что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

Статья «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды»

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ДОУ.

воспитатель ДОУ №216 ОАО «РЖД»

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: а). доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. б). свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

в) обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

г) предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

д) предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

е) в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование (см. Рис.1.).

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

Рис.1. Центр художественного и театрального творчества

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие

познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций (Рис.2.).

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

Рис.2. Центр экспериментирования и природы

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

Рис.3. Игровой и строительно-конструктивный центр

Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

Рис.4. Центр занимательной математики

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средычто нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы

/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул

интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника

/ Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева //

Источник

Требование к развивающей предметно-пространственной среде

Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС)

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно-пространственная среда должна быть:

1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами; двигательную активность; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2).Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3).Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. п.

4).Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

5). Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

6).Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственая среда в группе «Солнышко»

Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду в старшей логопедической группе.

Первым шагом в организации среды стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группе. В группе созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.

Центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

1. Речевой центр «Школа букваря»

Функциональная роль: Предназначено для работы с детьми по коррекции речевых нарушений.

Насыщенность речевого центра:

Картотека артикуляционных и дыхательных упражнений, картотека пальчиковых игр, картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических, дидактические игры на обогащение словаря, игры на развитие ГСР, игры на развитие СР, игры на совершенствование ЗКР, игры на развитие фонематического восприятия, предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д., магнитные буквы и цифры, природный материал.

2. Центр художественно-продуктивной деятельности «Радужное настроение»

Функциональная роль: Знакомство с цветами радуги и разнообразными формами и образами.

Насыщенность центра:

Проект «Рукотворный мир». Создан музей прикладного творчества, ведётся подборка материалов об истории создания рукотворных материалов, предметов быта. Собраны материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Подобраны трафареты по лексическим темам, книжки-раскраски, схемы техника изображения, мальберт и бумага разной фактуры.

3. Центр книги «Мир сказок»

Функциональная роль: Знакомство с художественной литературой, писателями, чтение сказок, рассказов и показ интересных историй. Книгоиздательский центр «Солнышко», рисование на тему «Любимые сказки».

Насыщенность центра:

Подбор детской литературы, журналы познавательного характера, портреты поэтов и писателей, игра «Библиотека».

4. Центр «Океания»

Функциональная роль: Ознакомление с обитателями подводного мира.

Насыщенность центра: Настенное оформление имитирующее подводный мир, ракушки разного размера и формы, набор фигурок подводного мира, детский фотоаппарат со слайдами обитателей морей. Разработанные занятия, презентация «Исследование морских глубин. Жизнь обитателей холодных и тёплых морей».

Проект «Моря и океаны»

5. Центр сюжетно-ролевой игры

Функциональная роль: Используя ситуацию совместной игры с детьми накапливать их социальный опыт, усваивать ролевое поведение (ролевые отношения и взаимодействия); развитие речевой активности детей.

Насыщенность центра:

Игры размещены на полках в свободном доступе. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и других игр.

6. Центр экспериментальной деятельности «Центр науки»

Функциональная роль: Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Насыщенность центра:

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, резиновые груши, шприцы без игл, мерные ложки, увеличительные стекла, лупы, разнообразные формы для жидких и сыпучих веществ, свечи, воронки, фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.

камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, пробки и т. д. Коллекция минеральных камней.

7. Центр «Космический мир»

Функциональная роль: Ознакомление со звёздами и небесными телами, гороскопом.

Насыщенность центра:

Создан мини-макет спутник, космонавт, космический корабль, планеты солнечной систем. Подбор познавательной литературы. Презентация «Космическая прогулка».

В проекте работа с родителями и детьми: наблюдение за ночным небом, изготовление макетов и рисование на тему «Космос».

8. Центр двигательной активности

Функциональная роль: Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную двигательную активность (упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, поднять эмоциональный настрой.

Насыщенность центра:

Пособия: Ленты, платочки, мячи разных размеров, султанчики, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр. Оборудование для проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, развития дыхания. В зависимости от сезона, имеется выносной материал для организации двигательной активности на прогулке.

9. Центр музыкального развития

Функциональная роль: Приобщение ребенка к музыке, развитие музыкальных способностей, поддерживать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.

Насыщенность центра:

Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, картотека музыкально-дидактических игр, аудиотехника. Подбор дисков с произведениями классической музыки, песен и музыкальными сказками.

10. Центр театральной деятельности «Золотой ключик»

Функциональная роль: Знакомство с театром, героями сказок, формирование положительного отношения детей к театрализованным играм; развитие творческой и коммуникативной активности детей.

Насыщенность центра:

Собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы по мотивам литературных произведений, сказок, шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки, кокошники, перчатки, варежки, украшения, парики, очки, носы. Куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе, маски – говорушки.

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Среда старших дошкольников – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Предметно-игровая среда должна быть динамичной и мобильной, чтобы дети учились активно ее пользоваться, а также, чтобы обеспечить им свободу действий. Все оборудование должно постоянно обновляться, видоизменяться и легко переноситься из одного центра в другой. Среда должна обогащаться такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыДидактические материалы и игры из фетра в предметно-пространственной среде Здравствуйте,представляю вашему вниманию дальнейшее развитие моего творческого увлечение. Фетровая зависимость меня поглотила с головой.

Конспекта открытого занятия по развивающей предметно-пространственной среде «Моё путешествие» для первой младшей группы Цель: Расширить представление детей о окружающем мире. Учить поддерживать беседу с воспитателем. Учить детей связно отвечать на вопросы.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыФотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе Предметно-развивающая среда в нашей подготовительной группе «Ягодка»Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена.

Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Ранний возраст- важнейший период жизни человека.

Проект создания предметно-развивающей среде в старшей группе в соответствии с ФГОС Актуальность проблемы. В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного.

Источник

Требования ФГОС до к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды Наталья Кожевникова
Требования ФГОС до к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ

Требования ФГОС ДО к развивающей

предметно-пространственной среде

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

1. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2. Особенности организации предметно-развивающей среды.

2.1. Основные требования к организации среды

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори, помимо

требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии

финансирования, программа может быть реализована с использованием

оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,

соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

Развивающая предметно-пространственная средадошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

2.2 Основные принципы организации среды.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим

количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

• уголок природы (наблюдений за природой);

• уголок для игр с песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию

напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком

возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов,возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе Своих малышей мы, воспитатели группы №2 приняли 16 июля. Детки пришли к нам из ясельной группы. Мы с напарницей и няней тщательно готовили.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыОпыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Отчет по предметно-развивающей среде В логопедической группе созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыПаспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Смотреть картинку что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Картинка про что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей среды. Фото что нельзя отнести к требованиям формирования и использования развивающей средыПроект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *