что нельзя делать после венчания супругам правила
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Критерий «православной» свадьбы на самом деле один: желание отпраздновать со всевозможной̆ радостью и без греха.
Понятно, что сама атмосфера веселья и празднования определенным грехам прямо-таки способствует. Хотя, сразу оговорюсь, я ни в коем случае не пытаюсь внушить мысль, что праздновать и веселиться – плохо. В конце концов, среди библейских образов образ пира, в том числе и брачного, занимает своё законное место. Да и Сам Христос не пренебрег приглашением на свадьбу и когда на пиру закончилось вино, не о трезвости проповедовать начал, а просто претворил в вино воду, дав возможность собравшимся продолжить веселье. Итак, в веселье греха нет, а потому представлять христианскую свадьбу как скучное мероприятие без разговоров и музыки, с проповедями вместо тостов и духовенством, сплошь одетым в рясы, никак не следует. Однако враг рода человеческого не был бы врагом, не пользуйся он для соблазна любой удобной ситуацией. А в ситуации с празднованием в таком удобстве недостатка не наблюдается. Например, алкоголь. Понятное дело, что совершенно без спиртного в нашей культуре праздники не обходятся. При этом далеко не каждый знает меру. Для верующего человека здесь всё понятно без лишних слов: пей в меру, не знаешь меры – не пей. Причём это настолько само собой разумеется, что говорить об этом подробнее нет ни малейшей нужды. Итак, первое, что должно быть присуще христианской свадьбе: чувство меры у участников празднования. Впрочем, это и в чисто светской культуре востребовано не менее, чем среди христиан.
С чувством меры, вернее с его отсутствием, связан и второй соблазн. Это когда, словами Высоцкого, «уже дошло веселие до точки», то есть из обычного становится безудержным. А в безудержном веселье о мере забывают почти все и почти полностью. И заканчиваются нередко свадьбы выяснениями отношений, пьянством, а то и драками. Это, пожалуй, наиболее грубые проявления греха, возможные, а порой и весьма вероятные, в контексте празднования. Правда, ими всё не заканчивается. То же безудержное веселье нередко бывает сопряжено с пошлостью и похабщиной. Подобрать другие слова для разного рода развлекательных программ и сценариев, с десяток каковых имеется у всякого уважающего себя тамады, более чем проблематично. Пошлые конкурсы, скабрезные шутки, сальные речи. Сколь много всего этого бывает порой на свадьбах и сколь неуместно всё это в христианской среде! Думаю, на предмет того, что на христианской свадьбе подобным вещам не место, сомнений нет ни у кого.
В этой связи не лишним будет упомянуть и всякие там народные обычаи. Так уж сложилось, что у нас в народе относятся к ним чуть ли не как к национальному достоянию. Думаю, нелишним будет напомнить, что мы прежде всего христиане, а уж потом украинцы, русские, молдаване, белорусы и далее по списку. Кроме того, не секрет, что свадебный фольклор в той или иной мере замешан на суеверии. Я больше чем уверен, что христианин абсолютно ничего не потеряет, если на собственной свадьбе не будет мыть ноги тёще или лицезреть свидетеля, одетого шутом гороховым.
А теперь подытожим: нормальная христианская свадьба включает в себя соблюдение трех категорий правил: христианской нравственности, светского приличия и этикета. И, да, молитва в начале и в конце застолья тоже будет никак не лишней. Даже если не все гости православные.
Измена в венчанном браке и ее последствия для мужчины и женщины
Еще в прошлом веке венчание в церкви было обязательным, и молодожены становились официально супругами только после этой процедуры. Сейчас же многие обходятся лишь регистрацией в ЗАГСе и не считают нужным идти в церковь. В этом есть и плюсы, ведь теперь венчаются только те влюбленные, которые искренне этого желают.
Венчание – это таинственный церковный обряд для верующих и любящих молодоженов, во время которого они дают обеты верности.
Значение обряда венчания и правила
Венчание необходимо для того, чтобы показать перед Богом серьезность своих намерений. Главным основанием для благословения брака считается обещание венчающихся хранить друг другу верность.
Нельзя венчаться в периоды постов, а также на Пасху, Рождество и другие великие и почитаемые праздники
Венчание состоит из четырех этапов и требует предварительной подготовки. Перед венчанием пара должна пройти причастие, которое также требует подготовки:
Во время причастия священник читает молитву, затем молодожены должны про себя покаяться, исповедаться. После священнослужитель прочтет еще одну молитву, а молодые должны поцеловать крест.
Для проведения венчания необходимы обручальные кольца. Можно использовать либо два золотых, либо одно серебряное – для жены, и одно золотое – для мужа.
Обручальные кольца для венчания
Также нужно приобрести венчальные иконы (с изображением Христа и Богородицы). Иисус символизирует мужа – защитника, а Богородица – жену, хранительницу очага. Эти иконы должны храниться в семье всю жизнь и могут передаваться из поколения в поколение. В дополнении нужно приобрести две свечи, два платка, и рушники.
Особое внимание стоит уделить наряду жениха и невесты. Костюм жениха должен быть темного цвета, платье невесты должно быть белое, закрытое и длиной ниже колен, голову нужно покрыть фатой.
Для венчания необходимы свидетели, они будут держать венцы над головами молодых во время церемонии и помогать их семье на протяжении жизни
В качестве свидетелей можно выбирать только неженатых людей или тех, кто состоит в официальном браке. Разведенные или живущие гражданским браком люди не подходят для данной роли.
Позиция православной церкви и последствия измены после венчания
Православная церковь считает измену в венчанном браке большим грехом.
Изменив в браке, супруг будет чувствовать вину перед своей второй половинкой на протяжении всей жизни. Также может ощущаться вина перед детьми и родственниками. Пострадавшая сторона не сможет забыть измену, и даже в случае сохранения брака не сможет быть абсолютно счастливой. Последствия измены в венчанном браке будут ощутимы и детьми, они остро чувствуют атмосферу и могут в будущем повторить модель своей семьи.
Изменивший в венчанном браке супруг уже не сможет венчаться ни с нынешним супругом, ни с другим человеком
Сохранить семью после измены можно лишь в том случае, если оба супруга совершат подвиги. Предавший супруг должен раскаяться и вымаливать прощение, а пострадавшая сторона должна суметь простить.
Оба случая считаются грехом, но иногда это можно и простить. Брак можно спасти при желании обеих сторон, если выяснить истинные причины измены, одной стороне нужно раскаяться, другой простить. Главное, при решении сохранить брак и больше не напоминать друг другу о случившемся.
Что нужно сделать человеку, который изменил:
Венчание – это серьезный шаг, поэтому подходить к нему нужно ответственно. Венчаться рекомендуется после нескольких лет отношений, когда проходит влюбленность и на ее смену приходит любовь и уважение. Если гражданский брак можно легко расторгнуть, то развенчание брака – это долгий процесс. К тому же, наличие измен в венчанном браке говорит о том, что супруги не уважают друг друга, и не умеют жить по законам Божьим.
Что еще можно сделать, если в венчанном браке начались измены, можно узнать, посмотрев видео:
Праздник после венчания: можно ли устраивать торжество и как правильно отметить
Смысл венчальной церемонии
В православии принято считать, что только венчальный брак единственный настоящий, ведь Бог благословляет мужа и жену на вечную любовь, верность, уважение, счастье и долгие супружеские годы.
Христиане венчаются, чтобы быть вместе и на земле, и на небесах после смерти. Во время данной церемонии мужчина и женщина клянутся друг другу в вечной любви перед Всевышним, а по окончании обряда оберегаются им до конца своих дней.
На Руси пары женились только в церквях, а вот в наши дни все изменилось. Теперь венчаться совсем необязательно, а если же влюбленные приняли для себя такое серьезное решение, то сначала необходимо будет расписаться в органах ЗАГСа, ведь без свидетельства о заключении брака, обвенчаться, скорее всего, не получится.
Что нужно знать
Вы и Ваша вторая половинка должны быть крещенными, также не рекомендуется приглашать в качестве гостей к себе на церемонию некрещеных, атеистов и людей другой веры, с ними Вы можете отметить данное событие за пределами храма.
При планировании даты сакрального обряда обязательно изучите специальный календарь венчаний, ведь разрешенных дней не так-то много. К примеру, Вам откажут:
Перед рассматриваемым обрядом новобрачные должны несколько дней соблюдать пост, избегать интимной близости и веселых мероприятий, а накануне сходить в церковь и исповедаться. Подробнее обо всех правилах читайте в нашей отдельной статье на эту тему.
Помимо заключения о браке, для венчания Вам понадобятся:
На церемонию невесте необходимо подобрать наряд скромный и соответствующий церкви: закрывающий плечи, спину, живот и колени, без глубокого декольте, богатого декора и длинного шлейфа. Цвета приветствуются нежные пастельные, а вот яркие и черные недопустимы. Голову в обязательном порядке следует прикрыть фатой, платком либо палантином. Также рекомендуется отдать предпочтение нюдовому мейкапу, а яркую помаду заменить прозрачным блеском для губ, который не оставляет следы, ведь предстоит целовать распятие и икону.
Когда отметить?
Конечно, таинство отличается от свадьбы, его не «гуляют» три дня, также не рекомендуется отмечать чересчур шумно, с непристойными шутками и конкурсами, вульгарными плясками и песнями до утра.
Но отпраздновать такое событие все же нужно, ведь для верующих православных христиан рождение семьи, благословленной Богом – это очень важный день в жизни.
В день регистрации брака
Если Вы решили, что будете расписываться и венчаться в один день, то особое внимание стоит уделить выбору ведущего банкета, чтобы праздник получился семейным, добрым и искренним. Настоящий профессионал должен понимать – на таком мероприятии не место для черного юмора и двусмысленных шуток.
Праздничное меню может быть абсолютно любым, ведь венчание не проводится в пост. А вот что касается алкогольных напитков, то лучше всего отдать предпочтение красному вину в небольшом количестве.
На годовщину свадьбы
Чаще всего семейные пары приходят к желанию повенчаться только через несколько прожитых лет в браке. Уместно приурочить такой сакральный обряд к годовщине свадьбы и собрать самых близких за общим столом. Отметить праздник можно хоть дома, хоть в ресторане, хоть на природе, все зависит от желания виновников торжества. Иногда супруги и вовсе уединяются вдвоем, для празднования этой важной даты.
Как отпраздновать?
Устройте банкет
Самый распространенный вариант для тех, кто женится и венчается в один и тот же день. Отличается этот банкет от традиционной свадьбы лишь тем, что он будет более сдержанным. Конечно, никто не запрещает использовать какие-то свадебные традиции, к примеру, родители могут благословить детей и встретить их хлебом с солью.
Для такого праздничного мероприятия лучше арендовать полностью ресторан или кафе либо же отдельный зал, чтобы Вам никто не мешал.
Если людей будет немного, то вполне уместно отметить без ведущего, ну а если же планируется более 20-ти гостей, то тогда без помощи профессионалов не обойтись.
Пригласите фокусников, артистов, музыкантов, они смогут сделать вечер более интересным, таким образом, Вы придадите красоту мероприятию.
Пикник на природе
Если венчание в церкви запланировано на теплую погоду, то почему бы не отметить его на свежем воздухе? Это может быть какая-то красивая лесная опушка, место у водоема, арендованный коттедж, турбаза или же собственная дача.
Проведите время вдвоем
Совсем необязательно устраивать пышное торжество с гостями. Вы вполне можете отметить такой обряд лишь с любимым человеком. И неважно где и как это будет:
Только любимые блюда, музыка, немного красного вина, свечи, романтика и лишь Вы вдвоем – что еще нужно для счастья влюбленным?! Такой вечер, в честь венчания, точно запомнится надолго и станет важной датой для Вашей семьи.
Путешествие
Еще один интересный вариант для двоих – это «отметить» путешествием. Если позволяют финансы, то можно отправиться в Европу, а может, Вы давно не были на море, тогда самое время это исправить. Если же бюджет и время ограничены, то можно съездить в соседний город, ведь главное ни куда, а с кем.
Советы:
Венчание – это, безусловно, одна из самых красивых и важных церемоний для православной семьи, отмечать которую нужно по определенным правилам церкви. Желаем Вам трогательного сакрального обряда и любви на долгие годы!
Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии
Венчание брака – это особое благословение Церкви на семейную жизнь. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во благо.
Принимая решение венчаться, прежде всего, нужно понимать, что венчание не «привязывает» супругов друг к другу. Супруги всегда будут свободны в своем выборе: строить жизнь семьи на заповедях Божиих или строить ее на эгоизме. Смысл венчания именно в том и состоит, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Главным образом, именно в этом и состоит тот дар, которым Господь благословляет супружеский союз. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Возлагая венцы на главы жениха и невесты, Церковь тем самым воздает им особую честь за чистоту и сохраненную до брака девственность. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. Не сохранивших себя в чистоте до брака Господь призывает к искреннему покаянию, для чего в Церкви предусмотрена исповедь в присутствии священника с последующим Причащением.
Разумеется, к моменту венчания новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.
Основные правила
Венчающиеся должны быть крещенными, верующими христианами. Между ними не допускается родство, включая троюродное.
При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Четвертый брак не венчается и не признается Церковью ни при каких условиях.
Кроме того, венчание не совершается:
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Идеально — причаститься в день венчания на Литургии, после которой и будет совершаться чин венчания. Невоцерковленным же людям, возможно, лучше будет причаститься заранее.
Перед венчанием родители молодых благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.
О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей традиционным нормам приличия. Желательно наличие свидетелей — мужчины и женщины,
крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и БожьейМатери, а также белое полотно или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.
При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.
Пожелания к внешнему виду невесты:
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
Обручение
Современный обряд обручения по своему смыслу повторяет основные моменты гражданской регистрации брака, за исключением сугубо юридической стороны. Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную реликвию.
В своих последующих молитвах Церковь испрашивает благословения у Бога на обручение жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”. Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви. В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество — все.
Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.
Венчание
При пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Ответы жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.
После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового
Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).
И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник воздевает руки к небу и благословляет жениха и невесту, как бы печатью утверждая Таинство брака.
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то, если это необходимо, принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.
Чтение Священного Писания и общая чаша
Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской, разделил простую человеческую радость и претворил воду в вино.
После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. Церковь особенно молится о «благочадии», что в переводе с церковно-славянского языка означает «многодетность». Необходимо понимать, что намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные просят Господа укрепить их на путях жизни по воле Божией, они испивают общую чашу красного вина, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе, помогая и поддерживая друг друга.
Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы
Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19,6).
При этом торжественном шествии поются церковные тропари:
“Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”. Прославляется самое радостное событие во Вселенной — Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде священных событий истории и имеет ту же цель, что и Боговоплощение — спасение человека для вечной жизни.
Тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”. Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы…» — это и напоминание о том, что семейная жизнь — жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении своего эгоизма, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.
В завершении поется тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная”. В этом песнопении воссылается благодарение за благословление брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Затем священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия.
В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием: для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести реальную практическую христианскую жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.
Недоуменные вопросы нашего времени
— Как относится Церковь к невенчанному браку?
— Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.
— Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?
Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент вы готовы расстаться друг с другом, даже если у вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, вы – чужие люди. В глубине души вы прекрасно понимаете, что то, что вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.
— Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь”.
Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, пользуясь друг другом как вещью.
Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект. (Если речь идет о разведенных рожавших женщинах, то они используют внутриматочный спирали, которые являются 100% абортивным средством). Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям “пожить — посмотреть — присмотреться”. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.
Канонические правила Церкви говорят: “Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет”. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет.
Сейчас грех побеждает многих людей, которые вместо покаяния и борьбы с грехом, пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленной пропаганды греха, дозволенной в нашей стране. Как и во все времена, сегодня от согрешивших до брака Господь ожидает покаяния. Реальным плодом покаяния станет воздержание от интимных отношений до момента венчания (или, по крайней мере, до момента заключения брака в ЗАГСе). Чтобы честно приступить к благословению брака, молодые люди должны хотя бы некоторое время по-настоящему побыть женихом и невестой. Этот период станет последней проверкой их чувств и намерений. Молодые люди должны сами себе ответить на очень важный вопрос: что связывает их еще, кроме интимных отношений, которые в браке будут всего лишь частью семейной жизни.