что не относится к периферическому отделу речевого аппарата
Дефекты речевого аппарата
Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.
Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.
Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года. В данном случае стоит обратиться за помощью к детскому логопеду. На первой консультации логопед проведет диагностику нарушений и при необходимости направит к смежным специалистам.
При возникновении первых симптомов нарушений речи следует сразу обратиться к логопеду для диагностики и подбора правильной и эффективной программы коррекции.
Родителям стоит обратиться к специалистам, если они заметили:
Специалисты нашего центра успешно работают с дефектами речевого аппарата, для коррекции нарушений речи чаще всего используются следующие методы:
Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата и методы их коррекции:
Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение». Признаки – отсутствие фонации либо перепады в силе и тембре голоса, гнусавость или хриплость. Требует срочной коррекции, так как с возрастом симптомы усиливаются и хуже поддаются коррекции. В терапии дисфонии чаще всего используют артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж воротниковой зоны, занятия с аппаратом ДЭНАС.
Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. У детей чаще всего встречается в период становления фразовой речи. При отсутствии своевременной коррекции заикание может сопровождать человека и во взрослом возрасте. Данное нарушение сложно поддается коррекции в силу своей навязчивой природы. Лечение заикания в Центре Ember направлено на устранение патологических факторов, которые привели к возникновению заикания, а также на нейтрализацию его последствий, страха речи – логофобии. Именно благодаря комплексному подходу удается избавиться от заикания не на время, а навсегда.
Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна. Но этого часто можно избежать при своевременном обращении к логопеду. С помощью специальных упражнений можно растянуть уздечку, тем самым решить данную проблему.
Куполообразное нёбо – дефект речевого аппарата, вызванный неправильным строением ротовой полости. Логопед учит произносить недоступные клиенту звуки, которые на слух не будут отличаться от традиционных.
Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса. В лечении таких нарушений часто используют хирургический метод, после чего необходим курс занятий с логопедом.
Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков. Коррекционные занятия с логопедом в таком случае направлены на устранение причины нарушений. Специалист использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию.
Дефекты речевого аппарата часто встречаются у людей, но именно в детском возрасте они поддаются наиболее эффективному лечению. С возрастом исправление данных нарушений становится более затруднительным и длительным.
Исправление дефектов речевого аппарата в центре Ember проходит по индивидуально разработанной программе. При сложных нарушениях мы рекомендуем пройти совместную консультацию нескольких специалистов: клинического психолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога, нейропсихолога. Комплексный подход помогает точно определить диагноз и его причины, разработать маршрут коррекции, не упуская важных деталей.
Если у вашего ребенка имеется дефект речевого аппарата, мешающий нормальной речи, запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Что не относится к периферическому отделу речевого аппарата
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Рис. 2. Профиль органов артикуляции
1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
Что не относится к периферическому отделу речевого аппарата
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией.
Нужны занятия с логопедом?
Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), участвующие в производстве звуков речи и голоса.
Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией. Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») — многоступенчатый акт, состоящий из трех последовательных фаз:
Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:
Анатомическое строение артикуляционного аппарата и его физиологическая сущность
Речевой аппарат представлен центральным и периферическим отделами. Функцией центрального аппарата является р егуляция процесса речи. Он включает в себя:
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и звукопроизводящего отделов. В образовании звуковой волны участвует ряд органов, которые в совокупности составляют периферию речевого аппарат человека. Этот аппарат представлен:
Артикуляционный аппарат входит в структуру периферического речевого аппарата, который совместно с дыхательным (воздухообразующим) и голосовым (придает индивидуальную окраску и силу голосу) отделом играет основную роль при звукообразовании.
Источник звукообразования
Источником звукообразования является надставная труба или резонатор, в котором образуются обертоны и резонаторные тоны, а также всевозможные шумы от трения воздушной струи о сближенные органы артикуляции или от взрыва сомкнутых.
Надставная труба берет начало полостью глотки (фаринкс), в которой находится надгортанный хрящ, и затем делится на две выходные полости: ротовую и носовую. Эти полости разделяются между собой небо, передняя часть которого твердая, а задняя — мягкая (небная занавеска, оканчивающаяся маленьким язычком).
Основное условие нормальной работы артикуляционного аппарата — естественность и подвижность. У лиц с нарушенной речевой функцией наблюдается недостаточная подвижность артикуляционного аппарата в результате мышечных зажимов или органических дефектов. Корректируются данные проблемы посредством артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Упражнения на развитие артикуляторных возможностей входят в комплекс мероприятий, которые помогают ребенку учиться говорить.
Особенности строения и функции артикуляционного аппарата у лиц с речевыми недостатками
В ходе диагностики строения и моторной функции артикуляционного аппарата у логопатов наблюдаются анатомические аномалии (укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т.д.) или функциональная невозможность выполнения отдельных артикуляционных укладов. Например, не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, надуть щеки, пощелкать языком и другие упражнения). Даже, если удается выполнить некоторые движения, качества выполнения этих движений заметно страдает. Отмечается неполнота действий, снижение тонуса мышц, кратковременность удержания заданной позы. Это и ведет к искажению звуков, смешению их и ухудшению дикции.
Что не относится к периферическому отделу речевого аппарата
Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения.
Нужны занятия с логопедом?
Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.
Строение речевого аппарата
Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:
Формирование голоса
В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.
Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:
Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:
В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.
Структурные компоненты речи
За речевую функцию отвечают:
В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.
В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:
Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.
Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.
Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.
Диагностика проблем с речевым аппаратом
Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.
Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.
Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:
Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.
Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.
Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.
Что не относится к периферическому отделу речевого аппарата
Во всех случаях исследования речи следует принимать во внимание как периферический, так и центральный отделы. При нарушениях речи центрального происхождения можно обнаружить поражение рецепторов и — в особенности слухового — нарушения в восприятии ритма, тембра и высоты акустических раздражителей.
При исследовании речи следует учитывать: 1) понимание речи, 2) номинационную и спонтанную речь (диалоговую и повествовательную речь), 3) повторение (гласных, согласных, односложных и многосложных слов, фраз), 4) передачу выученного на память текста (до болезни или же во время исследования), 5) автоматизм речи (автоматические словесные ряды), 6) исполнение приказаний, переданных с помощью слов или жестов, 7) словесное мышление, 8) чтение и письмо. Исследование детей отличается определенными особенностями, которые будут подробно описаны в разделе, посвященном немоте в детском возрасте, а также принципам восстановления речи.
Значение сигнала, воспринимаемого словесным путём или же в процессе чтения, обуславливается предварительно приобретенными понятиями, процессами ассоциации и памятью. В этих условиях каждое слово автоматически связывается с воспоминаниями, которые имеют с ним какой-то общий элемент. Благодаря существованию такого рода ассоциаций является возможным понимание речи. Развитие речи у ребёнка также основывается на наличии этих связей.
Темп установления связи между повой информацией и ранее закрепленной информацией зависит от памяти. Информация — это получение впечатлений об окружающей среде с помощью органов чувств. Таким образом рецепторы являются информаторами, которые передают информации мозгу. Передаваемые сигналы, как известно, могут иметь различный характер, однако наиважнейшее значение имеют словесные сигналы.
Периферические органы речевого аппарата
Подразделение речевого аппарата на периферический и центральный отделы производится в целях облегчения его изучения. В действительности же периферический и центральный аппарат находятся в тесной функциональной связи. Только рассматривая речевой аппарат как единое целое от рецепторов до коры головного мозга и от коры головного мозга до эффекторов, можно правильно определить место повреждения речевого аппарата и дать ему полную характеристику.
Процессы, происходящие в периферическом отделе речевого аппарата нетрудно проанализировать, т.к. они доступны для непосредственного наблюдения. Функция центрального отдела речевого аппарата до настоящего времени полностью не изучена, хотя благодаря достижениям в области нейрофизиологии и нейрохирургии можно и теперь определить, какие функции речевого аппарата могут быть нарушены при строго определенной локализации патологического процесса в мозгу.
На нашем сайте читатель уже мог познакомился с описанием ротовой полости, как резонаторной полости, а также её связью с остальными резонаторными полостями, в которых голос превращается в артикулированный звук. В артикуляционной функции ротовой полости принимают участие те же самые мышцы, благодаря которым осуществяется пережевывание пищи и отделение ротоглотки от носоглотки (замыкающее глоточное кольцо) для предотвращения попадания пищи в носовую полость при глотании. В течение долгих веков формировалась способность этих мышц производить точные артикуляционные движения, благодаря чему у человека развивалась артикулированная речь. Движение губ можно наблюдать непосредственно простым глазом, в то время как очень сложный механизм движений языка, нёба и мышц глотки можно проследить, используя современные методы рентгеновского обследования: томографию, рентгенографию, рентгенокинематографию.
Громкую речь следует рассматривать, как совокупность двигательных функций отдельных элементов ротовой полости, сопровождающихся деятельностью мимических мышц и мышц, служащих для жестикуляции.
Сокращения артикуляционных мышц не всегда бывают симметричными. Асимметрия ротовой полости часто сопровождается асимметрией в строении гортани, искривлением носовой перегородки, а также деформацией нёба.
Разнообразие артикуляционных движений обеспечивает возможность выпячивания и закругления губ, перемещения корня языка к задней стенке глотки, перемещения спинки языка вверх, к нёбу и возвращения к исходной позиции и т.д., вследствие чего изменяется объём и форма ротовой полости как резонаторной полости, что в свою очередь обуславливает изменение тембра звука. При этом звук не утрачивает своего артикуляционного значения. Происходит это благодаря полиморфизму звуков. Это явление относится прежде всего к гласным, т.к. слишком значительные отклонения во время произношения согласных приводят к искажениям, которые в ряде случаев рассматриваем как патологические симптомы. При неправильной и асимметричной функции артикуляционных мышц больше всего искажаются щелевые и смычно-щелевые согласные. Перемещение языка вправо или влево за линию зубов вызывает шепелявость, перенесение колебаний с кончика языка на мышцы мягкого нёба во время произношения р — обуславливает грассирование и т.д.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»