что нельзя делать линейкой
Первая помощь при переломе: что предпринять до приезда врача
Текст проверил и прокомментировал Дмитрий Суслин, врач травматолог-ортопед, специалист Клинико-диагностического центра «Медси» на Белорусской
Кратко о переломах
Причины и симптомы переломов
Существует множество симптомов перелома:
Самостоятельно, до приезда врача, можно определить только открытый перелом. Во всех остальных случаях, оказывая первую помощь, надо предполагать самый серьезный из возможных вариантов травмы [2].
Виды переломов
Врач травматолог-ортопед Дмитрий Суслин подчеркивает, что любая кость может быть сломана в любой точке на всем ее протяжении.
Но существуют типичные места переломов: там, где кость испытывает наибольшую нагрузку, или там, где ее прочность ниже. Например, это могут быть:
Переломы могут быть простые и осложненные: например, с кровотечением, инфекцией, болевым шоком, повреждением внутренних органов, оскольчатые (когда кость раскололась на несколько частей, компрессионные (когда части кости прижаты друг к другу).
Кроме того, переломы делят на полные и неполные. К последним относятся трещины и надломы, которые затронули не более половины диаметра кости. Чаще всего такие переломы бывают у детей. В этом случае также необходима помощь врача.
Выделяют также стрессовый, или «усталостный», перелом, который возникает из-за многократно повторяющейся нагрузки на кость и постоянных микротравм. Например, перелом стопы или голени у тех, кто занимается бегом или прыжками [3].
При переломах трубчатых костей из-за рефлекторного сокращения мышц происходит смещение костных отломков. Мышцы тянут за собой концы костных отломков, что может привести к дополнительным повреждениям. Множественные переломы трубчатых костей — например бедренной, локтевой, плечевой, костей фаланг пальцев — способны вызывать сильную кровопотерю и травматический шок. Восстановление после такой травмы может занять несколько месяцев.
Для оказания первой помощи важно знать классификацию переломов по целостности кожи в месте травмы [1]:
Общие правила: что можно и нельзя делать при переломе
Перелом редко угрожает жизни, но требует немедленного медицинского вмешательства: только врач сможет сделать рентген, поставить диагноз и подобрать лечение. Самостоятельный диагноз и попытка исправить ситуацию могут быть опасны. Например, если принять закрытый перелом за вывих и попытаться его вправить, можно усугубить травму и спровоцировать болевой шок.
Разберем, как оказать первую помощь пострадавшему до прибытия медиков, и что запрещено делать при переломах [3], [4].
Можно:
Нельзя:
«Задача первой помощи — уменьшить боль и обеспечить раненому полный покой. Важно не допустить повреждение мягких тканей: мышц, сухожилий, сосудов, нервов, органов, которые окружают место перелома. Вправлять перелом можно только, если тот, кто оказывает помощь, точно знает, как это сделать» — считает эксперт Дмитрий Суслин.
Как наложить шину и остановить кровотечение
Шины используют при переломах рук и ног. Их задача — обеспечить неподвижность травмированной конечности, когда нужно долго ждать врача или самостоятельно везти человека в больницу. Если скорая помощь уже в пути — достаточно следить, чтобы поврежденная рука или нога оставалась в состоянии покоя.
Как наложить шину
Виды шин
При открытом переломе необходимо сначала остановить кровь, чтобы можно было обработать и перевязать рану, а затем наложить шину.
Первая помощь при кровотечении
При небольшом кровотечении можно приподнять конечность, зафиксировать ее в состоянии покоя и обработать рану.
При сильном кровотечении — прижать артерию выше места кровотечения и наложить давящую повязку. Для этого подойдет чистый кусок ткани, поверх которого накладывают валик из марли или ваты и туго бинтуют.
Если повязка не помогает или кровотечение очень сильное — наложить жгут.
Жгут — мера для остановки сильного артериального кровотечения. Чтобы правильно и безопасно наложить жгут, нужно следовать правилам:
Область вокруг раны нужно обработать антисептиком или закрыть чистой хлопковой тканью, а затем наложить шину, стараясь не затронуть место перелома.
Первая помощь при сложных переломах
Перелом позвоночника
Постарайтесь положить пострадавшего на твердую поверхность — доску, кусок фанеры — и в таком положении доставить в больницу. Это единственный безопасный способ перемещать больного. Его нельзя сажать, поднимать или переносить, поскольку кости могут защемить нервы или повредить спинной мозг.
Перелом ребер и грудины
При такой травме нельзя накладывать шины. Попросите больного задержать дыхание и во время выдоха наложите на грудь тугую повязку, а затем отвезите в травмпункт. Важно помнить, что перелом ребер не всегда вызван серьезной травмой — причиной может стать обычный кашель.
Перелом костей черепа
Необходимо положить пострадавшего на спину и зафиксировать голову валиками из одежды или одеял. Класть под голову подушку нельзя. Лицо должно быть повернуто в сторону, чтобы человек не захлебнулся рвотой. Нужно также обработать раны, наложить стерильную повязку, приложить холодный компресс.
Лечение и восстановление после травмы
Врачи диагностируют перелом с помощью рентгена, компьютерной или магнитно-резонансной томографии. Сращивание костей — естественный процесс для организма, поэтому задача медиков в том, чтобы правильно сложить поврежденную кость и проследить за полным восстановлением прочности, подвижности и чувствительности.
В большинстве случаев для правильного сращивания костей достаточно наложить гипс. Сложные травмы требуют вмешательства хирурга, который собирает раздробленную кость с помощью металлических стержней или пластин. В ряде случаев при лечении перелома могут возникать осложнения — например инфекция или неправильное сращивание кости [3], [5].
Что делать дома
Рекомендации на период восстановления после травмы дает врач. Но есть несколько общих правил для тех, кто перенес несложный перелом и носит гипс:
Кроме того, могут потребоваться вспомогательные методы лечения — например физио- или СРМ-терапия (длительная пассивная разработка суставов с помощью специальных аппаратов).
Сроки восстановления обычно определяются сложностью и локализацией перелома. Иногда вместо восстановления формируется ложный сустав — дефект сращивания костной ткани, из-за которого возникают боли и нарушается работа конечности. Чаще всего гипс снимают через три-четыре недели, но для полного восстановления может потребоваться еще месяц или больше — например, если речь идет о переломе ноги. Чтобы привести в порядок ослабевшие мышцы, нужно будет заниматься специальной гимнастикой, делать массаж. [3].
Как снизить риск перелома
Чтобы уменьшить вероятность травмы нужно:
Комментарий врача
Дмитрий Суслин, врач травматолог-ортопед, специалист Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Белорусской
Как оказать первую помощь себе, если рядом никого нет?
Обратитесь за медицинской помощью. Если есть кровотечение, постарайтесь его остановить и наложить шину на поврежденный участок, захватывая суставы выше и ниже места перелома. Шиной может служить любой предмет, который поможет зафиксировать поврежденную конечность.
Как обработать рану и из чего сделать повязку, если под рукой нет медицинских препаратов и бинтов?
Если под рукой нет медицинских инструментов или материала, то обработка ран производится относительно стерильным материалом (чистыми тканями) и веществами (вода, водка).
Какие обезболивающие можно давать пострадавшему?
Можно давать любые анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты (НВПС), если нет противопоказаний. Боль — сигнал повреждения, но после превышения определенного порога она опасна. Поэтому при любой травме нужно контролировать интенсивность болевых ощущений. Для эффективного обезболивания нужно сочетание препаратов для общей и местной анестезии. Общую анестезию сделать проще, но она более токсична и менее избирательна. Местная анестезия требует отточенной техники исполнения, особенно в сложных ситуациях — например, при переломе позвоночника. Кроме того, ее сложнее поддерживать, чем общее обезболивание.
Как отличить перелом от вывиха и растяжения? Или не стоит самостоятельно ставить диагноз и пытаться вправить предполагаемый вывих?
При получении травмы нужно незамедлительно обратиться к врачу, не стоит заниматься самолечением и самодиагностикой.
Народные приметы на 16 декабря 2021 года: что нельзя делать в день Ивана Молчальника
По народному календарю 16 декабря 2021 года отмечается день Ивана Молчальника, православная церковь вспоминает преподобного Иоанна Молчальника, который, по преданию, еще в детском возрасте начал изучать священное писание, а после смерти родителей раздал часть наследства бедным. Пожертвовав остальное имущество на возведение храмов, он удалился в монастырь, где прожил 10 лет – вплоть до назначения епископом Колонийской церкви.
Устав от вмешательств светской власти в церковные дела, Иоанн оставил пост и отправился в Иерусалим, где стал простым послушником. Там в лавре преподобного Саввы он принял обет молчания, а через некоторое время поселился в пустыне, где прожил 9 лет. Когда Иоанн вернулся в общество, он стал исцелять людей силой своей молитвы.
Самое время понаблюдать в этот день за природой. Если уменьшилась вода в реках и колодцах — погода улучшится. Снегири расчирикались — ждите оттепели. Много снега — год будет урожайным.
Считается, что в день Молчальника нужно лечь спать раньше обычного, чтобы нечистая сила не смогла украсть голос у бодрствующего допоздна человека. Нельзя выходить после полуночи на улицу – можно столкнуться с темными сущностями, что не сулит ничего хорошего.
Главное, что запрещено делать 16 декабря – много говорить, тем более, если не по делу. Болтунов будет ждать серьезное наказание. Нельзя, фигурально выражаясь, бросать слова на ветер. Нужно тщательно обдумать, прежде чем кому-то что-то пообещать.
Запрещено совершать необдуманные поступки – их последствия будут жестче, чем обычно. Они чреваты разрывом отношений с близкими и любимыми людьми, увольнением с хорошей работы, разочарованием в друзьях и в коллегах.
12 способов измерить что-либо, если у тебя нет линейки
Иногда появляется необходимость измерить что-то, причём не на глаз, а более или менее точно, но под рукой нет линейки или рулетки. В таком случае на помощь придут простые вещи, которые всегда есть под рукой. Они хоть и не совсем удобны для измерения, но зато позволяют сделать достаточно точные расчёты.
1. Большой палец руки
Не существует двух полностью одинаковых людей, и даже близнецы имеют разную длину конечностей. Однако длина больших пальцев, кроме некоторых случаев, не сильно отличается от человека к человеку, и составляет около 5 сантиметров.
Вот небольшой лайфхак: замерь длину своих пальцев, хотя бы большого и указательного, и будешь всегда иметь при себе линейку.
2. Монета
5-рублёвая монета имеет удобный диаметр для измерения, который составляет 25 миллиметров. 10-рублёвая монета чуть меньше — 22 миллиметра. Самая маленькая монета из тех, что ещё можно найти среди мелочи, 10 копеек, имеет диаметр 17,5 миллиметра.
3. Банкноты
Измерять длину бумажными деньгами ещё проще, чем перечисленными выше вещами, ведь их габариты составляют круглые числа. Так, например, 100-рублёвая купюра имеет длину 15 сантиметров и ширину 6,5 сантиметра. Те же самые габариты имеют 10, 50, 200 и 500 рублей. А вот 1000, 2000 и 5000 уже не так удобны для измерения, так как их длина составляет 15,7 сантиметра, а ширина 6,9.
4. Банковская карта
По международному стандарту ISO/IEC 7810, банковская пластиковая карта представляет собой пластину шириной 85,6 миллиметра и высотой 53,98 миллиметра. Не слишком удобно, но если измерения приблизительные, можно смело сокращать их до 8,5 и 5,4 сантиметра.
5. Смартфон
Разумеется, каждый смартфон имеет собственные габариты, поэтому стоит заранее узнать его высоту и ширину, чтобы использовать его вместо линейки. Также на смартфон можно установить приложение-линейку и проводить достаточно точные замеры.
6. Скрепка
Размеры скрепок разнообразны, но чаще всего используются либо маленькие, длина которых составляет 2,5 сантиметра, либо большие длиной 5 сантиметров. Если не знаешь, какая скрепка в руках, просто посмотри на коробку, из которой ты её достал. На ней должна быть указана длина в миллиметрах.
7. Игральные кости
Стандартные игральные кости представляют собой кубики с шестью гранями, имеющими габариты 1,6 сантиметра в поперечнике. Разновидностей кубиков много, поэтому для точного измерения подойдут только классические варианты.
8. Пивная бутылка или банка
Здесь есть проблема, ведь многие производители, чтобы выделиться среди других, создают собственные бутылки, из-за чего сделать даже приблизительные замеры будет невозможно. Но если взять стандартную бутылку 0,5 литра, то её высота составит 26 сантиметров. Что касается алюминиевой банки того же объёма, то стандартная будет иметь высоту 16,8 сантиметра.
9. Зажигалки Zippo
Классическая зажигалка Zippo имеет габариты 5,6 x 3,6 x 1,2 сантиметра, а её прямоугольная форма позволяет проводить достаточно точные измерения.
10. Сигарета
Большинство сигарет имеют размеры стандарта King Size, по которому их длина составляет 84 миллиметра. Что касается тонких сигарет стандарта Queen Size, то их длина составляет 110 миллиметров.
11. Клетка тетради
Это, пожалуй, один из самых удобных способов измерить габариты предмета, ведь согласно ГОСТ 12063-89, сторона клетки составляет 0,5 сантиметра и площадь 0,25 квадратных сантиметра. Логично, что длина двух клеток равна 1 сантиметру.
12. Лист A4
По стандарту ISO 216, лист бумаги формата A4 имеет длину 297 миллиметров и ширину 210 миллиметров. Его диагональ составляет 36,4 миллиметра или 14,3 дюйма, что удобно для измерения примерной диагонали экрана.
Как открыть дверь автомобиля линейкой?
Двери автомобиля захлопнулись, а ключи остались внутри – такая ситуация хоть раз, но случалась с каждым автолюбителем. Первое, что приходит в голову в этом случае – попытаться открыть автомобиль с помощью подручных средств самостоятельно. Одним из таких средств является простая линейка.
Теперь рассмотрим этот способ подробнее.
Выбор линейки.
Принцип выбора линейки для вскрытия автомобиля очевиден.
Подготовка линейки.
Берём линейку достаточной длины. Линейка должна доходить до предполагаемой тяги и быть длиннее (выходить из двери) на 20-30 см. Ножницами по металлу или другим инструментом делаем крючок из линейки. Для этого, со стороны отверстия наружу под 45 градусов делаем вырез или пропил. Таким образом, у нас получился крючок, которым мы можем подцепить тягу открытия дверей автомобиля.
Но и минусы существенны.
Во-первых при снятии уплотнитель легко может повредиться, и, как следствие, для установки нового придется делать демонтаж стекла и двери, а это затратно. Но даже если уплотнитель был снят без повреждений, то установить его самостоятельно обратно обычно очень сложно. При этом могут остаться щели, в которые будет затекать вода и грязь со стекла, попадая на замок, что может привезти к ещё большим проблемам.
Подготовка объекта (осмотр автомобильной двери).
После того, как линейка подготовлена для работы, необходимо осмотреть двери автомобиля.
Что зацепить?
Внимательно осматриваем внутреннюю часть двери через противоположное стекло. Определяем, где находится защелка запора замка. Она может находиться либо в верхней части карты (внутренней обивки) двери либо на ручки, но изредка и в другом месте.
Осматриваем внешнюю часть двери и обращаем внимание на то, где находится ручка двери, личинка, механизм запора двери.
Сам замок (механизм запора) обычно находится с торца в средней части двери, если не брать в расчёт рамку стекла.
Из всего выше рассмотренного делаем вывод где находится именно та тяга, потянув за которую дверь разблокируется.
Что должно получится?
Если защёлка запора двери находится на верхней части карты, то потянув за тягу вверх, защёлка должна подняться и разблокировать дверь.
Если же защёлка находится на ручки двери, то необходимо, зацепившись за эту тягу двигать её в горизонтальном направлении, чтобы защёлка сменила своё положение с закрытого на открытое, обычно это помечено красной или белой точкой, которая появляется при разблокировке замка.
Иногда защёлка двери находится не на ручке, а рядом и оформлен в виде тумблера, в этом случае также необходимо тянуть тягу до перещёлкивания этого тумблера.
В итоге замок двери будет разблокирован и, потянув за ручку, вы откроете дверь.
Что нельзя делать?
Ни в коем случае не действуйте с усилием. Ошибка думать, что если посильней дёрнуть, то замок разблокируется. Вспомните, с каким усилием у вас перещёлкивался запор, именно с таким усилием надо тянуть за тягу. Если же что-то не идёт, значит, вы не попали крючком линейки на нужную тягу.
И последний совет.
В случае если сразу не получается открыть автомобиль линейкой
Конспект урока по технологии на тему : «Линейка. Операции, выполняемые линейкой.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Линейка. Операции, выполняемые линейкой.
Тип урока: урок изучения новых знаний
обучающая: познакомить учащихся с линейкой как чертёжным инструментом; учить пользоваться линейкой – проводить прямые линии, отрезки, измерять их; совершенствовать знания о геометрических фигурах; закреплять знания о видах прямых линий, полученные на уроках математики
развивающая: развивать воображение, пространственные представления, креативность.
воспитательная: воспитывать аккуратность, любовь к предмету, уважение к одноклассникам; воспитывать чувство понимания, терпение, умение выслушать мнение других.
Регулятивные: при помощи учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике верно выполненное задание от неверного; контролировать свои действия.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, свой жизненный опыт; анализировать и делать выводы.
Коммуникативные: слушать и слышать, выражать свои мысли, вести дискуссию, уважая при этом позиции всех участников диалога; сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные : иметь мотивацию к учебной деятельности, творческому труду; принимать и осваивать роль обучающегося; понимать важность овладения трудовыми навыками, проявлять интерес к предмету.
Используемые методы обучения: наглядный, практический, словесный
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная
Виды контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя
Оборудование: линейка, карандаш, цветная бумага, картон, ножницы, клей, проектор, презентация.
Структура урока (хронометраж):
Постановка учебной задачи(2мин.)
Вводная беседа (5 мин.)
Демонстрация изделия (2 мин.)
Анализ изделия (5 мин.)
Инструктаж по ТБ (4 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Практическая часть и творческий вклад учащихся (15мин.)
Выставка работ и рефлексия (2мин.)
Уборка рабочего места (1 мин.)
Долгожданный дан звонок–
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2.Постановка учебной задачи
Ребята сегодня на уроке у нас в гостях известный инструмент, которым вы ежедневно пользуетесь на уроках.
Отгадав загадку, вы сразу поймете, о чем пойдет речь у нас на уроке.
Ц ифры, чёрточки на мне,
Помогу вам избежать,
Правильно. Это линейка. Ребята, когда вы используете линейку? На каких уроках?
Назовите тему нашего урока.
У вас на партах картон, бумага, ножницы, карандаш, линейка, как вы думаете, что мы будем делать на нашем уроке?
Кто мне поможет сформулировать цели урока?
Сегодня мы научимся чертить красивый квадрат, делать шаблон и в итоге получим некую фигуру.
Но, сначала мы поговорим о том, что вообще называют линейкой? Что присутствует на линейке и для чего она нужна? Какие линейки бывают.
Из чего сделана ваша линейка? Линейка может иметь разную длину. Рассмотрите свою линейку. Какой она длины? С помощью линейки мы можем проводить прямые линии, измерять отрезки.
Сейчас я вам покажу изделие, которое должно получиться у нас в итоге.
Кто знает, как называется эта фигура? (параллелепипед)
-Из каких материалов выполнена поделка? (из картона и других видов бумаги)
-Какие геометрические фигуры можно наблюдать в нашей поделке? (квадрат)
— Можно ли назвать поделку симметричной? Как это проверить?
— Как соединены между собой детали? (при помощи клея)
-Где можно применить данное изделие? (на уроках математики, фон для какого-то поздравления и т.д).
— Как вы думаете: какие инструменты и материалы понадобятся для работы? (ножницы, карандаш, клей, картон, бумага, линейка)