что нельзя делать на митинге
Иду на митинг. Что нужно знать?
На митинг нельзя приходить нетрезвым (ст. 20.21 КоАП, до 15 суток административного ареста) и приносить с собой незаконную атрибутику и символику (ст. 20.3 КоАП, также до 15 суток ареста).
Лучше приходить на митинг не в одиночку. Если взять с собой друга, то он сможет помочь в случае, если вас задержат. Например, найдет для вас адвоката. А если задержат и его тоже, то вдвоем вам хотя бы будет спокойнее. И полицейским будет сложнее нарушить ваши права, если на них смотрит дополнительная пара глаз.
Универсального ответа на этот вопрос нет. Ведите себя так, как считаете нужным, но помните: антиправительственные и антипрезидентские лозунги, оскорбление представителей власти, а также выделяющееся из толпы поведение, внешний вид и атрибутика – все это (в разной степени) повышает шансы быть задержанным. Особенно если речь идет о несогласованном мероприятии.
Например, в марте 2019 года полиция задержала восемь человек, которые пришли на согласованный с властями митинг против изоляции Рунета с воздушными шариками. Тогда правоохранители объяснили, что шарики – это беспилотное летающее средство; на них нужна лицензия.
На сайте МВД есть документ под названием «Меры личной безопасности граждан при проведении митингов и демонстраций». В нем предлагается не приходить на митинг, если это не является «делом убеждений». «Если волею судьбы вы все же оказались на демонстрации, митинге, необходимо следовать некоторым простым правилам, которые в значительной степени снизят для вас риск физического, имущественного и морального урона», – рекомендует министерство.
МВД советует соблюдать «осторожность и предусмотрительность», вести себя спокойно и сдерживать эмоции, чтобы «не привлекать излишнего внимания», а также не высказывать вслух своего мнения о происходящем вокруг, потому что оно может «существенно не совпадать со взглядами находящихся рядом людей».
Совсем не факт. Есть множество примеров, когда полицейские задерживали людей, которые даже не принимали участия в митинге.
Например, на несогласованной акции в поддержку Голунова, которая прошла 12 июня, полиция задерживала не только участников непосредственно шествия, но и тех, кто ел бургеры в саду «Эрмитаж».
Если совсем не хочется быть задержанным, то можно попробовать альтернативный вариант – общайтесь на иностранном языке! Полицейские неохотно задерживают иностранцев и, услышав «чужой» язык, возможно, не рискнут сажать вас в автозак.
Не сопротивляться. Во-первых, ст. 19.3 КоАП устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (штраф в 1000 руб. или арест на 15 суток).
Во-вторых, в последние годы на участников протестных акций нередко заводили уголовные дела по ст. 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти». Не стоит толкать представителя власти и пытаться вырваться, потому что эти действия могут быть расценены даже по уголовной статье. По этой же причине не стоит «отбивать» тех, кого задерживают, у полицейских.
Телефоны у задержанных обычно не отнимают, так что у вас будет время связаться с адвокатом, правозащитной организацией или с родственниками, которые тоже могут заняться обеспечением вашей правовой защиты.
Помните, что в автозаке, возможно, придется провести много времени – пока вас из него не выпустят (такое бывает) или не привезут в ОВД.
То, что с вами произошло, называется административным задержанием и регулируется ст. 27.3 КоАП. Это формальная процедура, и о задержании полицейские должны написать специальный протокол. Есть случаи, когда они не хотят этого делать и отпускают всех задержанных из отделения без каких-либо процессуальных действий.
Если этого не произошло, то сотрудник полиции должен составить на вас протокол об административном правонарушении. Будет здорово, если к этому моменту с вами будет адвокат. Он обратит внимания на возможные нарушения, указанные в документе. Если адвоката нет, то ни в коем случае не подписывайте то, в чем не уверены. В графе «Замечания», что предусмотрена в протоколе, пишите обо всех нарушениях, которые, на ваш взгляд, совершили сотрудники органов – начиная от процессуальных ошибок и заканчивая применением силы.
Помните, что если вы совершили административное правонарушение, то вас не могут задерживать в ОВД дольше трех часов. Правда, если статья, которую вам вменяют, предусматривает возможность административного ареста, то возможный срок задержания расширяется до 48 часов. На 48 часов могут задержать для установления личности (см. пункт 1).
Финальная – если не считать обжалования в вышестоящих инстанциях и обращения в ЕСПЧ – стадия злоключений – это суд, в котором для вас выберут наказание по статье КоАП. Статья, которую вменяют участникам митингов, – это 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Но в ней есть множество разных составов, которые предусматривают различное наказание – от 10 000 руб. за «обычные» нарушения до гораздо более серьезных сумм или ареста на 30 суток.
На последнем «большом» митинге, который состоялся 12 июня, на участников составили протоколы по ч. 6.1 этой статьи, то есть вменили участие в несогласованной акции, помешавшей движению пешеходов и транспорта. Это «арестная» статья. Это значит, что в ней прописан возможный арест на срок до 15 суток, а еще штраф – до 20 000 руб.
Это важно: согласно ст. 25.1 КоАП, суд не вправе назначить административный арест, если вы не будете присутствовать на заседании. Поэтому есть смысл не приходить на заседание, тогда арест точно не назначат. Никаких негативных последствий для вас отсутствие в суде не повлечет, а попробовать защититься можно и с помощью представителя. Главное, не забыть выдать ему нотариальную доверенность. Есть еще вариант, при котором вас доставят в суд приводом (ст. 27.15 КоАП), но на практике это случается редко.
Подробная инструкция о том, как вести судебный процесс по итогам митинга, опубликована у коллег из «ОВД-Инфо». К ним же можно обратиться в момент задержания, если больше не к кому (телефон 8 (800) 707-05-28). Кроме того, помощь в случае задержания обычно оказывает сателлит «Агоры» – «Апология протеста», ее руководитель Алексей Глухов.
Что нужно знать перед митингом
Мы не можем советовать вам, стоит ли посещать несогласованные протестные акции, – это личный выбор каждого. Но мы можем подробно рассказать, как подготовиться к такому мероприятию, если вы решили его посетить, как вести себя в ходе митинга и в случае задержания, каких ошибок не допустить при подписании протоколов и каких штрафов ждать.
Возьмите телефон и зарядку для него. «Учтите, что его могут изъять при задержании», – советует Бирюков. Лучше выучить или записать все важные вам телефоны.
Обязательно наденьте маску, ведь ее отсутствие тоже может стать причиной для задержания из-за коронавирусных ограничений.
На случай задержания Леонид Абгаджава, адвокат, эксперт «Руси сидящей», советует взять с собой воды и что-нибудь перекусить: неизвестно, сколько времени вы проведете не на свободе.
Кроме того, на митинг нельзя приходить нетрезвым (ст. 20.21 КоАП, до 15 суток административного ареста) и приносить с собой незаконную атрибутику и символику (ст. 20.3 КоАП, до 15 суток ареста).
Помощь задержанным на митингах оказывают различные общественные организации. Например, адвокаты из «Апологии протеста». Им можно написать в Telegram. Также задержанным помогают в «ОВД-Инфо». У них есть горячая линия: 8 (800) 707-05-28. Кроме того, связаться с адвокатами «ОВД-Инфо» можно с помощью чат-бота в Telegram.
Эксперты отмечают, что плакаты и возгласы увеличат вероятность задержания. При этом отдельно стоит отметить то, что нельзя загораживать проезжие части. По новым законам (о которых мы рассказываем ниже) за это может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.
Свои рекомендации по поведению дают и сами полицейские. На сайте МВД есть документ под названием «Меры личной безопасности граждан при проведении митингов и демонстраций»: там рекомендуют соблюдать «осторожность и предусмотрительность», вести себя спокойно и сдерживать эмоции, чтобы «не привлекать излишнего внимания», не высказывать вслух своего мнения о происходящем вокруг, потому что оно может «существенно не совпадать со взглядами находящихся рядом людей».
Главное, что нужно сделать из автозака, – сообщить о своем задержании. Во-первых, своим близким или друзьям. Во-вторых, адвокату или правозащитникам, которые оказывают помощь задержанным на публичных мероприятиях. По возможности сообщайте обо всех своих передвижениях в автозаке.
Когда окажетесь в отделении, рано или поздно полицейские начнут составлять протоколы задержания и административного правонарушения.
Уже в момент составления замечаний можно определиться со своей позицией по произошедшему. Например, указать, что вы ничего не нарушали и просто пришли высказать свою гражданскую позицию. Еще одна опция – указать, что вы готовы давать показания только в присутствии адвоката. Желательно вообще ничего не подписывать без адвоката, советует Бирюков. И точно не подписывать протокол, не читая его. Худшее, что можно сделать на этом этапе, отмечает Абгаджава – написать то, что вам посоветует сотрудник полиции.
Полицейские попросят вас подписать оригиналы протоколов. Не делайте этого, пока они не дадут вам копию. Проверьте, чтобы две бумаги совпадали, и только тогда подписывайте оригинал.
Первый закон внес поправки в ст. 267 Уголовного кодекса «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения». Эту норму ужесточили: теперь уголовная ответственность наступает не только за порчу дорог, но и за их «умышленное блокирование» и создание помех движению транспорта и пешеходов, если это создало угрозу жизни или здоровью граждан.
Задержанным демонстрантам часто вменяют препятствование движению граждан и транспорта по административной статье. Случаев применения новой редакции 267-й статьи еще не было, но на стадии обсуждения поправок юристы отмечали, что ее могут применять к участникам несогласованных протестных акций.
Статью 213 УК («Хулиганство») тоже изменили. Под первую часть этой нормы теперь подпадают действия как с применением насилия, так и только с «угрозой его применения». Наказание – до пяти лет лишения свободы.
Не стоит забывать и о «дадинской» ст. 212.1 УК о неоднократном нарушении порядка проведения публичных мероприятий. Она предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Эту норму применяют не слишком часто, а после решения Конституционного суда от февраля 2017 года не применяли вовсе на протяжении двух с половиной лет. Но в 2019 году «дадинская» статья вернулась: тогда по ней на четыре года (позднее, после вмешательства КС, апелляция сократила срок до полутора лет) осудили активиста Константина Котова. А в 2020 году мундепу Юлии Галяминой дали по этой статье два года условно, хотя прокурор настаивал на трех годах колонии общего режима.
Статья, которую чаще всего вменяют участникам митингов, – это 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Но в ней есть множество разных составов, которые предусматривают различное наказание, – от 10 000 руб. за «обычные» нарушения до гораздо более серьезных сумм или ареста на 30 суток.
Летом 2019 года, когда был всплеск протестной активности в Москве из-за недопуска кандидатов в депутаты Мосгордумы, протестующих наказывали еще и по ч. 6.1 этой статьи, то есть вменяли участие в несогласованной акции, помешавшей движению пешеходов и транспорта. Это «арестная» статья, что значит: в ней прописан возможный арест на срок до 15 суток и штраф до 20 000 руб.
Еще одна опция – ст. 19.3 КоАП о неповиновении требованию сотрудника полиции. Штрафы по этой норме не такие большие, до 1000 руб. Но эта статья предусматривает и арест до 15 суток.
Памятка МВД России «Проведение митингов, шествий, демонстраций. Права и ответственность организатора и должностных лиц»
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
ОРГАНИЗАТОРЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТВЕЧАЮТ ЗА:
1. Оповещение возможных участников публичного мероприятия о его проведении;
2. Подачу заявки в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
3. Проведение предварительной агитации;
4. Изготовление и распространение средств наглядной агитации;
5. Другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
УЧАСТНИКИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ВПРАВЕ:
— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Субъектом правонарушения, в данном случае, является организатор – лицо, уполномоченное участниками массового мероприятия вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия. Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности за злоупотребление правами и неисполнение либо ненадлежащее исполнение закрепленных законом обязанностей организатора публичного мероприятия.
Кроме того, организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.
Статья 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения. Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП.
Административный штраф без составления протокола – 28.6 КоАП. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей). Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки давности привлечения к административной ответственности составляют один год со дня совершения административного правонарушения. Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП сотрудники органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП – доставление и административное задержание граждан (пункт 1 части 1 статьи 27.2, пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП).
Чаще всего правонарушения совершаются путем:
1. Несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия;
2. Нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
3. Ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;
4. Неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нарушения регламента проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 27.2 КоАП доставление — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) – осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. При этом доставление, при наличии соответствующих оснований, может осуществляться с применением мер непосредственного принуждения.
Сотрудники полиции для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»).
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (часть 3 статьи 27.2 КоАП). С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП), соответственно, лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с КоАП. Доставление лиц в служебное помещение органа внутренних дел должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП).
В исключительных случаях, при неустранении обстоятельств, обусловивших невозможность составления протокола об административном правонарушении, к доставленным лицам может применяться административное задержание – кратковременное ограничение свободы (часть 1 статьи 27.3 КоАП). Срок административного задержания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП не может превышать трех часов (часть 1 статьи 27.5 КоАП).
Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, по его просьбе о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
В соответствии с пунктами 6 и 9 части 4 статьи 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан:
— приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
— довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ, если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ в случае невыполнения данного требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается (часть 3 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ).
Порядок прекращения публичного мероприятия регламентирован статьей 17 Федерального закона 54-ФЗ, в соответствии с которой в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления производит следующие действия:
1. Дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия.
2. Устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
3. В случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона в случае невыполнения указания уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона). В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» в этих случаях полиция вправе осуществлять задержание нарушителей общественного порядка (перечень категорий лиц, подлежащих задержанию, в статье 14 Федерального Закона «О полиции»), проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций (статья 16); для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции применять физическую силу (статья 20), а также специальные средства, порядок применения которых предусмотрен статьей 21 Федерального закона «О полиции».
Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять следующие специальные средства: палки специальные, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, водометы, бронемашины. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию, в частности, сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.