что не включено в содержание специальной педагогики

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования.

Конечная цель специальной педагогики – достижение развивающейся личностью максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Цели более общего уровня – коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная.

1. Разработка теоретических и методологических основ изучения воспитания, обучения, развития детей с отклонениями.

2. Определение стратегии развития национальной системы специального образования

3. Разработка теоретических подходов к дифференцированной диагностики и образованию лиц с ОВЗ

4. Разработка педагогических технологий образования лиц с ОВЗ

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ

6. Поиск вариативных форм организации специального образования

7. Создание учебно – методической базы подготовки учителя дефектолога.

Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент

Изучение продуктов деятельности

Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

Принципы специального образования

1. Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особен­ностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходи­мые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключе­вых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных по­требностей. Современное специальное образование предусмат­ривает максимальное сокращение разрыва между моментом выяв­ления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целена­правленной коррекционно-педагогической помощи.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучаю­щегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем ор­ганизма в соответствии со спецификой природы недостатка раз­вития.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Социально-адаптирующая направленность специального обра­зования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «соци­альное выпадение», сформировать различные структуры социаль­ной компетентности и психологическую подготовленность к жиз­ни.

5. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим сред­ством обеспечения компенсаторного развития аномального ребенка. То, чему обыч­ного ребенка можно научить на словах, для аномального ребенка становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организован­ной педагогом.

6. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход является конкретизацией дифферен­цированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенно­сти каждого ребенка, так и его спе­цифические особенности, свойственные детям с данной категори­ей нарушения развития.
Дифференцированный подход к аномальным детям и подросткам в условиях коллективного учеб­ного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Педагог организует коррекционно-образовательный процесс диф­ференцирование, исходя из наличия однородных по сво­им характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и спо­собы контроля и мотивации учения.

Общепедагогические методы и приемы обучения предусматривают специальный отбор и композицию методов и приемов, отвечающих особым образовательным потребностям аномального ребенка и специфике коррекционно-педагогической работы с ним;

В специальном образовании практически все­гда используется сложное сочетание нескольких методов и прие­мов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка.

3.побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Формы организации специального обучения

1. Индивидуально-групповая форма организации обучения используется в качестве продолжения ин­дивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.).

2. Классно-урочная система, урок (занятие) является одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразо­вательной массовой школе, позволяет организовать не только учеб­но-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронталь­ной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы детей.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обуче­ния, уроки в специальной школе строятся по смешанному или ком­бинированному типу. Это объясняется тем, что аномальные дети не могут усваивать новый материал большими порциями; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необхо­димы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения ма­териала, выявление возникающих образовательных затруднений.

3. Групповые формы работы. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их позна­вательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, ко­гда дети объединяются во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания.

4. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познава­тельной деятельности от остальных детей.

5. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскур­сии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка (приготов­ление уроков в специальной школе-интернате).

6. К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические меро­приятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).

Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интер­натах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организаци­онных формах учебной и воспитательной работы.

что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть фото что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть картинку что не включено в содержание специальной педагогики. Картинка про что не включено в содержание специальной педагогики. Фото что не включено в содержание специальной педагогики

что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть фото что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть картинку что не включено в содержание специальной педагогики. Картинка про что не включено в содержание специальной педагогики. Фото что не включено в содержание специальной педагогики

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть фото что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть картинку что не включено в содержание специальной педагогики. Картинка про что не включено в содержание специальной педагогики. Фото что не включено в содержание специальной педагогики

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть фото что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть картинку что не включено в содержание специальной педагогики. Картинка про что не включено в содержание специальной педагогики. Фото что не включено в содержание специальной педагогики

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Специальная педагогика: терминология и предметная область

Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития. То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.

Специальная педагогика зарождается, основываясь на дефектологии, а в начале 90-х годов прошлого века уже появилось понятие «коррекционная педагогика». То есть наука о дефектах становится наукой об их исправлении. Если рассматривать со стороны гуманности, то термин нельзя считать корректным, так как каждый человек индивидуален, а общество должно помогать «особенным» людям. Данный термин заменили на понятие «специальной педагогики».

Терминология

Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – это «несовершенства», при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.

Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.

Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.

Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели и задачи специальной педагогики

Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:

Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.

Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:

Предметные области социальной педагогики

Рассматривают такие предметные области педагогики, как:

Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.

При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.

Источник

Специальная педагогика

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Содержание

Объект и предмет специальной педагогики

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

Основные принципы специальной педагогики как науки

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачи специальной педагогики:

Разделы специальной педагогики

Связь с другими науками:

Источник

Специальная педагогика. Шпаргалка

что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть фото что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть картинку что не включено в содержание специальной педагогики. Картинка про что не включено в содержание специальной педагогики. Фото что не включено в содержание специальной педагогики

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальная (или коррекционная) педагогика — одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика». Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика».

Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.

Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) — лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.

Специальное образование — уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальные условия для получения образования — специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.

Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.

Психический недостаток — подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.

Сложный недостаток — совокупность физических и психических недостатков.

Тяжелый недостаток — недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.

Источник

Специальная педагогика. Шпаргалка

что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть фото что не включено в содержание специальной педагогики. Смотреть картинку что не включено в содержание специальной педагогики. Картинка про что не включено в содержание специальной педагогики. Фото что не включено в содержание специальной педагогики

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. — олигофренопедагогика.

В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

1) для слабослышащих;

5) детей с нарушениями речи;

6) умственно отсталых;

7) детей с задержкой развития;

8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *