что не относится к типам рыночных структур
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия
Рыночная экономика — сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Рассмотрим их более подробно.
Понятие и типы рыночных структур
Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.
Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.
Ключевые характеристики типов рыночных структур:
Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).
Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:
Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.
Совершенная (чистая, свободная) конкуренция
Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.
То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.
На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.
Особенности или условия совершенной конкуренции:
Монополистическая конкуренция
Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.
Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».
К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.
Особенности или черты монополистической конкуренции:
Олигополия
Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.
Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.
Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.
Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:
Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.
Особенности или условия олигополии:
Чистая (абсолютная) монополия
Рынок чистой монополии (англ. «Monopoly») — характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.
Абсолютная или чистая монополия — полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия — рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.
Законодательство многих стран (в т. ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, демпинг ).
Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественные монополии.
Особые разновидности или типы монополии:
Особенности или условия монополии:
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Типы и виды рыночных структур
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и типология рыночных структур
Рыночную структуру можно определить, как совокупность множества особых признаков и черт, которые отражают особенности предприятия и функционирования какого-либо рынка определенной отрасли. Сама структура рынка является числом и возможностями продавцов и покупателей на определённом рынке. Так, это понятие должно характеризовать аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма рассматриваемое предприятие. Эти аспекты можно рассмотреть на рисунке ниже.
Рисунок 1. Аспекты рыночной среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения теории, количество рыночных структур может быть более чем обширным. Однако, большое количество экономистов полагают, что есть возможность упрощать этот анализ, прибегая к типологии рыночных структур.
Это может исходить из ряда базовых параметров признаков отраслевого рынка. Среди них:
Готовые работы на аналогичную тему
Так, эти признаки формируют наличие разных видов отраслевых рынков или разных моделей рынка.
Виды рыночных структур
Рассмотрим типы рыночных структур на следующем рисунке.
Рисунок 2. Виды рыночных структур. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из этих структур обладает отличительными чертами, такими как степень рыночной власти и степень развития отношений конкуренции на рынке.
Типы рыночных структур и модели
В рамках рассмотренных ниже типов рыночных структур, можно говорить о классификации, которая основывается на количестве продавцов и их поведении. Однако в рамках рынка существует два субъекта – это покупатели и продавцы. С точки зрения покупателей и их числа выделяются следующие типы:
Монопсонией можно назвать ситуацию, в рамках которой доминирует лишь один покупатель и существует много продавцов. Ситуация такого рода неординарная и встречается редко.
Олигопсонией можно назвать ситуацию, когда существует несколько крупных покупателей, и в рамках своего статуса они диктуют рынку свои условия, в рамках олигопсонии рынок – конкурентный с также конкурентный множеством представленных на нем покупателей.
Чаще, классификация рыночных структур осуществляется на основании конкурентности. В рамках этого можно выделить рынок совершенной (свободной) конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Рынок несовершенной конкуренции делится на олигополистический рынок, монополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.
Можно выделить такие типы рыночных структур, как:
Наличие чистой монопсонии признать практически невозможно. Это потому, что для продукта, производимой монополией, почти во всех случаях можно определить заменитель. Кроме того, в рамках международной торговли можно приобрести аналогичный заграничный товар-заменитель.
Также, сложно определить структуру чистой конкуренции. Например, рынок сельскохозяйственных продуктов удовлетворяет ее требованиям, как описывают. Однако, сложно при ограниченных участках земли соответствовать требованиям свободного вхождения в рамки рынка. Также, производители сельскохозяйственных продуктов не выходят обычно непосредственно на рынок, а работают по заказам и договорам.
Что не относится к типам рыночных структур
Структура рынка: понятие, разновидности и их сравнительный анализ
Структура рынка вбирает в себя ряд структурных переменных, таких как количество фирм, барьеры для входа и выхода, дифференциация продукции и так далее, которые определяют уровень конкуренции на рынке.
Основными рыночными структурами являются: (1) монополия, (2) олигополия, (3) монополистическая конкуренция и (4) совершенная конкуренция.
Существует целый ряд факторов, которые влияют на кривые спроса и кривые издержек рынка и в конечном счете определяют, получают ли фирмы на этом рынке какую-либо положительную экономическую прибыль в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе и обладают ли они рыночной мощью.
К таким ключевым переменным относятся:
Характеристики
Ниже приведены важнейшие детерминанты любой рыночной структуры.
#1. Количество фирм
Число фирм, конкурирующих на рынке, возможно, является единственным и наиболее важным фактором, определяющим прибыльность каждой фирмы на рынке.
Если есть только одна фирма, она обретает возможность устанавливать свою цену, стабильно наращивая положительный экономический доход.
Если фирм много, конкуренция превращает каждую фирму в этакого ценоискателя, принуждая ее продавать по преобладающей рыночной цене или же ничего не продавать, что приводит рынок к нулевой экономической прибыли.
Монополия имеет только одну фирму, дуополия — только две, олигополия характеризуется несколькими фирмами, монополистическая конкуренция имеет значительное число фирм, а совершенная конкуренция имеет наибольшее число фирм, каждая из которых настолько мала, что никак не может повлиять на рынок.
#2. Степень концентрации
Степень концентрации отражает размер рыночной доли, занимаемой ведущими фирмами.
Существует целый ряд показателей, таких как индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Ротшильда и коэффициент концентрации четырех фирм, используемых для оценки степени концентрации рынка.
Монополия имеет самую высокую степень концентрации, за которой следует олигополия.
Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция имеют низкую степень концентрации, но в условиях совершенной конкуренции доля рынка одной фирмы ничтожно мала.
#3. Природа продукта и его заменителей
Вопрос природы продаваемого продукта очень важен для определения способности фирмы устанавливать цену выше рыночной.
Если продукт стандартизирован, он имеет несколько заменителей, что исключает возможность фирмы взимать за него премию.
Если же продукт дифференцирован, то есть к нему «прилагается» некоторая дополнительная ценность наподобие бренда, исключительных индивидуальных особенностей, характера рекламы и так далее, из-за чего потребители и придают продукту некоторую дополнительную ценность, то фирма может взимать за него немного больше.
Фирмы в условиях совершенной конкуренции имеют полностью стандартизированный продукт с множеством заменителей. Фирма, обладающая монополией, имеет продукт с небольшим количеством заменителей.
Фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции характеризуются дифференцированными продуктами.
#4. Барьеры для входа и выхода
Степень, в которой существующие фирмы на рынке могут ограничить выход новых фирм на рынок, является показателем так называемой рыночной власти. Барьеры для входа могут возникать либо из-за патентов, авторских прав, эффекта масштаба и так далее.
Наиболее высокие барьеры входа наблюдаются в случае монополии и в некоторой степени в случае олигополии. Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция, с другой стороны, имеют очень низкие барьеры для входа.
#5. Кривая спроса
Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную мощь фирмы, является эластичность спроса на ее продукцию и характер кривой спроса.
Фирма, обладающая монополией на продукт, сталкивается с нисходящей кривой спроса, и этот продукт, как правило, имеет очень низкую эластичность спроса.
В случае олигополии, даже если кривая отраслевого спроса наклоняется вниз и рыночная эластичность спроса низка, каждая отдельная фирма имеет кривую спроса и эластичность спроса, которые менее круты, чем общий рынок.
С другой стороны, фирмы в условиях совершенной конкуренции сталкиваются с горизонтальной кривой спроса и, следовательно, с теоретически бесконечной ценовой эластичностью спроса.
#6. Кривые затрат
Существование эффекта масштаба и растущей отдачи от масштаба притягивают рынок к монополии и/или олигополии.
Это происходит потому, что при низких средних издержках производства более крупные фирмы могут производить продукт по более низкой цене, что дает им значительное преимущество в ценообразовании более мелких фирм вне рынка.
Когда минимальный эффективный масштаб (минимальный уровень выпуска продукции, при котором средние общие затраты минимальны) высок, барьеры для входа также высоки, потому что каждый участник должен принести большие инвестиции для установки возможной мощности.
Сравнение
В следующей таблице приведены основные характеристики популярных типов рыночной структуры:
Основные рыночные структуры
Структура рынка
Структура рынка указывает на число продавцов и покупателей, на их долю в количестве реализуемого и покупаемого товара, степень стандартизации продукции и легкости входа на рынок и выхода из него.
Признаки, по которым можно разделить рынки, и их классификация
Понятие «рынок» подразумевает зачастую совокупность множества видов и типов рынка, которые друг от друга отличаются различными признаками. Общепринятая их классификация отсутствует, но, несмотря на это, рынки можно разделить по определенным признакам на группы: по пространственному, функциональному, организационному. Выделяются следующие группы по признаку организационному, то есть по степени, в какой ограничивается конкуренция:
Рыночные структуры и конкуренция
Краткую характеристику моделей можно изобразить следующим образом. Очень большое число мелких фирм существует в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Они производят одинаковый (стандартизированный) продукт, барьеры проникновения в ту или иную отрасль отсутствуют. Другими словами, продукт может быть выпущен любой желающей фирмой.
Условия рыночной структуры чистой монополии, напротив, предполагают наличие в качестве продавца одной фирмы, недифференцированного продукта, а также различных барьеров, существующих на пути проникновения производителей в отрасль.
Что же характерно для монополистической конкуренции? Довольно большое количество крупных фирм, которые производят дифференцированный продукт (например, обувь, одежду), а также довольно свободное вхождение в ту или иную отрасль.
Классификация рынков с точки зрения покупателей
Совершенная конкуренция
Главными особенностями, которые определяют данный рынок, можно считать следующие:
Совершенная конкуренция имеет место в сферах деятельности, в которых действует довольно много мелких покупателей и продавцов одинакового (идентичного) товара, поэтому на его цену не может повлиять ни один из них. Цена определяется здесь свободной игрой предложения и спроса в соответствии с законами функционирования рынка. Существование большого числа продавцов и покупателей означает, что каждый из них владеет одинаковой информацией о рынке и застает сложившийся уровень цен, который он не может изменить, поскольку рынок диктует сам цену товара. Данная ситуация позволяет на равных условиях с уже существующими продавцами приступить новым производителям к своей деятельности. Производители, с другой стороны, могут покинуть рынок, беспрепятственно выйти из него. Свобода перемещения означает постоянное изменение числа производителей. Оставшиеся продавцы, в то же время, не могут контролировать рынок, так как их крайне много и они являются мелкими его участниками.
Несовершенная конкуренция
Рынки, где либо продавцы, либо покупатели могут воздействовать на цену, называются несовершенно конкурентными. Например, это рынки автомобилей, фирменных ресторанных блюд и др.
Индивидуальные продавцы на несовершенно конкурентных рынках могут влиять на цену продукции, которую они производят. Конечно, стремясь максимизировать прибыли, производители учитывают эту возможность. На практике самое важное значение имеют черты трех типов рынков с несовершенной конкуренцией: монополии, олигополии и монополистической конкуренции. На каждом из них имеется, как и на рынках совершенно конкурентных, множество продавцов, и при этом ни один не может влиять собственными действиями на рыночную экономику.
Различные формы принимает несовершенная конкуренция. Классификация рыночных структур, относящихся к ней, включает четыре основные формы:
Ситуации на реальных рынках
К тому же в условиях международной открытой торговли можно приобрести вместо национального продукта аналогичный заграничный, который будет близким к нему. Сложно представить себе, с другой стороны, и рыночную структуру, которая соответствует чистой конкуренции. Рынок сельхозпродукции, как считается, удовлетворяет ее требованиям. Это во многом справедливо. Однако нелегко при ограниченных участках земли соответствовать требованиям свободного вхождения в него. К тому же производители на этом рынке не выходят обычно непосредственно на него. Они работают по биржевым заказам либо по договорам.
Естественная монополия
Можно выделить в связи с вышесказанным естественную монополию. Это чистая монополия, но при этом обусловленная не существующими для вступления в ту или иную отрасль искусственными препятствиями, а связанными с эффективностью причинами, когда очевидно эффективнее является деятельность одной фирмы, чем наличие конкурирующих организаций. Можно привести множество примеров монополии естественной: местное обеспечение газом, электроэнергией, услуги телефонной связи и др.
Чистая монополия
Описывая основные рыночные структуры, скажем пару слов и о чистой монополии. Это ситуация, при которой существует лишь один продавец товара, не имеющего близких заменителей. Также под данным термином подразумевается сам единственный продавец данного товара. В резком контрасте с конкурентным рынком находится рынок, на котором доминирует монополия. Есть лишь один источник предложения у покупателей, которые хотят приобрести товар монополиста. У этой фирмы нет продавцов-соперников, которые конкурируют с ней на рынке.
Чистая монополия как понятие является абстрактной. Существует очень небольшое число продуктов (если они вообще есть), которым нельзя найти заменителей. Например, почтовая служба является лишь на первый взгляд единственным поставщиком, предоставляющим услуги по доставке писем. Однако их можно заменить телекоммуникациями, в том числе электронной передачей сообщений, а также службой экспресс-доставок.
Олигополия
Продолжим описывать типы рыночных структур. Олигополия предполагает наличие небольшого числа производителей товара на рынке, действующих совместно. Характерной чертой является то, что они немногочисленны и могут индивидуально воздействовать на рынок. Дуополия является простейшим случаем олигополии.
Монополистическая конкуренция
Выделяя типы рыночных структур, следует отметить также монополистическую конкуренцию. Она осуществляется, когда между собой соревнуется множество продавцов для того, чтобы продать на рынке дифференцированный продукт, при этом возможно появление новых производителей.
Можно выделить следующие характерные черты монополистической конкуренции.
Типы рыночных структур и их особенности
Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином «рыночная структура».
Рыночная структура – основные характерные черты рынка, в число которых входят количество и размеры фирм, характер продукции, лёгкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность информации, степень контроля или власти над ценой.
На некоторых рынках (например, зерна) конкуренция принимает форму соперничества множества мелких производителей, продающих в сущности идентичную продукцию, где вход и выход ничем не ограничены. На других рынках (например, автомобилей или компьютеров) конкуренция происходит между несколькими крупными фирмами – производителями, занимающими значительную долю рынка.
Фирмы-производители могут предлагать как однообразную, так разнообразную (дифференцированный продукт) продукцию.
Под однообразностью продукции понимается ситуация, при которой разные фирмы выпускают сходную (идентичную) продукцию.
Под «лёгкостью входа» понимается тот факт, что фирмы, которые только ещё приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен, которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов; доступа к государственным лицензиям и т.д.
Под «лёгкостью выхода» понимается, что фирмы не сталкиваются с какими-либо трудностями, юридическими барьерами, покидая рынок.
Барьеры для вступления в отрасль – это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.
Под равным доступом к информации подразумевается то, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды ресурсов, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают всё, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.
Исходя из определяющих признаков, характеризующих рыночную структуру, экономисты различают 4 типа рыночных структур (моделей рынка):
1. Cовершенную (чистую) конкуренцию;
2. Монополистическую конкуренцию;
Характеристики этих четырёх моделей рынка можно обобщить в виде табл. 10.1.
Характерные черты четырёх типов рыночных структур.
Тип рыночной структуры | Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия входа и выхода | Доступность информации | Контроль над ценой |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная (стандартная) продукция | Очень лёгкие, препятствия отсутствуют | Равный доступ ко всем видам информации | отсутствует |
Монополистическая конкуренция | Много небольших фирм | Разнородная (дифференцированный продукт) | Сравнительно лёгкие | Некоторые ограничения | Некоторый, в довольно узких пределах |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Стандартизированный или дифференцированный | Наличие существенных препятствий | Некоторые ограничения | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре |
Чистая монополия | Одна фирма | Уникальный, нет близких заменителей | Практически непреодолимые барьеры при входе | Некоторые ограничения | значительный |
Опираясь на табл. 10.1, кратко охарактеризуем типы рыночных структур, учитывая, что более подробный анализ каждого типа будет сделан далее отдельно.
В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль (примеры – производство зерна, кукурузы и других с/х продуктов).
На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (пример – местная электрическая компания).
Третья рыночная структура, носящая название олигополия, представляет собой рынок нескольких фирм, причём, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Причём каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых её конкурентами, и должна учитывать эти решения в своём поведении в области ценообразования и определения объёма производства.
Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь и алюминий), или дифференцированы (например, автомобили). Вступить новым фирмам в олигополистическую отрасль достаточно сложно.
Ещё один тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция – характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, обувь, парфюмерию и др.).
Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает большое число мелких фирм, а также лёгкость входа и выхода из отрасли. Однако в данном случае продукция различных фирм дифференцирована.
Рассмотренные рыночные структуры распадаются на две группы: реальные типы и идеальные (абстрактные) типы. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Совершенная конкуренция и чистая монополия как рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально существующих рынков, а представляют собой скорее абстрактные типы рыночных структур.
Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции. В наибольшей степени отвечают требованиям совершенной конкуренции некоторые рынки сельскохозяйственной продукции (пшеницы), а также некоторые финансовые рынки (рынок ценных бумаг). В то же время крайне трудно найти рынки, представляющие собой чистую монополию.