что не устраивало московских правителей в титуле великий князь
4. Начало реформ. Избранная рада
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄
Вопросы к пунктам § 4. Начало реформ. Избранная рада
1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство? 2. Почему венчание Ивана IV с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?
1. Принятие великим князем царского титула закрепляло представление о том, что московские государи — наследники и преемники византийских кесарей (императоров). Царский сан поднимал Ивана на недосягаемую высоту, ставил его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Ведь церковь учила чтить царя «яко Бога».
Но участников венчания волновало совсем иное— символический смысл ритуала, призванною подчеркнуть связь московского царя с византийскими кесарями и киевскими князьями. После венчания Иван IV стал титуловаться царём и великим князем всея Руси.
Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей.
2. Власть царя должна была быть неделимой. Если бы он женился в статусе Великого князя, то затем на царство нужно было венчать и жену, таким образом она была бы равной Ивану.
1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на родственников царя Глинских? 2. Какой урок получил молодой царь Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?
1. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе — Боярской думы? 2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?
1.В окружении Ивана IV в конце 1540-х гг. в сложился кружок
единомышленников, который вошёл в историю под названием Избранная рада. Поскольку некоторые члены этого кружка оказывали большое влияние на царя и входили в состав Боярской думы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным. Наряду с людьми родовитыми в нём состояли и незнатные дворяне.
2. Протопоп Сильвестр принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто являлись видения, слышались голоса. Впечатлительный Иван первое время верил, что Сильвестр вещает волю Бога. И хотя при дворе исподволь злословили о новоявленном пророке, царь боялся его ослушаться, а сам Сильвестр искренне верил в своё право поучать и наставлять молодого государя. Кроме того, Ивану необходима была поддержка Макария и Сильвестра – по сути поддержка самой церкви, он был ещё молод и слаб.
1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества? 2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора, ведь его решения были необязательными для московского правителя?
1. В 1549 г. молодой царь собрал первый Земский собор. В него вошли представителе знати, служилых людей и духовенства. На Соборе Иван IV обличал неправды боярскою правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьёю и обороною» для подданных, и обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они совершали в прежние годы. Бояре покаялись, обещали «служит ему государю… вправду, безо всякия хитрости». Обвинив бояр в самовольстве царь утверждал свою единоличную власть.
2. Решения Земских соборов были вовсе не обязательны для царя. Участники этих собраний лишь советовали и доносили до верховной власти мнения основных слоёв общества. Однако власть, если она желала быть сильной, должна была считаться с представленными на Соборе сословиями, так как нуждалась в их поддержке.
Вопросы и задания § 4. Начало реформ. Избранная рада
Прочитайте эпиграф (с. 25) и ответьте на вопросы.
1. Именно Сильвестр после июньского пожара 1547 г. объявил, что это Бог наказывает землю за грехи государя, не способного творить «суд и правду». Его речь произвела большое впечатление на царя и, но мнению историков, подтолкнула к проведению реформ. Сильвестр в качестве поучения молодому царю переписал и обновил известное литературное произведение «Домострой» — свод житейских и нравственных правил.
2. Ни одно государство в мире не может существовать без нравственного фундамента – если такого фундамента не будет –
государство обречено на гибель.
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 26), выполните задание и ответьте на вопросы.
Трон очень красивый, величественный украшен резьбой и гербом государства.
Герб имеет такое – же значение как и царский трон. Помимо трона к царским символам власти относились скипетр, держава и шапка Мономаха.
Новый титул и новые символы сплачивали государство и общество, т.к. царская власть получила полную и безоговорочную поддержку.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?
Б. Опора на общество, на многообразие взглядов внутри Избранной рады была для царя единственной возможностью провести реформы без социальных взрывов.
1. Само слово «царь» происходит от латинского термина «цезарь»,
который из личного имени Гая Юлия Цезаря постепенно превратился в составную часть императорского титула.
2. «великий князь» казался стоящим ненамного выше просто князя, тем более что среди служивших Ивану IV бояр-князей было немало
сыновей и внуков великих князей же (ярославских, суздальских и т. п.). Великий князь мог ещё восприниматься как первый среди равных. Царь — резкое выделение из ряда, принципиально иной титул…
Работа с источниками
1. «Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о
своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще
всего на ваш вопрос отвечают так: «Один Бог и великий государь это
ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы не знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».
Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.
2. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются.
куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его, Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных.