что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ

Признаки деловой игры

1.4 Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.

-Распределение ролей между участниками игры.

-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

-Наличие управляемого эмоционального напряжения.

-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

-Коллективная выработка решений участниками игры.

-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры[5].

1.5 Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

-одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

-позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

-многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2].

Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.

В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь основные атрибуты:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются системой правил.

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный характер.

6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры[3].

2.2 Деловая игра «Журналист»

Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.

Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика.

Источник

Деловая игра как метод обучения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Деловая игра как метод обучения

Деловая игра как метод активного обучения …………………………………..7

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением……..7

Определение темы и целей деловых учебных игр ……………………………..8

Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры ……..9

Список использованной литературы…………………………………………. 11

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить

К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста».

Из истории деловых игр

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.

Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с. 26].

По оценкам экспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране [6, с. 7].

В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [8, с. 143].

Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [5, с. 42].

По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем».

Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].

1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.

Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10, с. 167].

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм [1, с. 39].

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].

Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1. По времени проведения:

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

– игры, проходящие в реальное время;

– игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

– оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

5. По методологии проведения:

К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях [3, с. 49].

Деловая игра как метод активного обучения

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [6, с. 14].

Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с. 102]

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [3, с. 132].

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных отношений» [7, с. 4].

2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метод. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [5, с. 63].

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления личностного опыта [4, с. 26].

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [5, с. 6].

– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры [3, с 129].

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт [8, с. 13].

Определение темы и целей деловых учебных игр

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей [6, с. 9].

Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими обучающимися. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему [1, с. 12].

Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры

«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» [3, с. 129].

«Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ» [3, с. 143].

«Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст учебной деятельности в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст деятельности обучающегося» [9, с. 143].

Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается» [4, с. 20].

«Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления по управлению производством, строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме» [7, с. 131].

Структура деловой игры

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней.

Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры [3, с. 21].

В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

– графическая модель взаимодействия участников,

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

– комплекс ролей и функций игроков,

Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Создавая его необходимо разобрать: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определить учебную цель, подготовить инструкцию каждому игроку, определить полный комплект ролей, время игры, место игры, подготовить вводный материал или лекцию [1, с. 47].

Как правило «в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги». Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:

реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [2, с. 148].

Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.

«способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [2, с. 149].

Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучающиеся не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры».

Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из класса) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2 часа.

Список использованной литературы

Источник

ПРИЗНАКИ ДЕЛОВЫХ ИГР

что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть картинку что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Картинка про что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть картинку что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Картинка про что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть картинку что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Картинка про что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть картинку что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Картинка про что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ

что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть картинку что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Картинка про что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ

что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Смотреть картинку что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Картинка про что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ. Фото что не относится к обязательным признакам деловой игры ответ

На основе анализа целей игры и объекта имитации устанавли­вается класс игры по различным признакам. В практике игрового моделирования используются следующие признаки классификации

по целенаправленности (назначению)— учебная, исследователь­ская, экспериментальная, проектировочная, производственная, ат­тестационная, универсальная;

по форме взаимодействия участников— игра с взаимодействи­ем (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (реше­ния одной группы не влияют на результаты и поведение другой);

по динамике моделируемых ситуаций— саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом;

по способам обработки и передачи информации— ручная (без при­менения технических средств; с использованием обычных тех-средств оргтехники, с использованием ЭВМ, с Интернет);

по скорости игрового времени— с реальным масштабом време­ни, в условно ускоренном времени, в условно замедленном време-

ни, в произвольном масштабе времени (при отсутствии нормиро­ванного аналога в реальной жизни);

по типу коммуникации— с использованием устной, письмен­ной (вербальной и невербальной), визуальной, формальной, не­формальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;

по конечному продукту игры— с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от дру­гих интерактивных обучающих технологий, следующие:

• моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или Профессиональ­ных решений;

• распределение ролей между участниками игры;

• различие ролевых целей при выработке решений;

• взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

• наличие общей цели у всего игрового коллектива;

• коллективная выработка решений участниками игры;

• реализация цепочки решений в игровом процессе;

• наличие управляемого эмоционального напряжения;

• наличие разветвленной системы индивидуального или группо­вого оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников деловых игр).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *