что не относится к базовым особенностям науки как социального института
Материалы для подготовки к кандидатскому минимуму
Наука как социальный институт: сущность и особенности
Наука как социальный институт
Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. Социальный институт – это компонент социальной структуры, специализирующейся на удовлетворении общественных потребностей, на основе организации совместной деятельности людей по ее удовлетворению (армия, милиция, институты).
В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII в. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции : нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.
Базовые особенности науки как социального института: 1)символы науки: степени, звания, мантии, герб. 2)утилитарные черты: лаборатории, кафедры, строения, институты. 3)кодекс поведения: контракт и нормы неформального поведения. 4)образцы поведения: жизнь великих ученых. 5)Соц.роли и статусы: доценты, профессора, академики, доктора. 6)идеология-обеспечение выживаемости человечества.
Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты : совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.
Для современного институционального подхода характерен учет прикладных аспектов науки. Нормативный момент теряет доминирующее место, и образ «чистой науки» уступает образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения новых направлений научных исследований и научных специальностей, формирование соответствующих им научных сообществ, выявление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от других социальных институтов, обеспечивающие материальные и социальные условия.
Понятие науки как социального института
Наука как социальный институт
Наука (слав. učiti — «учить») — систематизированные знания о какой-либо отрасли человеческой деятельности либо о действительности в целом.
Социальный (общественный) институт — комплекс правил и норм, исполняющих функцию регулирования жизни и поведения общества с экономической, культурной, политической или любой другой точки зрения. Таким образом, наука как социальный институт представляет из себя не только систему данных, но и практическое их применение с целью влияния на развитие и регулирование общества.
История
Еще в Древней Греции возникали сообщества ученых, где рассматривались такие дисциплины, как философия, естествознание, социология. Однако предпосылки к становлению науки как общественного института начали зарождаться только в Новое время, в XVII-XVIII веке: были основаны первые научные учреждения (как примеры — Лондонское королевское общество — 1660 г., Парижская академия наук — 1666 г.). Были задействованы и другие формы просвещения — журналы, официальные научные сообщества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Базовым периодом в формировании науки как профессии принято считать конец XIX- нач.XX века, когда научная деятельность становится устойчивой социокультурной традицией, оформляется как профессия. Наука становится господствующей формой общественного сознания. Во второй половине XX века она становится инструментом государственной политики, деятельно воздействует на планирование, финансирование, государственное управление. Конец XX века только укрепил науку в положении общественного института, когда социум столкнулся с экологическими и информационными проблемами, которые требовали решения, достигаемого технологиями.
Институализация науки
Институализация (или институционализация) — процесс закрепления устойчивости общества посредством становления и совершенствования социальных институтов.
Институализация науки позволяет анализировать особенности и законы научного познания, тем самым превращая ее в общественный институт. Этот процесс обычно рассматривается с трех сторон:
Под влиянием политических, экономических, социальных и других факторов институционализация начала напрямую влиять на деятельность ученых относительно общества: заставляет цели науки строиться вокруг социальной полезности, а научное сообщество дробиться на узкие специализации.
Что наука включает в себя как социальный институт
Формирование науки как социального института относится как к ко всей науке, так и к каждому ее подразделению. Обобщенно любую научную дисциплину можно разделить на три ступени:
Для пополнения и хранения данных и работы с ними наукой используются различные ресурсы, многие из которых находятся в открытом доступе в сети Интернет. В их число входят научные библиотеки (eLIBRARY.RU, J-STAGE), издательства (Oxford University Press, Wiley), организации (Российская академия наук, American Chemical Society), репозитории (Open Science Repository, The National Technical Information Service) и т. д. Кроме того, важную роль в пополнении данных играют исследовательские автоматизированные машины.
Понятие науки как общественного института включает в себя такие компоненты, как:
В современности наука прочно укрепилась как социальный институт, влияющий на каждую сферу жизни; научное сообщество обладает всем необходимым инструментарием для прогнозирования, что делает его единственным источником рационального мышления социума, это воздействует на его поведение, мировоззрение и жизненные ценности.
Общая характеристика
Научные исследования требуют детального изучения, регулярного сбора данных и системного анализа уже имеющихся ведомостей. Предметом наблюдения являются природные или общественные явления на протяжении определённого отреза времени.
Для осуществления точного прогнозирования учёные должны установить причинно-следственные связи и элементы, влияющие на изменение предмета изучения.
Ряд гипотез, которые подтверждаются фактами, признаются за законы природы или общества в зависимости от того, что выступало предметом изучения. Учёные выделяют несколько ключевых моментов, на которых держится развитие и эффективное функционирование знаний. К этим основам относится:
Если говорить об определении науки в широком смысле, то она будет включать в себя даже условия и компоненты, которые используются в экспериментах. Разделение и кооперация труда не только систематизируют работу, но и позволят выполнять функции более качественно. К дополнительным элементам структуры можно отнести научные учреждения, лабораторное оборудование, систему научной информации, которая применяется в том или другом вузе России. Большое воздействие на результат работы оказывают уже имеющиеся данные с предыдущих исследований.
Методы научно-исследовательской работы и понятийный аппарат помогут в детальной классификации фактов и систематизации важной информации.
Благодаря детальному плану наука как социальный институт может не только активно развиваться, но и формировать необходимый современному образованию пласт знаний.
История развития и признаки
Развитие письма повлекло за собой развитие общества и формирование человека как высокоморального думающего существа. С древних времён возникали зачатки разных наук, которые через столетия смогли разрастись и дать плоды. Ярким примером первых учёных являются философы Древней Греции и Рима, основным занятием которых был поиск смысла жизни и человеческой истины.
Первая классификация общих знаний появилась в Древней Греции и позже стала использоваться по всему миру. В XVI—XVII вв. произошло ускорение в развитии науки. Это отразилось на технике и технологиях, человечество начало активно прогрессировать, формируя целые научные институты. С этого периода началось удвоение количества экспериментов и исследований всех сфер человеческой деятельности. Были сформированы такие институты:
Благодаря чередованию экстенсивных и революционных периодов развитие науки ускорилось. Это положительным образом сказалось на углублении принципов познания, увеличении классификаций и создании новых категорий. Активно развиваются фундаментальные и прикладные исследования. В этот период сформировались основные признаки науки:
Процесс изучения состоит из предмета, над которым проводится опыт, ряда теорий и гипотез, которые нужно доказать или исключить в процессе работы. Наука не может рассматриваться без методов и фактов, а также детального описания эмпирического материала.
Учёные и научные организации
Активным развитием науки и её функций в обществе занимаются люди, обладающие необходимыми знаниями и занимающие высокий уровень в государстве. Большой пласт изучений был выполнен благодаря добровольным научным организациям, которые работают не только в одной стране, но и на мировом уровне. Благодаря конференциям, публикациям в периодических изданиях и мониторингу полученных данных разные отрасли науки активно развиваются и дополняются.
Членство в научных организациях может иметь как добровольный характер, так и требовать членские взносы. Государство, со своей стороны, может поддерживать материально деятельность организации или же поощрять научных работников грантами и денежными призами в случае удачных и важных для общества открытий.
Национальные академии наук часто формируются из таких добровольных обществ, превращение возможно за счёт формулирования конкретной тематики исследований и чёткого определения предметов экспериментов. Первые научные общества появились ещё в 1960-х годах в Италии, категории изучения в которых начали складываться в процессе становления общественных приоритетов.
На международном уровне сотрудничество происходит через специальные институты. Кратко об их деятельности можно узнать из специализированных периодических изданий. К наиболее известным относятся CERN (лаборатория физики высоких энергий и элементарных частиц) и ОИЯИ (изучение и выделение основных черт трансурановых элементов). Кстати, именно элементарная частица и стала элементом оформления, своего рода логотипом науки.
Благодаря международной кооперации возможно существенное сокращение материальных затрат для проведения дорогостоящих опытов. А также научные общества помогают составить эффективные коллективы, в которые входят учёные, обладающие высоким уровнем необходимых для исследований знаний.
Общая классификация
На протяжении своего развития человечество пыталось создать детальную классификацию области всех знаний. Первые удачные попытки относятся к периоду античности, когда Аристотель сформировал три разновидности: теоретику, практику и творчество. Высшей группой здесь считались теоретические науки, которые мотивировали человека искать смысл жизни с помощью регулярных глубоких наблюдений за окружающим миром.
Марк Теренций Варрон представил несколько подтипов науки, которые, по его мнению, заслуживали детального изучения. Сюда относились грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика и астрология. Категоризация мусульманских учёных выглядела более упрощенной и состояла из арабских и иностранных наук.
В Средневековье социум имел уже четыре группы основных наук:
Позже категории выглядели по-другому, были приняты во внимание познавательные способности личности. Стереть старую классификацию из истории не удалось, но группы усовершенствовались, появилась история, теоретические науки и отдельная группа для творчества и искусства.
Толчок в развитии науки произошёл в процессе составления классификации Энгельсом, который выделил логическую и историческую группу.
Логический тип включал в себя несколько типов материи, которые располагались строго иерархически и с каждым новым уровнем совершенствовались. Исторический тип означал развитие и усложнение видов наук за счёт роста от простого к сложному, он показывал и влияние эволюции. Классификация такого типа носит линейный характер и считается одной из наиболее популярных для точной характеристики науки в целом. Советский учёный Кедров взял за основу классификацию Энгельса, поделив её на природу и человеческое влияние. Каждый вид имеет свои подтипы, которые включают те или иные науки.
Сейчас научный процесс не стоит на месте и активно развивается, создаются новые методы исследования, совершенствуются инструменты для процесса, выделяются новые предметы и интересные объекты. Вполне возможно, что в будущем классификация будет изменена и усовершенствована новыми идеями и фактами.
Особенности науки как социального института
Понятие науки объединило в своем понимании необходимость изыскания способов и средств для дальнейшего цивилизационного развития человечества с помощью теоретических знаний. Являясь социальным институтом, наука призвана служить социуму и действовать только в его интересах. Поэтому различают большое количество институтов, зависящих от количества научных отраслей. Научная деятельность, организованная система знаний и учреждения в совокупности составляют институты по изучению науки.
Особенности науки для социума
Термин «социальный институт» показывает способы закрепления конкретной деятельности индивида по итогам определенных моментов и ситуаций. Он подразумевает формальную систематизацию различных типов взаимоотношений между индивидами и группами в пределах государства, которые образуются по соглашениям, но с уточнениями в отношении иерархии, властных полномочий, распределения обязанностей и регламента.
Распределение человеческих и материальных ресурсов, благодаря науке, позволило сделать общество самостоятельным понятием и функционально разделить существующий труд на области, с целью достижения благ, которые необходимы индивидам для их постоянного существования и жизнедеятельности.
Существуя в виде института, наука в социуме представлена структурой, включающей следующие элементы:
Наука в социальном институте рассматривает:
Научная мысль получает распространение при активном изучении конкретной сферы в ВУЗах и Академиях, учреждениях последипломного образования, аспирантурах.
Наука, являясь представителем социального института:
Наука во все времена является двигателем прогресса и приоритетным направлением в существовании любого цивилизованного государства.
Как институт, она опирается на:
Главными субъектами в развитии науки прежде всего считаются талантливые люди, изобретатели, новаторы, гении и творчески мыслящие личности.
Процессы в научном институте
Характерные особенности института современной науки в социуме – это наличие автономии, которая проявляется как:
Одновременно наука занимается защитой своих законных прав, с помощью юридических методов (интеллектуальное право) и использует достижения искусственно созданного интеллекта. Достижения исследователей публикуются в трудах, используются в сферах жизни общества. Социологические исследования можно изучать по выпускаемой периодике (научные журналы, газеты), сайтах сообществ.
Наука в виде социального института изменялась на протяжении различных исторических периодов. Менялись подходы, взгляды, мнения. Все это происходило под действием факторов окружающей среды, в частности, политики, экономики, культуры, законодательства, религии, разделения общества на классы, социальных процессов (войн, революций, миграций и т. д.).
Все это способствует тому, что наука образует этапы социализации общества в разные периоды жизни человека, а также:
Научный институт социума представляет собой организованную систему. В ней участвуют не только ученые умы, но и их помощники. Институт всегда заинтересован в распространении знаний и наработок исследователей, обеспечивая им полноценное выполнение социальных функций.
Научное сообщество как общее понятие
Определяя науку в виде социального института, стоит указать, что она имеет вид сообщества, которое объединено общими задачами, стойкими традициями, авторитетом ученого мнения, ростом научной мысли и знаний, самоорганизацией и дисциплиной. В институте отсутствует принуждение, властные механизмы, строго фиксированное членство.
Ученые удостоверяют участие в сообществах в виде разных форм:
Пятью основными качествами любого научного сообщества считаются:
Наука, как социальный институт, финансово и информационно поддерживается государством, которое заинтересовано в новейших концепциях, предложениях и нововведениях. Социальные процессы – это важная часть человеческого общества и государства, которые играют большую роль в установлении власти, организации порядка, распределении ролей и задач для каждого гражданина в социуме.
Поэтому науке уделяется такое большое внимание и всесторонняя поддержка. Обоснованные теоретические подходы науки всегда находят в обществе практическое применение.
Наука как социальный институт – развитие, функции и признаки
Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.
Этапы становления науки
Развитие науки как социального института началось в 16-17 веках (хотя некоторые ученые считают, что она зародилась еще в 5 веке до н.э, но, согласно общепринятой версии, тогда появились лишь прообразы научных открытий, так как не было специальных средств для получения объективных знаний).
Толчком для начала научной деятельности стал технический прогресс, который позволил использовать новые средства, открывать то, что до этого было недоступно для человека. Например, начать изучение космоса, строение мельчайших частиц – атомов.
Функции науки
Любые научные труды создаются с одной общей целью: получить новое знание.
К функциям науки относят:
В настоящее время наука имеет тесную связь с образованием. Это объясняется потребностью в распространении и передаче объективных знаний о мире, выработке методов и способов преподавания научных дисциплин, теоретической базы для учителей и педагогов. Перед образовательными учреждениями государство ставит сразу две цели – организация педагогической и научной деятельности.
Рассмотрим систему научных учреждений в России:
Результаты деятельности данных организаций отражаются у монографиях, учебниках, энциклопедиях, атласах, которые издаются и находятся в открытом доступе для всех людей.
Виды наук
Этапы включения человека в научную деятельность
Что мы узнали?
Наука – это один из социальных институтов, появление которого было вызвано потребностью в получении истинных знаний, обосновании любой деятельности, особенно педагогической. Зарождение научной деятельности и ее бурное развитие стало возможным в результате начала технического прогресса. Те средства, которые человек смог изобрести, позволяют делать все больше открытий в разных областях. Главная задача науки – фиксировать и оформлять данные открытия, проверять их с помощью различных средств.