что не является фактором антропосоциогенеза

Антропосоциогенез

Вопрос о сущности скачка от гоминид к человеку широко обсуждается в антропологической литературе. В настоящее время наблюдается отказ от стадиальной концепции происхождения человека. Суть разногласий в том, что ископаемые остатки свидетельствуют о большом временном разрыве между появлением характеристик, считающихся истинно человеческими: прямохождение возникло раньше начала изготовления орудий и коллективной охоты, а сложноорганизованный мозг — много позже всех остальных признаков. Специальные черты морфологической организации, переход от использования орудий, начало формирования мышления, воли, языка относятся к периоду жизни такого предка человека, как кроманьонец, ко времени 30—40 тысяч лет назад. Существуют разногласия по поводу древности расовых различий, территории и числе центров сапиенизации (дискуссии между сторонниками моноцентризма и полицентризма). С современной точки зрения эволюция гоминид не была линейным процессом, вероятны значительные вариации скорости изменений в филогенезе.

Происхождение человека — уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным закономерностям. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели важное значение в эволюции человека. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической эволюции. Это означает, что возникновение социальной формы движения материи не отменяет действия биологических законов, а лишь изменяет их проявление (например, естественный отбор потерял ведущую роль как фактор видообразования, выполняя стабилизирующую функцию; теряет свое значение изоляция за счет активной миграции и устранения национальных и расовых предрассудков; в настоящее время численность человечества не подвержена значительным колебаниям, т.е. действие популяционных волн сказывается только в малонаселенных регионах). Биологическая эволюция человека ныне не выступает как носящий социально опосредованный характер процесс изменения генофонда отдельных популяций. В современном обществе отбор выступает как механизм поддержания сформировавшейся морфофизиологической организации в пределах видовой нормы или как фактор внутривидового полиморфизма. Биологическое развитие современного человека проявляется в виде разнонаправленных изменений морфофункциональных признаков (происходит историческое изменение психофизических функций; углубляется дифференциация на группы по биологическим параметрам; возрастает роль эмоциональных, волевых и других психологических факторов).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 27-28.

Источник

Основные этапы антропосоциогенеза

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы антропосоциогенеза»

ТЕМА : «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА»

что не является фактором антропосоциогенеза. Смотреть фото что не является фактором антропосоциогенеза. Смотреть картинку что не является фактором антропосоциогенеза. Картинка про что не является фактором антропосоциогенеза. Фото что не является фактором антропосоциогенезаОглавление.

Введение. 3 1. Антропосоциогенез. 4 1.1.Антропосоциогенез и философия. 4 1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза. 5

1. 3.Проблема антропосоциогенеза. 6

1.4.Стадии антропогенеза. 8

1.5. Этапы антропосоциогенеза. 10

2.1. Ранний человеческий коллектив. 12

2.2.Родовой строй. 13

2.4.Появление классов. 15

Список используемой литературы. 18

Введение В эпоху средневековья господствовало учение о божественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение, начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая теория происхождения человека. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфологический скачок между человекообразной обезьяной и человеком (Гексли), близкой к идее «недостающего звена» является концепция Поршнева, объединившего питекантропов, неандертальцев и австралопитеков в семейство прямоходящих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не удалось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и человеком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного происхождения человека (Бехтерева). Наличие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Что касается становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную характеризуют как бесконечный процесс. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целе­сообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах проис­хождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.

1.1.Антропосоциогенез и философия

Современные представления о факторах антропогенеза, в общем, сводятся к пониманию того, что человек является продуктом действия тех же факторов эволюции, которые создали живой мир, однако с учетом специфики человека должны были действовать также и специфические факторы антропогенеза.

1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза.

Выделяются факторы антропосоциогенеза :

-естественный и половой отбор;

-социальный фактор (групповое взаимодействие);

-возникновение сельского хозяйства;

Абиотические предпосылки антропосоциогенеза представляют большое поле исследования для современного естествознания. Каким образом происходило естественное возникновение человека, общества и сознания? Каковы основные закономерности и этапы антропосоциогенеза, этого связующего звена между историей природы и историей общества? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному. Но современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина.

Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.

В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.

Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.

— язык (возникновение и развитие речи),

-социальная жизнь (объединение людейи установление основных межличностных отношения и запретов).

Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.

Антропология – это наука о происхождении и развитии человека.

Как и большинство современных наук, она возникла и сформировалась в период XVII-XIX веков. Эволюция человека качественно отличается от эволюции других видов. Сложность эволюции человека связана с двуликостью этого существа. В человеке выделяют две стороны: биологическую и социальную. Можно говорить и о духовной составляющей человека, которая включает интеллект, систему ценностных ориентаций и установок. Биологическая сторона представлена определенной физиологической структурой человека и генотипом. Социальная сторона отражается в науке, религии, искусстве, технике и т.д., т.е. культурой в широком понимании этого термина. Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и продолжительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами трудовой деятельности на инстинктивной основе. Решение этого противоречия связано с естественным отбором, который привел к развитию конечностей, головного мозга и определил формирование сознания (интеллекта).

Это один шаг в направлении специализации генов. В результате чего одни гены отвечают за формирование структуры организма, а другие осуществляют регуляцию развития. Очевидно, что развитие человеческого вида не было равномерным, оно сопровождалось скачкообразными качественными изменениями. Развитие сознания вызвало новые формы приспособления и некоторым образом ограничило естественный отбор.

В основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков).

К важнейшим из них относятся:

1. признаки телесной конституции человека, включая развитость свойств тела и его отдельных органов (прямохождение, функции рук, головы, глаз, гортани и т.д.)

2. уровень организации функционирования мозга;

3. орудийная оснащенность человека (виды орудий труда, технологии их изготовления и использования),

4. степень развития языковой (речевой) способности и способы общения;

5. социокультурные факторы (виды хозяйственной деятельности, общинно-коллективные формы отношений, семья, практические знания, опыт, искусство, религия и т.п.);

6. развитие психических и интеллектуальных способностей.

Отсюда вытекают этапы антропогенеза. В настоящее время они представлены следующим образом. Около 30 миллионов лет назад надсемейство гоминоидов разделилось на семейство понгид и гоминид. Примерно 25 млн лет назад сформировался дриопитек; 14 млн лет назад – рамапитек.

Различия понгид и гоминид на генетическом уровне проявилось около 7 млн. лет назад и выражается в том, что у человека 23 пары хромосом, а у обезьян 24 пары. Это связано с явлением хромосомной транслокации. Стадии филогенеза человека по современным научным данным составляют следующий ряд:

1) предшественник человека (австралопитеки);

2) архантропы (древние люди);

3) палеантропы (непосредственные предки homo sapiens);

4) неоантропы (ниандертальцы и кроманьонцы, ныне живущие люди).

1.5. Этапы антропосоциогенеза

Рассмотрим обобщенные све­дения об основных этапах антропогенеза:

Биологический или антрополо­гический тип

Основные черты эволюции

• по облику, среде обитания, образу жизни близ­ки к современным шимпанзе; • совершили переход от древесно-наземного к исключительно наземному образу жизни; • перейдя на землю, не могли уже существовать без использования различных природных объ­ектов в качестве орудий (для охоты и защиты от хищников).

• прямохождение; • высвобождение передних лап от функций пе­редвижения и превращение их в руки; • увеличение объема головного мозга; • систематическое использование камней, палок и костей для охоты и защиты от хищников.

• морфологически мало отличались от австра­лопитека; • всеядны; • обладали способностью к труду: изготовляли примитивные каменные орудия с помощью техники, не требующей мышления (разбивание); • отсутствие мышление, языка, воли.

• сознательно изготовляли ручные рубила, об­ рабатывая камни с одной стороны; • пользовались самовозгорающимся огнем • и поддерживали его в течение длительного • времени; • формировались мышление, язык, воля.

• похожи на современного человека, но имел более тонкую кору головного мозга;

• изготовляли разнообразные орудия труда; • сам добывали огонь; • появились начатки верований.

«Человек разумный» (homo sapiens)

• завершилось биологическое формирование современного человека; • возникли расы и сложились первичные этни­ческие различия.

2.1. Ранний человеческий коллектив.

Второй составляющей антропосоциогенеза является социогенез.

Социогенез— процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, основанную на совместном добывании пищи и взаимной защите от внешних опасностей. Человек того времени был мало обеспечен сред­ствами существования, их добыча носила случайный характер. Поэто­му не могло быть сколько-нибудь прочной и постоянной человеческой группы. В разных местностях, в зависимости от возможностей пропи­тания, сезона и прочих обстоятельств возникали более или менее круп­ные группы, которые могли распадаться и вновь скапливаться, изменя­ясь в своем составе.

Первобытная эпоха явилась исторически первым, ранним типом производственных отношений. Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства. Низкий уровень развития производительных сил обусловил необходи­мость общего, коллективного труда, который привел к общей, коллек­тивной собственности, как на средства, так и на продукты производства. Частной собственности не существовало, как не существовало ни об­щественного неравенства, ни классов.

Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллек­тива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков.

Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.

Различают ранний матриархат, когда женщина играла равнознач­ную с мужчиной роль в общественном производстве, что обусловлива­ло ее общественное равноправие, и развитый матриархат, когда жен­щина занимала доминирующее общественное положение. Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группо­вого к парному.

В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост про­изводительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мо­тыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущест­венно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охо­той, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству важнейшее основа­ние перехода от матриархата к патриархату.

На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.

Борьба между большой и малой семьей за землю (между главами больших и малых семей), длящаяся поколениями, разрушает семейный коллективизм и демократизм. Глубокие противоречия, создавшиеся в общине, разрешаются в конце концов ее распадом, выделом отдельных малых семей или полным разделом большой семьи, вместе с разделом всего имущества. Малая семья взрывает большую, становится на ее ме­сто основной хозяйственной и общественной ячейкой.

Появляется рабство. Его начальным источником стал захват плен­ных в ходе междуплеменных столкновений. С развитием хозяйствен­ных отношений внутри общины возникает имущественный и денежный заем. Неоплата займа ведет к личной зависимости и кабале. Так появ­ляется новый источник рабства, к которому присоединяется и купля-продажа. Труд рабов использовался не только для удовлетворения не­посредственных потребностей собственников, но и для производства товаров.

Возникает имущественная дифференциация семей внутри рода. На смену первобытному равенству родовой общины приходит имущест­венное неравенство. Вслед за разделением общества на классы сво­бодных и рабов зарождается новое социальное разделение на богатых и бедных.

Аналогичная дифференциация имеет место и внутри племени, ме­жду родами. Возникающие противоречия ведут к международным столкновениям (поводы: споры из-за земли, убийства, похищения женщин, вообще любые посягательства на права и неприкосновенность рода). Наиболее зажиточные, «старшие» семьи образуют племенную ари­стократию. Она стоит во главе племени, вершит все его дела, определя­ет состав племенного совета. Соответствующим образом выдвигается и поддерживается глава племени, позднее становящийся наследствен­ным.

Связь, на которой было построено и искони основывалось единство, как рода, так и племени, связь по родству падает, теряет свою силу. Чувства и отношения родства отступают перед противоположностью экономических и общественных интересов. В результате родовая об­щина распадается.

Личность (от лат. рersona – маска, роль) –это человек, не похожий на других, по-особому действующий, мыслящий, любящий, это целостная, автономная, устойчивая система уникальных и неповторимых индивидуальных качеств.

Основными характеристиками личности являются:

• наличие разума, сознания и самосознания,

• чувство и сознание собственного достоинства,

• уникальность, неповторимость, своеобразие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *