что не относится к средствам для сплава
Сплавсредства — чему покоряются горные реки
Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.
Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.
А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.
Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.
Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.
Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.
Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.
Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.
Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.
Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.
Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.
Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.
К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.
Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.
Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.
Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!
Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.
Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.
Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).
Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.
По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.
А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.
Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.
Обратимся на момент к истории.
История катамаранов
Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.
В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.
Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.
А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.
Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.
Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.
Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.
Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.
Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.
И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.
Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.
Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.
Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.
Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!
О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».
Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.
Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.
А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.
Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.
Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.
Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.
Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.
Видео
Смотрите ролик сплава на катамаране:
Сплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.
Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.
Что не относится к средствам для сплава
В водных походах есть свое непередаваемое очарование. Здесь, жизнь проплывает мимо тебя со скоростью прямо пропорциональной категорийности сплава. Хотите обволакивающего покоя, выбирайте байдарочный поход по плавным равнинным рекам; выбросить из головы все проблемы – рафтинг по бурной воде; ощутить себя песчинкой, затерянной в океане, – попробуйте морской каяк; бросить все и уйти на Край света – легкий пакрафт в рюкзаке подарит вам шанс до него добраться.
Мы собрали для вас приблизительный список необходимой одежды и снаряжения для самостоятельного несложного водного похода или организованного сплава с гидом.
Не стоит рассчитывать на то, что одну и ту же одежду вы будете носить и во время сплава, и на бивуаке. Это возможно только жарким летом на неподвижной воде. Следовательно, комплекта одежды должно быть два – сухой и мокрый.
Общий список вещей в поход без водного снаряжения можно посмотреть в нашей памятке Список вещей в поход.
Одежда и снаряжение для воды.
Средство сплава.
Средствами сплава являются: байдарка, каяк, рафт, катамаран, пакрафт, рафт или даже плот. Вам не придется задумываться о поиске корабля, если Вы собираетесь на организованный сплав. В противном случае, плавсредство можно приобрести в магазине, арендовать или взять у друзей.
Весло.
Выбор весла напрямую связан с выбором судна, на котором вы собираетесь в поход.
Рафтовые весла предназначены для использования на всех видах надувных катамаранов и рафтах, а также на каркасных и пластиковых каноэ.
Гермомешки и гермоупаковки.
Выбор гермоупаковки для ваших вещей зависит от многих факторов: категорийность похода, выбор судна, способ крепления вещей на палубе или внутри лодки.
Внутренние гермомешки обычно упаковываются в рюкзак, который создает им защиту от повреждений.
Сплав по рекам — на чем сплавляться?
Водный туризм – разновидность походов, которые проходят по водяной глади. Такие путешествия могут осуществляться по рекам, озерам, морям, водохранилищам на различных судах. Для одних это мимолетное приключение во время отдыха, для других – бизнес, а для кого-то – образ жизни. Кто-то предпочитает щекотать себе нервы на экстремальных сплавах по горным рекам, а кто-то любит спокойные прогулки на яхтах. Какими бы не были разными водные туристы, их объединяет одно – любовь к водной стихии.
Общекомандное кемпинговое туристическое оборудование
1. Палатки. Выбору туристической палатки следует уделить особое внимание. Это та самая крыша над вашей головой, которая защитит вас от любых невзгод. Палатка должна быть без явных недостатков: дыр, разошедшихся швов, без сломанных замков, застежек и завязок, с целыми и функционирующими дугами. Те недостатки, которые в городе покажутся мелочью, на природе в сильную непогоду могут привести к большому дискомфорту и испортить весь отдых, а в худшем случае могут стать серьезной угрозой здоровью. Желательно, чтобы она была двухслойной (однослойных сейчас практически и не производят за редким исключением). При покупке палатки обратите внимание, на какую погоду (а если быть точным, то «непогоду») она рассчитана. Эта величина указывается в тысячах единиц и колеблется от полутора до трех тысяч (палатки для любительского туризма). Идеальный вариант, если дуги в палатке алюминиевые или из дюраля. Эти материалы значительно прочнее и долговечнее, чем углепластик. Но, если вы не постоянно ходите в походы, а выбираетесь лишь один-два раза в год за город, на природу, то палатки с дугами из углепластика в полной мере перекроют все ваши потребности. Стоят они дешевле, чем палатки с металлическими дугами, а при правильной эксплуатации и при умелом хранении служат до 10 лет.
Напоследок, скажем, что если ваша команда довольно большая и стоит вопрос «сколько палаток брать?», то всегда рассчитывайте так, чтобы количество спальных мест было больше, чем количество туристов. Дело в том, что количество мест в палатках рассчитано очень экономно, для пеших походов (когда очень большое значение имеет объем и вес оборудования). А мы, в наших статьях, говорим с вами о сплавах по рекам (этот вид отдыха иногда еще называют туризмом для ленивых) и в данном случае можно позволить себе взять одну или даже две «лишние» палатки. Вариант с большим количеством спальных мест позволит вам отдохнуть со значительно большим комфортом, чем вариант со спальными местами «впритык», т.е. один в один.
2. Костровое оборудование. Самое главное во время подготовки к сплаву по реке — это не забыть взять котелки и чайники. Желательно, чтобы был один большой котел для приготовления супов и каш и один котел для заварки чая. Брать именно чайник (с «носиком») мы не рекомендуем, т.к. они менее прочные, более капризные к транспортировке. В походе вполне можно обойтись и простым котелком. К котлу и чайнику есть одно общее требование — ручка не должна быть деревянной или пластмассовой, во избежания ее возгарания.
Кроме общего котла и чайника на сплаве надо иметь обязательно одну-две разделочные доски (можно просто куски фанеры), одну большую тарелку-салатницу, один-два контейнера под сыпучие продукты. Обязетально возьмите половник или черпак.
Так же, к костровому оборудованию относят и так называемые треноги, туристические тросики, решетки и т.д. В общем, те приспособления, которые позволяют держать котелок и чайник надо огнем. Здесь трудно дать какие-то рекомендации, т.к. все зависит от пожелания и опыта туристов. Главное, чтобы это было в наличии. Хотя, многие обходятся и рогатинами и поперечинами, которые рубят на месте.
3. Тент. В любом сплаве по реке желательно иметь с собой тент или, на крайний случай, большой кусок полиэтилена. Им всегда можно накрыть вещи во время дожда (на катамаране или в лагере, пока палатки не установлены). Под тентом можно укрыться самим во время приготовления пищи или во время ее приема.
4. Топор и бензопила. В любой команде топоров должно быть два (один запасной). Топоры должны быть функционально исправны и наточены. Бензопила тоже желательна, т.к. сильно облегчает жизнь на сплаве, но не обязательна. Можно обойтись и без нее (если местность позволяет).
5. Индустрия производства кемпингового оборудования развивается год от года и предлагает огромное количество вещей, котоыре делают жизнь на природе довольно комфортной. Эти вещи не обязательны для каждого сплава, во многом они даже лишние, но мы упомянем их одной строкой, чтобы у наших читателей было представление о том, что они существуют. Во-первых, следует сказать туристической мебели. Например, стол и стулья делают любой сплав по реке более комфортным.
Во-вторых, можно взять на сплав большие тент-палатки или шатры. Они не предназначены для ночевок в них, но дают возможночть комфортно обедать, пережидать дождь и непогоду и укрывают от активных солнечных лучей.
В-третьих, в любой поход можно взять с собой дизельный или бензо-генератор. Тогда у вас вечерами будет электрический свет, будет возможность подзарядить аккумуляторы на сотовых телефонах, фотоаппаратах и навигаторах. В-четвертых, упомянем о пластиковых бочках с широкой горловиной, в которых очень удобно хранить продукты питания, а некоторые даже транспортируют в них палатки (жесткость бочек позволяет защитить хрупкие углепластиковые дуги от поломок).
Основные виды водного туризма
Для каждого водоема есть свое плавательное средство, благодаря которому удастся получить максимум удовольствия. На протяжении своей истории сплавы по рекам активно развивались, благодаря чему появились новые элементы снаряжения и конструкции судов, которые дают возможность покорять те или иные воды. В зависимости от выбранного района и объекта, любители активного отдыха предпочитают различные виды водного туризма.
Каякинг – сплавы на маломерных лодках, которые выполняются из прочного пластика. Каяки бывают как для экстремального водного туризма, так и для спокойного. Что касается походов по горным рекам, то на большой воде мастера своего дела могут выполнять очень эффектные трюки.
Сплавы на плотах – отличный вариант для отдыха на спокойных реках. Это плавсредство, изготовленное чаще всего из дерева, может оборудоваться крышей, местом для отдыха, парусом и прочим. Подобные путешествия отлично подойдут тем, кто любит неспешный и размеренный отдых.
Яхтинг – парусный туризм и вид спорта, где используются судна с водоизмещением до 3000 т. В зависимости от назначения, яхты могут модифицироваться, оборудоваться моторами, дополнительными парусами и прочими элементами. Является самым дорогим видом водных походов.
Сплавы на байдарках чаще всего актуальны на небольших реках, где важны небольшие габариты и хорошая маневренность. Такие плавательные средства требуют определенных навыков в управлении, потому как не обладают устойчивостью из-за особенностей конструкции.
Рафтинг – экстремальные сплавы по горным рекам на специальных надувных лодках – рафтах. Они представляют собой овал и рассчитаны на несколько человек (от 4 до 16), которые могут сидеть на бортах, карме, банках и иногда на носу. Рафтинг является наиболее популярным среди других вариантов водных походов.
Сплавы на катамаранах (суднах с двумя корпусами, которые соединяются между собой мостом) по праву считаются одними из самых безопасных. Подобные плавсредства отличаются повышенной устойчивостью и могут быть разных видов – прогулочными, спортивно-туристическими, парусными или экспедиционными.
Общекамандное оборудование —
средства для сплава
1. Катамаран. Самым идеальным средством для сплава по реке для большой компании служит катамаран. Катамаран (или рафт, который для любительского некатегорийного сплава выполняет те же функции) позволяет всей команде находиться на одном «борту» и способствует общению. Кроме того, катамаран/рафт безопаснее для детей и в целом для туристов, тем более, если он оборудован палубой в виде баннерного или деревянного настила. Туристы-любители, как правило, катамараны арендуют.
Поэтому, мы дадим несколько рекомендаций и советов, на что надо обратить внимание при аренде катамарана. Во-первых, обязательно проверьте целостность баллонов. Идеальным является вариант, когда вы пришли забирать катамаран и баллоны при вас сдувают и упаковывают в сумку или герму (а до этого баллоны простояли в накаченном виде сутки). В этом случае есть гарантия того, что приехав на реку вам не придется клеить баллоны катамарана. Во-вторых, обязательно проверьте наличие и комплектность ремнабора. В нем обязательно должен быть клей (непросроченный), куски резины, наждачная бумага (нулевка или единичка), ножницы, широкий скотч, изолента. В-третьих, проверьте целостность и комплектность рамы (если рама у катамарана фабричная). В-четвертых, не забудьте про весла. В-пятых, обязательно убедитесь, что в комплекте с катамараном идут спасжилеты и проверьте, чтобы по размеру они подходили всем членам команды. В-шестых, желательно, чтобы катамаран был укомплектован настилом или палубой. Иногда баннерная палуба катамарана сделана в виде большой гермаупаковки, куда можно складывать все вещи во время сплава — это очень удобно. Ну, и напоследок, дадим совет проверить обвязку, т.е. веревки, которыми баллоны привязываются к раме или которыми рама вяжется.
К несомнным плюсам катамарана следует и отнести тот факт, что его конструкция легко позволяет установить транец и навесить лодочный мотор.
Советы по аренде рафта будут примерно такими же, но с учетом того, что не будет рамы.
2. Байдарки. В нашей статье мы вынесли байдарки отдельно, т.к. сплав на них имеет свою специфику. Во-первых, скорость сплава на байдарках, как правило, выше, чем на катамаране. Сплав на байдарках требует лучшей физической подготовки от туристов. Во-вторых, сплав на байдарках требует большей организованности и дисциплины в команде, т.к. у кого-нибудь обязательно появится соблазн уплыть побыстрее вперед, встать лагерем на берегу и не заметить, что ты встал на берегу одной протоки, а основная команда прошла по другой и все — потерялись. Байдарки бывают каркасные и надувные. Говорить о преимуществах того или иного вида байдарок не будем, т.к. на уровне любительского сплава (а мы посвятили свои статьи именно этому) различия между надувными и каркасными байдарками совершенно незначительны.
3. Надувные лодки. Наверное, это один из самых демократичных и недорогих вариантов сплава. В принципе, каждый может себе позволить купить небольшую 2-местную резиновую лодку (стоимость в пределах 7-8 тысяч рублей на период 2012 года).
Резиновые лодки надо брать из расчета одна 2-местная лодка на одного человека. Не забывайте про вещи! У сплава по реке на резиновых лодках есть один минус — плыть всем придется отдельно, а если связывать лодки, то скорость сплава значительно падает. Вариант с лодками подойдет лишь для небольших команд в 3-4 человека.
4. Самодельные средства сплава. Просто упомянем их и ничего не будем говорить о преимуществах или недостатках. Итак, туристы иногда делают деревянные плоты (в последние годы все реже и реже) на месте старта. Зачастую делают плоты при помощи автомобильных камер. Автору этой статьи доводилось видеть небольшое сплавсредство, сделанное из … пластиковых бутылок!
Серьезно относиться к этим сплавсредствам не рекомендуем, т.к. в первую очередь встает вопрос безопасности сплава. А во-вторых, в сплаве по реке не последнюю роль играет эстетика. Сплавляться на красивом и величавом катамаране или на плоту из камер — это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы!
Водный туризм
Многие города, которые еще недавно старались привлечь туристов, теперь пытаются уменьшить количество приезжих. Венеция объявила об уходе на длительные «каникулы», власти Барселоны тоже намерены снизить приток гостей в город. Экологи все чаще говорят о вреде, который индустрия туризма причиняет миру, ведь выхлопные газы самолетов разрушают атмосферу, и в погоне за сувенирами люди уничтожают природу и памятники старины. Но водный туризм – исключение из этого правила. Он оказывает минимальное влияние на природу.
Популярность разных видов водного туризма растет год от года. Это и возможность испытать собственную выносливость + силу, и увлекательное путешествие по живописным местам. Гребцы работают слаженной командой, поэтому один сплав заменяет часы тимбилдинга.
Что такое водный туризм
Это разновидность спортивного туризма: формата активного отдыха, который требует постоянного движения. Цель водного туриста – преодолеть маршрут по реке, озеру, водохранилищу или нескольким водоемам сразу. Чаще всего имеют в виду, что пройти нужно по воде, но на самом деле с тем же успехом экстремалы покоряют маршруты под водой.
Водный туризм – демократичное явление. Если альпинизм требует серьезной предварительной подготовки, и малейшая ошибка может быть чревата гибелью всей группы, то речные и озерные сплавы устроены проще. При желании попробовать свои силы в парусном спорте, рафтинге или дайвинге может любой желающий – был бы под рукой хороший инструктор, который объяснит основы.
Виды водного туризма
Каждый год неутомимые путешественники и экстремалы изобретают новые способы водных путешествий. Поэтому список видов водного туризма никогда не будет полным: как только мы составим один перечень, появится новый тип лодок или новый вид экстремальных испытаний. Но поскольку новые суда появляются реже, чем новые техники, будет проще классифицировать водный туризм по средствам сплава.
Рафтинг
Рафт отличается от других лодок самосливной палубой и баллоном, разделенным на секции. Чем меньше секций, тем легче управлять лодкой. Но чем больше секций, тем судно устойчивее и безопаснее. Один из плюсов рафта заключается в том, что если острый камень пробьет один баллон, остальные секции будут поддерживать лодку на плаву. Для большей безопасности гребцов по периметру протянут страховочный канат.
Большинство рафтов рассчитано на 2-6 гребцов, но есть и более вместительные суда. Спортсмены выбирают для сплавов сложные горные русла, туристы и походники предпочитают более спокойные маршруты.
Сплав на каяках, байдарках и каноэ
Конструкция трех этих типов судов похожа: это длинные, узкие лодки, которые управляются при помощи весел. У них небольшая осадка, поэтому каяки, байдарки и каноэ легко преодолевают мелководья и могут подойти туда, где увязнет моторная лодка. Несмотря на сходство, есть и принципиальная разница: у каноэ не бывает опор для ног и спины, нет кокпита. Нос и корма каноэ могут быть приподняты над водой, тогда как корпус байдарок и каяков прямой.
Каноэ управляется однолопастными веслами, а для байдарок и каяков можно использовать двухлопастные весла. Различаются суда и посадкой гребцов: в каноэ экипаж сидит ниже ватерлинии, тогда как в других типах лодок он может размещаться и выше, и ниже. Различия затрагивают также вес, ширину, длину судна, количество гребцов.
Каяки и байдарки – как правило, разборные. Это делает сплав на легких лодках одним из самых популярных видов водного туризма. Ведь судно можно разобрать, запаковать и оставить на хранение в гараже, кладовке или на лоджии. В то же время большинство владельцев судов неизбежно сталкиваются с необходимостью подыскивать место для зимнего хранения.
Сплавы на байдарках, каноэ и каяках могут быть как прогулочными, так и экстремальными. Сплав может быть даже спортивной дисциплиной, требующей серьезной физической подготовки: чаще всего соревнуются спортсмены на каяках. Спортивные каяки – это легкие, маневренные суда на 1-2 гребцов, которые буквально «надеваются» на экипаж, что увеличивает управляемость. Легкий каяк пройдет через пороги и каскады. Впрочем, бывают и официальные соревнования по сплавам на байдарках и каноэ.
В то же время сплав на каяках – популярный вид досуга. Его предлагают практически везде, где есть водоемы: сплавляться можно по реке, озеру, морю. Поклонники многодневных водных путешествий выбирают вместительные байдарки, способные принять на борт не только гребцов, но и багаж. Любители коротких путешествий предпочитают более компактные суда.
В продаже есть множество видов байдарок и каноэ:
Сплав на катамаранах
Катамаран – это судно с двумя корпусами, соединенными мостом или палубой. Большинство катамаранов рассчитано на 2-8 пассажиров. Осадка судна небольшая, поэтому катамараны легко проходят отмели и мелководья. В то же время они быстроходные – организуют даже соревнования по гонкам на катамаранах. Но туристы ценят этот вид плавсредств за возможность взять на борт большой груз.
Катамараны подходят как для спортивных соревнований, так и для размеренного водного туризма в свое удовольствие. Для гонок и спортивных сплавов выпускают легкие, компактные модели, как правило, беспалубные. Самые быстрые – парусные модели. Для спокойных речных или морских сплавов большой компанией подойдут более габаритные модели. Катамараны одинаково хорошо зарекомендовали себя в спокойных и бурных водах, однако два корпуса увеличивают риск, что судно опрокинется.
Яхтинг и парусный туризм
Парусный спорт, или яхтинг, – одна из самых захватывающих, но в то же время дорогих разновидностей водного туризма. Можно найти хорошую недорогую байдарку, удачную бюджетную модель катамараны или рафта, но яхта так или иначе будет стоить круглую сумму. К тому же для управления парусным транспортом придется получать права, оплачивать причал, док хранения и многое другое. Все эти расходы с лихвой окупаются удовольствием, которое приносит хождение под парусом в прибрежных водах или по открытым морским просторам.
На эту разновидность туризма распространяется большое количество внутренних и международных правил. Связано это с тем, что и риски экипажа повышаются. Например, во избежание столкновения судов действуют внутренние и международные правила предотвращения столкновений.
Обращение с парусом требует сноровки. Конечно, вы можете поставить парус даже на байдарку, но как только вы это сделаете, придется учитывать направление и силу ветра, а не только течение. Да, под парусом судно идет быстрее, но и контролировать его сложнее: даже в ясную спокойную погоду может произойти форс-мажор, если экипаж будет невнимательным.
Выбор водного туризма
Если вы хотите попробовать силу в водном спорте или горите желанием участвовать в сплаве, перед покупкой собственного судна возьмите тур под руководством опытного туриста или инструктора.
Учитывайте свой бюджет и обстоятельства. Если вы живете вдали от водных артерий, и добираться на место сплава придется на авто или общественном транспорте, выбирайте легкие разборные или надувные лодки. Но даже если ваш бюджет позволяет арендовать причал и док, купить яхту, попробуйте разные типы водного спорта: возможно, рафтинг понравится вам больше хождения под парусом, ведь это принципиально разные виды досуга.
Принимайте во внимание и численность экипажа. Если хотите проводить время большой компанией, сплавы на байдарках или катамаранах подойдут лучше спортивных гонок на каяках. Другое дело, если вы планируете семейный отдых: яхта или большой катамаран подходят для этих целей лучше всего. И не забывайте, что водный туризм – это не только сплавы по воде, но и погружения под воду: дайвинг, снорклинг, подводная рыбалка.
Категории сложности маршрута
Водный туризм может быть спокойным и размеренным или полноценным экстремальным испытанием – смотря какой маршрут выберете. Классификация уровней сложности зависит от особенностей и разновидности водного туризма, но если обобщить, получится 6 категорий маршрутов:
Снаряжение и экипировка для водного спорта
Экипировка варьируется в зависимости от типа водного туризма, особенностей маршрута и судна. Однако некоторые виды снаряжения нужны всем, кто планирует совершить водное путешествие:
Безопасность в водном походе
Главная особенность сплавов – они всегда связаны с рисками. Потому что вы находитесь на воде, а чтобы утонуть, достаточно уровня воды по колено. Белая же вода представляет повышенную опасность. Все пройдет хорошо, если вы отнесетесь к своему хобби ответственно: не будете забывать про спасательный жилет и шлем, не будете выходить на воду в одиночестве, освоите элементарные навыки оказания первой помощи.
Помните: основная опасность скрыта под водой, а не над ее поверхностью. Под водой может оказаться валун, порог, водоворот, который потянет вас вниз. Соблюдайте осторожность, не рискуйте. Горные реки – холодные и быстрые, в такой воде быстро наступает переохлаждение. Но даже если вы сплавляетесь в июльский полдень по равнинному руслу, не стоит недооценивать фактор переохлаждения: оно все равно наступит, если вы будете находиться в воде достаточно долго.
Изучайте маршрут заранее. Позаботьтесь о питании и питье на время похода. И главное – сохраняйте самообладание в критических ситуациях. Паника на воде намного опаснее порогов и водоворотов.