что не является признаком общества в социологии
Социология: конспект лекций.
1. Понятие общества.
Системный подход к анализу общества.
Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.
На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.
Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:
1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
2) браки заключаются между представителями данной общности;
3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
4) оно имеет свою территорию;
5) у него есть самоназвание и своя история;
6) оно обладает своей системой управления;
7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.
Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).
Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.
Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.
Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
2) социальные связи и взаимодействия;
3) социальные институты, социальные страты;
4) социальные нормы и ценности.
Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.
Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.
Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.
На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).
Понятие и признаки общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение категории «общество»
Одной из основных категорий социологической науки является категория «общество».
На современном этапе развития социологической науки выделяют два подхода к пониманию категории «общества»
Если рассматривать ее в широком понимании, то общество является совокупностью исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле.
Однако даже эти две интерпретации понятия «общества» не могут считаться полными и полностью достоверными, так как проблема развития и становления общества занимала и занимает по сей день умы множества ученых и мыслителей, что в свою очередь обуславливает постоянное формирование различных подходов к его определению.
Общество представляет собой достаточно сложную категорию, которая характеризуется совокупностью множества различных признаков. Все приведенные выше определения отражают определенные характерные для конкретного признака черты. Однако только учет всех этих признаков может позволить сформулировать наиболее полное и точное определения понятия общества.
Признаки, которые характерны для общества
Существуют определенные признаки, характеризующие общество и его особенности:
Готовые работы на аналогичную тему
Принимая во внимание все перечисленные признаки, понятие «общества» можно определить следующим образом: общество – это исторически сложившаяся и воспроизводящая своих членов общность людей, основанная на общих целях и интересах.
В социологии изучение общества ведется в рамках системного подхода. Именно соблюдение подобного характера исследований позволяет более полно раскрыть характерные признаки общества, его социальную систему, как сложного системного образования способного к саморазвитию и имеющего источник этого развития внутри самого себя.
Общество представляет собой сложную, упорядоченную систему, которая характеризуется как целостное образование, основными элементами которого являются люди, существующие между ними взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводящиеся в ходе исторического процесса.
Основные элементы общества
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные элементы общества:
Понятие общества в социологии и его основные признаки
В социологии есть несколько подходов к определению общества. Представители западноевропейской науки полагают, что общество — это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом деятельности. Но у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различные, порой прямо противоположные, интересы и потребности. К тому же, в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие.
В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о белорусском, американском, феодальном или современном обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.
Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общества.
1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире. Социальность рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, культуре и т.д.), на любом этапе его развития.
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Георг Зиммель, утверждал, что общество, «существует там, где несколько индивидов состоят во взаимодействии».
3. Территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. От территории зависят многие особенности общества (образ жизни, обычаи, культура, религиозные представления и т.п.). Английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в пределах которой они формировались.
5. Высокий уровень саморегуляции. Общество обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Общество как социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая обратное влияние окружающей среды.
7. Любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами.
8. Наличие в обществе социальной структуры. В любом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличием или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и культуры, принадлежностью к той или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей совокупности и составляют его социальную структуру. Структура эта. являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям и находится в процессе динамичного развития.
9. Иерархичность. Общество, обладающее сложной структурой, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев, а также субординацией между ними.
Общество
О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.
Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.
Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.
У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.
Содержание
Парадигмы интерпретации общества
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
Признаки общества (по Эдварду Шилзу)
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
Признаки общества, характеризующие его как социальную систему
Закрытое и открытое общество
Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]
Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]
Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».
Современное общество
Общество в литературе и кино
В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.
Понятие общества. Его типы, признаки, функции, этапы становления
Общество – социальное образование, которое представляет собой главное условие жизнедеятельности людей, воплощённое в конкретно-исторических формах и типах. Общество является многозначным понятием, которое в общепринятом смысле означает группу людей, характеризующихся общими интересами, а также культурными, религиозными, благотворительными, научными, политическими, экономическими и другими целями. Кроме того, общество имеет свои собственные социальные и политические институты, позволяющие ему функционировать в форме народностей и наций.
Взаимоотношения людей в рамках общества называют социальными. Кроме отдельных людей существуют их объединения: сообщества, общины, ассоциации, союзы и т.п. Отдельным видом общества является человечество – сообщество всех людей. Кроме коллективного для всех общества – человечества, различают отдельные общества, в основном по территориальным или культурным признакам. Каждое такое отдельное общество имеет собственные культурные и исторические достояния, общественные нормы и установки. В каждом обществе есть свои субъекты социального общения: личность, семья, класс, группа, нация, государство и др. Основными составляющими, определяющими общество, являются собственность, труд и семья.
Признаки общества
Что такое общество? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Общество – очень нежная и сложная материя.
Слово «общество» имеет широкий смысл: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество, французское общество, демократическое общество и др. А если брать это слово в общем смысле, то под ним понимается собрание всех народов мира. Иными словами, это средство взаимосвязей между людьми и часть мира, отличающаяся от природы, которая состоит из форм сплочения людей.
Выделяют ряд обязательных признаков общества:
При этом первичной единицей общества считается абстрактный индивид, а само общество ассоциируется с совокупностью индивидов. Однако эти признаки не считаются исчерпывающими и не принимаются в качестве совокупного критерия для определения человеческого общества.
Социологи неоднократно пытались постичь сущность понятия «общество», выяснить характерные черты, отличающие его от других социальных групп и сообществ. Так, американский социолог Эдвард Шилз выделяет следующие критерии сообщества, которые необходимы ему для того, чтобы считать его обществом:
Типология обществ
В обиходе понятие «общество» часто используется довольно свободно, определяя различные категории или социальные слои, например, «общество шахтёров», «общество учителей» и т.п. Используется он также для обозначения всего живого человечества, то есть глобального общества.
Из-за большой разницы между современными и историческими обществами выделяется общества по степени развития:
По Марксистской типологии обществ (с точки зрения исторических) выделяют:
В период формирования индустриального общества выделяются такие типы общества как:
В постиндустриальных обществах, которые начали возникать во 2-й пол. XX в., используются также альтернативные типологии обществ:
Структура общества и социальная стратификация
Только самые простые общества не имеют развитой социальной структуры. Но даже у них есть возрастные группы, имеющие свои роли в рудиментарном разделении труда, а также семьи, роды, племена и т.п. В пределах возрастных групп все индивидуальные члены простого общества имеют одинаковые права и одинаковый социальный статус. С развитием общества возникает неравенство и развивается стратификация. Общество приобретает сложную структуру.
Социологи различных школ кладут в основу классификации общественных стратификаций различные критерии.
В марксизме, например, таким критерием являются производственные отношения и, соответственно, общественно-экономические формации. Общества делятся на бесклассовые (неантагонистичные) и классовые (антагонистические). К бесклассовым обществам относятся первобытное общество и будущее гипотетическое коммунистическое общество. Классовые общества сменяют друг друга со сменой строя – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное), социалистическое. В рабовладельческом обществе основные социальные классы – рабовладельцы и рабы, в феодальном – феодалы (землевладельцы) и крестьянство, в капиталистическом – капиталисты и рабочие, в социалистическом – рабочие и крестьяне. Противоречие между городом и деревней, рабочими и крестьянством, провозглашается движущей силой социалистического общества, но в то же время отмечается, что это противоречие не является неантагонистическим.
Западные социологи, например, Макс Вебер и Пьер Бурдье тоже используют понятие социального класса, хотя вкладывают в него несколько иное значение, чем марксизм. Стратификация общества по Веберу использует три фактора:
Бурдье, выделяя классы, учитывал не только отношение к собственности на средства производства, но и такие факторы, как поведенческая матрица и осознанность себя как класса.
Популярным подходом к социальной стратификации в западном обществе является разбиение общества по имущественному принципу (имущество не тождественно собственности) на слои, которые тоже называют классами. Выделяются высший класс (белые воротнички), средний класс и низший класс (синие воротнички).
Отдельные исторические типы обществ имеют особые стратификации, которые закреплены легально или культурой соответствующего общества. Так, в сословном обществе, типичного для доиндустриальной Европы, существовали социальные состояния с различными юридическими правами. Например, во Франции – дворянство, духовенство и третье сословие. В Индии существовала и существует до сих пор, хотя запрещённая законом, кастовая система – разделение людей на варны.
Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.
Социальные группы и отношения
Люди в обществе относятся к определённой социальной группе, классу, нации. Многоотраслевые связи и действия социальных групп, классов, национальностей в экономической, социальной, политической, культурной жизни называются общественными отношениями.
Таким образом, чтобы понять общество как способ жизни людей, необходимо знать общественные отношения, обеспечивающие их существование. Общественные отношения характеризуются следующими особенностями:
Необходимо различать отношения общества в области материального производства и духовной сферы. Первые создают материальные условия для жизни и развития общества. Вторые (идеологические, политические, правовые, нравственные и т.д.) являются результатом взаимосвязи людей в создании духовно-культурных ценностей, материальных и духовных отношений.
Общество и политика
Общество и политика – это те понятия, которые представляют собой диалектическую связь между политической наукой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. Общество – целостная система отношений и взаимосвязей между людьми. Его составной частью являются сложные организованные социальные системы или сферы.
Крупнейшие сферы общественной жизни – это экономическая, политическая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая, правовая, научная и др., которые тесно взаимосвязаны друг с другом.
Политика в рамках общества в целом осуществляет регулирование взаимодействия людей в различных сферах жизни общества.
Эволюция общества
Общество – динамическая система, оно непрерывно изменяется. На протяжении истории человечества общество развивалось благодаря усложнению общественных связей и социальной структуры, разделения труда, стратификации и др.
Существуют прообразы общества у животных – стадо и стая. Чем сложнее становится ментальная организация каждого человека в обществе, тем более сложным становится общество. Большую роль в этом процессе играет государство через создание правовых механизмов, организации систем обучения и воспитания. Однако возникновение общества предшествовало возникновению национальных государств. Общество существовало и во времена, когда не было государственных границ, и племена свободно кочевали с места на место.
Чем значительнее изменения в культуре, образовании, численности и составе населения в пределах одной территориальной общины, тем динамичнее всё общество.
Стадии развития человеческого общества
Западная социология обычно выделяет доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную исторические стадии человеческого общества, классифицируя их по основным способам производства. В доиндустриальном аграрном обществе обычно преобладает сельское хозяйство. Социолог Д. Ленски выделял и другие типы общества, например, рыболовное, пастушье и т.п. До изобретения человечеством животноводства и земледелия, т.е. до неолитической революции, основными способами добывания пищи у людей были охота и собирательство. Охотники-собиратели имели своё общество со своей культурой.
В индустриальном обществе, которое сложилось после промышленной революции, основным типом деятельности стало промышленное производство. Соответственно, изменилась доля рабочих в общем составе населения, возросла роль капитала.
Мнение о том, что на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, выразил американский социолог Д. Белл. В постиндустриальном обществе основным видом производства становится производство услуг, растёт роль знаний и образования, а в составе трудового населения начинают доминировать специалисты. Аналогичные процессы описывал Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна».
Гражданское общество
В конце XX – начале XXI вв. широко дискутируется идея гражданского общества как системы негосударственных и некоммерческих институтов, обеспечивающих самоорганизацию и развитие населения. За этой концепцией организации общества граждан и государства формируется базис реального общества, независимого от политической системы. Оно дополняет функции исполнительных структур государства.
Информационное общество
Современные тенденции общественного развития принято всё чаще обозначать как движение в сторону информационного общества – принципиально новой стадии существования человечества. Если представить информацию как набор сведений, передающихся от автора к адресату при помощи упорядоченного набора сигналов, то информационным можно назвать такое общество, в котором информация становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью. Концепция информационного общества отражает растущую значимость информации и информационных (прежде всего, компьютерных) технологий в нашей жизни.
Экономические цели общества
Экономические цели общества – комплекс потребностей и требований национального общества. Ни одна нация или группа наций не может полностью достичь своих целей. Эта неспособность возникает из непоследовательности и конфликтов целей как на национальном, так и на международных уровнях. Она возникает по причине несовершенства политических инструментов. В результате возникают конфликты между частными и национальными, внутренними и внешними целями. Смягчение таких конфликтов и поиск возможностей удовлетворения первоочередных, значимых целей является задачей экономической политики.
История исследования общества
Исследование общества – область общественных наук, особенно философии, социологии и антропологии, для которых общество является основополагающей категорией.
Первые представления об обществе, как системе жизни людей вырабатывались с древнейших времён формирования интеллектуальной культуры человечества. Большой вклад в определение общества внесли древние мыслители, китайский философ Конфуций, античные мыслители Платон и Аристотель, их ученики и последователи. В теоретически-философском воображении древних мыслителей общество отождествлялось с государством. Аристотель видел человека как политическое или государственное существо. Закономерности формирования общества и государства отождествлялись.
В отличие от мыслителей античности философы средневековья заметили разницу между социумом и государством, но скрывали это в религиозных мистификациях. Никколо Макиавелли был одним из первых, кто определил государство, как одну из составляющих социума, более широкого и фундаментального образования. Мыслители позднего средневековья в исследовании общества продолжали уделять большое внимание государству, его подразделениям и структурам. Первые представления об обществе и его исследования как специфического образования и формы человеческого общежития были робкими и непоследовательными. О главном объекте – социуме как целостной системе – социальная философия могла сказать чрезвычайно мало. Много авторов новейшей истории даже не попытались более-менее серьёзным образом прояснить себе природу элементарных социальных явлений.
В эпоху Просвещения возникла теория общественного договора, по которой отдельные люди, образуя общество, поступаются частью своих интересов и суверенных естественных прав ради общего блага, предотвращения анархии и войны «всех против всех». Её формированию способствовали научные открытия в юриспруденции, которые сформулировали концепцию естественного права.
В XIX веке зародились социология и антропология. Основатель социологии Огюст Конт ставил перед собой цель сделать исследование общества положительной (точной) наукой. Одновременно на XIX век приходится период творчества основоположников исторического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они указали на антагонистический характер современного им общества и ввели идею классовой борьбы, что, по их мнению, в конце концов приведёт к установлению неантагонистического коммунистического общества. Марксизм стал влиятельной идеологией, которая в значительной степени сформировала историю XX и XXI вв.
Поиск теоретических моделей, которые бы адекватно воспроизводили природу и сущность социального, историю его развития и механизмы функционирования, продолжается до сих пор. Сейчас есть ряд научных концепций, которые описывают историческое развитие общества. Одной из них является волновая концепция Тоффлера, по которой исторические общества подразделяются на три волны: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.
Футурология пытается на основе анализа общественных явлений предсказать тенденции будущего развития общества. Среди прогнозов развития человеческого общества существует концепция будущего информационного общества, основой которого гипотетически будет единое глобальное информационное пространство.