что не входит в понятие наличие угрозы безопасности
ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1
от 5 марта 1992 года
(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Раздел I . Общие положения
Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Статья 3. Угроза безопасности
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Статья 4. Обеспечение безопасности
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Безопасность бизнеса: выявляем угрозы и риски
Обеспечение безопасности бизнеса — это системная работа по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению самих замыслов угроз у преступников, конкурентов, персонала компании. То есть всех, кто может нанести материальный или имиджевый ущерб предприятию. Поэтому «угроза» становится ключевым понятием в работе службы безопасности.
Угроза безопасности компании — это потенциально или реально возможное событие, процесс, действие или явление, которое способно нарушить ее устойчивость и развитие или привести к остановке деятельности. Недавно мы писали о принципах корпоративной безопасности, советуем вам также прочитать эту статью.
Корпоративная безопасность: 5 базовых угроз
Характеристики угроз
Источники агрессии могут быть внешними или внутренними. При выявлении угроз следует руководствоваться следующими признаками (сигналами):
После выявления угрозы наступает этап разработки мер по локализации или ее минимизации.
Типы внешних угроз | Типы внутренних угроз |
Угрозы, исходящие от криминальной среды | От внутренних угроз не застрахована ни одна коммерческая структура. В большей или меньшей степени они могут проявляться в любой компании: |
Угрозы, исходящие от недобросовестных партнеров или конкурентов | Угрозы со стороны персонала компании |
Агрессии, направленные на захват предприятия | Угрозы, связанные с организационной незащищенностью бизнеса |
Агрессии со стороны средств массовой информации (черные PR-акции) | Угрозы, связанные с неэффективным управлением и организацией бизнес-процессов |
Угрозы, исходящие со стороны государственных структур | Угрозы, связанные с эксплуатацией технических средств и средств автоматизации |
Риски при проведении гражданско-правовых отношений с контрагентами | |
Компьютерная агрессия | |
Риски, связанные с политическими, экономическими, социальными и правовыми процессами в государстве и мировом сообществе | |
Риски, связанные с природным и техногенным фактором | |
Террористическая угроза |
Причины возникновения внешних и внутренних угроз
Рассмотрим 17 распространенных причин возникновения внешних и внутренних угроз для компании. В реальности их гораздо больше.
Причины возникновения внешних угроз
Причины возникновения внутренних угроз
Классификация сотрудников
Восемь преступлений из десяти происходит с участием работников. Чтобы определить степень риска, связанного с каждым сотрудником, используют классификатор — концепцию риска:
Пониженный риск
Сотрудники, которые вряд ли пойдут на компрометацию своей чести и достоинства, обычно в компании их 10% (российская статистика в этом случае соответствует общемировой). Они чувствительны к общественному мнению, дорожат своей репутацией.
Допустимый риск
Люди, которые могли бы при определенных условиях впасть в искушение, но по своим убеждениям близки первой группе. Они не пойдут на правонарушение, если будут обеспечены соответствующие меры контроля. Их около 80% и именно с ними нужно проводить постоянную профилактическую работу.
Высокий риск
Опасные преступники. Они будут создавать условия для хищения даже при жестких мерах контроля в компании. Их также 10%.
Базовые угрозы
Эксперты выделяют пять групп базовых угроз, которые связаны с конкурентной борьбой, человеческим фактором, деятельностью государства (коррупция, несовершенство законодательства, административный ресурс, проводимая политика), организованной преступностью, а также техногенными и природными факторами.
Степень вероятности
По степени вероятности угроза оценивается как реальная (вероятность может быть подсчитана исходя из статистики, экспертными методами, методами группового SWOT-анализа) или потенциальная. Отдаленность угрозы во времени делят на непосредственные, близкие (до одного года) и далекие (свыше одного года), в пространстве — на территории компании, на прилегающей территории, в стране и за границей.
Природа возникновения
По природе возникновения угрозы делятся на естественные (объективные, например, природные явления) и искусственные (субъективные, вызванные деятельностью человека). Субъективные угрозы могут быть преднамеренными и непреднамеренными).
Степени развития и этапы борьбы с угрозой
Во время развития угрозы проходят четыре этапа: они возникают, расширяются, стабилизируются, после чего происходит их ликвидация. Борьба с угрозами проходит в пять этапов:
Определение вариантов реализации угрозы, формирование модели потенциального нарушителя.
Определение вероятности наступления события.
Определение возможного ущерба от угрозы.
Создание системы защиты от угрозы, включая превентивные меры (предотвращение и профилактику).
Система защиты от угроз
Система защиты от угроз включает в себя предотвращение, обнаружение и ликвидацию последствий. При оценке угроз безопасности применяют теорию надежности (для угроз, создаваемых техническими средствами — сбои, отказы, ошибки), математическую статистику (например, стихийные бедствия), теорию вероятности (для описания угроз, создаваемых сотрудниками по халатности, небрежности), экспертные методы (для описания умышленных угроз). Основными методами, которые применяют корпоративные службы безопасности, являются экспертные методы — с их помощью можно оценить практически любые риски.
Нужно понимать, что проблема рано или поздно возникнет, в том или ином виде или процессе, и стремиться их предотвратить. Такой проблемой может стать пожар, поломка важного оборудования, отсутствие больного сотрудника на работе, авария, хищение, мошенничество.
Управление безопасностью равно управлению рисками. Анализ рисков включает классификацию ресурсов (что надо защищать), анализ угроз (от чего надо защищать), анализ уязвимостей (как надо защищать). При этом формула риска такова:
Риск = возможный ущерб * вероятность реализации угрозы
После его подсчета разрабатывается план защиты, который учитывает организационные и технические меры.
Как обосновать бюджет на безопасность
Управлять проблемами предприятия поможет риск-менеджмент. Служба безопасности должна анализировать и рассчитывать риски, выстраивая всю систему работы на основе данных. Чтобы обосновать бюджет службы, директор по безопасности должен уметь оценивать риски и составлять карты рисков, в которых планируются мероприятия по их минимизации, а также закладываются средства на борьбу с ними.
Статья подготовлена на основе лекции Сергея Барбашева, преподавателя РШУ, эксперта по корпоративной безопасности.
Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-трансляций и 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!
Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления