что не входит в ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Уход за автомобилем: ежедневное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает в себя работы, выполняемые водителем перед поездкой, а также мойку кузова и чистку салона. Данный материал посвящен порядку производства работ, выполняемых при ЕТО.
Порядок проведения ЕТО
1. Проверка колес.
Для проверки колес потребуются: манометр, насос (компрессор) и штангенциркуль.
Проверять давление следует на холодных шинах. Холодными они считаются в тех случаях, если после стоянки машина проехала не более 1 километра или же после окончания поездки прошло 3 часа и более. В нагревшихся шинах давление увеличивается приблизительно на 30 кПа. Для проверки лучше использовать электрический компрессор или насос со встроенным манометром.
Ремонт колес следует производить в автомастерских, поскольку они оснащены необходимым оборудованием. После ремонта должна производиться балансировка колеса.
Не следует эксплуатировать шины, у которых изношен протектор – это может привести к аварии.
Осматривая шины и колесные диски, нужно убедиться, что шины не имеют трещин и не расслаиваются, а закраины ободьев колес не имеют трещин и вмятин.
Порядок проведения проверки колес:
• Отверните колпачок вентиля.
• Подсоединив наконечник шланга насоса с манометром (электрического компрессора), проверьте воздушное давление в шине. Если оно ниже нормы, произведите подкачку. Если же давление превышает норму, доведите его до нужного, надавливая на наконечник золотника и замеряя уровень давления манометром.
• Если давление в шине постоянно падает, заверните золотник при помощи колпачка с ключом. Во избежание загрязнения золотников эксплуатировать колеса следует с защитными колпачками.
• Проверяя герметичность золотника, намочите отверстие вентиля. При появлении пузырьков выходящего воздуха
замените золотник, вывернув его колпачком с ключом и установив новый.
• Заверните на вентиль защитный колпачок.
• При помощи штангенциркуля замерьте остаточную глубину протектора. Шина с глубиной протектора менее 1,6 мм подлежит замене. При отсутствии штангенциркуля остаточную глубину протектора можно проверить визуально – на протекторе должны иметься поперечные сплошные полосы.
• Снимите декоративные колпаки и проверьте, как затянуты гайки крепления колес. Момент их затяжки должен равняться 130 Hm.
2. Проверка уровня масла в системе смазки
После завершения поездки проверьте уровень масла. Проверка должна производиться по истечении 10 минут после того, как двигатель заглушен. Масло, доливаемое в систему, должно иметь ту же марку, вязкость и класс качества, что и использованное. Уровень масла содержащегося в картере, не должен превышать уровень верхней метки щупа. В противном случае расход масла будет повышен. Когда же уровень находится на нижней метке щупа или еще ниже, масло следует долить.
3. Проверка уровня охлаждающей жидкости
Постоянно следите за тем, на каком уровне находится охлаждающая жидкость. При его резком повышении или снижении следует проверить систему охлаждения двигателя. Жидкости, имеющие разный цвет, смешивать нельзя. То же самое касается жидкостей от разных производителей. Если же марка жидкости, содержащейся в системе, вам неизвестна, а требуется ее долив, следует заменить всю жидкость полностью. Уровень охлаждающей жидкости следует проверять только при холодном двигателе. Работая с охлаждающей жидкостью, следует соблюдать меры предосторожности, так как она токсична.
4. Проверка уровня жидкости в бачке омывателя
В летнее время для омывания стекол применяется специальный жидкий концентрат, разведенный чистой водой, а в зимнее – незамерзающая жидкость. Иногда незамерзающая жидкость оказывается некачественной. Чтобы проверить ее качество, налейте небольшое количество жидкости в пластиковый стакан и поместите в морозильную камеру на несколько часов. Если она замерзнет или в ней образуются ледяные кристаллики, то для использования зимой такая жидкость непригодна.
5. Проверка внешних приборов освещения
Проверке подлежат следующие осветительные приборы:
• Передние фары.
• Лампы указателей поворота.
• Дополнительный стоп-сигнал.
• Фонари освещения номерного знака.
• Задние фонари.
• Противотуманные фары.
Неисправные лампы должны быть заменены новыми.
Итак, мы рассмотрели, как производится ежедневное техническое обслуживание и что оно в себя включает. Следуя этим правилам, вы сможете сохранять своего «железного коня» в порядке и повысите уровень собственной безопасности при его эксплуатации.
Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.
Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),
В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:
По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).
Виды технического обслуживания автомобилей
Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.
Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.
Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.
Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:
Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:
То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:
Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.
Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:
Первое техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.
Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Техобслуживание автомобиля: ответы на часто задаваемые вопросы
Как часто проходить ТО?
Периодичность технического обслуживания устанавливают автопроизводители для всех моделей и модификаций авто по отдельности. ТО проводится либо при достижении определенного пробега, либо один раз в год — смотря что наступит раньше.
Например, владельцам Hyundai Solaris рекомендовано проходить техобслуживание каждые 15 000 километров. Если пробег автомобиля через год после покупки окажется меньше этой величины, обслуживание все равно будет необходимо пройти.
— у официального дилера;
— в стороннем автосервисе.
При выполнении ТО в сервисной книжке автомобиля будет поставлена отметка об очередном обслуживании.
При прохождении ТО у неофициалов нужно обязательно следовать регламенту производителя по периодичности замены тех или иных расходников, деталей и жидкостей.
Некоторые автовладельцы считают, что, обслуживая машину только у официального дилера, можно сохранить заводскую гарантию. Это утверждение не совсем верно: гарантия производителя не имеет отношения к тому, где проводились регламентные работы, если при их выполнении соблюдались все предписания. Отказ в гарантийном ремонте в случае поломки может произойти, только если будет установлено, что неисправность возникла по вине мастеров стороннего сервиса, проводивших обслуживание. Для этого проводится независимая экспертиза автомобиля.
Вне зависимости от модели авто на каждом ТО обязательно проводятся следующие процедуры:
— замена масла в двигателе;
— замена масляного, воздушного и салонного фильтров;
— проверка уровня охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, жидкости ГУР;
— проверка целостности и натяжения приводного ремня;
— проверка состояния элементов подвески и рулевого управления;
— проверка состояния тормозных механизмов, остаточной толщины тормозных колодок;
— визуальный осмотр кузова и ЛКП на наличие повреждений, которые могут привести к коррозии кузова.
Полный список работ, которые будут проводиться с вашим автомобилем во время планового техобслуживания, может отличаться в зависимости от следующих условий:
— Пробег автомобиля и период обслуживания. На разных этапах «жизни» автомобиля регламент ТО может предписывать те или иные виды работ. Например, проверка приводных ремней (и замена в случае необходимости) на Toyota Camry производится только на ТО-2 при пробеге в 20 000 км. Во время первого ТО на 10 000 км, согласно предписаниям производителя, эта процедура не проводится, так как данный узел еще не выработал свой ресурс.
— Особенности конструкции конкретного автомобиля, тип топлива, КПП и трансмиссии. Например, производители турбодизельных авто рекомендуют проверку состояния турбины и сопутствующих систем. А полноприводные автомобили требуют периодической замены масла в раздаточной КПП. Так, каждое ТО автомобиля Datsun On-Do с 8-клапанным мотором включает проверку и регулировку зазора клапанов двигателя, в отличие от 16-клапанного собрата той же марки.
Во время техобслуживания можно указать сотрудникам сервиса на любые проблемы и недочеты в работе автомобиля. Вызывающий подозрение узел будет тщательно досмотрен, и при необходимости владельцу машины будет предложено отремонтировать или заменить его.
Сколько стоит ТО и можно ли на нем сэкономить?
Итоговая цена техобслуживания зависит:
— от состава работ;
— класса автомобиля;
— сложности его конструкции;
— стоимости запчастей, материалов и их замены,
— стоимости диагностики авто.
Также на финальную цену может повлиять установленное на авто дополнительное оборудование (например, защита картера, которую необходимо снять перед заменой масла в двигателе) и необходимость ремонта, выявленная в ходе обслуживания.
Сэкономить на техническом обслуживании можно следующими способами:
— провести все работы самостоятельно;
— приобрести необходимые расходные материалы и запчасти заранее и приехать в сервис с ними.
При самостоятельном проведении ТО необходимо лишь приобрести расходные материалы в соответствии с регламентом автопроизводителя. Самообслуживанием стоит заниматься только будучи на 100 % уверенным в собственном опыте. Лучше доверить машину профессионалам, ведь исправность автомобиля — залог безопасности на дороге. Кроме того, ошибки во время ТО, совершенные по неопытности, могут повлечь необходимость ремонта и дополнительные расходы.
Официальные дилеры и сторонние автосервисы добавляют определенную наценку к стоимости расходников, если вы покупаете их на месте. Чтобы не переплачивать, можно приобрести все необходимое в автомагазине и привезти в сервис для проведения работ по обслуживанию.
Виды технического обслуживания автомобиля: как сэкономить на процедуре
Виды технического обслуживания автомобиля отличаются по срокам и содержанию работ и необходимы для безопасной эксплуатации машины. Регулярный контроль за ее состоянием позволит вовремя выявить проблемы и устранить их, пока они не стали более серьезными. В лучшем случае отложенный техосмотр приведет к дополнительным расходам на ремонт, в худшем – к аварии на дороге.
Суть технического обслуживания автомобилей
Под техническим обслуживанием автомобиля понимают ряд мероприятий, рекомендуемых к выполнению производителями авто и проводимых с целью профилактики. При этом ставится задача поддержания нормального технического состояния машины, при котором все узлы и механизмы (а они рано или поздно изнашиваются и выходят из строя) будут исправно работать. Ведь понятно, что лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.
Фото: Shutterstock
ТО (Техническое Обслуживание), как правило, подразумевает выполнение двух видов операций. Во-первых — обязательных (к примеру, если пробег авто достигает 15 тысяч км, то полагается поменять масло), а во-вторых – действий, необходимость в которых выявлена в процессе диагностики (при визуальном осмотре либо с применением спецоборудования).
В специализированной литературе основные виды технического обслуживания автомобилей называются в соответствии с тем, какие именно проводятся работы в ходе ТО:
Виды технического обслуживания автомобилей
Виды и периодичность операций, проводимых в процессе технического обслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и долго ли простояла машина вообще без движения.
Фото: Shutterstock
В советские времена, к примеру, ТО проводилось строго по регламенту. Отчасти из-за того, что машины тогда были попроще и в надежности уступали современным. Да и вообще за технической исправностью машин, особенно казенных, принадлежащих организациям, следили строго.
В России действует классификация видов ТО, принятая еще в бытность СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:
Сейчас предприятия, выпускающие легковые машины, представляют данный перечень в немного измененном виде:
Выходит, что сейчас виды ТО для легковушек существуют такие:
К примеру, ТО-0 (в общепринятом понимании это ТО-1) положено проводить, когда машина «набегает» 2-2,5 тысяч км (не больше). Далее операции по ТО выполняются после каждых 10-20 тысяч км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
В случае с легковыми автомобилями ТО, по сути, представляет собой инспекцию главных значимых узлов и агрегатов транспортного средства в целях обеспечения безопасности поездки.
Фото: Shutterstock
Вот какие операции включает в себя контрольный осмотр:
Что не входит в ежедневное техническое обслуживание автомобиля
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий
Motor vehicle maintenance and repair system.
Requirments for maintainability and repairability of items
Дата введения 1983-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. N 5619 срок введения установлен с 1983-01-01
Переиздание. Июнь 1987 г.
Стандарт не распространяется на специальные и специализированные изделия автомобильной техники.
Требования к ЭТ и РП изделий должны включаться в техническое задание на разработку или модернизацию изделия и карту технического уровня.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Требования по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники имеют целью снижение затрат времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонт и повышение эффективности их использования в процессе эксплуатации.
1.2. Настоящим стандартом регламентируются значения нормируемых показателей ЭТ и РП изделий автомобильной техники.
1.3. Показатели ЭТ и РП изделий должны задаваться в виде величин:
периодичности видов технического обслуживания в километрах пробега изделия;
удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания (без ежедневного) в человеко-часах на 1000 км пробега изделия;
удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в человеко-часах на 1000 км пробега изделия.
1.4. Значения всех показателей ЭТ и РП при техническом обслуживании и текущем ремонте заданы для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования 1,0.
1.5. Периодичность технического обслуживания (кроме ежедневного), а также удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта для иных категорий условий эксплуатации и иных климатических районов устанавливаются с учетом коэффициентов корректирования, приведенных в рекомендуемом приложении 2.
2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ
2.1. Конструкция и компоновка изделия и его составных частей должны обеспечивать проведение всех операций технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) с минимально возможными трудовыми и материальными затратами.
2.2. Общими требованиями по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники являются:
увеличение периодичности ТО изделий;
повышение безотказности работы изделия и его составных частей;
обеспечение доступности к составным частям изделия, требующим проведения ТО и ТР;
обеспечение легкосъемности составных частей изделия;
стандартизация и унификация составных частей изделия и эксплуатационных материалов;
сокращение количества объектов изделия, требующих регулярного технического обслуживания;
сокращение номенклатуры и типоразмеров крепежных деталей;
совершенствование антикоррозийной защиты изделия, его составных частей и крепежных деталей;
обеспечение доступа к составным частям, требующим проведения антикоррозийной защиты в эксплуатации;
обеспечение контролепригодности при использовании по назначению, техническом обслуживании и текущем ремонте;
обеспечение приспособленности изделия к выполнению моечных, крепежных, регулировочных, смазочных, контрольно-диагностических и ремонтных работ;
обеспечение приспособленности к выполнению доводочно-регулировочных и контрольно-измерительных работ;
обеспечение возможности применения оригинальных конструктивных решений и новых материалов;
обеспечение полной геометрической и функциональной взаимозаменяемости однотипных составных частей при техническом обслуживании и ремонте;
снижение численности обслуживающего персонала и потребности в специалистах с высоким уровнем квалификации за счет уменьшения и упрощения демонтажно-монтажных, регулировочных и других работ.
2.3. Конкретные рекомендации по обеспечению ЭТ и РП изделий и их составных частей приведены в рекомендуемом приложении 3.
3. ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
3.1. Значения периодичности ежедневного (ЕО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) технического обслуживания, задаваемые в технической документации, и ТО по сервисным книжкам приведены в табл.1.
Периодичность технического обслуживания изделий автомобильной техники
(I категория условий эксплуатации)
Периодичность видов технического обслуживания