что не относится к внутренним источникам информации
1.5.1. Основные источники информации
Все возможные источники информации можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним источникам относятся следующие:
обзоры рынка;
аналитические статьи;
реклама;
статистика;
заказные обзоры;
интернет;
журналы;
базы данных;
заказные исследования;
эксперты;
информация об уже проведенных исследованиях.
Внутренние источники:
финансовая отчетность;
статистика производства, продаж, качества;
отчеты о проведенных ранее обследованиях;
различные статистические данные и пр.
К процессу сбора полезной информации можно привлечь и сотрудников компании. Это можно делать в форме беседы, интервью, а также при анкетировании.
Внешние источники информации. В каждом конкретном случае успешное создание стратегии неизменно предваряется определенными предпосылками, которые должны быть созданы в ходе скрупулезной подготовительной работы. Поэтому так важно проанализировать как можно больше разнообразных внешних источников информации о соответствующем рынке. К ним относятся всевозможные обзоры рынка, аналитические статьи, посвященные темам, существенным для разработки будущей стратегии. Внешним источником информации может служить даже анализ рекламы, которую дают соперники, ибо нередко она указывает на стратегические направления деятельности конкурирующей компании.
Внутренние источники информации. При разработке стратегии необходимо анализировать прежде всего уже имеющуюся у компании информацию. Ее анализ обязательно следует осуществлять на всех уровнях организации. Так, например, иногда имеет смысл выяснить, к какому источнику относится финансовая отчетность. Благодаря такого рода сведениям можно получить исчерпывающую картину развития компании за последние несколько лет, отследить различные тенденции ее развития, а также поставить, как это будет показано выше, некоторые стратегические задачи на основе определенных значений тех или иных финансовых показателей.
36. Внутренние источники информации
36. Внутренние источники информации
Наибольшую роль в информационном обеспечении анализа играет внутренняя информация , к которой относятся все виды хозяйственного учета: бухгалтерская и статистическая отчетность, учредительные документы, юридическая документация, проектная и другая техническая документация, нормативно-плановая документация и бизнес-план, акты аудиторских и плановых проверок. Внутренняя система информации является основной для управления деятельностью любого
субъекта хозяйствования. Она наиболее надежная и всесторонняя, так как формируется самим субъектом хозяйствования и включает данные бухгалтерского финансового учета, управленческого, в том числе производственного, учета, статистической отчетности и нормативно-плановую информацию.
Для проведения разных видов экономического анализа используются разный набор источников внутренней информации и различное их соотношение.
Внутренние источники информации:
• первичные документы, фиксирующие состав основных и оборотных средств и их оценку;
• первичные документы, отражающие хозяйственные операции и вызываемые ими
• движения денежных средств, а также доходы и расходы хозяйствующего субъекта;
• проектно-техническая документация (технические паспорта, технологические карты и др.);
• юридические документы, фиксирующие отношения с инвесторами, поставщиками и покупателями, заемщиками, эмитентами и вкладчиками;
• данные аналитического бухгалтерского учета;
• данные оперативного учета;
• данные статистического учета;
• бухгалтерская отчетность, включая все приложения и пояснительную записку;
• оперативная и промежуточная отчетность;
• акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, заключения коммерческих банков, судебных органов;
• материалы, характеризующие личный состав, особенно руководящий состав, анализируемого хозяйствующего субъекта;
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.2.3. Источники информации
6.2.3. Источники информации Постоянно обновляемым информационным ресурсом являются интернет-сайты. Они позволяют размещать информацию об инвестиционных проектах (поиске финансирования) и о возможностях осуществлять инвестиции (предложении финансирования). Различные
12. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации
12. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.Внутренние пользователи – лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для
2. Внешние и внутренние пользователи финансовой информации
2. Внешние и внутренние пользователи финансовой информации Внешних пользователей делят на три группы:1. Организации, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном порядке:–?налоговые службы;–?органы статистики;–?аудиторские фирмы, если
Источники информации
Источники информации Источников информации о нашем контрагенте достаточно много. На сегодняшний день сведения о контрагенте можно получить:• от самого контрагента;• от партнеров и клиентов (как своих, так и контрагента) в виде отзывов, мнений, рекомендаций и т. п.;• от
4.3. Источники информации
4.3. Источники информации Система внутренней отчетности. У любой фирмы существует внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
Источники информации
Источники информации Полезную информацию о технологиях сервиса и ремонта публикуют специализированные журналы, книги и сайты.Справочники и книги для автосервиса Купить: podpiska@remontauto.ru телефон: (495) 9802418Электронное управление дизельными двигателями Bosch: Учеб. пособие / Пер.
Источники информации
Источники информации Полезную информацию о технологиях сервиса и ремонта публикуют специализированные журналы, книги и сайты.Справочники и книги для автосервиса Купить: podpiska@remontauto.ru; телефон: (495) 980-24-18Вишневецкий Ю. Т. Слесарь по ремонту автомобилей: Учебник. – М.: ИТК
Источники информации
Источники информации Существует множество источников, из которых вы можете почерпнуть полезную информацию для эффективного планирования вашего общего профессионального и личного развития. Никогда не поздно воспользоваться ими. Обратитесь за помощью к своим
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ По рыночным ставкам имеются следующие источники информации:• опубликованные обзоры;• специальные обзоры;• клубные обзоры;• рекламные объявления.Описание источников и их сравнение дано в табл. 45.1.Таблица 45.1. Источники информации о
Внутренние источники
Внутренние источники Иногда заполнение вакантной должности в отделе сбыта из числа сотрудников фирмы имеет ряд очевидных преимуществ.• Это способствует улучшению морального климата, поскольку люди видят, что возможности для служебного роста имеются не только там, где
Методология и источники информации
Методология и источники информации Эта книга подводит итоги тридцати лет работы в сфере корпоративных преобразований. Занимаясь консалтингом и читая лекции, я много ездил по миру и имел возможность обмениваться впечатлениями и наблюдениями с высшими руководителями из
Источники информации
Источники информации Если вы в первый раз проводите бизнес-исследование, вас может удивить количество имеющейся информации. Буквально о каждом предприятии и виде деятельности в американском обществе имеются горы статистических данных и научных работ. Вы без труда
7. Внутренние источники разлада в семьях [59]
7. Внутренние источники разлада в семьях [59] Поскольку в нормальной семье взрослые люди — представители разных полов; а в семье нескольких поколений к тому же — и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государственная политика поддержки семьи и защиты
Источники маркетинговой информации
Знания о состоянии рынка, своей целевой аудитории и ее потребностей обеспечивают высокие продажи. Но чтобы отвечать этим потребностям, понимать, куда стоит расширяться, нужна качественная маркетинговая информация о клиентах и рынке, нужно знать где ее искать. Какие бывают виды маркетинговой информации и источники ее получения — читайте в статье.
Что такое маркетинговая информация
Маркетинговая информация — это данные о состоянии рынка и его составляющих: участников, продуктов, цен, условий и многих других. Это факты и цифры, которые так или иначе касаются функционирования компании. Именно эти данные позволяют принимать решения о дальнейшей работе с покупателем и с рынком.
Информация может быть объективной и субъективной. Объективная — это исследования, статистические данные. Субъективную нельзя оценить в цифрах, она подразумевает эмоции, чувства, мысли. Но первичный план работы с информацией одинаков: ее получают, систематизируют, анализируют, а на основе создают новые продукты и предложения, планируют действия компании.
Маркетинговая информация позволяет компаниям:
найти и использовать свои маркетинговые преимущества;
следить за маркетинговой средой, удерживать высокую конкурентоспособность;
обеспечить финансовую стабильность, прибыльность даже в кризисные периоды;
Все маркетинговые сведения должны быть полными и точными, актуальными и полезными. Мелкие детали могут внести существенные коррективы в политику компании и в продвижение продукта. Анализ сведений помогает найти новые способы, чтобы «зацепить» клиента, а значит может увеличить прибыль, клиентскую базу и лояльность покупателей.
Маркетинговая информация должна постоянно обновляться — рынок и желания покупателей непрерывно меняются. Свежие и актуальные данные лежат в основе любой маркетинговой деятельности.
Виды маркетинговой информации
Маркетинговая информация может быть нескольких типов в зависимости от источников ее охвата:
внешняя, ее получают из внешних источников;
внутренняя, ее берут из статистических данных, анализа продаж, клиентского спроса и других факторов.
Маркетинговая информация может квалифицироваться по периодичности ее возникновения и сбора данных:
постоянная — учитывает неизменные факторы;
переменная — учитывает данные, которые меняются под воздействием определенных условий, например, спрос на продукт в течение разных сезонов;
эпизодическая, то есть разовая — распространяется на конкретный продукт или случай.
По назначению сведения для маркетинговых исследований могут быть нескольких видов:
справочные — подходят для ознакомительного и вспомогательного применения;
нормативные — информация для нормативных, законодательных актов и других документов;
сигнальные — такой вид данных получается в ходе возникновения каких-то сложностей или отклонений от намеченного плана;
рекомендательные — включают в себя прогнозы, приоритеты выбора ценовой политики, рынка сбыта и других факторов.
По форме представления информацию могут представлять в текстовом, числовом виде и визуальном формате — графики, таблицы, инфографика.
Методы сбора
Информацию собирают и анализируют несколько членов команды или даже целый отдел предприятия. Принятые решения влияют на все процессы: от производства продукта и закупки сырья до реализации. Анализ маркетинговых сведений проводят с помощью четырех вспомогательных систем:
Система внутренней отчетности. Это показатели сбыта, суммы прибыли и издержек, а также другие внутренние данные.
Система сбора внешних сведений. Здесь учитываются все источники маркетинговой информации без исключения, как внутренние, так и внешние.
Система маркетинговых исследований. Она включает в себя сбор, систематизацию, анализ полученных данных.
Система анализа маркетинговых сведений. Это набор методов и приемов анализа маркетинговых данных.
Выделяют несколько методов сбора маркетинговых данных:
Наблюдатели пассивно регистрируют определенные процессы, действия, изменения. После этого делают вывод, как эти факторы повлияли на прибыль и другие процессы внутри компании. Особенно популярно наблюдение за поведением покупателей, в том числе и онлайн на страницах сайта. Наблюдение бывает полевое, то есть, в естественных условиях — в магазине, на сайте, в торговом зале. Также оно может быть кабинетным, где данные получаются посредством лабораторного исследования.
В этом случае исследователь изменяет один или несколько параметров и наблюдает, как это повлияет на текущую обстановку. Различают полевое исследование и лабораторный эксперимент.
К этому пункту можно отнести и интервью. Опросы проводятся для того, чтобы узнать у потенциальных клиентов мнения, пожелания, настроения, факты. Различаются сплошные и выборочные опросы, а также структурированные и неструктурированные, однократные и многократные, открытые и закрытые, прямые и косвенные.
Источники получения информации
Маркетинговую информацию структурируют на основе того, из каких источников ее получили. Она бывает двух типов:
первичная: содержит сведения и данные, полученные из опросов, личных бесед, во время деловых встреч и других контактов, а также на основе письменной информации;
вторичная: ее получают из статистики, справочного, аналитического и прогностического материала.
Первичные
Первичные источники маркетинговой информации необходимы в тех случаях, когда анализ вторичных данных не дает нужного результата или оказывается недостаточно полным. Эти данные получают из полевых исследований, которые проводят с целью решить конкретную маркетинговую проблему. Для этого рассматривают сам субъект или объект, который создает информацию.
Структура сбора и анализа данных включает в себя ответы на такие вопросы:
кого и как следует исследовать;
какие данные и в каком формате должны собираться;
кто именно будет заниматься сбором сведений;
какие методы лучше всего использовать в конкретном случае.
Первичная информация хороша тем, что ее собирают с конкретной целью решить проблему. Эти данные надежны, поэтому их держат в секрете от конкурирующих компаний. Сбор первичной информации часто требует много времени и финансовых затрат, но она поможет решить определенную проблему, будет способствовать повышению конкурентоспособности и прибыльности компании, ее продвижению на рынке.
Вторичные
Вторичная информация — это сведения из внешних и внутренних источников, разных исследований, цель которых отличалась от актуальной цели анализа. Собирать ее проще, чем первичную: не потребуется много времени и финансовых вложений.
Источники маркетинговой информации вторичного типа могут быть:
Внешними. Это нормативные законодательные акты, периодические издания и книги, монографии, газеты, обнародованные маркетинговые исследования.
При сборе вторичной маркетинговой информации необходимо следить за ее достоверностью и актуальностью. В ходе анализа может оказаться, что данные противоречат друг другу, но если использовать сведения из нескольких каналов одновременно, сопоставлять и анализировать их, то можно получить цельную картину.
Сбор информации
Данные собирают, основываясь на том, какую информацию нужно получить. Так если нужна первичная информация для решения определенной проблемы, то нужно спланировать, как провести исследования, какими они будут. Если вторичная — то нужно определить, как искать данные, какие источники подходят, а каким верить не стоит.
Сбор сведений для анализа осуществляют двумя методами:
проектным, при котором проводится разработка и реализация проектов, направленных для достижения конкретной цели;
системным, при котором организуется система, постоянно снабжающая компанию маркетинговой информацией и анализирующая ее.
Интернет стал основным поставщиком сведений о конкурентах, ценовой политике на рынке, покупателях, их желаниях и спросе на конкретный товар.
Обработка и анализ результатов
Обработка и анализ полученных данных — один из важнейших этапов маркетинговых исследований. Информацию систематизируют и вносят в таблицу, а затем создают визуальное представление и проводят сравнение с предыдущими результатами компании.
Обработку и анализ результатов можно разделить на несколько этапов:
Предварительный этап. Включает в себя редактирование, корректировку, кодирование, табулирование и представление полученных результатов в виде таблиц и графиков.
Оценка различий. Проводят разными способами, но всегда сопровождают промежуточными итогами и выводами.
Выбор методов исследования. Это может быть простой регрессионный и корреляционный анализ, а также множественный регрессионный анализ.
Разработка решений и стратегий. Проводится на основе выполненного анализа полученных данных.
Релевантность информации
Информацию считают релевантной, если она решает задачи исследования. Релевантность зависит и от того, насколько четким был план, какими методами пользовались и какими были источники маркетинговой информации. Поэтому нужно ответственно подбирать методы и источники, которые помогут как можно лучше решить проблему. Данные должны быть достоверными, полными, актуальными и применимы к жизни.
Еще одна важная характеристика релевантной информации — ее однозначность. В конце исследования вы должны получить конкретный результат и выводы. И уже на основании этого можно будет строить маркетинговую стратегию компании, вносить коррективы в запущенные кампании.
Если информация понятно представлена в графическом виде, она актуальна, однозначна и решает проблему, то ее можно считать релевантной.
Заключение
Чтобы провести анализ рынка, нужно выбрать релевантные источники маркетинговой информации, методы сбора и анализа. И первичные, и вторичные источники могут быть полезными при ответственном подходе. Нужно помнить, что важна систематичность, структурность и преемственность. Если следовать этим принципам, компания будет в курсе последних тенденций и сможет удерживать хорошую конкурентоспособность, регулярно повышать свою прибыльность и лояльность клиентов, обретать новые рынки сбыта.
Лекция по теме Коммерческая информация и ее защита
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Коммерческая информация и ее защита
1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности
1.1. Источники коммерческой информации
В современных условиях рыночных отношений успешно работать могут только те фирмы, руководство и специалисты которых располагают полной, достоверной и своевременной информацией. Коммерческая информация — это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Источники коммерческой информации делятся на внешние и внутренние.
Внешние источники информации:
а) данные государственной статистики;
б) сведения в средствах массовой информации о co стоянии рынка;
в) результаты маркетинговых исследований рынка конкретных товаров и услуг;
г) результаты специальных обследований.
Внутренние источники информации:
а) статистическая отчетность предприятия.
б) данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. (учет движения товаров и тары в магазине, учет товарных операций, учет движения денежных средств и т.д.)
в) бухгалтерская отчетность.
Используя внешнюю и внутреннюю информацию, фирма выявляет тенденции развития товарооборота, особеннос ти спроса населения на различные товары.
1.2. Виды коммерческой информации
— информация о требованиях рынка к товару;
— информация о конъюнктуре рынка;
— информация о конкурентной среде;
— информация о потенциальных возможностях торгового предприятия, его конкурентоспособности.
— Информация о покупателях и мотивах покупок — основа для принятия коммерческих решений. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уровень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Анализ этой информации позволяет снизить риск закупки неходовых товаров, обеспечивает увеличение объемов реализации товаров, укрепляют финансовую устойчивость предприятия.
— Информация о требованиях рынка к товару — необходима для правильного выбора торговым предприятием товаров и услуг, которые будут предложены покупателям. Коммерческие службы должны хорошо знать потребительские свойства и особенности продовольственных и непродовольственных товаров, их состав, производство и применение. Они должны учитывать то, в какой степени реализуемые товары отвечают запросам и потребностям покупателей. Необходимо также исследовать этапы жизненного цикла каждого вида товаров.
Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она определяется как совокупность характеристик товара, отличающих его от аналогичных товаров по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя (престижность, упаковка, соотношение цены и качества).
¾ Информация о коньюктуре рынка – сведения о спросе и предложении на рынке, о сегментах, емкости рынка, уровне цен.
Особенно важно учитывать соотношение спроса и предложения, выявляя неудовлетворенный спрос.
— Информация о конкурентной среде — это данные о конкурентах-поставщиках товаров и данные о конкурентах-покупателях товаров. При изучении поставщиков нужно изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и др.
— Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности — эта информация необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности, правильного определения направлений развития фирмы для обеспечения ее устойчивого финансового положения.
При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия.
На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.
1. Какую информацию относят к коммерческой информации?
2. На какие 2 вида делятся источники коммерческой информации?
3. Что относится к внешним источникам информации?
4. Что относится к внутренним источникам информации?
5. В чем различие внешних и внутренних источников информации?
6. Для чего нужна коммерческая информация? Кому она нужна?
7. Какие сведения включает в себя информация о покупателях?
8. Дайте понятие жизненного цикла товара
9. Что такое коньюктура рынка? Чем она определяется?
10. За счет чего обеспечивается конкурентоспособность торгового предприятия?
2. Коммерческая тайна и ее охрана
2.1. Понятие коммерческой тайны
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес
для коммерции. Засекречивая информацию, предприятия должны
исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды.
Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой (реализуемой)
Продукции и услуг. Чрезмерное засекречивание коммерческой деятельности
может обернуться потерей прибыли.
Коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим
соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах
Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты. Это
сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой
тайне фирмы. Они подлежат защите службой безопасности от возможных
посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.
Носителями коммерческих секретов являются руководители предприятий,
а также служащие, допущенные к коммерческим секретам.
Коммерческие секреты различаются по нескольким признакам :
по природе коммерческой тайны:
— рекламные;
— интеллектуальные и др.
по принадлежности собственнику:
— собственность группы предприятий;
—
собственность отдельного лица;
— собственность группы лиц и т. д.
по назначению — результаты определенных видов деятельности:
— сведения о финансовой деятельности предприятия;
— деловые планы и планы производства новой продукции;
— информация о маркетинге фирм;
— информация о сотрудниках;
— деловая переписка и информация и др.
В торговых предприятиях коммерческой тайной являются сведения, которые
касаются торговых отношений:
а) организация и размеры оборота;
б) состояние рынков сбыта;
в) сведения о банковских операциях;
г) сведения о поставщиках товаров;
д) сведения о потребителях и т. д.
К источникам закрытой коммерческой информации относятся схемы, документы,
технологии, изделия, образцы.
Секретность названной информации защищает производителей,
коммерческие структуры от недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция — это различные противоправные действия
в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента,
обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п. Значительное место здесь занимает
Промышленный шпионаж — незаконный сбор сведения, составляющих
коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом
или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем.
Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф:
«конфиденциально, «остро конфиденциально», «конфиденциально,
только адресату» и др.
Информация, содержащая служебную тайну имеет гриф «для служебного
Для обеспечения сохранности секретной информации на предприятии
обязательно должен быть письменный приказ руководителя,
устанавливающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
С этим перечнем необходимо знакомить под расписку сотрудников,
с которых берется подписка (или обязательство в трудовом договоре)
о неразглашении коммерческой тайны.
Виды документов, которые не могут составлять коммерческую тайну:
ü учредительные документы («Учредительный договор) и Устав;
ü документы, дающие право заниматься предпринимательской
ü деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
ü сведения по установленным формам отчетности о
ü финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения,
ü необходимые для проверки правильности уплаты налогов;
ü документы о платежеспособности;
ü соглашения, предложения, квоты;
ü списки персонала, информация о сотрудниках, крупные договоры с банками;
ü договоры купли-продажи; контракты на поставку товаров и др.;
ü сведения о перспективах рынка сбыта, источниках сырья, выгодных партнерах;
ü списки клиентов и продавцов;
ü информация, представленная партнерами;
ü данные о цене (стоимости) товаров и услуг, о технологии;
ü деловые планы и планы производства новой продукции.
2.2. Защита коммерческой тайны
Пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может обернуться потерей
Каждый работник должен быть обучен правилам хранения, обращения с секретной
информацией и знать ответственность за нарушение ее сохранности. Руководитель
предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней
безопасности и секретного делопроизводства, за персоналом.
— определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;
— установление сроков секретности;
— определение носителей секретной информации (сотрудников, документы,
изделия, средства хранения и передачи информации);
— разработка схем работ с конкретными сведениями, в конкретных
носителях, в конкретном месте и в конкретное время.
Каждый сотрудник, независимо от своего служебного положения, должен
владеть только той информацией, которая ему необходима для работы. Круг
лиц, знающих коммерческую тайну, должен быть максимально сужен.
Необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам.
Руководитель предприятия должен утвердить инструкцию по работе
с секретными документами и ознакомить с ней под роспись соответствующих
сотрудников. Они должны дать письменные обязательства о сохранении
коммерческой тайны фирмы.
На предприятии должна быть установлена система материального
и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной
1. Когда возникает коммерческая тайна?
2. Какие должностные лица являются носителями коммерческой информации?
3. По каким признакам можно классифицировать коммерческие секреты?
4. В чем заключается недобросовестная конкуренция?
5. Что включает в себя понятие «промышленный шпионаж»?
6. Назовите меры по защите коммерческих секретов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.