что не относится к интеллектуально педагогической компетентности педагога
Понятие о профессиональной компетентности педагога
Оксана Александровна
Понятие о профессиональной компетентности педагога
Понятие о профессиональной компетентности педагога
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Основные компетентности обозначены в Законе об образовании РФ статья 46. «Право на занятие педагогической деятельностью», и в Профессиональном стандарте педагога.
Профессиональная компетентность педагога это качество действий педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем, это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует профессионализм.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
О профессионализме педагогов говорилось всегда. Если обратиться к учебнику по Педагогике Харламова Ивана Фёдоровича, то можно прочитать, как он описывает ступени профессионального роста педагога.
Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Педагогическая умелость – уровень профессионализма педагога, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет квалифицированно осуществлять обучение и воспитание воспитанников, умение использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.
Следующая ступень профессионального роста педагога. Педагогическое мастерство – От педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их допускаемых недочетов, ошибок и успехов детей.
Высшим уровнем профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Остановимся более подробно на тех компетентностях, которые должны быть сформированы у педагога в соответствии с разработанным профессиональным стандартом, с региональными требованиями к аттестации педагога. Квалификация может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
1. Компетентность в области личностных качеств.
1.1. Эмпатийность и социорефлексия – способность ощущать радость или боль ребёнка, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса. Стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, умение видеть себя «глазами других»
1.2. Любить детей – это самое главное.
1.3. Педагогическая интуиция.
1.4. Широкая эрудиция.
1.5. Самоорганизованность – умение планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне быть дисциплинированным. Порядок в бумагах, на рабочем месте. Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
1.6. Владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
1.7. Общая культура педагога – человек, обладающий широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы. Поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам. Он осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни. Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
Высказывания построены грамотно и доступны для понимания, высокая культура речи.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.
2.3. Умение вовлечь детей в процесс формулирования целей и задач
2.4. Умение описать способ достижения результата и объясненить требований к нему.
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации дошкольников.
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования воспитанников.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
4.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу.
4.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.
4.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности
5.1. Компетентность в методах преподавания.
5.2. Компетентность в предмете преподавания.
5.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
5.4. При подготовке к мероприятию использует дополнительные материалы (современные цифровые ресурсы, книги для самообразования, медиа-пособия и т. д.)
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
6.1. Умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты.
6.2. Умение организовывать деятельность воспитанников по добыванию и применению знаний.
6.3. Грамотное педагогическое оценивание, которое направит развитие воспитанника от внешней оценки к самооценке.
Требования к компетенциям диктует профессиональный стандарт педагога, который вступил в силу 1 января 2018 года.
Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.
Требования к педагогурегламентируются несколькими правовыми актами:
1. Закон об образовании ст. 48 «Обязанности и ответственность педработников», ст. 49 «Аттестация педагогических работников».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва
Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, и служащих. (Утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития 26.08.2010 г. (№ 761н) Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.
Рефлексия — это не просто знание или понимание педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (воспитанники, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
(когнитивные представления – представление о самом себе, эмоциональная оценка самого себя, поведенческие реакции, вызванные знаниями о себе и отношением к себе)
Профессиональная компетентность педагога
Наталья Куркова
Профессиональная компетентность педагога
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Классификация, содержащаяся в едином квалификационном справочнике
Коммуникативные компетенции.
качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Информационные компетентности.
качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Профессиональная компетентность
качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Правовая компетентность
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:
-желание педагога познавать и самореализовываться;
— постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
— организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
— организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
— мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
— открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
— самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
— прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
— проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
Конечно же, компетентность связана с опытом. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться». Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов. Как.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.
Моя профессиональная деятельность Я, Ткаченко Раиса Тальгатовна, имею высшее образование. Окончила Лесосибирский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика.
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.
Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные.
Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога Конфликты между людьми возникли с появлением первого общения между ними. Каждый человек это самостоятельная личность со своей позицией и.
Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования» Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования В статье рассматривается сущность.
Профессиональная компетентность педагога ДОО
Екатерина Колодина
Профессиональная компетентность педагога ДОО
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентнымв вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
— социально-педагогической.
• Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
• Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
• Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
— работа в методических объединениях, творческих группах;
— исследовательская, экспериментальная деятельность;
— инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
— различные формы педагогической поддержки;
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
— обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность»оценивание уровня профессиональной компетентности педагогическихработников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально- компетентный педагог.