что не относится к принципу защиты жертв правонарушений
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.)
ГАРАНТ:
Об осуществлении настоящей Декларации см. Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1998/57 от 24 мая 1989 г.
А. Жертвы преступлений
2. В соответствии с настоящей декларацией то или иное лицо может считаться «жертвой» независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях, включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.
3. Положения, содержащиеся в настоящей декларации, применимы ко всем лицам без каких-либо различий, независимо от расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных взглядов, культурных убеждений или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности.
Доступ к правосудию и справедливое обращение
4. К жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
5. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы с тем, чтобы обеспечить жертвам возможность получать компенсацию с помощью официальных или неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, следует информировать об их правах.
6. Следует содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем:
a) предоставления жертвам информации об их роли и об объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства и о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация;
b) обеспечения возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия;
c) предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства;
d) принятия мер для сведения к минимуму неудобств или жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести;
e) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнения постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам.
7. В тех случаях, когда это необходимо, следует использовать и неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику, с тем чтобы содействовать примирению и предоставлению возмещения жертвам.
8. При соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах.
9. Правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям.
10. В случаях причинения серьезного ущерба окружающей среде реституция, если будет вынесено соответствующее решение, должна включать, насколько это возможно, восстановление окружающей среды и инфраструктуры, замену имущества общины и возмещение расходов, связанных с переселением в тех случаях, когда такой ущерб вызывает необходимость перемещения общины.
12. В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации;
а) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения, или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;
b) семьям, в частности, иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации.
13. Следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб.
14. Жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам.
15. Следует информировать жертвы о наличии медицинских и социальных услуг и другой соответствующей помощи и обеспечить им полную возможность пользоваться ими.
16. Работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребности жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи.
17. При предоставлении услуг и помощи жертвам следует уделять внимание тем, кто испытывает особые потребности, обусловленные характером причиненного ущерба или факторами, упомянутыми в п. 3 выше.
B. Жертвы злоупотребления властью
18. Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.
19. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в национальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предусматривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и /или компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку.
20. Государствам следует рассмотреть возможность заключения многосторонних международных договоров, касающихся жертв, определение которых приводится в п. 18.
21. Государствам следует периодически пересматривать существующие законы и практику для обеспечения их способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательные положения, запрещающие деяния, представляющие собой серьезные виды злоупотребления политической или экономической властью, и содействующие мерам и механизмам предотвращения таких деяний, а также развивать и широко обеспечивать соответствующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний.
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.)
Декларация принята на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.
Текст Декларации опубликован в журнале «Советская юстиция», 1992 г., N 9-10, стр. 39
Памятка о правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений
О правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены – следует как можно быстрее сообщить об этом в полицию.
С заявлением (или сообщением) о преступлении, либо об административном правонарушении можно обратиться в любое время:
— лично в территориальные органы МВД России,
— через официальные сайты,
Соответственно, заявление (сообщение) может быть изложено как в письменной, так и в устной форме.
! Сегодня также развиваются специализированные интернет-сервисы, посредством которых можно обратиться с заявлением в полицию. Один из примеров – сайт «Забизнес.рф», который работает с ноября 2019 года и представляет собой электронный ресурс для приема обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
При приеме заявления и сообщения о преступлении или административном правонарушении в дежурной части заявителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении, где указан регистрационный номер, который позволит отследить проводимую по Вашему делу работу.
Информация о решении по заявлению в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. По каждому заявлению о преступлении может быть принято одно из решений:
Если уведомление не получено – обращайтесь в территориальный орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Информацию о ходе и результатах рассмотрения Вашего заявления и сообщения также можно получить, записавшись на личный прием к руководителям органа внутренних дел, в котором оно было подано.
Имейте в виду:
Помните, что отказ полицейских в возбуждении уголовного дела далеко не всегда означает потерю перспективы наказания совершившего преступление. Возможно, в Вашей ситуации имеет место уголовное дело частного обвинения, заявление о котором подается в суд.
Не забывайте о том, что для эффективной защиты Ваших прав Вам необходимо не только обратиться в органы внутренних дел, но и самостоятельно предпринять определенные шаги:
1. Выполняйте все советы, которые Вам по телефону или лично дают сотрудники полиции. К примеру, если совершена квартирная кража – не следует ходить по жилищу и прикасаться к вещам, чтобы случайно не уничтожить возможные улики. Бывают случаи, в которых от вас потребуется активная помощь расследованию.
2. Если Вы стали жертвой телефонного мошенничества, необходимо не делать с мобильным телефоном никаких операций, которые способны уничтожить данные о звонках. Лучше всего его выключить до прибытия сотрудников полиции.
Также следует как можно быстрее обратиться в банк с заявлением о блокировке операций с Вашим счетом и об отзыве сомнительного перевода.
Если Вы – «потерпевший»
Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с момента возбуждения уголовного дела принимается решение о признании жертвы преступления потерпевшим.
Потерпевший в ходе уголовного процесса и судопроизводства имеет целый ряд прав:
— вправе знать о предъявленном обвинении лицу
— давать показания (при этом отказываясь свидетельствовать против себя, своего супруга (своей супруги) и близких родственников)
— иметь представителя и бесплатного переводчика для дачи показаний на родном языке
— представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы
— получать копии процессуальных документов, в том числе затрагивающих его интересы
— участие в разбирательстве уголовного дела в судах всех инстанций.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность участия потерпевшего с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, ознакомления с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, постановлениями о назначении судебных экспертиз и заключениями эксперта.
По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право знакомиться с материалами уголовного дела полностью или частично, снимать копии с документов и делать выписки в любом необходимом объеме.
— выступать в прениях,
— знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания,
— приносить жалобы на действия и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда.
Потерпевший имеет право знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях, подавать на них возражения. (!) В случае угроз в свой адрес или в отношении своих близких – ходатайствовать о применении мер безопасности.
После вынесения приговора потерпевший вправе его обжаловать, равно как и судебные определения и постановления.
Возможно для потерпевшего заявить ходатайство о получении информации о передвижениях осужденного, к примеру – о времени его освобождения из мест лишения свободы.
По гражданскому иску потерпевшего ему обеспечивается возмещение причиненного преступлением имущественного и морального вреда, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.
Во время рассмотрения дел об административных правонарушениях потерпевший приобретает ряд прав. В частности, он вправе знакомиться со всеми материалами своего дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу и участвовать в его рассмотрении.
Средства защиты жертв преступлений должны быть эффективнее
Эксперты предлагают разработать и принять закон о потерпевших от преступлений
9 сентября члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации обсудили проект тематического доклада Уполномоченного «Защита прав потерпевших в уголовном процессе». Заседание прошло преимущественно в очном формате. В режиме видео-конференц-связи в заседании приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Генри Резник. Высоко оценив качество доклада, они высказали мнение, что в основном нарушения прав потерпевших происходят на стадии возбуждения уголовного дела, и раскрыли причины этого. Также Юрий Пилипенко высказался в пользу необходимости соблюдения баланса между интересами потерпевших и тех, кого обвиняют в совершении преступлений, пояснив, что, судя по количеству и пропорции обвинительных и оправдательных приговоров, на стадии судебного разбирательства у потерпевших дела обстоят более чем позитивно, чуть хуже обстоят дела с защитой прав обвиняемых.
Доклад представили первый врио руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ И.В. Чечельницкий и начальник Управления защиты прав человека в уголовном процессе Л.В. Филипп. Эксперты рассмотрели основные положения доклада, обсудили проблемы защиты прав потерпевших, внесли свои дополнения и рекомендации. В результате совместной работы была принята соответствующая резолюция. Замечания экспертов будут учтены в итоговой редакции доклада.
Проект предусматривает ряд предложений, адресованных органам государственной власти. Так, Федеральному Собранию Российской Федерации предлагается разработать законопроекты о потерпевших от преступлений и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве, а также определить правовые основы создания и деятельности фонда поддержки потерпевших.
Правительству РФ будет предложено внедрить автоматизированную систему регистрации и учета сообщений о преступлении, а также (совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации) ввести системное государственное статистическое наблюдение за соблюдением прав потерпевшего в уголовном процессе, изменив критерии в системе отчетности правоохранительных органов, считая при этом главным обеспечение прав и законных интересов потерпевшего.
В тексте доклада приводятся сведения о количестве жертв преступлений, правах потерпевших в уголовном процессе, обращениях пострадавших в результате преступлений, поступивших Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Отмечается, что «уровень защищенности личности от угроз, связанных с преступностью, а также качество правовых механизмов восстановления нарушенных преступлением прав во многом определяют эффективность уголовно-правовой политики в целом».
Самым распространенным нарушением является незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, говорится в документе. Длительные сроки принятия решений о возбуждении уголовного дела ведут к утрате доказательств, возможностей розыска лиц, причастных к совершению преступления, сокрытию имущества, на которое могло быть обращено взыскание. В текущем году Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ) принято важное решение по вопросу нарушения права потерпевших на осуществление судопроизводства в разумный срок. Законодателем уже внесены соответствующие поправки, однако они не в силах разрешить системные проблемы нарушения права пострадавших от преступлений на доступ к правосудию.
Неэффективность правовых средств защиты прав жертв преступлений заставляет их обращаться в Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). По искам против Российской Федерации только за первое полугодие текущего года ЕСПЧ признал в отношении 21 потерпевшего нарушение ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) и 7 потерпевших – нарушение ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Конвенции. Размер компенсации по данным решениям составил свыше 1,2 млн евро (1 215 903,5). В 2019 г. размер компенсации по данным решениям составил почти 11 млн евро (10 917 799).
Анализ решений Европейского Суда по правам человека свидетельствует, что проблемы защиты прав человека на стадии предварительного расследования связаны с вопросами неэффективности расследования уголовных дел. Решения Конституционного Суда РФ, возлагающего на федерального законодателя обязанность внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, не выполняются своевременно, остается также актуальным вопрос исполнения приговоров суда по удовлетворенным судами гражданским искам о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
«Лица, потерпевшие от преступлений, не являются центральной фигурой для правоохранительных органов. Их обращения к уполномоченным по правам человека, как правило, происходят после длительного и мучительного хождения по кабинетам правоохранительных органов, многочисленных жалоб и обращений к должностным лицам, в обязанности которых входит обеспечение им доступа к правосудию. Для изменения сложившейся ситуации требуется система мер: и совершенствование нормативного регулирования порядка приема, регистрации и проверки обращений потерпевших, и совершенствование процессуального регулирования возбуждения уголовного дела», – сказано в документе.
В нем также отмечается, что до настоящего времени не решен вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти; сокращение полномочий прокурора не способствует обеспечению законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Содержится указание на необходимость в создании фонда поддержки потерпевшим (как это практикуется в зарубежных странах), откуда им будет оказана необходимая помощь не только в возмещении ущерба, но и вреда, например, вреда здоровью, причиненных преступлением.
В документе обозначены проблемы и направления совершенствования правоприменительной практики в вопросах защиты прав потерпевших: судебной практики, деятельности органов дознания и следствия; с учетом решений ЕСПЧ, КС РФ, международного опыта, предложений ученых, собственных обобщений. Приводятся аргументы создания автоматизированной система учета, позволяющей своевременно и без споров решать вопросы о направлении заявлений компетентным органам расследования и оставлять их на контроле до самого принятия решения о начале расследования. Заявления и сообщения могут направляться в автоматизированную систему через различные органы (полицию, медучреждения, контрольные органы и др.) в зависимости от того, где, когда и какое совершено преступление. Обязанность рассмотреть каждое из сообщений, дать заявителю ответ о дальнейшем движении дела и отражать эти данные в автоматизированной системе закрепляется за компетентными должностными лицами. Даются общие рекомендации по повышению эффективности защиты прав человека.
Комментируя обсуждение доклада, вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник отметил, что необходимо вносить изменения в процедуру возбуждения уголовного дела. Эта стадия, которая не была известна в Российской империи и в первые годы существования Советского государства, претерпела за последнее время кардинальные изменения, в результате чего «доследственная проверка превратилась в полноценное расследование, лишенное процессуальных гарантий». До возбуждения уголовного дела можно провести любые следственные действия (экспертизы, осмотры, опознания).
«В результате таких улучшений эта проверка оказалась совершенно непригодной. И единственная причина постоянного разбухания доследственной проверки и препятствования возбуждению уголовного дела, банальная причина – при существующей системе оценки следственные органы опасаются прекращения уголовного дела, поэтому предпочитают просто не возбуждать его, порой нанося тем самым ущерб правам потерпевшего», – отметил Генри Резник. Он сказал, что трехдневная проверка вначале проводилась для того, чтобы «отбраковать явно фейковые сообщения о преступлениях», а далее дело возбуждалось и шло обычное расследование.
Цель-то была благая – предупредить необоснованные решения об уголовном преследовании, а на деле она лишила потерпевших права на доступ к правосудию, добавил вице-президент ФПА РФ.
Второй, более дискуссионный, вопрос – о возмещении потерпевшему от преступления ущерба не преступником, а государством или каким-то фондом. «В ряде стран это существует, но у нас нужно при создании такого фонда учитывать экономические возможности государства и определить какие-то категории дел и наиболее социально незащищенных потерпевших, которым бы выплачивался ущерб в первую очередь», – полагает Генри Резник.
Говоря о том, являются ли потерпевшие менее защищенной группой, чем обвиняемые, адвокат однозначно заявил, что «равенства прав здесь нет и быть не может, так как в отношении обвиняемых действует презумпция невиновности, а потерпевших защищает государство».
Наконец, затронув тему возможного расширения полномочий прокуратуры, вице-президент ФПА РФ напомнил, что «прокурор является хозяином уголовного преследования, предварительное следствие проводится для поддержания прокурором обвинения в суде. Однако, после провозглашения принципа самостоятельности следствия, на практике роль прокурора стал исполнять начальник следственного отдела». В докладе, по его словам, отмечается, что контроль усилился, но прокурор лишился ряда полномочий, он не вправе прекратить уголовное дело, он даже не утверждает обвинительного заключения, но вправе вернуть дело следователю. И этот «пинг-понг» может продолжаться месяцами, что затрудняет реализацию потерпевшими своих прав.
«Доклад Уполномоченного по правам человека получился вполне добротный, и это наша общая позиция с уважаемым Генри Марковичем Резником, также принимавшим участие в его обсуждении, – сказал президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. – Тем не менее я высказался в пользу необходимости соблюдения баланса между интересами потерпевших и тех, кого обвиняют в совершении преступлений». Он пояснил, что, судя по количеству и пропорции обвинительных и оправдательных приговоров, на стадии судебного разбирательства у потерпевших дела обстоят более чем позитивно. Чуть хуже обстоят дела с защитой прав обвиняемых, считает Юрий Пилипенко.
Президент ФПА РФ отметил, что «в основном нарушения прав потерпевших происходят на стадии возбуждения уголовного дела и, как правило, связаны с затягиванием этого процесса, отказом в возбуждении или ненадлежащем расследовании». На это, по его мнению, нужно обратить особое внимание, в том числе и для того, чтобы понимать, где и в каком месте требуется «расшивать узкие места».
Декларации
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотрeбления властью
Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года
А. Жертвы преступлений
1. Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.
2. В соответствии с настоящей Декларацией то или иное лицо может считаться «жертвой» независимо от того, был ли установлен, арестован, передан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.
3. Положения, содержащиеся в настоящей Декларации, применимы ко всем лицам без каких-либо различий, независимо от расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных взглядов, культурных убеждений или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности.
Доступ к правосудию и справедливое обращение
4. К жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
5. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы, с тем чтобы обеспечить жертвам возможность получать компенсацию с помощью официальных и неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, следует информировать об их правах.
6. Следует содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем:
а) предоставления жертвам информации об их роли и об объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства и о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация;
b) обеспечения возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия;
с) предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства;
d) принятия мер для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести;
е) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнения постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам.
7. В тех случаях, когда это необходимо, следует использовать неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику, с тем чтобы содействовать примирению и предоставлению возмещения жертвам.
Реституция
8. При соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах.
9. Правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям.
10. В случаях причинения серьезного ущерба окружающей среде реституция, если будет вынесено соответствующее решение, должна включать, насколько это возможно, восстановление окружающей среды и инфраструктуры, замену имущества общины и возмещение расходов, связанных с переселением в тех случаях, когда такой ущерб вызывает необходимость перемещения общины.
11. Когда государственные должностные лица или другие представители, действующие в официальном или полуофициальном качестве, нарушают национальные уголовные законы, жертвы должны получать реституцию от государства, должностные лица или представители которого несут ответственность за причиненный ущерб. В тех случаях, когда правительство, при котором имело место приведшее к виктимизации действие или бездействие, уже не существует, реституция жертвам должна предоставляться государством или правительством-преемником.
Компенсация
12. В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:
a) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;
b) семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации.
13. Следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб.
Социальная помощь
14. Жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам.
15. Следует информировать жертвы о наличии медицинских и социальных услуг и другой соответствующей помощи и обеспечить им полную возможность пользоваться ими.
16. Работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребности жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи.
17. При предоставлении услуг и помощи жертвам следует уделять внимание тем, кто испытывает особые потребности, обусловленные характером причиняемого ущерба или факторами, упомянутыми в пункте 3, выше.
В. Жертвы злоупотребления властью
18. Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.
19. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в национальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предусматривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и/или компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку.
20. Государствам следует рассмотреть возможность заключения многосторонних международных договоров, касающихся жертв, определение которых приводится в пункте 18.
21. Государствам следует периодически пересматривать существующие законы и практику для обеспечения их способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательные положения, запрещающие деяния, представляющие собой серьезные виды злоупотребления политической или экономической властью, и содействующие мерам и механизмам предотвращения таких деяний, а также развивать и широко обеспечивать соответствующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний.