что не является характеристикой светотени

Светотень: ключ к пониманию объема

Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.

У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.

Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.

Элементы светотени:

Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.

В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)

Источник

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Источник

Лекция на тему: » Светотень ее закономерность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Светотень, её закономерности.

Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.

Свет и тень (светотень)очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.

В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.

В творческой работе важно учитывать положение источника света.

Фронтальное освещение — источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение — источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:

1. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.

2. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем вдали от них.

3. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.

4. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.

Светотень на предмете.

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только обоснованных тональных отношениях.

Свет— поверхность, на которую падают прямые лучи.

Блик— самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, — падающая.

Рефлекс— участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов.

Тон— воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, неимеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений.

Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3).

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Рис. 2. Пример светотени на граненых поверхностях

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Рис. 3. Пример светотени на изогнутых поверхностях

Далее рассмотрим конкретные примеры

Пример 1. Выявление тоном формы куба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью (рис. 5, а).

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет — рефлекс.

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую (рис. 5, б).

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Выявление тоном формы куба: а — построение, б — светотень

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе (рис. 6). Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае — карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример2. Выявление тоном формы цилиндра.

Цилиндр строится по законам конструкции и перспектив (рис. 7, а.

На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы — отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно — блик.

Выявление тоном формы цилиндра:а — построение, б —светотень

Пример3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса (рис. 8, а), приступим к его лепке тоном.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника (рис. 8, б).

Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.

Источник

Урок 5. Светотень.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Источник

Что не является характеристикой светотени

СВЕТОТЕНЬ

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверх­ностями, но и с помощью светотени.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей, очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениВ физическом отношении свет представляет собой видимую часть спектра электромагнитного излучения Солнца, т. е. диапазон колебаний электромагнитного поля, который способен воспринимать глаз человека. Эти колебания, попадая на сетчатку глаза, вызывают возбуждение зрительных нервов, от которого возникает ощущение сияния. Способность различных предметов, их материальной поверхности по-разному поглощать, отражать и преломлять световые лучи вызывает ощущение окрашенности.

Однако в эстетическом смысле свет неделим, при искусственном расщеплении он теряет собственное качество, снижается до материальности. Окраска света — не собственное его свойство, а результат взаимодействия с материальными телами и световой средой, которую он наполняет. Свет символизирует первый день Творения:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы»

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениСвет — благо, всеобъемлющий символ Божественного происхождения мира (Ин. 1:5). Данте Алигьери в » Божественной комедии » называет » материальный свет » эмпиреем ( греч. empyreios — «пламенная, огненная страна» ). Отделение света от тьмы, космоса от хаоса является основой всех эстетических и философских представлений о мире.

В изобразительном искусстве эти представления выражаются с помощью полярных ( противоположных ) символов : солярных ( солнечных ) и лунных знаков, эмблем мужского и женского начал природы.

Борьба царства света и тьмы — основная тема мифов.

В христианстве эта идея воплощена в логиях Иисуса:

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениВесть о рождении Спасителя — «светоча мира» (лат. Lumen mundi) — несет свет Вифлеемской звезды. Олицетворением ночного света Луны или падающей звезды является Люцифер. В христианской эстетике обычны эпитеты: свет духа, свет души, озарение, просветление.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользу­ются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру пред­метов так убедительно, что они, казалось, оживали в произве­дениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Грим-шоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениМожно увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное челове­ком) от свечи, лампы, прожектора и др.

Особый подход к освещению в театре, не случайно там рабо­тают художники по свету. Они создают поразительные свето­вые эффекты, удивительный волшебный мир — « живопись » и « графику » светом.

Свет искусственных источников мы можем изменить по на­шему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между све­том и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето-тональным. Оно дает возможность передать в рисунке боль­шее количество полутонов.

Объемные формы в природе воспринимаются так или иначе освещенными. Градации света и тени на их поверхности определяют понятиями: блик, свет, светораздел ( полутон ), тень, рефлекс.

Различают следующие элементы светотени:

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениИскусством использования света в живопи­си владел, как никто другой, великий Рем­брандт. Он зажег своей кистью свет, согрева­ющий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним све­том. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие ху­дожника — в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе чело­века.

В его картинах свет, высвечивая из темно­ты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

Знание этих закономерностей построения света и тени мо­жет вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотеничто не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изо­бражения и обратите внима­ние на выразительные возможности фрон­тального, бокового и контражурного освеще­ний.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотеничто не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотеничто не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Фронтальное освещение — это когда ис­точник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хо­рошо выявляет форму, объем, фактуру объек­тов.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениКонтражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены де­ревья, вода или снег. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и на­клона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко дога­даться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениЕсли приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит назва­ние световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

И стория светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениЭффекты светотени художники использовали для создания иллюзии. Иллюзорностью » ночных сцен » почти монохромной живописи прославился Жорж де Ла Тур. В искусстве гравюры принцип » света и тени » использовал в XVI в. венецианец Уго да Карпи. В XVII—XVIII вв. английские граверы разрабатывали специальную технику в изображении » ночных сцен «.

«Взгляните на устройство природы и сравните в совокупности радугу, восходы солнца, розы, фиалки, бабочек, птиц, красных рыбок, рубины, опалы, кораллы — с аллигаторами, гиппопотамами, акулами, слизняками, скелетами, плесенью, туманом и массой вещей, которые разлагают, ранят, разрушают, и вы поймете тогда, как стоит вопрос в споре между колористами и сторонниками светотени: на чьей стороне природа и жизнь, на чьей — грех и смерть».

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Закон света и теней

Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида), грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света. По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.

Выявление объема предметов с помощью освещения

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениТень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает — падающая.

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотеничто не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениПользуйтесь ими сознательно, чтобы наилучшим образом передать особенности формы и фактуры объектов, попытай­тесь осветить их с разных сторон.

Контраст светлого на темном или темного на светлом фоне тем больше, чем ближе источник света. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениПосмотрите, как по-разному воспринимается форма в зави­симости от изменения направления источника света.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениРовная штри­ховка одного тона не передает объемную форму предметов. Наложение штрихов по форме объектов с учетом света и тени превращает плоские силуэты в объемные вещи.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотениОдин и тот же натюрморт выглядит по-разному, если осве­щать его слева или справа, приближать или удалять источник света.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Посмотрите, как изменился знакомый ландшафт, когда сол­нце переместилось с востока на запад и по-разному его освещает.

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

что не является характеристикой светотени. Смотреть фото что не является характеристикой светотени. Смотреть картинку что не является характеристикой светотени. Картинка про что не является характеристикой светотени. Фото что не является характеристикой светотени

Светотень в фотографии

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *