что необходимо брать на собеседование
8 вещей, которые нужно не забыть взять на собеседование
Когда вы готовитесь к собеседованию, вам приходится думать о многом — что сказать, какие вопросы задать. Но при этом нельзя забывать и о мелочах вроде вещей, которые должны быть у вас под рукой во время беседы с рекрутером. Проверьте по этому списку, все ли вы подготовили.
Информация о том, как добраться до офиса
Прежде чем отправиться на собеседование, вы наверняка поищете информацию о том, как вам добраться до места. Если у вас нет смартфона с GPS-навигатором, распечатайте эти данные — вы же не хотите заблудиться и опоздать?
Не забудьте также занести в телефон или блокнот имена и контактные данные вашего рекрутера. Так, если по дороге на собеседование что-то пойдет не так, вы сможете с ним связаться и все объяснить. А еще таким образом вы точно не забудете имя рекрутера.
Паспорт
Визитка
Визитки могут пригодиться не только для нетворкинга, но и для собеседования. На визитке должно быть указано ваше имя, специальность, телефон и прочая важная контактная информация. Передайте ее рекрутеру во время беседы.
Блокнот и ручка
Возможно, вы привыкли делать заметки на ноутбуке или телефоне, но на собеседованиях лучше пользоваться бумагой и ручкой. Приносите собственные — так рекрутер поймет, что вы ответственно готовились к собеседованию и проактивны.
Резюме
Распечатайте несколько копий самой свежей версии вашего резюме. Сделайте дополнительные копии на случай, если на собеседование придет несколько рекрутеров.
Рекомендации
Принесите свежий список ваших рекомендаций. Возможно, рекрутер их у вас не попросит, но лучше подготовиться на всякий случай. В списке должно быть как минимум три профессиональные рекомендации, а также информация о том, как вы познакомились с их авторами и как с ними можно связаться.
Портфолио
В зависимости от того, куда вы устраиваетесь, возможно, стоит взять с собой портфолио своих предыдущих работ. Оно может представлять собой папку с материалами или целый сайт, который вы покажете рекрутеру на планшете. Ваше портфолио должно быть составлено аккуратно и понятно, чтобы к нему можно было легко обращаться во время собеседования. Что в нем будет — зависит от вашей профессии, но оно точно должно включать качественные примеры вашей работы и достижений.
Список вопросов
В конце любого собеседования у вас обязательно спросят, есть ли у вас какие-либо вопросы. Обязательно подготовьте список заранее. Вопросы могут касаться следующих этапов трудоустройства, корпоративной культуры и всего, что вам интересно. Но помните, что ваши вопросы должны быть конкретными и показывать, что вы искали информацию о компании, в которую пытаетесь устроиться. Так рекрутер поймет, что вы действительно заинтересованы в работе.
Когда думаешь, что взять с собой на собеседование, в голову может прийти множество вариантов, но эти восемь вещей можно считать обязательными. Кому-то этот список покажется простым, но не стоит забывать, что все эти мелочи могут сыграть важную роль во время обсуждения ваших будущих карьерных возможностей.
Готовясь к собеседованию, важно не только продумать свою устную презентацию, подобрать соответствующую одежду, но и решить что взять с собой на собеседование?
Следует правильно собрать «портфель». Речь идет о пакете документов и других вещах, которые потребуются на собеседовании.
О том, какие документы нужны на собеседовании на работу, читайте в нашей статье.
Паспорт
Удостоверение личности берут с собой, чтобы пройти в помещении — особенно если предстоит трудоустройство на режимном или охраняемом объекте.
Если такого при себе не окажется, то собеседование может быть сорвано, поскольку охранник откажет новичку в визите на предприятие.
Также паспорт нужен для идентификации личности во время собеседования.
Если по каким-то причинам паспорта нет, то берут документ с фотографией, удостоверяющий личность, — например, водительские права.
Резюме
Даже если резюме ранее отправлялось работодателю на почтовый ящик в электронном виде, бумажную версию лучше взять с собой на собеседование. Делают 3–4 копии, поскольку собеседование иногда проводит комиссия в составе 2–3 человек или процедура проходит поэтапно.
Документ об образовании
В папку кладут документ, который подтверждает уровень образования:
Аттестат или диплом подтверждает, что человек указал в резюме именно то учебное учреждение, в котором он учился.
Портфолио
Портфолио — это набор работ за время трудовой деятельности. Сюда включают только успешные проекты. Портфолио нужно представителям творческих профессий.
К ним относятся:
Портфолио предоставляют на бумажном или цифровом носителе — компакт-диске или флеш-карте. Последний вариант приобретает все большую популярность.
Трудовая книжка
Этот документ есть у всех, кто официально проработал в организации более 5 дней. Трудовую книжку берут, хотя многие работодатели теперь не обращают внимания на записи в ней. Но консерваторы по-прежнему считают нужным ознакомиться с трудовой деятельностью претендента на должность в компании.
Рекомендательные письма
При приеме на работу нередко требуют предоставить рекомендательные письма. Так называют положительный отзыв от предыдущего работодателя.
Рекомендательное письмо, принимаемое во внимание, имеет такие атрибуты:
В рекомендации указывают обязанности, которые выполнял соискатель на прошлом месте работы, отношение к ним, профессиональные успехи, возможно — личные качества.
Медицинская книжка
Медицинская книжка требуется только для профессий в сфере образования, торговли, медицины, общественного питания.
Документ оформляется центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Приходить на собеседование с готовой санкнижкой желательно, поскольку отсутствие таковой или окончание срока действия станет причиной отказа в приеме на работу.
Дополнительно
В сумку кладут блокнот и ручку. Во время собеседования нужно делать записи, не полагаясь на память.
Если к месту собеседования придется добираться общественным транспортом, долго идти пешком, то по прибытии потребуется губка для обуви.
Также должна быть расческа, чтобы подправить прическу, влажные салфетки, чистый носовой платок, у женщин — зеркало или пудреница. Мятные леденцы освежат дыхание. Только съедают их до встречи, минут за 15 минут, а не во время переговоров.
Иногда для демонстрации достижений нужен девайс, поэтому стоит взять мобильное устройство — планшет, ноутбук.
Что не нужно брать?
Не берут на собеседование документы о получении образования, которые не имеют отношения к должности.
Нужно ли брать весь пакет, который при положительном решении по соискателю нужно будет предоставить для оформления трудового договора? Об этом спорят кадровики. Аргумент в пользу того, что документы на собеседование на работу нужно брать — возможное неправильное оформление бумаг, окончание срока действия и др.
Перечень документов для оформления трудового договора указан в статье 65 Трудового кодекса. Кроме указанных выше, в компании у кандидата могут потребовать свидетельство государственного пенсионного страхования, для отдельных категорий граждан — документы воинского учета, справку о судимости. Запрашивать свыше указанного списка запрещается.
Ксерокопии
Если с тес, что брать на собеседование на работу уже более менее все понятно, то многих еще интересует вопрос: “Зачем просят на собеседовании ксерокопии всех документов?” Хотим отметить, что пока соискатель на должность не дал своего письменного согласия на обработку персональных данных, рекрутер не имеет права делать ксерокопии документов, выписывать сведения, брать на хранение.
Но в то же время он должен понимать, что анкета упрощает труд кадровика и увеличивает шансы на успех в поиске работы, поскольку данные остаются в базе резервов компании.
Теперь вы знаете, что нужно брать с собой на собеседование на работу. Однако, эта статья носит рекомендательный характер. Обычно рекрутер сам указывает перечень документов в объявлении о вакансии. Но если таких указаний нет, то кандидат должен знать, что ему понадобится.
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров