что не является основным компонентом классного часа
Структура и компоненты классного часа
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися
Что такое классный час?
Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич).
Существует обобщенное понятие классного часа: это специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Е.Н. Степанов подразделяет классные часы на традиционные и личностно ориентированные. В структуре классного часа можно выделить четыре основных компонента: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический. Характеристика каждого из них представлена в следующей таблице.
Основные компоненты классного часа
Компонент классного часа
Традиционный классный час
Личностно ориентированный классный час
Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения
Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка
Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления
Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа
Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа
Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия
При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; влияние на психологический комфорт и активность участников
Технология подготовки и проведения классного часа
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
— это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
— это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
— слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.
В 6 класс деятельность собрания расширяется.
Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания
Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
Методика проведения ролевой игры:
— определение проблемы, выбор ситуации;
— распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
— проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
— обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
— формирование микрогрупп и назначение ответственных;
— определение приоритетных результатов;
— групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
— мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
— никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
— “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
— все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Примерная тематика нравственных классных часов.
Организация и проведение тематического классного часа.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.
Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района. )
Организация и проведение информационного классного часа.
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Основные формы во время информационного часа:
— пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
— работа со словарём и справочной литературой;
— работа с политической картой;
— комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
— просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
— интеллектуальные. ринги и викторины;
— заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.
Технология подготовки и проведения классного часа
Технология подготовки и проведения классного часа
Понятие классного часа. Обобщенное понятие классного часа:
Классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Функции классного часа
Функции классного часа
Информационный классный час
Цели: Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; применение знаний, полученных на уроках истории; формирование своего отношения к происходящему; развитие исследовательских умений.
Типы классного часа
Тематический классный час.
Цели: Развивать кругозор обучающихся; способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Интеллектуально-познавательный классный час.
Цели: Развивать познавательный интерес обучающихся; развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Нравственный классный час
Цели: Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)
Формы классного часа
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.
Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога!
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Традиционный классный час
Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.
Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог. Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.
При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
Личностно-ориентированный классный час
Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности.
Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся. Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха.
При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.
Основные компоненты классного часа
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Второй шаг: уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению.
Третий шаг: выбор целей, содержания и форм проведения:
Четвертый шаг: индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа. Пятый шаг: анализ и оценка результатов по критериям: личностная значимость для обучающихся благоприятный психологический климат возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно- нравственная ценность.
Технология подготовки личностно- ориентированного классного часа
Подготовка классного часа может строиться по плану:
Вступительная часть (5 минут)
Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
Основная (содержательная) часть (30 минут)
Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа).
Заключительная часть (10 минут)
Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа.
Анализ классного часа
Выделяют две стороны анализа:
Критерии оценки классного часа
Советы по проведению классного часа
Рефлексия «Мои впечатления»
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС
При переходе большинства учебных заведений на ФГОС НОО перед любым педагогическим коллективом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, который осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных методов и приёмов.
Современные педагоги отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Одним из самых распространённых форм воспитательного воздействия на современного ребёнка является подготовка, организация и проведение классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося воспитанника знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.
Основные компоненты классного часа.
Целевой компонент. Целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Структура классного часа
В современных требованиях ФГОС классный час имеет структуру:
1. Вступительная часть:
— Самоопределение к деятельности, организационный этап
— Постановка целей и задач
— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
3. Заключительная часть:
Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа:
Типы классного часа
Тематический классный час. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.
Нравственный классный час. Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
— дни интеллектуального творчества;
— защита интеллектуальных проектов;
— интеллектуальные ринги и викторины;
— заседание клубов интеллектуалов;
— школа интеллектуального развития.
Информационный классный час. Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат и эффективность классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
Формы проведения классных часов в начальной школе
Заседания в интеллектуальных клубах.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В младших классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.