что не едят в пост перед причастием и исповедью

Как готовиться ко Святому Причащению

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния – вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Источник

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Суще­ствуют разные меры гове­ния перед При­ча­стием, еди­ного пра­вила, кото­рое было бы уста­нов­лено для всех, не суще­ствует.

Прак­тика трёх-семи­днев­ного поста перед При­ча­стием воз­никла в 18–19 веках, в период евха­ри­сти­че­ского охла­жде­ния, когда люди при­ча­ща­лись раз-два в год, соот­вет­ственно они и пости­лись около недели.

Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием не суще­ствует

мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион

Еди­ного для всех пра­вила поста перед при­ча­стием не суще­ствует, оно уста­нав­ли­ва­ется инди­ви­ду­ально, заявил глава сино­даль­ного Отдела внеш­них цер­ков­ных связей (ОВЦС) мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион.

«Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием, кото­рое бы пред­пи­сы­ва­лось цер­ков­ными кано­нами или уста­вом, просто не суще­ствует», – заявил вла­дыка, отве­чая на вопросы слу­ша­те­лей лекции, кото­рую он про­чи­тал в Цен­траль­ном доме жур­на­ли­ста в Москве. По его мнению, сего­дня, если живу­щий пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью чело­век желает часто при­ча­щаться, осо­бенно если он испол­няет уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты, «нет необ­хо­ди­мо­сти нала­гать на него какие-то допол­ни­тель­ные посты сверх уста­нов­лен­ных цер­ков­ным уста­вом и кален­да­рем». Но эти вопросы в конеч­ном итоге каждый должен решать со своим духов­ни­ком, под­черк­нул иерарх.

Что каса­ется прак­тики нало­же­ния епи­ти­мьи, когда, напри­мер, веру­ю­щего отлу­чают от при­ча­стия, то это, по его словам, целе­со­об­разно и пра­во­мерно, если свя­щен­ник уверен, что такое нака­за­ние «при­не­сет плод, помо­жет чело­веку осо­знать свою гре­хов­ность и, в конеч­ном итоге, при­бли­зит каю­ще­гося к Богу, а не отда­лит от Него».

«К сожа­ле­нию, в наше время отказ от при­ча­стия Святых Хри­сто­вых Таин часто озна­чает, что чело­век просто ока­зы­ва­ется перед необ­хо­ди­мо­стью отойти от глу­бо­кой рели­ги­оз­ной жизни. Поэтому в данном вопросе необ­хо­дим инди­ви­ду­аль­ный подход, и каждый духов­ник должен при­ни­мать очень взве­шен­ное и точное реше­ние», – под­черк­нул мит­ро­по­лит Ила­рион, слова кото­рого при­во­дит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евха­ри­стия есть «самое боль­шое чудо, кото­рое может совер­шаться в жизни чело­века и в жизни Церкви, причем для уча­стия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, поку­пать билеты, сна­ря­жать само­леты, не надо отправ­ляться в долгое палом­ни­че­ство – доста­точно лишь дойти до бли­жай­шего храма».

Вла­дыка с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вал, что сего­дня в цер­ков­ной среде есть увле­че­ние чуде­сами, «а то чудо, кото­рое совер­ша­ется в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совер­ша­ется Боже­ствен­ная евха­ри­стия, часто оста­ется неза­ме­чен­ным и вос­при­ни­ма­ется как что-то обыч­ное и рутин­ное, как и те изме­не­ния, кото­рые совер­ша­ются с очень мно­гими людьми, – их духов­ное пре­об­ра­же­ние».

Мит­ро­по­лит Ила­рион также указал на важ­ность испо­веди перед при­ча­стием – прак­тики, кото­рая имеет место не во всех помест­ных Церк­вях.

«Для чего важна испо­ведь? Она нужна не только для того, чтобы чело­век был допу­щен к при­ча­ще­нию Святых Хри­сто­вых Таин, но и для того, чтобы каю­щийся осо­знал свои грехи, про­из­вел некий само­ана­лиз перед лицом Бога и перед лицом свя­щен­ника», – сказал он, доба­вив, что испо­ведь – это тоже таин­ство, кото­рое имеет цели­тель­ную силу.

По словам архи­ерея, истин­ное пра­во­сла­вие невоз­можно без посто­ян­ного уча­стия каж­дого хри­сти­а­нина в евха­ри­стии, но «сего­дня, к сожа­ле­нию, многим людям мысль о частом при­ча­ще­нии все еще кажется неви­дан­ным нов­ше­ством». Он напом­нил, что вопрос о частоте при­ча­ще­ния был поднят в про­цессе под­го­товки к Помест­ному Собору Рус­ской церкви 1917–1918 годов, и было реко­мен­до­вано, со ссыл­кой на свя­то­оте­че­ское пре­да­ние, вер­нуться к пер­во­хри­сти­ан­ской прак­тике при­ча­ще­ния в каждый вос­крес­ный день.

«Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются»

Мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр) хорошо знаком нашим чита­те­лям, и не только бла­го­даря своим книгам, тиражи кото­рых рас­хо­дятся очень быстро. В про­шлом году «Пра­во­сла­вие в Укра­ине» пуб­ли­ко­вало интер­вью с этим выда­ю­щимся совре­мен­ным бого­сло­вом и цер­ков­ным дея­те­лем, где под­ни­ма­лись вопросы един­ства Церкви и поло­же­ния пра­во­сла­вия в Укра­ине. Сего­дня мы пред­ла­гаем вам позна­ко­миться с пас­тыр­ской сто­ро­ной слу­же­ния вла­дыки Кал­ли­ста – архи­ерея Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата и Окс­форд­ского про­фес­сора.

Наша беседа с почтен­ным бого­сло­вом каса­лась акту­аль­ных сего­дня вопро­сов под­го­товки ко При­ча­стию, соот­но­ше­ния при­ча­ще­ния с испо­ве­дью и неко­то­рых раз­ли­чий в гре­че­ской и рус­ской прак­тике.

– В про­шлом году в Москве состо­я­лось пас­тыр­ское сове­ща­ние по типу круг­лого стола, на кото­ром обсуж­да­лись вопросы поста, молит­вен­ного пра­вила и испо­веди перед при­ча­ще­нием. В Рус­ской Церкви сло­жи­лась тра­ди­ция перед При­ча­стием поститься три дня, про­чи­ты­вать три канона и после­до­ва­ние ко При­ча­ще­нию, а также обя­за­тельно испо­ве­до­ваться. Как вы пола­га­ете, можно ли облег­чить под­го­товку ко при­ча­ще­нию?

– Мы должны при­ни­мать во вни­ма­ние тра­ди­ции каждой мест­ной Церкви и не менять тре­бо­ва­ния вне­запно. Под­ня­тый вами вопрос очень важен, осо­бенно для нас, живу­щих на Западе, где пра­во­слав­ные греки живут бок о бок с рус­скими и порой ока­зы­ва­ются даже в одном при­ходе, как, напри­мер, про­ис­хо­дит в Окс­форде. Лично я под­дер­жи­ваю частое при­ча­ще­ние. Частое – но не лег­ко­мыс­лен­ное или небреж­ное. Частое при­ча­ще­ние – да, но всегда с долж­ной под­го­тов­кой. Но что пони­мать под долж­ной под­го­тов­кой?

Во-первых, что каса­ется таин­ства испо­веди. В визан­тий­ской и совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции, насколько я могу это про­сле­дить, нико­гда не тре­бо­ва­лось, чтобы хри­сти­а­нин каждый раз испо­ве­до­вался перед при­ча­ще­нием. Испо­ведь и При­ча­стие рас­смат­ри­ва­ются как два отдель­ных таин­ства. Мне неиз­вестно, чтобы Все­лен­ские соборы при­ни­мали какие-либо каноны в отно­ше­нии обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­ще­нием. Этот обычай имел осно­ва­ние в Румын­ской и сла­вян­ских церк­вах. Я пред­по­чи­таю гре­че­ский подход. При этом каждый хри­сти­а­нин обязан регу­лярно испо­ве­до­ваться, но не обя­за­тельно всякий раз, когда при­сту­пает ко При­ча­стию. Такая прак­тика и в Окс­форде, как у греков, так и у рус­ских. Я бы хотел, чтобы испо­ведь рас­смат­ри­вали как отдель­ное таин­ство, а не просто эле­мент под­го­товки ко при­ча­ще­нию. Я пони­маю, что суще­ствуют пас­тыр­ские труд­но­сти в России, где очень много людей желает при­сту­пать ко при­ча­ще­нию, а свя­щен­ники просто не имеют время выслу­шать все испо­веди. Думаю, что лучше было бы не так часто испо­ве­до­ваться, но чтобы испо­ведь была дей­стви­тельно серьез­ным таин­ством, чтобы было доста­точно вре­мени для каю­ще­гося открыть свое сердце, а для свя­щен­ника – серьезно иссле­до­вать его состо­я­ние, что невоз­можно сде­лать, когда за каю­щимся стоит оче­редь в сотню чело­век.

– Тогда встает вопрос: как я могу при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию, если за время, про­шед­шее после послед­ней испо­веди, я совер­шил некие грехи? Пусть это не такие серьез­ные грехи, как убий­ство или пре­лю­бо­де­я­ние, а так назы­ва­е­мые повсе­днев­ные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совер­шенно правы: мы все греш­ники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны раз­ли­чать доста­точно серьез­ные грехи, кото­рые непре­менно должны испо­ве­до­вать, и грехи менее серьез­ные. Конечно, такое раз­ли­че­ние не вполне может быть обос­но­вано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серье­зен, но все-таки мы можем раз­ли­чать грехи. Если кто-либо совер­шил пре­лю­бо­де­я­ние, он обя­за­тельно должен испо­ве­до­ваться и, веро­ятно, поне­сти опре­де­лен­ную епи­ти­мию. С другой сто­роны, если мы согре­шили просто помыш­ле­нием, это не пре­пят­ствует нам при­ча­щаться. Если мы очень сильно поссо­ри­лись с другом, то должны вна­чале пока­яться в этом, прежде чем при­сту­пать ко При­ча­стию; но если эта ссора была мимо­лет­ной и мы сразу при­ми­ри­лись, то можем, мне кажется, при­ча­щаться без испо­веди.

Давайте осо­знаем, что само При­ча­стие пре­по­да­ется во остав­ле­ние грехов, – ведь такие слова мы про­из­но­сим при при­ча­ще­нии. Хотя, конечно, При­ча­стие не заме­няет испо­веди. Кроме того, в молит­вах перед При­ча­стием мы также просим о про­ще­нии грехов.

– Давайте вер­немся к такому аспекту под­го­товки ко При­ча­стию, как пост.

– Тра­ди­ция поститься три дня или неделю перед При­ча­стием – это тоже мест­ный рус­ский обычай. Если мы обра­тимся к кано­нам или опре­де­ле­ниям Все­лен­ских собо­ров, то не найдем такого тре­бо­ва­ния. Каноны гово­рят о посте по средам и пят­ни­цам, о четы­рех мно­го­днев­ных постах в тече­ние года, кроме того, в бого­слу­жеб­ных книгах мы встре­чаем ука­за­ние еще на несколько пост­ных дней, напри­мер, день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи или празд­ник Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня. Но в кано­нах ничего не ска­зано о необ­хо­ди­мо­сти поститься три дня или целую неделю перед при­ча­стием. Мне кажется, что тре­бо­ва­ния испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­ще­нием и поститься неделю или три дня воз­никли тогда, когда При­ча­стие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упад­ком. В древ­ней Церкви хри­сти­ане обычно при­ча­ща­лись каждое вос­кре­се­нье. Я думаю, что в тех Церк­вах, где при­ча­стие стало редким, было бы непра­вильно резко менять тра­ди­цию и тре­бо­вать непре­менно при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Но я уверен, что при­ча­щаться три-четыре раза в год недо­ста­точно. На прак­тике очень хорошо при­сту­пать ко При­ча­стию каждое вос­кре­се­нье. Поэтому я скажу так: соблю­дайте пост по средам и пят­ни­цам, воз­дер­жи­вай­тесь также в суб­боту вече­ром, испо­ве­дуй­тесь хотя бы раз в месяц, но при­ча­щай­тесь по воз­мож­но­сти чаще. Такую прак­тику я реко­мен­дую людям, кото­рых готовлю ко вступ­ле­нию в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц или реже, я говорю, что это слиш­ком редко. Если мы посмот­рим на прак­тику древ­ней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они сви­де­тель­ствуют о частом при­ча­ще­нии. Не только ранние, но и более позд­ние отцы, такие как святой Симеон Новый Бого­слов или живший в XVIII веке пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, соста­ви­тель «Доб­ро­то­лю­бия», гово­рят в пользу частого при­ча­ще­ния. И я считаю, что дви­же­ние в Гре­че­ской Церкви за частое при­ча­стие – это хоро­шее явле­ние. Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются. Думаю, что пра­вила в отно­ше­нии испо­веди и поста перед при­ча­ще­нием могут быть изме­нены. Но эти вопросы, как мне кажется, нахо­дятся в ком­пе­тен­ции мест­ных Церк­вей.

Помню, когда я только принял пра­во­сла­вие, около пяти­де­сяти лет назад, свя­щен­ник на литур­гии выхо­дил с Чашей и гово­рил: «Со стра­хом Божиим, верою и любо­вию при­сту­пите», – но никто не под­хо­дил. Никто не при­ча­щался. И я еще тогда ощутил: это не может быть пра­виль­ным. Теперь же на Западе в пра­во­слав­ных церк­вах при­ча­ща­ются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы при­ча­ща­емся не потому, что уве­рены в соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, но потому что верим в милость Божию. Мы под­хо­дим к Чаше, потому что мы при­званы, мы ведь назы­ваем При­ча­стие Свя­тыми Дарами. При­ча­стие – это не нечто такое, что можно зара­бо­тать или заслу­жить, это всегда сво­бод­ный дар любви Божией.

– Перед при­ча­ще­нием свя­щен­ник воз­гла­шает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отве­чает: «Един Свят, един Гос­подь Иисус Хри­стос…». Однако мы, не будучи свя­тыми в этом смысле, все же дер­заем при­ча­щаться… С другой сто­роны, мы знаем, в Новом Завете и в литур­ги­че­ских текстах свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане, кто не отлу­чен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соот­но­сится свя­тость и личное нрав­ствен­ное совер­шен­ство чело­века?

– Прежде всего, если гово­рить о пони­ма­нии свя­то­сти, сле­дует исполь­зо­вать три слова: один, неко­то­рые, все. Один свят – Иисус Хри­стос. Свя­тость при­над­ле­жит Богу, только Он свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы только через при­ча­стие свя­то­сти Божией. Далее, мы гово­рим, что к свя­то­сти при­званы все. Когда апо­стол Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и т. д., он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. Также и апо­стол Петр пишет о хри­сти­а­нах как о «святом народе». В этом смысле святы все хри­сти­ане. Нако­нец, мы гово­рим о тех святых, кото­рые про­слав­лены Цер­ко­вью и кото­рые отме­чены в цер­ков­ном кален­даре. То же самое мы можем ска­зать и о свя­щен­стве. Один только Пер­во­свя­щен­ник – Иисус Хри­стос, как гово­рится в Посла­нии к Евреям. Затем, через кре­ще­ние все хри­сти­ане ста­но­вятся свя­щен­ни­ками, как пишет апо­стол Петр, назы­вая хри­стиан не только святым наро­дом, но и «цар­ствен­ным свя­щен­ством». Далее, свя­щен­ни­ками ста­но­вятся неко­то­рые – кого Цер­ковь избрала и поста­вила на это слу­же­ние через воз­ло­же­ние рук. Таким обра­зом, и у свя­то­сти, и у свя­щен­ства есть три уровня.

Мы все при­званы к свя­то­сти. Поэтому, если я под­хожу к При­ча­стию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я греш­ник, тре­бу­ю­щий Божией помощи, кото­рая пода­ется мне в Святом При­ча­стии.

Разу­ме­ется, неко­то­рые люди по при­чине совер­шен­ных грехов не могут при­ни­мать При­ча­стие. Но в основ­ном, конечно, При­ча­стие – это не награда святым, а помощь для греш­ни­ков. В неко­то­рых житиях мы читаем, что были такие святые, кото­рые после при­ча­ще­ния долгое время не при­сту­пали вновь к Чаше, как, напри­мер, святая Мария Еги­пет­ская. Она при­ча­сти­лась в храме Гроба Гос­подня и затем ушла в пустыню, где многие годы не при­ни­мала Святые Дары, при­ча­стив­шись затем лишь перед самой кон­чи­ной.

– Но может ли это быть общим пра­ви­лом?

Конечно, это не общее пра­вило. Это пра­вило для святых, кото­рые в тече­ние многих лет могут жить одним При­ча­стием. Но мы должны при­ча­щаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуж­да­емся в помощи, в бла­го­дати.

– Какое место в под­го­товке к при­ча­ще­нию зани­мает нрав­ствен­ное совер­шен­ство? Многие люди у нас в Киеве испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, испо­ве­до­вав­шись с вечера, утром снова просит при­нять испо­ведь, потому что за вечер или ночь чем-то согре­шил – небла­го­че­сти­выми мыс­лями, дви­же­ни­ями сердца и пр. Кроме того, многие хри­сти­ане каждый раз, неделя за неде­лей, испо­ве­дуют одни и те же грехи. Как можно давать обе­ща­ние на испо­веди не повто­рять эти так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, если я точно знаю, что буду их совер­шать?

– Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь может выра­жать своего рода суе­ве­рие. Стоит пом­нить, что При­ча­стие – это бла­го­дать, а дьявол не хочет, чтобы мы при­ни­мали бла­го­дать. И поэтому он ищет любые спо­собы сде­лать так, чтобы мы пере­стали при­ча­щаться. Когда слу­ча­ется, что нас посе­щает гре­хов­ный помысл, что может слу­читься даже во время Боже­ствен­ной литур­гии, мы должны просто рас­ка­яться в этом внутри себя и при­сту­пать ко При­ча­стию, поскольку это дья­воль­ское иску­ше­ние.

Бла­го­дать, кото­рая пода­ется в таин­стве пока­я­ния, очень важна для каж­дого из нас. Но мы должны при­ни­мать на себя ответ­ствен­ность и «играть свою партию». Нельзя пре­вра­щать испо­ведь в меха­ни­че­ское пере­чис­ле­ние одних и тех же грехов. Она должна быть доста­точно редкой, чтобы быть собы­тием, дей­стви­тельно рас­кры­тием своего внут­рен­него состо­я­ния. Каждый день в вечер­них молит­вах мы просим о про­ще­нии грехов. И если мы искренне молимся о про­ще­нии, Бог про­щает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на испо­ведь ходить не нужно. Неко­то­рые наши про­ступки пре­пят­ствуют при­ча­ще­нию до тех пор, пока мы их не испо­ве­дуем. Но мы должны все­рьез отно­ситься к пока­ян­ным молит­вам из нашего еже­днев­ного пра­вила. Испо­ведь не должна ста­но­виться слиш­ком частой. Сле­дует более ответ­ственно под­хо­дить к этому. Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь обес­це­ни­вает ее.

Мы должны пони­мать, что дей­стви­тельно нуж­да­емся в том, чтобы снова и снова испо­ве­до­вать одни и те же грехи. Не сле­дует избе­гать испо­веди по той при­чине, что грехи повто­ря­ются. Обычно за ночь мы не ста­но­вимся свя­тыми. Нам нужна борьба, посто­ян­ное аске­ти­че­ское усилие над собой. Но Божия бла­го­дать совер­шает в нас пере­мену. Воз­можно, мы ее не заме­чаем, но она про­ис­хо­дит. С помо­щью еже­днев­ных усилий, бла­го­дати Божией, испо­веди и прежде всего при­ча­ще­ния мы можем дви­гаться вперед – сми­ренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разо­ча­ро­вы­ва­ются в своих уси­лиях, поскольку испо­ве­дуют одно и то же, при­ча­ща­ются, а ника­кой пере­мены к луч­шему за собой не наблю­дают. Осо­бенно это чув­ству­ется в боль­ших горо­дах с их суетой, когда у чело­века прак­ти­че­ски не оста­ется вре­мени на духов­ную жизнь. Работа, долгая выма­ты­ва­ю­щая дорога в проб­ках, семей­ные заботы… Далеко не все нахо­дят время даже для утрен­них или вечер­них молитв.

– На самом деле мы, кли­рики, и осо­бенно монахи, кото­рым не надо забо­титься о семье и детях, пони­маем те усло­вия, в кото­рых живут семей­ные хри­сти­ане. Люди вынуж­дены много рабо­тать, подолгу доби­раться на работу и домой, а вече­ром дома тоже много чего нужно сде­лать… Мы должны пони­мать эти непро­стые усло­вия, в кото­рых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый хри­сти­а­нин может найти хотя бы немного вре­мени утром и вече­ром, чтобы помо­литься перед иконой. Даже пять минут утром и вече­ром имеют огром­ное зна­че­ние. Эти минуты задают «направ­ле­ние» целому дню и дают ту глу­бину, кото­рой невоз­можно достичь иначе. Сле­дует ска­зать и о крат­ких молит­вах, кото­рые можно тво­рить в тече­ние дня. Мы можем молиться, когда при­ни­маем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем исполь­зо­вать крат­кие молитвы, напри­мер, Иису­сову: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя», – или «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе», или «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», либо другие крат­кие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое заня­тое время, или, напри­мер, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно уви­деть, что кроме спе­ци­аль­ного отве­ден­ного вре­мени для молитвы перед иконой (кото­рое нужно каж­дому из нас), есть воз­мож­ность сво­бодно молиться и в тече­ние дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в тече­ние дня, то надо выби­рать для этого самые крат­кие и про­стые молитвы, такие как Иису­сова. Тво­рить молитву Иису­сову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путе­ше­ствуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апо­стол Павел пишет: «Непре­станно моли­тесь». Он гово­рит о том, что весьма трудно, но начи­на­ется с очень про­стого: с частых крат­ких молитв в тече­ние дня. С помо­щью таких молитв мы можем напол­нить весь свой день при­сут­ствием Христа – и это есть путь к истин­ной молитве. Ищите Христа везде. Иису­сову молитву могут тво­рить не только монахи или кли­рики, но и миряне, име­ю­щие семьи и мир­ские обя­зан­но­сти. Тво­рите Иису­сову молитву – не тогда, когда тре­бу­ется повы­шен­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, но во все про­ме­жу­точ­ные моменты. Мы можем соеди­нить время молитвы и работу. Учиться такому спо­собу Иису­со­вой молитвы очень важно в нашей повсе­днев­ной жизни. И также Иису­со­вой молитве хорошо учить детей. Они могут время от вре­мени повто­рять Иису­сову молитву с самого ран­него воз­раста, потому что она очень про­стая.

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста

Марк, епи­скоп Его­рьев­ский,
заме­сти­тель Пред­се­да­теля Отдела внеш­них цер­ков­ных связей Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста идет от тра­ди­ции сино­даль­ного пери­ода, когда при­ча­ща­лись один-два раза в год. В этой ситу­а­ции нор­мально и очень хорошо, если чело­век перед при­ча­стием попо­стится 3 дня. Сего­дня, как пра­вило, духов­ники и свя­щен­ники реко­мен­дуют при­ча­щаться гораздо чаще. Полу­ча­ется некое про­ти­во­ре­чие: люди, кото­рые хотят при­ча­щаться часто, обре­кают себя на почти посто­ян­ный пост по чет­вер­гам и суб­бо­там, что ста­но­вится для многих непо­силь­ным подви­гом. Если мы и в даль­ней­шем не будем отно­ситься к этому вопросу с рас­суж­де­нием, то это будет ока­зы­вать свое отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь нашей Церкви.

Нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием

игумен Вато­пед­ского мона­стыря архи­манд­рит Ефрем

– Ска­жите, батюшка, как пра­вильно гото­виться ко Свя­тому При­ча­стию? У нас в тра­ди­ции – миряне должны поститься три дня, а свя­щен­ники не постятся перед При­ча­стием. Чем объ­яс­ня­ется такое раз­ли­чие?

– Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще.

Фраг­мент встречи с миря­нами в Духовно-про­све­ти­тель­ском центре Ека­те­рин­бург­ской мит­ро­по­лии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *