что не относится к задачам педагогической психологии
1. Педагогическая психология как наука
1.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Характеристика методов педагогической психологии. Основные этапы в становлении и развитии педагогической психологии
Термин «педагогическая психология» был предложен П. Ф. Каптеревым в 1874 г.
В. А. Крутецкий считает, что педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, то есть формирование психических новообразований» [20, с. 7].
В. В. Давыдов предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии, так как специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному [11, с. 7].
Б. Г. Ананьев считает, что педагогическая психология пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений» [3, с. 25].
Н. Ф. Талызина подчеркивает, что «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся» [45, с. 17].
И. А. Зимняя говорит о том, что предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса [15, с. 14].
Задачи педагогической психологии
Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Частные задачи педагогической психологии:
1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
2) определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
3) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
4) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
5) изучение психологических основ деятельности педагога;
6) определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
7) определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
8) определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;
9) разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др. [15, с. 15].
Структура педагогической психологии включает:
1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);
2) психологию учебной деятельности и ее субъекта обучающегося;
3) психологию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения [15, с. 15].
Существуют определенные цели педагогической психологии, связанные, по мнению Е. Е. Кравцовой:
1) с психологическими особенностями обучающихся, то есть обучающиеся по-разному принимают поставленные перед ними учебные задачи, они отличаются по возрасту, уровню развития психических процессов, способностей и т. п.;
2) с психологическими особенностями обучающих, то есть возможность и способность педагогов к содержательному общению, их способность управлять и контролировать свою профессиональную позицию, а также их способность к обучению и самообучению;
3) со взаимодействием (общением) между обучающим и обучающимся;
4) со взаимодействием (общением) между обучающимися [19, с. 117].
По аналогии с другими науками, В. В. Дружинин выделяет в педагогической психологии три класса методов:
1. Эмпирические (осуществление внешне реального взаимодействия субъекта и объекта исследования).
2. Теоретические (взаимодействие с мысленной моделью объекта исследования). Среди них: а) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному; б) индуктивный обобщение фактов, восхождение от частного к общему; в) моделирование конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования.
3. Интерпретационно-описательные (субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта) [13, с. 27].
Основные методы педагогической психологии:
• Наблюдение основной, эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека [44, с. 8].
• Беседа эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы [44, с.8]. Анкетирование эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету [44, с. 8].
• Метод анализа продуктов деятельности целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов) учащихся, то есть содержания, формы этих сообщений, способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета, их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогам [44, с. 8].
• Метод тестирования. Психологический тест система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида объекта наблюдения [41, с. 684].
• Эксперимент — метод научного познания, отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта [41, с. 776].
• Формирующий эксперимент применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. По целям различают констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
И. А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии [15, с. 9].
Первый этап с середины XVII в. и до конца XIX в. – общедидактический (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег; К. Д. Ушинский и др.).
Второй этап — с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в. (С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. П. Нечаев, А. Бине и Б. Анри, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи и др.).
Третий этап с середины XX в. и до настоящего времени (Б. Ф. Скиннер, В. Оконь, М. И. Махмутов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, Д. И. Фельдштейн, И. В. Дубровина и др.).
Итак, педагогическая психология это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т. п.
Читайте еще:
«В субботу, перед всенощной, кто-то привел меня в кухню там было темно и тихо. Помню плотно прикрытые двери в сени и в комнаты, а за окнами серую муть осеннего вечера, шорох дождя. Перед черным челом печи на широкой скамье сидел сердитый, непохожий на себя Цыганок; дедушка, стоя в углу у.
«Нестерпимо стыдно становится за страну, когда слышишь все эти разговоры о Семье и её советниках, видишь как они интригуют. Чего стоит только одна игра: кого Ельцин (Семья) изберет наследником? И СМИ втягиваются в эту игру, и никто не возмутится, о каком наследнике может идти речь в.
В настоящей работе предложена другая их классификация и описаны наиболее часто встречающиеся уловки, связанные прежде всего с нарушением принципов формальной логики в процессе спора. Логические уловки рассмотрены как осознанный, целенаправленный прием ведения полемики и аргументации и отделены.
С типичными «родительскими» страхами соседствует большое желание исправить (а лучше предупредить) пиковые ситуации. Вот почему мамы и папы пытаются «выстроить» личные и общественные связи своего ребенка, скорректировать его взаимоотношения с окружением, смягчить удары судьбы. Проблема.
Мантегацца признался один его приятель, что им овладела сильная страсть душить кур, когда после первого убийства одной курицы он испытал наслаждение в ощупывании ее теплых внутренностей, каковое ощупывание доставило ему чрезвычайное удовлетворение его сладострастия. Один тонкий наблюдатель.
«Друг мой, не смотри на мои бородавки, ия не замечу твоих горбов!» — учит латинская пословица. Подмечать и подчеркивать все лучшее, что мы замечаем у других людей, не скупясь на похвалу и поощрение, быть снисходительным и терпеливым к их ошибкам и недостаткам, при этом быть строгим и.
Между прочим, именно в этом противоречии, если угодно, парадоксе кроется главная причина привлекательности для определенной части подростков всевозможных асоциальных и деструктивных молодежных группировок. В любой группировке такого рода — вне зависимости от того, идет ли речь об отвязной.
Другая пациентка с инфантильной структурой характера и с пограничной личностной организацией выражала свое отвращение к мужчинам, которые используют женщину как сексуальный объект, рассказывала, как она защищалась от домогательств своего предыдущего начальника и как ей приходится избегать.
«Человек в синей шляпе – это наблюдатель, пристально следящий за протеканием процесса мыслеварения. Он – хореограф, призванный продумать партию каждого участника балетной постановки, и одновременно придирчивый зритель, строго следящий за тем, что происходит на сцене».
4) Сращение двух КФ облегчается также, если у обоих фрагментов обнаруживаются сходные валентности их дальнейшего развертывания. Мы знаем, что каждый КФ, в качестве «монады» языкового опыта, заключает в себе потенциал типичных для него продолжений — от непосредственно примыкающих фраз.
— Гормоны: надпочечники вырабатывают кортизол, гормон стресса. Избыток кортизола повреждает костную и мышечную ткани, ослабляет иммунную систему, таким образом по меньшей мере уменьшая иммунную реакцию.
Бобби: М-м-гм-м. Я видела себя более находчивой, более удачливой (жесты обеими руками впереди себя на уровне груди).
Что не относится к задачам педагогической психологии
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
Под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.
Предмет педагогической психологии – психологические закономерности развития и изменения познавательной и личностной сферы человека в условиях обучения и воспитания.
Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии.
Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований»
По другому определению, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения. Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития.
В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории.
Задачи педагогической психологии.
Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения. В педагогической психологии важное место занимает также задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.
Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
1) психология обучения;
2) психология воспитания;
3) психология учителя.
Исследования в этой области направлены на изучение: содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок; различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях; структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности; условий и последствий психической депривации и др.
Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.
Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
Психология органично связана с педагогикой.
Между ними существует несколько «узлов» связи
Третий узел связи–
Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе возрастной психологией, является двухсторонней
Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на «завтрашний день» развития.
Обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др.
Проблемы и задачи педагогической психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие задачи педагогической психологии
Педагогическая психология появилась на пересечении психологии и педагогики, что автоматически определило круг ее задач, в которые вошло как изучение воспитания и обучения, так и его взаимосвязи с психическим развитием.
Основной задачей педагогической психологии считается выявление, изучение и анализ психологических явлений, особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития индивидуума в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.
Со стороны психологии происходит изучение возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей развития, со стороны педагогики используются наработки психологии в качестве предпосылки для формирования технологий воспитания.
Среди частных задач педагогической психологии можно выделить следующие:
Проблемные вопросы педагогической психологии
В педагогической психологии можно выделить несколько проблемных вопросов, которые определяют существование этой области знаний в принципе и имеют определенное теоретическое и практическое применения.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблема соотношения обучения и развития. Является более частной манифестацией общей научной проблемы соотношения социального и биологического в индивиде или, иными словами, вопроса генотипической обусловленности поведения и влияния окружающей среды. Предполагается, что процесс социализации не позволяет воздействовать на генетический аппарат напрямую, поэтому генетически обусловленные явления не подлежат перевоспитанию. Однако обучение и воспитание имеют бесспорное влияние на развитие психического.
Проблема соотношения обучения и воспитания. Тесно связана с предыдущей. И процесс обучения, и процесс воспитания неразрывно связаны с общим педагогическим процессом, результатом которого должна стать сформированная личность, однако соотношение этих процессов зависит от многих факторов.
Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Сенситивным периодом развития в психологии называется такой период в онтогенезе, при котором организм наиболее чувствителен и подвержен влиянию извне. К примеру, в возрасте пяти лет ребенок особенно чувствителен к развитию феноменального слуха, по прошествии же пятилетнего возраста эта чувствительность несколько снижается.
Проблема готовности к школе. Готовностью к школе называют комплекс психологических характеристик, помогающих успешно пройти переходный этап организованного школьного обучения. В литературных источниках готовность школе часто употребляют с понятием «школьная зрелость», которое означает психофизиологическую готовность.
Задачи педагогической психологии
1.3.2 Задачи педагогической психологии
Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
· определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
· определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
· изучение психологических основ деятельности педагога;
· определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
· определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
· разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
Глава 2. Взаимосвязь психологии с другими науками
2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
В связи с такой «пограничностью» педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками.
Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько «узлов» связи
2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой «проекцию» общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.
Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.
Исходя из этого, В.В. Давыдовым был сформулирован ряд принципов возрастной психологии:
· Каждый возрастной период должен изучаться не изолированно, а с точки зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего возраста.
· Каждый возраст имеет свои резервы развития, которые могут быть мобилизованы в ходе развития особым образом организованной активности ребенка по отношению к окружающей действительности и к своей деятельности.
· Особенности возраста не являются статичными, а определены общественно-историческими факторами, так называемым социальным заказом общества и др. (Психология. 1978).
· Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на «завтрашний день» развития.
· Обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
· Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др.
Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды (Блонский П.П., 1999;).
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропометрии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
Ряд работ П.П. Блонского, работы Л.С. Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране.
Идея психофизиологического исследования ребенка и использования его результатов в педагогической практике получила подкрепление в обосновании возможности изучения психических явлений экспериментальным путем. Использование эксперимента в условиях обучения, предпринятое И.А. Сикорским в 1879 г., вначале не получило широкого отклика в науке. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг., эксперимент стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении.
Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами школьного образования. Педагоги почувствовали явную необходимость в прочных психологических знаниях, а психологи поняли, как много интересного и поучительного содержится в школьной жизни. Состояние науки и практики ясно показало, что школа и наука должны пойти навстречу друг другу.
В 50-70-х гг. на стыке социальной и педагогической психологии проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). Особая сфера исследования относится к вопросам обучения и воспитания трудных детей, формирования автономной морали у подростков в некоторых неформальных объединениях (Д.И. Фельдштейн).
· психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;
· содержание и организация начального образования (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);
· психологические причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);
· психолого-педагогические критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).
· разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы,
· оснащение ее диагностическими средствами,
· подготовка практических психологов.
Так, например, отечественная педагогическая психология изучает:
· психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н. Ланда и др.), образовательным процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);
· управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
· учебную мотивацию (А.К.Маркова, А.Б.Орлов и др.);
· индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса;
· сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.) и др.;
· личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н.Леонтьев и др.) и др.
Таким образом, на этом этапе развития педагогическая психология становится все более объемной.
В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению и др.
· Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
· Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.
Выделяются три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.):
В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.
Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология/ сборник лекций. Московский городской психолого-педагогический университет [http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html]
3. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
9. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.
14. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
15. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. Спец. учеб. Заведений. М., 1998.
18. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
19. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.
20. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.