что не относится к такесическим средствам общения
Такесические средства общения.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства делового общения.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – коммуникатор;
ЧТО? (передается) – сообщение (текст);
КАК? (осуществляется передача) – канал;
КОМУ? (направлено сообщение) – аудитория;
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата:
вопросы, побуждения и сообщения.
Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью.
Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет. Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов.
Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника.
Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении. Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя.
Выделяют 5 типов вопросов:
1. «Закрытые» – это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения «да». «Закрытые» вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.
3. Риторические не требуют ответа, их цель – вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.
4. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.
5. Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.
Невербальные средства общения
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Схема невербальных средств общения
Кинесика – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
Мимика.
Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики – ее целостность и динамичность.
Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнева, страха, страдания, удивления, презрения, радости – все движения мышц лица скоординированы.
Поза.
Это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых положений. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются.
Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.
Жесты.
Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для обитающих сторон.
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей, чтобы обратить на них внимание.
Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние.
Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая, угнетенная – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.
Просодические и экстралингвистические средства общения – этосредства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, вдоха,смеха.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи могут многое сказать об эмоциональном состоянии человека.
Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза в зависимости от интонации может приобретать различный смысл. Так, можно говорить уверенным и ноющим, понимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова.
Реакция партнера на слова собеседника во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому собеседнику нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С партнером не стоит говорить слишком громко. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности.
Одним из проявлений голоса является смех.
Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренно и деланно. В некоторых ситуациях – это лучший способ снять напряжение или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и его наличие в умеренных дозах – это признак хорошей атмосферы, однако слишком частый смех требует исследования (со стороны психиатрии).
Кроме того, не стоит забывать, что такие слова, как «высмеивать» и «насмехаться», отражают негативный аспект смеха. Очень важно, чтобы партнер по общению не воспринял ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому нужно крайне осторожно шутить в адрес собеседника.
Умение выдержать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков партнеров по деловому общению.
Соблюдая паузу, собеседник предоставляет возможность говорить партнеру, стимулируя диалог. Наличие пауз создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить, задавая вопросы или комментируя то, что говорит собеседник.
Пауза дает возможность добавить кое-что к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчеркивает значимость того, что уже сказано, необходимость осмыслить и понять это. Молчание акцентирует предоставленную собеседнику возможность говорить, и поэтому, когда партнер по общению заговорит в свою очередь, есть основание ожидать, что его будут внимательно слушать.
Время паузы в беседе воспринимается по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от состояния собеседников. Фактически следует выдерживать паузу после любого высказывания одного из собеседников, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу больше чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза не превышает 30–40 секунд. А в длительном курсе ведения деловых бесед пауза может длиться минуты.
Когда в речи используется спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же в речи преобладает какой-то один тон, – это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной.
Резонанс – это проявление в голосе таких характеристик, как сиплость, шипение, «рокот», «раскаты» и т. д. Униженная личность и подчиненное положение в жизни обычно согласуются со слабым резонансом, властная натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок.
Темп связан со скоростью продуцирования речи: быстрая, средняя, замедленная. Каждому человеку присущ вполне определенный темп речи.
Слушающие же склонны относить говорящих быстро к разворотливым и сообразительным, а говорящих медленно – к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует оратор со средним темпом говорения, который ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью.
Манера управления речью выступает в трех аспектах: 1) манипуляция губами; 2) артикуляция; 3)ритм.
Итак, надо уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.
Такесические средства общения.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют:
• степень их знакомства.
Рукопожатие, например, может быть трех типов:
1) доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
2) покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
Невербальные выражения делятся на группы:
1. Экстра- и паралингвистические – различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.
2. Оптико-кинетические – это то, что человек «прочитывает» на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: o коммуникативные (заменяющие речь);
описательные (их смысл понятен только при словах); o жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие – обусловлены импульсами подсознания.
Считается, что наиболее экспрессивны – рот, губы.
Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).
Проксимика – организация пространства и времени коммуникативного процесса)
Выделяют четыре основные дистанции общения:
1. Интимная – от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
2. Межличностная – от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями.
3. Официально-деловая или социальная – от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
4. Публичная – более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
Визуальный контакт – визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 – 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.
В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное. Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.
Такесика — коммуникация через прикосновения
Такесика является неотъемлемой частью межличностного общения. Именно с помощью нее раскрывается невербальная сторона коммуникации.
В этой статье я расскажу о том, что понимается под такесикой в психологии, для чего эта наука нужна людям.
Что такое такесика
Такесика – это наука, изучающая передачу эмоций, настроения, симпатий людей друг к другу посредством прикосновений. Название данной дисциплины происходит от латинского слова «tactilis», которое переводится как «осязаемый». Предметом изучения такесики являются близкие отношения людей, так как тактильный контакт присутствует только в общении людей, которые хорошо знают друг друга. Основу такесики составляет эмоциональная связь между партнерами по взаимодействию.
В психологии задачи такесики это:
Такесика как наука
Такесика основывается на результатах психофизиологических исследований, в которых ученым удалось установить, что прикосновения играют важную роль в жизни каждого человека. Чувствительность к прикосновениям появляется у малыша еще до рождения, потому что тактильный анализатор формируется на 5-6 неделе беременности. Для психического здоровья малыша врачи рекомендуют будущим мамам нежно гладить живот и разговаривать с ребенком. Так малыш понимает, что его ждут и любят. Вскоре он начнет откликаться на поглаживания толчками.
Таким образом, основы такесики все мы изучили еще до своего рождения. Это позволяет нам чувствовать настроение партнера по общению. Такесика усиливает значение вербальной стороны коммуникации, а иногда выступает альтернативой слов.
Такесика и культура
Очевидно, что такое явление, как такесика существует в каждой стране. Национальные особенности той или иной страны диктуют людям особенности проявления симпатии с помощью прикосновений. Нормы допустимой такесики в разных культурах различаются для мужчин и женщин, также есть ограничения в тактильном проявлении чувств, связанные с возрастом.
В России такесика в виде рукопожатий, объятий, похлопываний считается признаком открытости, доброжелательности. Такие проявления чувств не осуждаются социумом. Высокая такесика свойственна жителям южных регионов Европы и Средиземноморского побережья.
Совсем по-другому ведут себя азиаты и североамериканцы. Они стараются избегать публичного тактильного контакта. Поцелуи и объятия в общественных местах у них приравниваются к вульгарному поведению. Во время общения представители этих культур соблюдают большую социальную дистанцию. Немцы и англосаксы также обладают низкой такесикой.
В Италии очень заметна разница в такесике у мужчин и женщин. Дамы в этой стране не склонны обнимать подруг при встрече и дотрагиваться до собеседника. Мужчины-итальянцы всегда обнимаются при встрече и похлопывают друг друга по плечу.
Варианты такесики
Способы общения с помощью прикосновений различны. К такесике относятся объятия, поцелуи, рукопожатия, поглаживания и похлопывания.
Объятия
В некоторых странах принято использовать объятия при встрече в знак приветствия. Они могут быть крепкими (если близкие люди долгое время не виделись) или сдержанными (если действие носит формальный характер).
Объятия в процессе межличностного взаимодействия можно наблюдать у членов одной семьи, близких друзей, влюбленных. Это действие выражает симпатию, расположение, заинтересованность и доверие людей друг к другу. В этом случае люди крепко обнимают друг друга. Сила объятий находится в прямой зависимости от эмоциональной привязанности людей друг к другу.
Во время доверительных бесед друзья могут слегка приобнять друг друга, что является признаком психологической близости. Дружеские объятия – это своеобразная форма психологической готовности прийти на помощь.
В деловой сфере мимолетные объятия могут использовать коллеги по бизнесу или сотрудники одной компании. В этом случае объятия могут сочетаться с рукопожатием, легким похлопыванием по плечу.
Психологи отметили, что склонность к объятиям мужчинам свойственна больше, чем женщинам. Девушки испытывают желание обнять кого-то только в порыве сильных эмоций, а мужчины обнимают просто так. В паре мужчина обнимает девушку за талию, а она его – за шею или за плечи.
С точки зрения психологии, объятия несут в себе психологический контекст:
Поцелуи
По степени интимности поцелуй превосходит объятие. Сегодня этот невербальный жест является элементом флирта, а раньше он считался выражением уважения к высокопоставленной персоне. Так, старинный пасхальный обряд включает в себя 3 перекрестных поцелуя, которые символизируют доброжелательность и признание авторитета.
В древности целовать в губы уважаемого человека разрешалось только тем, кто относился к той же возрастной группе. Для тех, кто младше высокопоставленной особы, допускался только поцелуй в щеку. Люди, имеющие низкий социальный статус, имели право только на то, чтобы поцеловать руку или колено вождя, а рабам и это запрещалось. Они могли поцеловать только мостовую, по которой прошел царь.
В межличностных отношениях поцелуи используют только очень близкие люди. К примеру, супруги, влюбленные или подруги при встрече целуют друг друга в щеку. Поцеловать друг друга в губы могут только партнеры противоположного пола или же девушки-подружки.
В России мужчины при встрече никогда не целуют друг друга. В противном случае их могут обвинить в гомосексуализме. А вот на Ближнем Востоке парни целуются при встрече, социум не осуждает такого поведения.
Рукопожатия
Родиной данной формы такесики считают Древний Рим. Протягивая руку для рукопожатия, человек демонстрировал собеседнику свою безоружность. Сегодня этот вид такесики является элементом дружеских отношений и делового общения.
Сила рукопожатия и положение ладони несут в себе определенную информацию о человеке:
Поглаживания и похлопывания
Поглаживания и похлопывания – это элементы такесики, с помощью которых люди выражают сочувствие, поддержку или одобрение.
Хождение за руку, под руку, в обнимку
Гулять, держась за руки, под руку или в обнимку, будут только близкие люди, которые не боятся заявить всем миру о своих теплых чувствах друг к другу.
Прогуливаться, держась за руки, могут не только влюбленные, но и подруги. Такой тактильный контакт говорит о схожести интересов, взаимной симпатии.
Хождение под руку говорит о доверительности в отношениях людей, интимности. У такой пары за многие годы появились общие секреты.
Прогуливаться в обнимку будут только влюбленные парочки или супруги. Это самый интимный публичный вариант такесики.
Заключение
Основами такесики все мы бессознательно овладеваем еще до рождения. В процессе онтогенеза мы усваиваем культурные традиции и социальные нормы того или иного общества, подстраиваемся под них и используем такесику для выражения чувств так, чтобы не нарушать моральные рамки социума.
Такесические средства общения.
Тема 1.3. Невербальные средства общения
Говорим мы голосом, беседуем всем телом.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Так говорил известный писатель Антуан де Сент Экзюпери.
1.Основные каналы общения.
2.Особенности невербального общения.
3.Средства невербального общения.
Кинестетические (невербальные) средства общения – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении; кинестетические средства наиболее значимы.
Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия.
К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике. позе, жесте, взгляде, походке.
Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.
Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.
Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:
· Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
· В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.
Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации.
Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты.
Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.
2.Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах.
О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».
Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:
1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.
2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).
Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.
Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.
3.Средства невербального общения:
поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.
Поза –это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.
Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.
Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.
Оптико-кинетическая система включает в себя:
-внешний вид собеседника;
-мимика (выражение лица);
-пантомимика (позы и жесты);
Описание некоторых поз
— во время разговора, говорящий наклоняется – говорит о внимании;
— разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;
— женщины предпочитают разговаривать склоняясь, в сторону собеседника;
— мужчины предпочитают положение лицом к лицу;
— скрещенные руки или ноги – защитная установка;
— открытая поза – установка доверия;
— сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;
— кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;
— руки, заведенные за голову – превосходство.
Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;
— это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.
Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:
—коммуникативные: жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;
— модальные жесты (выражающие оценку и отношение): жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;
— описательные жесты: имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.
Как бы не отличались разные культуры, вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуляции.
Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека.
Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют «зеркалом души».
Мимика– это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.
Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации.
Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения.
Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов.
Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.
Пантомимика– это динамическое состояние позы в конкретный момент.
Благодаря этому передается его психологическое состояние, настроение, переживание и пр. Изменения в пантомимике возникают несознательно. Наиболее информативными средствами пантомимики являются жесты, мимика.
Мимика и пантомимика представляет собой группу выразительных движений мышц глаз, тела, лица человека. Они являются результатом психического состояния каждого человека. Это универсальный язык для общения, который понятный как иностранцам, детям, так и животным. Мимика и пантомимика представляют собой внешнее проявление внутренних ощущений (это может быть испуг, боль, удовольствие и пр.)
Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.
Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.
Взгляд (или визуальный контакт – взгляд «глаза в глаза»)– является важной частью невербального общения, свидетельствует о расположении к общению.
Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса.
Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника.
Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше.
Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.
Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.
При постоянном освещении зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения:
если человек возбужден, заинтересован чем-то, находится в приподнятом настроении – его зрачки расширяются в 4 раза больше нормального состояния;
если сердитое, мрачное настроение – зрачки сужаются.
Такесические средства общения.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статус партнера, возраст, пол, степень знакомства. Эти средства в большей мере, чем другие невербальные средства выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся.