что не относится к факторам продуктивности учебной деятельности по староверовой
Педразвитие
Автор: Оболенская Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Коммунар Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
Раздел: начальное образование
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Оболенской Елены Алексеевны
Тема: Продуктивность учебной деятельности младших школьников
общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО
Работа над темой начата в 2019/2020 учебном году и рассчитана на 4 года.
Готовится к печати на одном из сайтов. Конечно же данная работа будет еще
преобразовываться, редактироваться, видоизменяться. Это только проект.
Целью работы является:
оказание помощи обучающимся, сделав обучение
интересным и продуктивным, используя на уроках различные методы и приемы, формы
Работа состоит из 6 модулей. К каждому модулю имеются лекции на выступления
на МО, педсоветах, семинарах, конференциях, а также разработаны презентации к
«ФГОС НОО и его реализация в образовательном процессе начальной
. «Психолого-педагогическая сущность продуктивности учебной
«Особенности организации учебной деятельности младших школьников».
«Мотивационная детерминация продуктивной учебной деятельности».
«Формирование универсальных учебных действий у младших
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
Модуль 1. «ФГОС НОО и его реализация в образовательном процессе
Стандарт – это совокупность трёх систем требований: к структуре основных
образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.
Федеральный государственный стандарт второго поколения утверждён приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 для начальной школы и
был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009
года и вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основной образовательной программы начального общего образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования должен обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования.
Концепция стандартов второго поколения базируется на следующих принципах:
1) непрерывности образования;
2) учёта возрастных возможностей ребёнка;
3) учёта его индивидуальных особенностей;
5) взаимосвязи с окружающим миром;
6) развития личности, как субъекта творческой деятельности;
7) признания ребёнка, как активного субъекта познания;
8) доступности и достаточности;
9) духовно-нравственного воспитания;
10) психологической адаптации;
11) взаимодействия семьи и педагога.
В основе построения ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход.
Основная образовательная программа:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования;
3) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Раздел 2. Содержательный
1) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на
ступени начального общего образования;
2) рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
3) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
4) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
5) программа коррекционной работы;
Раздел 3. Организационный
1) учебный план образовательного учреждения;
2) план внеурочной деятельности;
3) система условий реализации основной образовательной программы.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В ФГОС нового поколения изложены основные цели образования:
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Главным условием успешной реализации положений нового ФГОС являются
новые подходы к обучению, направленные на формирование универсальных учебных
В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной
деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое,
образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на
познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и
условия своего существования.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на
усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Учебная деятельность –
ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Предмет учебной деятельности
– опыт учащегося, который преобразуется путём присвоения элементов социального
опыта. Продукт учебной деятельности – сам учащийся: его способности, результат
Продуктивная учебная деятельность – такой педагогический процесс, который
способствует развитию личности посредством продуктивно-ориентировочной
деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы
учащихся при поддержке педагога.
Этапы определения продуктивности обучения:
определение уровней деятельности обучающихся;
нахождение критерия усвоения для каждого уровня, установление фактов,
влияющих на достижение данного уровня;
демонстрация взаимосвязи найденных факторов для достижения уровня
Научение – способ изменения поведения человека, действующий не только в
обучении, но и в других видах деятельности. Учение – это особый вид деятельности,
специально организуемый с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
Ведущие мотивы учебной деятельности – учебно-познавательные. «Учебно-
познавательный мотив – это побуждение, направленное на овладение обобщёнными
способами действий в сфере научных понятий». (Д. Б. Эльконин)
В работах психологов (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.) определяется
структурный состав учебной деятельности, который включает три компонента:
мотивационный, содержательный, операциональный.
Мотивационный компонент включает познавательные потребности и учебно-
познавательные мотивы, т. е. желание узнать что-то новое, овладеть новым способом
решения, самостоятельно определить путь поиска нового знания и т. д.
Содержательный компонент включает те общие способы действий, на которые и
направлены учебно-познавательные мотивы учащихся.
Операциональный компонент включает учебные действия, осуществление которых
позволяет решить поставленную учебную задачу (достичь поставленной цели).
При определении влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности
необходимо рассматривать возможности учащегося. Для достижения высоких результатов
учебной деятельности необходимо, чтобы желания обучающегося несколько превышали
Влияние учебной мотивации на продуктивность учебной деятельности
осуществляется по трём направлениям:
1. Положительное влияние, при котором учебный процесс детерминируется
познавательными, внутренними, «личностно значимыми» мотивами, когда учащийся
становится активным субъектом учебной деятельности. В этом случае учебная мотивация
обеспечивает продуктивность учебной деятельности.
2. Отрицательное влияние, при котором в структуре мотивационной сферы ученика
доминируют внешние мотивы с отрицательной модальностью (избегание наказания,
неодобрения со стороны родителей, одноклассников).
3. Нейтральное влияние, когда мотив учебной деятельности является
«понимаемым», но не переходит в «реально действующий».
Составляющие продуктивности: успеваемость (характеризуется параметром
отметки качества образования и представляет собой уровень усвоения знаний, умений и
навыков, требуемых основной образовательной программой); успешность (характеризует
удовлетворённость ученика как субъекта и его значимых взрослых осуществляемой
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой
обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит
Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих
принципов: наличие сменных пар учащихся; взаимообучение; взаимоконтроль;
в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки
логического мышления и понимания;
в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки
мыследеятельности, включается работа памяти;
каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что
создаёт ситуацию успеха;
повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами
увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное
работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных
Модуль 3. «Особенности организации учебной деятельности младших
В ФГОС главная цель образования определена как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся.
«Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы
учебных занятий» (Н. М. Верзилин).
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность
учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на
отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной
теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т. п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для
данного типа урока, для данной темы, для данного класса.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке
для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на
уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия учебного содержания.
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это: традиционный (комбинированный) урок, лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это: практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это: практикум, лабораторная работа,
семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в
комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это: семинар, конференция, круглый
стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачёт,
коллоквиум, смотр знаний, устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и
групповой опрос) и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями
Инновационное обучение – новый подход к обучению, включающий в себя
личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало,
профессионализм, использование новейших технологий.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития».
Дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей
с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого
обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении
той или иной практически, или теоретически значимой проблемы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность тех принципов,
методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и
воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Игровые технологии – уникальная форма обучения, которая позволяет сделать
интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом
уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.
Информационно-коммуникативные технологии – совокупность методов,
производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с
целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования
информации в интересах её пользователей.
Модуль 4. «Мотивационная детерминация продуктивной учебной
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность
личности. К ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы,
которые детерминируют поведение человека.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной
Психологи выделяют два типа мотивации:
1) внешнюю мотивацию и, соответственно, внешне мотивированного поведения.
2) внутреннюю мотивацию и, соответственно, внутренне мотивированного
Более продуктивной является внутренняя мотивация. Мотивация внутреннего типа,
характеризующаяся социализованным личностным смыслом – это реальная внутренняя
мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне
гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом
организующей весь процесс её реализации. Внешние же мотивы могут быть лишь
значимым подспорьем, а не самоцелью в этом процессе. Поэтому очень актуальны
следующие слова Дейла Карнеги: «На свете есть только один способ побудить кого-либо
что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это
сделать. Помните – другого способа нет».
Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым
комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга,
находятся в определённом соотношении между собой. Мотивы учения формируются в
процессе учебной деятельности. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним
содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения
учебной деятельности, а не вне её. Поэтому именно организация полноценной учебной
деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее
действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной
Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие
интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности;
Значимое место в формировании мотивов учения занимают методы проблемно-
развивающего обучения. В начале урока перед детьми ставится проблема. Противоречие,
возникшее в результате выдвинутых гипотез, заставляет задуматься и искать выход из
затруднения, что способствует развитию самостоятельности, творческого мышления,
также обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно,
лучше усваивается и надолго запоминается). В результате такой работы воспитывается
способность к обобщениям и выводу, что положительно воздействует на внутреннюю
Развивает внутреннюю мотивацию учащихся, ситуация свободного выбора. Выбор,
совершаемый самими учащими учащимися, даёт им возможность, проявить
Технологии интерактивного обучения – это такая организация процесса обучения,
в котором обязательно участие ученика в коллективном, взаимодополняющем,
основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.
Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного
процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная
технология направлена на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы,
выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. И не просто
вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на
достижение результатов. Это решается путём организации групповой работы учащихся.
Активные методы обучения – развивают познавательный интерес, активизируют
практическую деятельность учащихся, способствуют становлению творческой личности
ученика, дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы
работы и совещательный процесс.
Формами интерактивного обучения являются:
работа в статичных парах или парах сменного состава;
работа в малых группах;
Модуль 5. «Формирование универсальных учебных действий у младших
Учебные действия – это основной структурный компонент учебной деятельности.
Учебные действия образуют целостную систему.
Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он
овладевает способами учебных действий.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных
действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих
самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта,
становлению социальной идентичности.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить
четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции),
Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД – это действия, которые обеспечивают организацию и
коррекцию учебной деятельности. Важно отметить такое регулятивное универсальное
учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает
осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира,
построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по
обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные действия – обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Уровень сформированности УУД зависит от:
состояния здоровья детей;
успеваемости по основным предметам;
уровня развития речи;
умения слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
стремления принимать и решать учебную задачу;
навыков общения со сверстниками;
умения контролировать свои действия на уроке.
Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень
развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления
познавательной деятельностью учащихся.
Образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные
основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения,
технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества.
Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного
образования является овладение навыками начального технического конструирования,
развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и её
основных свойств (жёсткости, прочности и устойчивости), развитие навыков
взаимодействия в группе.
Обучение с LEGO состоит из 4 этапов:
Установление взаимосвязей: при установлении взаимосвязей обучающиеся как бы
«накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким
образом, свои познания.
Конструирование: учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и
руки «работают вместе». В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование»
приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести
время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и
программирования своих собственных.
Рефлексия: обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся
углубляют понимание предмета. В разделе «Рефлексия» обучающиеся исследуют, какое
влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции: они заменяют детали,
проводят расчёты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчёты, проводят
презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли,
задействуя в них свои модели.
Развитие: процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть
стимулы. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и
программированию моделей с более сложным поведением.
Модуль 6. «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности
младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
Учебно-познавательная деятельность – это деятельность учащегося по овладению
знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач,
Формы учебно-познавательной деятельности:
– внешняя форма заключается в перцептивной деятельности, манипулировании
предметами, символической деятельности с целью получения новых знаний об изучаемом
– внутренняя – заключается в умственных действиях (анализ и синтез,
отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция,
классификация и сериация, кодирование и перекодирование).
Основной характерной чертой учебно-познавательной деятельности является то,
что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.
В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие
сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации;
ориентировка его в деятельности;
постановка цели деятельности;
выполнение учебных действий;
контроль и корректировка учебных действий;
оценка полученных результатов.
Игровая деятельность – вид деятельности, направленный на воссоздание и
усвоение ребёнком общественного опыта, норм и правил поведения. Актуальны слова В.
А. Сухомлинского «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие
способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного
Игровая деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, характеризуется как особенное
отношение к действительности. Данное особое отношение заключается в:
– создании мнимых ситуаций;
– переносе свойств одних предметов на другие.
Для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть,
а важно, как играть. То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и
стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать
формированию определённых умений и навыков. В условиях федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования плавный
переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой
деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает
гармоничное развитие ребёнка.
Классификация игр С. Л. Новосёловой:
игры, возникающие по инициативе ребёнка;
игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с
образовательной и воспитательной целью;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры,
которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших
В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, самостоятельные
сюжетные игры: сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские,
театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной
инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим
играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Второй класс игр включает игры обучающие: дидактические, сюжетно-
дидактические, игры досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры.
Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что
особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития
Третий класс игр делится на традиционные и народные (исторически они лежат в
основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Условия использования игр на уроках:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по
таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют
переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
При условии систематического использования игровой деятельности на разных
этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-
познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать
повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.