что не является фактором антропосоциогенеза
Антропосоциогенез
Вопрос о сущности скачка от гоминид к человеку широко обсуждается в антропологической литературе. В настоящее время наблюдается отказ от стадиальной концепции происхождения человека. Суть разногласий в том, что ископаемые остатки свидетельствуют о большом временном разрыве между появлением характеристик, считающихся истинно человеческими: прямохождение возникло раньше начала изготовления орудий и коллективной охоты, а сложноорганизованный мозг — много позже всех остальных признаков. Специальные черты морфологической организации, переход от использования орудий, начало формирования мышления, воли, языка относятся к периоду жизни такого предка человека, как кроманьонец, ко времени 30—40 тысяч лет назад. Существуют разногласия по поводу древности расовых различий, территории и числе центров сапиенизации (дискуссии между сторонниками моноцентризма и полицентризма). С современной точки зрения эволюция гоминид не была линейным процессом, вероятны значительные вариации скорости изменений в филогенезе.
Происхождение человека — уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным закономерностям. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели важное значение в эволюции человека. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической эволюции. Это означает, что возникновение социальной формы движения материи не отменяет действия биологических законов, а лишь изменяет их проявление (например, естественный отбор потерял ведущую роль как фактор видообразования, выполняя стабилизирующую функцию; теряет свое значение изоляция за счет активной миграции и устранения национальных и расовых предрассудков; в настоящее время численность человечества не подвержена значительным колебаниям, т.е. действие популяционных волн сказывается только в малонаселенных регионах). Биологическая эволюция человека ныне не выступает как носящий социально опосредованный характер процесс изменения генофонда отдельных популяций. В современном обществе отбор выступает как механизм поддержания сформировавшейся морфофизиологической организации в пределах видовой нормы или как фактор внутривидового полиморфизма. Биологическое развитие современного человека проявляется в виде разнонаправленных изменений морфофункциональных признаков (происходит историческое изменение психофизических функций; углубляется дифференциация на группы по биологическим параметрам; возрастает роль эмоциональных, волевых и других психологических факторов).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 27-28.
Основные этапы антропосоциогенеза
Просмотр содержимого документа
«Основные этапы антропосоциогенеза»
ТЕМА : «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА»
Оглавление.
Введение. 3 1. Антропосоциогенез. 4 1.1.Антропосоциогенез и философия. 4 1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза. 5
1. 3.Проблема антропосоциогенеза. 6
1.4.Стадии антропогенеза. 8
1.5. Этапы антропосоциогенеза. 10
2.1. Ранний человеческий коллектив. 12
2.2.Родовой строй. 13
2.4.Появление классов. 15
Список используемой литературы. 18
Введение В эпоху средневековья господствовало учение о божественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение, начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая теория происхождения человека. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфологический скачок между человекообразной обезьяной и человеком (Гексли), близкой к идее «недостающего звена» является концепция Поршнева, объединившего питекантропов, неандертальцев и австралопитеков в семейство прямоходящих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не удалось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и человеком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного происхождения человека (Бехтерева). Наличие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Что касается становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную характеризуют как бесконечный процесс. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целесообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах происхождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.
1.1.Антропосоциогенез и философия
Современные представления о факторах антропогенеза, в общем, сводятся к пониманию того, что человек является продуктом действия тех же факторов эволюции, которые создали живой мир, однако с учетом специфики человека должны были действовать также и специфические факторы антропогенеза.
1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза.
Выделяются факторы антропосоциогенеза :
-естественный и половой отбор;
-социальный фактор (групповое взаимодействие);
-возникновение сельского хозяйства;
Абиотические предпосылки антропосоциогенеза представляют большое поле исследования для современного естествознания. Каким образом происходило естественное возникновение человека, общества и сознания? Каковы основные закономерности и этапы антропосоциогенеза, этого связующего звена между историей природы и историей общества? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному. Но современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина.
Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.
В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.
Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.
— язык (возникновение и развитие речи),
-социальная жизнь (объединение людейи установление основных межличностных отношения и запретов).
Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.
Антропология – это наука о происхождении и развитии человека.
Как и большинство современных наук, она возникла и сформировалась в период XVII-XIX веков. Эволюция человека качественно отличается от эволюции других видов. Сложность эволюции человека связана с двуликостью этого существа. В человеке выделяют две стороны: биологическую и социальную. Можно говорить и о духовной составляющей человека, которая включает интеллект, систему ценностных ориентаций и установок. Биологическая сторона представлена определенной физиологической структурой человека и генотипом. Социальная сторона отражается в науке, религии, искусстве, технике и т.д., т.е. культурой в широком понимании этого термина. Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и продолжительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами трудовой деятельности на инстинктивной основе. Решение этого противоречия связано с естественным отбором, который привел к развитию конечностей, головного мозга и определил формирование сознания (интеллекта).
Это один шаг в направлении специализации генов. В результате чего одни гены отвечают за формирование структуры организма, а другие осуществляют регуляцию развития. Очевидно, что развитие человеческого вида не было равномерным, оно сопровождалось скачкообразными качественными изменениями. Развитие сознания вызвало новые формы приспособления и некоторым образом ограничило естественный отбор.
В основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков).
К важнейшим из них относятся:
1. признаки телесной конституции человека, включая развитость свойств тела и его отдельных органов (прямохождение, функции рук, головы, глаз, гортани и т.д.)
2. уровень организации функционирования мозга;
3. орудийная оснащенность человека (виды орудий труда, технологии их изготовления и использования),
4. степень развития языковой (речевой) способности и способы общения;
5. социокультурные факторы (виды хозяйственной деятельности, общинно-коллективные формы отношений, семья, практические знания, опыт, искусство, религия и т.п.);
6. развитие психических и интеллектуальных способностей.
Отсюда вытекают этапы антропогенеза. В настоящее время они представлены следующим образом. Около 30 миллионов лет назад надсемейство гоминоидов разделилось на семейство понгид и гоминид. Примерно 25 млн лет назад сформировался дриопитек; 14 млн лет назад – рамапитек.
Различия понгид и гоминид на генетическом уровне проявилось около 7 млн. лет назад и выражается в том, что у человека 23 пары хромосом, а у обезьян 24 пары. Это связано с явлением хромосомной транслокации. Стадии филогенеза человека по современным научным данным составляют следующий ряд:
1) предшественник человека (австралопитеки);
2) архантропы (древние люди);
3) палеантропы (непосредственные предки homo sapiens);
4) неоантропы (ниандертальцы и кроманьонцы, ныне живущие люди).
1.5. Этапы антропосоциогенеза
Рассмотрим обобщенные сведения об основных этапах антропогенеза:
Биологический или антропологический тип
Основные черты эволюции
• по облику, среде обитания, образу жизни близки к современным шимпанзе; • совершили переход от древесно-наземного к исключительно наземному образу жизни; • перейдя на землю, не могли уже существовать без использования различных природных объектов в качестве орудий (для охоты и защиты от хищников).
• прямохождение; • высвобождение передних лап от функций передвижения и превращение их в руки; • увеличение объема головного мозга; • систематическое использование камней, палок и костей для охоты и защиты от хищников.
• морфологически мало отличались от австралопитека; • всеядны; • обладали способностью к труду: изготовляли примитивные каменные орудия с помощью техники, не требующей мышления (разбивание); • отсутствие мышление, языка, воли.
• сознательно изготовляли ручные рубила, об рабатывая камни с одной стороны; • пользовались самовозгорающимся огнем • и поддерживали его в течение длительного • времени; • формировались мышление, язык, воля.
• похожи на современного человека, но имел более тонкую кору головного мозга;
• изготовляли разнообразные орудия труда; • сам добывали огонь; • появились начатки верований.
«Человек разумный» (homo sapiens)
• завершилось биологическое формирование современного человека; • возникли расы и сложились первичные этнические различия.
2.1. Ранний человеческий коллектив.
Второй составляющей антропосоциогенеза является социогенез.
Социогенез— процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, основанную на совместном добывании пищи и взаимной защите от внешних опасностей. Человек того времени был мало обеспечен средствами существования, их добыча носила случайный характер. Поэтому не могло быть сколько-нибудь прочной и постоянной человеческой группы. В разных местностях, в зависимости от возможностей пропитания, сезона и прочих обстоятельств возникали более или менее крупные группы, которые могли распадаться и вновь скапливаться, изменяясь в своем составе.
Первобытная эпоха явилась исторически первым, ранним типом производственных отношений. Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства. Низкий уровень развития производительных сил обусловил необходимость общего, коллективного труда, который привел к общей, коллективной собственности, как на средства, так и на продукты производства. Частной собственности не существовало, как не существовало ни общественного неравенства, ни классов.
Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллектива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков.
Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.
Различают ранний матриархат, когда женщина играла равнозначную с мужчиной роль в общественном производстве, что обусловливало ее общественное равноправие, и развитый матриархат, когда женщина занимала доминирующее общественное положение. Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группового к парному.
В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост производительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущественно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охотой, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству — важнейшее основание перехода от матриархата к патриархату.
На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.
Борьба между большой и малой семьей за землю (между главами больших и малых семей), длящаяся поколениями, разрушает семейный коллективизм и демократизм. Глубокие противоречия, создавшиеся в общине, разрешаются в конце концов ее распадом, выделом отдельных малых семей или полным разделом большой семьи, вместе с разделом всего имущества. Малая семья взрывает большую, становится на ее место основной хозяйственной и общественной ячейкой.
Появляется рабство. Его начальным источником стал захват пленных в ходе междуплеменных столкновений. С развитием хозяйственных отношений внутри общины возникает имущественный и денежный заем. Неоплата займа ведет к личной зависимости и кабале. Так появляется новый источник рабства, к которому присоединяется и купля-продажа. Труд рабов использовался не только для удовлетворения непосредственных потребностей собственников, но и для производства товаров.
Возникает имущественная дифференциация семей внутри рода. На смену первобытному равенству родовой общины приходит имущественное неравенство. Вслед за разделением общества на классы свободных и рабов зарождается новое социальное разделение на богатых и бедных.
Аналогичная дифференциация имеет место и внутри племени, между родами. Возникающие противоречия ведут к международным столкновениям (поводы: споры из-за земли, убийства, похищения женщин, вообще любые посягательства на права и неприкосновенность рода). Наиболее зажиточные, «старшие» семьи образуют племенную аристократию. Она стоит во главе племени, вершит все его дела, определяет состав племенного совета. Соответствующим образом выдвигается и поддерживается глава племени, позднее становящийся наследственным.
Связь, на которой было построено и искони основывалось единство, как рода, так и племени, связь по родству падает, теряет свою силу. Чувства и отношения родства отступают перед противоположностью экономических и общественных интересов. В результате родовая община распадается.
Личность (от лат. рersona – маска, роль) –это человек, не похожий на других, по-особому действующий, мыслящий, любящий, это целостная, автономная, устойчивая система уникальных и неповторимых индивидуальных качеств.
Основными характеристиками личности являются:
• наличие разума, сознания и самосознания,
• чувство и сознание собственного достоинства,
• уникальность, неповторимость, своеобразие.