что не входит в систему критериев исправления осужденных

Статья 9 УИК РФ. Исправление осужденных и его основные средства

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Комментарии к ст. 9 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи дано законодательное определение понятия исправления осужденных. В нем поставлен акцент на процесс формирования у осужденного необходимых качеств, свидетельствующих об утрате им признака общественной опасности личности. Но и непосредственное приобретение таких качеств осужденным может рассматриваться как его исправление, т.е. как результат воздействия на личность мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера.

Исправление осужденных в конечном итоге должно обеспечить правопослушное поведение человека в период отбывания наказания и после освобождения.

Понятие исправления осужденного имеет большое правовое значение. Применение целого ряда норм уголовно-исполнительного закона соотнесено именно с этим понятием. Так, понятие исправления необходимо для определения степени исправления осужденного (ст. ст. 56, 109 УИК РФ). Исправление осужденного является одним из факторов, учитываемых при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного (ст. 175 УИК РФ). При этом в понятии исправления использовано указание на такие качества личности, которые могут быть выработаны в связи с применением наказания.

2. УК РФ (ст. 43) и УИК РФ (ст. 1) цель исправления осужденных распространяют на все виды наказания. Однако в зависимости от вида наказания, его содержания достижение этой цели возможно в результате применения различных объемов правоограничений и различных средств воздействия на осужденных. Так, например, к осужденному к штрафу не может быть применено такое средство исправления, как труд. Кроме того, средства исправления осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности. Это означает отсутствие необходимости применения к каждому осужденному в полном объеме всех средств исправления. Например, если осужденный имеет высшее образование, отсутствует необходимость привлекать его к получению общего образования. Для осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет профессиональная подготовка не является обязательной (ст. 108 УИК РФ).

В полном объеме средства исправления в ряде случаев не могут быть применены и в связи с режимом исполнения отдельных видов наказания. Так, ст. 69 УИК РФ установлено, что в отношении осужденных к аресту общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Не предусмотрены они и для осужденных, отбывающих ограничение свободы.

В качестве основных средств исправления осужденных закон определяет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Основные средства исправления служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания. Так, режим необходим для привития навыков дисциплины, упорядоченного поведения. Воспитательная работа способствует изменению мировоззрения осужденного, повышению его общего культурного уровня, прививает навыки общения, поведения в коллективе. Общественно полезный труд необходим не только для погашения затрат на содержание осужденного, но и в первую очередь для привития ему способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Общее образование и профессиональная подготовка служат повышению уровня знаний осужденного как в общеобразовательном, так и в профессиональном плане, помогают ему приобрести профессию, позволяющую трудоустроиться после отбытия наказания. Общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества. Оно имеет также и большое воспитательное значение.

3. Все средства исправления осужденных, как отмечалось выше, должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания индивидуальны. Эти индивидуальные особенности во многом и определяют виды и объем применяемых к нему средств исправления. Между тем закон не устанавливает критерии самого исправления, при наличии которых можно было бы сделать вывод о том, что осужденный более не нуждается в применении в отношении его наказания. Фактор исправления в каждом конкретном случае имеет специфические особенности, наличие которых устанавливается администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также судом при решении вопросов, связанных с отбыванием наказания, например при изменении условий отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение иного вида, в пределах одного учреждения, при условно-досрочном освобождении.

Источник

Степени исправления осужденных

Заключение

Таким образом, воспитательный процесс в ИУ трудный вид педагогической деятельности, который включает в себя некоторые относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные элементы: изучение личности осужденного, выбор средств, способов и форм воздействия на него, их реализацию, контроль за результатами.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление).

Работа с осужденным начинается с момента прибытия его в учреждение и продолжается на всем протяжении отбывания наказания.

Исправление и перевоспитание можно рассматривать как две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса, включающие взаимодействие воспитателя и воспитуемого.

Стремление сделать вывод об исправлении осужденного на основе лишь отдельных критериев может привести к грубым ошибкам. Поэтому практические работники должны оценивать степень исправленности осужденного по как можно большему числу критериев перевоспитания. Оценивать поведение осужденного как примерное надо учитывая активность его в поддержании дисциплины среди осужденных, помощь администрации в укреплении режима отбывания наказания и т.п.

Если у осужденного возникло и упрочилась потребность в самовоспитании и самообразовании, выработалась привычка честно трудиться, он психологически, нравственно и практически подготовлен к преодолению тех трудностей, с которыми может встретиться после освобождения.

В Италии осужденному на полусвободном режиме в порядке поощрения предоставляется один или несколько отпусков общей продолжительностью не более 45 дней в году. В Швейцарии в тюрьме для рецидивистов осужденные могут получать отпуск до двух дней (после отбытия половины срока) через каждые три месяца. По уголовно-процессуальному кодексу Франции, приговоренные к тюремному заключению на срок не менее года могут получать разрешение на краткосрочный (до 3 дней) выход из тюрьмы.

Задание. Оцените педагогическую целесообразность данной меры поощрения как средства стимулирования нравственного развития осужденных.

Считаю применение в качестве меры поощрения предоставление осужденным краткосрочного или длительного отпуска с выходом за пределы ИУ педагогически целесообразно. Правопослушное поведение осужденного то есть добросовестное выполнение им своих обязанностей, соблюдения правил поведения во время работы и отдыха, распорядка дня установленного в ИУ, активное участие в воспитательных мероприятиях в обязательном порядке должно поощряться. Весь комплекс мер поощрения имеет своей целью стимулировать деятельность осужденного на дальнейшее законопослушное поведение, обеспечить в ИУ правопорядок и безопасность. Основные меры поощрения в соответствии со ст.113 УИК РФ являются: благодарность, награждение подарком, денежная премия, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги до% МРОТ, увеличение времени прогулки, досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Для осужденных отбывающих наказание в колонии поселении может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами КП выходных и праздничных дней. Законодатели других стран к применению мер поощрения подходят более гуманно. Предоставление в качестве меры поощрения возможности выхода за пределы ИУ даже на короткий срок для осужденных очень значимо. Считаю что если оценив степень нравственного развития осужденного воспитатель определит, что осужденный твердо встал на путь исправления, признал свою вину, раскаялся в совершенном преступлении, проявляет инициативу в трудовой деятельности, повышает свою квалификацию, соблюдает требования режима отбывания наказания и удерживает других осужденных от нарушений, положительно относится к воспитательным мероприятиям, обучению, практически преодолел отрицательные взгляды, убеждения, привычки, черты характера, если осужденный психологически, нравственно и практически исправился, такой осужденный достоин в качестве меры поощрения выхода за приделы ИУ в качестве краткосрочного отпуска.

Великий Фрейд считал, что у человека внешне проявляется одно чувство, а в глубине скрыто противоположное. Эти крайние точки с годами расходятся все дальше. Поэтому заметнее колебания как выражения крайности. В результате проведенного в местах лишения свободы времени разрушается психика осужденного, не выдерживающая переходов от одного крайнего состояния к другому. Поэтому понятно, что работа над собой, своими эмоциями, чувствами помогает сохранять личность в любых условиях.

Задание 1. Дополните аргументы, подтверждающие необходимость организации самовоспитания осужденных.

Задание 2. Определите роль аутотренинга в подготовке осужденных к самовоспитанию.

Ответ на задание 1.

«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается». [5]

К числу отрицательных субъективных факторов воспитания осужденных относятся: педагогически неблагоприятная среда преступников, наличие асоциальных замкнутых групп, вредных традиций, ограниченные сроком наказания временные границы перевоспитания, серьезные трудности в формировании воспитывающего коллектива, отрицательная установка к наказанию и субъективная самооценка большинства осужденных. Чтобы усилить действие положительных объективных и субъективных факторов и ослабить, нейтрализовать, а затем устранить действие отрицательных факторов исправления личности осужденного нужна организация самовоспитания.

Высшим проявлением активности осужденного является самовоспитание.

В тюрьме спасается тот, кто спасает свой внутренний мир, не вступая в конфликт с внешним миром.

Смена социально-ролевого статуса человека в связи с арестом, предварительным следствием, судебным разбирательством, а затем отбыванием уголовного наказания в конкретном пенитенциарном учреждении, необходимость подвергаться системе ограничений оказывают большое влияние на физиологический, психологический, социальный уровни его личностной организации. Одним из способов достижения согласия с самим собой является самовоспитание, т.е. формирования себя в соответствии со своими намерениями.

Самовоспитание имеет целью сделать лучше, счастливее не только самого человека, но и всех, кто находится с ним в каких-либо отношениях.

Самовоспитание представляет собой процесс, осуществляемый постоянно. Любое событие можно рассматривать как причиняющее радость или страдание, как испытание. Но, переживая его, можно стать хуже или лучше.

Познание самого себя нужно не для удовлетворения любознательности или получения удовольствия от познания.

познание себя имеет целительную горечь и приобретает смысл только в контексте того, с какими целями вы познаете самого себя и как будете использовать это знание. Единственный путь движения самопознания,

Ответ на задание 2.

Управлять собой трудно тогда, когда это особенно необходимо.

В подготовке осужденных к самовоспитанию аутотренинг играет значительную роль, на что указываю эффекты аутогенной тренировки.

Самым главным результатом освоения аутогенной тренировки является способность человека без посторонней помощи решать проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем. Кроме того, аутогенная тренировка позволяет людям, овладевшим основными ее приемами следующее:

снимать психическое напряжение, возникающее в результате стресса;

оказывать влияние на ряд физиологических функций, таких, как частота дыхания, частота сердечных сокращений, снабжение кровью отдельных частей тела;

развивать имеющиеся психологические способности (мышление, память, внимание и др.);

эффективнее мобилизовать свои физические возможности при занятиях спортом, легко справляться с физической болью;

освоить приемы самовнушения и самовоспитания.

Лечебная эффективность аутогенной тренировки в значительной степени определяется тем, что особое психофизиологическое состояние, сопровождающие аутогенное погружение, позволяет организму человека запустить механизмы саморегуляции и восстановления работы нарушенных функций. Это касается как нарушений в работе отдельных систем организма, так и нарушений в сфере психики.

Словесное самовнушение ускоряет наступление у человека нужного физиологического или психологического состояния.

Таким образом, аутогенная тренировка, улучшая состояние здоровья осужденного, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает его возможности в условиях заключения заниматься самовоспитанием.

Список литературы

2. Педагогика. Учеб. Пособие для индустриально-педагогических техникумов профтехобразования. М., «Высшая школа», 1973.

3. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.: Под ред.В.М. Анисинков, С.А. Капункин / Ростов на Дону / Феникс 2008 ст.112-113.

6. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ-М.: Права человека, 2000 ст.30-42

7. Исправительно-трудовая психология. Под ред. А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.М., 1974, с.106

8. Исправительно-трудовая психология: Учебное пособие для слушателей вузов МВД.: Под ред.К. К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева Рязань 1985 год, ст.250-254.

11. «Издательство ПРИОР», 2001.

[3] Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ-М.: Права человека, 2000 ст.30-42.

[4] Исправительно-трудовая психология. Под ред. А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова. М.,1974,с.106.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *