что не относится к техникам скрытого внушения
Техники скрытого внушения
Недирективный (эриксоновский гипноз), как инструмент терапевтического внушения возник в конце 60-х годов двадцатого столетия. Его родоначальником стал выдающийся психотерапевт и доктор медицины, Милтон Эриксон.
Основной принцип действия недирективного гипноза заключается в скрытых командах, которые «прячутся» за вербальные конструкциями.
И тогда внушение звучало, немного по-другому: «Я не знаю, какой именно глаз захочет закрыться первым, правый или левый, а может и какой-нибудь другой…»
В настоящее время, техники недирективного гипноза используются, как в психотерапии, так и в политике, бизнесе, журналистике, пиаре, рекламе, бизнесе.
Рассмотрим некоторые из них:
Правило четырех ДА
Сознание человека устроено так, что если оно согласилось уже с двумя, а лучше с тремя, обращенными к нему утверждениями, то и в четвертый раз, оно, скорее всего, согласится. Потому что, здесь срабатывает механизм инертности.
Вот пример этой техники, которая использовалась на одном из психологических сайтов для прохождения платного, как оказалось, теста:
« Вы находитесь на странице онлайн тестирования. Перед Вами психологический тест «Насколько Вы обидчивы?». Если Вы хотите чувствовать себя превосходно и уверенно, и навсегда забыть о чувстве обиды, то Вы можете прямо сейчас расслабиться и подготовится к тестированию. Данный тест содержит 38 вопросов. После прохождения теста, Вас ждет интерпретация Ваших ответов с полезными советами от наших психологов….»
На первый взгляд, здесь нет ничего странного. Обычный с виду текст, который ничего не навязывает и не «впаривает», как это может показаться вначале.
Давайте рассмотрим этот текст подробнее, чтобы увидеть здесь первую скрытую технику внушения «Правило четырех ДА».
Возьмем первое предложение « Вы находитесь на странице онлайн тестирования.» Подсознательно мы согласны с этим заявлением, так как оно очевидное. Мы действительно, находимся на этой странице. Со следующим предложением: «Перед Вами психологический тест «Насколько Вы обидчивы?» мы тоже согласны. То же самое происходит и с третьим утверждением и четвертым: «Если Вы хотите чувствовать себя превосходно и уверенно, и навсегда забыть о чувстве обиды, то Вы можете прямо сейчас расслабиться и подготовиться к тестированию. Данный тест содержит 38 вопросов».
Со всеми утверждениями мы согласились, поэтому, нам будет проще согласиться и с другими. Эта техника отлично работает для завязки рекламного «события».
Очевидное предположение
К функциям нашего сознания относится функция субъективного контроля. Именно поэтому, прямые директивные команды могут не восприниматься сознанием, как стимул к действию.
Посему, для того, чтобы произвести скрытое внушение нужно отвлечь сознание человека на чем-нибудь менее важном для него и произвести незаметную для сознания команду.
Приведу пример косвенного внушения, который использовался в тексте этого же сообщения, предлагавшего пройти платный психологический тест:
«Когда Вы пройдете этот тест и прочитаете все рекомендации, то Вы сможете с легкостью избавиться от чувства обиды и наслаждаться своей уверенностью…»
В чем здесь секрет?
Скрытое внушение таится, как вы могли заметить, в первой части сообщения:«Когда Вы пройдете этот тест и прочитаете все рекомендации…».
Основная идея этого приема заключается в том, что решение о прохождении данного теста, как-будто уже дело решенное. Однако акцент ставится на выгоды, которые получит человек, проходящий этот тест (…то Вы сможете с легкостью избавиться от чувства обиды и наслаждаться своей уверенностью…»).
Сознание человека сосредотачивается на тех выгодах, которые получит человек, и поэтому, оно, практически без фильтров пропускает скрытое внушение.
Фразы-связки
Существуют в нашем лексиконе такие слова и фразы, которые связывают части предложения. Прежде всего, это слова: Поскольку; Поэтому; Потому что; Следовательно; Отсюда следует; Чем…тем и т.п.
Дело в том, что эти слова и фразы делают наш текст логичным. И даже если написать предложение, в котором, по сути, нет никакой логики, но связать их одним из этих слов, то фраза звучит логично.
Для примера, возьмем фразу, которая также была в тексте на данном психологическом сайте: «Поскольку этот тест составляли профессиональные психологи, вы сможете быть уверенным, что избавитесь от чувства обиды раз и навсегда…»
Звучит логично, не правда ли?
Но если вдуматься, откуда здесь связь, между профессиональными психологами, составлявшими тест и избавлением от чувства обиды?
Однако, за счет слова-связки «Поскольку», предложение приобретает логическую форму и смотрится убедительно. Главное, чтобы с какой-то частью предложения человек согласился. И уже не важно, насколько логичными будут дальнейшие выводы предложения. Этот прием работает безотказно.
Выбор без выбора
Довольно хитрый манипулятивный прием. Как правило, он бывает двух видов:
Первый, когда вы предлагаете человеку выбор, либо одно, либо другое. Но, один из вариантов, для человека совершенно неприемлем. К примеру, вы можете написать на сайте:
«Вам удобнее оплатить диск почтой (цена вырастает в 2,5 раза, и ждать около недели) или скачать информацию с диска прямо сейчас всего за 500 рублей?»
Разумеется, любой нормальный человек выберет «скачать прямо сейчас за пятьсот рублей».
В чем хитрость этого приема?
Если до этого, человек даже и не задумывался о приобретении рекламируемого диска, то прочитав этот текст, человек неосознанно пытается схватиться на любой, приемлемый для него вариант.
Второй вид, это когда вы предлагаете человеку два или более вариантов, но любой из них вам подходит. Например, вы можете написать или сказать: «Вам удобнее будет пройти тест у нас в офисе или в режиме онлайн, зайдя на страницу теста в Интернете?»
Человек в данном случае получает иллюзию выбора и также пытается выбрать наиболее подходящий для него вариант.
Ясно, Очевидно, Понятно
По непонятным причинам эти слова обладают каким-то гипнотическим действием. Даже если вы говорите или пишите совершенно не очевидную фразу, но сопровождаете ее одним из этих слов, то смысл сказанного или написанного приобретает убедительность. Например:
«Это же очевидно, что данный тест поможет вам по-новому взглянуть на происходящее внутри вас!»
В этом случае, человеку проще согласиться с «очевидным» фактом, чем пытаться опровергнуть его.
Незавершенное действие
Эта техника очень эффективно применяется в рамках другой техники скрытого внушения – «тройной спирали». Ее основная идея заключается в том, что во время беседы или написания текста, вы прерываете действие в наиболее напряженный или кульминационный момент. Человек пытается узнать, а что же будет дальше. И он вынужден читать ваш текст до конца, чтобы увидеть дальнейшую развязку.
Такой техникой очень любят пользоваться пиарщики, когда пишут свои пресс-релизы о каком-либо предстоящем событии. Этим же приемом воспользовались в свое время рекламщики МТС, когда проводили свой знаменитый ре-брендинг с белым яйцом на красном фоне. Тогда, во время этой рекламной кампании, очень многие люди задавались вопросом: «Что же это такое?»
Так же этот прием еще называется «тизер», от английского слова tease-дразнить. Когда на сайте, например, пишут: «Вы 3599000 пользователь. Узнайте, прямо сейчас, какой подарок вы выиграли…».
В сознании человека рождается незавершенное действие, поэтому человек хочет логически завершить его, путем нажатия на нужную кнопку.
Количество повторений
Данная техника, довольно эффективна не только для написания качественных статей, но и при публичных выступлениях. Смысл ее заключается в том, что для того, чтобы информация наилучшим образом осела в сознании человека, основные тезисы следует повторять более, чем три раза, меняя при этом конструкции фраз. Иными словами, вы доносите важную мысль, потом пишите или говорите фразу-связку (иначе говоря; следовательно; под этим я имею в виду и т.п.) и повторяете смысл своего послания.
Таким образом, повторяя свою мысль несколько раз, вы сможете наиболее эффективно внушить ее конкретному человеку или аудитории.
Прямая команда
Закажи прямо сейчас; Позвони по номеру … и т.п.
Успешные копирайтеры и маркетологи знают, что такой прием отлично зарекомендовал себя в продающих текстах не только в Интернете, но и в любой другой рекламе. В психологии прием прямой команды называется постгипнотическим внушением.
Единственное правило: эту технику нужно применять в конце рекламного текста, тогда она, как снайперская пуля, готова поразить цель и превратить потенциального клиента в постоянного (еще Штирлиц говаривал, что запоминается только последнее сказанное).
Теперь вы знаете, наиболее эффективные техники скрытого внушения, которые применяются не только в психотерапии, но и в рекламе, продажах, пропаганде и журналистике.
Не попадайтесь в психологические сети или используйте их в своей практике для предания вашим текстам и речи большей убедительнее. Файт!
Все о скрытом гипнозе
Введение в особое состояние сознания — сложное и многогранное явление, которое включает большое количество способов и методик. Скрытый гипноз занимает особое место среди всех разновидностей воздействия, а его техники используются во многих сферах в современном мире. Защититься от него сложно, поскольку подобное влияние часто не заметно даже для самых внимательных людей.
В чем отличие от классического гипноза
Под классическим гипнозом следует понимать особое состояние сознание, возникшее у человека под влиянием самовнушения, гипнотических манипуляций со стороны другого человека или спонтанного стороннего воздействия. Это явление человеческого сознания носит временный характер, проявляется в фокусировке внимания и повышенной внушаемости.
Принципом действия классического гипноза является добровольность проведения процедуры, т. е. гипнотизируемый человек осознаёт происходящее и понимает, какие манипуляции производятся над его сознанием. В этой характеристике и заключается главная особенность рассматриваемого явления.
При скрытом внушении гипнотизируемый человек подвергается стороннему воздействию неосознанно. Введение в особое состояние проводится путём прямого влияния на подсознательные области. Сознание не участвует в процессе, поэтому не может критически оценивать происходящее. Человек воспринимает ситуацию как нормальное, естественное течение событий.
Несмотря на то что техника скрытого гипноза обладает более слабым эффектом, чем классический, он способен существенно повлиять на гипнотизируемого. Во время скрытого воздействия на подсознание, человек не понимает того, что поступки и мысли были продиктованы извне, а не происходили по доброй воле.
Однозначного мнения относительно существования методов скрытого гипноза не существует. В научном представлении такое воздействие невозможно, т. к. противоречит самой природе гипноза, при которой происходит осознанное психическое восприятие.
Что влияет на успешность внушения
Но при рассмотрении этой проблемы стоит учитывать ещё один момент — успешность гипнотического воздействия зависит от нескольких факторов:
Скрытое внушение возможно даже посредством телевидения
Определённые обстоятельства, применение особых методик, высокая внушаемость гипнотизируемого человека — эти факторы могут создать условия для проведения манипуляций, которые подпадают под критерии понятия скрытого внушения.
Техника скрытого влияния, независимо от особенностей различных методов, включает три принципа.
Важные элементы скрытого гипноза:
Как возникли скрытые методики
Человек стремился влиять на окружающих с древнейших времён. Особенно большой соблазн касался скрытого воздействия на своих врагов, конкурентов, возлюбленных. Это эгоистичное стремление стало основой многих магических и колдовских ритуалов. Практики скрытого воздействия на подсознание были распространены во многих языческих религиозных течениях.
Во время развития научного подхода к осмыслению гипнотических влияний попытки скрытно воздействовать на людей не прекратились. Они получили новое развитие.
Основоположником скрытого воздействия на подсознание можно считать Милтона Эриксона. Он освоил и развил особый вид гипноза. Американский психиатр осуществлял внушение в завуалированной форме через скрытые смыслы фраз и выражений.
В XX веке широкое распространение и развитие получило нейролингвистическое программирование. Оно также имеет много общего с основами скрытого гипноза. В основе НЛП лежат сложные техники копирования и повторения особенностей поведения, характера и внешности определённого типа людей. Эти техники позволяют обеспечивать нужное воздействие на окружающих ради достижения определённых целей. НЛП пользуется большой популярностью в современном обществе.
Техника Мелихова
Несмотря на осуждение в обществе, техника скрытого гипноза получила широкое развитие. Его научное осмысление и обоснование продолжается и сегодня. Одним из ярких теоретиков и практиков рассматриваемого феномена является И.Н. Мелихов. Его труд посвящён практическому руководству по скрытому гипнозу.
В этой работе Мелихов подробно излагает историю развития гипноза, выделяет особенности скрытых методик. Помимо теоретических моментов, в книге представлено практическое руководство использования авторской методики скрытого воздействия на подсознание.
Обучающие материалы по методике Мелехова
Техника скрытого гипноза Мелихова имеет чёткую и понятную структуру. Методика содержит четыре основополагающих блока.
Кем и когда применяется
Различные явления, основанные на скрытых воздействиях в отношении подсознания, широко распространены. Применение незаметного гипноза чаще направлено на достижение корыстных и преступных целей.
Сферы, в которых активно используются методики и элементы незаметных манипуляций, основанных на гипнозе:
Применение скрытого гипноза в лечении давно доказало свою эффективность
Позитивной и созидательной сферой применения скрытого гипноза является лечение различных недугов. Воздействие на подсознание способно эффективно помочь при лечении различных зависимостей. Применение гипноза оправдано, когда сам больной не хочет бороться с недугом и его устраивает существующее положение вещей. Скрытое внушение позволяет сформировать подсознательные установки, которые направлены против употребления алкоголя, наркотиков. Незаметный гипноз используют для лечения психологических расстройств, сопровождающихся наличием у больного различных навязчивых мыслей.
Как уже было отмечено выше, способы гипнотического воздействия активно применяются в корыстных целях. Так, большое распространение имеет уличный гипноз, когда случайный собеседник путём разговора влияет на подсознание и добивается целей получения каких-либо материальных или финансовых выгод.
Уличная техника скрытого гипноза активно применяется всевозможными мошенниками и сектами. Способами незаметного воздействия хорошо владеют цыганки. Методы скрытых манипуляций с подсознанием для побуждения людей к принятию определённых решений является основой развития современного общества потребления.
Типичные примеры тайного влияния
Чтобы понять техники гипнотизеров, полезно разобрать несколько ярких и наглядных примеров. Рассмотрим несколько случаев с применением уличного гипноза, а также разберём наличие элементов скрытых воздействий на подсознание при манипуляциях и в народной культуре.
Уличный скрытый гипноз
Любой человек может столкнуться с попытками незаметного воздействия на улице со стороны гипнотизёров. Такими практиками целенаправленно занимаются многие люди. Формы и методики такого влияния могут быть самыми разнообразными.
Пример скрытой уличной манипуляции, который может служить практическим руководством по скрытому гипнозу.
Во время гипноза цыгане стараются коснуться человека
Распространенный пример незаметных манипуляций — действия со стороны цыган.
Скрытый гипноз в сектах — частое явление
Еще один пример вредного использования скрытого гипноза — работа представителей сект.
Манипуляции
Изменение восприятия или поведения с помощью скрытых и обманных тактик — это манипуляция. Современный мир пронизан явлениями манипулятивного характера. Яркими примерами служат многие предвыборные акции в политике, а также рекламные кампании в СМИ. Восприятие с помощью этого вида меняется за счёт влияния на подсознание через инстинктивные желания, страхи и слабости.
Современный мир пронизан манипуляциями
Пример условной скрытой манипулятивной стратегии корпорации — продвижение через рекламу.
Скидки, акции, ограниченность товара, яркий дизайн, привлечение знаменитостей, «ненавязчивые» научные передачи — всё это механизмы скрытой манипуляции, которая близка к гипнотическому воздействию.
Скрытый гипноз в торговле
Аналогичный механизм присущ внушению или суггестии. Если в окружающем мире (в интернете, на ТВ, радио, в рекламе на улице) человек будет многократно встречать фразы с определённым утверждением и смысловой нагрузкой, со временем его подсознание воспримет внушаемый смысл как что-то верное, действительное, не подлежащее критическому восприятию.
Сглаз и порча
В народной культуре большую роль играют явления сглаза и порчи. По своему смыслу и наполнению эти виды магического воздействия являются разновидностью скрытого гипноза. Путём определённых манипуляций производится воздействие на подсознание, внушённый смысл проецируется на определённые события в реальной жизни. В прошлом, сглаз и порча были действенны, т. к. все люди верили в существование этих явлений.
Порча — это негативное воздействие на человека с помощью слов. Сглаз — негативное влияние на людей с помощью взгляда, жеста, мимики.
Механизм действия порчи часто основан на внушаемости самой жертвы магии.
Способы защиты
От скрытого гипноза существует несколько эффективных способов защиты. Подвергнуться попытке манипуляции со стороны может каждый человек, но успех гипнотизёра зависит от готовности «жертвы» избежать сторонних воздействий на своё сознание и подсознание.
Рекомендации по защите от скрытого гипноза просты, но действенны.
Соблюдение этих правил, постоянное самосовершенствование и развитие, укрепление психического и эмоционального состояния — всё это позволит эффективно избегать в жизни различных проявлений скрытого гипноза.
Внушение и его виды
Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.
Вербальное внушение
Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.
Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.
Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:
последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.
Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.
Невербальное внушение
Невербальное внушение базируется на интонациях и жестах. Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:
каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.
Внушение и убеждение
Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.
Убеждение является одним из разновидностей направленного воздействия на психику, что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.
К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения. Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к. выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:
предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, внушить ему симпатию, авторитет;
послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;
эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.
Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.
Способы внушения
Экспертами выделяется несколько способов внушения:
во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.
Есть и другая классификация методов внушения:
словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.
Кроме того, есть 3 формы внушения:
принуждение;
настойчивое убеждение;
влияние на волю и эмоции.
Гипнотическое внушение
Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон. В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом. Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.
Способы данного типа убеждения подразделяются на:
механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
психические – словесное влияние;
магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.
Мысленное внушение
Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом. Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности. Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.
Одним из ключевых условий данной методики является умение воображать требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.
Техника внушения
Ключевая техника внушения содержит такие этапы:
установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;
введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
снижение активности сознания;
производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.
Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся причиной эмоций, что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от других воздействий, а человек поддается внушениям.