что не входит в структуру культуры общества
История культуры
Информативные ответы на все вопросы курса «История культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Структура культуры
Многие ученые и философы, например Н. А. Бердяев, рассматривали культуру как сложную систему. По мнению немецкого философа-историка О. Шпенглера, эта сложная система состоит из «замкнутых организмов». Вот почему вполне логично ввести понятие «структура культуры».
Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?
Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства.
Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике.
Важной чертой является то, что в разных районах, удаленных друг от друга, может найтись что-то общее, тем более в современном мире, где огромное распространение получили средства массовой информации, благодаря чему знания становятся все более доступными. Вот почему вместе с понятием культурного ареала уместно ввести еще одно, которое выражало бы культурное наследие в масштабе всего мира. Таким понятием являются культурные универсалии. Слово «универсалии» произошло от латинского universalis, что означает «общий». То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местоположения, исторического периода и других свойств общества.
Антропологи выделяют четыре основных элемента культуры.
1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.
2. Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они основаны на нравственности, общепринятых нормах и т. д.
3. Правила — нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между ценностями и правилами, поскольку именно и устанавливают определенные правила, законы и нормы.
4. Отношения — средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.
Культурология #40
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Общеевропейский процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, ростом научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни сознания — …
ассимиляция
модернизация
интеграция
колонизация
Мемориальный тип культуры, в основе которого лежит представление об общем происхождении и общей истории – это _____ культура
Этническая
Национальная
Массовая
Кровнородственная
Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется …
культурным кодом
культурными нормами
культурными заимствованиями
образом жизни
Термин, обозначающий один из факторов социокультурной детерминации, определяющий изменения в культуре – стихийное распространение в социальном и географическом пространстве посредством взаимопроникновения культурных черт разных сообществ — …
преемственность
статика
диффузия
культурная динамика
Что представляет собой культурология?
отдельную автономную отрасль научного знания о культуре
отдельную область научного знания, включенную в философию
социологическую дисциплину о динамике развития мировой культуры
совокупность разрозненных знаний о культурных явлениях и объектах
Для культуры Древней Руси характерны …
религиозная нетерпимость
этническое многообразие
влияние византийской культуры
отсутствие литературы
влияние исламской культуры
основа экономики – земледелие и скотоводство
Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере …
политики
науки
образования
искусства
В структуру культурологии не входят …
Историческая культурология и культурная антропология
История искусств и эстетика
История культурологических учений и прикладная культурология
Культурная антропология и социология культуры
Назовите страну — родину готики
а)Франция
б)Италия
в)Дания
Черты первобытной культуры:
Недостаточное практическое овладение природой компенсируется смысловым породнением с ней, мистической сопричастностью
Антропоморфизм – природе приписываются человеческие черты. Глубинным содержанием всего происходящего на земле является постоянная борьба между богами
Основой социальных структур и коллективного сознания является миф
Утверждение идеалов разума, свободы, справедливости
Становление индивида – отдельного представителя человеческого рода, «социального атома»
Формирование человеческой личности, обладающей самостоятельностью, активностью, четкой жизненной позицией, стремлением к самореализации
Что такое артефакт?
А) вещь, созданная человеком
В) биосфера
Б) природа, окружающая человека
Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения –– это _________ культура
Народная
Этническая
Элитарная
Массовая
Споры вокруг вопроса о том, каковы цель и смысл существования русского народа, получили название …
восточного духа
культурного плюрализма
исторического урока
русской идеи
В предмете культурологии культура представлена в виде …
мировой художественной культуры в ее историческом развитии
духовной связи между различными историческими периодами
моделей поведения
теорий и моделей развития человеческих обществ
Культура группы людей, которой свойственны общность территории, экономической жизни, языка, особые черты психологического и духовного облика — …
кровнородственная
массовая
национальная
элитарная
Структура культуры и ее основные элементы
Все статьи сайта → Культурология → Теория культуры → Структура культуры и ее основные элементы
Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно выделить материальные и духовные средства жизнедеятельности человека. Иными словами, культура состоит из элементов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры. И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура — это единство духовного и материального, но гармония этого единства обеспечивается духовной деятельностью человека.
Материальная культура
Материальная культура (материальные ценности) существует в предметной форме. Это дома, станки, одежда — все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которого обусловлены творческими способностями человека, имеют целесообразное предназначение.
Материальная культура — это духовность человека, преобразованная в форму вещи, это, прежде всего, средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также различные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-предметные отношения человека в сфере обмена, т.е. производственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в материальную культуру.
Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним относятся также памятники, археологические объекты, архитектурные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.
Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различные условия для реализации материально-технических возможностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гармонии между творческими замыслами и их реализацией приводило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.
Духовная культура
Различие между материальной и духовной культурой можно проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морального старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в предметной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятельности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.
Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток личности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам постичь не только содержательную, но и эмоционально-чувственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.
Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у человека безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.
Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека.
Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культуре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь»). Обычай — это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как момент традиции.
Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.
Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд — это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы — «дожинки») и другие.
В духовной культуре могут действовать нормы. Норма — это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятельное существование. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.
Более сложным и развитым продуктом духовной культуры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, допускает различные, даже противоположные решения и предпочтения. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, классиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.
Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:
• политическая культура;
• нравственная культура (мораль);
• эстетическая культура (искусство);
• религиозная культура;
• философская культура и т.д.
Но это не единственная попытка классификации элементов духовной культуры. При социальном подходе культурологи выделяют две формы существования культуры: массовую и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества — элита. Содержанием культуры является вся человеческая деятельность.
Рассмотрев структуру культуры, следует отметить наличие в культуре каждого народа классовых и общечеловеческих, национальных и интернациональных ценностей. В традиционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались такие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть господствующих классов, были достаточно развитыми. Это мораль, право, искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности, есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в менталитете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ считает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «настоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно считает настоящим человеком прежде всего самого себя. В качестве примера гармоничного сочетания национальных и интернациональных начал в культуре обычно называют Японию. С одной стороны, Япония — традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой стороны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно соединить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочетании одного и другого.
Большую роль в развитии культуры играют потребности. Потребность — это необходимость в чем-либо, это определенное состояние человека, связанное с чувством необходимости, удовлетворения. Потребность заставляет человека действовать. Есть первичные потребности человека — природные, и вторичные — социальные или культурные. Культурные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль потребностей заключается в том, что у человека с их возникновением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к творческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.
Физическая культура
Физическая культура — это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.
В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.
На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.
Виды культуры
Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.
Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».
Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Структура культуры
Культура – сложная, многоуровневая система. С одной стороны – это массив накопленного, с другой – саморазвивающийся живой организм.
Именно во встречном генезисе – устоявшегося и становящегося, в обмене умениями. Знаниями, навыками состоит смысл культурогенеза.
Материальная | Духовная |
Культура труда и материального производства | Социально значимое знание (религия, искусство, наука, философия) |
Культура воспроизводства человека и общества (быт, семья) | Культурные аспекты социальной организации (власть, политика, система права, мораль) |
Культура топоса (жилища, города, деревни) | Формы социальной организации (народ, нация, семья) |
Культура тела Физическая культура | Формы трансляции социокультурного опыта (образование, воспитание, СМИ, учреждения культуры, традиции, обряды) |
Кроме этого, культура подразделяется на мировую, национальную и региональную, региональная в свою очередь состоит из городской и сельской. По качественным признакам и уровню распространенности культура делится на элитарную, массовую и народную. По характеру мировоззрения – на светскую и религиозную. По способам самоорганизации, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный (традиционный), письменный, основанный на книжности как тексте и экранный (по новым способам сомоорганизации – компьютерные технологии, кино, видео, TV). В мировой культуре существует градация по конфессиональному признаку: христианская, индо-буддистская, мусульманская, конфуцианско-даосистская, иудаистская.
Кроме основных типов культуры, существует так называемая субкультура; это локальное культурное пространство, ограниченное интересами относительно небольшой группы людей, таковы молодежная, детская, студенческая, армейская и т. д. Некоторые из типов субкультур являются оппозиционными по отношению к доминирующему типу в данном обществе, тогда такие явления называют контркультурой,таковы хиппи, панки, рокеры, металлисты, скинхеды, неонацисты и т. д. Существует еще множество локальных понятий, характеризующих культурное пространство каждого типа социума, например экологическая, политическая, экономическая культура.
По М.С Кагану:
Культура как система имеет три подсистемы:
Каждая из них имеет ряд модификаций.
Материальная культура:
— социальные организации (политическая культура).
Духовная культура:
Художественная культура:
Онтологическая структура культуры может быть представлена как взаимодействие её модальностей.
Модальности (от лат. modulus – мера) культуры (или модусы существования культуры) – это формы её бытия:
1. Человеческая модальность: качества человека, которые не врождённы ему, а приобретены в ходе жизни (знания, умения, ценности, способности, потребности, отношение к себе и людям);
2. Деятельностная модальность: способы человеческой деятельности, в которых реализуются культурные качества человека;
3. Предметная модальность: опредмеченные плоды культурной деятельности человека, «вторая природа», создаваемая как искусственная среда его обитания (материальная, духовная и художественная).
Структурировать культуру однозначно невозможно. Критериев и оснований может быть много, отсюда и вариативность концепций.
1. ПО НОСИТЕЛЮ И АРЕАЛУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ культура делится на мировую, национальную, этническую и локальную.
Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой деятельностью, единством «крови и почвы». Исторически, в процессе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования, создания устойчивых сетей межличностного взаимодействия складываются этноспецифические черты культуры. Они передаются от поколения к поколению с помощью механизма традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурной жизни людей.
Национальная культура – термин, который используется в культурологии и социологии для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Если государство однородно в лингвистическом и этническом отношении, как правило, рождается одна национальная культура. Но многие страны имеют несколько различных национальных культур.
Срединная культура – этот культурологический термин обозначает устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе. Эта культура обеспечивает единство и целостность духовной жизни. Кроме этого в социуме можно зафиксировать специфические культуры, которые не отражают данную устойчивость. В рамках срединной культуры складывается стойкий нравственный идеал, который оказывается приемлемым для широких масс на длительный срок.
Локальные культуры – термин, который отражает разнообразие географических и социальных параметров, которые накладываются на культуру. Вместе с тем локальные культуры в процессе их освоения рождают конкретные исторические типы культур.
2. ПО СУБЪЕКТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – культуры социальных общностей/классов (дворянская, сельская, армейская). По сути это разделение на субкультуры.
3. ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – производственная, правовая, художественная, физическая.
4. ПО ВЛИЯНИЮ НА КУЛЬТУРОГЕНЕЗ – прогрессивная и реакционная.
5. Ещё одно деление – ПО ПРИНЦИПУ АКТУАЛЬНОСТИ. Об этом мы говорим подробно в теме «Бинарные оппозиции культуры».
6. ПО ФОРМЕ – материальная и духовная. Это – наиболее часто употребляемое разделение, но при этом и самое спорное.
Разберём данный пример подробнее.
В материальную культуру традиционно относят:
1. Культуру труда и материального производства
3. Культуру топоса (места жительства)
4. Культуру отношения к телу (мода; гигиена)
5. Физическую культуру
В духовную культуру включают:
1. Познавательную (интеллектуальную)
2. Нравственную (проблемы этики и морали)
Однако, существует ряд феноменов, которые невозможно отнести однозначно к материальной либо духовной. Например, экономическая, политическая, экологическая. Они представляют собой вертикальное сечение культуры.
В некоторых областях науки деление на материальную и духовную культуру оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление это весьма условно. В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, т. к. материален язык. Куда мы отнесём книжную культуру? По форме она материальна, по содержанию – духовна, сама по себе книга как ВЕЩЬ, АРТЕФАКТ может быть красивой и роскошной в материальном плане, но СУЩНОСТНО эти характеристики – ничто в сравнении с содержанием, самим текстом, составляющим смысл написания и издания книги.
Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это – явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр. Поэтому в современной культурологии не принято «делить» культуру на материальную и духовную части. Выделяются два аспекта ее рассмотрения: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный – нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.
Весьма важной проблемой является установление соотношения понятий культуры и искусства. В обыденной жизни они часто смешиваются. Границы обыденного понимания культуры включают в себя обычно театры, музеи, библиотеки, книги, фильмы, музыку. Нельзя не заметить, что в этом перечне есть своя внутренняя логика. На самом деле перечень этот более подходит под значение понятия «искусство». Попробуем разобраться, каким же образом сочетаются наука и искусство. Для этого обратимся к следующему примеру: проведенная в 60-е гг. ХХ в. массовая застройка городов так называемыми «хрущевскими» домами потребовала определенного уровня развития строительной культуры: технологии изготовления строительных блоков, монтажа и пр. Конструкция их отличалась стереотипностью, простотой и легкостью изготовления. Жизнь в этих домах, правда, была сопряжена со многими неудобствами, но, в целом, возможна.
Любой житель «хрущевки» с удовольствием сменил бы квартиру в ней на мраморный дворец, с продуманной планировкой, богато украшенными интерьерами, с анфиладами залов, с фонтаном во дворе, дворец, который радовал бы глаз и был удобен для житья. Но для постройки такого дворца необходим уже не средний уровень развития строительной культуры, а искусство архитекторов и строителей. Таким образом, «искусство – высшая элитная часть культуры, самые сложные формы деятельности, исполнение которых не может быть произведено по шаблону». Будучи элитой культуры, искусство в известном смысле может служить лицом, визитной карточкой культуры. Однако впечатление, составленное по одному только лицу и визитной карточке, будет по меньшей мере поверхностным. Для более глубокого знакомства с культурой необходимо рассмотреть все ее сферы.
Через всю историю проходит противостояния КУЛЬТУРЫ и ВАРВАРСТВА. Но на каждом историческом отрезке в понятие варварство вкладывают разный смысл.
Знаменита фраза Геббельса «Когда я слышу слово «культура», мне хочется схватиться за пистолет». Имеется в виду мощное влияние культуры на жизнь социума и её сложные взаимодействия с идеологией. Любая тоталитарная идеология стремится культуру подчинить себе, своим шаблонам. Отсюда – различные оценки одного и того же культурного события, явления, деятеля в зависимости от контекста. Так, работы Фридриха Ницше и фильмы Лени Рифеншталь были запрещены к печати и показу в СССР. Но после распада жёсткой идеологически структурированной системы советской культуры стали культовыми среди интеллектуалов и эстетов, их стали рассматривать с применением других критериев – а именно научной и художественной значимости, оригинальности авторского дискурса (способа высказывания). Фашизм, нацизм, сталинизм стремились поставить культуру на службу своим интересам и делали это однозначно, но в реальности любая историко-культурная общность имеет свою идеологию и соответствующее стремление воздействовать на культуру – конкретно литературу, киноискусство, театр – то есть на те формы, которые формируют общественное мнение. И чем острее политическое противостояние, тем ярче выражен конфликт Художника и Власти.
Социально-революционные взрывы рубежа 19-20 веков и первых десятилетий прошлого столетия породили стремление создать дистиллированный вид культуры, «чистой», гармоничной с властным режимом. Отсюда – Пролеткульт в СССР и «культурная революция в Китае», «почвенная» культура нацистов в Германии. Такие насильственные действия привели к кострам из книг и репрессиям неугодных власти деятелей культуры и искусства. В нашей стране физически и морально травили поэтов и писателей (например, Осипа Мандельштама, Бориса Пильняка), учёных-генетиков и кибернетиков. В середине 1930-х годов Т.Д. Лысенко начал кампанию против генетики, которая была поддержана Сталиным.
В конце 1930-х годов среди учёных начались аресты. Н.И. Вавилов был в 1940 году, приговорён к смертной казни (позднее заменена на 20 лет лагерей) и умер в тюрьме в 1943 году, многие другие учёные также попали в лагеря, а некоторые были расстреляны (С.Г. Левит, И.И. Агол и другие). Среди репрессированных учёных — С.С. Четвериков, который подвергся аресту в 1929 г. и был сослан на 5 лет в Свердловск с последующим запретом поселяться в Москве, Ленинграде и ряде других центральных городов, а также В.П. Эфроимсон, дважды осуждённый на длительные сроки и отбывавший наказание в тюрьмах и лагерях. Исследования в области генетики начали возобновляться только в середине 1960-х.
Гитлер предал анафеме и Карла Маркса, и Альберта Эйнштейна, и Бертольда Брехта. Примеров этому можно привести массу. Такая позиция власти выполняла деструктивную роль, однако называть её «антикультурной» неправомерно, если исходить из сущностного понимания культуры. Следует учитывать КОНТЕКСТ эпохи, взаимовлияние различных эпифеноменов культуры.
7. ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА в культуре выделяется мейнстрим и субкультуры, внутри субкультур, в свою очередь, некоторые специалисты выделяют контркультурные явления.
8. ОНТОЛОГИЧЕСКИ в культуре выделяют субстанциальные элементы (ценности, нормы права, морали и религии, нормы этикета) и функциональные (проективные) элементы, которые включают сам процесс культурной деятельности, включая его результаты.
Функциональный блок включает:
— традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу, обеспечивающие архитектоническую целостность культуры;
— институты культуры (институт семьи, образования, развлечения/досуга);
— учреждения, обеспечивающие функционирование культуры как пространства деятельности: библиотеки, театры, музеи, образовательные учреждения, зрелищные заведения).
Отдельно приведём точку зрения на вопрос о структуре/морфологии культуры известного культуролога А.Я. Флиера.
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
В своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами. Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Флиер выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (у Орловой — только три), представленые следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— правовая культура (специализированная — право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);
— политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);
— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);
— религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика; обыденная — мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);
— художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
— культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);
— культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
— информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легенды и т. п.);
— культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности; обыденная — система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);
— культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.);
— культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная — самолечение, знахарство и пр.);
— культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);
— культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ, распадение, расчленение единой культуры на составные части. Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Распадение не обязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в истории. Д.К. может быть частичной и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. Д.К. выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. Подобный процесс надо оценивать скорее позитивно, поскольку нередко он ведет к образованию многочисленных субкультур и увеличению культурного разнообразия.
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ, стратегия в культурной политике развитых индустриальных странах, предполагающая уважение к культуре национальных меньшинств, предоставление равных условий для развития доминирующей и недоминирующих культур, для свободного и беспрепятственного овладения наряду с официальным также родным языком. При такой стратегии правительство выделяет значительные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодежи на родном языке. М.М. ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на родных языках и диалектах.
М.М. поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколении: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам, они знакомятся с культурной географией мира. Современные города, где в супермаркетах можно купить продукты и одежду из любого уголка мира, отведать в ресторанах национальное кушанье на любой вкус, выбрать в магазине книгу о любой стране и культуре, помогают процессу формирования М.М., который усиливается благодаря росту культурного разнообразия и культурного плюрализма в развитых странах.
Таким образом, мы выяснили, что структура культуры является многогранной и сложной. Все элементы её взаимодействуют друг с другом, образуя системную целостность.