что не являлось причиной прекращения крестовых походов
Укажите,что НЕ являлось причиной прекращения крестовых походов.а)рыцарям стало выгоднее спокойно служить королю допаб)Феодалы ст
крестоносцы захватили все намеченные города и страны
Астрологический алтарь габийцев
Атрибуты греческих богов
Атрибуты греческих богов
Так, Зевс связан с волком, но, когда требуется, перевоплощается в быка, лебедя или орел.
Его супругу Геру связывают с коровой, богиня охоты Артемида иногда имеет медвежьи черты, бог Дионис время от времени является в образе козла, быка, орла, пантеры, льва. Афина первоначально могла быть змеей.
Бог Пан изображается с козлиными ногами и рогами на голове. Богиня радуги Ирида, богиня юности Геба, богиня победы Ника — женщины с птичьими крыльями. Сатиры — люди с козлиными ногами, рогами и хвостами, тритоны — полурыбы-полулюди, сирены — полуптицы и т. д.
Древнегреческий историк Плутарх, живший в I—II веках н. э., писал: «Египтяне почитали настоящих животных, греки, наоборот, говорят более определенным образом, что голубь посвящен Афродите, ворон — Аполлону, собака — Артемиде и так далее. »
Действительно, не существует, пожалуй, в Греции бога, которому не было бы посвящено какое-нибудь животное, а то и несколько (потом эти боги под другими именами перекочевали в Рим, а вместе с ними перешли и божественные животные). Так, приближенным Зевса (Юпитера) считается орел — символ власти. И Зевс, и Юпитер часто изображаются с сидящим у их ног орлом. Гера (Юнона) имеет своих приближенных: павлина, корову, козу — символы величавости и плодовитости и кукушку — символ весны. Аполлон изображается с волком и мышью у ног. Афина (Минерва) всегда имеет при себе птицу мудрости сову, а также змею, галку и петуха. У Афродиты (Венеры) есть своя голубка, а у Артемиды (Дианы) — богини растительности и плодородия — целая свита: лев, пантера, медведь, лань, голубка. Бога войны Ареса (Марса) сопровождают петух и дятел, а покровителя скотоводства Гермеса (Меркурия) — ягненок. Поскольку Гермес, кроме того, является вестником богов, покровителем торговли и государственных дел, ему посвящены еще петух и собака. Собаки посвящены также Гекате (Гравии) — богине мрака и волшебства и римской богине плодовых садов Помоне, а змея — постоянный спутник бога врачевания Асклепия (Эскулапа).
В книге Миллина «Галерея мифологии» приведено изображение круглого алтаря в римской традиции. В середине его изображены по кругу бюсты двенадцати богов, соответствующих двенадцати месяцам.
Прежде всего обращает на себя внимание Аполлон (а), бог Солнца, открывающий год. На его голове венок. Рядом с ним Юнона (b) с разновидностью женской головной повязки; затем Нептун (с) с трезубцем; затем Вулкан (d) с конической шапкой на голове; далее Меркурий (е) и рядом с ним его геральдический жезл; далее в ряду Церера (f), Веста (g), обе без атрибутов; затем Диана (h) со своим колчаном; Марс (і) в своем шлеме; Венера (к) и рядом с ней Амур; потом Юпитер (l) и рядом с ним молния; и наконец Минерва (m), у нее на голове, так же как у Марса, шлем.
Бюсты богов окружает еще один круг — зодиакальный.
Храм, который стоит на акрополе был посвящён богине Ники
Её изображали крылатой.
Вещи и дела, аще не написании бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевлении…
В опричном 1568 году оборвалась официальная летопись. В 1630 году окончательно оформлен «Новый летописец». А вот летописей, которые велись между этими датами, у историков нет. Неужели летописцы прошли мимо этих трагических лет, исполненных борьбы буйных, непримиримых сил, остались равнодушны к бедствиям, обрушившимся на русскую землю, к народным страданиям, не воспели благородный патриотизм русских людей, освободивших с Мининым и Пожарским во главе Москву от интервентов? Неужели только плод фантазии – пушкинский Пимен?
Однако дело было не так. Историк В. Н. Татищев держал в руках летопись о «смуте» – «Историю Иосифа о разорении русском». Он называл ее в письме академику Шумахеру «сокровищем» и хотел непременно напечатать, чтобы сделать достоянием всех историков. Увы, драгоценная летопись после смерти историка сгорела в его имении. Однако ничто настоящее не исчезает бесследно. В сочинениях В. Н. Татищева сохранились ссылки на «Историю Иосифа», позволяющие получить представление о ее содержании.
О самом летописце мы знаем только, что он был келейником патриарха Иова. Но и это скупое свидетельство говорит о многом. Находясь в патриаршем окружении, пользуясь доверием Иова, живя в Москве в Чудове монастыре, в келье у патриарха, он получал огромную информацию, стекавшуюся сюда со всей страны. Многие важные события Иосиф мог наблюдать собственными глазами.
«История Иосифа» охватывает время с 1560 по 1613 год. Опричнина Ивана Грозного, судьба его сыновей, возвышение Бориса Годунова, его конфликт с боярами, появление, торжество и гибель самозванца, «разорение русское» от интервентов и героическая борьба с ними русского народа – все это нашло отражение в летописи Иосифа. А возможно, что она повествовала и о первых годах царствования Михаила Федоровича. Видимо, летописец был суров, а перо его живописало события ярко и беспристрастно. В. Н. Татищев пишет: «Монах Иосиф сказует, что он (Борис Годунов – В. К. ) тому, которого погубить намеревался, наиболее ласкал и за великого приятеля почитал, а, погубя, со слезами лицемерно сожалел и тяжкою клятвою свою невинность утверждал: толико тайно людей погубил украдчи, что и до днесь никто не знает, где делось и как украдены».
Иосифа интересовали не только судьбы царей и борьба придворных группировок за власть, участие в ней патриарха, Годунова и других бояр, но и положение народных масс. От Иосифа мы узнали, что холопы подали челобитие Василию Шуйскому, чтобы не быть им рабами.
Как мне удалось установить, еще до Татищева летописью Иосифа воспользовался монах Желтоводского монастыря на Волге Тихон, когда составлял во второй половине XVII века так называемую Латухинскую степенную книгу. В. Н. Татищев, истинный сын своего века, убежденный рационалист, стремясь выделить политическое содержание летописи, пересказывал труд Иосифа своими словами. Тихон же, интересовавшийся теорией стихосложения и сам сочинявший вирши, натура поэтическая, привел с небольшими сокращениями подлинные куски из летописи, поражающие литературным даром автора, драматизмом и экспрессивностью в изображении событий, людских страстей и характеров. Н. М. Карамзин поместил эти куски в примечаниях к своей «Истории государства Российского». Один из них, повествующий о бегстве князя Курбского и о присылке им своего «верного раба» В. Шибанова с «досадительным письмом» к царю, пройдя через «Историю» Карамзина, вдохновил А. К. Толстого на создание баллады «Василий Шибанов», другие – использованы тем же А. К. Толстым в знаменитой драматической трилогии.
«История Иосифа» отражена и в «Новом летописце». Поэтому, когда А. С. Пушкин, знакомый с примечаниями Н. М. Карамзина и с «Летописью о многих мятежах», представляющей одну из редакций «Нового летописца», писал в 1830 году, что при создании «Бориса Годунова» «…в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашних времян», он, не ведая того, указывал на свое следование прежде всего Иосифу. Именно Иосиф, стремившийся дойти до сути событий, предсказать их развитие и результаты, Иосиф, ясно понимавший неотвратимость исторического возмездия, более всего отвечает пушкинскому идеалу историка – «быть судиею, наблюдателем и пророком веков и народов». Именно он, в конечном счете, стал прототипом бессмертного образа Пимена. Возможно, мы бы вновь встретились с Пименом, если бы Пушкину удалось исполнить свой замысел и написать в продолжение «Бориса Годунова» – «Лжедмитрия» и «Василия Шуйского».
Ответ:
1. Им была проведена кодификация римского права. В её основе: единая империя во главе с императором, обладающим неограниченной властью; единый закон; единая (частная) форма собственности; единая форма семьи (укреплялась индивидуальная семья) ; единые права для всех свободных граждан империи; единая вера.
2. Были проведены административные реформы: укрупнение административных округов, их правителям давалась как политическая, так и военная власть на местах; повышалось жалованье чиновникам и запрещалась продажа должностей.
Император имел право регулировать быт духовенства, замещать по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступать в качестве посредника и судьи в клире; он покровительствовал церкви в лице ее служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.
С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы.
5. Правление Юстиниана отмечено размахом строительства. Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532-37), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и сановников двора.
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также:
Крестовые походы причины, цели, результаты (таблица)
Крестовые походы уникальное явление общемировой истории, сыгравшее большую роль в разрушении Восточной Римской империи, приведшее к ослаблению устоев феодализма, небывалому развитию торговли, укреплению международных отношений, развитию восточной культуры, географии и науки, получению знаний о географии мира, развитию мореплавания и много другого.
Рассмотрим подробнее кратко причины их начала, разберемся, что им предшествовало, выясним количество и состав участников, основные мероприятия и цели, результаты и последствия. Все эти данные помогут заполнить таблицу в 5, 6 и более старших классах на уроках истории и составить план описания.
Причины крестовых походов
Прежде чем указать, чем вызваны крестовые походы, следует ответить на вопрос, кто такие крестоносцы, почему походы европейских рыцарей назывались крестовыми и сколько всего было крестовых походов западноевропейских рыцарей.
Крестоносцы западноевропейские воины, которые поучаствовали в 8-ми официально созданных походах. Крестовыми назывались из-за участия в них римских пап и лозунга во имя Христа.
Крестовые походы являются военными колонизационными шествиями, которые осуществлялись в виде религиозной войны с призывом освободить палестинские территории из-под власти мусульман, язычников и еретиков и обратить последних в католичество.
Причины этих движений были обусловлены политическими и экономическими западноевропейскими условиями. Так, в то время шла борьба королей с феодалами в расширении территорий, горожан с королями в развитии рынка, крестьян с властями с целью освобождения от крепостной зависимости. Духовенство и вовсе хотело решить свои властолюбивые замыслы.
В конечном итоге, во Франции, которая была разорена, появилась надежда отыскать в палестинских землях лучшие экономические условия и начать жизнь там.
Другими причинами стали перемены в восточной части мира. Со времени последних вселенских соборов, на западных территориях христианские паломники стали активно посещать палестинские святыни и халифов, которые становились покровителями этих паломников, позволяли им строить церкви и больницы.
Но когда власть в 10 веке изменилась, начались гонения на христианских пилигримов и войны. Западные верующие не могли примириться с дурным обращением к христианам и допустить поругание святынь.
Папа Урбан II созвал соборы в 1095 году и высказал необходимость в походах против неверных. Народ поддержал его, что и привело к появлению крестоносцев.
Участники крестовых походов
Участники менялись на протяжении всех восьми походов. Если коротко указать историю, то в крестовых походах участвовали шесть групп населения, и каждая из них преследовала свои цели.
Итак, участвовали католическая церковь, короли, герцоги с графами, рыцари, итальянские города с купцами и крестьяне.
Крестьяне хотели свободу и собственность, купцы наладить торговое сообщение с востоком, рыцари с королями, графами и герцогами отыскать новые территории и установить свое влияние на них, а католическая церковь распространить влияние католицизма в мире, расширив свои владения.
Первый крестовый поход был создан в августе. Дата его начала 1096 год. Именно тогда было положено начало многовековых войн и всех крестовых походов. В первом походе выступали обычные крестьяне с предводителем Петром Пустынником и французским рыцарем Вальтером Голяком.
Это был крестовый поход бедноты, поскольку он был собран без денег и запасов. По дороге к Босфору крестоносцы грабили и убивали, сражаясь с немцами и венграми. К октябрю они добрались до Босфора, где их окончательно сразили турки.
В том же году был собран еще один поход под предводительством священника Готшалька, состоявший из 15 тысяч немцев с лотарингцами. Они обрели поражение с венгерской стороны.
Осенью состоялся настоящий поход с 300 тысячами крестоносцами: рыцарями и хорошо дисциплинированными воинами во главе с французским королем, графами, герцогами, папскими наместниками и князьями. Им удалось достичь Константинополя и взять впоследствии Антиохию, Эдессу и Иерусалим.
В 1101 году собралось новое 260-тысячное войско и двинулось к Малой Азии. В ходе него представители крестоносцев потерпели неудачу и в 1144 году потеряли Эдессу. Она перешла к туркам.
В 1147 был создан второй крестовый поход. Собралось два войска французское и ливонское, которые в общности составляли порядка ста сорока тысяч всадников и одного миллиона пехотинцев. Они направились в Царьград, к Малой Азии и Дамаску, и были поражены. План завоевания Эдессы оставили.
Третий военный поход был создан в 1189 году. Причиной его организации стало завоевание Иерусалима султаном Египта. В этом шествии принимало участие стотысячное войско императора священной римской империи, король Франции и Англии. Византийский император с войском отправился к Дунаю, где отразил две турецкие атаки, а затем его сын отправился к Акке. Как и отец, он умер.
На смену войску греческих императоров пришли войска французского и английского короля. Город Акка был повержен ими в 1191 году. Позднее между представителями высшей власти начались ссоры, и король Франции покинул поле боя. Остался английский предводитель, который и продолжил военное шествие.
В 1192 году ему удалось заключить мирный договор на 3 года с султаном, по которому представители христианского движения получали Тирско-Яффскую полосу земли, а также право посещать храм, где был похоронен Иисус Христос.
В 1202 году был опять создан четвертый крестовый поход, целью которого был Константинополь. В нем участвовали представители Латинской империи. Он прошел неудачно.
В 1217 году развернулся австро-венгерский пятый поход, целью которого был Египет, города Мансура и Дамиетта. Как и предыдущий, он закончился старыми условиями.
Шестой поход в 1228 году организовал германский император вместе с рыцарями Тевтонского ордена. Им удалось установить с египетским султаном 10-летнее перемирие и право христианам посещать Иерусалим. В 1244 году перемирие было расторгнуто из-за нападения турецких хорезмийцев. Иерусалим пал.
Положением святой земли воспользовался французский король Людовик 9 и организовал седьмой, восьмой и девятый походы в 1248-70 году. Его походы были неуспешными.
Таблица «Важнейшие крестовые походы»
Ниже рассмотрим таблицу для 9, 10 и 11 классов средней школы с краткими событиями, целями и результатами крестовых походов. Здесь описаны их основные направления, что поможет сделать их сравнение и полноценно изучить их историю.
Крестовые походы на Руси
Несмотря на существование двух веков христианства на Руси, ливонский орден вместе со шведами объявили Руси крестовый поход. Орден знал, что Русь находится в состоянии раздробленности и терпит постоянные бедствия от действий монголо-татар. Он предложил помощь русским бороться с игом, но взамен Русь должна была стать католической.
Власть поделилась на два лагеря. Одни считали, что следует принять помощь ордена, а вторая осознавала, что запад не сможет одолеть иго и вместе с ним осядет на русские княжества, начав распространять католическую веру. Получалось, что все остались бы в выигрыше, кроме русских земель. Поэтому победила сторона, решившая дать отпор всем чужеземцам.
Для этого был призван суздальский князь во главе со своей дружиной и разгромил армию ордена на Неве, отчего впоследствии стал называться Александром Невским.
Спустя два года ливонский орден решил вновь попытать удачу. Так состоялось Ледовое побоище на Чудском озере, где русская армия победила.
Но даже после этой битвы проблема с иноверцами не исчезла. Александр Невский должен был выбрать одну из сторон. Он мог дальше оплачивать дань монголам либо принять позицию запада.
Ему нравились монголы, они не навязывали веру и не пытались колонизировать русские земли, однако они убили его отца. Но он понимал, что католики быстро смогут колонизировать территорию и станут навязывать собственную католическую веру до тех пор, пока не достигнут своих целей. Тогда он выбрал первую сторону.
Интересно, что если бы святой Александр Невский склонился к западной стороне, то, скорее всего, Русь была бы католической. Но история не любит сослагательного наклонения.
В конечном итоге рыцари в лице тевтонского ордена пытались взять русские земли в 1268 году. Русское войско жестоко осадило их под Псковом в последнем воинственном шествии. Так окончились военные походы на земли русские.
Итоги и последствия крестовых походов
Крестовые походы имели большое значение. Они окончились крушениями и разочарованиями в Священной Римской империи. Задачи, поставленные перед участниками, не были реализованы. В итоге к 1453 году Византия пала перед турецкой властью.
Несмотря на политическое поражение, крестовые походы стали частью европейской истории и оказали серьезное влияние на другие стороны жизни общества.
Подводя итоги, зафиксируем кратко последствия крестовых походов:
В итоге, крестовые походы историческое явление, захватившее все сферы жизни и подтолкнувшее к переменам в жизни простых и влиятельных людей. Они закончились поражением зачинщиков, но в итоге привели к расцвету общемировой культуры и торговли.