный анализ

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

В исследовании сравнением называется установление сходства и разли­чия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанав­ливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявле­ние общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.

Суть метода сравнительного анализа относительно проста: сопоставление отдель­ных свойств явлений и процессов в системах управления с целью обнаружения их сходства и различий.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлет­ворять двум основным требованиям.

2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуж­дению.

Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются дей­ствительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях.

На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, напри­мер,

— об их однородности,

— более или менее аналогичном содержании,

общей направленности их развития и т.д.

В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других.

Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них.

Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в зна­чительной степени основан на таком общенаучном методе, как ана­логия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.

Этим методам соответствует и система категорий, т.е. наибо­лее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслитель­ные процедуры сравнительного анализа:

— «сравнение», «сходство», «различие»,

— «объект сравнения», «субъект, осуществляющий срав­нительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установ­ками и ценностными ориентациями),

— «угол видения» сравнивае­мых явлений»,

— «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования),

— «од­нородность» и «неоднородность» исследуемых явлений и процессов,

— «метод сравнения» и др.

что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Смотреть картинку что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Картинка про что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования. Фото что необходимо для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования

Сравнительный анализ способствует критическому пересмот­ру взглядов исследователя на те или иные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то от­дельной системы управления и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других систем.

Тем не менее при срав­нительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных систем управления, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов.

Итак, сравнительный анализ различных явлений и процессов системы управления способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран.

Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта управления разных стран, расширения сотрудничества с ними в различных сферах общественной жизни.

Каков же механизм сравнительного анализа?

Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа систем управления:

общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и

логический аппарат(прежде всего система категорий, используе­мых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).

Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как

сегментация: деление целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу, при этом выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко.

Объектами сравнительного анализа могут стать

— различные подсистемы и их элементы;

— субъекты этих процессов: социальные груп­пы, отдельные личности.

Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках целого (например, срав­нительный анализ деятельности различных категорий персонала управления).

Другими важными составляющими (этапами) сравнительного анализа являются

обработ­ка полученных данных,

— их систематизация и научное толкование, которое включает в себя одновременно анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции.

В любом случае надо показать

обоснован­ность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процес­сов их сходств и различий,

— непосредственные причины их появления, а также их

В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть

— сформулированы полезные практические выводы.

Сравнительный анализ может играть существенную роль в прогнозировании управленческих процессов.

Утверждается (и не без оснований) что прогноз, построенный на основе сравнительного анализа, обладает хорошей надежнос­тью, особенно в случаях краткосрочных прогнозов, и остается одним из самых многообещающих подходов в исследовании систем управления.

Измерение

Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличие от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством.

Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непос­редственно измеряемыми величинами.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

— единицы измерения, т.е. эталонного объекта;

— измерительного прибора (приборов);

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покры­тий в магазине и т.п.).

При косвенном измерении искомая величина определяется математичес­ким путем на основе знания других величин, полученных прямым измере­нием. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно изме­рить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов.

Эксперимент

Преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением:

1. В ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода «побочные» факто­ры, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследова­тель получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

2. Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действитель­ности в экстремальных условиях: при сверхнизких и сверхвысоких температурах; при высочайших давлениях; при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т.п.

Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожи­данных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым по­зволяет значительно глубже проникнуть в их сущность. Примером такого рода «странных» явлений, открытых в экстремальных условиях, касаю­щихся области управления, может служить сверхпроводимость.

3. Важнейшее достоинство эксперимента — его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *