что не относится к компетенции младшего воспитателя
Должностная инструкция помощника воспитателя
Должностная инструкция в учреждении — практически всегда обязательный документ. Она знакомит персонал с его обязанностями на рабочем месте, устанавливает права и ответственность. Инструкция может быть как приложением к трудовому договору, так и отдельным документом. Обязанность составлять ее в законодательстве не закреплена, однако практика использования данной бумаги широко распространена, в том числе и в детских образовательных учреждениях. Рассмотрим, как составить должностную инструкцию помощника воспитателя.
Образец должностной инструкции помощника воспитателя
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Сотрудник на своем рабочем месте выполняет такие функции:
3. Права
Помощник воспитателя имеет следующие права:
4. Ответственность
Данный работник несет ответственность за:
Разделы должностной инструкции
В должностную инструкцию включают основные разделы и дополнительные. К первым относятся: «Основные положения», «Должностные функции», «Права», «Ответственность». Ко вторым — «Оценка деятельности», «Взаимодействие в учреждении», «Условия работы» и т.д. Дополнительные разделы обычно включают работодатели, которые хотят описать как можно больше трудовых реалий.
Рассмотрим базовые разделы документа.
Раздел | Характеристика |
---|---|
Общие положения | В данной части указывают, как видно из названия, только общие моменты. К ним относятся знания и навыки, которыми должен владеть работник; уровень образования, достаточный для найма на должность; место в иерархии работников учреждения. Здесь можно прописать также график работы, необходимость прохождения обязательного медосмотра. В некоторых случаях указывают даже личностные качества помощника воспитателя. Все перечисленные в этом разделе навыки не должны противоречить функциям, названным в следующем разделе. |
Должностные обязанности | Здесь перечисляют все обязанности помощника воспитателя. Стандартно к ним относятся: уборка группы и участка, прием питания для детей, контроль за чистотой детей, мягкого инвентаря. В частных детских садах за помощником воспитателя может быть закреплено большее количество функций. Все зависит от укомплектованности штата детского сада. Данный раздел инструкции — ключевой. Прописать его нужно достаточно конкретно. |
Права работника | Здесь обозначают права помощника воспитателя. К ним относятся следующие: на внесение предложений по работе учреждения, на гарантии от государства, на получение инвентаря, необходимого для работы, на требование лучших условий труда. |
Ответственность | В этом разделе отмечают, какую ответственность будет нести помощник воспитателя. Обычно формулируют общими словами «в порядке, установленном законодательством РФ», поскольку каждый конкретный проступок разбирают индивидуально, иногда с участием органов следствия и суда. |
Как оформить документ
Должностную инструкцию составляют на бумаге формата А4, на фирменном бланке учреждения, с реквизитами. Оформляют ее следующим образом:
Важно! Документ формируют в двух экземплярах. Один остается у администрации дошкольного учреждения, а второй выдается принятому на должность работнику.
Должностная инструкция младшего воспитателя
Взаимоотношения работодателя и сотрудника регулируются с помощью целого ряда документов, одним из которых является должностная инструкция. В зависимости от сферы деятельности и специальности, такие документы включают в себя различные пункты и оговаривают разные вопросы. Сегодня мы поговорим о том, на каких правах и обязанностях акцентирует внимание должностная инструкция младшего воспитателя.
Образец должностной инструкции младшего воспитателя
Общие положения
Должностные обязанности
К числу должностных задач, стоящих перед младшим воспитателем, относятся следующие:
Права
Младший воспитатель ДОУ обладает следующими категориями прав:
Ответственность
Взаимодействие
Коммуникация младшего воспитателя подразумевает следующие действия:
Зачем нужна должностная инструкция
Должностная инструкция – это документ, который четко очерчивает рамки рабочего процесса и специфику обязанностей, закрепляемых за тем или иным сотрудником. Он соединяет в себе несколько полезных функций:
Кстати! Особую значимость должностная инструкция приобретает во время судебных разбирательств, когда работодатель и сотрудник имеют претензии друг к другу. Четко прописанный документ позволяет определить, признавать ли сотрудника виновным или нет.
Особенности должностной инструкции
Унифицированного стандарта по составлению должностных инструкций не существует. В связи с этим каждая организация имеет право вносить свои изменения в этот документ. Несмотря на большую степень свободы, многие работодатели придерживаются единой структуры инструкции, состоящей из четырех глав:
В данном случае к указанному плану был также добавлен пункт «Взаимодействие» — его присутствие объясняется спецификой работы воспитателя и необходимостью частых контактов с сотрудниками.
Важно! Должностная инструкция распечатывается в единственном экземпляре – для каждого работника. В задачи младшего воспитателя входит ознакомление с ее содержанием и подтверждение согласия своей подписью. Помимо сотрудника документ также подписывается руководителем учреждения.
Содержание инструкции
В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:
Основная часть
Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.
Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.
В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.
Второй раздел
Второй раздел полностью посвящен перечислению обязанностей, выполнения которых наниматель будет требовать от сотрудника. Поскольку каждое учреждение имеет свои особенности функционирования, содержание этой главы варьируется. К примеру, в одном детском саду может быть один младший-воспитатель на группу, а в другом – несколько. Это приведет к разделению функций между сотрудниками.
Третий раздел
Третий раздел затрагивает права младшего воспитателя и перечисляет те сферы деятельности, в которых он может проявить инициативу. В процессе использования своих прав работник получает возможность взаимодействовать как с вышестоящими, так и с нижестоящими сотрудниками. Целью такого общения является повышение эффективности выполняемой работы, а также устранение возникающих неполадок.
Четвертый раздел
Четвертый раздел указывает на границы ответственности сотрудника и содержит перечень действий, за которые тот может понести наказание. В качестве наказания работодатель вправе использовать увольнение, временное отстранение от должности, штраф и так далее. Характер применяемой санкции зависит от того, какой именно закон был нарушен.
Пятый раздел
Пятый раздел посвящается проблемам коммуникации младшего воспитателя со своими коллегами. К примеру, он имеет право обратиться к воспитателю с предложением провести профилактическую беседу с воспитанником – при наличии объективной причины. Также сотрудник может взаимодействовать с завхозом или медработником, поскольку для решения многих вопросов требуется вовлеченность нескольких коллег.
В конце инструкции указываются данные младшего воспитателя, а именно:
Профстандарт младшего воспитателя
Профессиональный стандарт младшего воспитателя используется в обязательном порядке в контролируемых государством организациях для определения характеристик профессии. В его разделах описаны квалификационные параметры, трудовые действия и обязанности сотрудника. В частном секторе он может применяться для получения некоторых преимуществ в области делопроизводства, менеджмента и кадрового дела.
Основы использования профстандартов
Параметры внедрения профстандартов установлены в утвержденном в 2015 году 122-ФЗ. В соответствии с ним в Трудовой кодекс была введена статья 195.3, где устанавливался обязательный характер применения профстандартов для должностей, требования к которым специально оговорены действующим законодательством. А в принятом в 2016 году постановлении Правительства РФ №584 указывалось, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений и организаций, контролируемых государством. Основные затронутые в этих актах вопросы были дополнительно разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 от 04.04.2016. Как видно из этих документов, круг обязательного использования профстандартов ограничен организациями под контролем государства и узким кругом профессий. В частном секторе их применяют для:
Внимание! В будущем Минтруд планирует объединить профстандарты с соответствующими разделами квалификационных справочников (ЕКС и ЕТКС), а пока они действуют совместно и наниматель вправе решать, какими документами он воспользуется.
Составная часть профстандарта младшего воспитателя
В начале 2017 года Минтруд утвердил профстандарт специалиста в области воспитания 01.005. Он состоит из четырёх частей:
Внимание! Как можно заметить из описания, документ не охватывает ряд аспектов профессиональной деятельности: отсутствуют должностные полномочия, параметры ответственности за нарушения и т.д. Для их документирования дополнительно используют должностные инструкции, правила внутреннего распорядка и иную трудовую документацию.
Порядок использования профстандарта
Для качественного внедрения положений профстандарта используется определенный порядок действий:
После окончания этих процедур работодатель может приступать к более широким изменениям: переменам в организационной структуре, введению новых позиций, перераспределению полномочий и т.д.
Результатом внедрения профстандартов станет:
Если организация-работодатель предполагает масштабные перемены в кадровой деятельности, то рекомендуется сперва разработать и утвердить регламент, содержащий основные параметры применения профстандартов: сроки, порядок вступления в силу изменений, ответственных специалистов и иные моменты.
Внимание! Пока ТК РФ не предусматривает возможность увольнения сотрудника за его несоответствие положениям профстандарта. Это невозможно даже в том случае, если он отказывается повышать свой уровень квалификации. В этом варианте можно предложить ему переход на иную должность, с использованием статьи 72.1 ТК.
Профстандарт воспитателя
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия
Необходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия
Необходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
современные тенденции развития дошкольного образования.
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
Программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации
детский сад «Колосок»
Первомайского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Меню сайта
должностная инструкция младшего воспитателя
2. Квалификационные требования.
Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, начальное профессиональное или среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Основными направлениями деятельности младшего воспитателя являются:
3.1. Обучение и воспитание детей с учётом специфики возраста и состояния здоровья обучающихся.
3.2. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
3.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований помещений и оборудования.
4. Должностные обязанности
4.1. Участвует в организации жизнедеятельности воспитанников.
4.2. Помогает воспитателю в организации образовательного процесса.
4.3. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической адаптации детей.
— работу по привитию воспитанникам навыков самообслуживания с учетом возраста, оказывает им необходимую помощь;
— прием пищи воспитанниками ДОУ, проводит работу по освоению детьми правил поведения за столом, культурно-гигиенических навыков.
— в работе по профилактике отклоняющегося поведения и вредных привычек у детей;
4.6. Подготавливает воду для закаливающих процедур и полоскания рта.
4.7. Помогает воспитателю при одевании и раздевании детей, проведении гигиенических и закаливающих процедур.
4.8. Обеспечивает соответствующее санитарным требованиям состояние помещений и оборудования; три раза в день проводит влажную уборку групповых помещений.
4.9. Проводит: санитарную обработку посуды, детских горшков, игрушек в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; смену постельного белья один раз в 7 дней; ежедневную гигиеническую обработку санузлов.
4.10. Следит за чистотой полотенец, наличием в группе кипяченой воды для питья и полоскания рта.
4.11. Совместно с воспитателем:
— подготавливает участок для прогулки в летний период года;
— присматривает за детьми во время «тихого часа»;
— взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников.
4.12. Обязан иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесённых инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовке и аттестации. Работники, уклоняющиеся от прохождения медосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личной медицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.
Младший воспитатель имеет право:
5.1. Участвовать в работе органов самоуправления ДОУ в порядке, определенном Уставом.
5.2. На социальные гарантии и льготы, установленные трудовым законодательством РФ и учредительными документами.
5.3. На иные права, предоставляемые законодательством РФ.
6.1. Младший воспитатель несет ответственность:
— за жизнь и здоровье детей, нарушение их прав и свобод;
— сохранность одежды детей (обязан учить детей аккуратно и бережно относиться к одежде, не допускать ее потери или порчи);
— сохранность имущества в группе (игрушки, керамика, мебель, пособия и пр.);
— своевременное прохождение медицинского осмотра.
6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующей ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, младший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
6.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил младший воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
6.5. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей младший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
6.6. Младший воспитатель несет имущественную ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
7. Взаимоотношения. Связи по должности.
7.1. Работает по графику, утвержденному заведующей ДОУ, с нагрузкой за одну ставку 36 ч. в неделю в соответствии с расписанием, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования обязательной образовательной деятельности на которую не установлены нормы выработки.
7.2. Участвует в общих мероприятиях ДОУ в соответствии с годовым планом.
7.3. Не имеет права меняться сменами с другим младшим воспитателем в группе без согласования с администрацией.
7.4. Получает от администрации ДОУ материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
7.5. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией ДОУ к работам не связанным с должностными обязанностями в пределах установленного рабочего времени.
Контроль за исполнением инструкции возлагается на